Основную массу топлива и смазочных материалов вырабатывают из нефти. В зависимости от физико-химических свойств нефти выбирается наиболее рациональное направление её переработки. Свойства получаемых нефтепродуктов зависят от химического состава нефти и способов её переработки.
В состав нефти входят три основных класса углеводородов: парафиновые, нафтеновые и ароматические. При изучении современных способов получения топлива и масел из нефти нужно уяснить, что способы получения бензина могут быть физические и химические, масел и дизельного топлива − только физические. При физических способах не нарушается углеводородный состав нефти, а только разделяются по температурам кипения различные дистилляты. При химических способах изменяется углеводородный состав и образуются новые углеводороды, которых не было в исходном сырье.
Ответственной и важной частью при получении топлива является очистка нефтепродуктов. Цель очистки − удаление из дистиллята вредных примесей (сернистых и азотных соединений, смолистых веществ, органических кислот и др.), а иногда и нежелательных углеводородов непредельных, полициклических и др.).
Способы очистки разные — сернокислотная, гидрогенизационная селективная обработка адсорбентами и др.
I. Теоретические основы товароведения
1. Количественная характеристика товаров
Количественная характеристика относится к одной из основополагающих. При ее определении следует различать следующие количественные градации: единичные экземпляры товаров и их совокупность — товарные партии, комплексные упаковочные единицы и комплекты товаров.
Единичные экземпляры
В качестве единичных экземпляров товара, могут выступать промышленные изделия (например, автомобиль, головка сыра, пара обуви или носков и т. П.), либо биологические объекты (яйцо, рыба, зерно, яблоко, арбуз и т. п.), а также упаковочные единицы, товарная масса, в которых характеризуется монолитностью и целостностью (блок сливочного масла, бутылка вина, молока, банка с краской и т. п.).
К единичным экземплярам товаров не относятся упаковочные единицы, состоящие из отдельных изделий (ящик или пачка печенья, ящик гвоздей и т. п.), так как они сами являются комплексными упаковочными единицами.
Комплексная упаковочная единица, Комплект товаров, Товарная партия
Научно обоснованные подходы к выбору признаков, определяющих принадлежность к товарной партии, отсутствуют, поэтому наиболее часто в качестве таких признаков выбирают производственные: смену или день выработки продукции для промышленных изделий; отправку одним или несколькими транспортными средствами; наличие одного товарно-сопроводительного документа.
Товароведение и экспертиза товара. Слабоалкогольные энергетические напитки
... товароведной характеристики слабоалкогольных энергетических напитков, проведение и получения навыков экспертизы слабоалкогольных энергетических напитков, выявление основных классификационных признаков вкусовых товаров; изучение процесса производства, упаковки ... стоимости сырья и упаковочных материалов, а также высокий уровень инфляции способствовали росту розничных цен на эти напитки – на 10% ...
«товарная партия для конкретных товаров»
Наиболее распространено определение партии как продукции одного вида, сорта и наименования, выработанной за одну смену и оформленной одним документом о качестве.
Однако это определение имеет ряд недостатков: во-первых, сфера его применения ограничена только партией, выпускаемой заводом-изготовителем; во-вторых, относится к продукции, а не к товару; в-третьих, неприменимо для товарных партий, формируемых в оптовой и розничной торговле путем деления крупных партий на более мелкие. В последнем случае признак выработки продукции за одну смену теряет смысл, так как при дроблении крупная партия утрачивает целостность, а вновь образованные мелкие партии приобретают целостность и новые идентифицирующие признаки.
Количественные градации имеют общие ассортиментную характеристику и предположительно качество, а отличаются количеством товаров и их стоимостью. Особо необходимо остановиться на общности и специфике количественных характеристик.
общим количественным характеристикам товара
Специфичные количественные характеристики
наиболее распространенных количественных характеристик товарных партий
Единичным экземплярам товаров
Можно оценивать влажность, эластичность и пористость мякиша каждой буханки хлеба, но бессмысленно говорить об этих показателях в целом для товарной партии хлеба.
Абсолютные количественные характеристики выражаются через основные и производные физические величины и единицы их измерения. Они служат физико-химическими показателями качества, а также физических и химических свойств.
