. Теоретические аспекты декоративно-прикладного творчества в системе ценностей человеческой культуры
-
-
Понятие и история декоративно-прикладного творчества
-
Декоративно-прикладное искусство — широкий раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.
Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: плательные и декоративные ткани, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия [5].
Возникнув в самую раннюю пору развития человеческого общества, декоративно-прикладное искусство на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества. Древнейшим (относящимся к доисторической эпохе) произведениям декоративно-прикладного искусства, охватывавшим самый широкий круг представлений о мире и человеке, свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала и к эстетике овеществлённого труда, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. Эта тенденция удержалась в народном творчестве вплоть до наших дней.
Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. В те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил.
Современные виды узоров можно условно разделить на две группы:
— изобразительные орнаменты, в основу которых положены объекты реального мира – растения, животные (зооморфные мотивы), пейзажи, изображения человека (антропоморфный мотив), различные предметы;
Технология изготовления цветов из ткани как разновидность декоративно-прикладного ...
... различных изделий. Декоративно прикладное искусство приобщает детей к художественному творчеству, способствует эстетическому развитию, даёт возможность ознакомить учащихся с художественно- теоретическими основами декоративно-прикладного творчества 1.1 Психолого-педагогические основы работы по декоративно - прикладному искусству Современные педагоги, ...
— геометрические элементы, абстрактные и психоделические изображения, которые первоначально могли иметь реальный прототип, но изменились до неузнаваемости.
Более древними являются геометрические виды узоров на тканях — это такие известные мотивы орнаментов, как полоска, зигзаг, клетка, ромб, горошек, треугольник и др.
По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов [13].
Тоже самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле.
Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии.
Так что такое орнамент? Искусство дикарей или код нации, безделица или судьба? Каждый народ имеет свой набор ритмически повторяющихся цветных узоров, который при желании можно прочесть и понять многое: от судеб этносов до характера отдельной личности. История орнамента и история народа неотделимы друг от друга. Причем все так тесно переплелось, что теперь не сразу поймешь, характер ли народа создает орнамент, или характерный орнамент, как путеводная нить, ведет свой народ через лабиринты веков в будущее. Орнамент – это «кровь» народа. Например, по составу крови южноамериканские индейцы ничего общего не имеют с индейцами североамериканскими, т.к. первые – это потомки индокитайцев, а вторые – переселенцы с севера Евразии. Поэтому жители этих двух материков разные не только на генетическом уровне, но и по своему мироощущению, которое по-разному выражается в их творчестве. Или, скажем, болгары. По крови – северные греки, фракийцы, а по языку и ментальности – славяне [17].
Орнамент четко дает представление об истории народа. Например, появились у народа пашенное земледелие, тягловая сила, и тут же возникла новая мода на стилизованные изображения коней, которая сразу отпечаталась в орнаментах. Наладились контакты с южными соседями – появились новые узоры с экзотическими растениями и восточным изгибом линий. Так необычайно богатый орнамент вбирал в себя лучшие и наиболее устойчивые орнаментальные традиции.
-
-
Особенности преподавания дисциплины «Декоративно-прикладное творчества»
-
В педагогическом университете города Воронежа на физико-математическом факультете есть профиль «Технология», где обучают будущих учителей технологии. Студенты изучают разные дисциплины. Рассмотрим такую дисциплину как: «Декоративно-прикладное творчество и методика его преподавания» — 5 и 6 семестры. У данной дисциплины есть свои цели и задачи:
Изобретательство как форма технического творчества. Теория решения ...
... в результате инженерной деятельности, направленной на разработку новых технических решений на основании известных закономерностей. Результатом технического творчества являются простые изобретения, рационализаторские предложения и конструкторские разработки. Изобретательство, как форма технического творчества может включать ...
Цель: повышение познавательного интереса к изучению русского декоративно-прикладного творчества, формирование представлений об истоках народного творчества. Дальнейшее совершенствование методических умений и навыков по проектированию занятий с учащимися по декоративно-прикладному творчеству.
Задачи:
— формирование умений и навыков по традиционным и современным технологиям декоративно-прикладного творчества;
— формирование творческого подхода к декорированию предметов с использованием различных техник;
— развитие художественно-творческих способностей и самостоятельности студентов;
— совершенствование умений разрабатывать уроки, программы, в том числе для дополнительного образования, с использованием технологий декоративно-прикладного творчества.
