Важным участком этой части права является выработка терминологии, свойственной определенной сфере отношений. Точность и однозначность терминов и понятий позволяют наиболее корректно сформулировать содержание того или иного института и обеспечить культуру правового регулирования в определенной отрасли правовых отношений. Выработка унифицированных дефиниций в праве вообще является одной из важнейших задач Законодательной и в целом нормотворческой практики. Этим вопросам должно быть уделено специальное внимание.
Что касается источников информационного права, то они ничем не отличаются от источников любой другой отрасли права и охватывают все их разнообразие. Особенным для данной отрасли права является приоритетность тех или иных источников в зависимости от специфики предмета информационных отношений, круга лиц по конкретному правоотношению и содержанию последних.
В структуру источников информационного права включаются: обычаи, законодательные акты и нормы Российской Федерации и субъектов РФ; подзаконные правовые акты субъектов нормотворчества; акты Конституционного суда РФ; внутригосударственные договоры; акты и нормы международного права, а также двусторонние и многосторонние договоры Российской Федерации.
В связи с развитием глобальных информационных систем типа Интернет, которые основаны на паутине сетей и циркуляции больших массивов информации национальной и частной принадлежности, но интернационального пользования, немаловажное значение приобретают такие источники, как обычай и прецедент, стандарт, рекомендации в силу отсутствия правовых норм, регулирующих на межгосударственном уровне указанные отношения. Все чаще встает вопрос о значении не только международных, но и наднациональных отношений и, следовательно, о необходимости иметь адекватные правовые механизмы правового регулирования.
Относительно юридической силы источников внутреннего, национального информационного права, то теория и практика выделяет следующие уровни нормативной основы:
- международные акты, включаемые на основе ст. 15 Конституции Российской Федерации в систему законодательства России;
- общие для всех отраслей права законы — Конституция РФ, конституционные федеральные законы;
- специальные федеральные законы по проблемам информации, информационных ресурсов, средств массовой информации и телерадиовещания, по вопросам связи и коммуникации в информационных системах и сетях, по вопросам использования глобальных , государственных, локальных информационных сетей, о праве на информацию, об отдельных видах информации и т.п.;
- специальные законы по данной проблеме субъектов РФ;
- постановления Конституционного суда РФ по отраслевому законодательству;
- отдельные нормы по информационной проблематике в федеральных законах по разным отраслям права РФ;
- специальные акты подзаконного характера различных органов государственной власти и местного самоуправления, администраций государственных и негосударственных организаций;
- обычаи в области информационной деятельности;
- стандарты.
Специфика нормативно-правовых источников данной отрасли права состоит еще и в том, что вся их совокупность формирует, особый вид информационных ресурсов — нормативно-правовую информацию в структуре правовой информации, которая включает и индивидуальные правовые акты и акты правоприменения. Нормативно-правовая информация является важным сегментом в составе всего национального информационного ресурса.
Данные дистанционного зондирования Земли как источник информации ...
... системами наблюдения уже позволило получать точную текущую информацию об окружающем нас мире. Результат синтеза — количественный метод дистанционного зондирования. Дляанализаданных ... обработки аэрокосмических снимков используют растровые ГИС-пакеты, зональные изображения рассматривают в них как слои информации наряду с другими слоями БД. ДДЗ – важнейший источник оперативной и современной информации ...
3. Информационное право как научная и учебная дисциплины
Развитие доктрины информационного права имеет свою историю. Официально мысль о необходимости выделения такой отрасли права высказана А. Венгеровым еще в 1975г. В связи с тем, что она не всеми была поддержана, научная дисциплина развивалась в рамках компьютерного права, отдельных проблем информационного законодательства, правовой информатизации, правовой кибернетики. В настоящее время идея информационного права реализуется достаточно активно. Во многих странах существуют не только кафедры, но и институты информационного права, имеются публикации по данной проблеме за рубежом и в России (В.А. Копылов, М.А. Вус, Р. Сасскинд и др.).
Тем не менее, пока нельзя сказать, что наукой охвачены все ключевые проблемы отрасли и они имеют достаточную научную интерпретацию.