Особенностью количественных характеристик товаров, прежде всего единичных экземпляров, является то, что многие из них одновременно выступают критериями для определения как количества, так и качества. Большинство из перечисленных ниже показателей физических свойств, выполняя основную функцию — количественной характеристики товара, одновременно служат и показателями качества. Так, масса или
объем единичных экземпляров некоторых товаров регламентируется в стандартах как один из показателей качества. То же можно сказать о цвете, относительной плотности и других показателях качества. В этом, казалось бы, несоответствии находит отражение всемирный закон перехода количества в качество.
Предполагается, что все товары в товарной партии как части целого обладают одинаковыми свойствами. Однако, даже имея в виду партию промышленных изделий с гарантированным качеством, можно говорить лишь об идентичности (тождественности) свойств отдельных экземпляров одного наименования товара, произведенного на одном и том же предприятии. Частные различия между ними обусловлены неоднородностью природного сырья, а также рядом производственных факторов (степенью механизации и автоматизации технологических процессов, квалификацией персонала, качеством труда в течение рабочего дня, наличием систем качества на производстве и др.).
Еще сложнее обстоит дело с товарной партией, состоящей из природных объектов: биологических или минеральных. Степень неоднородности единичных экземпляров товаров в такой партии возрастает многократно, поскольку в природе не бывает двух совершенно одинаковых объектов.
Такая неоднородность требует установления определенного допустимого диапазона количественных характеристик единичных экземпляров товаров и усредненного значения (среднеарифметического) или предельных значений для товарной партии в целом.
показатель однородности
среднеквадратичное отклонение значений показателей качества
Неоднородность качества
II. Товарные нефтепродукты – топлива
2. Тяжелые моторные топлива
Тяжелые моторные и судовые топлива используют в судовых энергетических установках. К котельным топливам относят топочные мазуты марок 40 и 100, вырабатываемые по ГОСТ 10585 — 75, к тяжелым моторным топливам — флотские мазуты Ф-5 и Ф-12 по ГОСТ 10585-75, моторные топлива ДТ и ДМ — по ГОСТ 1667-68. К судовым топливам относят дистиллятное топливо ТМС по ТУ 38.101567— 87 и остаточные топлива СВТ, СВЛ, СВС по ТУ 38.1011314-90.
(табл.1).
Вязкость.
Так как котельные и тяжелые моторные топлива – структурированные системы, для сливно-наливных операций необходимо учитывать реологические свойства топлив.
Таблица 1. Основные характеристики остаточных топлив
Показатель |
Котельное топливо (ГОСТ 10585-99) |
Тяжелые моторные топлива | ||||
Топочный мазут «40» |
Топочный мазут «100» |
ДТ (ГОСТ 1667-68) |
ДМ (ГОСТ 1667-68) |
Флотский мазут (ГОСТ 10585-99) |
||
Ф-5 | Ф-12 | |||||
Вязкость при 50 0 С, не более: кинематическая, мм2 /с , условная, 0 ВУ |
59 8 |
118 16 |
36 5 |
150 20 |
36 5 |
89 12 |
Коксуемость, % не более | – | – | 3 | 9 | – | – |
Плотность при 20 о С, кг/м3 , не более |
– | – | 930 | 970 | – | – |
Зольность %, не более | 0,12 | 0,14 | 0,04 | 0,15 | 0,05 | 0,10 |
Температура, 0 С: вспышки в закрытом тигле, не ниже, застывания, не выше |
90 10 |
110 25 |
65 –5 |
85 10 |
80 –5 |
90 –8 |
Содержание, %,не более: серы механич. примесей воды водораствори-мых кислот и щелочей |
0,5…3,5 0,8 1,5 Отсут-ствуют |
0,5…3,0 5,0 1,5 Отсут-ствуют |
1,5 0,05 0,5 Отсутствуют |
3,0 0,10 0,5 Отсутствуют |
2,0 0,10 0,3 Отсутствуют |
0,6 0,12 0,3 Отсутствуют |
Вязкость при низких температурах определяют по ГОСТ 1929-87 с помощью ротационного вискозиметра «Реотест». Принцип действия прибора «Реотест» основан на измерении сопротивления, которое оказывает испытуемый продукт вращающемуся внутреннему цилиндру. Это сопротивление зависит только от внутреннего трения жидкости и прямо пропорционально абсолютной вязкости.
