При задержках рейса более чем на 1 час, пассажир получает право на вынужденный отказ от перевозки (пассажиру возвращается не только тариф за невыполненную перевозку, но и все сборы за платные услуги, если они оказывались и были оплачены пассажиром, но только в первоначальном аэропорту до начала перевозки).
Также в соответствии со ст.120 ВК РФ пассажир имеет право на компенсацию за просрочку в перевозке, если просрочка произошла по вине перевозчика (25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы).
Обслуживание на борту воздушного судна
К основным задачам обслуживания относятся:
- предоставление сервисных услуг на борту воздушного судна
- обеспечение безопасности полёта
- обеспечение высокого уровня обслуживания пассажиров
Для выполнения этих задач к обслуживающему персоналу предъявляются следующие требования:
- хорошо знать и грамотно эксплуатировать авиационную технику и специальное оборудование воздушного судна
- обладать высокими моральными качествами
- быть вежливым, предупредительным и внимательным
- чётко действовать в экстремальных ситуациях
- иметь приятную внешность
- знать и полностью выполнять должностные инструкции
Основные виды обслуживания:
- встреча пассажиров и размещение их в салоне воздушного судна
- зрительная и устная информация
- выдача предусмотренных картой полётов рационов питания и напитков
- торговля сувенирами
- оказание доврачебной медицинской помощи
- организация культурного досуга
- проведение мероприятий, связанных с обеспечением безопасности полёта и действиями в экстремальных ситуациях
- высадка пассажиров с их ручной кладью с воздушного судна
Виды и объём обслуживания зависят от:
- класса перевозки, которой следует пассажир
- дальности полёта и количества промежуточных посадок
- типа воздушного судна, его пассажировместимости и установленного оборудования
- характера рейса (внутренний или международный)
Исходя из объёмов обслуживания, типа воздушного судна, класса обслуживания зависит количество бортпроводников, которые входят в состав бригады.
Заправка воздушного судна специальными жидкостями
... 17.12.84 № 265. Федеральные авиационные правила: § ФАП-89"Сертификационные требования к организациям авиатопливообеспечения воздушных перевозок", утвержденные приказом ФСВТ России от 18.04.2000 № 89; § ФАП- ... IATA приняла стандарт 1530; § Руководство по аэропортовым службам. Ч.9.Практика технического обслуживания аэропортов. ИКАО.1894. Документы РФ: § Приказ Министерства транспорта РФ от 13.07.2006 ...
Услуги, предоставляемые на борту воздушного судна:
- обязательные услуги (информационно-справочные, индивидуальные, медицинские, бортпитание, реклама, газеты, телевидение)
- рекомендуемые услуги (торговля сувенирами, другими товарами, демонстрация кинофильмов, заказ гостиниц, такси, экскурсионное обслуживание, бронирование билетов, телефонная связь, викторины, конкурсы, лотереи, настольные игры)
- информация на борту бывает двух типов:
а. обязательная (приветственная, по обеспечению безопасности в полёте, о курении, об оборудовании самолёта, о предоставляемых в полёте услугах, о торговле, о питании, о маршруте полёта, о снижении, о пункте посадки, информация после посадки)
b. дополнительная (при возникновении необходимости).
Координация взаимодействия
Структура СОП определяется в каждом конкретном случае, исходя из объёма воздушных перевозок данного аэропорта, наличия в данном городе городского аэровокзала, в котором производится регистрация вылетающих пассажиров, типа воздушных судов, эксплуатирующих данный аэропорт, наличие в аэропорту международного сектора и других особенностей данного аэропорта. В крупных аэропортах при значительных объёмах перевозок СОП состоит из нескольких самостоятельных служб: СОПП (служба организации пассажирских перевозок), СОПГП (служба организации почтово-грузовых перевозок), СОМП (служба организации международных перевозок).
К другим службам аэропорта относятся: АТБ (авиационно-техническая база), ОУВД (Служба организации управления воздушным движением), САБ (служба авиационной безопасности), ЛС (лётная служба), СБП (служба бортпроводников), СНС (служба наземных сооружений), АС (аэродромная служба), ГСМ (служба горюче-смазочных материалов), штаб. Деятельность всех служб аэропорта контролирует ПДСП (производственно-диспетчерская служба предприятия).
