Текущая ситуация в агропромышленном комплексе характеризуется кризисными факторами. Главной причиной возникшей разбалансированности системы ведения сельского хозяйства стала коренная трансформация собственности на средства производства. Изменились организационно-правовые формы коллективных предприятий, получил развитие сектор индивидуального предпринимательства на селе. Сельское хозяйство с его трудоёмким производством может разрешить одну из самых острых социальных проблем — трудовую занятость населения.
Следовательно, возникает проблема разработки механизма экономических взаимоотношений между государством, субъектами сельскохозяйственного производства и коммерческими структурами для выработки новых адекватных подходов к обеспечению инвестиционными ресурсами аграрного сектора экономики. При этом расширение сферы экономических методов государственного возвратного обеспечения средствами предприятий аграрного сектора может стать реальным источником поддержания их ресурсного потенциала как наиболее экономичный и эффективный способ поддержки отрасли.
Цель работы.
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить фактическое состояние АПК России;
2. оценить результативность сельскохозяйственного производства;
3. определить сущность основных проблем АПК;
4. выявить перспективы развития АПК;
5. исследовать возможности государственного регулирования и поддержки развития АПК.
Научная база., Структура и объём работы
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определены цели, задачи работы.
В первой главе «Современные теоретические основы АПК России» раскрыты теоретические основы, сущность и принципы АПК России.
Во второй главе «Сущность кризисного состояния АПК России» проведен анализ современного состояния АПК, выявлены основные проблемы и дана оценка результативности АПК.
Третья глава «Перспективные направления восстановления воспроизводственного потенциала АПК» посвящена вопросам совершенствования развития АПК, разработке стратегических мероприятий государственного регулирования сельского хозяйства.
В заключении обобщены теоретические выводы и отражены основные результаты курсовой работы.
1.Современные теоретические основы АПК России
1.1. Теоретические основы АПК.
Агропромышленный комплекс – это совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении её до потребителя. АПК занимает особое место в жизни государства, так как обеспечивает страну продовольствием и товарами народного потребления. Развитие АПК сильно влияет на уровень народного благосостояния, поскольку его продукция составляет более 60% товаров торговли. В составе АПК выделяют три основных звена, каждое из которых выполняет определённую функцию. Пропорции, сложившиеся в России между отдельными звеньями АПК, несовершенны. Самое мощное звено в нём составляет сельское хозяйство (45% продукции).
Контрольная работа: Сельское хозяйство Московской области
... промышленного производства области. По производству сельскохозяйственной продукции область занимает 5 место в России и 1 место среди регионов ЦФО. Сельское хозяйство Московской области имеет пригородную специализацию. Животноводство является ведущей отраслью сельского хозяйства, и включает ...
В АПК США, например, его доля всего 13%. Зато доля обслуживающих и перерабатывающих в два раза выше, чем в России. Первое звено – производство средств производства для сельского хозяйства и промышленности, перерабатывающей его продукцию, обеспечивает АПК техникой, удобрениями, комбикормами и т.п., то есть определяет общий уровень его интенсификации. Второе звено — сельское хозяйство. Это центральное звено АПК. Оно отличается от остальных отраслей материального производства, во-первых, сезонностью производства продукции, во-вторых, на его развитие сильно воздействуют природные условия, в-третьих, в сельском хозяйстве главное и незаменимое средство труда – земля. В сельском хозяйстве выделяются две важнейшие отрасли: растениеводство (земледелие) и животноводство. Третье звено – отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырьё, отрасли лёгкой промышленности; а также отрасли, обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции АПК.
1.2 . Современное состояние АПК в целом по России.
В 2006 году общий объём валовой продукции сельского хозяйства на предприятиях всех категорий вырос на 2,8%. Получены хорошие производственные показатели по отдельным отраслям растениеводства – валовой сбор зерна составил более 78,4 млн.т. Сохранён экспортный потенциал зерна – около 10 млн.т. Впервые было получено более 3,6 млн.т. кукурузы на зерно, почти 30 млн.т. сахарной свеклы, 6,7 млн.т. подсолнечника. Были расширены посевные площади зерновых и бобовых культур, общие посевы которых занимают свыше половины посевной площади сельскохозяйственных культур. На долю зерна приходится около 28% стоимости валовой продукции растениеводства. В выручке от реализации продукции растениеводства зерно составляет около 56 %, а в общей выручке от продажи сельского хозяйства – почти пятую часть. Производство продукции основных сельскохозяйственных культур в 2006 году было выше, чем в среднем за пять предшествующих лет.
Определённые успехи достигнуты в отдельных отраслях животноводства. За 2006 год производство скота и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий составило 7,9 млн.т., что на 4,6 % больше соответствующего периода 2005 года, молока – 31,1 млн.т. (больше на 0,6 %).