Содержание серы.
При сжигании сернистых топлив сера превращается в оксиды — SO2 и SO3 Наличие в дымовых газах SO3 повышает температуру начала конденсации влаги — точку росы. В связи с тем, что температура хвостовых поверхностей котлов (воздухоподогревателей, экономайзеров) близка к точке росы дымовых газов, на этих поверхностях конденсируется серная кислота, которая и вызывает усиленную коррозию металла. На рис. 1 показана зависимость точки росы от содержания серы.
Рис. 1 . Зависимость точки росы tр от массовой доли серы ms
Содержание серы в мазутах оказывает значительное влияние на экологическое состояние воздушного бассейна. В ряде ведущих капиталистических стран в последние годы приняты ограничения по содержанию серы в мазутах до уровня 0,5—1,0 %.
Теплота сгорания.
Температура застывания.
Полагают, что повышение температуры застывания топлива при хранении (регрессия) обусловлено взаимодействием парафиновых углеводородов и асфальтено-смолистых веществ с образованием кристаллической структуры. Эта способность остаточных топлив затрудняет их применение и не позволяет гарантировать соответствующее качество после хранения и транспортировки.
депрессорные присадки
Температура вспышки
Температура вспышки, °С: Мазут марки 40 Мазут марки 100
в открытом тигле 92 120
в закрытом тигле 61 93
Содержание воды, механических примесей и зольность.
Вода образует в топливе стойкие эмульсии, изменяя и снижая смазывающую способность топлива, а также ухудшает процесс сгорания. Однако если вода равномерно распределена в топливе в виде мелкодисперсных вкраплений, она оказывает положительное влияние на эксплуатационные свойства остаточных топлив. Испарение мелкодисперсных частиц воды происходит мгновенно в виде «микровзрыва», при этом процесс горения протекает плавно, с достаточной полнотой, что приводит к снижению удельного расхода топлива и дымности отходящих газов.
Механические примеси
Зола характеризует наличие в топливе солей металлов. При сжигании топлива они отлагаются на нагретых поверхностях топливной аппаратуры, ухудшая теплопередачу, повышая температуру отходящих газов, снижая кпд двигателей и котлов.
Зольность топлив зависит от солесодержания нефти и качества ее обессоливания при переработке. Улучшение обессоливания нефтей на нефтеперерабатывающих предприятиях в последние годы позволило получать нефти с содержанием солей не более 3…5 мг/л и вырабатывать котельные топлива с улучшенными показателями зольности.
С углублением переработки нефти изменяется компонентный состав мазута, вследствие более полного отбора дизельных фракций на установках вторичной переработки нефти. В результате этого, в топочном мазуте увеличивается содержание асфальто-смолистых веществ. Это приводит к снижению эффективности горения топлива и увеличению выбросов сажи в окружающую среду, а также ухудшению стабильности топлива при хранении и образованию осадков. Для таких топлив рекомендуется применение полифункциональной присадки (ВНИИНП-200).
Механизм ее действия основан на разрушении структуры асфальто-смолистых веществ, благодаря чему улучшается гомогенность и физическая стабильность мазутов, повышается качество их распыления.
Флотские мазуты марок Ф-5 и Ф-12, Флотский мазут Ф-5, Флотский мазут Ф-12
(табл. 2).
Таблица 2. Характеристики технологического экспортного топлива (ТУ 38.001361-87)
Показатель | Значения для марок | |||
Э-2 | Э-3 | Э-4 | Э-5 | |
Плотность при 20 0С, кг/м3, не более | 920 | 930 | 965 | 965 |
Вязкость условная при 80 о С, о ВУ, не более |
2,0 | 3,0 | 4,0 | 5,0 |
Зольность, %, не более | 0,02 | 0,05 | 0,1 | 0,1 |
Суммарное содержание серы, %, не более: | 1,5 | 1,5 | 4,5 | 4,5 |
Содержание, %, не более: механических примесей воды ванадия |
0,05 0,5 0,001 |
0,05 0,5 0,002 |
0,2 0,5 0,012 |
0,2 0,5 0,020 |
Температура, о С: застывания, не выше вспышки в закрытом тигле, не ниже |
15 65 |
15 65 |
15 75 |
15 75 |
Низшая теплота сгорания, кДж/кг, не менее | 40402 | 40402 | 40402 | 40402 |
Согласно данным табл. 2 , технологическое экспортное топливо превосходит все остальные виды остаточных топлив по величине низшей теплоты сгорания (40402 кДж/кг), однако характеризуется повышенной температурой застывания (+15 оС) и более высоким содержанием серы.
