Основания сравнения количественных и качественных методов диагностики молодежных проблем

Курсовая работа
Содержание скрыть

Введение, Актуальность темы исследования

Как на западе, так и в России все больше социологов выбирают целью своих исследований именно молодежные проблемы. Однако, как и любое другое исследование, оно включает в себя ряд задач, которые должен решить социолог. И одной из самых важных задач, от которой будет зависеть успех исследования является выбор методов сбора информации.

В современном мире все чаще происходит некое противостояние между исследователями, которые являются «поклонниками» качественных методов и количественных. Но не смотря на то, что каждый из них может признавать право на существование обоих подходов в эмпирическом исследовании, большинство исследователей продолжают оставаться убежденными приверженцами какой-либо одной из стратегий, что не может ни сказаться на качество проводимых исследований [2].

Степень научной разработанности темы, Объект исследования, Предмет исследования -, Цель исследования

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи :

) рассмотреть качественную и количественную традицию в прикладной социологии;

) описать виды качественных методов исследования, их достоинства и недостатки;

) охарактеризовать виды, достоинства и недостатки количественных методов исследования;

) сравнить исследовательские инструменты в качественных и количественных методах исследованиях;

) сравнить основные способы анализа данных в качественных и количественных стратегиях исследованиях;

) выявить и описать области применения качественных и количественных методов в исследовании молодежных проблем.

Гипотеза исследования, Структура курсовой работы, ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИОЛОГИИ, .1 Качественная и количественная традиция в прикладной социологии

Все методы сбора информации в социологических исследованиях можно разделить на две большие группы: количественные и качественные, которые существенно различаются по общей направленности и стадиям социологического анализа. Различия количественной и качественной стратегий проявляются в теоретических установках исследователя, фокусе его интереса, отношении к исследуемому объекту, в процедурах сбора и интерпретации данных и т.д. [6]

2 стр., 938 слов

Исследование метода акустической эмиссии для определения прочности ...

... слоев. Приведенные выше результаты позволяют сделать вывод о возможности применения акустико-эмиссиионного метода неразрушающего контроля в технологическом процессе производства изделий из керамики на основе полиалюминатов ... с предельными характеристиками образцов из нитрида кремния. Нами были проведены следующие исследования: регистрация сигналов АЭ при ударном воздействии на образец па­дающего ...

Развитие количественной стратегии в социологических исследованиях связано с позитивизмом Э. Дюркгейма, согласно которому «естественная наука социология состоит в сборе и статистическом анализе количественных данных о жизни общества». Значимую роль в развитии количественной стратегии сыграли труды П. Лазарсфельда, посвященные описанию количественных методов. Количественные исследования предназначены для изучения объективных, количественно измеряемых характеристик поведения людей. Количественные исследования являются преимущественно описательными [6].

Обработка информации в таких исследованиях осуществляется с помощью упорядоченных процедур, количественных по своей природе. К выборке в количественных исследованиях предъявляются жесткие требования, базирующиеся на теории вероятности и математической статистике. В связи с этим возможен перенос выводов, полученных на основе изучения выборочной совокупности, на всю генеральную совокупность.

Количественная стратегия имеет следующие особенности:

.Используется для изучения достаточно больших по численности объектов (социальных групп, общностей, большого количества документальных источников).

2.Исследовательской целью является причинное объяснение и измерение взаимосвязей.

.Изучение концентрируется на уровне макроанализа фактов, событий.

.Логика анализа дедуктивная: от абстракций — к фактам путем операционализации понятий.

.Концепции формулируются из теорий и переводятся на язык операций с данными.

.Для проведения количественных исследований используются стандартизованные разновидности методов сбора социологической информации, метод измерения, выборочный метод и методы статистического анализа данных.

.Инструменты измерения разрабатываются и проверяются в пилотаже, обычно формализуются.

8.Данные представлены в виде статистических распределений, шкальных показателей, результатов измерения взаимосвязей. Анализ осуществляется статистическими методами [6].

Развитие качественной стратегии стало возможным благодаря микросоциологии, которая была представлена такими направлениями, как символический интеракционизм (Дж. Мид, Ю. Хабермас, Х. Блумер), феноменологическая социология (А. Шюц) и этнометодология (Г. Гарфинкель).

Качественная стратегия служит для изучения социальных проблем с точки зрения индивидуального, частного. Объектом исследования являются отдельные индивиды или узкое сообщество индивидов с их специфическими социальными характеристиками. Предметом изучения — социальные роли и их исполнение в конкретной практике повседневной жизни. Качественные исследования предназначено для получения с помощью специальной техники глубинной информации. Качественное исследование можно назвать интерпретационным. Качественное исследование позволяет получить информацию о мотивах поведения, установках людей, то есть получить ответ на вопрос: «Почему?». Жесткие требования к выборке и математическому подтверждению достоверности полученной информации к таким исследованиям не применяются [3].