Оперативное взаимодействие подразделений и групп СОП с другими службами аэропорта имеет своей главной целью обеспечить выполнение технологических сетевых графиков по своевременному и коммерческому обслуживанию воздушных судов, чтобы выполнить такие задачи как:
- высокий уровень регулярности и безопасности полётов
- оперативный контроль своевременного выполнении всех технологических операций
- чёткое взаимодействие всех групп СОП и соответствующих служб аэропорта при задержках рейсов и возникновении “сбойных” ситуаций
- своевременная отправка транзитных и трансфертных пассажиров
- повышение экономической эффективности рейсов с максимальной платной коммерческой загрузкой каждого рейса
Практика работы ГА показывает, что наиболее успешно задачи взаимодействия решаются внедрением диспетчерской системы управления и контроля, т.е. диспетчеризацией, при которой каждая группа несёт ответственность за выполнение той или иной операции и диспетчер имеет полномочия требовать выполнение операций в установленные графиками сроки. Внедрение диспетчеризации позволяет:
- улучшить организацию и управление воздушными перевозками в аэропорту
- быстро устранять возникающие в ходе работы неисправности, отказы и промедления
- контролировать ход технологического процесса
- внедрять компьютерные системы с установкой терминалов на рабочих местах диспетчеров
В настоящее время координация действий всех служб аэропорта возложена на производственно-диспетчерскую службу предприятия (ПДСП), которая:
- составляет суточные планы полётов и передаёт их во все службы аэропорта
- контролирует работу всех служб аэропорта по технологическому графику
- при задержках рейсов и “сбойных” ситуациях (массовая задержка рейсов) согласовывает вылет воздушных судов с промежуточными аэропортами посадки
- принимает меры по максимальному использованию грузоподъёмности воздушных судов
- осуществляет контроль движения воздушного судна на всю глубину полёта, обеспечивает информацией пассажиров и персонал
- контролирует расстановку воздушных судов на перроне и местах стоянки
- производит учёт и анализ регулярности полётов по всей глубине полётов
- принимает меры по выполнению суточного плана полётов
Технологический процесс обслуживания пассажиров и клиентуры в аэропорту должен обеспечить своевременное обеспечение коммерческой загрузкой каждого рейса. Процесс включает в себя:
- регистрацию билетов и оформление багажа
- специальный контроль безопасности (досмотр)
- доставка и посадка пассажиров в воздушное судно
- загрузка в воздушное судно багажа, груза, почты и бортового питания
- оформление полётной сопроводительной документации
При обслуживании воздушных судов, прилетевших в аэропорт:
- высадка пассажиров и доставка их в аэровокзал
- выдача багажа
- обеспечение обслуживания транзитных и трансфертных пассажиров
- получение и обработка сопроводительных полётных перевозочных документов
Схематически порядок
Аэропорт Диспетчер ПДСП |
Диспетчер авиатехбазы (АТБ) Диспетчер спецавтотранспорта Диспетчер службы ГСМ Диспетчер УВД Отдел главного механика Руководитель ВТП Диспетчер АДП |
Аэропорт Диспетчер ДСОП |
Группа регистрации (ГР) Группа встречи и посадки (ДВП) Дикторская Диспетчер по транзиту (ДТ) Группа питания Диспетчер грузового склада Диспетчер по центровке (ДЦ) Диспетчер по загрузке (ДЗ) |
Диспетчер КГТ Диспетчер по бронированию Диспетчер по комплектованию |
Городской аэровокзал Диспетчер |
Из этой схемы видно:
- взаимодействие диспетчерских служб аэропорта (ПДСП, ДСОП) и городского аэровокзала
- определение фиксированной ответственности каждой
диспетчерской группы за данный участок оперативной работы
Суточный план полётов. Технологический график подготовки воздушного судна к вылету
Суточный план полётов (СПП) составляется на конкретное число, дату и год для воздушных судов, экипажа, бортпроводников и служб аэропорта. СПП С учётом особенностей производственных задач на предстоящие сутки выполняется в ПДСП на основании действующего расписания движения воздушных судов, планов-нарядов лётных подразделений, предварительных планов полётов и заявок на выполнение авиационных работ.
Основной задачей СПП является равномерное распределение
Для составления СПП диспетчер по планированию должен иметь:
- план отправления воздушных судов по региональному и федеральному расписанию на предстоящие сутки, а также выписку из международного расписания
- планы-наряды лётных подразделений ГА
- предварительный план полётов КВС других лётных подразделений, выполняющих полёты по расписанию и вне расписания
- предварительный план полётов литерных и подконтрольных рейсов, а также рейсов с переносом вылета на следующие сутки
- сведения о состоянии и готовности аэродрома первой посадки и запасных к приёму и обслуживанию воздушных судов и о наличии ГСМ на аэродроме
На основании этих данных диспетчер по планированию накануне дня полётов составляет СПП и утверждает его у руководителя авиапредприятия. Утверждённый СПП является основным документом и передаётся в службы аэропорта.
После составления СПП диспетчер обязан:
- обозначить в плане знаком К подконтрольные рейсы
- проверить наличие резерва воздушных
судов и экипажа - дать телеграмму в аэропорт вылета о запрещении или переносе времени прилёта на
рейсы вне расписания
Содержание СПП:
- № рейса
- литер рейса
- тип воздушного судна
- компоновка (предельная коммерческая загрузка)
- принадлежность воздушного судна (управление ГА)
- фамилия КВС
- маршрут
- время прибытия (планируемое)
- время прибытия (фактическое)
- время отправления по расписанию
- время взлёта (планируемое)
- время взлёта (фактическое)
- время прибытия в аэропорт первой посадки
- причина задержки по классификатору; аэропорт-виновник задержки
Классификатор – официальный документ, обязательный для всех аэропортов РФ и утверждённый высшим законодательным органом РФ. В случае задержки рейса диспетчер по нему определяет виновника задержки. Прежде всего, в акте указывается служба, виновная в задержке рейса. Акт подписывается начальником смены.
Для обеспечения СПП применяются технологические графики
Диспетчер СОП принимает необходимые оперативные меры, если те или иные технологические операции выполняются с опозданием, так как это может привести к задержке вылета воздушного судна.
На графике указываются
Сточный план полётов и технологический график подготовки воздушных судов к вылету – это два документа совместимые между собой и позволяющие аэропорту отправления (вылета) координировать слаженную работу всех служб аэропорта.