Производство свиней на убой возросло на 8,7 %, птицы на 14,7 %. Продолжается рост молочной продуктивности коров и яйценоскости птицы.
Динамично развивались многие отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности. Перерабатывающие предприятия начали активно включаться в сельскохозяйственного производство с целью создания устойчивой сырьевой базы. В результате индекс физического объёма производственной продукции в 2006 году составил 10,3 % к уровню 2005 года. В мясной и молочной отраслях расширился ассортимент и увеличился выпуск продукции пользующейся повышенным спросом населения.
Приход в отрасль эффективных инвесторов и предпринятые меры государственной поддержки вызвали рост инвестиций в основной капитал предприятий АПК. С учётом национального проекта они увеличились в 2006 году до 249 млрд. руб., в 2005 году – 160 млрд. руб. Доля прибыльных организаций возросла с 58 % до 68 %.
1.3 . АПК Пермского края.
В экономике Пермского края АПК играет незначительную роль в создании валового национального продукта, составляя 6 %.По классификации ряда учёных регион характеризуется как промышленно развитый с низким удельным весом сельскохозяйственной отрасли. За годы реформ инвестиции в основной капитал сельскохозяйственных предприятий составили не более 3,5 % в общей структуре. В условиях существенного диспаритета цен и низкого объёма инвестиций происходит «вымывание» ресурсов из сельского хозяйства в другие сферы материального производства. Тем не менее, сельское хозяйство играет определяющую роль в обеспечении региона собственным продовольствием. В 2006 году объём валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в фактически действующих ценах составил свыше 20 млрд. руб. (Таблица 1.) [5.С.9.].
Отмечается рост индексов цен на фоне снижения индексов физического объёма по основным видам сельскохозяйственной продукции. Наибольший темп роста доходов отмечен в животноводстве как в целом в аграрной сфере, так и в сельскохозяйственных предприятиях. Объёмы сельскохозяйственной продукции, производимой в хозяйствах населения, увеличиваются крайне медленно. Производство и реализация продукции животноводства играет ведущую роль в функционировании сельскохозяйственных предприятий края. В 2006 году ими реализовано 29,1 тыс. т. крупного рогатого скота, 23,4 тыс. т. свиней, 24,7 тыс. т. птицы, 294,8 тыс. т. молока и молочной продукции в пересчёте на молоко. По сравнению с дореформенным уровнем снизилось производство молока на 39 %, мяса на 48 %при одновременном увеличении производства яиц на 3 %. Сокращение производства продукции произошло за счёт сокращения поголовья скота. Так, ежегодно происходило уменьшение численности крупного рогатого скота на 10-15 тыс. голов, в том числе коров на 3-4 тыс. гол.
Таблица 1 — Валовая продукция сельского хозяйства Пермского края, млн. руб. | ||||||
Показатели | 2002г. | 2003г. | 2004г. | 2005г. | 2006г. | 2006г. в % к 2002 г. |
Валовая продукция сельского хозяйства — всего | 17303 | 17454 | 18896 | 20620 | 20619,5 | 119,2 |
в том числе продукция: | ||||||
животноводства | 8730 | 9156 | 10502 | 11547 | 11615,2 | 130 |
растениеводства | 8573 | 8298 | 8394 | 9073 | 9004,3 | 105 |
Продукция сельскохозяйственных организаций — всего | 7399 | 7763 | 8653 | 10228 | 10229,4 | 138,3 |
в том числе продукция: | ||||||
животноводства | 5419 | 5694 | 6551 | 7875 | 7529 | 138,3 |
растениеводства | 1980 | 2069 | 2102 | 2352 | 2700 | 136,4 |
Продукция крестьянских (фермерских) хозяйств | 156 | 187 | 260 | 221 | 221 | 141,7 |
Продукция хозяйств населения | 9748 | 9504 | 9982 | 10171 | 10584,4 | 108,6 |
В общем объёме производства сельскохозяйственной продукции доля сельскохозяйственных предприятий составила 49,6 %, доля хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств – 49,3 % и 1,1 % соответственно.
В 2006 году происходит сокращение числа убыточных хозяйств, их удельный вес снизился с 91,3 до 26,3 %, а рост балансовой прибыли позволил достичь уровня рентабельности в 9,8 % (Таблица 2) [5.C.10.].
