В машиностроении создаются и осваиваются новые системы современных машин для комплексной автоматизации производства, что позволяет выпускать продукцию высокого качества с наименьшими затратами труда.
Большое значение для развития машиностроения имеет организация производства машин и других изделий на основе взаимозаменяемости, создание и применение надежных средств технического контроля. Повышение точности и практичности этих средств, а также снижение себестоимости их изготовления, несомненно, важный шаг в сторону повышения надежности конструкций.
1 . Расчет и нормирование точности зубчатой передачи
Исходные данные
Число зубьев колеса z 1 =80
Число зубьев шестерни z 2 =45
Модуль: m e =2 мм
Делительный диаметр колеса d 1 =160мм
Делительный диаметр шестерни d 2 =90мм
Межосевое расстояние Re =107 мм
Ширина зубчатого венца В=19 мм
Окружная скорость v=2,8 м/с
1. 1 Выбор степени точности зубчатого колеса
Степень точности зубчатого колеса определяем в зависимости от окружной скорости v . Назначаем степень точности по норме плавности. При v=2,8 м/с степень точности по норме плавности – 8 по таблице методических указаний 13[2].
Пользуясь рекомендациями ГОСТ 1758-81 по комбинированию степеней точности назначаем степень точности по норме кинематической точности – 8 , по полноте контакта – 7.
1. 2 Выбор вида сопряжения по боковому зазору
Боковой зазор – зазор между нерабочими профилями зубьев который необходим для размещения смазки , для компенсации погрешностей при изготовлении и сборке. И компенсации изменения размеров зубьев от температурных деформаций.
J n . min расч = 0,01 meJn . min расч =0,01х2=0,02 мм
20мкм < 40мкм = J n . min т
Так как передача относится к тихоходной (v < 3 м/с) , по таблице ГОСТ 1758-81 при J n . min расч. = 0,02мм=20мкм и Re =107 мм вид сопряжения по боковому зазору – С для которого Jn . min расч. =20 мкм. Таким образом степень точности зубчатого колеса : 8 – 8 – 7 – С ГОСТ 1758-81.
Зубчатые передачи
... Для ответственных передач (например, грузоподъемных машин) применение чугунных зубчатых колес не допускается. Классификация зубчатых колес. В зависимости от назначения передачи, типа зуба и скорости вращения зубчатые колеса подразделяются на четыре класса точности передач по допускам на изготовление и ...
Выбор показателей, для контроля зубчатого колеса с ( ) проводится согласно рекомендации по таблицам 2,3,5 ГОСТ 1758-81,а по таблицам 6,8,12,и 22 этого же ГОСТа назначаем на них допуски.
Средства для контроля показателей выбираем по таблице [5].
Результаты выбора показателя допуска на них и средств контроля сводим в таблицу 1.
Таблица 1-Показатели и приборы для контроля зубчатого колеса.
Нормы точности | Наименование и условное обозначение контролируемого параметра | Условное обозначение и численное значение допуска, | Наименование и модель прибора |
1 Кинематическая | допуск на радиальное биение зубчатого венца | 63 | Прибор для контроля кинематической погрешности БВ-5061 |
2 Норма плавности | f ptr -отклонение шага | 75 | Эвольвентомер индивидуально-дисковый с устройством для контроля винтовой линии БВ-1089 |
3 Норма полноты контакта | Суммарное пятно контакта |
По высоте зубьев не менее 15% По длине зубьев не менее 15% |
Универсально контрольно обкатный станок |
4 Норма бокового зазора |
E cs -наименьшее отклонение средней постоянной хорды зубьев колеса Допуск на среднюю постоянную хорду зуба |
32мкм 110мкм |
Зубомер хордовый МЗ-75 |
1. 3 Определение параметров зацепления
Se=1.387m=1.387*2=2.774
he=0.747m=1.387*2=1.494
1. 4 Определение требований к точности заготовки
Радиальное биение Fr =0.1*m=0.1*2=0.2 .
