Принципы исполнительного производства

Курсовая работа

Принципы исполнительного производства — раздел Философия, Исполнительное производство Исполнительное Производство Предназначено Для Принудительного…

Исполнительное производство предназначено для принудительного исполнения предусмотренных законом юрисдикционных актов. Процесс принудительного исполнения должен осуществляться в соответствии с определенными принципами, под которыми понимается совокупность нормативно закрепленных основных положений, определяющих сущность и содержание процессуальных отношений, возникающих в исполнительном производстве.

Исполнительное производство имеет своим основанием ряд принципов, которые делятся на общеправовые и специфические. Необходимо выделить общеправовые принципы: законность, равноправие, целесообразность, справедливость. Возможны и другие общеправовые принципы, имеющие значение для исполнительного производства. Среди специфических принципов, также являющихся основой исполнительного производства, следует отметить следующие: диспозитивность, национальный язык исполнительного производства, неприкосновенность личности должника, неприкосновенность минимума средств существования должника и членов его семьи, пропорциональность распределения взыскиваемых сумм между взыскателями.

Главным общеправовым принципом исполнительного производства является принцип законности. Рассматриваемый принцип относится к той категории принципов, содержание которых выражено не в одной статье, а в целом ряде статей и даже институтов закона и законодательства. Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Отметим, что, устанавливая в законодательстве те или иные гарантии, государство обязуется создать и предоставить условия и возможности для практического осуществления прав и свобод. Это положение далее развивается в том, что права и свободы человека и гражданина «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность: исполнительной власти: обеспечиваются правосудием» (ст. 18 Конституции РФ).

Причем защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ (п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).

В исполнительном производстве действие принципа законности проявляется в установлении специальных требований и обязанностей к должностным лицам, осуществляющим непосредственное принудительное исполнение предусмотренных законом юрисдикционных актов. В частности, судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций (ст. 13 Закона о судебных приставах).

В противном случае законодательство предусматривает возможность защиты прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий (гл. 17 Закона об исполнительном производстве).

Другой важный принцип исполнительного производства — принцип равноправия, который выражается в том, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 19 Конституции РФ).

Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

На рассматриваемый принцип оказывает определенное влияние аналогичный принцип гражданского процессуального права (ст. 6 ГПК РФ), однако в исполнительном производстве отсутствует состязательность, поэтому равноправие — самостоятельный принцип гарантий защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве.

Принцип равноправия получил дальнейшее развитие в законодательстве об исполнительном производстве. Его действие выражается в том, что сторонам (взыскателю и должнику) предоставлены равные возможности по распоряжению основными правами. В соответствии со ст. 50 Закона об исполнительном производстве стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством РФ об исполнительном производстве. До окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, утверждаемое в судебном порядке. В то же время они обязаны исполнять требования законодательства РФ об исполнительном производстве. Перечисленные общие права и обязанности в равной степени имеются как у взыскателя, так и у должника.

У сторон имеются равные возможности воздействия на движение исполнительного производства.

Взыскатель имеет право предъявить к исполнению исполнительный документ судебному приставу-исполнителю (ст. 30 Закона об исполнительном производстве), отказаться от взыскания (п. 2 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве), а также имеет другие полномочия.

Должник, в свою очередь, имеет право добровольно исполнить в установленный срок содержащиеся в исполнительном документе требования, тем самым избежать дополнительных расходов, связанных с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий (ч. 11 ст. 30 Закона об исполнительном производстве), а также имеет другие полномочия.

В то же время следует заметить, что принцип равноправия Конституция РФ понимает как равенство возможностей, а не как фактическое равенство, которое в жизни реально недостижимо. Например, имущественное неравенство приводит к тому, что одна сторона имеет возможность пользоваться услугами представителя, а другая не может себе этого позволить.

Принцип целесообразности также свойственен исполнительному производству, и его выделение оправдано практикой.

В русском языке под целесообразностью понимается такое свойство явления, которое выражает его причинную обусловленность, закономерность, внутреннюю оправданность*(114).

Применительно к исполнительному производству рассматриваемый принцип означает внутреннюю оправданность, соответствие поставленной цели, разумность и практическую полезность предусмотренных законом процессуальных действий и процедур принудительного исполнения.

