Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Газпром нефть»

Курсовая работа

В современных экономических условиях деятельность каждого предприятия является предметом интереса обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его дальнейшего развития. В связи с этим, актуальность темы данной курсовой работы несомненна: для того чтобы обеспечивать развития предприятия в современных условиях, прежде всего, необходимо уметь реально оценивать финансовые состояния, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.

Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели.

Актуальность темы и центральная функция анализа — поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики. Также другая функция анализа — оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей. И, наконец, разработка мероприятий по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности.

Банки для оценки условий предоставления кредита и определение степени риска, поставщики для своевременного получения платежей, налоговые инспекции для выполнения плана поступлений средств в бюджет и т.д. Финансовый анализ является гибким инструментом в руках руководителей предприятия. Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением и использованием средств предприятия. Эти сведения представляются в балансе предприятия. Основным фактором, определяющими финансовое состояние предприятия, являются, во — первых, выполнение финансового плана и пополнение по мере возникновения потребности собственного оборота капитала за счет прибыли и, во — вторых, скорость оборачиваемости оборотных средств (активов).

Целью данной работы является анализ финансового состояния деятельности ОАО «Газпром нефть».

Объектом исследования является нефтяное предприятие ОАО «Газпром нефть».

Предметом изучения является финансовое состояние деятельности предприятия, на основе бухгалтерской и финансовой отчетности.

3 стр., 1169 слов

Состояние и перспективы развития электроэнергетики в Казахстане

... при участии и финансовой поддержке ПРООН/ГЭФ.» В 2007 году принят проект «Казахстан - инициатива развития рынка ветроэнергетики» ГЭФ/ПРООН. Общая стоимость проекта «Казахстан -инициатива развития рынка ветроэнергетики» ... операции могут возрасти. реформирование энергетический ток электростанция Во-вторых, Экибазтузское угольное месторождение В своем Послании народу Казахстана за 29 января 2010 года ...

В соответствии с данной целью в курсовой работе решаются

1. Изучить теоретические основы финансового состояния предприятия.

  • Рассмотреть сущность и роль анализа финансового состояния в деятельности предприятия;
  • Проанализировать теоретические аспекты анализа финансовой отчетности;
  • Дать анализ уровня ликвидности и платежеспособности деятельности предприятия;
  • Дать оценку деловой активности предприятия.

2. Проанализировать деятельности предприятия на примере ОАО «Газпром нефть».

  • Дать анализ основных показателей деятельности предприятия ОАО «Газпром нефть»;
  • Произвести анализ использования ОФ;
  • Проанализировать показатели движения и постоянства кадров;
  • Дать анализ ликвидности и платежеспособности деятельности предприятия;
  • Проанализировать данные финансовой отчетности;
  • Дать оценку деловой активности предприятия.

1. Организационно-экономическая характеристика организации

«Газпром нефть» — вертикально-интегрированная нефтяная компания, основные виды деятельности которой — разведка и разработка месторождений нефти и газа, реализация добытого сырья, а также производство и сбыт нефтепродуктов.

Доказанные запасы углеводородов по классификации SPE (PRMS) компании составляют 1,34 млрд тонн нефтяного эквивалента (н.э.), что ставит «Газпром нефть» в один ряд с 20 крупнейшими нефтяными компаниями мира.

В структуру «Газпром нефти» входят более 70 нефтедобывающих, нефтеперерабатывающих и сбытовых предприятий в России, странах ближнего и дальнего зарубежья. Компания перерабатывает порядка 80% добываемой нефти, демонстрируя одно из лучших в российской отрасли соотношений добычи и переработки. По объему переработки нефти «Газпром нефть» входит в тройку крупнейших компаний в России, по объему добычи занимает четвертое место.

«Газпром нефть» ведет работу в крупнейших нефтегазоносных регионах России: Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Томской, Омской, Оренбургской областях. Основные перерабатывающие мощности компании находятся в Омской, Московской и Ярославской областях, а также в Сербии. Кроме того, «Газпром нефть» реализует проекты в области добычи за пределами России — в Ираке, Венесуэле и других странах.

Продукция «Газпром нефти» экспортируется в более чем 50 стран мира и реализуется на всей территории РФ и за рубежом через разветвленную сеть собственных сбытовых предприятий. В настоящее время сеть АЗС компании насчитывает почти 1750 станций в России, странах СНГ и Европы.

Крупнейший акционер «Газпром нефти» — ОАО «Газпром» (95,68 %).

Остальные акции находятся в свободном обращении.

2012 г. «Газпром нефть» занимает лидирующие позиции в России по темпам роста добычи углеводородного сырья и переработки нефтепродуктов, а также лидирует по ряду показателей эффективности. Компания начала добычу нефти в рамках опытно-промышленной эксплуатации крупных новых месторождений на севере ЯНАО — Восточно-Мессояхском и Новопортовском. Введена в промышленную эксплуатацию первая очередь Самбургского НГКМ, принадлежащего российско-итальянской компании «СеверЭнергия», где «Газпром нефть» контролирует 25%. Продолжилось формирование и развитие нового добывающего кластера в Оренбургской области. Также компания вошла в новые проекты по разведке и разработке запасов углеводородов на территории Ирака. Московский НПЗ перешел на производство автомобильных бензинов 4-го экологического класса, на Омском НПЗ начато производство бензинов классов Евро-4 и Евро-5, а также дизтоплива класса Евро-5. «Газпром нефть» приступила к развитию сбытовой сети под брендом «Газпромнефть» на территории Украины, а также в Европе (Сербии и Румынии) — под брендом GAZPROM.