III. Товарные нефтепродукты – масла
3. Трансмиссионные масла – масла для механических коробок передач, Трансмиссионные масла
Вязкие масла класса 18 — одни из массовых в ассортименте трансмиссионных смазок. Область их применения — все грузовые и легковые автомобили, тракторы и дорожно-строительные машины, а также некоторые тяжелые редукторы промышленного оборудования. Показатели качества этих масел приведены в табл. 5.
Таблица 3. Группы трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85
Группа масел по эксплуатационным свойствам | Состав масел | Рекомендуемая область применения |
1 | Минеральные масла без присадок | Цилиндрические, конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях от 900 до 1600 МПа и температуре масла в объеме до 90 °С |
2 | Минеральные масла с противо-износными присадками | То же, при контактных напряжениях до 2100 МПа и температуре масла в объеме до 130°С |
3 | Минеральные масла с противо-задирными присадками умеренной эффективности | Цилиндрические, конические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 2500 МПа и температуре масла в объеме до 150 °С |
4 | Минеральные масла с противо-задирными присадками высокой эффективности | Цилиндрические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150 °С |
5 | Минеральные масла с противо-задирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные масла | Гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150°С |
Таблица 4. Соответствие обозначений трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85 обозначениям, принятым в нормативно-технической документации
Обозначение масла по ГОСТ 17479.2-85 | Обозначение масла, принятое в нормативно-технической документации | Нормативно-техническая документация |
ТМ-1-18 | ТС-14,5 | ТУ/38.101110-81 |
TM-I-I8 | АК-15 | ТУ 38.001280-76 |
ТМ-2-9 | ТСп-10ЭФО | ТУ 38.101701-77 |
ТМ-2-18 | ТЭп-15 | ГОСТ 23652-79 |
ТМ-2-34 | ТС | Т> 38.1011332-90 |
ТМ-3-9 | ТСэп-8 | Т^38’Л£ 11280-89 |
ТМ-3-9 | ТСп-10 | ТУ 38.401809-90 |
ТМ-3-18 | ТСп-15К, ТАп-15В | ГОСТ 23652-79 |
ТМ-5-9 | ТСз-9гип | ТУ 38.1011238-89 |
ТМ-5-18 | ТСп-14гип, ТАД-17и | ГОСТ 23652-79 |
ТМ-5-34 | ТСгип | ОСТ 38.01260-82 |
ТМ-5-12з (рк) | ТМ5-12рк | ТУ 38.101844-80 |
Таблица 5. Характеристики трансмиссионных масел класса вязкости 18
Показатели | ТЭп-15 | ТСп-15К | Тап-15В | ТСп-14гип | ТАД-17и |
Вязкость: кинематическая, мм7с, при температуре: 50 °С 100°С динамическая при -15 (20) °С, Пас, не более |
— 15,0±1 200 |
— 15,0±1 75 |
— 15,0±1 180 |
— >14,0 (75) |
110-120 >17,5 — |
Индекс вязкости, не менее |
— |
90 |
— |
85 | 100 |
Температура, °С: вспышки в открытом тигле, не ниже застывания, не выше |
185 -18 |
185 -25 |
185 -20 |
215 -25 |
200 -25 |
Содержание, % (мае): механических примесей, не более фосфора, не менее серы |
0,03 0,6 >3,0 |
0,01 | 0,03 | 0,01 |
Отсутствие 0,1 1,9-2,3 |
Испытание на коррозию в течение 3 ч пластинок из меди при 120 °С, баллы, не более | — | 2с | — | — | 2с |
Зольность, % | >0,3 |
— |
— |
— |
>0,3 |
Кислотное число, мг КОН/г, не более |
— |
— |
— |
— |
2,0 |
Склонность к пенообразованию, см , не более, при температуре: 24 °С 94 °С 24 °С после испытания при 94 °С |
— |
300 50 300 |
— |
500 450 550 |
100 50 100 |
Смазывающие свойства на ЧШМ: индекс задира, Н, не менее нагрузка сваривания, Н, не менее |
— |
539 3479 |
490 3283 |
588 3920 |
568 3687 |
Так, масло ТЭп-15, полученное на базе ароматизированных остатков и дистиллятных масел, применяют как всесезонное для тракторов и других сельхозмашин в районах с умеренным климатом и работают они в диапазоне рабочих температур от минус 20 до +100 °С.