Конечная цель исполнительного производства — принудительное исполнение предусмотренных законом юрисдикционных актов и восстановление прав и интересов взыскателя. При реализации этой цели в полной мере проявляется действие принципа целесообразности. Основные субъекты исполнительного производства — судебный пристав-исполнитель, взыскатель, должник, прокурор, органы государственного управления и местного самоуправления — при совершении отдельных процессуальных действий и при использовании имеющихся прав руководствуются целесообразностью, то есть их оправданностью, разумностью, полезностью.

Согласимся с тем, что целесообразность в рамках закона в том и состоит, чтобы в зависимости от условий, места и обстановки применения закона наиболее правильно выбрать одно из предлагаемых им решений*(115), что подтверждается соответствующими нормами законодательства об исполнительном производстве.

Принцип целесообразности проявляется, например, в следующем — в заявлении взыскателя о возбуждении исполнительного производства может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных законом (ч. 2 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).

Следовательно, одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства может быть произведена опись имущества должника и наложен на это имущество арест. Указанное полномочие судебного пристава-исполнителя зависит от оправданности, разумности, полезности этого обеспечительного действия. При отказе взыскателю в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на имущество должника или об установлении для должника ограничений, предусмотренных законом, судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства мотивы такого отказа (ч. 9 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).

В действиях сторон принцип целесообразности проявляется при заключении мирового соглашения в исполнительном производстве, что приводит к взаимному удовлетворению интересов и прекращению исполнительного производства (п. 3 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве).

Кроме того, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся счетах должника в банке или иной кредитной организации, он может, исходя из целесообразности, направить исполнительный документ, в котором содержатся требования судебных актов и актов иных органов о взыскании денежных средств, непосредственно в банк или иную кредитную организацию.

Прокурор, осуществляющий надзор за исполнением законов при осуществлении судебным приставом своих функций, в первую очередь руководствуется принципом законности. Однако целесообразность также присутствует в его действиях, когда он выбирает форму участия в исполнительном производстве.

Между тем принцип целесообразности не должен противоречить другим конституционным принципам — законности и равноправия, ведь конечная цель исполнительного производства — не просто принудительное исполнение предусмотренных законом юрисдикционных актов, а такое принудительное исполнение, при котором не нарушаются права и законные интересы граждан и организаций.

Принцип справедливости в исполнительном производстве, как и другие, ранее рассмотренные принципы, является общеправовым. Справедливость как многогранная, многокомпонентная категория находит свое проявление во всех сферах общественной жизни.

Справедливость в исполнительном производстве означает соответствие процессуальных отношений, норм исполнительного производства и отдельных исполнительных процедур морально-этическим и общеправовым нормам и требованиям.

Принцип справедливости в исполнительном производстве предопределяет беспристрастное, справедливое отношение судебного пристава-исполнителя к сторонам исполнительного производства, действие его в соответствии с ранее установленной истиной. В противном случае в исполнительном производстве существует механизм отводов. Так, судебный пристав-исполнитель, переводчик и специалисты не могут участвовать в исполнительном производстве и подлежат отводу, если: указанные лица, являются родственниками сторон, их представителей или других лиц, участвующих в исполнительном производстве; заинтересованы в исходе исполнительного производства; имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в их беспристрастности (ст. 63 Закона об исполнительном производстве).

Вместе с тем судебный пристав-исполнитель, являясь должностным лицом, состоящим на государственной службе (п. 2 ст. 3 Закона о судебных приставах), действует в процессе принудительного исполнения, во многом руководствуясь собственным усмотрением при условии ненарушения закона. Подобное усмотрение означает известную степень оперативной самостоятельности при разрешении дела, наиболее оптимальное исполнение предписаний закона или иного нормативного акта. Однако усмотрение судебного пристава-исполнителя должно быть соразмерным, отвечающим принципу справедливости. Например, по общему правилу, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства (ч. 1 ст. 36 Закона об исполнительном производстве).

В пределах указанного срока судебный пристав-исполнитель самостоятельно, по собственному усмотрению, определяет сроки совершения отдельных процессуальных действий по принудительному исполнению.

С другой стороны, являясь общеправовым принципом, справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Данный тезис находит свое отражение в соразмерности принудительного исполнения, выражающейся, например, в том, что существуют имущество и доходы, на которые не может быть обращено взыскание (ст. 446 ГПК РФ, ст. 79 Закона об исполнительном производстве).