Таблица 2 — Финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных организаций Пермского края | ||||||||
Показатели | Годы | |||||||
1990 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 в% к 2005 | |
Число сельскохозяйственных организаций, в том числе убыточных | 477 | 465 | 487 | 407 | 397 | 390 | 358 | 92 |
всего | 19 | 313 | 243 | 142 | 182 | 169 | 94 | 55,6 |
в % от общего числа | 4,0 | 67,3 | 49,9 | 34,9 | 45,8 | 43,3 | 26,3 | 17,0 п.п. |
Сумма убытка в убыточных организациях, млн. руб. (до 1998 г. — млрд. руб.) | 0,0 | 229,4 | 206,0 | 190,8 | 244,8 | 322,3 | 217,5 | 67,5 |
Валовой доход (в фактически действовавших ценах), млн. руб. (до 1998 г. — млрд. руб.) | 0,9 | 1178,9 | 1460,4 | 2215,0 | _ | _ | _ | _ |
Балансовая прибыль, млн. руб. (до 1998 г. — млрд. руб.) | 0,4 | 556,9 | 527,4 | 791,8 | 526,0 | 427,8 | 916,0 | В 2,1 р. |
Рентабельность, %: | ||||||||
всей хозяйственной деятельности | 36,0 | 9,5 | 7,5 | 11,5 | 4,8 | 1,6 | 9,8 | В 6,1 р. |
продукции сельского хозяйства | 39,3 | -0,1 | -2,3 | 7,8 | 2,0 | -0,6 | 1,8 | _ |
в том числе: | ||||||||
продукции растениеводства | 24,6 | 14,7 | 17,3 | 18,0 | 0,3 | 7,0 | 11,9 | +4,9 п.п. |
продукции животноводства | 41,4 | -2,1 | -4,9 | 6,3 | 2,2 | -1,8 | 0,5 | _ |
2.Современное состояние аграрного сектора экономики.
2.1. Проблемы растениеводства и животноводства.
Вместе с тем, наряду с имеющимися положительными тенденциями, в сельском хозяйстве сохраняется ряд системных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли. АПК России в настоящее время находится в кризисном состоянии. Основными проблемами АПК являются: спад производства, сокращение посевных площадей, поголовья скота, что произошло в результате неустойчивости производственно – хозяйственных связей, инфляции, удорожание кредитных ресурсов, сокращение государственного финансирования, сокращение государственного финансирования, снижения покупательской способности потребителей сельскохозяйственной продукции, роста неплатежей между предприятиями и диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; неудовлетворительное состояние сельскохозяйственных земель. В последние годы практически приостановлены работы по повышению плодородия почв и мелиорации земель, осушению и орошению земель, сократились показатели применения органических и минеральных удобрений, что послужило усилению процесса деградации почв. Медленно развивается инфраструктура земельного рынка, не создана система информационного обеспечения и разъяснительной работы, что создаёт возможность теневого оборота. За последние годы резко сократился уровень среднедушевого производства зерна. В современной ситуации Россия уже не обладает достаточными финансовыми возможностями для закупки необходимого количества зерна, а снижение зернового импорта восполняется увеличением размера закупок готовых продуктов питания. Ситуация в животноводстве оказалась ещё хуже, чем в растениеводстве, Отечественное животноводство обеспечивает не выше 50% потребности населения страны в молоке и мясе.
2.2. Проблемы сельского населения.
Невысокая производительность труда не позволяет обеспечить достойный уровень жизни занятым в отрасли работникам. Среднемесячная зарплата в сельском хозяйстве составляет 4904 руб., или 36 % общероссийского уровня. За чертой бедности находится более 40 % сельского населения. Уровень занятости сельского трудоспособного населения составляет 65,6 %. Среди сельских безработных удельный вес молодёжи в возрасте до 30 лет составляет45 %. Демографическая ситуация в сельской местности остаётся тяжёлой. Продолжается отток квалифицированной, экономически активной части населения в города. Во многом это обусловлено недостаточным уровнем предоставляемых социальных услуг. Выявлено, что дальнейшее снижение производства в аграрном секторе экономики, разрушение общественного производства тесно связано с качеством жизни сельского населения, одним из показателей которого является уровень денежных доходов сельскохозяйственных работников. Усиливается несоответствие между численностью сельского населения и громадными размерами территорий, что выражается в обезлюдении села. Уровень бедности на селе снижается крайне медленно, а разрыв по этому показателю между городом и селом увеличивается. Снижается уровень квалификации сельских кадров. Интенсивно идёт процесс старения всех категорий работников, занятых в сельскохозяйственном производстве. Продолжаются процессы деградации социальной сферы села. Медленными темпами развивается фермерский сектор. Крестьянские (фермерские) хозяйства, занимая свыше 11 % общей площади пашни, производят немногим более 3,9 % валовой продукции сельского хозяйства. Свыше половины всего объёма сельскохозяйственной продукции (51%) производится в личных подсобных хозяйствах населения, то есть в мелкотоварном секторе.
2.3. Проблемы инвестиций в основной капитал.
