Проектирование информационной системы ‘Расписание занятий в вузе’

Курсовая работа

Одной из важнейших проблем качественной организации учебного процесса в высшем учебном заведении является задача создания автоматизированного учебного расписания. Правильно и точно составленное расписание обеспечивает равномерную загрузку студенческих групп и профессорско-преподавательского состава.

В настоящее время использование информационных систем в высших образовательных учреждениях не является редкостью. Спектр их применения широк и варьируется от автоматизации отдельно взятых рабочих мест до полной автоматизации деятельности ВУЗа.

Вне зависимости от объекта автоматизации, будь то преподавательский состав или администрация университета, в образовательном учреждении такие системы внедряют, преследуя конечную цель — повышение качества образования.

Целью курсовой работой является разработка технического задания и эскизного проекта информационной системы «Расписание занятий в вузе».

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить литературу по проектированию информационной системы;
  • исследовать предметную область и деятельность вуза;
  • написать техническое задание;
  • разработать эскиз проекта ИС «Расписание занятий в вузе» на языке программирования Visual Basic.

    1.

Техническое задание

1.1 Общие сведения

1.1.1 Наименование системы

Наименование системы: «Расписание занятий в вузе».

1.1.2 Основные понятия, определения и сокращения

Высшее учебное заведение (вуз) — учебное заведение, дающее высшее профессиональное образование и осуществляющее научную деятельность.

База данных (БД) — совокупность взаимосвязанных данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и обработки данных.

Информационная система (ИС) — взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Расписание занятий — группа документов, содержащих данные для учебных групп и преподавателей.

7 стр., 3168 слов

Разработка базы данных информационной системы для автоматизации ...

... предприятия. Из анализа предметной области были выбраны следующие виды расчетов для автоматизации движения денежных средств через кассу: расчетные поручения, расчеты по аккредитивам, расчеты по чекам. Для ... формирующие БД. Трансформационная модель должна помочь разработчикам выбрать структуру хранения данных и реализовать систему доступа к ним. 2 Модель СУБД Модель СУБД напрямую транслируется ...

Пользовательский интерфейс — объект, обеспечивающий высокую информативность выводимой на экран информации, организующий удобство ее вывода и обработки пользователем автоматизированной системы.

1.1.3 Порядок оформления и предъявления заказчику результатов работ

Работы по созданию системы выполняются в два этапа:

  • разработка проекта (продолжительность — 2 недели).

  • тестирование и сдача проекта заказчику (продолжительность — 3 неделя).

Общий срок работ по созданию расписания составляет 3 недели начало работ 11.01.2016 г., окончание работ 27.01.2016 г.

Календарный план работы по проектированию ИС «Расписание занятий в вузе» для предоставления заказчику.

Таблица 1 — Календарный план работы по проектированию ИС «Расписание занятий в вузе

№ п/п

Наименование работ

Исполнитель

Сроки исполнения

Отметка о выполнении

1.

Разработка проекта

Муртазина А.Н.

25.01.2016г.

2.

Тестирование проекта

Муртазина А.Н.

26.01.2016г.

3.

Сдача проекта ИС «Расписание занятий в вузе»

Муртазина А.Н.

27.01.2016г.

По результатам приёмо-сдаточных испытаний составляется акт сдачи-приёмки, в котором описывается испытуемый проект, её технические характеристики и их соответствие техническому заданию на задачу.

1.2 Назначение и цели создания системы

1.2.1 Назначение системы

«Расписание занятий в вузе» предназначено для: создания расписания занятий, внесения в него изменения и уменьшения затрат временных и человеческих.

1.2.2 Цели создания системы

С целью автоматизации планирования было разработано решение, упрощающее процесс создания электронного расписания на основе анализа имеющихся учебных планов специальностей, позволяющий анализировать структуру нагрузки.

Общие требования, предъявляемые к системе, следующие:

  • использование информации из учебных планов специальностей;
  • формирование отчетных форм;
  • удобный пользовательский интерфейс.

1.3 Характеристика объектов автоматизации

Объектом автоматизации является учебная часть вуза, отвечающей за составление расписания. Задача предназначена для представления расписания занятий студентов в электронном виде, позволяющем внести дополнительный уровень контроля и исключения ошибок при расстановке предметов по времени, по аудиториям, исключению постановки разных групп в одну аудиторию.

