Подобный материал:
- , 76.07kb.
- , 1886.2kb.
- , 37.88kb.
- , 17.49kb.
- , 3085.97kb.
- , 148.02kb.
- , 54.13kb.
- , 1993.6kb.
- , 59.7kb.
- , 6.71kb.
1.5.Построение динамической модели социально-психологической коррекции личности безработных
Преходя к построению модели социально-психологической коррекции личности безработного, отметим, что ранее, мы выясняли каково конкретное содержание личности безработного, какие его психологические характеристики нуждаются в изменении, что по своему содержанию может представлять из себя идеальная, “зрелая личность”, а также имеется ли психологический инструментарий для осуществления этих изменений.
Сейчас нам необходимо определиться в круге проблем посвященных структуре намечаемой модели, выбрать наиболее соответствующие главной задаче принципы проведения коррекционно-развивающей работы, подобрать необходимые методологические конструкты и сформулировать отправные точки, или основания, для построения модели социально-психологической корррекции личности безработного.
Решение всего круга намеченных задач невозможно без анализа теорий личности, рассмотрения имеющихся на сегодняшний день представлений о том, как устроена личность, какие процессы происходят в ходе ее развития, что обусловливает ее эффективность, как она взаимодействует с окружающим миром.
В психологии, проблемы устройства, содержания и развития личности всегда являлась и, видимо, будут являться краеугольными, основополагающими, т.к. именно принципиальные подходы к пониманию этих категорий и определяют всю специфику дальнейшей психологической практики. Спектр направлений, теорий и концепций по этому вопросу чрезвычайно широк, и естественно, в рамках настоящего исследования, невозможно проанализировать все имеющиеся более или менее значительные концепции. Мы обратим внимание лишь на самые общепризнанные и более “подходящие”, с позиций нашего исследования, понимания теории, имеющиеся в современной психологии.
Необходимо также отметить, что теории личности мы будем рассматривать исключительно под одним, определенным, углом зрения, а именно, с точки зрения “полезности”, “технологичности” предлагаемых моделей для организации процесса социально-психологической коррекции личности безработных.
Современные американские исследователи С.Крейтлер и Г.Крейтлер в своей работе “Когнитивные основы черт личности”[26;99] при анализе проблемы сформулировали ряд принципиальных для осмысления природы личности вопросов. Используем при анализе существующих теориий личности ряд этих вопросов и мы, выбрав наиболее соответствующие целями, задачам и парадигме нашего исследования:
- Какова структура личности и ее системообразующее основание?
- Каковы основные принципы развития личности?
- Каковы движущие силы и пути развития личности?
- Как воспринимает и осознает личность саму себя и окружающий мир?
- Каковы могут быть цели и идеалы коррекционно-развивающей работы?
- Каковы принципы организации корекционно-развивающей работы?
- В чем должна состоять стратегия личностного роста?
Необходимо отметить, что первые четыре вопроса имеют чисто теоретический характер, а варианты ответов на них, определяют характер решения следующих трех, имеющих практический аспект.
1. Структура личности и ее системообразующее основание
Вопрос о структуре личности, являясь ключевым в современной психологии, в наибольшей степени определяет проектируемую нами модель социально-психологической коррекции личности безработного.
деятельность
теории деятельностного опосредования межличностных отношений
Еще в рамках классического психоаналитического направления была сфомулирована идея о целесообразности выделения в структуре личности трех разных по своей природе и по способам функционирования областей: ид, эго, суперэго. Многие исследователи после З.Фрейда пытались пересмотреть психоанализ, чтобы показать значение эго-процессов и проследить их развитие. Наиболее выдающимися из так называемых эго-психологов был Эрик Эриксон. Как и для других постфрейдистов, для Э.Эриксона наибольшее значение имело эго и его адаптивные способности в связи с проблемой развития индивидуума. С позиций Э.Эриксона эго составляет основу поведения и функционирования человека. Он рассматривал эго как автономную структуру личности, основным направлением развития которой является социальная адаптация; параллельно идет развитие ид и инстинктов. Подобный взгляд на природу человека, названный эго-психологией, радикально отличается от раннего психодинамического мышления тем, что эго-психология описывает людей как более рациональных и поэтому принимающих осознанные решения и сознательно решающих жизненные проблемы. Э.Эриксоном, также была предложена и “Я-концепция”, которая предполагает существование двух образов в восприятиии линости самой себя: “Я-реальное” и “Я-идеальное”.