Торцовое биение : Ft=Fтабл
- d/100=0.024·160/100=0,0384 мм
d-делительный диаметр
2 . Гладкие цилиндрические соединения
2.1 Расчёт и выбор посадок, Исходные данные
Номинальный диаметр соединения d=55мм
Размеры шпонки bxh=16х10
Степень точности по норме кинематической точности – 8
Допуск радиального биения зубчатого венца F r =63 мкм
При передаче крутящих моментов с помощью шпонок в соединении вала со ступицей применяется одна из переходных посадок. Которая обеспечивает высокую точность центрирования зубчатого колеса на валу и лёгкую сборку и разборку соединения. Хорошее центрирование зубчатого колеса на валу необходимо для обеспечения высокой кинематической точности передачи, ограничения динамических нагрузок и т.д. Известно, наличие зазора в сопряжении, за счёт одностороннего смещения вала в отверстии, вызывает появление радиального биения зубчатого венца колеса, определяющего кинематическую точность.
В этом случае наибольший допустимый зазор, обеспечивающий первое условие , может быть определён по формуле:
S max расч. <=Fr / Kт
где , К т – коэффициент запаса точности (КТ =2…5);
F r – допуск радиального биения зубчатого колеса;
принимаем К т равным 2;
S max расч. = 45/2=22,5
Лёгкость сборки и разборки соединения определяется наибольшим предельным натягом , величина которого рассчитывается по формуле:
N max расч. = Smax расч. × 3-z / 3+z= 22,5 × 3.843 / 2.157=39,9
где , аргумент (z= x / s) отвечающий функции Лапласа
Ф о (z)=Р∆ -0,5
Р ∆ – вероятность получения зазора в соединении, выбирается в зависимости от преобладания требований к одному из условий предъявляемых к соединению. Р∆ =0,3 для 8 степени точности, z= –0,84 для 8 степени точности.
Ф о (z)=Р∆ -0,5=-0,2
N max расч. =22,5*=39,9
По расчётным значениям S max расч. =22,5; Nmax расч =39,9 выбираем стандартную посадку, учитывая условия:
S max расч. ≥Smax таб.
N max расч ≥Nmax таб.
Такой посадкой может быть: Ø 55 Н7/n6,
для которой N max таб. =39мкм
S max таб. =10мкм
Отверстие Ø 55 Н7( +30 0 )
Вал Ø 55 n6( +39 +20 )
При нормальном шпоночном соединении по стандарту для паза втулки предусмотрено поле допуска IS9;
- для паза вала – N9;
- для шпонки – h9;
- посадка в соединении шпонка – паз втулки — IS9/h9;
- посадка в соединении шпонка – паз вала — N9/h9;
По таблицам ГОСТ 25347 – 82 определяем предельные отклонения для пазов вала, втулки и шпонки:
b вт . – 16IS9(-0,021 +0,021 )
b вала – 16N9(-0,043 0 )
b шт . – 16h9(-0,043 0 )
Определяем допуски параллельности и симметричности шпоночных пазов.
Т пар. =0,5Тb=0,5
- 0,042=0,021мм
Т сим. =2Тb=2
- 0,043=0,086 мм
Расчёт калибров пробок.
Исходные данные:
Отверстие Æ 55H7( 0 +0,030 );
D max =55+0,030=55,030 мм;
D min =55 мм;
— Калибры для контроля отверстий называются пробками. Калибры изготавливаются комплектом из проходного (ПР) и непроходного (НЕ) калибров. При контроле детали калибрами она назначается годной если проходной калибр проходит, а непроходной не проходит через проверяемую поверхность.
Допуски для изготовления калибров нормируются ГОСТ 24853–81.
Для определения предельных и исполнительных размеров пробок из таблицы указанного стандарта выписываем численные значения параметров H, Z, Y.
