Проектирование и расчеты одноэтажного промышленного здания

Курсовая работа
Содержание скрыть

14

1. КОМПОНОВКА ПОПЕРЕЧНОЙ РАМЫ

1.1 Общие данные

Требуется рассчитать и законструировать основные несущие железобетонные конструкции одноэтажного промышленного здания.

Здание отапливаемое, двухпролетное (рис. 1, а).

Район строительства г. Липецк, местность типа В. Здание состоит из трёх температурных блоков длиной 54+54+54м. (рис. 1,б).

Пролеты здания — 21 м, шаг колонн — 6 м. Покрытие здания — тёплое. Плиты покрытия железобетонные размером 3х6 м. Стропильные конструкции — железобетонные сегментные фермы пролетом 21 м. Устройство светоаэрационных фонарей не предусматривается, цех оснащен лампами дневного света.

Каждый пролет здания оборудован двумя мостовыми кранами с группой работы 5К и грузоподъемностью 20/5 т. Отметка верха кранового рельса 9,2 м, высота кранового рельса 150 мм (тип КР-70).

Подкрановые балки разрезные железобетонные, предварительно напряженные, высотой 1,0 м.

Наружные стены — панельные: нижняя панель самонесущая, выше — навесные.

Для обеспечения пространственной жесткости здания в продольном направлении предусмотрены стальные вертикальные связи по колоннам крестового типа. Место установки связей — середина температурного блока в пределах одного шага колонн на высоту от пола до низа подкрановых балок (рис. 1,б).

Жесткость здания в поперечном направлении обеспечивается защемлением колонн в фундаментах и размерами сечений колонн, назначенными в соответствии с рекомендациями гл.XII [9].

Жесткость диска покрытия в горизонтальной плоскости создается крупноразмерными железобетонными плитами покрытия, приваренными не менее чем в 3-х точках к стропильным конструкциям. Швы между плитами должны быть замоноличены бетоном класса не менее В10.

1.2 Геометрия и размеры колонн

Расстояние от пола до головки подкранового рельса . Высота надкрановой части ступенчатой колонны определяется из условия:

(H кр — из прил.15)

Высота подкрановой части колонн:

Полная высота колонны при минимальном значении

Тогда габаритный размер здания , что не

кратно модулю 0,6 м. Условию кратности размера H=12,0 м отвечает высота

надкрановой части

при которой

  • (рис.1,а).

а)

б)

Рис. 1. Монтажная схема здания разрез (а), план (б).

9 стр., 4234 слов

Одноэтажное промышленное здание из сборных железобетонных конструкций

... узлами сопряжения ригелей с колоннами. Бетонирование швов между плитами создает жесткий диск перекрытия. Возведение одноэтажных зданий из сборного железобетона , Технология возведения промышленных зданий. Монтаж конструкций одноэтажных промышленных зданий отличается следующими особенностями: здания обычно имеют значительные ...

привязка колонн.

0 мм — шаг, т, .

250 мм — если одно из трех условий не выполнено. В данном случае грузоподъемность , что не превышает допустимые 30т, значит, привязка к оси будет равна 0 мм.

Типы колонн

Размер сечений колонн:

-крайних: в подкрановой части — для кранов грузоподъёмностью 20т. Тогда . Принимаем (кратно 100 мм).

Т.к. >1,0м, то колонну принимаем двухветвевой (рис. 2).

В надкрановой части (рис. 3):

где:

  • привязка кранового пути к разбивочной оси;
  • привязка осей крайних колонн к разбивочным осям;
  • расстояние от оси кранового рельса до торца крана (прил. 15);
  • минимально допустимый зазор между торцом крана и гранью колонны.

Принимаем — из условия опирания стропильных конструкций.

Ширина колонны «b» принимается большей из трёх значений, кратной 100 мм:

  • для шага колонн 6м . (b 50 см — для шага колонн 12 м.).

Принимаем .

  • средних : (900 мм.)
  • из условия опирания стропильных конструкций.

;

;

Окончательно принимаем ширину средних колонн (рис. 2).

Размеры сечений ветвей двухветвенных колонн (в плоскости рамы) примем равными для крайних колонн

а) б)

Рис. 2. Размеры колонн

Рис. 3. К назначению высоты сечения верхней части колонны

1.3 Определение нагрузок на раму

Постоянные нагрузки

Таблица 1

Нагрузка от веса покрытия

Элементы покрытия

Источник

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/metodika-popo-rascheta-odnoetajnyih-promyishlennyih-zdaniy/

Нормативная нагрузка, Па

Коэфф.

