Реферат производство автомобильных масел

Курсовая работа

Назначение и эксплуатационные свойства моторных масел Система обозначений и методы моторных испытаний Ассортимент моторных масел Основные способы получения масел Заключение Список литературы

Масла, применяемые для смазывания поршневых двигателей внутреннего сгорания, называют моторными.

В зависимости от назначения моторные масла подразделяют на масла для дизелей, масла для бензиновых двигателей и универсальные моторные масла, которые предназначены для смазывания двигателей обоих типов. Все современные моторные масла состоят из базовых масел и улучшающих их свойства присадок.

По температурным пределам работоспособности моторные масла подразделяют на летние, зимние и всесезонные. В качестве базовых масел используют дистиллятные компоненты различной вязкости, остаточные компоненты, смеси остаточного и дистиллятных компонентов, а также синтетические продукты (поли-альфа-олефины, алкилбензолы, эфиры).

Большинство всесезонных масел получают путем загущения маловязкой основы макрополимерными присадками.

По составу базового масла моторные масла подразделяют на синтетические, минеральные и частично синтетические (смеси минерального и синтетических компонентов).

Моторное масло — это важный элемент конструкции двигателя. Оно может длительно и надежно выполнять свои функции, обеспечивая заданный ресурс двигателя, только при точном соответствии его свойств тем термическим, механическим и химическим воздействиям, которым масло подвергается в смазочной системе двигателя и на поверхностях смазываемых и охлаждаемых деталей. Взаимное соответствие конструкции двигателя, условий его эксплуатации и свойств масла — одно из важнейших условий достижения высокой надежности двигателей.

Назначение и эксплуатационные свойства моторных масел

Моторные масла работают в исключительно тяжелых условиях. Другим смазочным материалам, применяемым в автомобилях — трансмиссионным маслам и пластичным смазкам, — несравненно легче выполнять свои функции, не теряя нужных свойств, так как они работают в среде относительно однородной, с более-менее постоянными температурой, давлением и нагрузками. У моторных же режим «рваный» — одна и та же порция масла длительное время подвергается ежесекундным перепадам тепловых и механических нагрузок, поскольку условия смазки различных узлов двигателя далеко не одинаковы. Кроме того, моторное масло подвергается химическому воздействию — кислорода воздуха, других газов, продуктов неполного сгорания топлива, да и самого топлива, которое неминуемо попадает в масло, хотя и в очень малых количествах. В таких, мягко говоря, некомфортных условиях моторное масло должно в течение длительного времени выполнять возложенные на него функции. А именно:

11 стр., 5234 слов

Определение качества моторного масла

... в другие группировки 23.20.28.811 - Моторные масла, в том числе и зимние. 3. Свойства моторных масел Моторное масло следует рассматривать как составляющую смазочной системы двигателя. Оно может длительно и ... 1 или 2, которых указывает в каких двигателях можно использовать масла (отсутствие индекса - универсальное масло). Пример: М-10Г2 - моторное масло с вязкостью при 100єС, предназначено для ...

  • обеспечивать чистоту деталей и надежную смазку при минимальном трении и износе;
  • обеспечивать длительную бессменную работу в различных климатических зонах и при разных условиях эксплуатации;
  • охлаждать детали двигателя;
  • уменьшать трение между соприкасающимися деталями, снижая износ и предотвращая задиры трущихся частей;
  • уплотнять зазоры, в первую очередь, между деталями цилиндро-поршневой группы, не допуская или сводя к минимуму прорыв газов из камеры сгорания;
  • защищать детали от коррозии;
  • отводить тепло от трущихся поверхностей;
  • выносить продукты износа из зоны трения, тем самым, замедляя обpазование отложений на повеpхности частей двигателя.
  • для современных масел — экономия расхода топлива и масла.

Эксплуатационные свойства моторных масел .

Показатели эксплуатационной надежности автомобильных двигателей во многом определяются качеством моторных масел.

Вязкостно-температурные свойства.

Антиокислительные и антикоррозионные свойства .

Для повышения устойчивости масел к окислению в них добавляют антиокислительные присадки (ингибиторы окисления).

Наиболее распространены присадки — ВНИИНП — 354, ДФ — 11 и ДФ — 1.