5 стр., 2362 слов

Исследование фонтанных скважин

... 3.3 Исследование фонтанных скважин Исследование фонтанных скважин проводятся по двум методам. На установившихся и неустановившихся режимах. Исследование на ... дебит скважины, допустимый условиям рациональной эксплуатации залежи и обеспечиваемый продуктивной характеристикой скважин. Исследования на ... до забоя мало надежна. По полученным данным строят графические зависимости: индикаторную линию. ...

Качественная стратегия отличается следующими особенностями:

1.Она используется для изучения небольших по численности объектов (малых групп или отдельных индивидов);

2.Исследовательская цель — выявление и интерпретация субъективных смыслов, значений;

.Изучение концентрируется на уровне микроанализа отдельных случаев, состояний социального взаимодействия;

.Логика анализа индуктивная: от фактов жизни к их классификации и концептуализации;

.Это поисковая стратегия, «открытая» на входе и формулирующая теоретические концепции в процессе исследования, путем обобщения разнохарактерной информации об объекте;

.Для сбора данных используются нестандартизованные разновидности методов сбора информации: наблюдение, свободное (глубинное или нарративное) или полуструктурированное интервью (биографическое, фокусированное), фокус-группа, анализ личных документов;

.Для анализа данных не используются статистические методы. Результаты представлены в виде цитат из устной или письменной речи людей [6];

Количественные и качественные исследования нельзя противопоставлять, так как они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Только при таком подходе к их применению возможно получение достоверной информации. Результаты качественных исследований могут быть переведены в количественную форму с помощью, например, такого количественного метода, как контент-анализ. При проведении количественных исследований часто используются качественные технологии получения информации (ассоциации, незаконченные предложения, вопросы-ловушки и т.д.).

Тем не менее, необходимо помнить, что количественные и качественные методы имеют и свои специфические исследовательские цели, предназначения, предпочтительные объекты изучения. И выбор стратегий, в данном случае, зависит от целей и исследовательских задач, предмета исследования и характера объекта, а также интереса исследователя к той или иной парадигме [7].

1.2 Методы качественного исследования в социологии: виды, достоинства и недостатки

Качественные исследования направлены на получение глубокой, развернутой информации о предмете исследования. В отличие от количественных методов, они фокусируются не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных и являются источником формирования гипотез и продуктивных идей. Иначе говоря, они отвечают на вопросы «что?» «как?» и «почему?», а не на вопрос «сколько?». Результаты качественного исследования содержат мнения, оценки, рассуждения, описания, ассоциации, предположения, обоснования, идеи, предложения, аргументы и т.п. [1].

4 стр., 1700 слов

Исследования по совершенствованию методов стандартизации фитопрепаратов ...

... базой СНГ в сфере обращения лекарственных средств. Целью настоящих исследований является теоретическое и экспериментальное обоснование совершенствования методов стандартизации фитои гомеопатических препаратов и разработка моделей построения нормативных документов (стандартов качества) ...

Качественные методы сбора информации используют в том случае, когда цель исследования предусматривает определенное понимание исследуемого феномена, не требующее количественной интерпретации, или в случае, когда исследуемые феномены не поддаются точному измерению [5].

Существуют следующие виды качественных методов:

1. Глубинное интервью

Достоинства метода: возможность свободно высказываться респондентам, излишне чувствительным к комментариям других лиц или не склонным к публичному обсуждению некоторых вопросов, контроль полноты получаемой информации, возможность получения более подробной информации о мнениях, мотивах, представлениях респондента, поскольку исследователь концентрируется на одном человеке, формирование более серьезного отношения респондента к опросу вследствие индивидуального собеседования, возможность наблюдения за невербальными реакциями респондента, возможность корректировки хода исследования интервьюером в случае необходимости.

Недостатки: трудоемкость подготовки высококвалифицированного интервьюера, большие затраты времени, высокие финансовые затраты, трудоемкость процедуры сбора информации (только 4-5 интервью в день).

2. Фокус-группу

3. Кейс-стади

4. Биографический метод

5. История семьи

Многообразие техник качественного исследования отличает этот подход от «количественного». Социолог может изобретать способ действия и собственную стратегию, которая подходила бы для его исследования. Но одновременно, ему необходимо следовать определенным канонам научного поиска, концептуализировать свои наблюдения и интерпретацию в понятиях теории, обосновывать аргументы, опираясь на достоверные данные (тексты, наблюдения, имеющиеся документы, данные других исследователей) [11].

1.3 Методы количественного сбора информации: виды, достоинства и недостатки

К количественным методам эмпирических социологических исследований относят способы получения информации об изучаемом объекте, которые позволяют выявить его количественные характеристики.

Существуют следующие основные методы количественных исследований:

Контент-анализ, Социологическое наблюдение, Эксперимент, Опросные методы

Интервью — проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым), причем запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).

