Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики является государственный заказ, позволяющий активно влиять на экономику, воздействовать на спрос, оживлять и расширять производство.
Важное место в системе государственного регулирования занимает стандартизация: она устанавливает нормы, правила и характеристики в целях защиты интересов потребителей и государства. Тем самым обеспечиваются безопасность продукции, работ, услуг, их качество в соответствии с доступным уровнем развития науки и техники, а также единство измерений и экономия ресурсов.
Для подтверждения соответствия продукции, услуг и других объектов установленным требованиям проводится сертификация — обязательная и добровольная. Гигиенический сертификат требуется на производство (ввоз) отдельных видов продукции и услуги. Как правило, это продукция и услуги, касающиеся здоровья человека.
Для отличия производимых сходных товаров и услуг различных производителей используются товарные знаки. Товарные знаки регистрируются, после чего на имя юридического или физического лица выдается свидетельство, удостоверяющее исключительное право владельца в отношении данного товара или услуги. Право на товарные знаки охраняется законом [3, 195].
Разновидностью мер по регулированию
В системе мер государственного регулирования экономики можно выделить четыре относительно самостоятельные, но в, то же время тесно увязанные между собой направления: планирование, программирование и прогнозирование; финансово-кредитное регулирование; антимонопольное регулирование; дерегулирование экономики.
2 ГОСУДАРСТВО В ЭКОНОМИКЕ
2.1 Роль государства в переходной экономике
Страны с рыночной экономикой, формирующейся уже не одно столетие, постоянно ищут оптимальное сочетание
Роль государства в экономике, несомненно, очень велика. Оно регулирует правильное денежное обращение,
Фискальная политика, ее роль в государственном регулировании ...
... фискальной политикой подразумевается государственное регулирование — меры, предпринимаемые правительством для стабилизации экономики, посредством изменения расходов и доходов бюджета государства. Государственная фискальная политика определяет системный подход к сфере закупок товаров и услуг правительством, с учетом налогообложения. В ...
Изменение роли государства как регулятора хозяйственных процессов выступает одним из главных условий перехода к рыночной экономике. С одной стороны, происходит уменьшение степени государственного вмешательства в экономику и государственное регулирование экономических процессов теряет всеобъемлющий характер.
С другой стороны, меняются формы и методы государственного регулирования.
Государственное регулирование экономики переходного периода объективно необходимо по многим причинам. Для Республики Беларусь можно выделить исчезновение централизованного механизма государственного управления; сильную государственную власть; высокий удельный вес государственного сектора. Кроме того, становление рыночной экономики – процесс длительный, и государственное регулирование должно контролировать его, особенно на первоначальном этапе.
Таким образом, вопрос о государственном
Государство в переходной
Основными задачами государства в условиях переходной экономики являются:
- Преодоление кризисных явлений в экономике: стабилизация и рост национального объема производства, снижение уровня инфляции и укрепление курса национальной валюты, повышение инвестиционной активности и т.д.
- Формирование рыночных отношений собственности как основы экономической системы;
- Создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования;
- Формирование развитой системы социальной защиты.
Вышеперечисленные задачи и старается разрешить
Социальное неравенство может корректироваться при помощи прогрессивного налогообложения, в форме субсидий и других методов перераспределения дохода для помощи малоимущим слоям населения и т.д. [7, 65].
2.2 Основные функции государства
Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Функции государства – это основные направления его деятельности.
К основным функциям государства можно отнести следующие:
- правовая;
- воспроизводственно-
технологическая; - зашита конкуренции;
- стабилизационная;
- прогностическая;
- регулирующая и др.
Правовая функция регулирует наиболее важные отношения между субъектами хозяйствования, которые требуют государственной охраны. Это установление норм и правил хозяйствования, формирование организационной структуры управления, регламентация отношений собственности, конкретизация правил создания и ликвидации предприятий и т.п.
Воспроизводственно-
Государственное регулирование топливно-энергетического комплекса страны
... экономике страны. Постепенно государственное регулирование экономики и нефтегазового рынка снижало степень своего влияния в пользу рыночных методов регулирования нефтегазовой отрасли. Однако, в условиях кризиса финансовой системы 2008 года, роль государств ...
Функция защиты конкуренции. В Законе Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» она определяется, как соревнование хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого влиять на общие условия реализации товаров на рынке и стимулируют производство необходимых потребителю товаров. Противоположностью конкуренции является монополия, – когда число продавцов становится настолько малым, что позволяет им оказывать влияние на объем и цену выпускаемой продукции. Для предотвращения монополизации государство вмешивается в экономику. Однако необходимо отметить, что государство должно придерживаться дифференцированного подхода по отношению к монополиям. Дело в том, что в экономике существуют естественные монополии (для Белоруссии, например, добыча минеральных удобрений, МТЗ – завод-монополист).
