Одной из важнейших проблем качественной организации учебного процесса в высшем учебном заведении является задача создания автоматизированного учебного расписания. Правильно и точно составленное расписание обеспечивает равномерную загрузку студенческих групп и профессорско-преподавательского состава.
В настоящее время использование информационных систем в высших образовательных учреждениях не является редкостью. Спектр их применения широк и варьируется от автоматизации отдельно взятых рабочих мест до полной автоматизации деятельности ВУЗа.
Вне зависимости от объекта автоматизации, будь то преподавательский состав или администрация университета, в образовательном учреждении такие системы внедряют, преследуя конечную цель — повышение качества образования.
Целью курсовой работой является разработка технического задания и эскизного проекта информационной системы «Расписание занятий в вузе».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить литературу по проектированию информационной системы;
- исследовать предметную область и деятельность вуза;
- написать техническое задание;
- разработать эскиз проекта ИС «Расписание занятий в вузе» на языке программирования Visual Basic.
1.
Техническое задание
1.1 Общие сведения
1.1.1 Наименование системы
Наименование системы: «Расписание занятий в вузе».
1.1.2 Основные понятия, определения и сокращения
Высшее учебное заведение (вуз) — учебное заведение, дающее высшее профессиональное образование и осуществляющее научную деятельность.
База данных (БД) — совокупность взаимосвязанных данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и обработки данных.
Информационная система (ИС) — взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
Расписание занятий — группа документов, содержащих данные для учебных групп и преподавателей.
Разработка базы данных информационной системы для автоматизации ...
... предприятия. Из анализа предметной области были выбраны следующие виды расчетов для автоматизации движения денежных средств через кассу: расчетные поручения, расчеты по аккредитивам, расчеты по чекам. Для ... формирующие БД. Трансформационная модель должна помочь разработчикам выбрать структуру хранения данных и реализовать систему доступа к ним. 2 Модель СУБД Модель СУБД напрямую транслируется ...
Пользовательский интерфейс — объект, обеспечивающий высокую информативность выводимой на экран информации, организующий удобство ее вывода и обработки пользователем автоматизированной системы.
1.1.3 Порядок оформления и предъявления заказчику результатов работ
Работы по созданию системы выполняются в два этапа:
- разработка проекта (продолжительность — 2 недели).
- тестирование и сдача проекта заказчику (продолжительность — 3 неделя).
Общий срок работ по созданию расписания составляет 3 недели начало работ 11.01.2016 г., окончание работ 27.01.2016 г.
Календарный план работы по проектированию ИС «Расписание занятий в вузе» для предоставления заказчику.
Таблица 1 — Календарный план работы по проектированию ИС «Расписание занятий в вузе
№ п/п |
Наименование работ |
Исполнитель |
Сроки исполнения |
Отметка о выполнении |
1. |
Разработка проекта |
Муртазина А.Н. |
25.01.2016г. |
|
2. |
Тестирование проекта |
Муртазина А.Н. |
26.01.2016г. |
|
3. |
Сдача проекта ИС «Расписание занятий в вузе» |
Муртазина А.Н. |
27.01.2016г. |
По результатам приёмо-сдаточных испытаний составляется акт сдачи-приёмки, в котором описывается испытуемый проект, её технические характеристики и их соответствие техническому заданию на задачу.
1.2 Назначение и цели создания системы
1.2.1 Назначение системы
«Расписание занятий в вузе» предназначено для: создания расписания занятий, внесения в него изменения и уменьшения затрат временных и человеческих.
1.2.2 Цели создания системы
С целью автоматизации планирования было разработано решение, упрощающее процесс создания электронного расписания на основе анализа имеющихся учебных планов специальностей, позволяющий анализировать структуру нагрузки.
Общие требования, предъявляемые к системе, следующие:
- использование информации из учебных планов специальностей;
- формирование отчетных форм;
- удобный пользовательский интерфейс.
1.3 Характеристика объектов автоматизации
Объектом автоматизации является учебная часть вуза, отвечающей за составление расписания. Задача предназначена для представления расписания занятий студентов в электронном виде, позволяющем внести дополнительный уровень контроля и исключения ошибок при расстановке предметов по времени, по аудиториям, исключению постановки разных групп в одну аудиторию.