Имеется множество разновидностей интервью. По содержанию беседы различают так называемые документальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений, цель которых — выявление оценок, взглядов суждений; особо выделяются интервью со специалистами-экспертами, причем организация и процедура интервью с экспертами существенно отличаются от обычной системы опроса. По технике проведения существенно разнятся свободные, нестандартизированные и формализованные (а также полустандартизованные) интервью. Свободные интервью — это длительная беседа (несколько часов) без строгой детализации вопросов, но по общей программе («путеводитель интервью») [11].

30 стр., 14909 слов

Анализ современных методов оценки персонала, их использование ...

... виды и методы деловой оценки персонала; провести анализ современных методов оценки персонала, их использование в кадровой практике (зарубежный и отечественный опыт); предложить рекомендации по использованию современных методов оценки персонала в работе кадровых служб. Предметом исследования в курсовой работе являются методы оценки кадрового ...

Такие интервью уместны на стадии разведки в формулятивном плане исследования. Стандартизованное интервью предполагает, как и формализованное наблюдение детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов. Достоинства метода интервью: возможность учесть уровень культуры, степень компетентности респондента, возможность менять формулировки, ставить уточняющие вопросы, непосредственный контакт исследователя. Его недостатки: Сложный, трудоемкий процесс, требующий высокого профессионализма, невозможно опросить большое количество респондентов, ответы часто содержат лишнюю информацию, ненадежность информации [4].

Анкетирование, Социометрические методики

Социометрический опрос — вторая фаза характеризуемого исследования и главное средство получения социологической информации. Он принципиально отличается от всех иных социологических опросов. Результатом интервьюирования, анкетирования, прессовых, телефонных и других опросов выступает информация, позволяющая распределить респондентов на статистические группы по признаку, соответствующему содержанию каждого вопроса. В социометрическом опросе достигается иная цель. Каждому члену коллектива предлагается выбрать тех его членов, которые соответствуют, по мнению выбирающего, определенному социометрическому критерию. Эти критерии формулируются в самих вопросах. Ответы на вопросы такого рода всех членов группы позволяют выявить контуры сложившейся в ней структуры социально-психологических отношений, прежде всего, по вектору взаимных симпатий и антипатий.

Третья фаза — особая обработка полученной информации, ее преобразование либо в социограмму, либо в социоматрицу, либо и в то и в другое. Социоматрица — иной способ обобщения и обработки данных, полученных социометрическим опросом. По форме она напоминает таблицу итогов спортивного соревнования. Социоматрица, по сути дела, содержит в себе ту же информацию, которую несут социограммы.

Все вышеперечисленные методы качественной и количественной стратегии не являются полным списком всех методик этих двух направлений. Существуют и другие методы, их различные виды и подвиды, которые социолог может выбрать для проведения своего исследования [8].

ГЛАВА 2. ОСНОВАНИЯ СРАВНЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ МОЛОДЕЖНЫХ ПРОБЛЕМ

.1 Сравнительная характеристика качественных и количественных методов в социологическом исследовании

Проанализировав большое количество литературы о качественной и количественной стратегии, были выделены следующие основания для их сравнительных характеристик: эти два направления различаются по уровню исследования, цели применения методов, позиции автора относительно изучаемого явления, по главному предмету исследования, по формулированию научных гипотез, исследовательским инструментам, основным единицам анализа исследования, а также логике анализа данных, по стилю исследования и, наконец, по виду предоставления полученной в результате исследовании информации. Все эти основания подробнее описаны ниже, в таблице 1.

8 стр., 3875 слов

Анализ рынка проектирования в России

... развития предприятий, оказывающие услуги в области строительного проектирования в России Отрывок из исследования Часть 1. Обзор рынка строительного проектирования 1.1. Определение российского рынка строительного проектирования Под строительным проектированием понимают процесс создания (разработки) ...

Таблица 1

Основания сравнения количественных и качественных методов социологического исследования

№ п/пОснования сравненияКоличественные методыКачественные методы1.Предназначение:Макросоциологическое исследованиеМикросоциологическое исследование2.Цель применения:Дать объяснение причин изучаемого явленияПонять изучаемое явление (случай, процесс)3.Исследовательские задачи:а) измерить параметры явления б) установить взаимосвязи между отдельными параметрамиа) выявить общую картину явления б) концептуализировать явление, интерпретировать его4.Позиция исследователя:»сторонний» наблюдатель»сочувствующий» участник5.В центре внимания исследователей:а) социальные структуры и институты б) объективные факторы в) общие социальные процессыа) человек б) субъективные факторы в) особенные, частные процессы6.Исследовательские гипотезы формулируются:до начала сбора данныхпо мере овладения данными7.Исследовательские инструменты:а) разрабатываются до полевого этапаб) формализованы, во многом одинаковы для всех исследователейа) определяются как до полевого этапа, так и в его ходе б) неформализованы, отражают индивидуальный исследовательский опыт8.Единицы анализа:факты, события, высказывания, акты поведениясубъективные значения фактов для индивида9.Логика анализа:дедуктивная: от абстракции к фактам путем операционализации понятийиндуктивная: от фактов к концепциям10.Основные способы анализа:a) группировка данных б) типологизация в) классификацияа) анализ содержания б) описание случаев в) обобщение идей11.Данные исследования представляются в виде:статистических распределений, шкальных показателей, индексов и т.п.высказываний, документов, интеллектуальных продуктов групповых дискуссий и т.п.12.Стиль исследования:жесткий, холодныймягкий, теплый