В процессе обучения у студентов формируются такие компетенции как:
— способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного
— способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности;
- способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся;
— способность к моделированию, конструированию и художественному оформлению материальных объектов при решении технологических и профессиональных задач;
В результате освоения студент должен знать:
— истории возникновения и развития направлений декоративно-прикладного творчества;
— виды декоративно-прикладного искусства, в том числе и современные;
— электронные прикладные программы декоративно-прикладного творчества;
— правила безопасной работы, санитарно-гигиенические требования при выполнении работ с использованием технологий декоративно-прикладного творчества;
— правила ухода за готовыми изделиями;
— виды вышивальных (украшающих) швов, технологии вышивания бисером, стеклярусом, лентами, разные техники лоскутного шитья, батик, роспись по стеклу, декупаж и др.;
— современные тенденции при моделировании, конструировании и художественном оформлении материальных объектов;
— подходы к организации сотрудничества обучающихся, развития их инициативности, самостоятельности, творческих способностей на занятиях по декоративно-прикладному творчеству;
— способы взаимодействия с различными субъектами педагогического процесса;
Внеклассная работа по технологии
... В ней рассмотрены следующие виды работ: вязание как отрасль декоративно-прикладного искусства, аппликация из ... интереса к творчеству и виды творческой деятельности, методы развития творческих способностей у детей. 2 глава раскрывает внеклассную работу по труду из опыта работы квалифицированных педагогов. ...
— педагогические условия учебно-исследовательской деятельности, организованной в сотрудничестве с обучающимися, для поддержания их активности, инициативности, самостоятельности как формы организации образовательного процесса, в том числе и при выполнении проектов.
Уметь:
— использовать информационно-коммуникационные технологии для сбора, обработки и анализа информации;
— самостоятельно создавать орнаменты, раппорты, композиции с использованием различных технологий декоративно-прикладного творчества;
— подбирает методы, приемы моделирования, конструирования и художественного оформления материальных объектов при решении технологических задач в процессе выполнения проектов и во внеурочной деятельности;
— способствовать активному включению учащихся в самостоятельную деятельность, в том числе проектную;
— поддерживать активность и инициативность обучающихся при выполнении проектов с помощью интерактивных методов;
— проектировать занятия по разделу программы технологии «Художественные ремесла»;
— разрабатывать программы для дополнительного образования учащихся;
— выбирать методы и средства духовно-нравственного воспитания обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
— проектировать учебные и вне учебные занятия проблемно-исследовательской и эвристической направленности, связанные с выполнением исследовательской деятельности в сотрудничестве с обучающимися [2].
Владеть:
— различными техниками и технологиями вышивания, декорирования;
— современными технологиями декоративно-прикладного творчества с использованием информационно- коммуникационных технологий;
— использует приемы моделирования, конструирования и художественного оформления материальных объектов при решении технологических и профессиональных задач;
— организовывать учебный процесс на основе сотрудничества обучающихся, используя методы, стимулирующие активность и инициативность обучающихся;
— осуществлять развивающую помощь обучающимся, стимулирует их активность и инициативность при выполнении учебно-исследовательских и творческих задач;
— организовывать технологический процесс выполнения изделий декоративно-прикладного творчества в соответствии с требованиями технологического процесса, правил безопасной работы;
— анализировать и использовать современные концепции воспитания обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
— осуществлять организацию и руководство учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, в том числе интерпретацию результатов исследования;
Дисциплина «Декоративно-прикладное творчество и методика его преподавания» состоит из трех разделов:
Разработка учебно-методических рекомендаций по моделированию ...
... образ в костюме, декоративно-функциональных элементов композиции костюма на силуэт, формы костюма. При разработке учебно-методических рекомендаций учитывалась связь моделирования и художественного оформления одежды с другими дисциплинами, которые обеспечены ...
1.История декоративно-прикладного творчества – история народа.
2. Ручная художественная вышивка.
3. Современное декоративно-прикладное искусство.
Каждый раздел имеет свое содержание и определенное количество часов для проведения занятий. Занятия состоят из лекций и лабораторных работ [10].
При обучении присутствует текущая аттестация. Рассмотрим фонд ее оценочных средств. В ходе текущего контроля оцениваются достижения студентов в процессе освоения дисциплины. Текущий контроль включает оценку самостоятельной (внеаудиторной) и аудиторной работы (в том числе рубежный контроль).
В качестве оценочных средств используются:
-различные виды устного контроля (опрос по контрольным вопросам лабораторных работ, рефераты);
— индивидуальные практические домашние задания, творческие работы;
— лабораторные работы;
— сообщения с презентацией;
— рефераты.
Критерии оценивания качества знаний и умений.
Оценка «отлично» – 71% и более поставленных вопросов получили четко сформулированные квалифицированные ответы в полном объеме, студент проявил повышенную научную и образовательно-культурную эрудицию.
