Налог на добычу полезных ископаемых: действующий порядок исчисления, перспективы развития

Курсовая работа

Российская Федерация обладает уникальными по своему масштабу, количественным и качественным характеристикам природно- минеральными богатствами. Этим обуславливается значительная доля добывающих отраслей промышленности в общем объеме экономики Российской Федерации. Очевидно, что во многом налоговая политика государства отталкивается от степени развития экономики страны и ее отраслей, приоритетов их дальнейшего развития. Поэтому значительную часть в налоговых доходах федерального бюджета составляют доходы от использования природных ресурсов. Этим предопределяется необходимость выработки и применения обоснованных и эффективных форм правового регулирования налогообложения добывающих отраслей российской экономики.

Платежи за пользование природными ресурсами составляют довольно многочисленную группу налогов, сборов и иных обязательных платежей. Особенности расчета ресурсных платежей связаны, в первую очередь, с содержанием и назначением конкретного вида природных ресурсов, а также с механизмом предоставления их в пользование и составом информационных ресурсов.

В настоящее время любое государство обращается не только к фискальным приоритетам в вопросе взимания ресурсных платежей, но и учитывает регулирующую функцию этих платежей. Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что налог на добычу полезных ископаемых регулирует правоотношения между государством и организациями и индивидуальными предпринимателями, которым предоставлен в пользование участок недр.

Данный налог является центральным элементом новой системы налогообложения природных ресурсов, заменившим взимавшиеся с разработчиков недр платежи на воспроизводство минерально-сырьевой базы и за право пользования недрами, а также акциз на нефть.

В условиях современной рыночной экономики наблюдается уменьшение реального сырьевого потенциала страны, объем добычи полезных ископаемых не компенсируется приростом запасов, происходит сокращение поискового задела.

Налог на добычу полезных ископаемых — это один из наиболее важных платежей, уплачиваемых недропользователем в бюджет Российской Федерации. Порядок расчета горной ренты, величина ее изъятия государством влияет как на экономику отдельных предприятий недропользователей, так и на всю экономику России в целом.

На протяжении исторического развития государства как политического института платежи при добычи природных ископаемых являлись одним из основных общественно-правовых источников государственных доходов.

42 стр., 20966 слов

Исследования применяемых экономических методов на примере природных ресурсов РФ

... природных ресурсов. Объектом дипломной работы являются природные ресурсы РФ. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы. Глава 1 Теоретические основы природных ресурсов в народном хозяйстве 1 Понятие и сущность природных ресурсов Природные ресурсы, ... Вторая категория ресурсов представлена в основном ресурсами полезных ископаемых, заключенными в ...

Таким образом, из вышесказанного следует важность взимания налога на полезные ископаемые для экономики государства.

В Налоговом кодексе Российской Федерации налог на добычу полезных ископаемых трактуется как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. При этом налог должен быть установлен документом, имеющим юридическую силу закона.

Налог на добычу полезных ископаемых и другие природоресурсные платежи имеют важное значение в формировании доходов бюджета. В 2008 г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 1217,9 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 66,0%.

Объект исследования – анализ условий начисления налога на добычу полезных ископаемых.

Предмет исследования – налог на добычу полезных ископаемых.

Целью данной курсовой работы является изучение налога на добычу полезных ископаемых.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить теоретических основ налога на добычу полезных ископаемых (налогоплательщики, ставки, объект налогообложения, налоговый период);
  • провести анализ и динамику поступления налога на добычу полезных ископаемых по РФ и Орловской области;
  • проанализировать действующую систему исчисления уплаты налога;
  • рассмотреть проблемы и перспективы развития налога на добычу полезных ископаемых.

Значительное место в работе отводится на рассмотрение направлений совершенствования законодательства в области регулирования налога на добычу полезных ископаемых с целью упрощения его исчисления, более полного охвата и увеличения поступлений в федеральный бюджет.

При выполнении работы использовались методы научного, сравнительного и системного анализа, научных аналогий, экономической статистики, стратегического планирования, экономического прогнозирования и оценки экономической эффективности.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.

литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике, справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение, библиографический список и приложения.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОБЫЧИ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

1.1. История возникновения налога на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) был включен в российскую налоговую систему в 2001 г. и вступил в действие с 1 января 2002 г. Впервые за годы существования налоговой системы с принятием гл. 26 Налогового кодекса РФ была упорядочена система налогообложения недропользования, четко разделены налоговые и неналоговые платежи за природные ресурсы.