Наконец, принцип справедливости в исполнительном производстве проявляется в том, что в законодательстве об исполнительном производстве устанавливается особый режим охраны отдельных категорий граждан. Например, немедленному исполнению подлежат требования исполнительных документов о восстановлении на работе или в прежней должности незаконно уволенного или переведенного работника (ч. 4 ст. 36 Закона об исполнительном производстве), а также если исполнительным документом предусмотрено немедленное исполнение содержащихся в нем требований (ч. 5 ст. 36 названного закона).

В данном случае законодатель, устанавливая подобное правило, исходил из принципа социальной справедливости.

Вторая группа принципов — специфические принципы — является не менее важной для уяснения сущности исполнительного производства.

К этой группе принципов относится, в частности, принцип диспозитивности, который означает, что каждый субъект независим, распоряжается личными полномочиями свободно, без вмешательства и даже подсказки извне.

Содержание принципа диспозитивности гарантий защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве может быть раскрыто через категорию «возможности», под которой обычно понимают то, что при наличии определенных условий может стать реальностью, превратиться в действительность. Диспозитивность предполагает возможность совершения действий (либо их несовершения) по усмотрению лиц, участвующих в исполнительном производстве. Например, взыскатель может предъявить судебному приставу-исполнителю исполнительный документ и заявление о возбуждении исполнительного производства (ч. 1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве), обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнительного листа (ч. 1 ст. 23), отказаться от взыскания (п. 2 ч. 2 ст. 43), активно использовать общие права сторон (ч. 1 ст. 50), имеет другие права, от использования которых он может воздержаться.

Возможность совершения (несовершения) действий имеется и у должника. Например, стороны могут заключить мировое соглашение (ч. 1 ст. 50 Закона об исполнительном производстве).

Должник вправе указать те виды имущества или предметы, на которые следует обратить взыскание в первую очередь (ч. 5 ст. 69 названного закона), обжаловать любые действия судебного пристава-исполнителя (ч. 1 ст. 128 указанного закона).

Следует согласиться с тем, что выбор вариантов поведения для должника практически ограничен, поскольку он обязан исполнить юрисдикционный акт — исполнительный документ*(116).

Это связано с тем, что принцип диспозитивности присущ не всем процессуальным отношениям, а лишь тем, в основе которых лежит связь с материально-правовыми отношениями.

Принцип национального языка исполнительного производства является логическим продолжением действия аналогичного принципа гражданского судопроизводства (ст. 9 ГПК РФ).

Согласно ст. 58 Закона об исполнительном производстве, при совершении исполнительных действий стороны могут пригласить переводчика. Лицу, которому необходимы услуги переводчика, предоставляется срок для его приглашения. В том случае, если указанное лицо не обеспечит участие переводчика в установленный судебным приставом-исполнителем срок, переводчик может быть назначен постановлением судебного пристава-исполнителя. При этом оплата работы переводчика относится к расходам по совершению исполнительных действий (п. 2 ч. 2 ст. 116 Закона об исполнительном производстве), которые в конечном счете возмещаются федеральному бюджету, взыскателю и лицам, понесшим указанные расходы, за счет должника (ч. 1 ст. 117 Закона об исполнительном производстве).

Важным принципом исполнительного производства является принцип неприкосновенности личности должника. Необходимо отметить, что задача судебных приставов-исполнителей заключается в исполнении судебных актов и актов других органов, предусмотренных законом (ст. 1 Закона о судебных приставах).

По своей сути эта правоприменительная деятельность судебных приставов-исполнителей исключает «карательный» элемент. В исполнительном производстве восстанавливается нарушенное субъективное право или охраняемый законом интерес взыскателя. Конечно, опосредованно, лишаясь в процессе принудительного исполнения определенного имущества или денежных средств, должник наверняка испытывает определенные лишения как нравственного, так и материального характера, но это качество является не главным в исполнительном производстве. Этим исполнительное производство отличается от уголовно-исправительного права, цель которого — наказание.

Неприкосновенность личности должника гарантируется неприкосновенностью личности гражданина. В частности, каждый имеет право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ), достоинство личности охраняется государством (ст. 21 Конституции РФ), каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ).

Перечисленные конституционные нормы являются основой принципа неприкосновенности личности должника. Однако было бы неправильно не замечать специфичности этого принципа.