Относительно сущности “составных частей личности”, также существует достаточно широкий круг теоретический концепций. Наиболее яркой и определеннной является “концепция черт” в диспозициональном направлении (Г.Олпорт, Р.Кеттел, Г.Айзенк).
В основе этого направления в изучении личности, лежат две основные идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях (то есть черт личности).
Это означает, что люди демонстрируют определенное постоянство в своих поступках, мыслях и эмоциях, независимо от течения времени, события и жизненного опыта. В самом деле, суть личности определяется теми склонностями, которые люди проносят через всю жизнь, которые принадлежат им и неотъемлемы от них. Вторая основная идея диспозиционального направления основывается на том факте, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга. Характеризуя эту психологическую категорию (черту), Г.Олпорт отмечает[3] что:
- Черта личности — это не только номинальное обозначение. Черты личности — не вымысел; они являются весьма реальной и жизненно важной частью существования любого человека.
- Черта личности является более обобщенным качеством, чем привычка.
- Черта личности является движущим или, по крайней мере, определяющим элементом поведения.
- Черта личности лишь относительно независима от остальных черт.
- Черта личности не является синонимом моральной или социальной оценки.
Таким образом, с точки зрения диспозиционального направления, черта представляется основным структурным элементом содержания личности. При этом, ее наличие достаточно устойчиво в течениии всей жизни индивида, а характер проявления черты зависит от ряда других переменных. С.Крейтлер и Г.Крейтлер эти проявления называют “манифестациями”[26;43], а указанные переменные разделяют на по степени их вариабельности на консервативные и лабильные. Имея в виду “Я-концепцию” Э.Эриксона, этими переменными являются представления личности о самой себе и окружающем мире с точки зрения их эмоционального, когнитивного и поведенческого аспектов (И.Кон): чувства и переживания (лабильные), установки и стереотипы (консервативные), готовность к практическим действиям по отношению к себе и к окружающему миру (лабильные и консервативные) и т.п.
Резюмируя рассмотрение нами теоретических представлений относительно системообразующего основания и структуры личности отметим, что при построении модели мы будем основываться на следующих положениях:
- Системообразующим основанием при рассмотрении природы личности является деятельность;
- Личность имеет собственный “Я-образ”, в котором выделяются представления о себе в настоящий момент (“Я-реальное”) и представления о себе желаемом (“Я-идеальное”);
- Основным структурным элементом личности является черта (относительно неизменяема), проявления которой определяются эмоциональными, когнитивными и поведенческими составляющими “Я-образа”(консервативными или лабильными).
2. Основные принципы в развитии личности, Жизненный стиль
Эго-психология (Э.Эриксон) считает, что развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека. Анализ его социализации представляется ей с помощью описания отличительных особенностей восьми стадий психосоциального развития. Подробнее остановимся только на тех стадиях, особенности которых связаны с изучаемой нами проблемой:
Пятая стадия по Э.Эриксону — Юность. Основной принцип развития на этой стадии: эго-идентичность — ролевое смешение . Это период, соответствующий возрасту от 12-13 до примерно 19-20 лет. Подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями, задача, с которой встречаются подростки, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе и интегрировать эти многочисленные образы себя в личную идентичность, которая представляет осознание, как прошлого, так, и, будущего, которое логически следует из него.