При составлении расписания занятий необходимо учитывать:

  • распределение учебной нагрузки по дням недели;
  • распределение учебной нагрузки в течение каждого дня отдельно;
  • чередование предметов разных видов деятельности;
  • учебная нагрузка и занятость преподавателей, работающих в группе.

1.4 Требования к системе

1.4.1 Требования к системе в целом

Требования к структуре и функционированию системы

Функциональное назначение информационной системы:

обеспечение всех участников учебного процесса данными о расписании занятий, занятости преподавателей, учебных помещений, изменениях в расписании.

Информационная система должна обеспечить выполнение следующих функций:

  • подготовка расписания занятий с учетом требований учебных планов, пожеланий преподавателей и возможностей учебных помещений;
  • подготовка и коррекция расписания должна проводиться предварительно с указанием сроков начала и окончания действия изменений.

Требования к численности и квалификации персоналасистемы и режиму его работы

Пользователями расписания являются:

  • Администрация (администратор, директор, завуч и другие заинтересованные лица);
  • Преподаватели;
  • Студенты;
  • Сторонние потребители (в том числе проверяющие и контролирующие организации).

Пользователи Расписания должны:

  • иметь навыки работы на ПК в качестве пользователя;
  • знать принципы работы с ОС Windows 2000/XP/7/8;
  • пройти обучение для работы с ИС «Расписание занятий в вузе» на своем рабочем месте в объеме Руководства пользователя.

Администратор ИС «Расписание занятий в вузе» должен иметь высшее образование со специализацией в области разработки информационных систем и баз данных, обладать навыками администрирования современных SQL-серверов и серверов приложений, пройти обучение основам работы с ИС «Расписание занятий в вузе» в объеме технической (эксплуатационной) документации (Руководство администратора) на систему.

1.4.2 Требования к функциям, выполняемым системой

Диаграммы вариантов использования (прецедентов)

До того как компьютеры стали широко использоваться, все учетные и управленческие операции проводились персоналом вручную. Составление расписания занятий ведется следующим образом:

Из Министерства образования в Ректорат университета поступает учебный план специальности, определяющий состав и объем нормативных и вариативных учебных предметов, последовательность их изучения, а также конкретные формы проведения учебных занятий и их объем.

Из Ректората уже утвержденный учебный план передается в Деканат факультета.

В Деканате содержится список студентов и преподавателей. От него зависит количество курсов и групп, которое определяет потребность в преподавателях.

На основе выше перечисленных документов составляется расписание занятий.

 требования к функциям 1

Рисунок 1 — Диаграмма варианта использования «Расписание занятий в вузе»

2. Эскизный проект

информационный база данные автоматизация

2.1 Даталогическая модель базы данных

Сущность — собирательное понятие некоторого повторяющегося объекта, процесса или явления окружающего мира, о котором необходимо хранить информацию в системе.

Атрибут — характеристика сущности, которая принимает значение из некоторого множества значений.

Связь — средство, с помощью которого представляются отношения между сущностями, имеющими место в предметной области.

Проанализировав структуру информационного пространства предметной области, можно выделить следующие взаимодействующие классы:

  • группа;
  • дисциплина;
  • аудитория;
  • время;

Между данными классами существуют следующие связи, сформулированные с учетом специфики данной предметной области:

  • Дисциплина — читается в — группах: каждая дисциплина может читаться в нескольких группах. В каждой группе могут читаться несколько дисциплин;
  • Дисциплина — читается в — аудиториях: каждая дисциплина может читаться в нескольких аудиториях. В каждой аудитории могут читаться несколько дисциплин;
  • Дисциплина — читается в определенное — время: каждая дисциплина может читаться в разное время. В одно и то же время может читаться только одна дисциплина.
  • Группа — занимается в — аудиториях: каждая группа занимается в разных аудиториях. В каждой аудитории могут заниматься разные группы.
  • Группа — занимается в определенное — время: каждая группа занимается в разное время. В одно и то же время могут заниматься разные группы.
  • Аудитория — занята в определенное — время: каждая аудитория бывает занята в разное время. В одно и то же время могут быть заняты разные аудитории.