Противокоррозионными свойствами масел

Моюще-диспергирующие свойства.

Противоизносные и противозадирные свойства.

Антифрикционные свойства.

Противопенные свойства.

Система обозначений и методы моторных испытаний

ГОСТ 17 479

ГОСТ 17 479

ГОСТ 17 479

Таблица 1. Классы вязкости моторных масел (ГОСТ 17 479.1−85)

В прежней нормативной документации дополнительные характеристики условий применения и особенностей свойств масел вводились в стандартные обозначения без скобок (М-8Г2к, М-10ДМ, М-16ДР и т. п. ), иное назначение масла обозначала группа Е (раньше так обозначали цилиндровые масла для лубрикаторных смазочных систем крейцкопфных дизелей), употреблялись и нестандартные марки (МТ-16п, М-16ИХП-3).

Поскольку старые марки содержатся в многочисленных инструкциях по эксплуатации техники, нормативной документации на масла, картах смазки и другой документации, не представляется возможным единовременно исключить все ранее принятые обозначения.

ГОСТ 17 479

Таблица 2. Группы моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствам.

(ГОСТ 17 479.1−85)

8 стр., 3562 слов

Реферат авиационные масла

... ГОСТ 28549.0-90 (ИСО 6743/0-81) (см.табл.) Общепринятая классификация масел. В первую очередь – это моторные масла. Особая группа масел, относящихся к моторным маслам - авиационные масла. Помимо авиационных, из моторных масел выделяют автомобильные масла и дизельные масла. ... Отечественная классификация моторных масел. По ГОСТ 17479.1-85 моторные масла делятся по эксплуатационным свойствам на группы ...

ГОСТ 17 479

Классификация АРI подразделяет моторные масла на две категории: «S» (Service) — масла для бензиновых двигателей и «С» (Commerсial) — масла для дизелей. Универсальные масла обозначают классами обеих категорий. Классы в категориях указывают буквы латинского алфавита, стоящие после буквы, обозначающей категорию, например, SF, SH, СС, CD или SF/СС, CG/CD, СF-4/SН для универсальных масел.

Моторные масла, относящиеся к одному и тому же классу АРI, но производимые разными фирмами, могут существенно отличаться по составу базовых масел, типам используемых присадок и, следовательно, иметь специфические свойства, удовлетворять предъявляемые требования близко к предельным значениям или иметь запас качества. При выборе аналога по области применения и уровню эксплуатационных свойств обязательно должны быть приняты во внимание все специальные требования к моторному маслу со стороны изготовителя техники (например, ограничения по сульфатной зольности, отсутствие или, напротив, наличие определенного количества цинка, отсутствие в составе масла растворимых модификаторов трения, содержащих молибден и т. п. ).

Согласно классификациям ГОСТ 17 479 .1−85 и АРI группу (класс) по уровню эксплуатационных свойств устанавливают только по результатам моторных испытаний масел в специальных одноцилиндровых установках и полноразмерных двигателях. Испытания проводят в стендовых условиях по стандартным методам. Чем выше присваиваемый маслу уровень эксплуатационных свойств, тем «строже» проходные оценки результатов испытаний или жестче условия их проведения. Для контроля стабильности качества серийно выпускаемых моторных масел их классификационные испытания проводят согласно требованиям ГОСТ 17 479 .1−85 не реже одного раза в два года. В соответствии с изменением № 3 к ГОСТ 17 479 .1−85, введенным с 01.01.2000 г. классификационные испытания должны проводиться не два раза в год, а при сертификации моторных масел. При этом определяют моющие, диспергирующие, противоизносные, антикоррозионные, антиокислительные свойства масел и их соответствие указанным в марках классам вязкости.

В случаях непринципиальных изменений технологий производства моторных масел обязательно проводят сравнительные квалификационные испытания товарного масла-прототипа и опытного образца, выработанного по измененной технологии.

На отечественном рынке имеется широкий ассортимент моторных масел, имеющих обозначение по классам API.

Однако большинство из них не проходило соответствующих испытаний и не имеет сертификата, выданного API. Классы API в них установлены, как правило, по аналогии с зарубежными маслами, имеющими в своем составе аналогичный пакет присадок, что не является достаточным признаком, подтверждающим эксплуатационные свойства масел.