Одной из причин низкой эффективности сельского хозяйства является высокий физический и моральный износ основных средств. Нехватка свободных денежных средств не позволяет большинству предприятий проводить полноценную техническую и технологическую модернизацию основных фондов. Доля инвестиций в основной капитал сельского хозяйства составляет всего 4% общего объёма инвестиций в экономику, что в 4,5 раза меньше, чем в 1991 году. Основным источником финансирования продолжают оставаться собственные средства предприятий. В результате износ основных фондов в АПК достиг 80%. По-прежнему ощущается нехватка «длинных» ресурсов для капитальных инвестиций.
2.4. Проблемы сельскохозяйственного машиностроения.
Сохраняется дефицит техники. Одновременно, вследствие недостатка платёжеспособного спроса, слабо развивается сельскохозяйственное машиностроение. Почти полное разрушение сельскохозяйственного машиностроения (свыше 75% парка составляют старые машины, что делает современную и качественную уборку урожая практически невозможной).
Средняя обеспеченность комбайнами и тракторами в расчёте на единицу обрабатываемой площади в России отстаёт от соответствующих показателей Канады и Германии в несколько раз, нагрузка на основные виды техники в России значительно выше, чем в этих странах. Обеспеченность основными видами сельскохозяйственной техники составляет около 50% от технологически необходимой. Коэффициент выбытия тракторов превышает коэффициент обновления в 5 раз, зерноуборочных комбайнов – в 3 раза, кормоуборочных – в 3,5 раза. В результате такой интегральный показатель, как энергообеспеченность в сельском хозяйстве, оказался в 2-4 раза ниже аналогичных показателей развитых стран, а энергозатраты выше в 2-3 раза. Также существуют проблемы в обеспечении ГСМ из-за финансового состояния сельхозпроизводителей и их низкая платёжеспособность, а также опережающий рост цен на нефтепродукты, по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию.
2.5. Проблемы технологии отрасли.
Проведённый специалистами министерства совместно с учёными Россельхозакадемии анализ показал, что в сельском хозяйстве используются в основном устаревшие технологии. Так, на примере использования интенсивной технологии производства озимой пшеницы видно, что для осуществления 16 технологических операций из 474видов применяемых сельскохозяйственных машин мировому уровню соответствует только 50%. Это приводит к увеличению производственных затрат и уменьшению производительности на 30%, к низкой урожайности зерновых культур (18-19 ц/га).
Из-за технологического отставания и недостаточной обеспеченности техникой ежегодно на полях остаётся до 14% выращенного урожая, ещё до 11% — теряется из-за несовершенства техники. По этим причинам из года в год сокращается рынок для отечественных производителей. Импортные закупки продовольствия и сельскохозяйственного сырья в2006 году возросли на 20%, до 21,6%млрд. долл.
2.6. Проблемы Пермского края.
Пермский край в последнее 5-летие принимает бездефицитный бюджет, является краем – донором в государственный бюджет, проявляет прирост производства в промышленности. Однако, сравнивая индексы производства продукции сельского хозяйства по регионам страны, мы занимаем темпы дальнейшего снижения его производства в Пермском крае за 2002-2005 годы. Среднемесячная зарплата работников сельского хозяйства Пермского края составляет лишь 2621 руб., что составляет 42% от среднекраевого уровня и лишь на 2% выше прожиточного минимума. Низкая оплата труда среди селян является главной причиной широко — масштабной бедности среди сельского населения. В происходящей дифференциации населения пожилые люди занимают особую нишу низкостатусных, социально не защищённых, и относят себя (по результатам проведённых социологических исследований) к группе бедных. Несмотря на принимаемые меры, которые в последние годы были реализованы администрацией Пермского края для стабилизации сельскохозяйственного производства, оно продолжает находиться в кризисном состоянии. Основные параметры отрасли, касающиеся возможности воспроизводства, уровня оплаты труда и доходности продолжают оставаться на самом низком уровне или даже ухудшаться. Вмешательство государства в сферу сельского хозяйства возрастает, но и оно не даёт пока ощутимых результатов. Одна из причин – это отсутствие более совершенного организационно – экономического механизма государственного регулирования сельскохозяйственного производства, предполагающего повышение цен, снижение налогов и оптимизацию финансово – кредитных отношений на единой методологической основе. Для осуществления лизинговых операций в АПК Пермского края за счёт средств краевого бюджета создан региональный лизинговый фонд. Приобретение техники сельскохозяйственными товаропроизводителями Пермского края за счёт средств фонда льготного кредитования затруднено. Этот канал финансирования предусмотрен государством только для платёжеспособных предприятий, так как общие платежи по лизингу учитывают следующие статьи: первоначальный взнос, транспортныё расходы, ежегодные взносы на возмещение стоимости объекта лизинга, страхование, среднюю оплату. Например, при стоимости объекта лизинга в 5,0 млн. руб. срок договора достигает 5 лет, а платежи первого года составляют 27,5%, второго, третьего, четвёртого – по 25,5%, пятого года – 22,5%. Размеры ежегодных платежей в расчёте на пятилетний срок лизинга, а также общие суммы лизинговых договоров по наиболее употребительным видам техники снижаются, следовательно, лизинг является наиболее приемлемой формой привлечения финансовых средств в отрасль.