Примером может служить проблема права на информацию. Даже в специальных работах по правам человека этот вопрос далее общего комментария конституционной нормы в п. 4 ст. 29 Конституции не продвинут. В специальной программной работе коллектива авторов ИГП РАН «Права человека как фактор стратегии устойчивого развития», вышедшей в начале 2000г., места для специального рассмотрения проблемы права на информацию не нашлось. Упоминая о конституционных правах и свободах автор главы о политических правах рассматривает их как «побочные» и напрямую не связанные с проблемой устойчивого развития. В других разделах работы право на информацию затрагивается весьма косвенно
В настоящее время активно идут процессы трансформации многих государственно-правовых институтов в связи с повышением социальной роли информации, развитием информационных технологий и глобальных сетей. Встают новые правовые проблемы, связанные с использованием глобальных информационно-коммуникативных систем в инфраструктуре экономики, политики других социальных сферах. Потребность в специалистах по информатике стремительно нарастает. Даже в США отмечается их нехватка. Рос сия находится далеко не в первых рядах по инвестициям, занятости кадров в этом приоритетном направлении развития общества. Особенно остро стоит вопрос с подготовкой юристов, имеющих необходимую квалификацию по вопросам ин формации и информатизации, информационной безопасности.
Новые информационные системы и технологии
... отношений. В отличие от любой другой инженерной технологии, информационная технология позволяет интегрировать различные виды технологий, а информация, которую она обрабатывает в различных сферах деятельности, ... информационной технике в конце XIX века пришла “механическая” (пишущая машинка, телефон, телеграф и др.), что послужило базой для принципиальных изменений в технологии обработки информации. ...
За последние годы сформировался большой массив российского законодательства, принято множество подзаконных актов, регламентирующих разные направления деятельности в информационной сфере. В настоящее время многие проблемы решаются с учетом процессов формирования информационного общества, но значительно больший объем социально-экономической сферы общественной и государственной жизни лишь стихийно воспринимает информационные инновации. Наиболее консервативной оказывается сфера деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Правовая подготовка и правовая культура даже такой информационной сферы, как СМИ оказывается достаточно низкой. Многие проекты законов и иных нормативных актов разрабатываются без участия юристов и имеют низкое качество.
Однако необходимость включения в систему правовых дисциплин специальной отрасли информационного права долго не воспринималась Министерством науки и технологий Российской Федерации в процессе формирования новой номенклатуры научных специальностей. Лишь на пороге включения этого министерства в состав Министерства промышленности, науки и технологий РФ принято решение о месте информационного права в структуре научных специальностей.
Заключение
Выделение информационного права из общей системы права не связано только с удовлетворением общественной и государственной задачи или потребности. Процесс формирования информационного права связан также с наличием у этой отрасли следующих конструкций:
1.самостоятельный предмет правового регулирования;
2. методы информационного права;
3. понятийный аппарат, присущий только данной отрасли права.
Определение предмета информационного права, как и любой другой отрасли, предполагает выявление определенной сферы общественных и иных явлений, институтов и других организационно-технологических упорядоченностей, которые она изучает. Единого подхода к выявлению предмета информационного права среди лиц, занимающихся данной проблематикой, нет.
Наличием трех конструкций (предмета, методов и понятийного аппарата) информационного права не исчерпывается необходимость в формировании новой отрасли права. Информационному праву присущи также самостоятельные система (нормы и институты), источники.
Предметом информационного права является не только сама информация, но и процессы, связанные с ее получением (созданием, снятием), обработкой, хранением, передачей, распространением и т.д. Совокупность этих действий, связанных с информацией называется информатикой. А создание условий для внедрения новейших технологий в работе с информацией — информатизацией.
Информация, информатизация, коммуникация информации по различным типам сетей и отношения, возникающие в этой связи, в совокупности составляют предметную область информационного права.
Основания прекращения права собственности
... с помощью первоисточников и учебной литературы проанализировать и описать основания прекращения права собственности. Источниками информации для написания работы по теме "Основания прекращения права собственности" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей ...
Информация это объект, объединяющий в себе элементы идеального и материального, имеющий измеряемые определенными единицами физические параметры, стоимость и цену, которым можно владеть, использовать и распоряжаться, обладающий специфическими свойствами дуализма и легкости копирования.
Следует признать, что информация — это неоднозначный предмет гражданских отношений. Здесь переплетаются признаки как интеллектуального, так и материального права. Установление и реализация общих норм, регулирующих отношения по реализации права на информацию разных субъектов и государства, порядок защиты информации как объекта отношений, и прав граждан и юридических лиц как собственников, авторов информационного продукта и услуг, невозможно без четких границ, определяющих сферу информации как объекта права.