кризисом идентичности
Колебания в выборе профессии у подростков часто являются проявлением более фундаментальной неопределенности в сфере их личной идентичности. Это особенно верно в отношении молодых женщин, которые, ввиду своего биологического предназначения, стоят перед необходимостью выбора: роль жены и матери или карьера, либо какая-то комбинация того и другого. Некоторые женщины, выбирающие первое, могут со временем поверить в то, что у них нет никакой эго-идентичности за пределами материнской роли. Так как традиционное общество часто диктует пассивное принятие “женских” ценностей и стремлений, современная женщина на пути к достижению идентичности переживает серьезный конфликт, связанный с профессиональной занятостью[13].
Молодые мужчины также испытывают интенсивное давление в связи с необходимостью делать карьеру. По сравнению с женщинами, на них потенциально более разрушительное действие оказывает конкурентная борьба за выгодные должности: чувство эго-идентичности и личной ценности у них часто висит на волоске.
Рання зрелость: интимность-изоляция, Средняя зрелость: продуктивность-инертность
Социально-когнитивная теория личности (А.Бандура, Дж.Роттер), также предлагает свой взгляд на принципы и механизмы развития личности. В последние десятилетия персонологи начали выдвигать предположения, что поведение человека регулируется сложными взаимодействиями между внутренними явлениями (включая веру, ожидания, самовосприятие) и факторами окружения. Одной из характерных черт социально-когнитивной теории является выдающаяся роль, которую она отводит уникальной способности человека к саморегуляции. А.Бандура утверждает, что высшие интеллектуальные способности, например, способность оперировать символами, дают нам мощное средство воздействия на наше окружение. Посредством вербальных и образных репрезентаций мы производим и сохраняем опыт таким образом, что он служит ориентиром для будущего поведения. Наша способность формировать образы желаемых будущих результатов выливается в бихевиоральные стратегии, направленные на то, чтобы вести нас к отдаленным целям.
когнитивного механизма самоэффективности[5]
А.Бандура предположил, что приобретение самоэффективности может происходить любым из четырех путей (или любой их комбинации): способности выстроить поведение, косвенного опыта, вербального убеждения и состояния физического (эмоционального) возбуждения.
Итак, в качестве основных принципов и механизмов развития личности мы принимаем следующее:
- В разные возрастные периоды действуют свои, специфические принципы развития личности (эго-идентичность — ролевое смешение; интимность-изоляция; продуктивность-инертность), а соответствующие им кризисы могут иметь различное проявление;
- В качестве объясняющей причины личностного изменения может выступать ее “жизненный стиль” и “постулат когнитивного механизма самоэффективности”.
3. Движущие силы и пути развития личности
А.Адлер сформулировал очень экономичную теорию личности, в том смысле, что в основании всего теоретического сооружения лежит всего семь ключевых концепций и принципов. Пять из них имеют непосредственное отношение к пониманию движущих сил в развитии личности:
- чувство неполноценности и компенсация;
- стремление к превосходству;
- социальный интерес;
- творческое «Я»;
- фикционный финализм.
Чувство неполноценности, которое имеет свои истоки в каких-либо слабостях организма или особенностях родительского воспитания, в дальнейшем, находит свое выражение в ярко выраженном стремлении личности к совершенству и безупречности, что и является по своей сути действием компенсаторного механизма. Иногда он становится гиперкомпенсаторным и может приводить к “комплексу превосходства”.
творческой силой
фикционным финализмом
Несомненный интерес представляет и точка зрения Дж.Роттера (социально-когнитивное направление).
По его мнению низкая свобода деятельности вместе с высокой ценностью потребности приводит к сильной фрустрации индивида, который чувствует себя неэффективным в достижении важных целей. В более широком смысле Дж.Роттер утверждает, что плохая адаптация имеет место, когда человек присваивает высокую ценность удовлетворению отдельной потребности, но имеет очень низкую свободу деятельности, то есть невысокое ожидание успеха поведения, которое могло бы привести к удовлетворению этой потребности.
Модель прогноза по Дж.Роттеру имеет следующий вид[40]:
Потенциал поведения = свобода деятельности + ценность потребности
локус контроля
Таким образом, в конструируемой нами модели:
- движущими силами развития личности считаются компенсаторные механизмы и творческая сила;
- пути развития личности определяются фикционным финализмом, социальным интересом
- потенциал поведения зависит от личностной значимости потребности, локуса контроля личности и возможностей использования различных стратегий поведения.
