Надзор со стороны прокурора
Надзор прокуратуры как отрасли права представляет собой систему теоретических основ, которые в настоящее время изучаются:
- Закономерности развития общественных связей, которые можно наблюдать в области прокурорского надзора за соблюдением законности;
- Средства и формы прокурорского реагирования на выявленные нарушения положений Конституции и федерального законодательства;
- Содержание правовых институтов, связанных с деятельностью прокуратуры;
- Практика применения законодательства к деятельности прокуратуры.
Борьба с преступностью и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства страны остаются в числе приоритетов деятельности прокуратуры.
В настоящее время Прокуратура придает большое значение своевременному информированию представительных и исполнительных органов власти всех уровней о состоянии законности в правоприменительной практике.
В этом заключается основное направление работы прокуратуры, от которого во многом зависят благополучие и правовая защита граждан, безопасность и интересы государства.
Актуальность исследования определяется той ролью, которую прокуратура играет в российском государственном аппарате, осуществляя свою основную деятельность — контроль за соблюдением законности.
Деятельность прокуратуры по контролю за соблюдением Конституции и исполнением законов затрагивает практически все сферы общественных отношений, регулируемых правовыми нормами.
Очевидно, что для полного и всестороннего раскрытия данной темы необходимо изучить организацию работы органов прокуратуры, иметь достаточные знания как о системе нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения, так и непосредственно о законности деятельности органов прокуратуры, а также государственных органов, коммерческих и некоммерческих организаций.
Правовой статус прокурора, его полномочия и правовые средства их осуществления при осуществлении прокурорского надзора регулируются соответствующими нормативными актами, используемыми при подготовке курсовой работы.
Методологическую основу исследования составляют общие научные (диалектические) и частные научные методы понимания социально-правовых явлений, а также деятельность правоохранительных органов в области отношений между государством и хозяйствующими субъектами.
Формально-юридический метод
Дипломная работа организация хранения архивных документов
... принятые на хранение в государственный архивы; Архивные фонды и архивные документы органов государственной власти, учреждений, организаций, предприятий, отнесенных к государственной собственности; Архивные фонды и архивные документы органов, учреждений, организаций предприятий бывших КПСС и ВЛКСМ, принятые на хранение в ...
Институциональный метод
Статистический анализ
Инцидентный анализ
Системный метод
Правовую основу исследования составили положения Конституции Российской Федерации, уголовно-исполнительного и пенитенциарного законодательства, а также соответствующих законов и подзаконных актов.
Для достижения цели совершенствования теоретических основ изучаемой проблемы необходим междисциплинарный подход и всесторонний анализ научной работы по организационной теории, менеджменту в области правоохранительной деятельности, уголовному праву и уголовному правосудию.
Целью данной работы является изучение основной деятельности российской прокуратуры — прокурорского надзора, его правовой основы, видов и содержания.
Цель достигается путем выполнения следующих задач:
- изучение системы и основных принципов организации и деятельности Прокуратуры в современных условиях,
- расследовать характер(ы) надзора со стороны прокуратуры,
- изучить содержание мер, принимаемых прокуратурой в ответ на нарушения закона
- Продемонстрировать цель преследования и надзора за соблюдением прав человека со стороны прокуроров.
Предметом исследования является надзор со стороны прокуроров как особая форма государственной деятельности по защите законности.
Предметом исследования стала концепция цели и задачи надзора со стороны государственных прокуроров.
Поскольку невозможно охватить все детали и подробности деятельности прокуратуры, в исследовании будут затронуты наиболее важные моменты.
Во-первых, понятие о прокуратуре РФ, ее целях и задачах. Во-вторых, концепция Прокуратуры Российской Федерации, ее цели и задачи, потому что именно ее изучение является целью моего исследования. В-третьих, текущие цели, задачи и проблемы прокурорского надзора.
Общие положения о прокуратуре
«Прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и выполнением законов, действующих в Российской Федерации.
Прокуратура Российской Федерации осуществляет иные функции, установленные федеральными законами», п. 1 ст. 1 раздела I Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1).
Прокуратура является самостоятельной независимой структурой (не относится к какой-либо ветви власти), выполняющей функции одного из элементов системы противовеса в механизме разделения властей.
Прокурор
Прокурор
Прокуроры также работают в системе уголовного правосудия. К ним относятся сотрудники органов и учреждений Генеральной прокуратуры, имеющие классные чины (в органах и учреждениях военной прокуратуры — воинские звания), являющиеся научными работниками или преподавателями научных и учебных заведений.
В соответствии со статьей 129 Конституции Российской Федерации Генеральная прокуратура Российской Федерации является единой централизованной системой, в которой подчиненные прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генеральной прокуратуре Российской Федерации.
Инновации и инновационная деятельность в Российской Федерации
... же цель: стимулирование инновационной активности и развитие научно-технического потенциала. Целью написания курсовой работы является изучение инноваций и инновационной деятельности в Российской Федерации. В работе для результата поставленной цели рассмотрим следующие задачи: рассмотреть теоретические основы инноваций и инновационной деятельности; ...
Прокуратура создается в соответствии с административно-национальной структурой, установленной Конституцией Российской Федерации. Прокуратуру возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации. Закон о Прокуратуре определяет его полномочия как руководителя Прокуратуры. Высшим звеном в системе прокуратуры является Генеральная прокуратура Российской Федерации, которую возглавляет Генеральная прокуратура Российской Федерации. Помимо Генеральной прокуратуры Российской Федерации, система органов прокуратуры включает в себя: прокуратуры субъектов Российской Федерации, районные прокуратуры и городские прокуратуры. В крупных городах в целях совершенствования оперативного управления муниципальные прокуратуры создаются при прокуратуре субъекта Российской Федерации, а сами районные прокуратуры подчиняются им. Они выполняют в основном организационные функции.
Система органов прокуратуры включает также военные прокуратуры, прокуратуры по надзору за уголовным преследованием в местах лишения свободы, транспортные и экологические прокуратуры, которые могут быть учреждены Генеральной прокуратурой Российской Федерации и приравнены к прокуратурам областей и районов.
Генеральный прокурор Российской Федерации
Прокуроры субъектов Российской Федерации
Другие прокуроры
Полномочия, организация и порядок деятельности Генерального прокурора Российской Федерации определяются федеральным законом.
«Наличие четко определенных целей и задач является необходимой чертой любой организованной структуры, органа или организации».
«Через цели и намерения государственного органа организация отражается в его природе, объекте и пределах. Именно цели и задачи определяют функции этих структурных подразделений, устанавливаются компетенции и конкретные полномочия каждого из них. В зависимости от полноты достижения целей определяется эффективность функционирования государственного органа или учреждения». В этом случае в органах прокуратуры исключений не будет.
Конкретное понимание целей уголовного преследования может быть сформировано на основе анализа законодательства, регулирующего деятельность уголовного преследования.