H=5мкм – допуск на изготовление калибра
Z=4мкм – координата середины поля допуска проходной пробки
Y=3мкм – координата определяющая границу проходной пробки
Определяем предельные и исполнительные размеры пробок:
ПР max =Dmin + Z +H/2=55+0.004+0.005/2=55.0065мм
ПР min =Dmin + Z –H/2=55+0.004 — 0.005/2=55.0015мм
ПР изм . =Dmin – Y=55- 0.003=29.997мм
НЕ max =Dmax + H/2=55,030+0.005/2=55,0325мм
НЕ min =Dmax – H/2=55,030-0.005/2=55,0275мм
ПР исп . =ПРmax –H=55.0065-0.005
НЕ исп. =НЕmax – H =55,0325-0.005
Расчёт калибров скоб.
Исходные данные:
Вал Æ 55 n6( +20 +39 )
d max =55.039мм
d min =55.020мм
Калибры для контроля валов назначаются скобами которые также как и пробки имеют проходную и непроходную стороны. Для определения предельных и исполнительных размеров скобы из таблицы ГОСТ 24853–81 , выписываем значения
H 1 =3км;
Z 1 =4км;
Y 1 =3мкм;
H p =2км;
Определяем предельные и исполнительные размеры калибров-скоб:
ПР max =dmax — Z1 +H1/2=55,039-0.004+0.003/2=55,0365мм
ПР min =dmax — Z1 –H1/2=55,039-0.004-0.003/2=55,0335 мм
ПР изм . =dmax + Y1=55,039+ 0.003=55,042 мм
НЕ max =dmin + H1/2=55,020+0.003/2=55,0215 мм
НЕ min =dmin – H1/2=55,020-0.003/2=55,0185 мм
ПР исп . =ПРmin+ H=55,0335+0.004 мм
НЕ исп . =НЕmin+H =55,0185+0.004 мм
2.3 Расчёт и выбор посадок подшипника качения
Исходные данные:
подшипник № 7313
D=140 mm , d=65 mm , r =3,5 , B=36 mm
Радиальная нагрузка F r =32 kН
Вращается вал, вал сплошной, корпус массивный. Нагрузка умеренная.
Выбор посадок подшипника качения на вал и в корпус.
Вращается вал, внутреннее кольцо подшипника является циркулярно нагруженным. Нагруженное кольцо, соединяющееся с неподвижным корпусом испытывает местное напряжение, следовательно внутреннее кольцо должно соединятся с валом по посадке с натягом , наружное с отверстием в корпусе – по посадке с небольшим зазором. Посадку внутреннего кольца подшипника на вал определяем по интенсивности радиальной нагрузки P r
где, F r – радиальная нагрузка на опору, кН;
k 1 – динамический коэффициент посадки, при умеренной нагрузке К1 =1;
k 2 – коэффициент учитывающий конструкцию вала, при сплошном вале, к2 =1;
k 3 – коэффициент учитывающий тип подшипника, для однорядных не сдвоенных подшипников, k3=1;
- В=0,036;
- r = 0,0035;
По расчётному значению P r и номинальному диаметру d устанавливаем поле допуска вала – Ø65 k65
Поле допуска для отверстия в корпусе определяется в зависимости от диаметра, характера нагрузки и конструкции корпуса – Н6.
Квалитеты точности для отверстия и вала устанавливаются в зависимости от класса точности подшипника. Вал обрабатывается по 6 , а отверстие по 7 квалитетам точности.
D отв. =140Н6( 0 +0.03 0 );
d вала =65k5(+0.002 +0.015 ).
Предельные отклонения для колец подшипника определяем по ГОСТ 520–89
d подш. =65l5(-0,009);
D подш. =140L5(-0,011).
Таким образом, посадка по внутреннему кольцу подшипника Æ65L5/k5.
По наружному Æ140Н6/l5.
Определение требований к посадочным поверхностям вала иотверстий в корпусе.
Требования к посадочным поверхностям вала и отверстия определяются по
ГОСТ 3325–85: шероховатость поверхности – таблица 3; допуски круглости и профиля продольного сечения – таблица 4; допуск торцового биения опорного торца вала – таблица 5.