6 стр., 2608 слов

Полезные ископаемые Полезные ископаемые Вдумайся в словосочетание ...

... проблема все сильнее обостряется помере увеличения добычи полезных ископаемых и расширения ассортиментаископаемых, которые человек включает в разряд «полезных». Горючие ископаемые Ты, наверное, догадываешься, какие ископаемые относят к горючим. Это торф,бурые и ...

Указанный налог был введен в целях совершенствования и упрощения системы налогообложения пользования природными ресурсами, расширения практики применения рентных принципов налогообложения в этой сфере.

Поэтому одновременно с введением этого налога отменены действовавшие плата за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально- сырьевой базы и акциз на нефть и газ.

Отдельные элементы платности природопользования имели место еще в условиях централизованного управления экономикой, когда практически отсутствовала налоговая система. Вместе с тем наличие платежей за природные ресурсы в Советском Союзе не имело практически никакого экономического эффекта, поскольку установленные платежи в силу их незначительности в условиях полного отсутствия у предприятий финансовой самостоятельности не играли ни фискальной, ни стимулирующей, ни социальной роли.

В российской налоговой истории платность недропользования была введена в 1992 г., после того как был принят Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 “О недрах”. При этом необходимо подчеркнуть, что налоги, связанные с использованием природных ресурсов, так же, как и в советское время, были не слишком ощутимы для налогоплательщиков и не имели серьезного фискального значения для государства, за исключением, пожалуй, акциза. Именно Законом РФ “О недрах” были установлены основные виды налогов за использование недр (кроме акцизов на минеральное сырье).

Таким образом, до принятия специальной главы второй части Налогового кодекса вопросы платности пользования природными ресурсами были включены не в законодательство о налогах и сборах, а в законодательство о природопользовании. При этом важнейшие положения налогообложения природопользования имели рамочный характер и не давали четкого определения основных элементов налогообложения при исчислении налогов, взимаемых за пользование природными ресурсами. При этом основные элементы налогообложения природопользования, в том числе определение объектов обложения, налоговой базы, ставок налогов, налоговых льгот и некоторые другие, устанавливались межведомственными инструкциями. По отдельным же платежам, таким как, например, плата за пользование недрами, ставки налога регулировались в лицензионных соглашениях, т. е. определялись органами исполнительной власти совместно с налогоплательщиком. Вместе с тем согласно ст. 17 части первой Кодекса, вступившей в силу с января 1999 г., налог считается установленным лишь в том случае, когда определены законодательно налогоплательщики и все элементы налогообложения. Таким образом, налоги, связанные с использованием природных ресурсов, три года фактически являлись незаконными1 .

Кроме того, законодательство о недропользовании допускало внесение налогов в бюджет не только в денежной, но и в натуральной форме, т. е. добытыми полезными ископаемыми, что также противоречило основным положениям Налогового кодекса. Все это вызвало острую необходимость их включения во вторую часть Кодекса в качестве самостоятельных налоговых платежей.

14 стр., 6619 слов

Налог на добычу полезных ископаемых, роль и значение в налоговой системе

... труды российских ученых - специалистов области налогообложения, исследующих проблемы по изучаемой теме. 1.Теоретические основы применения налога на добычу полезных ископаемых 1.1История возникновения и развития налога на добычу полезных ископаемых В ранее действовавшей (до введения налога на добычу полезных ископаемых) системе налогообложения при пользовании недрами применялись ...

1.2. Основные элементы налога на добычу полезных ископаемых

Главой 26 НК определен порядок исчисления налога на добычу полезных ископаемых, который основывается на действующем порядке исчисления всех трех перечисленных выше налогов, но вместе с тем имеет значительные отличия.

Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр (Ст. 334 НК РФ)

Особенности постановки на учет налогоплательщиков в качестве налогоплательщиков налога определяются Министерством финансов Российской Федерации 2 .

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр (335 НК РФ).

При этом местом нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, признается территория субъекта (субъектов) Российской Федерации, на которой (которых) расположен участок недр.

Налогоплательщики, осуществляющие добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (либо арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица.

Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр, а при предоставлении права пользования недрами на условиях соглашений о разделе продукции – с момента вступления в силу такого соглашения.