Класс масла по API может быть подтвержден только сертификатом, выданным API.

ГОСТ 17 479

Таблица3 .Продолжение

моторное автомобильное масло двигатель Уровень эксплуатационных свойств (группу) масел определяют на основании результатов моторных испытаний в одноцилиндровых установках или полноразмерных двигателях. Моющие свойства определяют в первую очередь по загрязненности поршня. При этом учитывают подвижность поршневых колец, толщину и характер отложений в канавках, на юбке и внутри поршня.

Для автомобильных карбюраторных двигателей и дизелей, работающих на переменных режимах, важна склонность масел к образованию низкотемпературных отложений. Этот показатель определяют на установке НАМИ-1 по массе осадка в роторе центрифуги.

Антиокислительные свойства оценивают испытанием на установке ИКМ. Антикоррозионные свойства оценивают при испытании масла в полноразмерном дизеле ЯАЗ-204: за 125 часов потеря массы шатунных вкладышей не должна превышать 0,2 г. И не должно быть видимой коррозии и механических повреждений антифрикционного слоя вкладышей.

Таблица 4. Методы моторных испытаний масел

Груп-па масла

Оцениваемый показатель

Метод: установка (стандарт)

Длитель-ность испыта-ния, ч.

Оценочный параметр

В1, Г1

Моющие свойства

НАМИ-1 (ГОСТ 20 991−75)

Загрязненность поршня

Склонность к образованию низкотемпературных отложений

НАМИ-1 (ГОСТ 20 984−75)

Масса отложений в роторе центрифуги

Антиокислительные свойства

ИКМ (ГОСТ 20 457−75)

Изменение вязкости масла

Б2, В2

Моющие свойства

УИМ-6-НАТИ (ГОСТ 21 490−76), ИМ-1, СМД-14

Загрязненность поршня

Антиокислительные свойства

ИКМ (ГОСТ 20 457−75)

Изменение вязкости масла

Антикоррозионные свойства

Дизель ЯАЗ-204 (ГОСТ 20 302−74)

Потери массы комплекта шатунных вкладышей

Склонность к образованию низкотемпературных отложений

НАМИ-1 (ГОСТ 20 991−75)

Масса отложений в роторе центрифуги

Г2, Д

Моющие свойства

УИМ-6-НАТИ (ГОСТ 21 490−76), ИМ-1, ЯМЗ-238НБ

Загрязненность поршня

Антикоррозионные свойства

Дизель ЯАЗ-204 (ГОСТ 20 302−74)

Потери массы комплекта шатунных вкладышей

Склонность к образованию низкотемпературных отложений

НАМИ-1 (ГОСТ 20 991−75)

Масса отложений в роторе центрифуги

Антиокислительные свойства

ИКМ (ГОСТ 20 457−75)

Изменение вязкости масла

Ассортимент моторных масел

Масла групп, А и Б2

Масла групп, А и Б2 предназначены для дизелей старых моделей, работающих на топливах с небольшим содержанием серы. Спрос на масла этих групп сохраняется в большинстве случаев в силу традиции и невысокой цены. За редкими исключениями масла групп, А и Б2 могут быть заменены более эффективными маслами группы В2 того же класса вязкости.

Масло МС-20П (ТУ 38.101 265−88) получают добавлением многофункциональной присадки к маслу МС-20. Применяют для смазывания судовых, тепловозных и стационарных дизелей типа 12ЧН 18/20, эксплуатируемых на малосернистом топливе.

Масло М-16ПЦ (ГОСТ 6360−83) вырабатывают из сернистых нефтей. Содержит многофункциональную и депрессорную присадки. Применяют для смазывания двигателей типов В-2, Д-6 при работе на малосернистом топливе.

Масло М-14Б (ТУ 38.101 264−72) вырабатывают из малосернистых и сернистых нефтей компаундированием дистиллятного и остаточного компонентов с многофункциональной присадкой ВНИИНП-360 и противопенной присадкой ПМС-200А. Применяют в двухи четырехтактных тепловозных дизелях типов 2Д100, Д-50 и аналогичных им по уровню форсирования маневровых и промышленных тепловозах.