При составлении расписания занятий необходимо учитывать:
- распределение учебной нагрузки по дням недели;
- распределение учебной нагрузки в течение каждого дня отдельно;
- чередование предметов разных видов деятельности;
- учебная нагрузка и занятость преподавателей, работающих в группе.
1.4 Требования к системе
1.4.1 Требования к системе в целом
Требования к структуре и функционированию системы
Функциональное назначение информационной системы:
обеспечение всех участников учебного процесса данными о расписании занятий, занятости преподавателей, учебных помещений, изменениях в расписании.
Информационная система должна обеспечить выполнение следующих функций:
- подготовка расписания занятий с учетом требований учебных планов, пожеланий преподавателей и возможностей учебных помещений;
- подготовка и коррекция расписания должна проводиться предварительно с указанием сроков начала и окончания действия изменений.
Требования к численности и квалификации персоналасистемы и режиму его работы
Пользователями расписания являются:
- Администрация (администратор, директор, завуч и другие заинтересованные лица);
- Преподаватели;
- Студенты;
- Сторонние потребители (в том числе проверяющие и контролирующие организации).
Пользователи Расписания должны:
- иметь навыки работы на ПК в качестве пользователя;
- знать принципы работы с ОС Windows 2000/XP/7/8;
- пройти обучение для работы с ИС «Расписание занятий в вузе» на своем рабочем месте в объеме Руководства пользователя.
Администратор ИС «Расписание занятий в вузе» должен иметь высшее образование со специализацией в области разработки информационных систем и баз данных, обладать навыками администрирования современных SQL-серверов и серверов приложений, пройти обучение основам работы с ИС «Расписание занятий в вузе» в объеме технической (эксплуатационной) документации (Руководство администратора) на систему.
1.4.2 Требования к функциям, выполняемым системой
Диаграммы вариантов использования (прецедентов)
До того как компьютеры стали широко использоваться, все учетные и управленческие операции проводились персоналом вручную. Составление расписания занятий ведется следующим образом:
Из Министерства образования в Ректорат университета поступает учебный план специальности, определяющий состав и объем нормативных и вариативных учебных предметов, последовательность их изучения, а также конкретные формы проведения учебных занятий и их объем.
Из Ректората уже утвержденный учебный план передается в Деканат факультета.
В Деканате содержится список студентов и преподавателей. От него зависит количество курсов и групп, которое определяет потребность в преподавателях.
На основе выше перечисленных документов составляется расписание занятий.
Рисунок 1 — Диаграмма варианта использования «Расписание занятий в вузе»
2. Эскизный проект
информационный база данные автоматизация
2.1 Даталогическая модель базы данных
Сущность — собирательное понятие некоторого повторяющегося объекта, процесса или явления окружающего мира, о котором необходимо хранить информацию в системе.
Атрибут — характеристика сущности, которая принимает значение из некоторого множества значений.
Связь — средство, с помощью которого представляются отношения между сущностями, имеющими место в предметной области.
Проанализировав структуру информационного пространства предметной области, можно выделить следующие взаимодействующие классы:
- группа;
- дисциплина;
- аудитория;
- время;
Между данными классами существуют следующие связи, сформулированные с учетом специфики данной предметной области:
- Дисциплина — читается в — группах: каждая дисциплина может читаться в нескольких группах. В каждой группе могут читаться несколько дисциплин;
- Дисциплина — читается в — аудиториях: каждая дисциплина может читаться в нескольких аудиториях. В каждой аудитории могут читаться несколько дисциплин;
- Дисциплина — читается в определенное — время: каждая дисциплина может читаться в разное время. В одно и то же время может читаться только одна дисциплина.
- Группа — занимается в — аудиториях: каждая группа занимается в разных аудиториях. В каждой аудитории могут заниматься разные группы.
- Группа — занимается в определенное — время: каждая группа занимается в разное время. В одно и то же время могут заниматься разные группы.