Наиболее подробно в следующих параграфах будут описаны три основания сравнения качественных и количественных методов: основные исследовательские инструменты, способы анализа полученных данных и области применения качественных и количественных методов при диагностике молодежных проблем.

2.2 Исследовательские инструменты

Исследовательские инструменты — это набор исследовательских документов, с помощью которых проводится конкретное социологическое исследование. Вид социологических инструментов будет полностью зависеть от избранных методов сбора информации. И их конкретное содержание определяется самим исследователем. Каждый метод реализуется своей серией инструментов [4].

Однако можно выделить некие общие инструментарии, которые должны быть у исследователя, в зависимости от выбранной им стратегии (качественной или количественной).

16 стр., 8000 слов

Маркетинговые исследования на рынке товаров промышленного назначения

... оказывают влияние на маркетинг определенного продукта на конкретном рынке. Маркетинговые исследования - любая исследовательская деятельность, обеспечивающая потребности маркетинга, то есть система сбора, обработки, анализа данных, необходимых для конкретной маркетинговой деятельности. Принципиальной особенностью маркетингового исследования, отличающей его ...

Если исследователем выбраны качественные методы, то его инструменты будут включать:

заранее подготовленный план или сценарий исследования (Приложение 1);

заранее подготовленный текст вопросов (который в дальнейшем исследователь может дополнять или урезать) (Приложение 2);

различные носители, на которые будут фиксироваться предварительные результаты исследования (карточки, протоколы, кодировочные бланки, аудио- либо видео-носители и т.д.) (Приложение 3);

дополнительный приложения (раздаточный материал, презентации, микрофон, компьютер и т.п.);

В том случае, если исследователь выбрал количественные методы исследования, то его инструментами будут:

заранее подготовленные текст анкет, интервью, опросов и т.д. и его тираж (Приложение 1);

бланки для ответов (Приложение 4);

инструкции анкетерам, другим исследователям, ассистентам и т.д. (если исследование проводится одновременно в нескольких местах) (Приложение 5);

дополнительные инструменты (аудио- и видео-носители, микрофоны и т.д.).

Следует еще раз отметить, что приведенный выше список исследовательских инструментов не является полным и исчерпывающим. Это лишь общий перечень, который каждый исследователь может дополнять или убавлять в соответствии со своим исследованием.

2.3 Основные способы анализа данных

Анализ собранной информации — самый увлекательный этап исследования. На этом этапе проверяется, насколько верны были исходные предположения, даются ответы на заданные вопросы и выявляются новые проблемы. Методологический инструмент анализа данных — гипотезы, которые были сформулированы в программе, и те, что возникают по мере их проверки и отвержения уже в процессе анализа собранных данных [11].

Методы анализа данных в социологических исследованиях тесно переплетаются с обработкой этих данных. Несмотря на то, что четкой границы между этими процессами не существует, принято считать, что обработка — это рутинные, механические преобразования, а анализ — это более сложные преобразования, переплетающиеся с интерпретацией [10].

Учитывая главную цель данной курсовой работы — выявление оснований сравнительного анализа количественных и качественных методов диагностики молодежных проблем, все основные методы анализа полученных в процессе исследования данных далее будут подразделяться соответственно: методы анализа данных в качественном исследовании и метода анализа данных в количественном исследовании (см. Таблица 2)

Таблица 2

Основные способы анализа данных в качественных и количественных исследованиях

№ п/пСпособы анализа данныхКачественные исследованияКоличественные исследования1.Метод группировки данных+2.Анализ содержания+3.Описание случаев+4.Типологизация+5.Обобщение идей+6.Классификация+

4 стр., 1943 слов

Технический анализ на рынке ценных бумаг. Основные методы технического ...

... задачи: выявление сущности технического анализа; обозначить принципы технического анализа; характеристика основных методов технического анализа; применение методов технического анализа на практике. В качестве информационной базы при выполнении курсового проекта использовались как общие книги по рынку ценных бумаг, так и специализированная ...

В качественном исследовании анализ данных выполняется статистическими способами, к которым относятся: группировка, классификация и типологизация.