Масло МТЗ-10П (ГОСТ 25 770−83) готовят на основе маловязкого дистиллятного компонента с нормированным фракционным составом путем загущения полимерной вязкостной присадкой и добавления композиции присадок. Применяют преимущественно для зимней эксплуатации транспортных дизелей невысокой степени форсирования.

Масло МТ-16П (ГОСТ 6360−83) вырабатывают из малосернистых нефтей компаундированием смеси остаточного и дистиллятного компонентов с композицией моющей, антиокислительной, депрессорной и противопенной присадок. С использованием новой, более эффективной композиции присадок уровень эксплуатационных свойств масла МТ-16П превышает требования к маслам группы Б2. Применяют для смазывания транспортных дизелей типа В-2 и аналогичных по уровню форсирования безнаддувных двигателей.

Моторные масла группы В2

Моторные масла группы В2 вырабатывают из малосернистых и сернистых нефтей. Они содержат композиции присадок, придающие этим маслам эксплуатационные свойства, обеспечивающие надежное смазывание безнаддувных автотракторных дизелей старых моделей, а также судовых, тепловозных, стационарных и транспортных дизелей среднего уровня форсирования при работе на дистиллятных дизельных топливах с содержанием серы до 0,5% (мас. доля).

Моторные масла М8В2 (ТУ 38.401−58−37−92) и М10В2 (ГОСТ 8581−78) готовят на основе смесей дистиллятного и остаточного компонентов, выработанных из сернистых нефтей. Их применяют для смазывания автотракторных дизелей СМД-14, А-41, Д-50, Д-37М и других зимой (М8В2) и летом (М10В2).

Моторное масло М10В2С (ГОСТ 12 337−84) производят преимущественно из малосернистых нефтей путем компаундирования дистиллятного и остаточного компонентов с композицией присадок. Применяют для смазывания главных и вспомогательных дизелей морских и речных судов, дизель-генераторов, а также в циркуляционных системах двухтактных крейцкопфных судовых дизелей. Может быть использовано в автотракторных дизелях наравне с летним моторным маслом М10В2.

Моторное масло М14В2 (ГОСТ 12 337−84) получают смешением дистиллятного и остаточного компонентов, выработанных из сернистых или малосернистых нефтей, с композицией присадок. Используют для смазывания двухи четырехтактных тепловозных и судовых дизелей тронкового типа при их эксплуатации на дистиллятных дизельных топливах с содержанием серы до 0,5% (мас. доля), а также двигателей карьерных автосамосвалов.

Моторное масло М20В2Ф (ГОСТ 12 337−84) состоит из остаточного базового масла, получаемого из сернистых нефтей, и специальной композиции присадок без дитиофосфатов цинка. Применяют для смазывания судовых дизелей типов 12ЧН 18/20 и ЧН 16/17, имеющих повышенную степень форсирования или эксплуатируемых с увеличенными сроками замены моторного масла.

Моторные масла М14В2з и М20В2 (ГОСТ 23 497−79) вырабатывают с использованием соответственно средневязкого компаундированного и остаточного компонентов. К этим базовым маслам, получаемым из сернистых нефтей, добавлены композиции присадок, выбранные с учетом условий применения масел для смазывания дизелей буровых установок зимой и летом. Масло М14В2з (зимнее) загущено вязкостной присадкой, но не является всесезонным моторным маслом.

Моторное масло М16В2 (ТУ 38.101 235−74) состоит из смеси остаточного и дистиллятного компонентов, получаемых из малосернистых нефтей, и композиции присадок. Предназначено для смазывания главных двигателей речных судов («https:// «, 20).

Моторное масло М-16ИХП-З (ГОСТ 25 770−83) производят из смеси остаточного и дистиллятного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей. Содержит специфическую композицию присадок. Применяют для смазывания форсированных транспортных дизелей, включая и двигатели с наддувом.

Моторные масла группы Г2

Моторное масло Г2 вырабатывают из сернистых и малосернистых нефтей. Все масла этой группы содержат значительно больше более эффективных присадок, чем масла группы В2.

Высокая степень легирования моторных масел группы Г2 позволяет применять их в более жестких условиях, где необходима высокая термическая стабильность, лучшие антиокислительные, моюще-диспергирующие, нейтрализующие и противоизносные свойства. Высокооборотные дизели, смазываемые моторными маслами группы Г2, эксплуатируют на дистиллятных топливах с содержанием серы до 0,5% (мас. доля), а среднеи малооборотные судовые дизели с большим диаметром цилиндра — до 1,5% (мас. доля).