Оценка «хорошо» – 61% и более поставленных вопросов получили квалифицированные ответы в полном объеме, студент показал достаточную научную и образовательно-культурную эрудицию.
Оценка «удовлетворительно» – 51% и более поставленных вопросов получили полные ответы, студентом была проявлена ограниченная научная и образовательно-культурная подготовленность.
Оценка «неудовлетворительно» – менее 50% поставленных вопросов получили плохо сформулированные ответы в недостаточном объеме, студентом была проявлена слабая научная и образовательно-культурная эрудиция. Также при обучении присутствует промежуточная аттестация. Рассмотрим фонд ее оценочных средств. К экзамену допускаются студенты, выполнившие весь объём лабораторных работ и представившие отчёты по лабораторным работам, образцы и изделия по темам. Критерии оценивания и качества знаний такие же, как и при текущей аттестации.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины относится к таким авторам как: Бабина Н.Ф, Нижибицкий О.Н, Миненко Л.В, Шауро Г.Ф, Малахова Л.О, Кругликов Г.И.
В университете присутствует хорошее материальное обеспечение дисциплины:
Для реализации учебного процесса, выполнения практических работ имеется компьютерный класс со стандартным программным обеспечением, выходом в Интернет, мультимедийным проектором, настенным экраном. Также имеется раздаточный материал на бумажных носителях, методические и учебные пособия, периодические издания. Читальный зал библиотеки ВГПУ. Интернет-зал библиотеки ВГПУ. Лекционные аудитории: 106 1к. Компьютерные аудитории: 101 1к. Аудитории для самоподготовки: 108 1к.
Межпредметные связи в обучении
... интересы. Актуальность темы Цель дипломной работы Задачи проанализировать процесс использования межпредметных связей в школе; определить роль и место использования межпредметных связей на уроках технологии; разработать методические материалы, позволяющие показать значимость межпредметных связей на уроке технологии. Объект Предмет исследования ...
Программа предусматривает методические указания для студентов по освоению дисциплины и обеспечению самостоятельной работы. Дисциплина «Декоративно-прикладное творчество и методика его преподавания» преподается в двух семестрах: 5-м и 6-м.Это теоретическая, практическая и методическая подготовка будущих учителей технологии к преподаванию не только учебного предмета «Технология», но и проектированию и проведению внеурочной деятельности обучающихся.
На первом занятии преподаватель знакомит студентов с программой дисциплины: с предстоящими видами деятельности: 5семестр — лабораторные работы, разработки фрагментов уроков; выполнение практических и творческих работ; выступления с сообщениями, рефераты; 6 семестр — лабораторные работы, разработки фрагментов уроков; выполнение практических и творческих работ. Также знакомит с организацией внеаудиторной самостоятельной работы. По всем видам деятельности разработаны методические рекомендации, которые находятся в распоряжении студентов.
Кроме того, студентам следует завести портфолио по предмету в соответствии предлагаемыми рекомендациями. В процессе преподавания дисциплины используются лекции с проблемным изложением, лекции-беседы, электронные презентации, в ходе которых следует организовывать обсуждение, дискуссии, добиваясь включения в активную работу всех присутствующих. Лабораторные работы выполняются, в основном, в парах или в малых группах с последующим обсуждением и взаимооцениванием. В конце изучения материала в 5-м и 6 семестрах студенты самостоятельно разрабатывают фрагменты учебных уроков. Проводится систематический процессуальный контроль: вербальный, тестовый, взаимоконтроль. Промежуточная аттестация в конце 5-го семестра – зачет (собеседование по вопросам, тестирование, по совокупности выполненной работы в течение семестра), в конце 6-го семестра – экзамен.
Вся работа по изучению дисциплины — это подготовка будущих учителей к педагогической практике, а в дальнейшем профессиональной деятельности. Для реализации задач используются разнообразные методы обучения: показ, упражнения, самостоятельная практическая работа студентов; демонстрация наглядных пособий и с использованием ИКТ в ходе беседы и показа и пр. На этом этапе обучения важно показать студентам значение полученных ими знаний и умений в организации занятий с учащимися, в руководстве и проведении учебно-исследовательской деятельности, в формировании духовно-нравственных качеств обучающихся, в том числе патриотизма, национальной гордости, уважения к достоянию нашего народа.
Текущая проверка сформированности умений и навыков осуществляется в ходе педагогического наблюдения, анализа продуктов деятельности, по количеству затраченного времени, соответствия требованиям технологического процесса.