Исходя из всего вышеизложенного сформулируем определение информационного права как отрасли российского права.
Таким образом, информационное право – это комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения возникающие в процессе создания, преобразования, хранения, распространения и потребления информации.
Список источников
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/informatsionnoe-pravo-kak-otrasl-prava/
Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ
Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене»
Агапов А.Б. Основы государственного управления в сфере информатизации в Российской Федерации. — М.: Юристъ, 2002. – 382 с.
Бачило И.Л. Информационное право. Роль и место в системе права Российской Федерации // Государство и право. 2001. № 2.
Бачило И.Л. Информационное право. — М.: Юристъ, 2003. -386 с.
Белявская Ю.А. Информация как объект правового регулирования конституционных прав человека и гражданина//Юрист, 2006. № 6. С. 34-37.
Копылов В.А. Информационное право. — М.: Юристъ, 2003. – 295 с.
Копылов В.А. О теоретических проблемах становления информационного права // Информационные ресурсы России. 1998. № 3.
Кристальный Б.И. Информационные права и информатика // Информационные ресурсы России, 2003. № 3. – С. 15-18.
Лебедева Н.Н., Федосеева Н.Н. Право граждан на информацию: становление и развитие//Государство и право, 2006. № 5. С. 98-105.
Общая теория права и государства. Учебник./ Под ред. В.В. Лазарева. — М.: Логос, 2002. – 412 с.
Разуваев В.Э. Информационное право: актуальные проблемы формирования новой отрасли // Материалы научно-практической конференции юридического факультета Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2002. 181 с. С. 160-169.
Рассолов М.М. Информационное право: Учебное пособие. — М.: Юристъ, 2002. – 375 с.
Сатолина М.Н. Информационное общество: к вопросу об отдельных аспектах изменения теоретико-правовых подходов к правовому регулированию общественных отношений//Государство и право, 2006. № 4. С. 81-86.
Степанов О.А. Ключевые аспекты правового регулирования использования и развития информационно-электронных технологий// Государство и право, 2004. № 4. С. 70-72.
Информационные технологии, защита информации
... информация. У информации в АСО есть свой жизненный цикл: Безопасные технологии - это технологии, которые не наносят материального ущерба субъектам, имеющим прямое или косвенное отношение к ним. Субъектом может быть государство, ...
26
1.Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
2.Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ
3.Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене»
4.Агапов А.Б. Основы государственного управления в сфере информатизации в Российской Федерации. — М.: Юристъ, 2002. – 382 с.
5.Бачило И.Л. Информационное право. Роль и место в системе права Российской Федерации // Государство и право. 2001. № 2.
6.Бачило И.Л. Информационное право. — М.: Юристъ, 2003. -386 с.
7.Белявская Ю.А. Информация как объект правового регулирования конституционных прав человека и гражданина//Юрист, 2006. № 6. С. 34-37.
8.Копылов В.А. Информационное право. — М.: Юристъ, 2003. – 295 с.
9.Копылов В.А. О теоретических проблемах становления информационного права // Информационные ресурсы России. 1998. № 3.
10.Кристальный Б.И. Информационные права и информатика // Информационные ресурсы России, 2003. № 3. – С. 15-18.
11.Лебедева Н.Н., Федосеева Н.Н. Право граждан на информацию: становление и развитие//Государство и право, 2006. № 5. С. 98-105.
12.Общая теория права и государства. Учебник./ Под ред. В.В. Лазарева. — М.: Логос, 2002. – 412 с.
13.Разуваев В.Э. Информационное право: актуальные проблемы формирования новой отрасли // Материалы научно-практической конференции юридического факультета Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2002. 181 с. С. 160-169.
14.Рассолов М.М. Информационное право: Учебное пособие. — М.: Юристъ, 2002. – 375 с.
15.Сатолина М.Н. Информационное общество: к вопросу об отдельных аспектах изменения теоретико-правовых подходов к правовому регулированию общественных отношений//Государство и право, 2006. № 4. С. 81-86.
16.Степанов О.А. Ключевые аспекты правового регулирования использования и развития информационно-электронных технологий// Государство и право, 2004. № 4. С. 70-72.