Годовое количество условно обслуживаемых на станции автомобилей, Nсто
Количество заездов одного автомобиля в год, d
Количество продаваемых в год автомобилей, Nn
Среднегодовой Пробег автомобиля, Lг, км
Число рабочих дней в году, Драб. Г
Продолжительность смены, Тсм, ч
Число смен ,С
1100
1,8
130
14000
305
8
1,2
Разовая трудоёмкость на один заезд по видам работ, чел. — ч |
|||||||
ТО и ТР |
Мойка и уборка |
Приёмка и выдача |
Предпродажная подготовка |
Противокоррозионная обработка |
|||
Городские СТО легковых автомобилей: |
|||||||
особо малого класса |
2,0 |
__ |
0,15 |
0,15 |
3,5 |
3.0 |
|
малого класса |
2,3 |
— |
0, 20 |
0, 20 |
3,5 |
3,0 |
|
среднего класса |
2,7 |
— |
0,25 |
0,25 |
3,5 |
3,0 |
|
Дорожные СТО: |
|||||||
легковых автомобилей всех классов |
— |
2,0 |
0, 20 |
0, 20 |
— |
— |
|
автобусов и грузовых автомобилей независимо от класса и грузоподъемности |
— |
2,8 |
0,25 |
0,30 |
— |
— |
|
* Трудоёмкости могут быть скорректированы при соответствующем обосновании.
** Без учёта уборочно-моечных работ и противокоррозионной обработки.
Годовой объем уборочно-моечных работ (в чел. — ч):
Т умр = NЗ . УМР ґ tУМР , ( 3)
где N З . УМР — число заездов в год на УМР;
t УМР — средняя трудоемкость УМР, чел. — ч [2, 6].
Уборочно-моечные работы на СТО выполняются непосредственно перед ТО и ТР или как самостоятельный вид услуг. В первом случае число заездов на УМР принимается равным числу заездов обслуживаемых в год автомобилей, т.е.
(4)
Если на СТО УМР выполняются как самостоятельный вид услуг, то число заездов на УМР согласно [2] может быть принято из расчета одного заезда на L З =800 — 1000 км пробега.
Таким образом, число заездов на УМР как самостоятельный вид услуг
(5) Для нашего примера
Годовой объем работ УМР (в чел. — ч):
(6)
где t ЕО — средняя трудоемкость одного заезда на УМР при механизированной (0,15 — 0,25) и ручной мойке (0,50), чел. — ч [2, 6].
Для нашего примера
Годовой объем работ по приемке и выдаче автомобилей (в чел. — ч):
(7)
где t ПВ — разовая трудоемкость одного заезда на работы по приемке и выдаче автомобилей, чел. — ч [2, 6].
Годовой объем работ по противокоррозионной обработке кузовов, автомобилей (в чел. — ч):
(8)
где N З . ПК — число заездов автомобилей в год на противокоррозионную обработку кузова;
t ПК — разовая трудоемкость одного заезда на работы по противокоррозионной защите кузова, чел. — ч [2, 6].
Частота проведения работ по противокоррозионной обработке составляет 3 — 5 лет., т.е.0,2 — 0,3 заезда в год.
(9)
В нашем случае принимаем ,
Годовой объем работ по предпродажной подготовке (в чел. — ч);
(10)
где N П — количество продаваемых автомобилей в год;
t ПП , — трудоемкость предпродажной подготовки одного автомобиля (3,0 — 3,5 чел. — ч).
Для нашего примера
Результаты расчета годовых объемов работ приводятся по форме табл.3.
Таблица 3 — Годовые объемы работ, чел. — ч
Виды воздействий |
||||||
ТО и ТР, Т ТО-ТР |
УМР, Т УМР |
Приемка и выдача авт., Т ПВ |
Противо-коррозион-ная обработка кузова, Т ПК |
Предпродажная подготовка авт., Т ПП |
||
390 |
||||||
Годовой объём вспомогательных работ (в чел. — ч.)
автомобиль пост техническое обслуживание
Кроме работ, приведённых в табл.3, на СТО выполняются вспомогательные работы, в состав которых в частности входят работы по ремонту и обслуживанию технологического оборудования, оснастки и инструмента различных зон и участков, содержанию инженерного оборудования, сетей и коммуникаций, обслуживанию компрессорного оборудования и др. Объем этих работ составляет 10 — 15% от общего объема работ СТО.