В соответствии с законодательством об исполнительном производстве, судебный пристав в процессе принудительного исполнения обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов (п. 1 ст. 12 Закона о судебных приставах).

Существует тонкая грань между отмеченной выше обязанностью и принципом неприкосновенности должника. У судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеются полномочия применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в том случае, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей (п. 1 ст. 15 Закона о судебных приставах).

Заметим, что законодатель, учитывая особую важность этого правила, установил пределы и условия применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в соответствии с принципом неприкосновенности личности должника (ст. 15-18 Закона о судебных приставах).

Принцип неприкосновенности минимума средств существования должника и членов его семьи тесно связан с ранее рассмотренным общеправовым принципом социальной справедливости.

Каждый имеет право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ), но это право было бы ущемлено, если бы у должника изымалось все имущество и денежные средства. Поэтому законодательство определяет тот минимум, предельную черту, до которой возможно принудительное исполнение. Закон об исполнительном производстве выделяет, во-первых, имущество, на которое не может быть обращено взыскание, а во-вторых, вид доходов, на которые не может быть обращено взыскание.

Перечень имущества, не подлежащего взысканию, закреплен в ст. 446 ГПК РФ*(117) (ст. 79 Закона об исполнительном производстве).

Согласимся с тем, что указанный перечень должен распространяться на всех граждан, в том числе и на индивидуальных предпринимателей, а также использоваться при определении возможных видов имущества для залога (ст. 336 ГК РФ).

Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 29.06.2005 N А42-11949/04-19 приводится следующая позиция по конкретному делу: суд признал незаконными действия судебного пристава-исполнителя по наложению ареста на имущество должника — индивидуального предпринимателя, состоящее из кухонного гарнитура, телевизора и вытяжки, поскольку согласно действующему законодательству взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на предметы домашней обстановки и обихода.

Кроме того, в отраслевом законодательстве имеются некоторые дополнения по этому вопросу. Так, не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов (взыскателей) на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения*(118).

При отсутствии у сельскохозяйственного кооператива денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателей, взыскание может быть обращено на принадлежащее сельскохозяйственному кооперативу имущество. Исключением является имущество, отнесенное в установленном порядке к неделимым фондам, то есть не может быть обращено взыскание на рабочих лошадей; скот продуктивный и племенной; птиц; сельскохозяйственную технику и транспортные средства (за исключением легковых автомобилей); семенной и фуражный фонд*(119).

Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание, предусмотрены ст. 101 Закона об исполнительном производстве. Доходы, перечисленные в этой статье, имеют компенсационный или целевой характер. Перечень доходов указан законом исчерпывающе. Единственное исключение, предусматривающее расширительное толкование, заключается в том, что взыскание не может быть обращено на ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством РФ отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и др.) (п. 6 ч. 1 ст. 101 Закона об исполнительном производстве).

Рассмотренные правила распространяются на граждан, но в отношении организаций также существуют определенные ограничения. Эти ограничения не связаны с охраной экономической безопасности должника-организации, а определяются особым режимом отдельных объектов гражданского оборота. В частности, не может быть обращено взыскание на имущество должника-организации, изъятое из оборота либо ограниченное в обороте*(120) (ч. 4 ст. 69 Закона об исполнительном производстве).

Необходимо иметь в виду, что виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается, должны быть прямо указаны в законе. А те объекты, которые могут принадлежать конкретным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению, определяются в порядке, установленном законом (п. 2 ст. 129 ГК РФ).

В любом случае правила, предусматривающие случаи ограничения и изъятия, не подлежат распространительному толкованию.

Наконец, важным принципом в исполнительном производстве является принцип пропорциональности распределения взыскиваемых сумм между взыскателями. Этот принцип, как и предыдущий, — реальное воплощение в жизнь общеправового принципа социальной справедливости.

Денежные суммы, взысканные в порядке исполнительного производства, должны быть справедливо распределены между взыскателями. При решении этой задачи законодатель установил три критерия: охрана государственных интересов, защита наиболее социально незащищенных слоев населения и удовлетворение требований в порядке поступления исполнительных документов.

