Информационные технологии в специальном образовании

Курсовая работа

Подборка по базе: , КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине Информационные технологии.docx , д дИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.doc , Практическое занятие № 1. Информационные процессы..docx , Основы технологии и ветеринарно-санитарная экспертиза рыбных кон , Информационные технологии.doc , Основы технологии и ветеринарно-санитарная экспертиза рыбных кон , Основы технологии и ветеринарно-санитарная экспертиза рыбных кон , Информационные технологии (другой вариант)ответы.pdf , Информационно-коммуникационные технологии 1.docx


Информационные технологии в специальном образовании

В ХХІ веке информационно-коммуникационные технологии стали важнейшим фактором , определяющим развитие общества. Информатизация государственного управления, экономической и социальной сфер, общественной и индивидуальной жизни граждан является необходимым условием, выполнение которого позволяет любой стране претендовать на достойное место в современной информационной цивилизации.

В Республике Беларусь 1 марта 2007 года принята «Комплексная программа системы образования на 2007 – 2010 годы». Основная цель программы: повышение качества образования на основе создания современной информационной образовательной среды, широкого использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной практике.

Суть программированного обучения состоит в высокой степени структурированности предъявляемого материала и пошаговой оценке степени его усвоения. При программированном обучении информация предъявляется небольшими блоками в печатном виде либо на мониторе компьютера. После работы над каждым блоком учащийся должен выполнить задания, показывающие степень усвоения изучаемого материала.

Преимущество программированного обучения состоит в том, что оно позволяет обучающемуся двигаться в собственном, удобном для него темпе. Переход к следующему блоку материала происходит только после того, как усвоен предыдущий.

Компьютер оценивает ответы обучающихся и определяет, какой материал должен быть предъявлен следующим. Отличительной особенностью компьютерного обучения является то, что обратная связь здесь может быть такой богатой и красочной, как в современных компьютерных играх со звуковым сопровождением.

Исследования показывают, что компьютерное обучение позволяет обучающимся довольно быстро усваивать учебный материал. В настоящее время компьютерное обучение является неотъемлемой составной частью других активных методов обучения.

Компьютерные (новые информационные) технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, ещё не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.

5 стр., 2035 слов

«Технологии проектного обучения»

... Какова сущность технологии проектного обучения Технология проектного обучения, базирующаяся на методе проектов, является одной из современных образовательных технологий. Метод проектов ориентирован на ... этой технологии лежит развитие познавательных, творческих интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, ...

Компьютерные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Главная цель внедрения информационных технологий в учебный процесс – повышение его качества и эффективности. Применение компьютеров в учебном процессе сделает знания учеников более прочными и глубокими, повысит их способности к самообучению. При этом обязательно должны сократиться временные издержки на получение заданного результата. Следует добиваться , чтобы на всех этапах учебной деятельности информационные технологии заняли адекватное место.

Различают три варианта компьютерных технологий:

  • «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач);
  • основная – определяющая, наиболее значимая из использованных в данной технологии частей;
  • моно-технология – обучение и управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера.

Большие перспективы у компьютерных технологий в специальном образовании.

Новые перспективы для создания благоприятных условий обучения открывает применение информационных и коммуникативных технологий в специальном образовании.

В последнее время наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями развития – это и речевые патологии, нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта. Применение специализированных компьютерных технологий при работе с ними позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.

Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а, следовательно, и использование разных компьютерных технологий. Их применение способствует результативности коррекционно-образовательного процесса. Поэтому разработка новых приёмов, методов и средств коррекционного обучения детей представляется одним из актуальных направлений развития специальной педагогики.

Область применения информационных технологий достаточно широка и разнообразна, можно выделить три основные сферы их использования в области образования лиц с ОПФР:

  • компенсаторная сфера. Применение информационных и коммуникационных технологий позволяет возместить (компенсировать) нарушения функций организма и оптимизировать процесс получения знаний учащимися;
  • дидактическая сфера. Способствуют оптимизации учебно-воспитательного процесса, стимулируют появление новых технологий обучения учащихся с особенностями психофизического развития;
  • коммуникативная сфера. Облегчают процесс коммуникации, позволяют реализовать свои способности, содействуют расширению социальных связей.

Применение и использование современных информационных ресурсов сопряжено с определенными трудностями, которые связаны с ограниченностью информации о современных информационных ресурсах, отсутствием специального компьютерного и программного обеспечения , недостаточной компетентностью педагогов в вопросах их использования, а также функциональные ограничения учащихся.