Масло ТСп-15К предназначено для коробки передач и главной передачи (двухступенчатый редуктор с цилиндрическими и спирально-коническими зубчатыми парами) экскаваторной техники.
Масло ТАД-17и применяется для коробок передач и карданных передач автомашин «Жигули».
Рабочая температура масла в агрегатах трансмиссии транспортных машин и промышленных редукторах меняется в широких пределах: от температуры окружающего воздуха в момент начала работы до 120… 130 °С и даже 150°С.
Минимальная температура масла в агрегатах трансмиссии автомобилей в холодной зоне может достигать — 60 °С, в умеренной зоне до —40 °С, а в жаркой до —10 °С.
Скорость скольжения (для различного типа передач от 1,5 до 25 м/с) и удельные нагрузки на поверхности зубьев шестерен (от 0,5 до
2 ГПа в полюсе зацепления, а в гипоидных передачах до 4 ГПа) во многом определяют тип применяемого масла в шестеренчатой передаче.
По уровню напряженности работы зубчатых передач трансмиссионные масла можно разделить на следующие виды:
универсальные
общего назначения
масла для гипоидных передач
Для обеспечения надежной работы современной техники трансмиссионные и редукторные масла должны отвечать следующим основным требованиям:
- обладать достаточным уровнем противоизносных и противозадирных свойств;
- иметь хорошие вязкостно-температурные свойства;
- не оказывать коррозионного воздействия на детали трансмиссии;
- иметь хорошую термоокислительную стабильность;
- обладать хорошими защитными свойствами;
- быть нетоксичными и иметь хорошую совместимость с материалами сальниковых уплотнений.
3.1 Основные эксплуатационные свойства трансмиссионных масел, Смазывающие свойства
Смазочные свойства трансмиссионных масел должны обеспечивать долговечную и надежную работу агрегатов трансмиссии при больших нагрузках и скоростях перемещения трущихся поверхностей, снижая интенсивность их износа и предотвращая заедание (посредством образования на них тонких пленок, изолирующих детали и предотвращающих сваривание и заедание зубьев шестерен).
Для улучшения смазочных свойств масел в качестве присадок используются органические вещества (сера, фосфор, азотосодержащие соединения) и металлоорганические соединения (свинец, цинк, алюминий и др.), которые образуют защитные пленки на поверхности металлов.
Вязкостно-температурные свойства
Соответствие отечественных и иностранных групп трансмиссионных масел по эксплуатационным свойствам и назначению показано в табл. 6.
Таблица 6. Соответствие отечественных и иностранных классификационных групп трансмиссионных масел
Группа масла | Область применения | |
по ГОСТ 17479.2-85 |
пo API | |
ТМ-1 | GL-1 | Механизмы, для которых необходимы масла с депрессорными и антипенными присадками |
ТМ-2 | GL-2 | Механизмы, для которых необходимы масла с антифрикционными присадками |
ТМ-3 | GL-3 | Ведущие мосты со спирально-коническими передачами, требующие использования масел со слабыми противозадирными присадками |
ТМ-4 | GL-4 | Гипоидные передачи, требующие использования масел с противозадирными присадками средней активности |
ТМ-5 | GL-5 | Гипоидные передачи грузовых и легковых автомобилей, требующие использования масел с активными противозадирными и противоизносными присадками |
GL-6 | Гипоидные передачи, работающие в очень тяжелых условиях и требующие использования масел с высокоэффективными противозадирными и противоизносными присадками |
Группа ТМ-1
группе ТМ-2
группу ТМ-3
группе ТМ-4
группу ТМ-5
Для гидромеханических коробок передач применяются масла марок А и Р (ТУ 38.1011282-89) и масло МГТ (ТУ 38.1011103-87).