Метод группировки данных

Так, в зависимости от гипотез можно сгруппировать выборочную совокупность по возрасту, полу, роду занятий, образованию, по высказанным суждениям и т.д. Перекрестная группировка (или перекрестная классификация) — это связывание данных предварительно упорядоченных по двум показателям с целью обнаружения каких-либо взаимозависимостей, осуществления взаимоконтроля показателей, формирования нового составного индекса на основе совмещения двух свойств или состояний объекта, определения влияния одного явления (характеристики, свойства) на другое. Одна из задач перекрестной классификации — поиск устойчивых связей, выявляющих структурные свойства изучаемого явления. В зависимости от поставленных задач различают типологические, структурные и аналитические группировки: типологическая группировка представляет собой разделение исследуемой совокупности на однородные группы; структурная группировка — группировка, в которой происходит разделение однородной совокупности на группы, характеризующие ее структуру по какому-то варьирующему признаку; аналитическая (факторная) группировка позволяет выявить взаимосвязи между изучаемыми явлениями и их признаками [11].

количественный качественный исследование социология

Типологизация, Классификация

Способы анализа полученных данных в качественных исследованиях:

Описание случаев, Анализ содержания, Обобщения идей

В заключении стоит отметить, что в исследовании количественными методами итоговый результат — это представление данных в виде таблиц и доказательств гипотез в систематизированном виде. В качественном исследовании способы изложения данных, гипотезы и теории могут быть представлены в самом разном сочетании в зависимости от целей и фокуса публикации: кому она адресована (коллегам, студентам или широкой публике) и что является ее фокусом (сама жизненная ситуация или ее анализ исследователем) [11].

2.4 Область применения количественных и качественных методов при диагностике молодежных проблем

Чтобы того чтобы выбрать какой же стратегии придерживаться в своем исследовании, необходимо учитывать цель самого исследования, а также сферы применения качественных и количественных методов.

Как было сказано выше, качественные методы используются в том случае, когда: исследователю необходимо детально описать какой-либо феномен, требуется обратиться к пониманию повседневной жизни людей, нужно ответить на вопросы «Как?», «Почему?» происходит то или иное социальное явление. Применительно к молодежным проблемам, качественные методы будут использованы исследователем в следующих случаях:

когда необходимо выявить отношение небольшой группы молодежи (определенного возраста, определенной группы и т.д.) в текстовом изложении (рисунки, мини эссе и т.д.) к какой либо проблеме;

4 стр., 1802 слов

Современные методы и приборы, использующиеся при наземных геодезических съёмках

... Наблюдения за деформациями представляют собой комплекс геодезических измерений по результатам которых выявляют величины деформаций и ... необходимо устанавливать при помощи пузырьковых уровней. Лазерные сканирующие системы В большинстве конструкций сканеров используется ... качеств сооружений. - Геодезические работы для земельного Кадастровые работы включают - кадастровые съемки (методы съёмок сходны ...

когда необходимо проследить, как будут вести себя небольшая группа молодых людей в определенных полевых условиях;

если молодежная проблема еще точно определена, но смутно просматривается (например, почему одни молодые люди-сироты, которые выросли в детских домах успешно реализуют себя в жизни, а другие нет? с чем это связано? и т.д.);

в том случае, если необходимо раскрыть молодежную проблему глазами и словами самих участников исследования (например, обсудить проблему молодежного алкоголизма), т.е. раскрыть эмоциональную составляющую отношения молодежи к этой проблеме;

Количественные методы используются в следующих случаях:

когда необходимо выявить мнение большой группы молодежи (например молодых людей в возрасте 20-25 лет города Новочеркасска) по какой-либо проблеме (молодежная безработица и т.п.);

если требуется получение количественной информации о большой группе респондентов (о студентах технических вузов или студентах гуманитарных вузах, об их психологических особенностях и т.д.);

Т.е. количественные методы применяются в основном в тех случаях, когда исследователю необходимо получить количественную информацию о большом числе исследуемых объектах (большой группе молодежи).

Подробнее о молодежных проблемах, которые можно изучить с помощью качественных и количественных методов описано в таблице 3.

Таблица 3

Молодежные проблемы, изучаемые при помощи качественных и количественных методов

№ п/пМолодежные проблемыКачественные методыКоличественные методы1.Свободное время молодежи++2.Поведение молодежи в виртуальной среде+3.Молодежный алкоголизм++4.Семейные ценности молодежи+5.Потребительские вкусы молодежи+6.Религиозные предпочтения молодых людей+7.Состояние здоровья молодежи+8.Безработица среди молодежи+

Но к каким же методам исследователи чаще всего прибегают при исследовании различных молодежных проблем — к качественным или количественным? Однозначного ответа на этот вопрос не существует, так как выбор той или иной стратегии будет прямо зависеть от главной цели самого исследования, и, как уже было выше сказано, эти два направления сильно отличаются друг от друга по многим критериям, поэтому сказать, какие же методы больше популярны у исследователей невозможно. Но стоит отметить, что для получения более достоверной информации по той или иной теме, можно комбинировать различные методы, принадлежащие к качественной и количественной стратегии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все многообразие методов социологических исследований можно разделить на качественные и количественные. Качественные методы используются в том случае, когда исследователю необходимо получение глубинной информации по определенной теме. Иными словами отвечает на вопрос «Почему?» «Как?». Количественные же методы используются тогда, когда необходимо измерить какие-либо количественные характеристики изучаемого явления.