3 стр., 1438 слов

Современные дидактические средства обучения и информационные технологии

... в использовании средств обучения. Понятие информационных и коммуникационных технологий Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются ...

Так, к основным функциональным ограничениям у лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата можно отнести трудность или невозможность выполнения мелких и точных движений; недостаточность контроля и координации произвольных движений; недостаточность вспомогательных функций рук; синхронизации движений, зрительно-моторной координации рук; ограничение подвижности, недостаточный объем и сила движений, быстрая утомляемость.

У лиц с нарушениями слуха – сложность или невозможность восприятия звука, а также определение локализации, громкости, высоты и качества звуков.

У лиц с интеллектуальной недостаточностью затруднения обусловлены недоразвитием высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, а также низкой мотивацией и контролем своей деятельности, сложностью в распознавании и интерпретации сенсорных раздражителей, знаков и символов и др.

У лиц с нарушениями зрения сложность или невозможность восприятия световых ощущений, формы, размера, очертаний и цвета визуального раздражителя.

Информационные технологии способны внести существенный вклад в решение наиболее острых проблем современной коррекционной педагогики: разработку инструментов педагога для выявления соотношения между обучением и развитием ребёнка; создание новых «обходных путей» обучения, основанных на применении информационных ресурсов; проектирование новых содержательных областей специального образования; разработку новых способов качественной индивидуализации обучения; разработку специальных педагогических технологий нового типа на основе широкого применения компьютерного моделирования объектов и явлений в любых знаковых формах».

В качестве «обходного пути» к современным информационным ресурсам, информация для людей с нарушениями зрения представляется в слуховой и тактильной модальности (программы экранного чтения, речевые синтезаторы , тактильные дисплеи с брайлевской строкой, средства вывода рельефно-графической информации), для людей с ослабленным зрением предназначены технологии экранного увеличения. В сурдопедагогике и логопедии информационные ресурсы используются для формирования и коррекции произносительной стороны речи. Существуют также информационные ресурсы, предназначенные для коррекции развития психических функций при обучении детей с ОПФР математике, чтению, письму.

При этом одно из преимуществ компьютерных средств обучения заключается в том, что компьютер может комплектоваться с учётом нужд и потребностей людей с ограниченными возможностями. В этом направлении ведутся различные разработки.

Так, для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возможно изменение конфигурации клавиатуры, применяется мембранная клавиатура с повышенной чувствительностью, клавиатура с увеличенными клавишами. Могут использоваться специальные пальцевые датчики. Для людей с нарушениями слуха разработаны специальные компьютерные технологии, при которых голос говорящего человека преобразуется в визуальные символы на экране монитора.

Для людей с нарушениями зрения используется специальная клавиатура с насечками на клавишах, программы, с помощью которых озвучивается информация – так называемый «Экранный чтец».

27 стр., 13144 слов

Развитие творческих способностей учащихся с нарушениями слуха ...

... методы и средства обучения творческим работам учащихся с нарушениями слуха с использованием средств информационных технологий; 4. Разработать творческие работы с использованием средств информационных технологий при обучении работе с графическими редакторами детей с нарушениями слуха. Методологическая и ...

Компьютерные технологии разработаны также для людей с заиканием, алалией, афазией, дисграфией и дислексией, дислалией, дизартрией, ринолалией и др.

Модернизация системы образования детей с нарушениями слуха основана на личностной ориентированности, дифференциации и индивидуализации образования при обеспечении государственных образовательных стандартов; всеобщей компьютерной грамотности, развитии информационных технологий в школе.

Будучи реальным воплощением высших форм абстрактного мышления, компьютер становится важнейшим средством коррекции нарушений всех уровней и форм интеллектуальной деятельности глухих детей. Речевое развитие играет решающую роль в развитии ребёнка как личности. Снижение слуха обуславливает ограничение социального общения и познания окружающего мира. Это ограничение влияет на формирование психики учащегося. Все сферы познавательной деятельности испытывают дефицит. Страдает речь, восприятие, память, внимание, представление, мышление. Обучение детей с нарушением слуха осуществляется на полисенсорной основе. Значимой с этой точки зрения является опора на зрительный анализатор. При обучении детей с нарушением слуха на начальном этапе применяются специализированные программы, разработанные лабораторией компьютерных технологий ИКП РАО (Е.Л. Гончаровой, Т.К. Королевской, О.И. Кукушкиной): «Состав числа», «Лента времени», «В городском дворе». Для обучения детей дактильной форме речи и её закрепления в практике общения , применяются компьютерные программы «Дактильный букварь», «Дактильная речь». При этом на уроке компьютер выступает в качестве нового средства коррекционного обучения, средством организации совместной деятельности учителя и учащихся, самих учащихся.