Охрана государственных интересов при распределении взысканной судебным приставом-исполнителем денежной суммы выражается в содержании ст. 110 Закона об исполнительном производстве, где закреплено, что денежные средства, поступившие на депозитный счет подразделения судебных приставов при исполнении содержащихся в исполнительном документе требований имущественного характера, распределяются в следующей очередности: в первую очередь удовлетворяются в полном объеме требования взыскателя, в том числе возмещаются понесенные им расходы по совершению исполнительных действий; во вторую очередь возмещаются иные расходы по совершению исполнительных действий; в третью очередь уплачивается исполнительский сбор; в четвертую очередь погашаются штрафы, наложенные судебным приставом-исполнителем на должника в процессе исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Например, государство может нести расходы по розыску должника по исполнительным документам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, и др. (ст. 65 Закона об исполнительном производстве).

Защита интересов наиболее уязвимых, социально незащищенных слоев населения решается путем установления четырех очередей удовлетворения требований взыскателей (ч. 1 ст. 111 Закона об исполнительном производстве).

В соответствии с ч. 2 ст. 111 Закона об исполнительном производстве требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного погашения требований предыдущей очереди. В случае недостаточности взысканной денежной суммы для полного удовлетворения всех требований одной очереди, они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме (ч. 3 ст. 111 Закона об исполнительном производстве).

Таким образом, всестороннее исследование рассмотренных выше принципов, как общеправовых, так и специфических, позволяет лучше уяснить сущность исполнительного производства и систему процессуальных гарантий защиты прав граждан и организаций в этой сфере.

Развернуть

Все темы данного раздела:

«Питер» Валеев Дамир Хамитович, Исполнительное производство. — СПб.: «Питер», 2008. – 400 с.

Конституция РФ — принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. АПК РФ — Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ

БССП МЮ РФ — Бюллетень службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации. БВС (СССР, РСФСР, РФ) — Бюллетень Верховного С

АО — акционерное общество. г. — год. гл. — глава (-ы).

Гохран России — Государственное

Рассматривая исполнительное производство как самостоятельную отрасль права, необходимо обратиться к традиционным понятиям любой отрасли права: к предмету и методу правового регулиро

До недавнего времени исполнительное производство рассматривалось в теории гражданского процесса как завершающая стадия гражданского судопроизводства. Если решение суда, обязывающее

В целом, методологическая база исполнительного процессуального права находится в благоприятном состоянии, так как в своем постепенном развитии наполняется новыми идеями, содержанием

В ч. 1 ст. 68 Закона об исполнительном производстве приводится следующее понятие мер принудительного исполнения — это действия, указанные в исполнительном документе, или действия, с

В соответствии со ст. 5 Закона об исполнительном производстве принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу суде

Лица, участвующие в исполнительном производстве, — это все те участники исполнительного производства, которые имеют определенную юридическую заинтересованность (материально- и (или)

Лица, содействующие исполнительному производству, не имеют ни юридической, ни какой-либо другой заинтересованности в исполнительном производстве и привлекаются для выполнения своих

Исполнительными называются документы, в которых выражается содержание основания исполнения, предъявление которых необходимо для начала исполнительного производства*(140).

Исполнител

Способ и порядок исполнения судебных актов и актов других органов также ставят определенные границы реализации прав граждан и организаций в исполнительном производстве, так как прим

Место совершения исполнительных действий определяется в зависимости от того, кто является должником — физическое лицо или юридическое. В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона о

Важным условием соблюдения принципа законности и эффективной реализации прав граждан и организаций в исполнительном производстве является категория процессуальных сроков. П

Временная остановка исполнительного производства — это либо отложение совершения исполнительных действий на определенный срок, либо приостановление исполнительного производства, обы

Окончание исполнительного производства — это процессуальное действие, совершаемое судебным приставом-исполнителем или судом (арбитражным судом) и означающее фактическое исполнение и

Расходы в исполнительном производстве — это денежные затраты, возникающие в связи с принудительным исполнением судебных, иных актов, предусмотренных законом. В исполнительн

Ответственность — это социальное явление, которое определенным образом оказывает воздействие на участников общественных отношений. Важным участком реализации правовых отнош

Законодательство об исполнительном производстве содержит также универсальное правило распределения денежных сумм, взысканных с должника в ходе исполнительного производства.