1.1. Маркетинговый анализ

Таблица 1.

Структура объема продаж по видам выпускаемой продукции.

(млн. долл. США)

Наименование

2010

2011

2012

2012 к 2010

сумма

уд.вес %

сумма

уд.вес %

сумма

уд.вес %

Высокооктановый бензин

65

0,91

119

1,212183

316

2,81339

251

Низкооктановый бензин

14

0,20

28

0,28522

180

1,602564

166

Нафта

1131

15,90

942

9,595599

1088

9,68661

-43

Дизельное топливо

3179

44,68

4321

44,01548

3791

33,75178

612

Мазут

2205

30,99

3757

38,27035

4165

37,08155

1960

Керосин

181

2,54

158

1,609453

243

2,163462

62

Прочие

340

4,78

492

5,011714

1449

12,90064

1109

Итого

7115

100,00

9817

100

11232

100

4117

Увеличение объемов реализации бензина на экспорт более чем в 3 раза год к году обусловлено ростом объемов производства бензинов на Мозырском НПЗ; Увеличение объемов экспорт нефти (2)">реализации мазута на экспорт на 8,3% год к году обусловлено ростом объемов переработки с одновременным снижением объема реализации на внутреннем рынке; Увеличение объёмов реализации авиатоплива на 46,7% год к году обусловлено выходом на новые рынки сбыта: 35 новых аэропортов в 11 странах – Уганда, Португалия, Хорватия, Сейшельские о-ва, Мальдивские о-ва, Великобритания, Никарагуа, Эфиопия, Латвия, США, Вьетнам; Снижение объемов реализации дизельного топлива на экспорт на 15,7% год к году обусловлено перераспределением реализации на внутренний рынок в связи с ростом спроса; Продажи нефтепродуктов на экспорт снизились на 4,5% квартал к кварталу вследствие снижения объемов экспорта на 3,8% обусловленного сезонными факторами. Продажи нефтепродуктов на международном рынке выросли на 1,4% год к году в основном вследствие роста средних цен реализации на 2,7%.

Более подробно об объемах продаж по потребителям мы рассмотрим в следующей таблице.

Таблица 2.

Структура объема продаж по потребителям.

(млн. долл. США)

Наименование

2010

2011

2012

2012 к 2010

Сумма

уд.вес %

Сумма

уд.вес %

Сумма

Уд.вес %

Государство

1315

18,48208

1517

15,45279

1830

16,29274

515

Предприятиям

2800

39,35348

2050

20,88214

3116

27,74217

316

На экспорт

3000

42,16444

6250

63,66507

6286

55,9651

3286

Итого

7115

100

9817

100

11232

100

4117

По итогам анализа объема продаж по потребителям можно отметить:

  • Объем продаж нефтепродуктов государству с 2010 года на 2012 увеличился на 515 млн. долл. США, что составляет 28%;
  • предприятиям — на 316 млн. долл. США, что составляет 10%;
  • на экспорт за границу — на 3286 млн. долл. США, что составляет 52% (такой рост продаж нефтепродуктов на экспорт обуславливается, прежде, всего ростом спроса на продукцию и ростом цен на международном рынке, а также с появлением новых заказчиков).

Основываясь на данных можно сделать вывод: предприятие активно растет и развивается, руководству следует поддерживать такой темп развития и продолжать искать новые месторождения, методы переработки, новых партнеров.

Исследуя объемы продаж, следует также рассмотреть ценовую конкурентоспособность продукции в 2012 году, представленную в таблице 3.

Таблица 3.

Ценовая конкурентоспособность продукции в 2012 году.

(долл. США за тонну)

Группа продукции

Газпром нефть

Роснефть

Лукойл

Средняя цена по России

Высокооктановый бензин

836,87

837,12

834,35

835,9

Низкооктановый бензин

751,86

749,54

751,9

750,3

Дизельное топливо

709,4

712,8

706,3

710,16

Мазут

320,23

293,13

296

355,8

По итогам анализа конкурентоспособности продукции за 2012 год можно сделать вывод:

  • цена на высокооктановый бензин может конкурировать только с компанией «Роснефть», а среднюю цену по России превышает лишь на 0,93 доллара, что также свидетельствует о конкурентоспособности на внутреннем рынке страны;
  • цены на низкооктановый бензин способны конкурировать только с компанией «Лукойл», средняя цена по России ниже показателя организации;
  • цена на диз. топливо способна конкурировать только с компанией «Роснефть», а «Лукойл» значительно превосходит в ценовой политике данную организацию, а средняя цена по России превышает показатель организации, что значит цена остается вполне конкурентоспособной на рынке страны;
  • цена мазута не способна конкурировать ни с одной компанией, но, как и показатели всех компаний, она все же ниже средней цены по России. Следовательно, нашей организации есть пища для размышлений по ценовой политике и, если невозможно снизить цены на продукцию, то стоит повышать ее качество и тем самым привлекать потребителей.