Задача Прокуратуры закреплена в статье 2 Конституции Российской Федерации: «В правовом государстве человек, его права и свободы имеют высшую ценность. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства». Соответственно, эта обязанность выполняется государством с помощью всех государственных органов, а значит, и прокуратуры.
Статья 1 Закона о прокуратуре определяет одну из основных задач прокуратуры как обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Цели Прокуратуры наиболее четко определены в статье 1(2) Закона о Прокуратуре.
Правильно поставленные цели и задачи Прокуратуры и связанные с ними функции по их реализации являются гарантией качественного решения основных вопросов надзора за деятельностью Прокуратуры, что обеспечивает законность. Для этого анализируются научные определения целей, задач, функций и их связь с практической деятельностью прокуратуры.
Порядок формирования и состав Правительства Российской Федерации
Целью курсовой работы является определение порядка и состава правительства Российской Федерации К основным задачам курсовой работы относятся вопросы определения места Правительства Российской Федерации в системе государственной власти, порядка формирования и состава Правительства Российской Федерации, в соответствии с основополагающими нормативно правовыми ...
Определяются цели и задачи деятельности того или иного органа. В то же время проводится и их разграничение. Условно это различие может быть представлено следующим образом: Цель — это то, чего вы хотите достичь, а задача — это то, что вы должны сделать, чтобы достичь желаемого, запланированного результата. Как более специфические и частные задачи, организации делятся на общие и специальные (частные) задачи в зависимости от выполнения всех и индивидуальных функций органа. Иногда различают функциональные задачи.
Иными словами, цели участия прокуратуры в правозащитной деятельности должны пониматься как результат, к которому она стремится. Однако, учитывая, что цели участия Прокуратуры в этой деятельности могут вытекать из целей всей системы Прокуратуры России и не могут противоречить им, можно сделать вывод, что они должны соответствовать последним. Однако они не могут полностью совпадать, поскольку деятельность органов и учреждений современной российской прокуратуры в области защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина — это самостоятельная деятельность прокуратуры, выполнение которой решает только присущие ей задачи.
«Из этого следует, что цели и задачи деятельности прокуратуры исчерпывающе определены Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», иными законами, рядом международных договоров Российской Федерации, приказами и распоряжениями Генерального прокурора Российской Федерации. В то же время цели и задачи этой деятельности определяются статусом прокуратуры, ее местом и ролью в государственном аппарате».
«Понятие «функция» по отношению к прокуратуре как виду ее деятельности, которое определяется социальной целью прокуратуры, выраженной в ее задачах, характеризуется определенной сферой компетенции, направлено на решение этих задач и требует использования присущих ей полномочий, правовых средств и процедур.
Задачи Государственной прокуратуры являются конкретным направлением деятельности, вытекающим из назначения Государственной прокуратуры, и отражены в ее целях и руководящих принципах.
Анализируя вышесказанное, следует сказать, что правильно поставленные цели и задачи, правильно подобранные функциональные инструменты в области прокурорской деятельности позволят обеспечить наивысший приоритет законности в различных системах правоотношений и отраслях жизни, качественно обеспечить права и свободы человека, интересы общества и государства.
Концепция, характер и цели надзора со стороны прокуратуры как одного из видов деятельности прокуратуры.
Порядок разработки стандартов в Российской Федерации
... и организации получают через годовые и ежемесячные информационные указатели «Государственные стандарты Российской Федерации», которые они получают по подписке. Работа технического комитета начинается со сбора заявок на разработку стандарта. Заявителями могут быть государственные органы и ...
Прокурорский надзор
Суть надзора со стороны прокурора в том, что:
- Прокурорский надзор — это особый вид государственной деятельности, который не может осуществляться никакими другими государственными, общественными, любительскими или иными органами, организациями, учреждениями или должностными лицами, кроме Прокуратуры.
- Надзор со стороны Прокуратуры осуществляется от имени государства — Российской Федерации. Смысл этого положения заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор, не от имени отдельных органов местного самоуправления, отдельных субъектов Федерации или иных представительных, исполнительных или судебных органов, а от имени их совокупности, объединенных государственной системой, выявляет преступления и принимает меры по устранению и наказанию виновных: интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных лиц или отдельных лиц должны согласовываться с интересами государства в целом.
- Надзор со стороны прокуроров является независимой формой государственной деятельности. Его отличие от других видов деятельности других государственных органов определяется его специфическим содержанием. Речь идет о проверке правильности соблюдения Конституции Российской Федерации, выполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону, принятии мер по устранению выявленных преступлений средствами, которые закон предоставляет исключительно прокуратуре.
В силу функциональных особенностей отдельных сфер власти (представительской, исполнительной, судебной) надзор со стороны прокурора не имеет отношения ни к одной из сфер власти.
Цели и задачи надзора со стороны прокуратуры — две тесно связанные, но, тем не менее, разные категории.
Цели прокурорского надзора
Задачи прокурорского надзора
Характеристики отдельных ветвей прокурорского надзора (предмет надзора, полномочия прокурора, формы реакции прокурора)
С введением общего прокурорского надзора за исполнением Закона введен надзор со стороны органов прокуратуры за другими правоохранительными и надзорными органами.
Прокуратура является правовым институтом, и поэтому ее надзорная деятельность должна пронизана духом законности, а действия прокуроров должны соответствовать смыслу и целям закона. Надзор со стороны прокуроров не может осуществляться формально; все его содержание должно отражать суть законности.
Этот принцип отражен в статье 4 Закона «О прокуратуре», которая гласит, что прокуроры осуществляют свои полномочия в строгом соответствии с законами, действующими на территории Российской Федерации.
Система государственного управления Российской империи в XIX ...
... Государственное управление в первой половине XIX в. 1.1. Реформы высших государственных органов при Александре I С приходом Александра I к власти было торжественно провозглашено, что в основе его политики будет строгое соблюдение законов. В ...
«Учитывая многообразие общественных отношений и, соответственно, многообразие законодательства, регулирующего эти отношения, ветви надзора подразделяются на подотрасли, которые в литературе, посвященной прокурорскому надзору, чаще всего называют направлениями соответствующих ветвей надзора.
Важнейшей политической задачей является также реальная защита правоохранительными органами прав и свобод человека и гражданина. Эту правозащитную функцию прокуратуры нельзя противопоставлять защите интересов общества и государства одновременно. Защищая права и свободы граждан, прокуратура одновременно защищает интересы общества и государства. И наоборот, невозможно гарантировать права и свободы граждан без защиты государственных и общественных интересов.
А.А. Чувильев отмечает, что «развитие многоплановой деятельности прокуратуры позволяет ей поддерживать социальный статус, включающий в себя полномочия по защите интересов особо социально уязвимых групп населения (престарелых, несовершеннолетних, малообеспеченных), бесплатную правовую помощь и консультирование, а также повышенную социальную защищенность и безопасность прокуроров по сравнению с другими категориями граждан».