2.7 .
АПК играет всё более активную роль на внешнем рынке. Экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия достиг более 5 млрд. долл. (Рисунок 1) [13.C.19.].
Проблемы на селе, прежде всего, связаны с невысокой доходностью сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях сохраняющегося диспаритета цен, низкой производительности и оплаты труда, недостатка финансовых ресурсов для освоения новейших технологий, высокой доли импортной продукции, а также ненадлежащего состояния социальной сферы. Если в 2005 году цены на сельскохозяйственную продукцию выросли на 9,6%, то на промышленную – на 15,7%. Аналогичная ситуация сохранилась и в 2006 году. Так цены на реализованную сельскохозяйственную продукцию по сравнению с 2005 годом увеличились на 10%, а на промышленную – на 21%. Диспаритет цен ещё более углубился. В результате, ежегодно из сельского хозяйства изымается до 80 млрд. руб. Сдерживающим фактором развития отечественного производства является рост объёмов импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. По данным таможенной статистики, в 2006 году объём импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для их производства составил21,6 млрд. долл., или вырос по сравнению с 2005 годом на 24% (Рисунок 2) [13.C.20.].
Примерно 60% сельскохозяйственной продукции по импорту поставляется странами ЕС, США и Канадой, где уровень поддержки сельского хозяйства в расчёте на гектар пашни от 20 до 40 раз выше, чем в России. По данным Федеральной таможенной службы, за первое полугодие 2007 года в страну импортировано продовольственных товаров на сумму около 10 млрд. долл. Основными потребителями импортного продовольствия являются крупные города. В тоже время, вместе с растущим расслоением по доходам, всё более значительной части российского населения не обеспечен даже весьма скромный уровень потребления продуктов питания. В сложившейся ситуации значительная часть сельскохозяйственных организаций обанкротилась, следствием чего стали сокращение производства продукции, потеря рабочих мест, уход из села квалифицированной рабочей силы, резкое ухудшение демографической ситуации, исчезновение десятков тысяч деревень.
3.Перспективные направления совершенствования
агропромышленного комплекса
Без развитого сельского хозяйства и прогрессивного АПК – позитивное развитие экономики и повышение благосостояния общества невозможно. «Как может быть бесперспективным производство, в котором из одного посаженного в землю зерна вырастает колос из 60-80 зёрен» — это сказал один уважаемый и мудрый эксперт, прошедший путь от механизатора до главного редактора известного аграрного издания. В этом коротком афоризме заключена суть всех проблем отечественного сельского хозяйства – не признанный потребительским обществом производитель не в силах развивать производство в объёмах, способных удовлетворить возрастающие потребности, и его ослабление становится «болевой точкой» социально – экономического общества в целом.
Решение проблемы вывода АПК из кризисного состояния требует проведения последовательной продовольственной политики, которая включала бы ряд основных стратегических направлений:
- стимулирование развития отечественного сельского хозяйства, что в первую очередь потребует определённого перераспределения национального дохода в пользу сельскохозяйственных производителей;
- придание аграрной реформе основной целевой функции – рост производства;
- внесение коррективов в социальную политику, существенное улучшение уровня питания групп населения с низкими доходами.
Каждая из этих проблем требует серьёзных мер своего решения. Прежде всего, необходимо приостановить падение сельскохозяйственного производства, затем должен наступить этап стабильного развития и, наконец, последовательный рост. Для этого требуется, прежде всего, установление более благоприятного ценового климата для сельскохозяйственного и предоставление прямых государственных субсидий на основные виды сельскохозяйственного производства. Большинство сельскохозяйственных предприятий из-за быстрого сокращения производственного потенциала требует серьёзной финансовой поддержки со стороны государства даже для достижения стадии равновесия, не говоря уже о последовательном развитии. Аграрная политика должна быть ориентирована на устойчивость и рост производства с учётом опасности его возможного спада. При этом необходимо стимулировать все формы хозяйствования, которые обеспечивают наиболее эффективное использование ресурсов и прирост производства сельскохозяйственной, в особенности товарной продукции.