Для нашего примера объем вспомогательных работ составит
Распределение объема работ в зависимости от числа рабочих постов |
Распределение объема работ по месту их выполнения |
|||||||
До 5 |
От 6 до 10 |
От 11 до 20 |
От 21 до 30 |
Свыше 30 |
На рабочих постах |
На производственных участках |
||
Диагностические |
6 |
5 |
4 |
4 |
3 |
100 |
— |
|
ТО в полном объеме |
35 |
25 |
15 |
10 |
6 |
100 |
— |
|
Смазочные |
5 |
4 |
3 |
2 |
2 |
100 |
— |
|
«Регулировочные по установке углов управляемых колес |
10 |
5 |
4 |
4 |
3 |
100 |
— |
|
Ремонт и регулировка тормозов |
10 |
5 |
3 |
3 |
2 |
100 |
— |
|
Электротехнические |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
80 |
20 |
|
По приборам системы питания |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
70 |
30 |
|
Аккумуляторные |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
90 |
|
Шиномонтажные |
7 |
5 |
2 |
1 |
1 |
30 |
70 |
|
Ремонт узлов, систем и агрегатов |
16 |
10 |
8 |
8 |
8 |
50 |
50 |
|
Кузовные и арматурные (жестяницкие, медницкие, сварочные) |
— |
10 |
25 |
28 |
35 |
75 |
25 |
|
Окрасочные |
— |
10 |
16 |
20 |
25 |
100 |
— |
|
Обойные |
— |
2 |
3 |
3 |
2 |
50 |
50 |
|
Слесарно-механические |
— |
8 |
7 |
7 |
5 |
— |
100 |
|
Уборочно-моечные |
— |
— |
— |
— |
— |
100 |
— |
|
Противокоррозионные |
— |
— |
— |
— |
— |
100 |
— |
|
* Распределение объёма работ может быть скорректировано при соответствующем обосновании.
Используя данные табл.4 (колонка от 6 до 10 рабочих постов), производим распределение годового объема работ ТО и ТР проектируемой СТО по видам и месту выполнения (табл.5).
Таблица 5 — Распределение годового объема работ ТО и ТР по видам и месту выполнения
Распределение объема работ ТО и ТР по месту выполнения |
|||||||
На рабочих постах |
На производственных участках |
||||||
% |
чел-ч |
% |
чел-ч |
% |
чел-ч |
||
Диагностические |
4 |
920 |
100 |
920 |
— |
— |
|
ГО, смазочные |
29 |
6670 |
100 |
6670 |
— |
— |
|
Регулировочные по установке углов управляемых колес |
5 |
1150 |
100 |
1150 |
— |
— |
|
Ремонт и регулировка тормозов |
5 |
1150 |
100 |
1150 |
— |
— |
|
Электротехнические |
5 |
1150 |
80 |
920 |
20 |
230 |
|
По приборам системы питания |
5 |
1150 |
70 |
805 |
30 |
345 |
|
Аккумуляторные |
2 |
460 |
10 |
46 |
90 |
414 |
|
Шиномонтажные |
5 |
1150 |
30 |
345 |
70 |
805 |
|
Ремонт узлов, систем и агрегатов |
10 |
2300 |
50 |
1150 |
50 |
1150 |
|
Кузовные и арматурные |
10 |
2300 |
75 |
1725 |
25 |
575 |
|
Окрасочные |
10 |
2300 |
100 |
2300 |
— |
— |
|
Обойные |
2 |
460 |
50 |
230 |
50 |
230 |
|
Слесарно-механические |
8 |
1840 |
— |
— |
100 |
1840 |
|
Итого |
100 |
23000 |
— |
17411 |
5589 |
||
Рт |
Рш |
|||||
расчетн. |
принят. |
расчетн. |
принят. |
|||
ТО-ТР |
23000 |
11,4 |
12 |
13 |
13 |
|
УМР |
2340 |
1,2 |
1 |
1,3 |
1 |
|
Приемка и выдача |
340 |
0,2 |
1 |
0,2 |
1 |
|
Противокоррозионная обработка |
900 |
0,4 |
1 |
0,5 |
1 |
|
Предпродажная подготовка |
600 |
0,3 |
1 |
0,3 |
1 |
|
Итого |
27180 |
13,5 |
14 |
15,3 |
15 |
|
Численность вспомогательных рабочих
Результаты расчета численности производственных рабочих ТО и ТР по видам работ и месту выполнения приведены в табл.7.
