Состояние и перспективы развития макаронной промышленности

Курсовая работа

Макаронные изделия были известны еще в Древнем Египте. В гробницах IV тысячелетия до н. э. были найдены изображения людей, изготавливающих продукт, напоминающий лапшу, а также сама лапша, запасенная для питания по дороге в царство мертвых.

В России макаронные изделия стали известны во времена Петра I, нанимавшего для строительства судов мастеров за границей. Один из них — итальянский мастер Фернандо — передал секрет приготовления макарон русскому предпринимателю, у которого работал. Последний, оценив выгоду нового изделия (макаронные изделия стоили в пять-шесть раз дороже самой хорошей муки), наладил их домашнее производство. Первая макаронная фабрика в России появилась в конце XVIII века в Одессе. В 1913 году в нашей стране насчитывалось 39 макаронных предприятий, производивших около 30 тысяч тонн изделий в год.

Сегодня макароны – это один из самых популярных, сытных и доступных продуктов в нашей стране. В том или ином виде макаронные изделия сегодня присутствуют в меню любой столовой, а также являются обязательным блюдом домашнего питания любого жителя России. Макароны едят регулярно около 80% населения, а общее число потребителей макарон составляет 96%. Производители макаронных изделий предлагают потребителям несколько десятков разновидностей на любой вкус и кошелек. В нашей стране наиболее потребляемыми являются такие виды макаронных изделий, как рожки, лапша и вермишель.

Согласно проведенным исследованиям, мировой экономический кризис заставил жителей нашей страны экономить на продуктах питания, при этом макаронные изделий входят в первую тройку продуктов питания, наряду с хлебом и детским питанием, которые россияне не планируют покупать реже или в меньшем объеме.1 Данный факт говорит о том, что кризисная ситуация вовсе не повод сокращать производство для макаронных фабрик. Макаронная промышленность в нынешних условиях должна сохранять объемы производства, при этом вести хозяйственную деятельность так, чтобы оставаться прибыльной.

Актуальность данной темы объясняется необходимостью поддержки и развития предприятий макаронной промышленности в новых экономических условиях.

Цель курсовой работы — исследование современного состояния и перспектив развития макаронной промышленности в России и тенденций ее развития в условиях мирового экономического кризиса.

24 стр., 11895 слов

Особенности технологии производства макаронных изделий

... особенности технологии производства макаронных изделий, так же дать основную характеристику сырья применяемого для изготовления макаронных изделий. ... усвояемостью. Макаронные изделия имеют ряд преимуществ перед наиболее распространенными продуктами питания. При хранении макаронные изделия не ... Барнаула, один из крупных производителей макаронных изделий в России, в 2011 году планирует увеличить ...

Объектом исследования данной работы является процесс управления развитием предприятий макаронной промышленности в долгосрочной перспективе.

Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи курсовой работы:

1. Производство макаронных изделий в России

1.1. Анализ динамики пищевой промышленности России

Производство макарон и макаронных изделий относится к перерабатывающим производствам и является подотраслью пищевой промышленности России. Роль пищевой промышленности в народном хозяйстве нашей страны очень велика – с одной стороны, Россия обладает уникальными климатическими и природными особенностями, которые позволяют производить богатый набор сельскохозяйственных культур для дальнейшей переработки, с другой – население России превышает 140 млн. чел., и обеспечение граждан страны продуктами питания является одной из важнейших задач правительства.

Мировой экономический кризис повлиял на все отрасли промышленного хозяйства. Динамику индекса производства в докризисный период и во время кризиса демонстрирует диаграмма на рис. 1.2

Рис. 1 – Динамика индекса производства обрабатывающей промышленности России, 2007-2009 гг.

Рассмотрим группу показателей работы предприятий РФ, относящихся к пищевой промышленности (таблица 1).3

Таблица 1

Основные показатели работы организаций по виду экономической деятельности «производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака», 2003-2007 гг. (по данных бухгалтерской отчетности)

Показатель 2003 2004 2005 2006 2007
Число действующих организаций (на конец года) 54 032 53 510 49 973
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млрд. руб. 1 486 1 729 2 143
Индекс производства, в процентах к предыдущему году 106,9 104,4 106,6 107,0 106,1
Среднегодовая численность работников организаций, тыс.