Для сбора информации в качественном исследовании используются следующие методы: фокус-группа, кейс-стади, глубинное интервью, биографический, история семьи.

В количественной стратегии используются методы: социологическое наблюдение, эксперимент, контент-анализ, опросные методы, социометрические методики.

Качественные и количественные исследования различаются по следующим основаниям: по уровню исследования, цели применения методов, позиции автора относительно изучаемого явления, по главному предмету исследования, по формулированию научных гипотез, исследовательским инструментам, основным единицам анализа исследования, а также логике анализа данных, по стилю исследования и по виду предоставления полученной в результате исследовании информации.

Многие молодежные проблемы можно изучать с помощью качественных и количественных методов. К ним относятся: проблемы молодежной наркомании и алкоголизма, взаимоотношения молодых покупателей и продавцов, трудоустройства молодежи и многие другие.

И качественные и количественные методы часто используются социологами при изучении молодежных проблем, однако зацикливаться на каком-либо одном направлении не стоит. Эти две стратегии отличаются по многим направлениям, но для получения наиболее достоверной и полной информации необходимо комбинировать эти методы. Свидетельством этого являются работы многих социологов, которые были посвящены именно этой теме.

1.Белановский Сергей Количественные и качественные методы в социологии: историческая ретроспектива

.Бернгард Г. Качественные и количественные методы исследования в социальной работе / Социол. исслед. — 2001. — №1.

.Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: учеб. пособие. / М.: Флинта. 2005.

4.Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии / М., 2001

.Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. / М.: ИНФРА-М. 2004.

6.Зерчанинова Т.Е. <#»justify»>7.Лаба Л.Я. Способы интеграции качественных и количественных методов в социологических исследованиях /Социологические исследования 2004. №2.

8.Морено Дж. Социометрия. / М., 1995.

9.Ребрилова Е.С. Учебно-методический комплекс Качественные и количественные методы в психологических исследованиях / Тверь 2012 г.

.Татарова Г. Методология анализа данных в социологии. / М.: NOTA BENE. 2004.

.Ядов В.А. Стратегия социологического исследования / М.: Академкнига ИКЦ, 2003 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Образец плана социологического исследования на примере плана тему «Люди и библиотеки»

. Формулировка и обоснование проблемы исследования

Информация сегодня является одним из самых главных факторов развития общества, которая заключает в себе весь мировой опыт развития человечества и является его исторической памятью, без которой невозможно дальнейшее экономическое, интеллектуальное, духовное развитие. Информация хранится в архивах и библиотеках мира. Проблема сохранения библиотечных фондов — не частный вопрос библиотечного дела или культурной жизни в целом. Это глобальная проблема, от решения которой зависит сохранение памяти нации, доступность обществу новой информации, знаний, идей, новаций, открытий. Эту проблему решают все цивилизованные страны и мировое сообщество в целом.

Проблема заключается в невостребованности библиотек, замещении их телевидением, радио и сетью Интернет, а так же отсутствием развития этой отрасли: устареванием фондов, ограниченностью и непривлекательностью предоставляемых ими услуг.

Польза данного исследования состоит в том, что опираясь на его результаты, государственные органы власти, местные чиновники или же руководители библиотек смогут сделать их более востребованными, подстраиваясь под мнение потенциальных пользователей.

. Определение цели

Цель исследования: изучить роль и место библиотек в жизни современного читателя, также проследить влияние процесса распространения новых технологий и уровень вытеснения ими традиционных библиотек.

. Задачи исследования:

) выявить уровень востребованности традиционных библиотек и степень интереса к ним у жителей Великого Новгорода.

) Установить контингент пользователей и цель их обращения в библиотеку.

) Выяснить степень удовлетворённости пользователей качеством обслуживания, услугами и оснащенностью библиотек.

) проанализировать полученную первичную информацию.

) подготовить отчёт и рекомендации для руководителей библиотек.

. Определение объекта и предмета исследования

Объект исследования: жители Великого Новгорода в возрасте от 14 лет до 70 лет.

Предмет исследования: отношение библиотекам, степень их востребованности у жителей Великого Новгорода.