Таблица 7 — Результаты расчета численности производственных рабочих ТО и ТР по видам работ и месту выполнения
Объем работ ТО и ТР выполняемый |
Численность производственных рабочих |
||||||||||
На рабочих постах |
На производственных участках |
||||||||||
Рт |
Рш |
Рт |
Рш |
||||||||
расч. |
прин |
расч |
прин. |
расч. |
поин. |
расч. |
прин. |
||||
Диагностические |
920 |
— |
0,5 |
1 |
0,5 |
1 |
— |
— |
— |
— |
|
ТО, смазочные |
6670 |
— |
3,3 |
3 |
3,8 |
4 |
— |
— |
— |
— |
|
Регулировочные по установке углов передних колес |
1150 |
— |
0,6 |
0,6 |
1 |
— |
— |
— |
— |
||
Ремонт и регулировка тормозов |
1150 |
— |
0,6 |
0,6 |
1 |
— |
— |
— |
— |
||
Электротехнические |
920 |
230 |
0,5 |
0.5 |
0,1 |
0,2 |
|||||
По приборам системы питания |
805 |
345 |
0,4 |
0.5 |
0,2 |
0,2 |
|||||
Аккумуляторные |
46 |
414 |
— |
— |
— |
— |
0,3 |
0,3 |
|||
Шиномонтажные |
345 |
805 |
0,2 |
0,2 |
0,5 |
0,6 |
|||||
Ремонт узлов, систем и агрегатов |
1150 |
1150 |
0,6 |
0,6 |
}1 |
0,6 |
1 |
0,6 |
1 |
||
Кузовные и арматурные |
1725 |
575 |
0,9 |
1 |
1 |
1 |
0,3 |
1 |
0,3 |
1 |
|
Окрасочные |
2300 |
— |
1,1 |
1 |
1,3 |
1 |
— |
— |
— |
||
Обойные |
230 |
230 |
0,1 |
— |
0,1 |
— |
0,1 |
— |
0,1 |
— |
|
Слесарно-механические |
— |
1840 |
— |
— |
— |
— |
0,9 |
1 |
1 |
1 |
|
Итого |
17411 |
5589 |
8,6 |
9 |
9,8 |
10 |
2,8 |
3 |
3,2 |
4 |
|
Примечание. Принятая итоговая численность рабочих устанавливается в пределах округления расчетного значения до целого числа.
Число рабочих постов |
||||
Расчетное Принятое |
||||
Диагностические |
920 |
0,3 |
||
ТО, смазочные |
6670 |
2,3 |
2 |
|
Регулировочные по установке углов управляемых колёс |
1150 |
0,4 |
1 |
|
Ремонт и регулировка тормозов |
1150 |
0,4 |
1 |
|
Электротехнические |
920 |
0,3 |
||
По приборам системы питания |
805 |
0,3 |
||
Аккумуляторные |
46 |
|||
Шиномонтажные |
345 |
0,1 |
||
Ремонт узлов, систем и агрегатов |
1150 |
0,4 |
1 |
|
Кузовные и арматурные |
1725 |
0,6 |
1 |
|
Окрасочные |
2300 |
0,8 |
1 |
|
Обойные |
230 |
0,1 |
||
Итого |
17411 |
6 |
6 |
|
В результате анализа данных табл.5, 7 и 8 установлено, что объемы работ и численность производственных рабочих явно недостаточны для организации отдельных участков по таким видам работ, как электротехнические, ремонт приборов системы питания, аккумуляторные и шиномонтажные. Их целесообразно выполнять на рабочих постах по ремонту (или ТО) и частично на участке по ремонту узлов, систем и агрегатов.
Диагностические работы предлагается проводить на посту по регулировке углов установки управляемых колес и по ремонту и регулировке тормозов.
Обойные работы предусматривается выполнять в кузовном участке.
В окончательном виде результаты предлагаемого перераспределения объемов работ ТО и ТР, расчета численности производственных рабочих и рабочих постов даны в табл.9.
Таблица 9 — Принятый вариант распределения объемов работ ТО и ТР по видам и месту выполнения, расчет численности производственных рабочих и рабочих постов
Распределение объема работ по ТО я ТР по месту выполи. |
Численность производственных рабочих |
Число рабочих постов |
|||||||||||||||
на рабочих постах |
на производственных участках |
||||||||||||||||
Рт |
Рш |
Рг |
Рш |
||||||||||||||
% |
чел-ч |
% |
чел-ч |
% |
чел-ч |
расч. |
прин. |
оасч. |
прин. |
расч. |
прин. |
расч. |
прин. |
||||
ТО, смазочные |
29 |
6670 |
100 |
6670 |
— |
— |
3,3 |
3 |
3,8 |
4 |
— |
— |
— |
— |
2,3 |
2 |
|
Регулировочные, по установке углов передних колес, диагностические |
14 |
3220 |
100 |
3220 |
— |
— |
1,6 |
2 |
1,8 |
2 |
— |
— |
— |
— |
0,8 |
1 |
|
Ремонт и регулировка тормозов, диагностические |
17 |
3910 |
55 |
2150 |
45 |
1760 |
1 |
1 |
1,2 |
1 |
0,9 |
1 |
1 |
1 |
0,7 |
1 |
|
Ремонт узлов, систем и агрегатов |
10 |
2300 |
50 |
1150 |
50 |
1150 |
0,6 |
1 |
0,6 |
1 |
0,6 |
1 |
0,6 |
1 |
1 |
1 |
|
Кузовные, арматурные и обойные |
12 |
2760 |
75 |
2070 |
25 |
690 |
1 |
1 |
1,2 |
1 |
0,3 |
— |
0,4 |
— |
0,7 |
1 |
|
Окрасочные |
10 |
2300 |
100 |
2300 |
— |
— |
1,1 |
1 |
1,3 |
1 |
— |
— |
— |
— |
1 |
1 |
|
Слесарно-механи-ческие |
8 |
1840 |
— |
— |
100 |
1840 |
— |
— |
— |
— |
0,9 |
1 |
1 |
1 |
— |
— |
|
Итого |
100 |
23000 |
— |
17560 |
5440 |
8,7 |
9 |
9,9 |
10 |
2,7 |
3 |
3 |
3 |
6,5 |
7 |
||
* В расчёте принято, что 75% объёма работ выполняется на постах и 25% на участке.