Помимо Закона о прокуратуре, правовые основы ее организации, порядок деятельности прокуратуры и полномочия прокуроров изложены в других нормативных правовых актах, регулирующих различные сферы общественных отношений. На это есть ссылки в других законах: Закон ФСБ России от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ (ст. 24), «О государственной охране» от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ (ст. 32), «О внутренних войсках МВД России» от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ (ст. 24), «О государственной охране» от 27 мая 1996 г. (ст. 32), «О внутренних войсках МВД России» от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ. 53), «О службе в таможенных органах Российской Федерации» N 114-ФЗ от 21 июля 1997 г. (ст. 58), «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» N 128-ФЗ от 25 июля 1998 г. (ст. 16), «Об оперативно-розыскной деятельности» N 144-ФЗ от 12 июля 1997 г. (ст. 58), «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» N 128-ФЗ от 25 июля 1998 г. (ст. 16), «Об оперативно-розыскной деятельности» N 144-ФЗ от 12 июля 1998 г. (ст. 16).
Август 1995 года (статья 21), «О Службе внешней разведки» N 5-FZ от 10 января 1996 года (статья 25), «Об органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» N 5473-1 от 21 июля 1993 года. (п. 5 ст. 38), «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» N 103-ФЗ от 15 июля 1995 г. (ст. 51), «О наркотических средствах и психотропных веществах» N 3-ФЗ от 8 января 1998 г. (ст. 60) и др.
Распространение положений о компетенции прокуратуры в некоторых отраслях законодательства, помимо Закона о прокуратуре, способствует интеграции ее надзорных полномочий в узкие сферы деятельности исполнительных органов власти и служит своего рода напоминанием о необходимости строгого соблюдения буквы закона при исполнении служебных обязанностей.
В целях совершенствования контроля за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также адаптации его к новым правовым и социально-экономическим реалиям прокуратура руководствуется следующими соображениями. В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона «О прокуратуре» Генеральная прокуратура Российской Федерации издала Указ № 195 от 7 декабря 2007 года «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина».
Уголовное право и законодательство
... -процессуальное право как отрасль права. Его взаимосвязь с другими отраслями юридической науки. Уголовно-процессуальное право есть отрасль российского права, представляющая собой систему социально обусловленных правовых норм, регулирующих порядок деятельности суда, органов следствия, дознания и прокуратуры при ...
В соответствии с Постановлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» от 15 февраля 2011 г. N 33 обеспечивает эффективный надзор за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности и проведении расследований.
В целях обеспечения надлежащей организации надзора за исполнением природоохранного законодательства в области защиты лесов от пожаров Генеральной прокуратурой Российской Федерации, реализации этих полномочий Генеральной прокуратурой, руководствуясь статьей 17 Закона о Генеральной прокуратуре Российской Федерации, издано распоряжение «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране лесов от пожаров» от 11.05.2011 г. № 127/7.
В соответствии с Приказом Генеральной прокуратуры РФ «Об усилении прокурорского надзора в свете реализации Национальной антикоррупционной стратегии» от 15 мая 2010 г. N 209 «основной задачей надзорной деятельности является рассмотрение своевременной профилактики коррупционных преступлений, расследование и устранение их причин и условий».
Обеспечить выполнение норм федеральных законов от 30 апреля 2010 года N 209 «Об укреплении органов прокуратуры в свете реализации национальной стратегии борьбы с коррупцией». 2010 N 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного действия в разумный срок» и N 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного действия в разумный срок», Права граждан на доступ к правосудию и надлежащий надзор за процессуальной деятельностью следственных и судебных органов регламентированы постановлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12 декабря 2007 года. 12 июля 2010 года об организации прокурорского надзора за соблюдением требований Закона «О соблюдении разумного срока на досудебной стадии уголовного судопроизводства». N 276.
В целях обеспечения единообразного применения положений Уголовно-процессуального кодекса и эффективного осуществления функций Генеральной прокуратуры Российской Федерации принят Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 2 июня 2011 года № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью следственных органов при производстве по уголовному делу».
Предмет надзорауказан в ст.21 Закона о прокуратуре:
- соблюдение Конституции Российской Федерации и выполнение действующих на территории Российской Федерации законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, военными органами, органами контроля, их должностными лицами и органами, осуществляющими общественный контроль за соблюдением прав человека в массовых масштабах
- соблюдение законодательства актов, принятых учреждениями и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
27 июня 2012 года в Правительстве Российской Федерации состоялось совещание по вопросам оптимизации организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственного контроля в соответствии с требованиями закупочных органов, а также по вопросам участия должностных лиц органов государственного контроля в проверках, проводимых закупочными органами.
Государственный бюджет Российской Федерации
... бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов * . Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней: первый уровень: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй уровень: бюджеты субъектов Российской Федерации (их всего 89) и бюджеты ...
На заседании было отмечено, что «в силу части 2 статьи 21 Закона о прокуратуре, при осуществлении надзора за исполнением законов прокуратура не может занимать место других государственных органов». В то же время в некоторых прокуратурах субъектов РФ сложилась негативная практика дублирования функций контрольных органов, что сдерживает усилия государства по сокращению количества проверок предпринимателей. Виновные сотрудники прокуратуры были привлечены к дисциплинарной ответственности. Такие действия подрывают авторитет прокуратуры, создают дополнительные препятствия для предпринимательской деятельности участников экономических отношений и дополнительные административные барьеры, способствуют коррупции.
В целях обеспечения надлежащего осуществления полномочий прокуроров субъектов Российской Федерации, городов и районов, военных прокуроров и прокуроров других специализированных закупочных организаций следует исключить из практики проведения проверок, если нет оснований для необоснованного дублирования функций контрольно-надзорных органов. Письмо первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации.
С одной стороны, такая норма лишает прокуроров возможности осуществлять свои надзорные функции, потому что не замена — не значит делать то, что должны делать другие госорганы. С другой стороны, роль прокурора включает в себя всесторонний надзор за деятельностью различных органов, учреждений, предприятий и организаций, который включает в себя не только выявление нарушений закона, но и его предупреждение и устранение.
В нашем государстве существуют различные формы надзора: надзор за Президентом, Правительством, министерствами, департаментами, губернаторами. Например, на территории Вологодской области государственный экологический надзор осуществляют две государственные структуры: Федеральная служба по надзору в сфере природопользования по Вологодской области и Управление природных ресурсов Вологодской области. И похоже, что прокуратура не должна контролировать их выполнение. Однако для контроля за исполнением природоохранного законодательства создана специализированная государственная прокуратура — Череповецкая межрайонная экологическая прокуратура. Череповецкая межрайонная экологическая прокуратура была создана в 1991 году и входит в состав Поволжской межрайонной экологической прокуратуры.
Территорией Череповецкой межрайонной экологической прокуратуры по бассейновому принципу являются Бабаевский, Белозерский, Васкинский, Вологодский, Вытегорский, Грязовецкий, Кадуйский, Кирилловский, Устюшенский, Чагодошенский, Череповецкий, Шекснинский районы и территория г. Череповец Вологодской области.