человек

1 588 1 542 1 447 1 436 1 457
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток)1) , млн. руб. 49 775 44 490 64 181 83 453 102 025
Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг)1) , процентов 8,2 7,5 7,9 8,8 9,3

Приведенные в таб. 1 данные свидетельствуют о сокращении количества предприятий рассматриваемой отрасли к 2007 году, однако, при этом вырос показатель объема отгруженной продукции (в рублях) и финансовый результат работы предприятий данной отрасли.

Кроме того, в рассматриваемом периоде наблюдается постоянный рост рентабельности проданных товаров и услуг, что также является положительным фактором развития пищевой промышленности нашей страны до 2007 года, т.е. в докризисный период. Необходимо отметить, что формированию положительной динамики способствовали государственные программы по поддержке агропромышленного комплекса страны, а также малого бизнеса.

Далее проведем анализ производства основных видов пищевых продуктов в России в период 2000-2008 гг. (таб. 2).4

Таблица 2, Производство основных видов пищевых продуктов, включая напитки, и табака

Вид продукции 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Мясо, включая субпpодукты I категории, тыс. т 1194 1284 1456 1677 1776 1857 2185 2561 2903
Мясные полуфабpикаты, тыс. т. 244 338 409 599 772 987 1093 1254 1451
Колбасные изделия, тыс.

т

1052 1224 1468 1700 1865 2014 2198 2411 2455
Товарная пищевая pыбная пpодукция , млн. т. 3,0 3,1 3,0 3,0 3,0 3,4 3,5 3,8 3,7
Масла растительные, тыс. т 1375 1281 1197 1598 1895 2200 2755 2735 2485
Маpгаpиновая пpодукция, тыс.

т

462 515 536 542 560 642 664 752 762
Цельномолочная пpодукция, млн. т 6,2 6,7 7,7 8,5 9,0 9,7 10,0 10,5 10,3
Масло животное, тыс.т 267 271 279 285 276 254 268 272 272
Сыpы жиpные (включая брынзу), тыс.

т

221 255 316 349 348 378 421 437 430
Мороженое, тыс.т 346 364 371 387 396 407 389 383 365
Консеpвы, млн. условных банок 3223 4247 5606 7204 8225 9406 10871 12596 12705
Мука, млн.

т

12,1 12,0 10,9 11,2 10,9 10,4 10,4 10,3 10,3
Крупа, тыс. т 932 994 951 890 890 972 1030 1113 1136
Крахмал сухой, тыс.т 44,7 58,1 66,8 76,3 89,2 97,6 108 123 131
Хлеб и хлебобулочные изделия, млн.

т

9,0 8,6 8,4 8,4 8,2 8,0 7,8 7,8 7,5
Сахаp-песок, тыс. т 6077 6590 6167 5841 4828 5600 5833 6112 5873
Макаpонные изделия, тыс. т 704 764 821 874 958 993 1036 1014 1027
Кондитеpские изделия1) , тыс.

т

1628 1793 1958 2167 2233 2419 2557 2739 2845
Чай натуральный, тыс.т 6,9 50,8 69,3 83,3 89,1 109 129 137 120
Водка и ликероводочные изделия, млн. дкл. 123 131 140 135 135 132 120 131 122
Коньяки, тыс.

дкл.

1749 2056 2661 3533 3912 4512 6442 8060 9932
Вина виноградные, млн. дкл. 24,1 27,4 33,3 36,5 39,1 31,7 47,4 51,3 50,3
Вина плодовые, млн. дкл. 2,8 3,5 2,6 3,2 4,2 3,0 3,0 3,4 3,9
Вина шампанские и игристые, млн.

дкл.

6,8 7,7 8,1 8,8 12,1 14,1 15,4 21,6 20,8
Пиво, млн. дкл. 516 638 703 755 838 910 1001 1147 1140
Воды минеpальные, млн. дкл. 98,5 122 167 203 223 265 299 363 413
Безалкогольные напитки, млн.

дкл.