. Логический анализ основных понятий

Библиотека — учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу

Актуальность — важность, значительность чего-либо для настоящего момента

Телевидение — система связи для трансляции и приёма движущегося изображения. Концептуальная модель

Формулировка гипотез исследования

Предположительно, за последнее столетие заметно уменьшилась роль библиотек и их влияние на образование людей, так как они постепенно замещаются новыми технологиями, которые иногда более удобны в использовании для получения информации. Можно сказать, что внедрение новых технологий слишком неактивно, предоставляемые библиотеками услуги часто отстают от запросов пользователей, что связано с недостаточным финансированием этой сферы.

Определение обследуемой совокупности

В данном случае, генеральной совокупностью являются жители Великого Новгорода в возрасте от 14 лет до 70 лет. Сообразно целям исследования, выборочная совокупность составляет сто человек, по двадцать в каждой из возрастных категорий от 14 до 30, от 30 до 40, от 40 до 50, от 50 до 60, от 60 до 70.

Анкета

Мы просим Вас принять участие в социологическом исследовании на тему «Люди и библиотеки».

Все данные, полученные в ходе исследования, недоступны для третьих лиц и являются анонимными.

Отметьте подходящий Вам вариант ответа любым удобным способом (например, крестиком).

. Укажите Ваш пол?

а) мужской

б) женский

. Укажите Ваш возраст?

а) от 14 до 30

б) от 30 до 40

в) от 40 до 50

г) от 50 до 60

д) от 60 до 70

. Есть ли у Вас дети?

а) да

б) нет

. Как Вы оцениваете ваш доход?

а) низкий (денег хватает только на товары первой необходимости)

б) средний (денег хватает на товары первой необходимости и другие товары без роскоши)

в) высокий (денег имеется в избытке)

. Как часто Вы посещаете библиотеки?

а) несколько раз в месяц

б) примерно раз в месяц

в) раз в несколько месяцев

г) не хожу вообще

. Почему Вы пользуетесь библиотеками?

а) выбор литературы для свободного чтения

б) использование литературы для работы или учебы

в) другое

. Считаете ли Вы актуальным сохранение библиотек, учитывая их замещение сетью Интернет и электронным фондом?

а) да

б) нет

. Если да или нет, то почему?

. Чего, по вашему мнению, не хватает библиотекам, услугами которых Вы пользуетесь?

а) устаревание фондов

в) ограниченность круга предоставляемых услуг

г) недостаточное техническое оснащение

д) другое (что именно?)

Спасибо за участие в исследовании!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Образец сценария к исследованию на примере сценария глубинных интервью с сотрудниками агентств недвижимости города Новочеркасска

. Общие вопросы:

Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию с офисными площадями в г. Новочеркасск? Чем вы объясните такую ситуацию?

Какова динамика с наличием и качеством офисных площадей в г. Новочеркасск?

По вашей оценке, спрос на офисы растет или снижается? Сколько примерно дополнительных квадратных метров офисных площадей могло бы быть «освоено» местными предпринимателями?

Кто в первую очередь обращается к вам за услугами по поиску новых офисов (компании г. Новочеркасск или филиалы компаний из других городов, каков профиль деятельности этих компаний, их размер и т.п.)?

Какими еще способами (кроме обращения в агентство недвижимости) пользуются бизнесмены для подбора нового офиса?

Каков типичный запрос на поиск офиса (местоположение, размер, цена, дополнительные услуги и т.п.)?

. Офисы разного класса:

Офисы какого класса наиболее востребованы в г. Новочеркасск? С чем, по-вашему, это связанно?

Какой примерно процент от общего числа офисных площадей составляют офисы различного класса — А, В, С?

Как вы думаете, по «местным меркам» чем отличаются друг от друга офисы класса А, В, С?

В каких районах расположены офисы класса А и В? Почему именно в этих районах?

Не могли бы вы назвать лучшие офисные центры города? Почему они считаются лучшими? Охарактеризуете, пожалуйста, эти центры.

. Покупка или аренда:

Какая схема на сегодняшний день выглядит более предпочтительной для бизнесменов — покупка или аренда офисов? С чем, по вашему мнению это связанно?

Какова наиболее распространенная схема покупки офиса (инвестирование на стадии строительства, покупка офиса в готовом центре и т.п.)?

Какова наиболее распространенная схема платы за аренду офиса (в месяц, в год, авансовый платеж и т.п.)?

Как вы оцениваете перспективы строительства новых офисных центров под продажу площадей? Почему вы так думаете?

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Образец кодировочного бланка на примере бланка для контент-анализа рекламы

Идентификационный номер рекламного ролика

Код торговой марки

Код товарной категории

Категория: структура рекламного ролика

Указания: установите время на ноль. Перемотайте кассету с записью рекламного ролика к началу. Просмотрите рекламный ролик полностью. Следите за временем на телевизионном экране. Напротив каждого параметра структуры рекламного ролика поставьте отметку, если вы его наблюдали. Если ни один из перечисленных параметров не свойствен этому рекламному ролику, в конце просмотра сделайте пометку в графе НИЧТО.