- Аудитория — занята в определенное — время: каждая аудитория бывает занята в разное время. В одно и то же время могут быть заняты разные аудитории.
Рисунок 2 — Даталогическая модель базы данных
2.1 Создание таблиц и построение схемы данных в БД
Созданная база данных называется «Расписание занятий в вузе». Данная БД состоит из 3 таблиц в которых будут храниться данные. (Рис. 3)
Рисунок 3 — Таблицы, полученные при реализации БД
Каждая таблица состоит из полей, несущих в себе информацию о данных каждой таблицы, а также некоторые поля являются ключами или составными ключами таблицы которые организовывают связь между таблицами.
Данные о реквизитах таблиц:
Рисунок 4 — Таблица «Группы»
Рисунок 4 — Таблица «Дисциплины»
Рисунок 5 — Таблица «Расписание»
Между таблицами должны быть построены взаимосвязи, обеспечивающие целостность информации, хранящейся в таблицах. Типы этих взаимосвязей устанавливаются в зависимости от информации, хранящейся в таблицах, основываясь на правилах построения связей в БД.
Схема данных представлена на рисунке 6.
Рисунок 6 — Схема данных
1.2 Построение запросов
Запросы являются средством выборки данных из одной или нескольких таблиц. Результаты выполнения запроса могут отображаться в форме, выводится в виде отчетов и диаграмм или сохранятся в указанной вами таблице.
В базе данных «Расписание» были созданы запросы, которые в перспективе могут понадобиться пользователям разработанной БД.
Запрос, который отображает расписание занятий по курсу, группе, типу и дню недели. На рисунке 7 представлен запрос по группам в конструкторе.
Рисунок 7 — Запрос «Расписание по группам» в конструкторе
Запрос, который отображает расписание в общем виде. На рисунке 8 запрос представлен в конструкторе.
Рисунок 8 — Запрос «Расписание занятий» в конструкторе
Запросы создаются с целью поиска информации, ценной в данный момент времени. Поэтому пользователь БД будет создавать те запросы, которые ему необходимы для работы. В данном подразделе были представлены два возможных варианта таких запросов.
1.3 Построение форм и отчета
В базе данных «Расписание занятий в вузе» была создана форма, которая облегчает поиск необходимой информации в таблицах разработанной базы данных относительно расписания занятий по курсам и группам.
Рисунок 9 — Внешний вид формы базы данных
В базе данных «Расписание занятий в вузе» был создан отчет, на котором можно увидеть расписание занятий студентов.
Рисунок — 10 Отчет
2 Эскиз интерфейса программы
2.1 Схема интерфейса
Эскиз интерфейса программы представляет собой систему составления расписания занятий со следующими возможностями: добавление предметов; возможность занесения расписаний в базу данных.
При нажатии определённой кнопки пользователь может создать новую запись в базе данных (то есть новое расписание).
Далее выбирается день недели и номер занятия, и при нажатии кнопки в соответствующий час добавляется выбранный предмет (с преподавателем).
Также можно добавлять предметы в выбираемый список. При нажатии определённых кнопок можно сохранить данное расписание или открыть ранее сохраненное.
Рисунок 14 — Эскиз интерфейса программы
Чтобы добавить новое расписание следует нажать кнопку «Создать».
Рисунок 15 — Кнопка «Создать»
Чтобы сохранить расписание следует нажать кнопки «Сохранить» или «Сохранить как».
Рисунок 16 — Кнопки «Сохранить» или «Сохранить как»
Чтобы открыть сохранённое ранее расписание следует выбрать в объекте ComboBox имя сохранения и нажать кнопку «Открыть».
Рисунок 17 — Кнопка «Открыть»
Чтобы добавить (удалить) предмет в расписание надо нажать кнопку «Добавить» («Удалить»).
Расписание заносится в объект ListView.
Рисунок 18 — Кнопки «Добавить/Удалить» и «Добавить предмет»
После запуска программы мы можем использовать список из сохранённых предметов для добавления их в расписание или нажать кнопку «Добавить предмет», после чего откроется форма и в ней осуществим добавление предметов в список предметов (см. рис. 19):