надежности по нагрузке,

Расчетная нагрузка, Па

Рулонный ковер

100

1,3

130

Цементно- песчаная стяжка

630

1,3

819

Плитный утеплитель

360

1,2

432

Пароизоляция

50

1,3

65

Железобетонные ребристые плиты покрытия размером в плане 3х6 м

Приложение

21

1570

1,1

1727

Итого: g

2710

3173

Расчетное опорное давление фермы:

  • от покрытия;кН;
  • от фермы. кН.

где:

1,1 — коэффициент надежности по нагрузке ;

68 кН — вес фермы (прил. 21).

Расчетная нагрузка на крайнюю колонну от веса покрытия с учетом коэффициента надежности по назначению здания :

кН;

на среднюю:

кН.

Здание состоит из трех температурных блоков длинной 54 м. Наружные панельные стены до отметки 7,2 м самонесущие, выше — навесные.

Расчетная нагрузка от веса стеновых панелей и остекления на участке между отметками 7,2 ….. 10,2 м ( — высота панелей, — высота остекления):

На участке между отметками 10,2 ….. 13,2 м. (рис. 4,а):

а)

б)

Рис. 4. Схема расположения стенового ограждения (а);

Линия влияния опорного давления подкрановых балок на колонну (б).

Расчетная нагрузка от веса подкрановых балок и кранового пути. , Вес подкрановой балки пролетом 6м — 42 кН (прил. 21),а кранового пути

1,5 кН/м. Следовательно, расчетная нагрузка на колонну:

Расчетная нагрузка от веса колонн

Крайние колонны:

  • надкрановая часть

;

  • подкрановая часть

Средние колонны:

  • надкрановая часть

;

  • подкрановая часть

Временные нагрузки.

Снеговая нагрузка. Район строительства — г. Липецк, относящийся к III району по весу снегового покрова, для которого (см. прил. 16).

Расчетная снеговая нагрузка при :

  • на крайние колонны;кН;
  • на средние колонны кН.

    Крановая нагрузка.

Вес поднимаемого груза . Пролет крана

21-2*0,75=19,5 м. Согласно прил. 15 база крана М=5600 мм, расстояние между колесами К=4400 мм, вес тележки G n =60 кН, Fn , max =155 кН, Fn , min =64 кН. Расчетное максимальное давление колеса крана при :

кН; кН.

Расчетная поперечная тормозная сила на одно колесо: , Вертикальная крановая нагрузка на колонны от двух сближенных кранов с коэффициентом сочетаний :

кН;

кН.

где:

сумма ординат линий влияния давления двух подкрановых балок на колонну (рис. 4,б).

Вертикальная нагрузка от четырех кранов на среднюю колонну с коэффициентом сочетаний равна:

кН;

  • на крайние колонны: кН;

Горизонтальная крановая нагрузка от 2-х кранов при поперечном торможении:

Горизонтальная сила поперечного торможения приложена к колонне на уровне верха подкрановой балки на отметке 9,05 м. Относительное расстояние по вертикали от верха колонны до точки приложения тормозной силы : Н=12,00-8,05=3,95 :

  • для крайних колонн ;
  • для средних колонн .

Ветровая нагрузка. г. Липецк расположен в III районе по ветровому давлению, для которого Н/м 2 (прил. 17).

Для местности типа В коэффициент , учитывающий изменение ветрового давления по высоте здания равен (прил. 18):

  • на высоте 5 м—0,5;
  • то же 10 м ——0,65;
  • то же 20 м ——0,85;
  • то же 40 м ——1,1;

    На высоте 12,0 м в соответствии с линейной интерполяцией (рис.

5):

На уровне парапета (отм. 13,2м.):

На уровне верха покрытия (отм. 14,90м.):

Переменное по высоте ветровое давление заменим равномерно распределенным, эквивалентным по моменту в заделке консольной стойки длиной 12,0 м:

При условии и значение аэродинамического коэффициента для наружных стен согласно приложения 4 [1] принято:

  • с наветренной стороны , с подветренной (здесь и L соответственно длина и ширина здания).