214 273 321 360 415 484 549 598 571
Папиросы и сигареты, млрд. шт. 348 367 390 383 383 407 414 401 413

По данным таб.2 за рассматриваемый период наиболее выражено (в 17,4 раза) вырос объем производства чая, довольно выражено (более чем в 2 раза) вырос объем производства мяса, мясопродуктов и колбасных изделий, крахмала, коньяков, виноградных вин, шампанских вин, пива, минеральных вод и безалкогольных напитков. В указанный период сократилось производство муки, хлеба и хлебобулочных изделий, сахара-песка, водки и ликероводочных изделий. Сокращение производства в первую очередь связано с уменьшением численности населения нашей страны, которое происходило в рассматриваемый период и продолжает происходить до сегодняшнего дня.

Объем производства макаронных изделий в тыс. т. вырос в 1,46 раза. Современное состояние рынка макаронных изделий в России будет рассмотрено ниже.

1.2. Современное состояние рынка макаронных изделий России

Выработка макаронных изделий в РФ ведется более чем на 300 предприятиях, общая мощность которых превышает 1 млн.т. в год, что может полностью удовлетворить потребности отечественного рынка. Однако импорт данной продукции остается по прежнему на высоком уровне, в частности, в следствии недостатка отечественного сырья для выработки высококачественных изделий.

Объем производства макаронных изделий в 2008 г., по оценке «Экспресс-Обзор», увеличился по сравнению с предыдущим годом на 1,3% и составил 1,021 млн тонн.5 За последние два года объемы производства практически не изменились. При этом в 2007 г. производство увеличилось на 0,9% по отношению к предыдущему году. Несмотря на рост производства в 2008 г., объемы производства по итогам года не на много превысили уровнь 2006 г. (Диаграмма 1)

Диаграмма 1. Производство макаронных изделий, тыс. т. Источник: Росстат, 2007 г.

В настоящее время рынок макаронных изделий нашей страны можно охарактеризовать как высококонкурентный. Так, в России насчитывается около 30 средних и крупных узкоспециализированных производителей макаронных изделий с объемом производства более 5 тысяч тонн в год.6 Кроме того, существуют сотни предприятий, которые выпускают макаронные изделия наряду с другими продуктами питания (хлебом, различными кондитерскими изделиями и т.д.).

Стоит отметить, что большая часть российских макаронных изделий производится в Центральном и Урало-Сибирском регионах. Именно в этих округах сконцентрированы основные производственные мощности.

Среди крупнейших игроков, представленных на рынке макаронных изделий Уральского региона, можно отметить следующих производителей: ОАО «Макфа» (ТМ «Макfа», «Смак», Grand di Pasta), ОАО «Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича» (ТМ «Союзпищепром»), ООО «Торговый дом Алтан» (ТМ Granmulino), Шебекинская макаронная фабрика (ТМ «Шебекинские»), ЗАО «Алейскзернопродукт» им. С.Н. Старовойтова (ТМ «Алейка»), ЗАО «1-ая Макаронная Компания» (ТМ «Знатные», «Экстра М» и др.), ЗАО «КХП «Злак» (ТМ «Увелка»).

Среди новичков стоит отметить ООО «Евро Азиатская Макаронная Компания» (ТМ «Макстори).

В сегменте премиум-класса безоговорочными лидерами являются импортные марки Pasta Zara и Maltagliati.

Следует отметить, что за последнее время прекратили производство макарон такие в прошлом крупные компании, как ОАО «Вермани» (Нижний Новгород), ОАО «Новочебоксарская макаронная фабрика «Россиянка» (Чувашия), ОАО «Русьхлеб» (Ярославль).

Доля импортной макаронной продукции на рынке в течение последних четырех лет изменялась незначительно и составляла, по оценке «Экспресс-Обзор», от 6% до 7,7%.

Большая часть экспортируемых макаронных изделий поставляется в страны СНГ (89,8% от общего экспорта в 2007 г.).

Динамику производства макаронных изделий российскими предприятиями демонстрирует таб. 3.7

Таблица 3, Производство макаронных изделий по видам (тыс. тонн)

Годы 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2007/2000
Макаронные изделия — всего 704 764 821 874 958 993 1036 1014 1,44
в том числе:
макароны 69,5 77,1 79,0 75,2 73,3 89,3 81,9 71,8 1,03
рожки 150 156 156 156 165 185 187 170 1,13
вермишель 244 251 276 280 296 317 347 332 1,36
лапша 21,0 24,4 26,4 24,0 19,8 22,3 21,7 21,7 1,03
фигурные изделия 178 211 249 301 366 305 330 356 2,00