4. Восприятие и осознание личностью самой себя и окружающего мира
личностные конструкты”
карта мира
Итак, в качестве общего положения относительно того, как воспринимает личность себя и окружающий мир, выступает следующее:
- личность имеет схематическое, упрощенное, зачастую искаженное представление о себе и окружающем мире, это представление носит чисто субъективный характер; но в своей жизнедеятельности, эти представления используются индивидуумом в качестве реально существующего мира, для него это является “психологической реальностью”.
5. Возможные цели и идеалы коррекционно-развивающей работы
полноценно-функционирующий человек
Цели терапии неврозов, а также цели коррекционно-развивающей работы вообще, по А.Адлеру троякие: 1) выявление ошибочных суждений о себе и других, 2) устранение ложных целей и 3) формирование новых жизненных целей, которые помогут реализовать личностный потенциал.
Социальный интерес А.Адлер рассматривал, как самую главную цель терапии: “Все мои усилия направлены на повышение социального интереса пациента. Я знаю, что истинная причина этого заболевания заключается в низкой способности к согласованному взаимодействию с другими, и я хочу, чтобы пациент понял это. Как только он начнет общаться и сотрудничать с другими на равной основе, он излечен”[1;347]. Из этой цитаты видно, что адлеровская терапия представляет собой, главным образом, упражнения в сотрудничестве.
социально-полезный тип
зрелой личностью
- зрелый человек имеет широкие границы «Я»;
- зрелый человек способен к теплым, сердечным социальным отношениям;
- зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие;
- зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания;
- зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора;
- зрелый человек обладает цельной жизненной философией.
В качестве целей и идеалов коррекционно-развивающей работы, нами будет использоваться теоретические представления о:
- “полноценно-функционирующем” человеке (К.Роджерс);
- “социально-полезном” типе (А.Адлер);
- “зрелой личности” (Г.Олпорт).
6. Принципы организации корекционно-развивающей работы
условием хорошей адаптации
взаимоотношения между людьми
шести терапевтических условий.
- Два человека находятся в психологическом контакте;
- Первый человек, клиент, находится в состоянии несоответствия, он уязвим и тревожен;
- Второй человек, психотерапевт, является гармоничным или интегрированным;
- Психотерапевт испытывает безусловное позитивное внимание к клиенту;
- Психотерапевт испытывает эмпатическое понимание внутренней системы координат клиента и стремится передать это клиенту;
- Как минимум, должна произойти передача клиенту эмпатийного понимания и безусловного позитивного внимания психотерапевта.
принцип диалектической конгломерации
Принцип гедонизма, Принцип редукции, Принцип релаксации
Принцип диалектической конгломерации, подразумевает, что процесс развития личности в каждом ее возрастном периоде характеризуется доминированием одного из принципов активности. Поэтому каждый возрастной период знаменуется соответствующей избирательной активностью личности. В избирательной активности личности планы ее функционирования и “проживания” последовательно сменяют друг друга: первоначально наступает эпоха интраперсонального становления личности, которая сменяется качественно новым этапом — эпохой интерперсонального становления. Затем следует метаперсональное ее становление и длительная эпоха — метаперсональное утверждение. Каждая эпоха гарантирует появление качественно нового содержания личности, а, значит, и ее представления. Каждая предыдущая эпоха обусловливает новое “качество” последующей эпохи в развитии личности[69;113].
Таким образом, при формировании модели коррекционно-развивающей работы, принцип диалектической конгломерации позволяет нащупать и контролировать “скрытые” психодинамические процессы, которые проходят внутри каждого участвующего в коррекционной работе человека. Несмотря на то, что А.Воробьев не отмечал проявление действия принципа диалектической конгломерации в развитии группы как единого целого; на основании большого практического опыта работы с группой мы имеем возможность предположить существование описанного феномена и на этом уровне. Другими словами, “жизнь” и “развитие” группы, также проходит в соответствии с принципом диалектической конгломерации, и этот механизм необходимо учитывать при организации групповых коррекционно-развивающих процедур.
