Макаронные изделия были известны еще в Древнем Египте. В гробницах IV тысячелетия до н. э. были найдены изображения людей, изготавливающих продукт, напоминающий лапшу, а также сама лапша, запасенная для питания по дороге в царство мертвых.
В России макаронные изделия стали известны во времена Петра I, нанимавшего для строительства судов мастеров за границей. Один из них — итальянский мастер Фернандо — передал секрет приготовления макарон русскому предпринимателю, у которого работал. Последний, оценив выгоду нового изделия (макаронные изделия стоили в пять-шесть раз дороже самой хорошей муки), наладил их домашнее производство. Первая макаронная фабрика в России появилась в конце XVIII века в Одессе. В 1913 году в нашей стране насчитывалось 39 макаронных предприятий, производивших около 30 тысяч тонн изделий в год.
Сегодня макароны – это один из самых популярных, сытных и доступных продуктов в нашей стране. В том или ином виде макаронные изделия сегодня присутствуют в меню любой столовой, а также являются обязательным блюдом домашнего питания любого жителя России. Макароны едят регулярно около 80% населения, а общее число потребителей макарон составляет 96%. Производители макаронных изделий предлагают потребителям несколько десятков разновидностей на любой вкус и кошелек. В нашей стране наиболее потребляемыми являются такие виды макаронных изделий, как рожки, лапша и вермишель.
Согласно проведенным исследованиям, мировой экономический кризис заставил жителей нашей страны экономить на продуктах питания, при этом макаронные изделий входят в первую тройку продуктов питания, наряду с хлебом и детским питанием, которые россияне не планируют покупать реже или в меньшем объеме.1 Данный факт говорит о том, что кризисная ситуация вовсе не повод сокращать производство для макаронных фабрик. Макаронная промышленность в нынешних условиях должна сохранять объемы производства, при этом вести хозяйственную деятельность так, чтобы оставаться прибыльной.
Актуальность данной темы объясняется необходимостью поддержки и развития предприятий макаронной промышленности в новых экономических условиях.
Цель курсовой работы — исследование современного состояния и перспектив развития макаронной промышленности в России и тенденций ее развития в условиях мирового экономического кризиса.
Особенности технологии производства макаронных изделий
... особенности технологии производства макаронных изделий, так же дать основную характеристику сырья применяемого для изготовления макаронных изделий. ... усвояемостью. Макаронные изделия имеют ряд преимуществ перед наиболее распространенными продуктами питания. При хранении макаронные изделия не ... Барнаула, один из крупных производителей макаронных изделий в России, в 2011 году планирует увеличить ...
Объектом исследования данной работы является процесс управления развитием предприятий макаронной промышленности в долгосрочной перспективе.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи курсовой работы:
1. Производство макаронных изделий в России
1.1. Анализ динамики пищевой промышленности России
Производство макарон и макаронных изделий относится к перерабатывающим производствам и является подотраслью пищевой промышленности России. Роль пищевой промышленности в народном хозяйстве нашей страны очень велика – с одной стороны, Россия обладает уникальными климатическими и природными особенностями, которые позволяют производить богатый набор сельскохозяйственных культур для дальнейшей переработки, с другой – население России превышает 140 млн. чел., и обеспечение граждан страны продуктами питания является одной из важнейших задач правительства.
Мировой экономический кризис повлиял на все отрасли промышленного хозяйства. Динамику индекса производства в докризисный период и во время кризиса демонстрирует диаграмма на рис. 1.2
Рис. 1 – Динамика индекса производства обрабатывающей промышленности России, 2007-2009 гг.
Рассмотрим группу показателей работы предприятий РФ, относящихся к пищевой промышленности (таблица 1).3
Таблица 1
Основные показатели работы организаций по виду экономической деятельности «производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака», 2003-2007 гг. (по данных бухгалтерской отчетности)
Показатель | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Число действующих организаций (на конец года) | … | … | 54 032 | 53 510 | 49 973 |
Объем отгруженных товаров |
… | … | 1 486 | 1 729 | 2 143 |
Индекс производства, в процентах к предыдущему году | 106,9 | 104,4 | 106,6 | 107,0 | 106,1 |
Среднегодовая численность работников организаций, тыс.
человек |
1 588 | 1 542 | 1 447 | 1 436 | 1 457 |
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток)1) , млн. руб. | 49 775 | 44 490 | 64 181 | 83 453 | 102 025 |
Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг)1) , процентов | 8,2 | 7,5 | 7,9 | 8,8 | 9,3 |
Приведенные в таб. 1 данные свидетельствуют о сокращении количества предприятий рассматриваемой отрасли к 2007 году, однако, при этом вырос показатель объема отгруженной продукции (в рублях) и финансовый результат работы предприятий данной отрасли.