Моторные масла М8Г2 и М10Г2 (ГОСТ 8581−78) получают смешением дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, с композицией присадок. Используют соответственно для зимней и летней эксплуатации автотракторных дизелей без наддува или с невысоким наддувом. Масло М10Г2 применяют также для смазывания высокооборотных стационарных дизелей и дизель-генераторов.

Моторные масла М8Г2к и М10Г2к (ГОСТ 8581−78) отличаются от масел М8Г2 и М10Г2 только существенно более эффективными композициями присадок, что дает возможность увеличивать сроки замены масла, успешно использовать масла М8Г2к и М10Г2к в современных автомобилях КамАЗ, ЗИЛ, а также автобусах «Икарус» .

Моторное масло М14Г2к (ТУ 38.401−58−98−94) имеет тот же состав, что и масла Г2к (ГОСТ 8581−78). Оно предназначено для четырехтактных транспортных дизелей. Можно применять вместо масла М10Г2к для летней эксплуатации автотракторных дизелей в регионах с продолжительным и жарким летом.

Моторные масла М8Г2У и М10Г2У (ТУ 38.401−58−21−91) получают смешением дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, с композицией присадок, отличающейся существенно повышенными и пролонгированными антиокислительными и моюще-диспергирующими свойствами. Они предназначены для автотракторных и стационарных дизелей, в которых применяют масла М8Г2к и М10Г2к. Переход на масла марки Г2у дает возможность увеличить срок замены масла и элементов фильтров тонкой очистки в 2 раза, сократить расход масла и затраты на техническое обслуживание дизелей, уменьшить вдвое объем отработанных моторных масел, что важно для экологии тех местностей, где нет условий для их утилизации. В двигателях автомобилей КамАЗ замена моторного масла необходима после пробега 25−30 тыс. км.

Моторные масла М-10Г2ЦС, М-14Г2ЦС и М-16Г2ЦС (ГОСТ 12 337−84) состоят из смесей дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых или малосернистых нефтей, и композиции эффективных присадок. Предназначены для смазывания главных и вспомогательных тронковых дизелей судов морского транспортного, промыслового и речного флота. Масло М-10Г2ЦС используют также в циркуляционных системах крейцкопфных дизелей высокой степени форсирования, а моторное масло М-16Г2ЦС — для смазывания цилиндров тронковых и крейцкопфных дизелей с помощью лубрикаторов, когда массовая доля серы в применяемом топливе не более 1,5%. Масло М-14Г2ЦС широко применяют в тепловозных дизелях типа ЧН 26/26, стационарных дизель-генераторах с двигателями типа ЧН 40/48, дизель-редукторных агрегатах с двигателями типа ЧН 40/46. Моторные масла марки Г2ЦС получили допуск к применению у зарубежных дизелестроителей. Моторные масла М-10Г2ЦС, М-14Г2ЦС и М-16Г2ЦС могут использоваться для смазывания ряда судовых механизмов и агрегатов, где необходимы масла соответствующих вязкостей (редукторы, компрессоры, воздуходувки и др.).

Отличительная особенность этих моторных масел — очень хорошая влагостойкость, малая эмульгируемость с водой и легкое отделение воды при сепарации.

Моторное масло М14Г2 (ГОСТ 12 337−84) состоит из смеси дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и композиции присадок с особо высокими моющими свойствами. Предназначено для смазывания тепловозных дизелей типа ЧН 26/26 при работе на топливе с массовой долей серы до 0,5%.

Моторное масло М20Г2 (ГОСТ 12 337−84) состоит из остаточного базового моторного масла и композиции присадок, обеспечивающей надежное смазывание в специфических условиях двухтактных дизелей. Предназначено для эксплуатации судовых и стационарных дизелей.

Моторные масла группы Д2

Моторные масла группы Д2 вырабатывают на основе базовых компонентов, получаемых из сернистых нефтей, или с применением синтетических компонентов. В составах моторных масел группы Д2 эффективные присадки используют в высоких концентрациях для достижения уровня эксплуатационных свойств, обеспечивающего длительную работоспособность наиболее форсированных двигателей в особо тяжелых эксплуатационных условиях, в частности при применении топлив с повышенным содержанием серы.