Часть теоретического материала студенты готовят и доводят до слушателей самостоятельно (мини-лекции сообщения с презентациями), то есть формируется умение подбирать информацию, необходимую и достаточную для раскрытия той или иной темы, публично выступать, отвечать на вопросы. Акцент делается на формирование мотивации студентов через развитие их активности и самостоятельности.
Декоративный элемент росписи ткани в интерьере. Смешанная техника
... своё значимое место в оформлении текстильных изделий, предназначенных для интерьера. Авторские работы Елены Ширяевой (батик): картины, шторы, ширмы, светильники, декоративные панно, авторская одежда, аксессуары (шарфы, ... решение. , сделают интерьер неповторимым и запоминающимся. Батик - эта интересная техника росписи тканей, история которой берет начало в глубине веков в странах древнего Востока. ...
Планируется проведение экскурсии в одну из школ. Преподаватель выполняет функции руководителя, консультанта, помощника. Окончательное формирование компетенций студенты демонстрируют на государственной итоговой аттестации, состоящей из ГЭ и защиты ВКР.
-
-
Формирование эстетического вкуса на занятиях
-
Основная задача процесса обучения — эстетическое воспитание у студентов, развитие художественного вкуса.
Показав тот или иной приём росписи, студентам даётся практическое занятие, выполнение которого не только закрепит полученные знания, но и позволит создать вещь, которая найдёт своё место в интерьере дома.
На занятии используются такие методы обучения как словесные, наглядные, практические. Основное место на занятии отводится практической работе [9, c. 81].
Самая существенная черта росписи — праздничность. Основные виды росписи такие как гжель, хохлома, городецкая и другие, хранят в себе традиции и культуру народа [7].
Методика обучения включает в себя такие пункты, как:
- расширить знания студентов о характерных особенностях (элементы
узора, цветовая гамма, композиционное построение) и технике росписи, её символике и назначении;
- развивать эстетический вкус обучающегося, учить видеть красоту росписи,
плавность линий, изящество завитков, ритмичность рисунка, пробудить любовь к изобразительному искусству;
— закрепить знания и представления о способах и о последовательности выполнения разнообразных элементов росписи, а затем и о последовательности росписи изделий;
— используя учебные практические задания, построенные на принципе повтора, совершенствовать изобразительные и технические навыки и умения студентов в рисовании элементов росписи, развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление;
— подвести учащихся к творческому созданию собственных декоративных композиций по мотивам народных промыслов, используя специально подготовленные силуэты изделий.
Вывод к первой главе:
В данной главе мы изучили специальную литературу и выявили особенности развития художественных умений и навыков у студентов при изучении дисциплины «Декоративно-прикладное творчество и методика его преподавания». Рассмотрели теоретические основы развития художественных умений и навыков у студентов СПО. Изучили особенности преподавания дисциплины «Декоративно-прикладное творчество». Рассмотрели основные виды росписи и изучили особенности их изображения.
Глава II. Разработка методического обеспечения по дисциплине «Декоративно-прикладное творчество для студентов СПО»
-
-
Разработка лабораторно-практических работ по основным видам росписи для студентов СПО
4 стр., 1935 словМетодика дистанционного обучения информатики
... знаем о дистанционном обучении? Цель данной работы – описать доступную технологию организации ДО. Задачи, которые мы для этого ставим: Глава 1 Теоритические основы дистанционного обучения информатики 1.1.Понятие дистанционное обучение и его место в школьном курсе информатики Существует ...
-
Развитие декоративно-прикладного творчества у студентов рассматривается как одно из приоритетных направлений в обучении.
Деятельность в условиях современного мира требует от квалифицированного рабочего, инженера, техника, а также и преподавателя применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств, которые формируются в процессе непрерывной практической работы. А навыки, необходимые для будущей профессии, приобретаются в процессе практических занятий, в данном случае – технологического практикума с использованием лабораторно-практических работ.
В чем заключается сущность лабораторно-практических работ как метода обучения? Лабораторно-практическая работа — это такой метод обучения, при котором студенты под руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал.
Изложенное показывает, что лабораторно-практические работы как метод обучения во многом носят исследовательский характер, и в этом смысле высоко оцениваются в дидактике. Они пробуждают у студентов глубокий интерес к приобретенным знаниям и желанию выполнить работу качественно, следуя технологической карте.
Процесс развития творческой направленности личности будущего учителя в условиях интеграции индивидуального и дифференцированного обучения, способствует решению одной из основных задач современного образования — превращения студента из объекта обучения в его субъект.
Система учебно-познавательных творческих заданий различного уровня сложности, включающая отобранные и специально сконструированные индивидуально дифференцированные задания, вводимые в учебный процесс, позволяет развивать творческую направленность каждого студента в посильной для него творческой деятельности и совершенствовать процесс индивидуально-дифференцированного обучения.