В последнее время другие специализированные органы прокуратуры, такие как Вологодская транспортная прокуратура, прокуратура по надзору за исполнением законов в местах лишения свободы и органы прокуратуры городов и районов Вологодской области также осуществляют надзор за исполнением природоохранного законодательства.
С другой стороны, должность «Прокуратура не имеет права заменять другие государственные органы» облегчает прокуратуре осуществление надзорной деятельности в отраслях экономики, требующих специальных знаний, поскольку они не должны обладать специальными навыками в различных областях деятельности и не требуют знания специальных нормативных актов.
Прокурорский надзор. Основные направления прокурорского надзора
... на нарушения закона. 3.1. Общий надзор (надзор за исполнением законов и законностью правовых актов). Предметом первой отрасли прокурорского надзора, так называемого "общего" надзора, является исполнение законов министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами РК, органами местного самоуправления, органами ...
В настоящее время у Прокурора нет иного выбора, кроме как обратиться в государственные органы с компетентным запросом о проведении проверки и получить ее результаты.
«Кроме того, при проведении проверки Прокурором могут быть вызваны должностные лица контролирующих органов в качестве специалистов для уточнения поднятых вопросов». По существу, прокуратура направляет запрос на участие государственных инспекторов в качестве специалистов в проверках, проводимых правоохранительными органами. Результаты проверки с материалами проверки направляются в прокуратуру. В соответствии со статьей 25.11 КоАП РФ прокурор, по результатам представленных материалов, стимулирует производство по делу об административном правонарушении (постановление органа предпринимательства об административном правонарушении) и направляет «судье, в орган, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении». Глава 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях) от 30.12.2001г. N 195-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25.12.2012 N 252-ФЗ).
«Помимо осуществления надзорных полномочий над контролирующими органами, прокуроры при осуществлении своих функций широко используют право, предусмотренное статьей 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», требовать от руководителей этих органов назначения специалистов для выяснения возникших вопросов и контроля за полученными материалами и обращениями.
В то же время, помимо плановых проверок, федеральные контролирующие органы выполняют многочисленные поручения прокуроров о проведении внеплановых проверок, зачастую без учета информации из годового сводного плана плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также внеплановых проверок со стороны контролирующих органов, что вносит путаницу в их деятельность.
Прокурорский надзор за судебным преследованием должен осуществляться независимо от различных надзорных органов, поскольку его основной целью является обеспечение строгого и точного соблюдения закона на всей территории страны.
Согласно статье 21(2) Закона о прокуратуре, «пересмотр обвинения осуществляется на основании полученной прокуратурой информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер со стороны прокуратуры».
«Мониторинг законности правовых актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, военными администрациями, органами контроля и их должностными лицами, осуществляется независимо от получения информации о нарушениях законности», пункт 3 Положения № 3. 195 Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина».
Полномочия прокуратуры при осуществлении вышеуказанной надзорной функции определены в статье 22 Закона «О прокуратуре»:
П. 1. государственный прокурор имеет право при осуществлении своих функций:
- По предъявлении официального удостоверения, беспрепятственно входить на территорию и в помещения учреждений, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к своим записям и материалам, проверять соблюдение закона в отношении полученной прокуратурой информации о нарушениях закона;
- Требовать от руководителей и иных должностных лиц этих органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, назначать специалистов для уточнения возникших вопросов, проводить проверки материалов и сообщений, поступающих в прокуратуру, а также проверки деятельности подконтрольных ей или подведомственных ей организаций.
- Вызывать должностных лиц и граждан для разъяснения нарушений закона.
П. 2. прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждают дело об административном правонарушении, требуют привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности и предупреждают о недопустимости нарушения.
П. 3. прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения прав органами и должностными лицами, указанными в части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона
- Увольнение своим постановлением лиц, незаконно помещенных под административный арест на основании решений внесудебных органов;
- Возражения против действий, противоречащих закону, обращение в суд или арбитражный суд с требованием признать такие действия недействительными;
- Вводит идею об устранении нарушений закона.
П. 4 Должностные лица органов, указанных в части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны незамедлительно приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя по проведению проверок и ревизий.
Ответьте на бланки Государственной прокуратуры по выявлению нарушений закона:
- Протест прокурора (статья 23 Закона о прокуратуре),
- Представление прокурора (статья 24 Закона о государственном обвинении),
- Решение государственного прокурора (статья 25 Закона о государственном обвинении),
- Предупреждение в случае нарушения закона (статья 25.1 Закона о прокуратуре)
Мониторинг соблюдения прав и свобод человека и гражданина
Защита прав и свобод человека и гражданина является главной задачей в каждой сфере уголовного преследования.
При определении предмета надзора в данной сфере деятельности Закон подчеркивает, что его содержанием является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, военными органами и их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (статья 26 Закона «О прокуратуре»).
Следует подчеркнуть, что статья 26 Закона о прокурорах, по сравнению со статьей 21, которая определяет предмет общего надзора, расширяет предмет и пределы надзора. Надзор распространяется не только на государственные органы, но и на органы управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций. Введение этого положения должно быть объяснено тем, что в неправительственной сфере часто происходят нарушения прав, в частности прав и свобод человека и гражданина.
Прокуратура Верховажского района провела проверку обращений работников ООО «РемСтрой» по поводу задолженности по заработной плате.
Проверка показала, что ООО «РемСтрой» не выплатило заработную плату 22 сотрудникам организации за июль-август 2012 года в нарушение трудового законодательства. По состоянию на 11 октября 2012 г. общая сумма задолженности превысила 200 тыс. руб.
В целях устранения нарушений закона районная прокуратура от имени 22 работников предприятия подала в суд иски о взыскании задолженности по заработной плате. Требования прокурора были удовлетворены судом.
Приказом районной прокуратуры директор ООО «РемСтрой» привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ (Нарушение законодательства о труде).
Государственная инспекция труда Вологодской области приговорила его к штрафу в размере 2 000 рублей.
Гарантирование прав и законных интересов граждан, в частности уязвимых групп населения, остается важнейшим направлением судебного преследования. Экономические реформы, проведенные государством, привели к приоритетам в работе Прокуратуры, направленным на обеспечение ее эффективного осуществления.
В 2012 году Никольская районная прокуратура рассмотрела жалобы пяти ветеранов Великой Отечественной войны и ассимилированных к ним лиц о нарушении их прав на проживание.
В интересах вдовы ветерана Великой Отечественной войны районная прокуратура обратилась в суд с заявлением о признании противоправными и необоснованными проверочных действий и заключения межведомственной районной комиссии и передаче районной администрации обязанности по проведению повторного осмотра жилого помещения.
Аналогичные запросы были направлены в суд в интересах двух других заявителей.
Никольский районный суд удовлетворил требования прокурора. Исполнение судебных решений находится под контролем районной прокуратуры.
Кроме того, Государственная прокуратура направила окружному прокурору два представления с требованием об устранении нарушений закона, которые были рассмотрены и выполнены.