Масло марки А
Масло марки Р
Масло марки МГТ
Применяется оно в гидромеханических коробках передач автомобильной и гусеничной техники.
IV. Товарные нефтепродукты – пластичные смазки и нефтепродукты специального назначения
4. Пластификаторы и мягчители, Пластификаторы
Добавка 0,3-0,8 частей пластификатора на 1 часть каучука понижает его температуру стеклования (Т с ) и температуру текучести (Тт ).
Действие пластификаторов зависит от их химического состава, в частности:
- парафиновые и парафинонафтеновые углеводороды в наибольшей степени улучшают морозостойкость резин, но замедляют вулканизацию и выпотевают из резины;
- АрУ хорошо совмещаются с каучуками, повышают их клейкость и прочность, но снижают эластичность.
Лучшие пластификаторы — АрУ с длинными боковыми линейными алкильными цепями, способствующими понижению Т с .
Мягчители
К мягчителям относятся, например, -нафтеновые и ароматические нефтяные масла, канифоль , кумароно-инденовые и нефтеполимерные смолы , продукты взаимодействия растительных масел с серой (фактисы ), нефтяные битумы (рубраксы ).
Мягчители должны соответствовать ряду требований: хорошая совместимость с полимерами, химическая и термическая стойкость при переработке или при эксплуатации изделий, низкая летучесть, отсутствие неприятного запаха и низкая токсичность, малое изменение вязкости в широком интервале температур, незначительное влияние на кинетику структурирования, низкая стоимость.
таблице 7.
моторное топливо очистка масло
Таблица 7. Характеристики высокоплавких мягчителей
Показатели | А-30 | А-10 | ||
высший сорт | первый сорт | высший сорт | первый сорт | |
Температура размягчения, °С | 125-135 | 125-135 | 125-135 | 125-135 |
Пенетрация при 25 °С, 0,1 мм | 30-40 | 26-40 | 8-13 | 5-19 |
Содержание, % (мас.), не более: Золы серы парафинов воды |
0,5 1 2 Отсутствие |
0,5 — 3 Следы |
0,3 2 3 Отсутствие |
0,5 — 5 Отсутствие |
Примечание. Для марок А-30 и А-10: растворимость в сероуглероде, хлороформе, бензоле или трихлорэтилене — не менее 99 %; изменение массы при нагревании — не более 0,1 %. |
Кроме того, применяются наиболее массовые масляные пластификаторы:
- ПН-6 — ароматизированное масло, содержащее до 14 % парафинонафтеновых углеводородов (ПНУ), 6-8 % смол и примерно 80 % АрУ;
- ПН-6к — пластификатор для производства маслонаполненных каучуков и шин;
- ПН-6ш — пластификатор, получаемый смешением остаточных и дистиллят-ных экстрактов;
- МП-5 — светлый низкозастывающий пластификатор для резин;
- получают из дистиллятов анастасиевской нефти кислотно-щелочной очисткой;
- МР-6 — высокоароматизированное масло для РТИ автомобилей ВАЗ, содержащее до 80 % АрУ; получают из экстракта депарафинированных масел после кислотно-контактной очистки.
Заключение
Требования по повышению надежности и эффективности работы техники привели к значительному ужесточению эксплуатационных характеристик топлив и смазочных материалов. Законодательные акты по защите окружающей среды поставили задачу создания нефтепродуктов с улучшенными экологическими свойствами. В связи с этим в последние годы значительно повышено качество автомобильных бензинов, дизельных топлив, моторных, трансмиссионных, гидравлических и других масел. Этому способствовало широкое использование гидрокаталитических процессов и современных присадок, повышающих эксплуатационные и экологические свойства нефтепродуктов.
Следует подчеркнуть, что конкретным конструктивным особенностям и условиям эксплуатации техники должны соответствовать определенные по составу и свойствам топлива и смазочные материалы. Неправильный их выбор может привести к сокращению срока службы и надежности работы машин и оборудования. Таким образом, нефтепродукты, являясь эксплуатационными материалами, по влиянию на эффективность работы техники равнозначны конструкционным материалам. Поэтому знание их состава, свойств, областей применения, эксплуатационных характеристик, токсикологических и экологических особенностей необходимо как специалистам, эксплуатирующим технику, так и тем, кто занимается производством, транспортированием и хранением нефтепродуктов.