Эффект неожиданности в начале рекламного ролика

Эффект неожиданности в середине рекламного ролика

Эффект неожиданности в конце рекламного ролика

Необычная ситуация

Юмор

Ничто из перечисленного не свойственно этому рекламному ролику

Категория: основные преимущества товара

Указания: просмотрите рекламный ролик полностью. Поставьте пометку напротив названия одного преимущества товара, которому уделено больше всего внимания в этом рекламном ролике.

Цена

Ценность

Гипоаллергенные свойства

Очищающая способность

Сохраняет окраску ткани

Концентрированность

Смягчает ткань

Другое

Категория: второстепенные преимущества товара

Указания: просмотрите рекламный ролик полностью. Поставьте пометку напротив названия каждого преимущества товара, упоминаемого в рекламном ролике в качестве второстепенного.

Цена

Ценность

Гипоаллергенные свойства

Очищающая способность

Сохраняет окраску ткани

Концентрированность

Смягчает ткань

Другое

Категория: интродукция товара

Указания: установите время на ноль. Перемотайте кассету с записью рекламного ролика на начало. Просмотрите рекламный ролик полностью. Следите за временем на телевизионном экране. Внизу в графе сделайте пометку, сколько прошло времени с начала ролика до первого визуального или вербального представления наименования товара или товарной упаковки.

Время, прошедшее до момента представления товара или упаковки товара

Категория: подход к рекламированию

Указания: просмотрите рекламный ролик, укажите внизу в графах шкалы, какой подход был использован.

) В какой степени рациональный подход преобладал над эмоциональным?

Рекламный ролик

Абсолютно рационален

В основном рационален, используются некоторые эмоциональные элементы

В равной степени рационален и эмоционален

В основном эмоционален, используются некоторые рациональные элементы

Абсолютно эмоционален

) В какой степени позитивный подход преобладал над негативным?

Абсолютно позитивен

В основном позитивен, используются некоторые негативные элементы

В равной степени позитивен и негативен

В основном негативен, используются

Некоторые позитивные элементы

Абсолютно негативен

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Образец бланка ответов на примере бланка к опроснику Волковой (мужской/женский вариант)

№Ответы№Ответы№ОтветыПолностью согласенЭто не совсем такЭто не верноПолностью согласенЭто не совсем такЭто не верноПолностью согласенЭто не совсем такЭто не верно113252142631527416285172961830719318203292133102234112335122436

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Образец инструкции анкетерам на примере рекомендаций для ведущих по организации и проведению анкетирования студентов по вопросам организации воспитательной работы в образовательном учреждении

I. Подготовка к опросу

1.Для организации и проведения анкетирования студентов приказом руководителя образовательного учреждения назначается ответственный сотрудник.

2.Ответственный за организацию и проведение анкетирования студентов должен предварительно составить список учебных групп, подлежащих опросу.

.Проверить готовность места проведения опроса (компьютерный класс(ы), наличие установленной программы анкетирования студентов).

II. Процедура опроса

.До начала опроса организатор должен представиться присутствующим респондентам, кратко объяснить им цель и задачи опроса, подчеркнуть его значение для повышения уровня организации внеучебной работы в образовательном учреждении.

2.При проведении консультации по работе с анкетой, необходимо обратить особое внимание на ее анонимность и на то обстоятельство, что результаты анкетирования будут использованы только в обобщенном виде.

Необходимо обратить внимание респондентов на работу с отдельными вопросами анкеты.

— Первый вопрос анкеты «Нуждаетесь ли Вы в общежитии?» направлен на выявление иногородних студентов, проживающих на съемной квартире или студентов, живущих в семье (дома), но при этом жилищные условия не позволяют им нормально учиться, то есть тех, кто действительно нуждается в общежитии.

Вопрос №9. Оценку бытовых условий проживания в общежитии дают только те студенты, которые живут в общежитии. Следовательно, не проживающие в общежитии учащиеся не отвечают на этот вопрос и пропускают его.

Вопросы №23-27, 30. Оценку материально-технического обеспечения того или иного вида деятельности, например, технического творчества, дают только те студенты, которые занимаются этим творчеством. Соответственно студенты, которые не занимаются техническим творчеством, не отвечают на этот вопрос и пропускают его.

Вопрос №35. Оценку работы социально-психологической службы образовательного учреждения дают только те студенты, которые обращались в нее за консультацией, остальные пропускают этот вопрос.

3.Следить за тем, чтобы во время заполнения анкеты респонденты не переговаривались и не консультировались друг с другом по ответам на вопросы.

4.Со вниманием относиться к каждому случаю отказа участвовать в опросе, в тактичной форме объяснить цель исследования, указать на общественную полезность исследования, подчеркнуть его анонимность