Существует и государственная монополия, например на производство вино-водочных и табачных изделий, для получения сверхприбылей и пополнения за счет них бюджета.
Стабилизационная функция представляет собой деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильности цен. Основная проблема здесь заключается в том, что для увеличения объема производства необходим рост совокупных расходов, обеспечить который рыночная экономика не в состоянии. В результате возможны две ситуации: безработица и инфляция. Для достижения полной занятости государству следует увеличить совокупные расходы. Это возможно путем роста собственных совокупных расходов и расходов частного сектора. Для их стимулирования необходимо снижение ставок налогообложения [9, 124].
Прогностическая функция – определяет приоритетные направления экономического развития, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития экономики; выявления тенденций и направлений движения, формирования механизма рыночного хозяйствования, обеспечения хозяйствования, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы.
Регулирующая функция представляет собой деятельность государства направленная на минимизацию негативных последствий функционирования рыночной экономики; создание правовых, финансовых, социальных основ функционирования рынка; обеспечения социальной защиты населения. Для достижения этих целей правительство способствует формированию инфраструктуры, поддерживает сбалансированность экономики, для чего использует кредитно-денежные, ценовые, налоговые инструменты.
3 МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
3.1 Цели макроэкономического регулирования
Разработка мер государственного макроэкономического регулирования происходит одновременно с определением его целей, средств, возможной эффективности и границ.
Государственные регулирующие органы разрабатывают и осуществляют свои цели не отдельно, а в непременной увязке друг с другом. Именно поэтому в современных государственных программах цели макроэкономического регулирования оформляются в виде многоугольников.
Конституционно-правовое регулирование роспуска Государственной Думы
... регулирование роспуска Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Задачи: 1) рассмотреть понятие и особенности роспуска парламента в Российской Федерации и в других демократических странах; 2) рассмотреть порядок роспуска Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на основании ... государства с новым составом палаты . Порядок роспуска Государственной Думы ...
В общем, правительство любой страны
Но наиболее распространенным среди официальных целей
Достичь одновременно всех поставленных целей – задача трудная. Каждая цель взаимосвязана с другой, поэтому никогда неизвестно, сколько времени потребуется на их реализацию, и возможно ли это вообще.
В макроэкономическом регулировании развитых стран обычно выделяют следующие
1. Постоянный и умеренный хозяйственный рост – первая цель государства. Без устойчивого экономического роста не удастся обеспечить нормальную занятость населения, рост жизненного уровня, развитие инфраструктуры, а также увеличить доходы государственного бюджета.
2. Стабильные цены. Тут государство борется с двумя явлениями: инфляцией, выражающейся в длительном и ощутимом повышении цен, и дефляцией – устойчивым снижением цен. Для нормального функционирования экономики нежелательно и то, и другое. Поэтому правительство неизменно заботится о состоянии цен. Показателями уровня цен в государстве служат различные индексы — индекс цен производителей, индекс цены активов, индексы валового внутреннего продукта и др., а также состав потребительской корзины.
3. Высокая степень занятости. До сих пор не существует гарантий, защищающих рыночный механизм от массовой безработицы. Государство стремится решить эту проблему с помощью различных регулирующих мер. Главным является удерживать уровень безработицы в допустимых пределах. Основные показатели – численность экономически активного населения, занятых и безработных, распределение численности занятых по возрастным группам, размещение производительных сил по территории, численность полностью или частично безработных в сопоставлении с числом свободных рабочих мест и др.
4. Внешнеэкономическое равновесие. Внешнеэкономическое равновесие выражается в сальдо текущих платежей, сальдо платежного баланса и курсе национальной валюты по отношению к валютам других Целям внешнеэкономического равновесия служат повышение конкурентоспособности национального продукта, политика стабилизации национальной экономики при плавающем валютном курсе и развитие долгосрочного международного экономического сотрудничества.
Значимость и последовательность постановки целей в той или иной стране определяется разнообразными обстоятельствами внутреннего и внешнего порядка. Определяя цели государственного регулирования на конкретно временном отрезке, государство сталкивается с проблемой взаимопротиворечивости целей. Поэтому сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей.
Государственная автоматизированная система Российской Федерации ...
... как результат внедрения ГАС «Правосудие» Государственная автоматизированная система РФ «Правосудие» - это территориально распределенная автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого ... автоматизированных систем судов, включая процессы планирования работ, контроля и оценки эффективности указанных процессов. 2. Правовое обеспечение и техническое регулирование ...
3.2 Инструменты макроэкономического регулирования
Для воздействия на макроэкономическую ситуацию в стране государство использует различные инструменты, системы методов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ западных теорий и мирового опыта позволяют говорить как о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования.
Общепринято деление способов государственного регулирования на правовые, административные, экономические.
Правовое регулирование состоит в установлении государством правил «экономической игры» для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и т.д.
Административное