Полномочия прокурора при осуществлении вышеуказанной надзорной функции определены в статье 27 Закона «О прокуратуре»:
П 1. при осуществлении своих функций, прокурор:
- рассматривает и проверяет заявления, жалобы и другие сообщения о нарушениях прав и свобод человека и гражданина;
- разъясняет потерпевшим порядок защиты их прав и свобод;
- принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;
- осуществляет полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.
П. 2 Если есть основания полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина соответствует характеру преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, совершившие его, привлекались к ответственности в соответствии с законом.
П. 3. в случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина носит характер административного правонарушения, прокурор возбуждает дело об административном правонарушении или незамедлительно направляет отчет об административном правонарушении и материалы проверки в орган, осуществляющий рассмотрение дел об административном правонарушении, или компетентному должностному лицу.
П. 4. в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, охраняемых в гражданском судопроизводстве, если потерпевший в силу состояния здоровья, возраста или по иным причинам не может лично защищать свои права и свободы в суде или в арбитражном суде, или если нарушены права и свободы значительного числа граждан, или если нарушение приобрело особое общественное значение в силу иных обстоятельств, прокурор в интересах потерпевшего обращается с жалобой в суд или в арбитражный суд и поддерживает ее.
Ответ прокурора в выявлении нарушений закона
Надзор за исполнением законодательства органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Закон о прокуратуре предусматривает, что прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, расследования и предварительное следствие, является одним из основных направлений деятельности прокуратуры. Одним из основных направлений, в котором эти органы выполняют правозащитные функции Государственной прокуратуры, является контроль за соблюдением закона. Права и законные интересы граждан, гарантированные Конституцией и другими законами, иногда существенно ограничиваются или ущемляются при проведении следственных и оперативно-розыскных мероприятий, дознания и предварительного следствия.
Ограничение прав и свобод допускается только на основаниях и в порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, имеющими прямое действие, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «О расследовательской деятельности.
Предметом надзора является статья 29 Закона о прокуратуре. Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка рассмотрения жалоб и уведомлений о совершенных и готовящихся преступлениях, проведения обысков и дознания, законности решений органов, проводящих обыски, дознания и предварительного следствия.
Полномочия прокурора при осуществлении вышеуказанной надзорной функции определяются статьей 30 Закона «О прокуратуре»:
П. 1. полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами
Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих приговоры и меры принудительного характера, применяемые судами, а также администрациями мест содержания под стражей для осужденных и заключенных под стражу.
Предмет надзора определен в статье 32 Закона о прокуратуре:
- законности присутствия лиц в тюрьмах, следственных изоляторах, пенитенциарных учреждениях и других органах и учреждениях, которые исполняют наказания и меры принуждения, налагаемые судами;
- соблюдение прав и обязанностей заключенных, лиц, содержащихся под стражей, осужденных и лиц, подвергнутых принудительным мерам, а также порядок и условия их содержания, установленные Законом Российской Федерации;
- законность исполнения приговора, не связанного с лишением свободы.
Полномочия прокурора при осуществлении вышеуказанной надзорной функции определены в статье 33 Закона «О прокуратуре»:
П. 1. при осуществлении надзорной функции за исполнением настоящего Закона прокурор вправе:
- в любое время посещать органы и учреждения, указанные в статье 32 настоящего Федерального закона;
- допрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, в отношении которых применяются принудительные меры;
- ознакомиться с документами, на основании которых эти лица были арестованы, заключены под стражу, осуждены или подвергнуты принудительным мерам, а также с оперативными материалами;
- требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых принудительным мерам; проверять соблюдение законодательства Российской Федерации приказов, распоряжений и решений администрации органов и учреждений, указанных в статье 32 настоящего Федерального закона; требовать объяснений от должностных лиц, заявлять протесты и заявления, возбуждать дела об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста администрация учреждения приостанавливает действие обжалованного акта;
- отменить дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, которые были заключены в тюрьму или осуждены, и незамедлительно освободить их по постановлению исправительного учреждения, сокамерного учреждения, штрафной камеры, одиночной камеры или дисциплинарного изолятора.
П .2. Прокурор или его заместитель обязаны немедленно освободить по его приказу любого лица, которое без законных оснований содержится в местах лишения свободы для исполнения наказаний или применения принудительных мер либо незаконным образом и которое было взято под стражу, заключено под стражу или направлено в судебно-психиатрическую клинику.
При установлении нарушений закона решения и требования прокуратуры о соблюдении порядка и условий содержания осужденных, подследственных, осужденных, лиц, подвергнутых принудительным мерам или помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат исполнению администрацией, а также органами, исполняющими судебные приговоры в отношении лиц, осужденных к лишению свободы (статья 34 Закона Туркменистана «О прокуратуре»).
29 ноября 2012 года в Генеральной прокуратуре Вологодской области состоялось расширенное заседание Коллегии прокуратуры Вологодской области, на котором были обсуждены результаты прокурорского надзора за соблюдением законности при содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах органов внутренних дел и в судебных конвоях.
В заседании Совета приняли участие члены Совета прокуроров Вологодской области, руководители управлений, старшие должностные лица прокуратуры области, муниципальные прокуроры.
Т.В. Кучумов, и.о. начальника отдела по надзору за уголовно-исполнительной и оперативно-розыскной деятельностью, выступил с докладом по теме повестки дня и проинформировал присутствующих о результатах работы в указанном направлении.
В своем выступлении Кучумова отметила, что за первые 10 месяцев 2012 года прокурорами было выявлено 112 нарушений законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания правоохранительных органов при осуществлении контроля за соблюдением законодательства.
В ходе проверок условий содержания заключенных и задержанных в помещениях для подсудимых и автоколонн городских и районных судов было выявлено 17 нарушений законодательства (проверено 6 помещений).
В результате проверок было установлено, что в пяти автоколоннах были нарушены санитарные нормы, что одно из зданий автоколонны не отвечало требованиям о раздельном содержании подследственных и задержанных, и что было выявлено 11 нарушений материальных, бытовых и санитарных норм.
В целях дальнейшего совершенствования организации прокурорского надзора в данной сфере Комитетом разработаны дополнительные меры по повышению эффективности прокурорского надзора за соблюдением законности при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в колониях судов.
За 10 месяцев 2012 года прокурорами при осуществлении контроля за соблюдением законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания правоохранительных органов было выявлено 112 нарушений закона.
В ходе проверок условий содержания заключенных и лиц, содержащихся под стражей до суда, в помещениях для подсудимых и автоколонн городских и районных судов было выявлено 17 нарушений Закона (проверено 6 помещений).
В результате проверок было установлено, что в пяти автоколоннах были нарушены санитарные нормы, что одно из зданий автоколонны не отвечало требованиям о раздельном содержании подследственных и задержанных, и что было выявлено 11 нарушений материальных, бытовых и санитарных норм.