    Расчетная равномерно распределенная ветровая нагрузка на колонны до отметки Н=12,0 м при коэффициенте надежности по нагрузке :

  • с наветренной стороны

;

— с подветренной стороны

Расчетная сосредоточенная ветровая нагрузка между отметками 12,0м и 14,9м:

Рис. 5. Распределение ветровой нагрузки по высоте здания.

2. СТАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ПОПЕРЕЧНОЙ РАМЫ , Расчет рамы может выполняться одним из методов строительной механики, причем для сложных рам общего вида — с помощью ЭВМ.

Между тем, в большинстве одноэтажных промышленных зданий ригели располагаются на одном уровне, а их изгибная жесткость в своей плоскости значительно превосходит жесткость колонн и поэтому может быть принята равной EJ=Ґ. В этом случае наиболее просто расчет рам производится методом перемещений. Основную систему получим введением связи, препятствующей горизонтальному смещению верха колонн (рис.7.а.).

Определение усилий в стойках рамы производим в следующем порядке:

по заданным в п.1.2. размерам сечений колонн определяем их жесткость как для бетонных сечений в предположении упругой работы материала;

верхним концам колонн даем смещения и по формуле приложения 20 находим реакцию каждой колонны и рамы в целом

где n — число колонн поперечной рамы;

  • по формулам приложения 20 определяем реакции верхних опор стоек рамы в основной системе метода перемещений и суммарную реакцию в уровне верха колонн для каждого вида нагружения;

для каждого из нагружений (постоянная, снеговая, ветровая, комплекс крановых нагрузок) составляем каноническое уравнение метода перемещений, выражающее равенство нулю усилий во введенной (фиктивной) связи

, (2.1)

и находим значение ; здесь — коэффициент, учитывающий пространственную работу каркаса здания.

При действии на температурный блок постоянной, снеговой и ветровой нагрузок все рамы одинаково вовлекаются в работу, пространственный характер деформирования не проявляется и поэтому принимают . Крановая же нагрузка приложена лишь к нескольким рамам блока, но благодаря жесткому диску покрытия в работу включаются все остальные рамы. Именно в этом и проявляется пространственная работа блока рам. Величина для случая действия на раму крановой (локально приложенной) нагрузки может быть найдена по приближенной формуле:

, (2.2)

где:

  • общее число поперечников в температурном блоке;
  • расстояние от оси симметрии блока до каждого из поперечников, a- то же для второй от торца блока поперечной рамы (наиболее нагруженной);
  • коэффициент, учитывающий податливость соединений плит покрытия;
  • для сборных покрытий может быть принят равным 0,7;
  • =1, если в пролете имеется только 1 кран, в противном случае =0,7;
  • для каждой стойки при данном нагружении вычисляем упругую реакцию в уровне верха:

(2.3)

  • определяем изгибающие моменты M, продольную N и поперечную Q силы в каждой колонне как в консольной стойке от действия упругой реакции и внешних нагрузок.

Для подбора сечений колонн определяем наибольшие возможные усилия в четырех сечениях: I-I — сечение у верха колонны; II-II — сечение непосредственно выше подкрановой консоли; III-III — то же — ниже подкрановой консоли; IV-IV — сечение в заделке колонны.

2.1 Геометрические характеристики колонн

Размеры сечений двухветвевых колонн приведены на рис. 2.

Для крайней колонны:

количество панелей подкрановой части , расчетная высота колонны Н К =15,75 м, в том числе подкрановой части НН =11,8 м, надкрановой части НВ =3,95 м, расстояние между осями ветвей с=0,95 м.

Момент инерции надкрановой части колонны

;

Момент инерции одной ветви

;

Момент инерции подкрановой части

;

Отношение высоты надкрановой части к полной высоте колонн

;

отношение моментов инерции подкрановой и надкрановой частей колонн:

По формулам приложения 20 вычисляем вспомогательные коэффициенты:

  • ;
  • ;

Реакция верхней опоры колонны от ее единичного смещения:

для средней колонны:

H K =12,15 м, в т.ч. НН =8,2 м, НВ =3,95 м.

;

;

; ;

  • принимаем равным 0;
  • ;

Суммарная реакция .

2.2 Усилия в колоннах от постоянной нагрузки , Продольная сила на крайней колонне действует с эксцентриситетом

(рис. 6).