Чем глубже студенты погружаются в познание и «проходят» все основные его этапы, тем выше уровень сформированности готовности к проявлению творческой направленности личности.
Таким образом, развитие творческой направленности личности будущего учителя — задача многогранная, требующая обновления содержания, методов и форм учебно-воспитательной работы со студентами.
Специфика преподавательского труда состоит в том, что педагог должен творчески взаимодействовать с студентами и творчески преобразовывать их. Любое педагогическое воздействие должно включать в себя творческое начало, т. к. сама преобразуемая личность всегда уникальна и если преподаватель уходит от задач воспитания, ограничиваясь только подачей информации, то он уходит от творчества, и педагогический процесс разрушается.
В процессе выполнения лабораторных работ студенты приобретают практические навыки в работе с различными материалами, красками, инструментами, знакомятся с технологиями и методиками выполнения декоративных работ.
Цель лабораторных работ заключается в развитии профессионального и творческого потенциала студента через выполнение различных приемов и упражнений по основным видам росписи.
Машинное обучение (2)
... предсказывающая успешность освоения студентом определённой дисциплины, а также возможные перспективы развития. В заключении содержатся выводы, сделанные в ходе данной работы. 1.1 Понятие машинного обучения Термин «машинное обучение» был впервые ...
Для достижения этой цели решаются следующие
- освоение основных принципов работы с деревом, бумагой;
- разработка колористического решения заданий (различные виды орнамента);
- изучение техники выполнения готовых работ мастеров;
Задания и методические указания к выполнению лабораторных работ, Лабораторная работа № 1
Тема: «Изучение элементов хохломской росписи».
Цель: Выявить неточности при исполнении росписи и их исправление. Приобрести навыки выполнения элементов хохломской росписи. Изучить виды лаков, влияние лакового покрытия на свойства дерева. Изучить алгоритм нанесения рисунка на изделие.
Инструменты и материалы:, Теоретический часть
Рис. 1
Роспись орнаментальной композиции на заготовке проводится в строгой последовательности. Сначала расписываются светлые части орнамента с последующей их разработкой (красками более темных тонов).
Затем приступают к росписи фона (если он предусмотрен эскизом), которая проводится вместе с параллельным исправлением и уточнением рисунка. Нечеткость линий, образующих орнамент, исправить нетрудно. Для этого контур рисунка орнамента подчеркивается той же краской или краской немного темнее. Для таких работ лучше использовать кисти 1 — 2 размера.
На следующем этапе изделие с законченной росписью покрывают лаком. Перед началом работы руководитель кружка рассказывает ребятам о методах обработки дерева, о его свойствах и их изменениях после обработки лаком, знакомит с видами лаков, с общими правилами лакирования; объясняет причины возникновения различных дефектов при лакировании и способы их исправления.
Лакирование полуфабриката необходимо, во-первых, для предохранения его от пыли, влаги и т, д. и, во-вторых, для придания более гладкой, блестящей поверхности, а также для улучшения эстетических качеств изделия. Для планирования применяют спиртовые, масляные и нитроцеллюлозные (нитролаки) лаки. Спиртовые лаки состоят из естественных смол растительного происхождения (шеллака) или искусственных смол. Масляные лаки представляют собой раствор смол в высыхающем масле или олифе, а нитроцеллюлозные — раствор нитроцеллюлозы в органическом растворителе.
Масляные лаки для работы в кружке по росписи применять не рекомендуется, так как они медленно сохнут (около трех суток) при комнатной температуре. Нитролаки и спиртовые лаки требуют на просушку по сравнению с масляными лаками меньше времени (от нескольких минут до 2 часов) и дают наиболее прочную пленку.
Для планирования поверхности рекомендуется применять нитролак НЦ-222, НЦ-227 и др. Этот лак очень быстро сохнет на поверхности изделия. За 1 час занятий кружковцы могут успеть покрыть поверхность деревянной заготовки несколько раз. Метод работы по лакированию заготовки заключается в следующем: после каждого покрытия лаком поверхность изделия обрабатывается наждачной бумагой с мелким зерном. Такое чередование операций необходимо для лучшего скрепления слоев лака и получения зеркальной поверхности. Вот некоторые правила лакирования, которые следует изучить на этом занятии:
1. Роспись покрывают только бесцветным лаком.
2. Тампон для покрытия изделия лаком готовят из ваты и небольшого лоскута ткани (кроме ворсистой).
3. Движения по поверхности изделия должны быть продольно-параллельными и обязательно вдоль основного направления волокон дерева. Тампон с лаком должен двигаться по поверхности изделия равномерно, без остановки, иначе образуется подтек, который трудно исправить.