В целях дальнейшего совершенствования организации прокурорского надзора в данной сфере Правлением разработаны дополнительные меры, направленные на повышение эффективности прокурорского надзора за соблюдением законности при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в судебных конвоях.
За 10 месяцев 2012 года прокуроры, осуществляя надзор за соблюдением законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания правоохранительных органов, выявили 112 нарушений закона.
В ходе проверок условий содержания заключенных и лиц, содержащихся под стражей до суда, в помещениях для подсудимых и автоколонн городских и районных судов было выявлено 17 нарушений Закона (проверено 6 помещений).
В результате проверок было установлено, что в пяти автоколоннах были нарушены санитарные нормы, что одно из зданий автоколонны не отвечало требованиям о раздельном содержании подследственных и задержанных, и что было выявлено 11 нарушений материальных, бытовых и санитарных норм.
В целях дальнейшего совершенствования организации прокурорского надзора в данной сфере Правлением разработаны дополнительные меры, направленные на повышение эффективности прокурорского надзора за соблюдением законности при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в судебных конвоях.
29.11.2012 года в Прокуратуре Вологодской области состоялось расширенное заседание Совета директоров Прокуратуры Вологодской области, на котором обсуждался вопрос о результатах прокурорского надзора за соблюдением законов при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в судебных конвоях.
В заседании Совета приняли участие члены Совета прокуроров Вологодской области, руководители управлений, старшие должностные лица прокуратуры области и муниципальных прокуроров.
Т.В. Кучумов, и.о. начальника отдела по надзору за уголовно-исполнительной и оперативно-розыскной деятельностью, выступил с докладом по теме повестки дня и проинформировал присутствующих о результатах работы в указанном направлении.
В своем выступлении Кучумова отметила, что за первые 10 месяцев 2012 года прокурорами было выявлено 112 нарушений законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания правоохранительных органов при осуществлении контроля за соблюдением законодательства.
Осмотры условий содержания задержанных и заключенных в помещениях для подсудимых и автоколонн городских и районных судов выявили 17 нарушений закона (проверено шесть помещений).
В результате проверок было установлено, что в 5 корпусах автоколонн нарушены санитарные нормы, в 1 корпусе автоколонны не выполнены требования по раздельному содержанию обследованных и задержанных лиц, выявлено 11 нарушений материальных, бытовых и санитарных норм.
В целях дальнейшего совершенствования организации прокурорского надзора в данной сфере Правлением разработаны дополнительные меры, направленные на повышение эффективности прокурорского надзора за соблюдением законности при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в судебных конвоях.
29.11.2012 года в Прокуратуре Вологодской области состоялось расширенное заседание Совета директоров Прокуратуры Вологодской области, на котором обсуждался вопрос о результатах прокурорского надзора за соблюдением законов при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в судебных конвоях.
В работе заседания Совета приняли участие члены Совета прокуроров Вологодской области, начальники отделов, старшие должностные лица прокуратуры области, муниципальные прокуроры.
Т.В. Кучумов, и.о. начальника отдела по надзору за уголовно-исполнительной и оперативно-розыскной деятельностью, выступил с докладом по теме повестки дня и проинформировал присутствующих о результатах работы в указанном направлении.
В своем выступлении Кучумова отметила, что за первые 10 месяцев 2012 года прокурорами было выявлено 112 нарушений законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания правоохранительных органов при осуществлении контроля за соблюдением законодательства.
В ходе проверок условий содержания заключенных и задержанных в помещениях для подсудимых и автоколонн городских и районных судов было выявлено 17 нарушений законодательства (проверено 6 помещений).
В результате проверок было установлено, что в пяти автоколоннах были нарушены санитарные нормы, что одно из зданий автоколонны не отвечало требованиям о раздельном содержании подследственных и задержанных, и что было выявлено 11 нарушений материальных, бытовых и санитарных норм.
В целях дальнейшего совершенствования организации прокурорского надзора в данной сфере Правлением разработаны дополнительные меры, направленные на повышение эффективности прокурорского надзора за соблюдением законности при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в судебных конвоях.
Правоохранительная деятельность судебных приставов
В соответствии со статьей 1 Закона о прокуратуре надзор за исполнением законов судебными должностными лицами разделен на отдельную область, однако Закон о прокуратуре не предусматривает особых полномочий государственного прокурора как по выявлению нарушений, так и по принятию мер. Все, что изложено в вышеуказанных областях надзора, относится также к надзору за исполнением законов судебными работниками.
Поскольку функции судебных работников заключаются в выполнении как судебных актов, так и актов других органов, служба судебных работников отделена от судебной системы и входит в состав исполнительной власти. Поэтому эта область надзора имеет свои особенности.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О судебных исполнителях» № 118-ФЗ от 21 июля 1997 года (далее — Закон) судебные исполнители в соответствии со своими функциями делятся на две категории:
- судебных работников, обеспечивающих установленный порядок работы судов
- судебных чиновников исполнительной власти.
Соответственно, вопрос о надзоре со стороны государственной прокуратуры также разделен.
Что касается судебных работников, обеспечивающих постоянный порядок работы судов, то законность применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия подлежит надзору со стороны прокуратуры. В целом такой надзор аналогичен надзору, осуществляемому в отношении сотрудников органов внутренних дел.
Осуществление правосудия сотрудниками судебных органов подлежит надзору:
- Надзор за правоприменением со стороны судебных работников;
- Надзор за законностью решений, принимаемых сотрудниками правоохранительных органов;
- Надзор за соблюдением прав и свобод граждан и юридических лиц.
Оценивая законность деятельности данной категории судебных работников, прокурор должен определить, соответствуют ли действия судебного работника Федеральным законам «О судебных работниках», «Об оружии» и «О порядке исполнения приказов Председателя Суда», судьи или председателя судебного заседания судебными работниками и взаимодействия судебных работников с должностными лицами и гражданами при исполнении ими своих обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в деятельности органов исполнительной власти» (приказ утвержден Министерством юстиции Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации.
Основные акты прокурорского надзора
Акты реагирования прокуратуры являются формами осуществления полномочий Прокурора по ликвидации и предупреждению преступлений, предусмотренных в Законе о прокуратуре.
Посредством их применения Прокурор осуществляет такие полномочия, как протест против незаконных действий, устранение нарушений закона и принятие мер по уголовному или административному преследованию виновных. Предотвращение нарушений закона.
Как предусмотрено в Законе о прокуратуре, акты реагирования прокуратуры носят процедурный характер. Они составлены в специальной форме и адресованы конкретным адресатам. Закон о прокуратуре устанавливает порядок представления и пересмотра актов прокуратуры, а также права и обязанности прокуратуры и лиц, осуществляющих пересмотр таких актов.
Ряд общих требований к ответу прокуратуры установлен Постановлением Генеральной прокуратуры России от 07.12.2007 N 195 (ред. от 10.02.2012) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, уважении прав и свобод человека и гражданина».
Протест прокуратуры.