Момент , В надкрановой части колонны действует также расчетная нагрузка от стеновых панелей толщиной 30 см: с эксцентриситетом , Момент: .

Суммарное значение момента, приложенного в уровне верха крайней колонны:

В подкрановой части колонны кроме сил G 1 и , приложенных с эксцентриситетом

действуют: расчетная нагрузка от стеновых панелей с эксцентриситетом

расчетная нагрузка от подкрановых балок и кранового пути с эксцентриситетом

;

— расчетная нагрузка от надкрановой части колонны с м. Суммарное значение момента, приложенного в уровне верха подкрановой консоли:

Вычисляем реакцию верхнего конца колонны по формулам прил.20: , Изгибающие моменты в сечениях колонны (нумерация сечений показана на рис. 8.а) равны (рис. 8.б):

  • ;
  • ;
  • ;

    Рис.

6. К определению продольных эксцентриситетов.

Продольные силы в крайней колонне:

  • ;
  • ;

Поперечная сила: .

Продольные силы в средней колонне:

  • ;

— ;

2.3 Усилия в колоннах от снеговой нагрузки

Продольная сила на крайней колонне действует с эксцентриситетом . Момент:

В подкрановой части колонны эта же сила приложена с эксцентриситетом , т.е. значение момента составляет: , Реакция верхнего конца крайней колонны от действия моментов M 1 и M2 равна: , Изгибающие моменты в сечениях крайних колонн (рис. 8.в):

  • ;
  • ;

— ;

Продольные силы в крайней колонне: .

Поперечная сила: . , Продольные силы в средней колонне: .

2.4 Усилия в колоннах от ветровой нагрузки , Реакция верхнего конца левой колонны по формуле приложения 20 от нагрузки

:

Реакция верхнего конца правой колонны от нагрузки : , Реакция введенной связи в основной системе метода перемещений от сосредоточенной силы .

Суммарная реакция связи: . , Горизонтальные перемещения верха колонн : , Вычисляем упругие реакции верха колонн:

  • левой: ;
  • средней: ;
  • правой: ;

Изгибающие моменты в сечениях колонн (рис. 8. и):

  • левой:

;

  • средней:

;

  • правой:

;

Поперечные силы в защемлениях колонн:

  • левой: ;
  • средней: ;
  • правой: .

2.5 Усилия в колоннах от крановых нагрузок

Рассматриваются следующие виды нагружений:

1) вертикальная нагрузка D max на крайней колонне и Dmin на средней (рис. 7.а);

2) D max на средней колонне и Dmin на крайней;

3) Четыре крана с 2 D max на средней колонне и Dmin — на крайних (рис. 7.б);

4) Горизонтальная крановая нагрузка Н на крайней колонне (рис. 7.а);

5) Горизонтальная нагрузка Н на средней колонне.

а)

б)

Рис. 7. Схема расположения мостовых кранов для определения опорного давления подкрановых балок на колонну.

Рассмотрим загружение 1. На крайней колонне сила приложена с эксцентриситетом . Момент, приложенный к верху подкрановой части колонны . Реакция верхней опоры левой колонны:

Одновременно на средней колонне действует сила кН

с эксцентриситетом

м, т.е. .

Реакция верхней опоры средней колонны:

Суммарная реакция в основной системе .

Коэффициент, учитывающий пространственную работу каркаса здания, для сборных покрытий и двух кранах в пролете определим по формуле (2.2) при .

Для температурного блока длиной 48м:

м и n=9: ,

Тогда

Упругие реакции верха колонн:

  • левой: кН
  • средней: кН
  • правой: кН.

Изгибающие моменты в сечениях колонн (рис. 8.г):

  • левой:

;

;

  • средней:

;

;

правой:

;

Поперечные силы в защемлениях колонн:

  • левой: ;
  • средней : ;
  • правой : .

Продольные силы в сечениях колонн:

  • левой : ;
  • ;
  • средней : ;
  • ;
  • правой : ; .

Рассмотрим загружение 2. На крайней колонне сила кН, приложена с эксцентриситетом , т.е. . Реакция верхней опоры левой колонны:

На средней колонне действует сила с эксцентриситетом

м, т.е. . Реакция верхней опоры средней колонны:

Суммарная реакция в основной системе

Тогда .

Упругие реакции верха колонн:

  • левой: кН
  • средней: кН
  • правой: кН.