Кроме того, в рассматриваемом периоде наблюдается постоянный рост рентабельности проданных товаров и услуг, что также является положительным фактором развития пищевой промышленности нашей страны до 2007 года, т.е. в докризисный период. Необходимо отметить, что формированию положительной динамики способствовали государственные программы по поддержке агропромышленного комплекса страны, а также малого бизнеса.
Далее проведем анализ производства основных видов пищевых продуктов в России в период 2000-2008 гг. (таб. 2).4
Таблица 2, Производство основных видов пищевых продуктов, включая напитки, и табака
Вид продукции | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Мясо, включая субпpодукты I категории, тыс. т | 1194 | 1284 | 1456 | 1677 | 1776 | 1857 | 2185 | 2561 | 2903 |
Мясные полуфабpикаты, тыс. т. | 244 | 338 | 409 | 599 | 772 | 987 | 1093 | 1254 | 1451 |
Колбасные изделия, тыс.
т |
1052 | 1224 | 1468 | 1700 | 1865 | 2014 | 2198 | 2411 | 2455 |
Товарная пищевая pыбная пpодукция , млн. т. | 3,0 | 3,1 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,4 | 3,5 | 3,8 | 3,7 |
Масла растительные, тыс. т | 1375 | 1281 | 1197 | 1598 | 1895 | 2200 | 2755 | 2735 | 2485 |
Маpгаpиновая пpодукция, тыс.
т |
462 | 515 | 536 | 542 | 560 | 642 | 664 | 752 | 762 |
Цельномолочная пpодукция, млн. т | 6,2 | 6,7 | 7,7 | 8,5 | 9,0 | 9,7 | 10,0 | 10,5 | 10,3 |
Масло животное, тыс.т | 267 | 271 | 279 | 285 | 276 | 254 | 268 | 272 | 272 |
Сыpы жиpные (включая брынзу), тыс.
т |
221 | 255 | 316 | 349 | 348 | 378 | 421 | 437 | 430 |
Мороженое, тыс.т | 346 | 364 | 371 | 387 | 396 | 407 | 389 | 383 | 365 |
Консеpвы, млн. условных банок | 3223 | 4247 | 5606 | 7204 | 8225 | 9406 | 10871 | 12596 | 12705 |
Мука, млн.
т |
12,1 | 12,0 | 10,9 | 11,2 | 10,9 | 10,4 | 10,4 | 10,3 | 10,3 |
Крупа, тыс. т | 932 | 994 | 951 | 890 | 890 | 972 | 1030 | 1113 | 1136 |
Крахмал сухой, тыс.т | 44,7 | 58,1 | 66,8 | 76,3 | 89,2 | 97,6 | 108 | 123 | 131 |
Хлеб и хлебобулочные изделия, млн.
т |
9,0 | 8,6 | 8,4 | 8,4 | 8,2 | 8,0 | 7,8 | 7,8 | 7,5 |
Сахаp-песок, тыс. т | 6077 | 6590 | 6167 | 5841 | 4828 | 5600 | 5833 | 6112 | 5873 |
Макаpонные изделия, тыс. т | 704 | 764 | 821 | 874 | 958 | 993 | 1036 | 1014 | 1027 |
Кондитеpские изделия1) , тыс.
т |
1628 | 1793 | 1958 | 2167 | 2233 | 2419 | 2557 | 2739 | 2845 |
Чай натуральный, тыс.т | 6,9 | 50,8 | 69,3 | 83,3 | 89,1 | 109 | 129 | 137 | 120 |
Водка и ликероводочные изделия, млн. дкл. | 123 | 131 | 140 | 135 | 135 | 132 | 120 | 131 | 122 |
Коньяки, тыс.
дкл. |
1749 | 2056 | 2661 | 3533 | 3912 | 4512 | 6442 | 8060 | 9932 |
Вина виноградные, млн. дкл. | 24,1 | 27,4 | 33,3 | 36,5 | 39,1 | 31,7 | 47,4 | 51,3 | 50,3 |
Вина плодовые, млн. дкл. | 2,8 | 3,5 | 2,6 | 3,2 | 4,2 | 3,0 | 3,0 | 3,4 | 3,9 |
Вина шампанские и игристые, млн.
дкл. |
6,8 | 7,7 | 8,1 | 8,8 | 12,1 | 14,1 | 15,4 | 21,6 | 20,8 |
Пиво, млн. дкл. | 516 | 638 | 703 | 755 | 838 | 910 | 1001 | 1147 | 1140 |
Воды минеpальные, млн. дкл. | 98,5 | 122 | 167 | 203 | 223 | 265 | 299 | 363 | 413 |
Безалкогольные напитки, млн.