Возбуждение исполнительного производства — это самостоятельная стадия исполнительного производства, включающая несколько взаимосвязанных процессуальных действий. Для возбуж

В Законе об исполнительном производстве нет специальной главы или статьи, регулирующей вопросы подготовки судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению. Однако после в

Закон об исполнительном производстве разделяет имущество, на которое может быть обращено взыскание, в зависимости от того, кому оно принадлежит: организации или физическому лицу. В

Основной мерой принудительного исполнения является обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации. Арест имущества должника

Оценка арестованного имущества — один из основных этапов принудительного обращения взыскания на имущество. Необходимо учитывать, что в данном случае активно применяются не только по

По общему правилу, реализация имущества должника, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве, осуществляется путем его продажи специализированными организациями

В соответствии со ст. 100 Закона об исполнительном производстве взыскание по исполнительным документам с осужденного к исправительным работам должно производиться из всего заработка

Основаниями взыскания алиментов выступают следующие исполнительные документы: исполнительные листы, судебные приказы, а также нотариально удостоверенные соглашения об уплате алимент

Анализ действующего законодательства показывает, что в данном случае применимы известные стадии исполнительного производства: возбуждения исполнительного производства, подготовки су

В ст. 106 Закона об исполнительном производстве отмечаются особенности исполнения исполнительных документов о восстановлении на работе: 1) исполнительный документ о восстан

Выселение должника. Исполнение исполнительного документа о выселении должника осуществляется по общим правилам, предусмотренным ст. 107 Закона об исполнительном про

Согласно ст. 109 Закона об исполнительном производстве, административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предприни

Судебный пристав-исполнитель — активный участник исполнительного производства, имеющий достаточно большие полномочия. Между тем Законом об исполнительном производстве, иными нормати

Как уже отмечалось, одним из способов защиты прав взыскателя и должника является возможность обжалования действий судебного пристава-исполнителя. В Законе об исполнительном

Права граждан и организаций защищаются также путем предъявления исков. Этот способ защиты является более универсальным, так как здесь значительно шире субъективный состав. Предъявля

В исполнительном производстве существует институт поворота исполнения, хотя нормативного закрепления в Законе об исполнительном производстве он и не получил. В настоящее время необх

Дебиторская задолженность — это совокупность имущественных прав кредитора, которая является объектом гражданских прав (ст. 128 ГК РФ) и в силу этого может быть оценена и впоследстви

Согласно ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, переме

Арест на ценные бумаги налагается в порядке, определяемом Правительством РФ. Таким актом является постановление Правительства РФ от 12.08.1998 N 934 «Об утверждении Порядка нал

В настоящее время вопросы обращения взыскания на интеллектуальную собственность приобретают все большую актуальность. Ведь известно, что исключительные права могут представлять нема

На иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранные организации, находящиеся на территории РФ, распространяется национальный правовой режим. Это означает, что иностранные лица

Исполнение решений иностранных судов и арбитражей определяется международными договорами РФ и Законом об исполнительном производстве. Не утратил своей актуальности и указ Президиума

Место исполнительного производства в системе права Российской Федерации. Взаимодействие исполнительного производства с гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным правом

Понятие и классификация субъектов исполнительного производства. Правоспособность и дееспособность в исполнительном производстве. Судебный пристав и иные органы и организаци

Исполнительные документы как основания исполнения. Виды исполнительных документов. Требования, предъявляемые к исполнительным документам. Общие требования, предъявляемые к исполните

Порядок обращения взыскания на денежные средства и иное имущество должника. Порядок обращения взыскания на денежные средства должника в иностранной валюте при исчислении долга в руб

Общие условия исполнения исполнительных документов, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения. Возбуждение исполнительного производства

Процессуальные формы контроля и надзора в исполнительном производстве. Субъекты контроля и надзора в исполнительном производстве. Прокурорский надзор в исполнительном производстве.

Понятие дебиторской задолженности. Особенности обращения взыскания на дебиторскую задолженность. Установление дебиторской задолженности. Арест дебиторской задолженности. Оценка деби

Исполнение судебных актов и актов других органов в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций. Правовой режим, распространяющийся на иностранных гр

1. Понятие и классификация субъектов исполнительного производства. Источники правового регулирования. 2. Организация ФССП России. Правовой статус главного судебного пристав

1. Исполнительные документы как основания исполнения: виды, требования, предъявляемые к исполнительным документам (общие и специальные).