Это означает, что содержание принятого нормативного правового акта полностью или частично противоречит требованиям отдельных норм Конституции Российской Федерации, конституций и уставов субъектов Российской Федерации, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Представление прокурора.
В представлении указываются не только совершенные преступления, их причины и условия, способствовавшие их совершению, но и предложения прокурора о мерах и деятельности, осуществление которых необходимо для устранения указанных причин и условий. Теория и практика прокурорского надзора показывают, что общая эффективность прокурорского надзора, а также полнота и своевременность устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений, напрямую зависят от того, насколько конкретными являются меры и предосторожности, предлагаемые прокурором для предупреждения преступлений.
Для решения этой проблемы прокурор может и должен обращаться за советом к специалистам в конкретных областях знаний в области экономики, управления, финансов, охраны окружающей среды, контроля и т.д.
При разработке и представлении конкретных предложений по устранению причин и условий, которые способствовали совершению преступлений, прокурор не должен подменять административно-контрольный орган или вмешиваться в оперативную и хозяйственную деятельность. Поэтому при подаче предложений следует уделять пристальное внимание «балансу» между тем, что возможно и что необходимо для предотвращения преступлений. Это особенно важно, поскольку представление прокурором является процессуальным актом, а юридические и государственные служащие, которым оно представляется, обязаны выполнять требования прокурора и информировать его о принятых мерах. Эта правовая обязанность должностных лиц является важной гарантией соблюдения требований государственного прокурора и, следовательно, эффективности его контрольной деятельности, что укрепляет верховенство права.
Статья 24(1) Закона о государственном прокуроре предусматривает, что представление государственного прокурора должно быть рассмотрено без промедления. Это означает, что органы или должностные лица, получившие заявку, должны рассмотреть ее как можно скорее (в первый рабочий день после выходных или в праздничные дни, на первом заседании совета директоров, Колледжа или другого руководящего органа).
Учитывая тот факт, что ликвидация правонарушения, в частности его причин и условий, может занять более длительный период времени, связанный с необходимостью применения различных организационных, управленческих и административных мер, тот же пункт 1 статьи 24 Закона о прокуратуре предусматривает один месяц со дня получения представления о принятии конкретных мер по устранению правонарушения, его причин и условий, которые способствовали совершению правонарушения. В течение этого же периода прокурор должен быть информирован в письменном виде о принятых мерах.
Решение государственного прокурора. Решение прокурора как реакция прокуратуры предусмотрено в статье 25 Закона о прокуратуре.
Согласно закону, прокурор может принимать следующие виды решений:
- в соответствии с Законом Российской Федерации «Об административных правонарушениях» — постановление о возбуждении дела об административном правонарушении;
- в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации прокурор может вынести только мотивированное решение о передаче соответствующих материалов органу расследования или следственному органу для решения вопроса об уголовном преследовании.
В соответствии с изменениями, внесенными в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ (ред. 07.12.2011) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия», указанный акт прокурора является основанием для возбуждения уголовного дела. Таким образом, в настоящее время в соответствии со статьей 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в нем предусмотрен порядок рассмотрения уголовного дела. Кроме того, внесены изменения в ч. 1.1 ст. 148 УПК РФ, согласно которым решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора направить соответствующие материалы в следственный орган предварительного производства для решения вопроса об уголовном преследовании в связи с выявленными прокурором нарушениями уголовного законодательства принимается на основании ч. 2 ст. 148 ч. 2 УПК РФ. Часть 2 статьи 37 УПК может быть принята только с согласия руководителя органа дознания.
Однако внесенные поправки не влияют на своевременность реакции Прокурора на выявленные им правонарушения, связанные с нарушениями уголовного законодательства. Наконец, такой многоуровневый, опосредованный способ реагирования прокурора на обнаружение признаков преступления неэффективен.
«По мнению С.Лапина, прокурор является пассивным зрителем событий, потому что он по-прежнему имеет право на надзор, но не обладает действенными полномочиями.
Остерегайся нарушения закона. «Статья 25.1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» предоставляет прокурорам право в целях предупреждения преступлений и в случае поступления информации о подготовке противоправных действий выносить должностным лицам письменное предупреждение о недопустимости нарушения закона. Инструкция Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 06.07.1999 N 39/7 (ред. от 16.10.2000) «О применении предупреждения о недопустимости нарушения законодательства».
При наличии оснований для привлечения нарушителей к дисциплинарной, административной, материальной или уголовной ответственности предупреждение, как правило, не применяется.
Предупреждение о недопустимости нарушения законодательства распространяется на должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, органов военной администрации, воинских частей и учреждений. Она также может быть объявлена руководителям и другим работникам коммерческих и некоммерческих организаций, выполняющим организационные, административные и хозяйственные функции. Она не может быть адресована гражданам или юридическим лицам.
Применение предупреждений должно предшествовать рассмотрению информации о подготовке отдельными должностными лицами незаконной деятельности с просьбой дать им письменные объяснения.
Предупреждение должно быть сделано в письменной форме
Предупреждение, вынесенное должностному лицу, непосредственно доводится до сведения прокуратуры. В целях обеспечения гласности и усиления профилактического эффекта предупреждения оно может быть также вынесено по месту работы виновного лица, в том числе при рассмотрении результатов проверки на заседании трудового коллектива или при проведении проверки коллегиальным органом.
Генеральный прокурор Российской Федерации предлагает обеспечить строгий контроль за выполнением требований, указанных в предупреждении, и применить предусмотренные законом меры ответственности к должностным лицам, уклоняющимся от законных требований Прокурора.
Основные показатели прокурорского надзора прокуратуры
Вологодской области за 9 месяцев 2012 года.
В результате проведенных прокурорских проверок соблюдения законности, прав и свобод человека и гражданина выявлено 2 2606 нарушений закона.
По вопросам устранения нарушений закона прокурорами было подано 2830 протестов на неправомерные правовые акты, вынесено 3002 заключения об устранении нарушений закона, в результате чего 2635 должностных лиц были привлечены к административной ответственности по решениям прокуроров, 346 должностных лиц были предупреждены о нарушениях закона, по результатам прокурорских проверок было возбуждено 123 уголовных дела.
В области соблюдения прав и интересов несовершеннолетних было выявлено 4283 нарушения закона, подано 484 протеста, вынесено 436 заключений и подано 498 жалоб в суд.
В ходе мониторинга выполнения Закона о борьбе с коррупцией прокуроры выявили 2344 нарушения закона, 597 протестов против незаконных действий, 341 представление и 115 жалоб, поданных в суды.
Прокуроры направили в суды 4 358 жалоб в рамках гражданского и уголовного судопроизводства и 93 жалобы в рамках арбитражного разбирательства.
На досудебной стадии уголовного судопроизводства было выявлено 2483 нарушения закона, в том числе при получении, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях — 19354, при проведении следствия и дознания — 3177, подано 600 представлений и сведений, привлечено к дисциплинарной ответственности 976 человек. Прокуроры выявили и зарегистрировали 567 преступлений, которые ранее были известны, но не рассматривались по различным причинам.