Изгибающие моменты в сечениях колонн (рис. 8.д):

  • левой:

;

;

  • средней:

;

;

  • правой:

;

Поперечные силы в защемлениях колонн:

  • левой: ;
  • средней : ;
  • правой : .

Продольные силы в сечениях колонн:

  • левой : ;
  • ;
  • средней : ;
  • ;
  • правой : ; .

Рассмотрим загружение 3 . На крайних колоннах сила Dmin , определенная с коэффициентом сочетаний (четыре крана), действует с эксцентриситетом , т.е. . Реакция верхней опоры левой колонны:

Реакция правой колонны , средней колонны (загружена центральной силой кН).

Так как рассматриваемое загружение симметрично, то усилия в колоннах определяем без учета смещения их верха. Изгибающие моменты в сечениях колонн (рис. 8.е):

  • левой ;

;

  • средней

Поперечные силы в защемлениях колонн:

  • левой
  • средней
  • правой

Продольные силы в сечениях колонн:

  • левой ;
  • ;
  • средней ; .

Рассмотрим загружение 4. Реакция верхней опоры левой колонны, к которой прложена горизонтальная крановая нагрузка .

В частном случае при значение может быть вычислено по упрощенной формуле:

кН

Реакции остальных колонн поперечной рамы в основной системе: ;

Суммарная реакция .

Тогда .

Упругие реакции верха колонн:

  • левой: кН
  • средней: кН
  • правой: кН.

Изгибающие моменты в сечениях колонн (рис.8, ж):

  • левой:
  • в точке приложения силы :

;

;

  • средней:

;

  • правой:

;

Поперечные силы в защемлениях колонн:

левой: ;

  • средней : ;
  • правой : .

Рассмотрим загружение 5. Реакция верхней опоры средней колонны, к которой приложена горизонтальная нагрузка .

Реакции остальных колонн поперечной рамы в основной системе: ;

Суммарная реакция .

Тогда .

Упругие реакции верха колонн:

  • левой и правой: кН
  • средней: кН

Изгибающие моменты в сечениях колонн (рис.8, з):

  • левой и правой:

;

  • средней:
  • в точке приложения силы :

;

;

Поперечные силы в защемлениях колонн:

  • левой и правой:

;

  • средней :

Результаты расчета поперечной рамы на все виды нагружений приведены в табл.2.

2.6 Расчетные сочетания усилий

Значения расчетных сочетаний усилий в сечениях колонн по оси А от разных нагрузок и их сочетаний, а также усилий, передаваемых с колонны на фундамент, приведены в табл. 2. Рассмотрены следующие комбинации усилий: наибольший положительный момент и соответствующая ему продольная сила; наибольший отрицательный момент и соответствующая ему продольная сила; наибольшая продольная сила и соответствующий ей изгибающий момент. Кроме того, для каждой комбинации усилий в сечении IV-IV вычислены значения поперечных сил, необходимые для расчета фундамента.

Значение изгибающих моментов и поперечных сил в загружениях 4 и 5 приняты со знаком , поскольку торможение тележек крана может осуществляться в обе стороны.

Учитывая, что колонны находятся в условиях внецентренного сжатия, в комбинацию усилий включены и те нагрузки, которые увеличивают эксцентриситет продольной силы.

а)

б)

в)

г)

д)

е)

ж)

з)

и)

к)

Рис. 8. К статическому расчету поперечной рамы:

а — основная система метода перемещений; б — эпюра от постоянной

нагрузки; в — снеговой; г-ж — крановых в соответствии с

нагружениями 1 ….. 5; и,к — ветровой слева и справа.

Таблица 2

Расчетные усилия в левой колонне (ось А) и их сочетания

(изгибающие моментвы в кН·м, силы — в кН).