Моторные масла М8ДМ и М10ДМ (ГОСТ 8581−78) состоят из смесей дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и новой композиции присадок, улучшающей антикоррозионные и противоизносные свойства масел марки ДМ. Предназначены соответственно для зимней и летней эксплуатации высокофорсированных дизелей с турбонаддувом, работающих в тяжелых условиях. Могут использоваться в дизелях без наддува со значительно увеличенным пробегом между заменами масла. Обеспечивают надежное смазывание отечественной и импортной техники (карьерные большегрузные самосвалы, промышленные тракторы большой мощности с двигателями водяного или воздушного охлаждения, экскаваторы, бульдозеры, автопогрузчики, трубоукладчики).

Моторное масло М-14ДМ (ТУ 38.401−58−22−91) отличается от масла М-10ДМ большей вязкостью базового масла, но имеет то же назначение. Предпочтительно применение в местностях с жарким продолжительным летом, а также в двигателях, для смазывания которых необходимо моторное масло класса вязкости 14 (SАЕ 40).

Моторное масло М-6З/14ДМ (ТУ 38.401−938−92) состоит из маловязкого базового масла, выработанного из сернистых нефтей и загущенного вязкостной присадкой, и композиции присадок. Это всесезонное масло может применяться круглый год в дизелях с наддувом, эксплуатируемых в тяжелых условиях, вместо двух сезонных моторных масел М-8ДМ и М-10ДМ.

Моторное масло МТ-5З/10Д (ТУ 38.401−58−40−92) готовят путем загущения маловязкого базового масла из сернистых нефтей полимерной вязкостной присадкой и добавления композиции присадок, придающей готовому продукту свойства высокоэффективного дизельного масла, трансмиссионного масла группы ТМ-4 (GL-4 по АРI) и гидравлической жидкости для гидросистем промышленных тракторов и сельскохозяйственных машин. Применяют всесезонно в регионах с умеренными климатическими условиями как единое моторно-трансмиссионно-гидравлическое масло, обеспечивающее надежное смазывание дизелей с наддувом, включая двигатели воздушного охлаждения, агрегатов тракторных трансмиссий и гидросистем, управляющих рабочими органами машин. Аналогично импортным маслам, называемым STOU (Super Tractor Oil Universal).

Моторное масло МТ-4З/8ДС (ТУ 38.401−58−54−92) готовят на основе синтетических базовых компонентов и специальной композиции присадок. Используют как всесезонное единое масло для двигателей, агрегатов трансмиссий и гидросистем промышленных тракторов в климатических условиях Севера. Применяют во всех объектах техники, смазываемых маслом МТ-5З/10Д при умеренных климатических условиях.

Моторное масло М-14ДР (ТУ 38.401−1063−97) состоит из смеси дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и композиции присадок, придающих маслу повышенную стойкость к старению. Предназначено для смазывания тепловозных дизелей типа ЧН 26/26 при работе на топливе с содержанием серы до 0,5%. Обеспечивает значительное увеличение пробега без замены масла и увеличение срока службы элементов фильтров тонкой очистки по сравнению с моторными маслами М-14Г2 и М-14Г2ЦС. Аналогично импортным маслам четвертого поколения.

Моторное масло М-16ДР (ГОСТ 12 337−84) отличается от масла М-14ДР только несколько большей вязкостью основы. Предназначено для смазывания судовых двухи четырехтактных дизелей тронкового типа ДН 23/30, ЧН 26/26 и ЧН 30/38 при работе на топливе с массовой долей серы до 0,5%. Обладает повышенной стойкостью к старению.

Моторные масла М-10ДЦЛ20 , М-14ДЦЛ20 и М-14ДЦЛ30 (ГОСТ 12 337−84) состоят из смесей дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и композиций присадок в различной дозировке для получения готового масла с щелочными числами около 20 или 30 мг КОН/г. Предназначены для смазывания среднеоборотных тронковых судовых дизелей с циркуляционной или комбинированной смазочной системой. Масла М-10ДЦЛ20 и М-14ДЦЛ20 используют при работе на тяжелых топливах с массовой долей серы до 2,5−3,0%, масло М-14ДЦЛ30 — при большем содержании серы. Обладают хорошей влагостойкостью и малой эмульгируемостью с водой, легко отделяют воду при сепарации. Допущены к применению зарубежными дизелестроительными фирмами.