дкл. |
214 | 273 | 321 | 360 | 415 | 484 | 549 | 598 | 571 |
Папиросы и сигареты, млрд. шт. | 348 | 367 | 390 | 383 | 383 | 407 | 414 | 401 | 413 |
По данным таб.2 за рассматриваемый период наиболее выражено (в 17,4 раза) вырос объем производства чая, довольно выражено (более чем в 2 раза) вырос объем производства мяса, мясопродуктов и колбасных изделий, крахмала, коньяков, виноградных вин, шампанских вин, пива, минеральных вод и безалкогольных напитков. В указанный период сократилось производство муки, хлеба и хлебобулочных изделий, сахара-песка, водки и ликероводочных изделий. Сокращение производства в первую очередь связано с уменьшением численности населения нашей страны, которое происходило в рассматриваемый период и продолжает происходить до сегодняшнего дня.
Объем производства макаронных изделий в тыс. т. вырос в 1,46 раза. Современное состояние рынка макаронных изделий в России будет рассмотрено ниже.
1.2. Современное состояние рынка макаронных изделий России
Выработка макаронных изделий в РФ ведется более чем на 300 предприятиях, общая мощность которых превышает 1 млн.т. в год, что может полностью удовлетворить потребности отечественного рынка. Однако импорт данной продукции остается по прежнему на высоком уровне, в частности, в следствии недостатка отечественного сырья для выработки высококачественных изделий.
Объем производства макаронных изделий в 2008 г., по оценке «Экспресс-Обзор», увеличился по сравнению с предыдущим годом на 1,3% и составил 1,021 млн тонн.5 За последние два года объемы производства практически не изменились. При этом в 2007 г. производство увеличилось на 0,9% по отношению к предыдущему году. Несмотря на рост производства в 2008 г., объемы производства по итогам года не на много превысили уровнь 2006 г. (Диаграмма 1)
В настоящее время рынок макаронных изделий нашей страны можно охарактеризовать как высококонкурентный. Так, в России насчитывается около 30 средних и крупных узкоспециализированных производителей макаронных изделий с объемом производства более 5 тысяч тонн в год.6 Кроме того, существуют сотни предприятий, которые выпускают макаронные изделия наряду с другими продуктами питания (хлебом, различными кондитерскими изделиями и т.д.).
Стоит отметить, что большая часть российских макаронных изделий производится в Центральном и Урало-Сибирском регионах. Именно в этих округах сконцентрированы основные производственные мощности.
Среди крупнейших игроков, представленных на рынке макаронных изделий Уральского региона, можно отметить следующих производителей: ОАО «Макфа» (ТМ «Макfа», «Смак», Grand di Pasta), ОАО «Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича» (ТМ «Союзпищепром»), ООО «Торговый дом Алтан» (ТМ Granmulino), Шебекинская макаронная фабрика (ТМ «Шебекинские»), ЗАО «Алейскзернопродукт» им. С.Н. Старовойтова (ТМ «Алейка»), ЗАО «1-ая Макаронная Компания» (ТМ «Знатные», «Экстра М» и др.), ЗАО «КХП «Злак» (ТМ «Увелка»).
Среди новичков стоит отметить ООО «Евро Азиатская Макаронная Компания» (ТМ «Макстори).
В сегменте премиум-класса безоговорочными лидерами являются импортные марки Pasta Zara и Maltagliati.
Следует отметить, что за последнее время прекратили производство макарон такие в прошлом крупные компании, как ОАО «Вермани» (Нижний Новгород), ОАО «Новочебоксарская макаронная фабрика «Россиянка» (Чувашия), ОАО «Русьхлеб» (Ярославль).
Доля импортной макаронной продукции на рынке в течение последних четырех лет изменялась незначительно и составляла, по оценке «Экспресс-Обзор», от 6% до 7,7%.
Большая часть экспортируемых макаронных изделий поставляется в страны СНГ (89,8% от общего экспорта в 2007 г.).
Динамику производства макаронных изделий российскими предприятиями демонстрирует
Таблица 3, Производство макаронных изделий по видам (тыс. тонн)
Годы | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2007/2000 |
Макаронные изделия — всего | 704 | 764 | 821 | 874 | 958 | 993 | 1036 | 1014 | 1,44 |
в том числе: | |||||||||
макароны | 69,5 | 77,1 | 79,0 | 75,2 | 73,3 | 89,3 | 81,9 | 71,8 | 1,03 |
рожки | 150 | 156 | 156 | 156 | 165 | 185 | 187 | 170 | 1,13 |
вермишель | 244 | 251 | 276 | 280 | 296 | 317 | 347 | 332 | 1,36 |
лапша | 21,0 | 24,4 | 26,4 | 24,0 | 19,8 | 22,3 | 21,7 | 21,7 | 1,03 |
фигурные изделия | 178 | 211 | 249 | 301 | 366 | 305 | 330 | 356 | 2,00 |