Усилия в сечениях колонн

Нагрузки

№ нагру-жения

Коэф-фици-ент

Соче-таний

II-II

III-III

IV-IV

M

N

M

N

M

N

Q

Постоянная

1

1

25,54

281,78

-39,36

361,41

-8,34

438,87

3,53

Снеговая

2

1

20,47

143,64

-15,44

143,64

-10,85

143,64

0,488

3

0,9

18,42

129,28

-13,90

129,28

-9,77

129,28

0,44

Крановая

(от2-х кранов)

M max на левой колонне

4

1

-87,19

0

196,55

630,52

37,41

630,52

-16,93

5

0,9

-78,47

0

176,90

567,47

33,67

567,47

15,24

Крановая

(от2-х кранов)

M max на средней колонне

6

1

-52,69

0

36,19

197,52

-59,97

197,52

-10,23

7

0,9

-47,42

0

32,57

177,77

-53,97

177,77

-9,21

Крановая(от 4-х кранов)

8

1

-24,57

0

48,63

162,67

3,80

162,67

-4,77

9

0,9

-22,11

0

43,77

146,40

3,42

146,40

-4,29

Крановая на левой колонне

10

1

±27,42

0

±27,42

0

±105,86

0

±14,19

11

0,9

±24,69

0

±24,69

0

±95,27

0

±12,77

Крановая

на средней колонне

12

1

±14,0

0

±14,0

0

±39,58

0

±2,72

13

0,9

±12,6

0

±12,6

0

±35,62

0

±2,45

Ветровая слева

14

1

13,99

0

13,99

0

122,26

0

17,21

15

0,9

12,59

0

12,59

0

110,03

0

15,29

Ветровая справа

16

1

-21,47

0

-21,47

0

-112,43

0

-13,23

17

0,9

-19,32

0

-19,32

0

-101,19

0

-11,91

Основные сочетания нагрузок с учетом крановой и ветровой

M max

1+3+9+11 (+) +15

1+5+11 (+) +15

1+5+11 (+) +15

59,13

411,06

174,82

928,88

230,63

1006,34

46,60

M min

1+5+11 (-) +17

1+3+17

1+3+7+11 (-) +17

-96,94

281,78

-72,58

490,69

-268,54

745,92

-30,15

N max

1+3+5+11 (-) +17

1+3+5+11 ( + ) +15

1+3+5+11 (+) +15

-78,52

411,06

160,92

1058,16

220,86

1135,62

47,04

То же, без учета крановых и ветровой

1+2

1+2

1+2

46,01

425,42

-54,80

505,05

-19,19

582,51

3,79

Для проектируемого здания принята сборная железобетонная колонна.

Бетон — тяжелый класса В15, подвергнутый тепловой обработке при атмосферном давлении. . Арматура — класса А400. .

3.1 Надкрановая сплошная часть колонны

Расчет проводится для сечения II-II. В результате статического расчета поперечной рамы (табл. 2) имеем следующие сочетания усилий:

1)

2)

3)

4)

Для 1-го, 2-го и 3-го сочетаний т.к. в них входят усилия от кратковременных

нагрузок непродолжительного действия (крановые, ветровые).

Для 4-го сочетания , так как в него входят только усилия от постоянной и снеговой нагрузок. В реальном проектировании необходимо выполнять расчет на все сочетания усилий. В курсовом проекте допускается по согласованию с консультантом выбрать одно наиболее неблагоприятное с точки зрения несущей способности колонны сочетание. Таковым для данного примера является третье сочетание.

Напомним геометрические характеристики надкрановой (верхней) части колонны (см. п. 1.2):

Рабочая высота сечения см. (см.).

Эксцентриситет продольной силы (знак «-» при вычислении эксцентриситета не учитываем):

Свободная длина надкрановой части при наличии крановой нагрузки в третьем сочетании:

м

(при отсутсвии в расчетном состонии крановой нагрузки вводится коэффициент 2,5)

Радиус инерции сечения:

Гибкость верхней части колонны:

Следовательно, в расчете прочности сечения необходимо учесть увеличение эксцентриситета продольной силы за счет продольного изгиба.

Момент от постоянной и длительно действующей части временной нагрузки (последняя учитывается, если в расчетное сочетание входит снеговая нагрузка)

в соответствии с табл. 2.

где к=0,5- коэффициент учитывающий длительно действующую часть снеговой нагрузки.

Продольная сила

знак «-» перед силой N 1 принят в связи с отрицательным значением момента M1

Для тяжелого бетона .

Поскольку моменты и разных знаков и , принимаем равным 1,0. При одинаковых знаках моментов и коэффициент определяем по формуле:

Так как 0,15, принимаем .

Поскольку площадь арматуры надкрановой части колонны неизвестна

(ее определение — цель настоящего расчета), зададимся количеством арматуры, исходя из минимального процента армирования.

При суммарный минимальный процент армирования .

Тогда .