R а вала =0.63
R а отв. =0.63
R а торца вала =1.25
Т кр. вала =Тпроф. прод. сеч. =3,5мкм
Т круг. отв. =Тпрф. прод. сеч. =7,5мкм
Т торц. биен. вала =21мкм
3. Расчёт размерной цепи
А6
А∆ А1 А2 А3 А4 А5
А 1 = 10 мм А3 =34 мм A5=28 мм А∆=1±0,35 мм
А 2 =8 мм А4=113 А6 =133 мм
P=4.5 t=2.00λ 2 =1/9 ξ=±1
Определяем допуск замыкающего звена
ТА ∆ = ЕSА∆ – ЕJА∆ =0,70 мм
Определяем координату середины поля допуска замыкающего звена
ЕсА ∆ = (ЕSА∆ + ЕJА∆ )/ 2 =( 0,35 – 0,35) / 2 = 0
А6-увеличивающее звено
А 1 , А2 , А3 , А4 , А5 –уменьшающие звенья
Определяем средний допуск составляющих звеньев:
ТАср= ==0,429
По ГОСТ 25346 — 82 назначаем допуски на звенья :
ТА 1 = 0,36 мм
ТА 2 = 0,36 мм
ТА 3 = 0,35 мм
ТА 4 = 0,39 мм
ТА 5 = 0,52 мм
ТА 6 = 0,46 мм
Проверка правильности расчетов:
=0,7 мм
Назначаем отклонения на составляющие звенья размерной цепи:
А 1 = 10 — 0,36 мм А3 = 34 — 0,35 мм A5 =28-0,52 мм
А 2 = 8— 0,36 мм А4 = 113— 0,39 мм A6 =200-0,46 мм
Определяем координаты середины полей допусков, кроме ЕсА 6
ЕсА 1 = – 0,18 мм ЕсА5 = – 0,23мм
ЕсА 2 = – 0,18 мм
EcA 3 = – 0,175 мм
ЕсА 4 = – 0,195 мм
Определяем координату середины поля допуска звена А6
ECA∆ =- ЕсА 1 -EсА2 -EcA3 -ЕсА4 -ЕсА5 +ЕсА6
ЕсА 6 = 0-(0,18+0,18+0,26+0,195+0,175)=-0,99мм
Определяем верхнее и нижнее отклонение звена А 6
ЕSА 6 = ЕсА6 + ТА6 / 2 = -0,99 + 0,46 / 2 = -0,76 мм
ЕIА 6 = ЕсА6 – TА6 / 2 = -0,99 — 0,46/ 2 = -1,22 мм
А 6 = 200
Проверка правильности расчетов:
ESA∆= ЕсА 6 — ЕсА1 — EсА2 — EcA3 — ЕсА4 — Ес5 –
ЕсА 1 ++t= —
99+0.18+0.18+0.175+0.195+0.23+2·
=0.35
EIA∆= ЕсА 6 — ЕсА1 — EсА2 — EcA3 — ЕсА4 — Ес5 – ЕсА1 +
+t = —
0.99+0.18+0.18+0.175+0.195+0.23-
2· =-0.35
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/normirovanie-tochnosti-zubchatyih-koles-i-peredach/
1. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения: Учебник для вузов (А.И. Якушев, Л.Н. Воронцов, Н.М. Федоров).
— М.: Машиностроение, 1986, — 352с.
2. Допуски и посадки : Справочник в 2 — х ч. ( В.Д. Мягков, М.А. Палей, А.Б. Романовский, В.А. Брачинский . — Л.: Машиностроение, 1982. — ч.1,2,448 с.
3. ГОСТ 24853 — 81. Калибры гладкие для размеров до 500 мм. Допуски.
4. ГОСТ 3335 — 85. Поля допуска и технические требования к посадочным поверхностям валов и корпусов.