Резюмируя, отметим, что при разработке модели социально-психологической коррекции необходимо учитывать:
- условие хорошей адаптации, т.е. необходимость внутреннего согласования “Я-образа”;
- принцип “принцип диалектической конгломерации”, который состоит в чередующимся доминировании принципов “гедонизма”, “релаксации” и “редукции” как в отдельно взятой личности, так и в групповой динамике в целом.
7. Содержание и суть стратегии личностного роста
набор изученных моделей поведения
навыкам общения
- Клиенту следует дать точные инструкции о роли, которую он должен представить;
- Следует показать клиенту желаемое исполнение и затем удостовериться, что клиент отметил характерные аспекты поведения в тренируемой ситуации;
- Клиент должен исполнить роль, которую он только что наблюдал. Роль нужно представить открыто (в действии) или скрыто (мысленно повторить действие);
- Следует обеспечить правильную обратную связь с клиентом относительно различных аспектов исполнения, дать новые инструкции и проиллюстрировать навыки, которые необходимо улучшить;
- Одобрить попытку клиента следовать инструкции и поощрить его на дальнейшие ролевые игры.
В конечном итоге, безусловно, клиент опробует вновь приобретенные навыки в реальной жизни. Например, клиент, который боится и стесняется попросить повышения зарплаты, может закрепить необходимые навыки, еще и еще раз проигрывая эту ситуацию с терапевтом или с другими членами терапевтической группы. Или, если клиент испытывает трудности в собеседовании при приеме на работу (а он собирается ее искать), терапевт может исполнить роль гипотетического интервьюера.
диапазона применимости
ориентировка-выбор-исполнение
ориентировочной
структура предметной деятельности
зоне ближайшего развития
фикционном финализме
К.Роджерс утверждал, что именно клиент, а не психотерапевт, ответственен за любой личностный рост во время курса терапии. Психотерапия создает для изменения необходимые условия, но только клиент является реальным действующим фактором изменения свой личности.
несоответствие между переживанием и самостью
Подводя окончательные итоги, отметим, что для формирования стратегии коррекционно-развивающей работы, в качестве ее составных элементов мы принимаем следующие положения:
- один из важнейших элементов содержания личности является набор изученных моделей поведения;
- приближение к идеалу коррекционно-развивающей работы возможно с помощью развития навыков общения, повышения уверенности в себе и расширения “диапазона применимости”;
- по своей структуре стратегия может представлять из себя цикл: ориентировка-выбор-исполнение, характер которого определяется содержанием процессов интериоризации-экстериоризации, а эффективность этих процессов повышается при формировании “зон ближайшего развития”;
- стратегическое направление в коррекционно-развивающей работе состоит в устранении несоответствия между переживания и самостью, что приводит к формированию “полноценно-функционирующего” человека.
динамическая модель социально-психологической коррекции личности безработных
Рассмотрев в предыдущих разделах нашей работы все элементы парадигмы исследования: особенности личности безработных, научные представления о целях коррекционно-развивающей работы, имеющиеся подходы в ее осуществлении и ряд концепций теорий личности, описывающих содержание, структуру и динамику развития личности; у нас имеется возможность выделить основные положения этого рассмотрения, которые могут выступать в качестве оснований для построения динамической модели социально-психологической коррекции личности безработных. В краткой форме их можно представить следующим образом:
Общие основания
- Существуют значимые различия в содержании и структуре личности безработных и людей имеющих работу. Эти различия проявляются в выраженности негативных аспектов в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах.
- Имеется социальная и личностно-значимая для безработных необходимость в осуществлении с ними коррекционно-развивающей работы.
- Существуют общепризнанные и апробированные подходы, стратегии, тактики и технологии в осуществлении этой работы вообще.