Интеграция России в мировую экономику должна идти таким путём, который бы не разрушал аграрный сектор, представляя внутренний рынок для собственного производителя. Здесь необходимо, прежде всего, сохранение полных суверенных прав государства по внешнеторговому и ценовому регулированию. Высокая зависимость внутреннего рынка, например, от импортных поставок мяса, послужила одной из основных причин разработки приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Над выполнением этого проекта в 2006 году работала Межведомственная рабочая группа с участием представителей аграрной науки. По направлению «Ускоренное развитие животноводства» участниками проекта стали 1317 объектов. Они получили 53,1 млрд. руб. кредитных ресурсов. ОАО «Росагролизинг» поставил сельскохозяйственным производителям 50,2 тыс. голов крупного рогатого скота и оборудование для создания 78,7 тыс. скотомест. По направлению «Стимулирование малых форм хозяйствования а АПК», по оперативным данным, создано 2124 сельскохозяйственных потребительских кооперативов всех видов. За истекший год малыми формами хозяйствования привлечено в АПК более 40 млрд. руб. кредитов. По направлению «Обеспечение доступным жильём молодых специалистов» введено 713,8 тыс. кв. м. жилья для 12,3 тыс., молодых семей и специалистов. В рамках консолидированного бюджета (86,2 млрд. руб.) по Минсельхозу России и подведомственным ему Россельхознадзору и Рыболовству в 2007 году увеличена поддержка по следующим направлениям: на развитие племенного животноводства – 1,3 млрд. руб.; с северного оленеводства и табунного коневодства – 250 млн. руб., а также овцеводства – 300 млн. руб.; на компенсацию части затрат по страхованию сельскохозяйственных культур – до 3,4 млрд. руб. (больше чем в 2006 году на 17,4%); финансирование по разделу «Образование» до 12 млрд. руб. (больше на 27%); на проведение противоэпизоотических мероприятий – 2,3 млрд. руб. (больше на 52%).
Перемены, которые могут обеспечить более высокую динамику развития экономики и социальной сферы села увязываются с принятым Законом «О развитии сельского хозяйства. В Законе чётко изложена сущность государственной аграрной политики и определены её цели: повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и качества продовольственных товаров; формирование эффективно функционирующего рынка продукции, сырья и продовольствия, способствующего повышению доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве; обеспечение устойчивого развития сельских территорий; повышение занятости сельского населения и уровня его жизни; создание благоприятного инвестиционного климата и увеличение объёма инвестиций в сфере сельского хозяйства; сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельского хозяйства природных ресурсов; наблюдение за индексами цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями для поддержания паритета цен. На финансирование АПК из бюджета субъектам федераций будут предоставляться субсидии в порядке, определённом правительством. При этом законодательно установлено, что средства федерального бюджета имеют целевое назначение и не могут быть израсходованы на другие нужды. «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» подготовлена Министерством сельского хозяйства РФ и разработана сроком на хозяйства, источники их финансового обеспечения и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий. Такая программа утверждена на первые пять лет правительством 12 июля 2007 года. Таким образом, впервые появились обязательства федерального правительства на долгосрочную перспективу. В программе определены пять основных разделов; устойчивое развитие сельских территорий; создание общих условий функционирования сельского хозяйства; развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства; достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства; регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Каждый раздел изложен по следующей схеме: цель – задачи – количественно измеряемые целевые индикаторы – механизм реализации, включая состав участников, выделяемые финансовые ресурсы и условия их получения сельскохозяйственными товаропроизводителями. Составной частью программы стали утверждённые ранее Правительством РФ федеральные целевые программы: «Социальное развитие села до 2010 года», «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 гг.» и согласованные с Министерством экономического развития и торговли РФ ведомственные целевые программы.
Предполагается, что темпы роста в сельском хозяйстве будут возрастать более чем на 4%, а в животноводстве – на 5%. Прогнозируется оживление инвестиционного процесса, что позволит, в частности, повысить коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники. Вырастет энергообеспеченность отрасли при существенном увеличении применения ресурсосберегающих технологий, что будет способствовать ежегодному вовлечению в хозяйственный оборот примерно 350-400 тыс. га неиспользуемых сельскохозяйственных угодий. Вместе с тем выполнению прогнозных темпов развития сельского хозяйства на 2008-2010гг. могут препятствовать проявления системных рисков, которые обусловлены воздействием негативных факторов, и имеющиеся в аграрном секторе социально – экономические проблемы. Ситуация может обостриться и со вступлением России в ВТО. Нельзя забывать, что отечественные производители сельскохозяйственной продукции зачастую конкурируют на внутреннем рынке с субсидированным импортом, и прежде всего из стран ЕС. Если сравнить уровень государственной поддержки в России с зарубежным, то он один из самых низких из развитых стран.