Жесткость железобетонного элемента:

Значение критической силы .

  • условие выполнено.

Коэффициент продольного изгиба

Расчетный момент с учётом прогиба равен:

(знак «-» при вычислении момента не учитываем.)

В случае симметричного армирования сечения () высота сжатой зоны

Относительная высота сжатой зоны

Граничная относительная высота сжатой зоны

, следовательно, имеем первый случай внецентренного сжатия — случай «больших» эксцентриситетов.

;

  • т.е.рабочая арматура по расчёту не требуется.

Армируем сечение верхней части колонны конструктивно, исходя из минимального процента армирования.

Принимаем 316 А400 с , что больше .

Количество стержней (в нашем примере — 3) выбирается с тем расчетом, чтобы наибольшее расстояние между ними по ширине колонны не превышало 400 мм.

В случае, если при расчёте получится и процент армирования превосходит принятый при определении, следует скорректировать значение и повторить расчёт.

Поперечная арматура принята класса А400 6 мм (из условия сварки с продольной рабочей арматурой 16 мм).

Шаг поперечных стержней мм (кратно 50мм), что удовлетворяет требованиям норм: мм и мм.

Проверим необходимость расчета надкрановой части колонны в плоскости, перпендикулярной к плоскости поперечной рамы.

см

т.к. — расчет из плоскости рамы не производится.

3.2 Подкрановая двухветвевая часть колонны

Расчет следует производить для сечений III-III и IV-IV, т.е. на 8 сочетаний усилий

(табл. 2):

1)

2)

3) III-III

4)

5)

6)

7) IV-IV

8)

Из приведенных 8 сочетаний наиболее невыгодными являются сочетания N6 и N7, относящиеся к сечению IV-IV, в месте заделки колонны в фундамент. Таким образом, всё армирование подкрановой части колонны определяется расчетом прочности сечения IV-IV.

Геометрические характеристики подкрановой части колонны:

Размеры сечения ветви:

Расстояние между осями ветвей:

Количество панелей в соответствии с рис. 2, (под панелью понимается часть колонны между осями двух смежных распорок).

Среднее расстояние между осями распорок:

Высота сечения распорки

Далее по аналогии с расчетом надкрановой части колонны вычисляем:

а) для сочетания усилий N6: .

(знак «-» при вычислении эксцентриситета не учитываем)

м. т.к. крановая нагрузка в данном сочетании присутствует (при отсутствии крановой нагрузки в расчетном сочетании для однопролетного здания и при числе пролетов ).

Приведенный момент инерции сечения:

Приведенная гибкость

  • в величине эксцентриситета необходимо учесть прогиб элемента.

Т.к. снеговая нагрузка в данном сочетании присутствует (табл. 2.):

;

;

;

— Железобетонные колонны О.П.З изготавливаются в горизонтальной опалубке. В процессе высвобождения из опалубки и транспортировки колонна работает как изгибаемый элемент, в растянутой зоне которого могут образовываться трещины. Чтобы гарантировать их отсутствие, продольная арматура должна иметь диаметр не менее 16 мм. Исходя из этого, зададимся предварительным процентом армирования где — площадь сечения арматуры, принятой в виде 316 А400.

Тогда

Отсюда >

  • условие выполнено.

Определяем усилия в ветвях колонны(поперечная сила в сечении IV-IV для сочетания N6 (табл. 2) кН):

кН — ветвь сжата

кН — ветвь сжата

Случайный эксцентриситет продольной силы принимается наибольшим из следующих значений:

см

см

см.

Поскольку эксцентриситет , в дальнейших расчетах используем его, тогда м.

Итак, для сочетания усилий N6, на одну ветвь получено:

N b 1 =708,79кН; e=0,118м.

б) для сочетания усилий N7 .

; ;

Поскольку снеговая нагрузка входит в данное сочетание, имеем:

;

;

Так как и разных знаков и ,

коэффициент .

(см. I s для сочетания N6).

Отсюда

Усилия в ветвях:

кН — ветвь сжата

кН — ветвь сжата

Для сочетания усилий N7 имеем: N b 1 =848,17 кН; e=0,1284 м.

Сравнение основных параметров, при прочих равных условиях определяющих необходимое для обеспечения прочности сечения колонны количество арматуры (), показывает невозможность выбора со стопроцент ………..

Страницы: [1] | |