- Отсутствуют, доступные нам теоретические модели для организации коррекционно-развивающей работы, предназначенной именно для безработных, находящихся в латвиийском социально-экономическом контексте.
Теоретико-практические основания
- В различных возрастных группах (юность, ранняя зрелость, средняя зрелость) личностный рост и адаптационные механизмы имеют специфические различия («достижение эго идентичности», интимность-изолированность, продуктивность-инертность).
- Имеются мотивация и пути для личностного роста («творческая сила», «постулат когнитивного механизма самоэффективности»).
- Имеются четко сформулированные цели или идеалы для изменения личности («зрелая личность», «полноценно функционирующий» человек).
- Каждая личность имеет собственную модель мира, самого себя и модель собственной жизни, которые необходимо определить и использовать при проведении адаптационной работы («фикционный финализм», «личностный конструкт», «карта мира», «я-реальное» и «я-идеальное»).
- Коррекционно-развивающая работа должна проводиться на трех уровнях (интра-, интер-, метаплан; сознательный, бессознательный, сверхсознательный; «ребенок», «взрослый», «родитель»).
- При осуществлении коррекционной работы наиболее целесообразно использовать комплексный, интегративный подход (групповая работа в форме социально-психологического тренинга).
- В структуре личности, по степени изменяемости можно выделить три «области» (неизменяемая, консервативная, лабильная).
- При проектировании и осуществлении коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать три принципа развития личности («гедонизма», «релаксации» и «редукции»).
- Имеются четкие представления о построении стратегий личностного роста, терапевтических, развивающих и обучающих процедур («зоны ближайшего развития», «стратегия эффективного взаимодействия», «ориентировка-выбор-исполнение», «социальный интерес», «стратегия обучения уверенности в себе», «четыре пути приобретения механизма самоэффективности», «условия хорошей адаптации»).
- Существуют проверенные методы, приемы, техники и процедуры осуществления коррекционно-развивающей работы, которые в комплексе могут оказать желаемое воздействие на безработных (гештальттерапия, арт-терапия, психодрама, телесноориентированная терапия, трансактный анализ, тренинг умений, нейролингвистическое программирование).
- Существует необходимость создания более эффективных коррекционно-развивающих техник, формирующих навыки использования опыта работы в группе и принципа “обратной связи” в процессе взаимодействия личности с окружающим миром в реальных жизненных ситуациях.
- В групповой работе отмечается ярко выраженный “терапевтический” подход, при отсутствии техник, развивающих “метанавыки” (построение жизненных стратегий, решение проблем целеполагания, планирование действий по достижению намеченных целей).
Проведенный в работе анализ теоретической литературы, данные экспериментальных исследований и указанные выше основания позволили описать и сконструировать динамическую модель социально-психологической коррекции личности безработных (см. Рис.1.).
Прокомментируем структуру этой модели, ее содержание, основные принципы взаимодействия ее элементов и функционирования в целом.
структуре
Первая подструктура, в поле которой и развивается весь процесс социально-психологической коррекции личности, обозначается как среда и подразумевает комплекс объективных для личности обстоятельств, включающих в себя: явление безработицы, иные социально-экономические отношения в обществе, круг “значимых других” и т.п., т.е. все то, что имеет отношение к “жизни” личности, но в момент осуществления коррекционной процедуры не оказывает на нее непосредственного воздействия.
безработный
коррекционно-развивающая процедура
Последняя, четвертая, подструктура – идеал , обозначает теоретическое представление о личности человека, самоактуализирующегося, достигающего личностно-значимых целей, живущего полноценной жизнью, с внутренне сбалансированным “Я-образом”.
Содержание
В личности как “безработного”, так и “идеала” выделяются: 1)комплекс реально существующих психологических характеристик, проявляющихся в интра-, интер- и метапланах личности; 2)субъективный образ мира (карта личности), который включает, как представление об окружающем мире, так и о самом себе (Я-реальное и Я-идеальное).
дисбаланс
семи этапов
взаимодействия
неизменяемыми
консервативными
лабильными
принципов гедонизма, редукции и релаксации
продолженности