Наряду с экономической поддержкой российского товаропроизводителя в рамках разрешённых ВТО мер необходимо, отменить страновый механизм квотирования импорта продукции. В сложившейся ситуации пока не созданы равные условия для российского сельского хозяйства по сравнению с европейскими и американскими конкурентами, что создаёт угрозу для продовольственной безопасности страны. Однако при вступлении в ВТО могут быть получены определённые преимущества для АПК: открытие новых рынков для экспортёров на основе распространения режима наибольшего благоприятствования в торговле и признания рыночного статуса российской экономики; возможность влияния на сокращение субсидированного импорта из зарубежных государств; рост ассортимента товаров и услуг на внутреннем рынке; улучшение инвестиционного рейтинга страны; повышение конкурентоспособности национальной экономики.
Для разработки региональной и долгосрочной программы развития сельского хозяйства и повышения его эффективности, дан прогноз государственной поддержки сельского хозяйства Пермского края (Таблица 3) [5.C.20]. По программе «Развитие АПК Пермского края» на 2008-2010 гг. необходимо финансовых ресурсов в объёме 12304 млн. руб., в том числе на мероприятия прямой государственной поддержки отраслей краевой специализации 9463 млн. руб., стимулирование инвестиционной активности — 1466 млн. руб., государственную поддержку структурных изменений в сельском хозяйстве — 78 млн. руб. В целом в 2010 г. прогнозируется увеличение государственной поддержки на 23%. Принятие и реализация базового закона и Государственной программы развития сельского хозяйства на целевых принципах позволят создать действенную нормативно – правовую базу для увеличения эффективности реализации государственной аграрной политики, привлечения инвестиционных ресурсов в аграрный сектор, роста доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей за счёт развития производства и улучшения социально – экономического положения сельского населения.
Таблица 3. Прогноз государственной поддержки развития сельского хозяйства в Пермском крае, млн. руб. | |||||
Наименование мероприятия | Всего на период действия программы | в том числе по годам | |||
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |||
Мероприятия прямой государственной поддержки отраслей краевой специализации | Федеральный бюджет | 340,84 | 100,25 | 115,48 | 125,25 |
Региональный бюджет | 2062,50 | 687,50 | 687,50 | 687,50 | |
Внебюджетные источники | 7060,00 | 2042,90 | 2358,00 | 2659,10 | |
ИТОГО | 9463,30 | 2830,70 | 3160,00 | 3471,80 | |
Стимулирование инвестиционной активности | Федеральный бюджет | ||||
Региональный бюджет | 1138,50 | 30,60 | 377,50 | 454,50 | |
Внебюджетные источники | 1466,50 | 392,80 | 486,20 | 587,50 | |
ИТОГО | 2605,00 | 699,30 | 863,70 | 1041,90 | |
Государственная поддержка структурных изменений в сельском хозяйстве | Федеральный бюджет | ||||
Региональный бюджет | 60,00 | 20,00 | 20,00 | 20,00 | |
Внебюджетные источники | 18,00 | 6,00 | 6,00 | 6,00 | |
ИТОГО | 78,00 | 26,00 | 26,00 | 26,00 | |
Государственная поддержка обеспечения благоприятных условий функционирования | Федеральный бюджет | ||||
Региональный бюджет | 146,00 | 47,00 | 49,00 | 50,00 | |
Внебюджетные источники | 12,50 | 4,10 | 4,20 | 4,20 | |
ИТОГО | 158,50 | 91,20 | 53,20 | 54,20 | |
Программа «Развития АПК Пермского края на 2008-2010 годы» | Федеральный бюджет | 340,70 | 100,20 | 115,20 | 125,20 |
Региональный бюджет | 3407,00 | 1061,00 | 1134,00 | 1212,00 | |
Внебюджетные источники | 8557,00 | 2445,90 | 2854,40 | 3256,70 | |
ИТОГО | 12304,80 | 3607,20 | 4103,60 | 4593,90 |
Заключение
В заключение курсовой работы сформулированы итоговые выводы и предложения, вытекающие из результатов анализа.
1.В современных условиях развитие АПК страны происходит неоднозначно. С одной стороны имеют место положительные результаты: наметился рост производства в ряде отраслей, растёт количество предприятий, работающих с прибылью. Но с другой стороны остаются и продолжают развиваться негативные процессы, которые преобладают над положительными сдвигами, что в целом позволяет оценить положение в отрасли как сложное, не отвечающее задачам развития экономики. Это подвело страну к опасности потерять продовольственную независимость.
2.Главной негативной тенденцией в сельском хозяйстве является сокращение всех элементов производственного потенциала, как отдельных предприятий, так и отрасли в целом. Сельское хозяйство находится в таком положении, что применение разовых мер уже недостаточно для вывода его из кризиса. Нужны кардинальные меры, предполагающие крупные перемены. В основу аграрной политики должна быть положена новая система преобразований. Суть новой политики должна состоять в том, что при всей необходимости быстрого увеличения объёмов производства, исходным и главным её положением должно быть обеспечение эффективной жизнедеятельности на селе и создание условий для высокого уровня и качества жизни сельского населения.