4. Наносить следующий слой лака можно только после высыхания предыдущего слоя.
5. Только после второго покрытия лаком можно приступать к обработке изделия наждачной бумагой.
6: Чем больше слоев лака, тем больше требуется времени для просушки между каждым покрытием.
7. Поверхность росписи после лакирования должна быть зеркальной, без следов тампона.
Причинами дефектов, возникающих при обработке дерева лаком, являются недоброкачественность лака и неправильное его применение при покрытии. Вот некоторые дефекты, встречающиеся при обработке росписи, и способы их устранения:
1. Полосы лака, возникающие при медленном лакировании. Исправление — шлифовка наждачной бумагой с последующим покрытием лака.
2. Следы от тампона, сделанного из ворсистой ткани. Исправление — обработка наждачной бумагой с последующим покрытием лаком.
3. Растрескивание пленки лака, возникающее при повышенной влажности покрываемой поверхности древесины или при слабой эластичности лака. Частичное исправление — снять верхний слой лака и повторить еще раз (мелкие трещинки все-таки будут просматриваться).
4. Плохой глянец бывает при недостаточной выдержке между покрытиями или от повышенной влажности дерева.
Практическая часть, Основные правила нанесения росписи.
1. Перед началом работы необходимо подготовить поверхность древесины. Подготовка поверхности сводится к ее очистке, легкому зашкуриванию и грунтовке. В отдельных случаях применяют шпаклевку (в наше время, обычно, это смесь клея ПВА, древесных опилок и оттеночного колора).
- Очистить поверхность можно при помощи щетки, слегка влажной тряпки, а также другими способами.
— Зашкуривают наждачной бумагой (с зерном от нуля до трех).
Обязательно несколькими номерами. Более крупной наждачной бумагой пользуются для шлифовки древесины в целях придания поверхности гладкости и шелковистости, чтобы процесс сцепления с последующим декоративным покрытием был более эффективным. Независимо от типа наждачной бумаги, шлифовать древесину можно только вдоль волокон!
После того, как поверхность подготовлена, наносят защитное покрытие. Например, можно покрыть поверхность морилкой. Выпускаются морилки водные, спиртовые и масляные. Морилки бывают различных
цветов и оттенков, от темных до прозрачных.
В качестве грунтовки использовались разжиженные составы краски для будущей росписи (в наше время раствором клея ПВА с водой).
2. Когда поверхность высохнет, можно наносить рисунок.
3. Когда роспись завершена и просохла, работы покрывают лаком. Первый слой нитро-лаками, для первоначального закрепления красок на дереве. Второй и третий — масляным лаком (бесцветным или оттеночным, в зависимости от замысла художника).
Каждый новый слой лаков нужно наносить на полностью просохший предыдущий.
На заключительном занятии по теме «Работа над свободной композицией с применением хохломских мотивов» проводится анализ выполненных работ. Готовые работы студентов оцениваются со следующих позиций: интересное решение композиции, гармоническое цветовое сочетание, качество выполненной росписи, качество отделки лаком. Каждый студент на этом занятии анализирует работу своего товарища, выслушивает мнение о своей работе.
Технологическая карта №1 смотреть в приложении.
2.2. Методические рекомендации по проведению занятий
Педагогическое наблюдение за особенностью развития личности ребёнка, проявляющееся в деятельности и в поведении.
Анкетирование., Беседы, позволяющие получить информацию социологическую, психологическую, ситуационную.
Анализ результатов деятельности в кружке (обычно делается в конце учебного года по итогам участия в выставках и других мероприятиях, а также на основе диагностики обученности по следующим параметрам: усидчивость, художественная грамотность (композиция), креативность.
Программа предполагает возможность вариативности содержания. В зависимости от особенностей динамики творческого развития обучающихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.
Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов.
Подведение итогов работы является необходимым методом в работе творческого коллектива. Наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои.
На занятиях целесообразно применять вводный, промежуточный и итоговый контроль. Уровень освоения материала выявляется в беседах, в выполнении практических упражнений и творческих заданий. В течение года ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием каждого ребенка. Подведение итогов по тематическим разделам проводится в форме творческой работы по определенному заданию (по модели или в стиле), авторской творческой работе по самостоятельно изготовленному эскизу. Важными показателями успешности освоения программы являются: развитие интереса детей к народному искусству, их участие в мероприятиях и жизнедеятельности объединения, что может являться одним из показателей успешной реализации программы.
2.3. Проектирование заданий для самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Для ее успешного выполнения необходимы планирование и контроль.