Белорусским государственным медицинским университетом (С.Л. Кабак, Г.М. Карапетян, Л.С. Димскис, А.В. Подопригора, Ю.Г. Ильич, А.С. Кишкурно) разработана программа сурдопедагогической реабилитации «Руководство». Цель создания программы – совершенствование навыков вербальной речи. Особенность системы в том, что с помощью персонального компьютера речевая реабилитация строится на постепенной, максимально естественной основе, через первоначальное освоение письменной формы жестового языка – первого родного языка для неслышащего. Этот язык не даёт возможности общаться с миром слышащих людей, но он позволяет дать знания неслышащему об этом мире. Он помогает понять смысл многих слов, понятий, явлений. Применяемые в системе методы учитывают особенности психофизического состояния инвалидов и включают в себя механизмы максимального глубокого и рационального восприятия получаемого материала:

  • акцент на визуально-пространственные образы (глухие дети имеют большие возможности развития символической памяти);
  • сочетание развивающего метода обучения, представленного в курсе жестовой письменности, с традиционным объяснительно-иллюстративным методом, предполагающим наличие статической и динамической компьютерной графики.

Иллюстрации и анимация выполнены в стилизованном виде, располагающем к шутливой, доброжелательной форме общения с компьютерной программой. Это в сочетании с дружественным интерфейсом программы и выраженным стремлением детей к самостоятельной работе с современной техникой создаёт ощущение комфорта и побуждает к активному восприятию информации.

4 стр., 1922 слов

Компьютерные технологии в специальном образовании (2)

... технологии частей; монотехнология Компьютерные технологии открывают большие перспективы в специальном образовании. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых не всегда позволяет освоить образовательные программы вне специальных условий обучения, а использование современных информационных компьютерных технологий ...

-Использование поясняющего видеоматериала в привычной для глухих невербальной форме. Процесс речевой реабилитации подразумевает знакомство с новыми словами. В иллюстративной форме не каждое слово можно разъяснить. А смысл многих незнакомых слов может оказаться для глухого недоступным без дополнительного разъяснения, даже если к слову имеется однозначный жест. Человек с нормальным слухом обращается в этом случае к словарю, глухой человек – к системе РУКОВОДСТВО, которая даёт жестовое толкование сложных для понимания слов.

Использование данной компьютерной программы , в конечном итоге, приводит к устранению препятствий в общении глухих с вербальным миром за счет того , что

сами глухие совершенствуют навыки вербальной речи (основное направление),

основам жестовой речи обучается определенный контингент слышащих (вспомогательное направление).

Для глухих и слабослышащих детей предназначена компьютерная технология «Видимая речь», которая позволяет поставить голосовую речь у этой категории детей.

«Визуальный тренажер произношения» включает в себя 12 модулей и позволяет в несколько раз ускорить процесс формирования речевых навыков. Тренажер «Красноречие» активно развивает словообразовательные навыки учащихся.

Тренажер «Учись быстро читать» предназначен для развития навыков чтения при нарушенном темпе их формирования. Он позволяет дозированно воздействовать на формирование узнавания лексических единиц разной длины, автоматизирует первоначальные сенсомоторные навыки различных видов чтения.

Имеются программы озвучивания текстов на компьютере, которые позволяют работать на нем слепым и слабовидящим детям.

Чрезвычайно полезными в коррекционной работе с детьми зарекомендовали себя компьютерные музыкальные редакторы.

При работе с детьми дошкольного возраста используется простая в пользовании компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры». Каждое занятие с использованием данной специализированной компьютерной программы является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным образовательным потребностям ребёнка с нарушениями речевого и языкового развития. Компьютерная технология «Игры для Тигры» предлагает серии упражнений, входящих в четыре блока – Звукопроизношение, Просодика, Фонематика, Лексика, использование которых позволяет работать над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик:

звукопроизношение,

просодические компоненты устной речи,

фонематический слух и восприятие,

лексические и грамматические средства языка,

коммуникативные навыки,

артикуляционная моторика,

обратные речевые кинестезии,

мелкая моторика пальцев рук (работа с манипулятором – мышью, клавиатурой),

слуховое и зрительное восприятие,