3.Одним из главных аспектов преобразований в АПК является участие государства в этом процессе. Необходимо более действенное участие государства, прежде всего, путём прямых инвестиций в сферу АПК. Но в последние годы такая поддержка была недостаточной или отсутствовала совсем. Решению проблем АПК будет способствовать объединение усилий центральной власти и регионов. Конкретно это должно выразиться в создании фонда развития АПК за счёт федерального и местного бюджетов, а также отчислений средств бизнес – структур от получаемой прибыли в размере, определяемом администрацией региона.
4.Важным направлением преобразований в АПК является обновление и эффективное использование материально – технической и технологической основы производства. В условиях сложного финансового положения наиболее приемлемым инструментом является лизинг, который, несмотря на все преимущества, развивается медленно.
5.Не может быть шаблонного подхода в проведении преобразований в АПК. В каждом регионе есть свои особенности, которые следует учитывать. Сельское хозяйство Пермского края находится в состоянии кризиса, обусловленного общим социально – экономическим кризисом в АПК. Анализ ситуации показал, что в 2006 г. по отношению к уровню 1998 г. объём производства скота и птицы на убой (в живом весе) сократился на 22%, молока – на 16,4% , зерна – на 6%, картофеля – на 23,8%. Кредиторская задолженность превышает дебиторскую в 2,8 раза, а коэффициент выбытия техники превышает коэффициент обновления в два раза. В Пермском крае за период с 2000г. по 2006г. привлечено кредитов более 113,6 млн. руб., количество договоров составило 1270 ед. выплачено субсидий на развитие сельскохозяйственных кредитных кооперативов из федерального бюджета 2,173 млн. руб., из краевого бюджета 0,06 млн. руб. за 2006 г.
6.Роль государства заключается в повышении эффективности функционирования отрасли и социально – экономическом развитии территорий, базирующихся на комплексном взаимодействии сельскохозяйственных организаций, инвесторов и органов управления АПК. Для разработки региональной среднесрочной и долгосрочной программы развития АПК Пермского края дан прогноз государственной поддержки. Для её реализации потребуется 12304 млн. руб.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/novoe-v-rekonstruktsii-agropromyishlennyih-kompleksov/
1. Иохин В. Я Экономическая теория. Учебник. – М.: Юристъ. 2000.
2. Курс экономической теории/ Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.- Киров. 2005.
3. Светлаков А.Г. Экономическая безопасность АПК/Трясцин М.М., и др. — Пермь, 2003.
4. Энциклопедический словарь. Современная рыночная экономика. – М., 2004.
Дополнительная (периодическая) литература:
1. Бандурин Р. Об эквивалентности межотраслевого обмена, / Экономист, 2007,№10.
2. Беспахотный Г., Барышников Н. Возможности финансирования сельского хозяйства / Экономист, 2006, №10.
3. Емельянов А. Финансово-экономическое положение сельского хозяйства: пути оздоровления. /Экономист. 2006, №8.
4. Кресникова Н. Об эффективности аграрного землепользования/ Экономист, 2008,№1.
5. Кузнецова Э.Р. Роль и значение инвестиций в сельскохозяйственном производстве Экономика АПК Предуралья. Научно – практический журнал,2007,№6.
6. Лысенко Е. Совершенствование форм хозяйствования в аграрном секторе / Экономист, 2007,№10.
5. Митин С. Работа АПК в 2006 г. и формирование агропродовольственной политики / Экономист, 2007,№4.
6. Мухина Е. Оценка эффективности государственной поддержки агропромышленного производства / Экономист, 2007,№4.
7. Светлаков А.Г., Концептуальные подходы в решении вопросов экономической безопасности АПК Пермского края/ Охрана труда и деловое общение, 2007,№2.
8. Скузоватова О. Нормативы в анализе и оценке аграрного региона / Экономист, 2007,№4.
9. Соловьёва Л.Ю. Региональная бюджетная поддержка сельхозтоваропроизводителей: эффективность и приоритеты/Аграрный вестник Урала, 2007, №1.
10. Соловьёва Л.Ю. Региональная бюджетная поддержка сельского хозяйства/ АПК: экономика, управление, 2007, №2.
11. Торопов Д. Стратегия развития сельских территорий / Экономист, 2007,№10.
12. Трушин Ю. Национальный проект по АПК / Экономист, 2006, №10. Трушин Ю. Современный подход государства к развитию АПК/ Экономист, 2007,№11 .
13. Ушачёв И. Сельское хозяйство: приоритетно – целевой принцип развития/ Экономист, 2007,№9.
14. Фисинин В. Концепция аграрной науки и научного обеспечения АПК/ Экономист, 2007,№7.
15. Цветков В., Джумов А.– Государственная собственность и эффективность экономики / Экономист, 2007,№4.