Самостоятельная работа — это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
СРС предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т. д.
Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации.
Самостоятельная работа носит деятельностный характер и поэтому в ее структуре можно выделить компоненты, характерные для деятельности как таковой: мотивационные звенья, постановка конкретной задачи, выбор способов выполнения, исполнительское звено, контроль. В связи с этим можно выделить условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы:
1. Мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует).
2. Четкая постановка познавательных задач.
3. Алгоритм, метод выполнения работы, знание студентом способов ее выполнения.
4. Четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления.
5. Определение видов консультационной помощи (консультации — установочные, тематические, проблемные).
6. Критерии оценки, отчетности и т. д.
7. Виды и формы контроля (практикум, контрольные работы, тесты, семинар и т. д.).
Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной деятельности студентов:
1. Репродуктивный (тренировочный) уровень.
2. Реконструктивный уровень.
3. Творческий, поисковый.
1. Тренировочные самостоятельные работы выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т. д. Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ — закрепление знаний, формирование умений, навыков.
2. Реконструктивные самостоятельные работы. В ходе таких работ происходит перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться рефераты.
3. Творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и дипломные проекты).
Психолого-педагогические аспекты успешности СРС
Для этого преподаватели должны познакомить студентов с основными положениями квалификационной характеристики выпускников и объяснить им, каким образом учебный процесс и каждая отдельная дисциплина способствуют выработке профессиональных и личностных качеств специалиста, входящих в эту характеристику. Поскольку самостоятельная работа — важнейшая форма учебного процесса, следует акцентировать внимание студентов на ее непосредственном влиянии на формирование таких параметров квалификационной характеристики, как мобильность, умение прогнозировать ситуацию и активно влиять на нее, самостоятельность оценок и т.д., с тем, чтобы студенты видели положительные результаты своего труда и чтобы переживаемый ими успех в обучении способствовал трансформации опосредованного интереса в интерес непосредственный. Формированию такой мотивации способствует искренняя заинтересованность преподавателей в успехе студентов (студенты это очень хорошо чувствуют).
Первостепенное значение имеет и сознательность в обучении. Нельзя преподавать, не обращая внимания на то, понимают ли студенты материал или нет. Если исходный уровень студентов ниже ожидавшегося, необходимы корректировка программы и заданий на СРС в том числе. Итак, преподаватель должен знать начальный уровень знаний и умений студентов и познакомить их с целями обучения, средствами их достижения и средствами контроля. Сознательность выполнения СРС обеспечивают следующие характеристики.
- методологическая осмысленность материала, отбираемого для самостоятельной работы:
— сложность знаний, соответствующая «зоне ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому) студентов, т. е. посильность выполнения;
- последовательность подачи материала с учетом логики предмета и психологии усвоения;
- дозировка материала для самостоятельной работы, соответствующая учебным возможностям студентов;
— деятельностная ориентация самостоятельной работы.
Примеры самостоятельной работы для студентов из лабораторных работ, Лабораторная работа №1., Задания для самостоятельной работы
1. Подготовьте сообщение на тему «Столярное дело».
2. Выполните эскизы орнаментов для росписи разделочных досок различной формы., Вывод ко второй главе:
Во второй главе мы разработали лабораторно-практические работы по основным видам росписи для студентов СПО, создали методические рекомендации по проведению занятий. Также были спроектированы задания для самостоятельной работы студентов.
Заключение
Лабораторно-практические работы являются неотъемлемыми компонентами вариативной системы образовательного процесса обучения в университете.
В курсовой работе мы используем метод лабораторно-практических работ.
Нами были выявлены особенности методического обеспечения организации лабораторно-практических работ для студентов. Для лучшей продуктивности студентов были разработали технологические карты по изготовлению конкретных изделий с пошаговыми фотографиями процесса работы.
Лабораторно-практические работы как метод обучения во многом носят исследовательский характер, и в этом смысле высоко оцениваются в дидактике. Они пробуждают у студентов глубокий интерес к приобретенным знаниям и желанию выполнить работу качественно, следуя технологической карте. Поэтому этот метод считается актуальным и востребованным в современном мире.
Таким образом, все поставленные цели и задачи были успешно реализованы. Технологические карты к лабораторно-практическим работам и рабочая тетрадь находятся в приложении. Также есть все изделия, которые изображены в технологических картах. Их рекомендуется показывать студентам, как наглядное пособие.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/na-temu-razrabotka-metodicheskogo-posobiya/
-
Алексеева Е.В. Презентацияна тему: Городецкая роспись [Электронный ресурс]/ Е.А. Алексеева. – Режим доступа: . – (Дата обращения 04. 05. 2018).