** То же 85% на постах и 15% на участке.
Таким образом, отдельные (обособленные) участки предусматриваются для следующих видов работ:
кузовных, арматурных и обойных;
окрасочных;
слесарно-механических и по ремонту узлов, систем и агрегатов;
противокоррозионных.
Число рабочих постов для выполнения коммерческой мойки при наличии механизированной установки
(15)
Где Nc — суточное число заездов (N С =N3 /Драб г);
цм — коэффициент неравномерности поступления автомобилей на посты коммерческой мойки (для СТО до 10 рабочих постов-1,3 — 1,5; от 11 до 30 постов — 1,2 — 1,3);
Тоб — суточная продолжительность работы участка, ч;
Nу — производительность моечной установки, авт. /ч;
з п — коэффициент использования рабочего времени поста (0,85 — 0,90).
Для нашего примера
число постов УМР (перед ТО и ТР),
число механизированных постов мойки
Х М УМР . М = (10000/305) Ч 1,3/8Ч1,5 Ч 3 Ч 0,85 = 1,4 принимаем 2 поста.
Для проектируемой СТО принимаем 2 пост УМР (для мойки автомобилей перед ТО и ТР и для коммерческой мойки).
число постов по противокоррозионной обработке кузовов
принимаем 1 пост.
Результаты расчета общего числа рабочих постов приводятся по форме табл.10.
Таблица 10 — Распределение рабочих постов по видам воздействий
Число постов по видам воздействий |
|||||||
УМР |
ТО, сма-зочные, диагности-ческие |
Ремонт узлов систем и агрегатов |
Кузовные, арматурные, обойные |
Окра-сочные |
Противокоррозионная обработка кузова |
||
Вспомогательные посты
В нашем примере:
число постов приемки и выдачи
Хпв = 340 1,4/305 Ч 8 Ч1,5 Ч 1,0 Ч 0,9 = 0,2 поста
В данном случае приёмку и выдачу автомобилей целесообразно делать на соответствующих рабочих постах или автомобиле-местах.
число вспомогательных постов на окрасочном участке (зашкуривания, шпатлевки и т.п.) принимается из расчета 2.4 вспомогательных поста на один пост окраски, т.е.
Общее число вспомогательных постов на один рабочий пост не должно превышать 0,25 — 0,50.
1. Афанасьев Л.Л., Колясинский Б.С., Маслов А.А. Гаражи и станции технического обслуживания. Альбом чертежей. М.: Транс порт, 1980. — 216с.
2. Напольский Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания: Учебник для вузов. — 2-е изд. переработанное и дополненное. М.: Транспорт, 1993. — 271 с.
3. Волгин В.В. Автомобильный дилер: практическое пособие по маркетингу и менеджменту сервиса и запасных частей. — М.: «О — 89», 1997. — 224с.
4. Кузнецов E. G. Управление техническими системами: Учебное пособие/ МАДИ (ТУ) — М., 1998. — 177 с.
5. Марков О.Д. Автосервис: Рынок, автомобиль, клиент М.: Транспорт, 1949. — 270 с.
6. Методика планирования и учета объемов реализации бытовых услуг по ремонту и ТО транспортных средств, принадлежащих гражданам. Минавтопром СССР. Филиал НАМИ. — М.: НАМИ, 1983. — 40с.
7. Муравкина Г.Ш. Методика расчёта производственной мощности предприятия технического сервиса на примере предприятия г. Москвы // Повышение организованности предприятий коммунального хозяйства города (населённого пункта).
Мате риалы международной научно-практической конференции/ЮРГУЭС. Новочеркасск, 2002. С.4-25.
8. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (2-я редакция).
М.: Экономика, 2000. — 421 с.