Список используемой литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/nefteproduktyi-spetsialnogo-naznacheniya/
1. Кириченко Н.Б. Автомобильные эксплуатационные материалы :Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Нина Борисовна Кириченко. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 208 с.
2. Школьников В.М. Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение: Справочник. Изд. 2-е перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Техинформ», 1999. – 596с.: ил.
3. Мановян А. К. Технология переработки природных энергоносителей.– М.: Химия, КолосС, 2004. – 456 с.
4. Рудин М.Г., Сомов В.Е., Фомин А.С. Карманный справочник нефтепереработчика. – М.: ЦНИИТЭнефтехим, 2004.- 336с.
5. Суханов В.П. Переработка нефти: Учебник для средних проф.- техн. учеб. заведений.− 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. школа, 1979. – 335с., ил. – (Профтехобразование. Нефт. и газовая пром-сть).
6. Проскуряков В.А., Драбкина А.Е. Химия нефти и газа: Учебное пособие для вузов – 2-е изд., перераб. – Л.: Химия, 1989. – 424с
7. Николаева М. А. Теоретические основы товароведения: учеб. для вузов /М. А. Николаева. – М. : Норма, 2007. – 448 с.
… провинции России 3 1. Западно-Сибирская 3 2. Волго-Уральская 4 3. Тимано-Печерская 4 4. Нефтяной комплекс России 5 5. Транспортировка нефти …
источник для выработки моторных топлив (бензина, керосина, дизельного и реактивных топлив ), масел и смазок, а также котельно-печного топлива (мазут ), строительных материалов … При перегонке нефти получают светлые нефтепродукты : бензин (tкип 90-200°С), лигроин (tкип 150-230°С), керосин (tкип 180-300°С), легкий газойль — соляровое масло (tкип 230-350°С … |
Раздел:
Тип: реферат |
Содержание Введение 1. Теоретические аспекты конкурентных отношений в нефтехимической отрасли 1.1 Сущность и современные модели конкурирующих рынков 1 …
Завод выпускает автомобильные бензины, топлива для реактивных двигателей, дизельные малосернистые топлива , мазуты М-40 и М-100, высококачественные масла для автомобильного … Так, например, Мосгоснефтеинспекцией в результате проверки качества топлива в 2001 году было выявлено: несоответствие нормативным документам (ГОСТ , ТУ) показала пятая часть из … |
Раздел:
Тип: дипломная работа |
Нефтяной факультет Кафедра Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений Специальность 090600 — Разработка и эксплуатация нефтяных и …
Для пласта В-II плотность нефти в пластовых условиях составила 0,8828 т/м3, вязкость нефти в пластовых условиях 16,9 мПа=с, объемный коэффициент 1,056, газосодержание 21,6 м3/т. 3. Широко используются для прогрева ПЗП и удаления из неё образований ПЗП, методы основанные на закачке в пласт горячей воды, нефти , нефтепродуктов . |
Раздел:
Тип: дипломная работа |
содержание Введение 1. Общие сведения о предприятии 1.1 Природно-климатическая характеристика района расположения предприятия 1.2 Характеристика …
-.. и учреждений региона, повышению потребления твердого, жидкого и газообразного видов топлива , что совместно с работой предприятий создало реальную возможность загрязнения объектов … На процесс превращения Н2S в элементарную серу заметное влияние оказывают и такие факторы, как длительность поддержания высокой температуры продуктов сгорания , температура газа на … |
Раздел:
Тип: дипломная работа |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра технологии нефти и газа РЕФЕРАТ ПО …
Стандарт на котельное топливо — ГОСТ 10585-75 предусматривает выпуск четырех его марок: флотских мазутов Ф-5 и Ф-12, которые по вязкости классифицируются как легкие топлива … Флотский мазут марки Ф-5 получают смешением продуктов прямой перегонки нефти : в большинстве случаев 60-70 % мазута прямогонного и 30-40 % дизельного |