Вывод
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
- Прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, являющейся самостоятельной самостоятельной структурой (не относящейся к какой-либо ветви власти) и осуществляющей от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих в Российской Федерации.
- Система органов прокуратуры включает также военные прокуратуры, прокуратуры по надзору за правоохранительной деятельностью в местах лишения свободы, транспортные и экологические прокуратуры, которые могут быть учреждены Генеральной прокуратурой Российской Федерации и приравнены к прокуратурам областей и районов.
- Цели и функции прокуратуры исчерпывающе определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», иными законами, рядом международных договоров Российской Федерации, а также приказами и распоряжениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Статус прокуратуры, ее место и роль в государственном аппарате определяют цели и задачи этой деятельности.
- Задачи прокуратуры являются конкретным направлением деятельности, определяемым назначением прокуратуры и выраженным в ее целях и направлениях.
Правильно поставленные цели и задачи, правильно подобранные функциональные инструменты в области правоохранительной деятельности позволяют максимально обеспечить примат законности в различных системах правоотношений и отраслях жизни, качественно обеспечить права и свободы человека, интересы общества и государства.
Органы прокуратуры при осуществлении своих полномочий действуют в соответствии с требованиями законодательства о защите прав и свобод граждан и законодательства о государственной или иной охраняемой законом тайне, информируют федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также общественность о состоянии законности.
Надзор за деятельностью прокуратуры
Надзор со стороны прокуратуры осуществляется от имени государства, Российской Федерации и является самостоятельной формой государственной деятельности.
Надзор со стороны Прокуратуры не может формально осуществляться; все его содержание направлено на то, чтобы выразить суть законности.
Деятельность прокуратуры по контролю за соблюдением Конституции и исполнением законов затрагивает практически все сферы общественных отношений, регулируемых правовыми нормами.
В силу многообразия общественных отношений и, соответственно, разнообразия правовых норм, регулирующих эти отношения, ветви прокурорского надзора разделены на соответствующие ветви:
- надзор за исполнением законов,
- контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина,
- мониторинг правоохранительной деятельности органами, вовлеченными в оперативно-розыскную деятельность, дознание и досудебное следствие
- контроль за соблюдением законности администрациями органов и учреждений, применяющих наказания и меры принуждения, налагаемые судами, а также администрациями мест содержания под стражей и предварительного заключения
- уголовное преследование судебными исполнителями.
Формой осуществления полномочий прокуратуры по устранению и недопущению нарушений закона является Закон «О реагировании прокуратуры». В соответствии с Законом «О реагировании прокурора» акты реагирования прокурора носят процессуальный характер.
Посредством их применения прокурор осуществляет такие полномочия, как протест против незаконных действий, устранение нарушений закона и принятие мер по привлечению виновных к уголовной или административной ответственности. Предотвращение нарушений закона.
Ряд общих требований к ответу прокуратуры установлен Приказом Генеральной прокуратуры России от 07.12.2007 N 195 ( от 10.02.2012) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».
Разработка законодательства о надзоре со стороны прокуратуры должна осуществляться в соответствии с научными разработками в области теории надзора со стороны прокуратуры и вытекающими из этого рекомендациями. Считается, что одним из путей совершенствования прокурорского надзора является устранение проблем и противоречий, вызванных тем, что в некоторых случаях законодатель отступал от принципов, разработанных наукой, и игнорировал исторические традиции и опыт, «искажения» в расстановке акцентов в функциональной принадлежности обвинения.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/otrasli-prokurorskogo-nadzora/
- нормативные акты Конституция Российской Федерации (принята референдумом 12.12.1993) (с учетом изменений, внесенных Законами Российской Федерации «О внесении изменений в Конституцию Российской Федерации» от 30.12.2009 № 6-ФКЗ от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)// «Российская газета». 21 января 2008 года.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1997 N 63-ФЗ (в редакции от 30.12.2011 // СПС «Консультант Плюс».
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 30.12.2012) декабря 2011 года.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2000 N 195-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25.12.2011 N 252-ФЗ) // СФС «Консультант Плюс».
- Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1991N 2202-1) // СПС «Консультант плюс
- Федеральный закон «О судебных исполнителях» от 21 июля 1998 г. N 118-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».
- Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. N 404-ФЗ (ред. от 7 декабря 2011 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» // Союз правомочных сил «Консультант плюс».
- Инструкция Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 06.07.1998 N 39/7 (с изменениями от 16.10.2001) «О применении предупреждения о недопустимости нарушения» // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — М., 2003. — М.
- Поручение Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 11.05.2010 № 127/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в области защиты лесов от пожаров» // СПС «ГАРАНТ».
- Положение Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 7 декабря 2006 г. N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // СПС «Консультант плюс».
- Приказ Прокуратуры РФ от 15.05.2010 N209 (Выпуск от 09.02.2011) «Об усилении прокурорского надзора в связи с реализацией Национальной антикоррупционной стратегии» // СПС «Консультант плюс».
- Постановление Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12 июля 2011 г. N276 (Выпуск от 22.04.2010) «Об организации прокурорского надзора за соблюдением требований Закона о соблюдении разумных сроков на досудебной стадии уголовного судопроизводства» // СПС «Консультант плюс».
- Постановление Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 2 июня 2010 г. N 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» // «Правомерность», N 11, 2010.
- Письмо первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации А.Е. Буксмана от 20.07.2013 N 76/-146-2013 «О приказе о передаче инструкций по проведению проверок в федеральные регулирующие органы»
- Письмо Генерального прокурора Российской Федерации от 22.04.2011
Литературные источники
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/otrasli-prokurorskogo-nadzora/
- Гулягин А.Ю. Цели, задачи и функции органов прокуратуры являются основой качественного обеспечения законности // Правовой мир. — 2012 — №3. — С. 50-52.
- Исламова Е.Р., Чубыкин А.В. Реализация полномочий прокурора на стадии возбуждения уголовного дела // Беззаконие. — 2010. — № 4. — С. 28 — 29
- Кобзарев Ф.М. Проблемы теории и практики процессуальных и организационных отношений обвинения и суда в уголовно-процессуальной сфере: Dis….. Доктор прокурор. М., 2005.
- 2.4 Лафта Дж.К. Теория организации: учебник. — Москва: Издательский дом «Проспект», 2004.
- Поляков М.П., Федулов А.В. Правоохранительные органы России: Краткосрочные лекции — 6-е издание, прерывистое и дополнительное — М.: из «Юрайта», 2013.
- Правоохранительные органы. Учебник (Хрестоматия)/Компилятор К.Ф. Гуценко. — М., 2010.
- Надзор со стороны обвинения: цикл лекций и семинар / под редакцией Ю.Е. Винокурова. М., 2003.
- Надзор за деятельностью прокуратуры в Российской Федерации: Учебник / Под ред. А.А. Чувилева. М., 1998.
- Прокурорский надзор в России: Учебное пособие / Под ред. проф. Сухарев. — М., 2002.