 даталогическая модель базы данных 1

Рисунок 2 — Даталогическая модель базы данных

2.1 Создание таблиц и построение схемы данных в БД

Созданная база данных называется «Расписание занятий в вузе». Данная БД состоит из 3 таблиц в которых будут храниться данные. (Рис. 3)

 создание таблиц и построение схемы данных в бд 1

Рисунок 3 — Таблицы, полученные при реализации БД

Каждая таблица состоит из полей, несущих в себе информацию о данных каждой таблицы, а также некоторые поля являются ключами или составными ключами таблицы которые организовывают связь между таблицами.

Данные о реквизитах таблиц:

 создание таблиц и построение схемы данных в бд 2

Рисунок 4 — Таблица «Группы»

 создание таблиц и построение схемы данных в бд 3

Рисунок 4 — Таблица «Дисциплины»

 создание таблиц и построение схемы данных в бд 4

Рисунок 5 — Таблица «Расписание»

Между таблицами должны быть построены взаимосвязи, обеспечивающие целостность информации, хранящейся в таблицах. Типы этих взаимосвязей устанавливаются в зависимости от информации, хранящейся в таблицах, основываясь на правилах построения связей в БД.

Схема данных представлена на рисунке 6.

Схема данных представлена на рисунке  1

Рисунок 6 — Схема данных

1.2 Построение запросов

Запросы являются средством выборки данных из одной или нескольких таблиц. Результаты выполнения запроса могут отображаться в форме, выводится в виде отчетов и диаграмм или сохранятся в указанной вами таблице.

В базе данных «Расписание» были созданы запросы, которые в перспективе могут понадобиться пользователям разработанной БД.

Запрос, который отображает расписание занятий по курсу, группе, типу и дню недели. На рисунке 7 представлен запрос по группам в конструкторе.

Рисунок 7 — Запрос «Расписание по группам» в конструкторе

Запрос, который отображает расписание в общем виде. На рисунке 8 запрос представлен в конструкторе.

Схема данных представлена на рисунке  2

Рисунок 8 — Запрос «Расписание занятий» в конструкторе

Запросы создаются с целью поиска информации, ценной в данный момент времени. Поэтому пользователь БД будет создавать те запросы, которые ему необходимы для работы. В данном подразделе были представлены два возможных варианта таких запросов.

1.3 Построение форм и отчета

В базе данных «Расписание занятий в вузе» была создана форма, которая облегчает поиск необходимой информации в таблицах разработанной базы данных относительно расписания занятий по курсам и группам.

Схема данных представлена на рисунке  3

Рисунок 9 — Внешний вид формы базы данных

В базе данных «Расписание занятий в вузе» был создан отчет, на котором можно увидеть расписание занятий студентов.

Схема данных представлена на рисунке  4

Рисунок — 10 Отчет

2 Эскиз интерфейса программы

2.1 Схема интерфейса

Эскиз интерфейса программы представляет собой систему составления расписания занятий со следующими возможностями: добавление предметов; возможность занесения расписаний в базу данных.

При нажатии определённой кнопки пользователь может создать новую запись в базе данных (то есть новое расписание).

Далее выбирается день недели и номер занятия, и при нажатии кнопки в соответствующий час добавляется выбранный предмет (с преподавателем).

Также можно добавлять предметы в выбираемый список. При нажатии определённых кнопок можно сохранить данное расписание или открыть ранее сохраненное.

Схема данных представлена на рисунке  5

Рисунок 14 — Эскиз интерфейса программы

Чтобы добавить новое расписание следует нажать кнопку «Создать».

Схема данных представлена на рисунке  6

Рисунок 15 — Кнопка «Создать»

Чтобы сохранить расписание следует нажать кнопки «Сохранить» или «Сохранить как».

Схема данных представлена на рисунке  7 Схема данных представлена на рисунке  8

Рисунок 16 — Кнопки «Сохранить» или «Сохранить как»

Чтобы открыть сохранённое ранее расписание следует выбрать в объекте ComboBox имя сохранения и нажать кнопку «Открыть».

Схема данных представлена на рисунке  9

Рисунок 17 — Кнопка «Открыть»

Чтобы добавить (удалить) предмет в расписание надо нажать кнопку «Добавить» («Удалить»).

Расписание заносится в объект ListView.

Схема данных представлена на рисунке  10

Рисунок 18 — Кнопки «Добавить/Удалить» и «Добавить предмет»

После запуска программы мы можем использовать список из сохранённых предметов для добавления их в расписание или нажать кнопку «Добавить предмет», после чего откроется форма и в ней осуществим добавление предметов в список предметов (см. рис. 19):

Схема данных представлена на рисунке  11