Моторные масла групп Г1, В и В1

Масла группы Г1 предназначены для использования в форсированных двигателях легковых автомобилей, которые работают на бензинах с октановым числом по исследовательскому методу выше 90. Эти масла содержат высокоэффективные композиции отечественных присадок или пакеты импортных присадок. Их готовят на основе дистиллятных компонентов, загущенных макрополимерными присадками.

Масла групп В и В1 предназначены для двигателей легковых и грузовых автомобилей, работающих на бензине с октановым числом до 80. Их применяют всесезонно. Они содержат композиции отечественных присадок или пакеты импортных присадок, добавляемых к дистиллятным или компаундированным базовым маслам.

Моторное масло М-5з/10Г1 (ГОСТ 10 541−78) готовят на базовом масле И-20А. Используют в регионах с низкими температурами зимних месяцев как всесезонное.

Моторное масло М-6з/12Г1 (ГОСТ 10 541−78) готовят на основе смеси дистиллятных компонентов различной вязкости с добавлением присадок, обеспечивающих высокие противоизносные свойства. Применяют всесезонно в регионах с умеренными климатическими условиями при температуре воздуха от -20 до +45 °С.

Моторное масло М-4з/6В1 (ГОСТ 10 541−78) получают загущением базового масла (веретенное АУ) полиметакрилатной присадкой и добавлением композиции моющих, антиокислительной и противопенной присадок. Применяют всесезонно в северной климатической зоне и в районах с умеренными климатическими условиями только как зимнее масло. Обеспечивает холодный пуск двигателя при -30 °С.

Моторное масло М-6з/10 В (ГОСТ 10 541−78) получают на основе высококачественного компаундированного базового масла и эффективной композиции присадок. Применяют всесезонно в среднефорсированных бензиновых двигателях и безнаддувных дизелях. Это универсальное масло отличается повышенной работоспособностью. В бензиновых двигателях грузовых автомобилей пробег до замены масла составляет 18 тыс. км, а в дизелях — до 500 моточасов.

Моторное масло М8 В (ГОСТ 10 541−78) готовят из смеси дистиллятного и остаточного компонентов или дистиллятного компонента узкого фракционного состава с эффективной композицией присадок. Используют всесезонно в среднефорсированных бензиновых двигателях легковых и грузовых автомобилей с периодичностью замены до 18 тыс. км пробега, а также как зимнее масло для среднефорсированных автотракторных дизелей.

Основные способы получения масел

Смазочные, моторные и трансмиссионные масла получают из той части нефти, которая остается после отгонки топливных фракций. Эта часть нефти называется мазутом.

Если нагревать мазут при атмосферном давлении, то многие индивидуальные углеводороды начинают разлагаться при более низкой температуре, чем их температура кипения. При понижении давления понижается температура кипения, что позволяет выделить нужные фракции. Процесс этот называется вакуумной разгонкой. Для его реализации сооружаются специальные установки, позволяющие из мазута получать различные по вязкости масла. Особенно четко удается произвести разгонку в установках с двукратным испарением, применяемым в современных нефтеперерабатывающих комплексах. Эти масла называют дистиллятными маслами. Их получение предусматривает перегонку или испарение с последующей конденсацией отдельных фракций жидкостей или их смесей (в данном случае нефти или отдельных ее фракций).

В результате вакуумной перегонки получают базовые дистиллятные масла, а оставшиеся продукты (полугудрон и гудрон) используют для получения остаточных масел. Характерной особенностью дистиллятных масел являются их хорошие вязкостно-температурные свойства и высокая термоокислительная стабильность. Но в этих маслах мало соединений, обладающих высокой маслянистостью, т. е. прочностью масляной пленки.

Остаточные масла, наоборот, обладают высокой естественной маслянистостью, но плохими низкотемпературными и вязкостно-температурными свойствами. Высокая маслянистость остаточных масел связана с находящимися в них продуктами окислительной полимеризации (нефтяными смолами).