Порядок выдачи дубликатов исполнительных док

1. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // СЗ РФ, 2007. — N 41. — Ст. 4849. 2. Постановление Правительства РФ от 27.05.1998 N

1. Кузнецов В.Ф. Проблемы защиты частных и публичных интересов в исполнительном производстве // Проблемы применения норм права: защита частных, общественных интересов / Под ред. В.И

1. Большова А. Закон «Об исполнительном производстве» не оправдал надежд // ЭЖ-дело, 1998. — N 11. 2. Мешков М.В. Правовая основа деятельности судебных приставов

1. Шерстюк В.М. Исполнительное производство // З, 1998. — N 6. — С. 47-57; N 7. — С. 55-59. 2. Гривков О.Д., Шичанин А.В. Проблема неисполнения должником судебных решений з

1. Валеев Д.Х. Принципы защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве // Ученые записки Ульяновского государственного университета. Государство и право: проблемы,

1. Белоусов Л.В. Исполнительное производство: первые итоги // З, 1998. — N 11. — С. 50-57. 2. Парфенов Д.И. Об эффективности исполнительного производства: / Межвуз. сб. нау

1. Головин В.В. Пароксизм жертвы: критический анализ // Нетрадиционные подходы к решению проблем борьбы с правонарушениями: Материалы научно-практической конференции (май 1996 г.).

1. Бабич М.С. Об исполнительной надписи нотариуса // Финансовая Россия, 1998. — N 26. 2. Белов В.А. Конституционность и проблемы практического использования исполнительной

1. Бажанов С.В. Реституция в системе мер по снижению затрат в уголовно-судебном и исполнительном производствах // Правоохранительная деятельность в России и США: сравнительно-правов

1. Бажанова А. Имущество предприятий и граждан, на которое может быть обращено взыскание // Экономико-правовой бюллетень, 1997. — N 12. — С. 11-17. 2. Федоренко Н.В. Пробле

1. Корнева З. Арест счетов в коммерческих банках // Уголовное право, 1997. — N 4. — С. 68-70. 2. Рубан Н. Административный арест имущества // ЗК, 1997. — N 7. — С. 14-16.

1. Суворова С. Договор хранения // РЮ, 1998. — N 6. — С. 12-14. 2. Суворова С. Договор хранения (Окончание) // РЮ, 1998. — N 7. — С. 23-25. 3. Брагинский М.И. Дого

1. Артеменков И., Миронов В. Оценка имущества для целей судопроизводства // РЮ, 1998. — N 11. — С. 15-16. 2. Нейман Е.И. О проекте Концепции развития системы оценки имущест

1. Малешин Д. Я. Исполнение решений суда о взыскании денежных средств // Финансист, 1998. — N 7/8. 2. Степина Л. С. Об удержаниях из пенсий в свете законодательства об испо

1. Шувалова Н. Новый перечень видов заработка (дохода) родителей, с которых производится взыскание алиментов // ХиП, 1997. — N 1. — С. 159-163. 2. Евдокимов Т. П. О некотор

1. Судебная практика по исполнению решений судов общей юрисдикции, арбитражных судов в отношении юридических лиц // ХиП, 1997. — N 9-10. 2. Защита прав инвесторов / Под ред

1. Березий А. Е., Подвальный И. О. О практике применения ст. 90 Закона Российской Федерации «Об исполнительном производстве» в арбитражном процессе // Вестник ВАС РФ, 1999

1. Семенова Л. Не упускайте упущенную выгоду // Бизнес-Адвокат, 1998. — N 19. 2. Нечаев В. Рассмотрение споров об освобождении имущества от ареста // ВВХС РБ, 1999. — N 4.

1. Лунев С. Статус имущества налогоплательщика, на которое наложен арест налоговыми органами // ВВХС РБ, 1998. — N 1. — С. 66-77. 2. Самойлюк С. Арест имущества налогоплате

1. Нешатаева Т.Н. Общие замечания по вопросу о признании и исполнении решений судов и арбитражей иностранных государств по экономическим спорам // Вестник ВАС РФ, 1999. — Специально

1. Нешатаева Т.О некоторых вопросах исполнения решений по экономическим спорам судов государств-участников СНГ // ХиП, 1998. — N 1. — С. 126. 2. Сеглин Б. Исполнение решени

1. Манжосов А.А. Международный союз судебных исполнителей и служащих // Бюллетень Минюста РФ, 1998. — N 11. — С. 37-39. 2. Жарко А.Л. Формы принудительного исполнения судеб