-
Баранникова Е.И. Техника росписи по дереву и ее особенности. [Электронный ресурс]/ Е.И. Баранникова. –Режим доступа: . – (05. 05. 2018).
-
Н.Ф. Технология: методика обучения и воспитания : учеб. пособие для студ. 2-4 к. физ.-мат. фак., профиль «Технология», магистрантов 2-го года обучения по программе «Проф. образование» : в 2-х ч. / Н.Ф. Бабина. — Воронеж : ВГПУ, 2013. Ч.2. — 2013. — 327 с.
-
Бабина Н.Ф. Программы элективных курсов по предпрофильной подготовке школьников / Авт.-сост.Л.И.Хатунцева,И.Ф.Раздымалин,Н.Ф.Бабина и др. — Воронеж : Изд-во ВОИПКРО, 2004. — 70с. — 25.00.
-
Бабина Н.Ф. Контроль и оценивание качества обучения по «Технологии» : учебно-метод. пособие / Н.Ф. Бабина. — Воронеж : ВОИПКиПРО, 2012. — 183 с. — 172,71.
-
Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание : учеб. пособие / А.В. Бакушинский. – 2-е изд.,М.: гос. ун-та, 2015. – 204 с.
-
Басова Н.В. Педагогика и практическая психология : учеб. пособие / Н.В. Басова — Ростов н/д: Феникс, 1016. – 89 с.
-
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей : учеб. пособие / Д.Б Богоявленская — М.: Академия, 2013. – 165 с.
-
Бардина Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры : народное искусство / Р.А Бардина. –М.: Высшая школа, 1977. – 322 с.
-
Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву / В.М. Василенко. – М.: Народное искусство, 1974. – 175 с.
-
Выготский Л.С. Педагогическая психология : учеб. пособие / Л.С. Выготский — М.: Педагогика, 1998. – 219 с.
-
Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности: учеб. пособие / Т.Н. Доронова – М.: Просвещение, 1999. – 164 с.
-
Дружинин В.Н. Психология общих способностей : учеб. пособие /В.Н. Дружинин -СПб:Питер, 2014. – 145 с.
-
Жегалова С. К. Живописцы из Городца и Костромы / С.К. Жегалова. — М.: Просвещение, 1984. – 58 с.
-
Жегалова С.К Сокровища русского народного искусства : резьба и роспись по дерев / С.К. Жегалова. — М., 1967. – 132 с.
-
Игнатьев Е.И. Формирование способностей к рисованию: способности ваших детей / Е. И. Игнатьев — М.: Просвещение, 2011. – 184 с.
-
Киреенко В.И. Психология способностей в искусстве : декоративно-прикладное творчество / В.И. Киреенко //Обществ науки и современность. – 2001. № 1. – С. 18-20.
-
Крошкин Н.Д. Развитие творческого мышления у обучающихся / Н.Д. Крошкин // Мастер на все руки. – 2011. – № 15. – С. 26-28.
-
Лопухова М.Д. Как развить свои способности к искусству / М.Д. Лопухова // Личностный аспект. – 2012. – № 1. – С. 87 – 88.
-
Морулева В.Р. Роспись как современное искусство : мысль / В.Р. Морулева.– Москва : Мысль, 2012. – 366 с.
-
Морулева В.Р. История расписных игрушек: Банк культурной информации/ В.Р. Морулева. – Москва : Мысль,2001. – 208 с.
-
Немов Р.С. Общая психология: учеб. пособие / Р.С. Немов — М.: Владос, 2001. – 377 с.
-
Новиков Н.В. Проектная графика: методические рекомендации по использованию традиционных модельно-графических средств в академическом дизайне / Н.В. Новиков. — СПб.: ГПХА, 1996, — 122 с.
-
Попова О.С. Русские художественные промыслы : народное искусство / О.С. Попова — М.: Знание, 1984. – 121 с.
-
Савенкова Л.Г. Воспитание средствами декоративно-прикладного искусства:Изобразительное искусство и черчение/ Л.Г. Савенкова // Программы дисциплин предметной подготовки по специальности. – 2002. — №1. – С.16-17.
-
Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов : учеб. пособие для студ. Выс. учеб. заведений / М.С. Соколова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. — 304 с.
Приложение, Технологическая карта к лабораторной работе №1.
«Изучение элементов хохломской росписи»
Задание №1
Отработайте на альбомном листе элементы хохломской росписи.
Задание №2
Изучив последовательность выполнения элементов росписи посуды, выполните такой же орнамент на бумаге.
Задание №3, Скопируйте данный рисунок на бумагу и выполните роспись в точности как на картинке.