Существуют две схемы переработки мазута — топливная и масляная. При топливной получают только одну фракцию (350—500 С), используемую обычно как базовый продукт для каталитического крекинга или гидрокрекинга. При масляной переработке — три фракции: легкие дистиллятные масла (выкипающие при 300—400 С), средние дистиллятные масла (выкипающие при 400—450 С) и тяжелые дистиллятные масла (выкипающие при 450—500 С).

Для получения товарных марок масла подвергают сложным технологическим операциям. Для удаления нежелательных примесей масло очищают. Из него удаляют продукты окислительной полимеризации, органические кислоты, нестабильные углеводороды, серу и ее соединения. Для улучшения низкотемпературных свойств масла подвергают депарафинизации и деасфальтизации. Очищенные продукты при необходимости смешивают для получения нужного уровня вязкости. Дистиллятные масла используют для приготовления масел, от которых не требуется особо высокой естественной прочности масляной пленки. Остаточные — для масел, высокая маслянистость которых имеет особое значение. Например, для дизельных масел обычно смешивают дистиллятные и остаточные масла в необходимой пропорции.

Масла, используемые в качестве основных моторных масел, называют базовыми маслами. Например, для зимних и летних моторных масел выпускают следующие базовые масла:

  • М-6 — дистиллятное;
  • М-8 — дистиллятное с добавлением не менее 14% остаточного компонента;
  • М-11 — смесь дистиллятного и не менее 30% остаточного компонента;
  • М-14 — смесь дистиллятного и не менее 40% остаточного компонента;
  • М-16 — смесь дистиллятного и не менее 50% остаточного масла;
  • М-20 — состоит только из остаточных масел.

Для получения всесезонных масел или масел для северных и арктических районов используют в качестве базовых масел глубоко депарафинизированные дистиллятные масла малой вязкости (веретенное АУ, АС-5 и др.).

Заключение

Для того чтобы двигатель отработал расчетный ресурс, необходимо соблюдать несколько простых правил:

При выборе моторного масла руководствоваться перечнем масел, допущенных к применению производителем автомобиля.

Замену масла производить в сроки, установленные производителем. Интервал замены масла необходимо уменьшить при эксплуатации автомобиля в условиях, когда движение осуществляется преимущественно на низших передачах (в городе, по бездорожью), так как двигатель совершает большее количество оборотов на тысячу километров пробега, чем при движении по трассе. Для автомобилей со значительным пробегом замену масла также нужно производить чаще, потому что условия его работы в изношенных двигателях более жесткие (прорыв раскаленных газов в картер из-за увеличенных зазоров между поршнями и цилиндрами и т. д. ).

Недопустимо смешивать минеральное масло с синтетическим или полусинтетическим из-за разной растворимости присадок в минеральной и синтетической основах. Результатом смешивания может быть выпадение присадок в нерастворимый осадок. Доливать следует тот же сорт масла, который залит в двигатель. Масла разных производителей содержат различные пакеты присадок, которые могут быть несовместимы.

Если в процессе эксплуатации масло заменялось своевременно и имело соответствующее качество, промывку двигателя проводить не надо. Если неизвестно, какое масло заливал прежний владелец автомобиля, перед заменой необходимо промыть систему смазки специально предназначенным для этого промывочным маслом. В противном случае свежее высококачественное масло может смыть большое количество отложений, что приведет к быстрому засорению фильтра системы смазки.

Добавление в моторное масло различных препаратов автохимии может улучшить одни его свойства и резко ухудшить другие, что неблагоприятно скажется на состоянии двигателя. Это связано с тем, что в качественном масле пакет присадок точно сбалансирован, а добавление в него какого-либо препарата, как правило, нарушает этот баланс.

В непрогретом до рабочей температуры масле щелочные присадки не успевают нейтрализовать кислоты, образующиеся из продуктов неполного сгорания топлива, соответственно происходит усиленный коррозионный износ поршней, их колец и цилиндров. Под нагрузкой (при движении автомобиля) двигатель прогревается быстрее. Поэтому в холодное время его прогрев «на месте» следует производить не более 3 — 5 мин.

Синельников А. Ф., В. М. Школьников, О. Ф. Глаголевой

4. http://www.avto.ru

5. http://www.npo64.ru