Тема данный работы «Общая характеристика и направления развития трубопроводного потока «Южный поток».
Данная работа поможет сформировать представление о современных проектах нефтяных и газовых трубопроводов, на примере проекта «Южный поток». А также даст представления о целях и задачах подобных глобальных проектов. Невозможно оценить масштабность и значимость таких проектов, ставшей уже такой неотъемлемой частью жизни каждого.
Человечество находится в непрерывном развитии и для поддержания этого процесса ему необходима энергия. На сегодняшний день главную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики играют ископаемые топливные ресурсы. Однако невозобновляемость ископаемых энергоресурсов, потребность в них при достаточно неравномерной степени их распределения создают серьезную проблему их использования, особенно актуальную в сегодняшнее время — время высоких технологий и чрезвычайно больших затрат энергии.
На данный момент трубопроводный вид транспорта самый эффективный и рациональный способ транспортировки углеводородов, безопасный и экономически обоснованный, а также качественно и количественно выгодный вид транспортировки.
Существует и используется на данный момент несколько видов транспортировки нефти, газа и нефтепродуктов осуществляется на сегодняшний день такими видами транспорта как морской, железнодорожный, трубопроводный и отчасти автомобильный. Трубопроводный транспорт — вид производственной деятельности, направленной на доставку продукции к месту назначения по трубопроводам. Для транспортировки жидких и газообразных углеводородов этот вид транспорта является наиболее целесообразным, он занимает первое место по грузообороту и третье по объему перевозок.
Развитие экономики любой страны неразрывно связано с четкой работой по доставке сырья и готовой продукции. В России трубопроводный транспорт является основным видом транспортирования нефти и газа от мест добычи до потребителя. Этот вид транспорта способен гарантировать равномерную поставку больших грузопотоков нефти, нефтепродуктов и газа при минимальных экономических затратах.
Трубопроводный транспорт — один из наиболее динамично развивающихся видов транспорта. Пожалуй, его главным отличием от других видов транспорта является тот факт, что в процессе транспортировки товара перемещается сам товар, но не транспортное средство (во многом это обусловлено физическими свойствами транспортируемого товара — нефти, газа, др.)
Топливно-энергетические ископаемые: (нефть, газ, уголь, горючие ...
... Дебит скважин, помимо физических свойств коллектора, его мощности и насыщения, определяется давлением растворённого в нефти газа и краевых вод. При добыче нефти скважинами не удаётся целиком извлечь всю ... Россия дают больше половины всей мировой добычи. Уголь добывают в основном в экономически развитых странах: ФРГ, Великобритания, Польша, Австралия, ЮАР и др. Энергетическая проблема связана с ...
Строительство “Южного поток” — поистине историческое событие. Проект воплощает в себе стремление России и стран Южной и Центральной Европы к укреплению энергетического сотрудничества и созданию новой надежной системы поставок российского газа европейским потребителям. “Южный поток” как масштабный инфраструктурный проект придает мощный импульс экономикам стран — участниц проекта.
Без сомнения проект «Южный поток» грандиозное продвижение в развитие не только в экономическом плане, но и в политическом. Создание такой системы дает реальную возможность выйти на первые строчки по добычи и экспорту российским газом. Трубопровод «Южный поток» гарантирует регулярные и бесперебойные поставки газа в Европу. Увеличивая экспорт российского газа, мы получаем стабильность и рост в экономическом плане.
Рассмотрим проект «Южный поток» в целом, его структуру и планы, и немного заглянем в будущее.
1. «Южный поток». Ключевые моменты
Добыча и переработка нефти играет ключевую роль в развитии многих регионов Российской Федерации. На территории нашей страны выделяют несколько территорий, располагающих значительными запасами нефти и газа, которые называют нефтегазоносными провинциями. В их число входят как традиционные регионы добычи: Западная Сибирь, Поволжье, Северный Кавказ, так и новые нефтегазоносные провинции: на Европейском Севере (Тимано-Печорский регион), в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
В настоящее время около 84% нефти, экспортируемой за пределы России, попадает в трубопроводную систему. Из остальных 16% — 13% приходится на железнодорожный транспорт и оставшиеся 3% — на речной и водный.
Единственным оператором нефтепроводов в России является ОАО «АК «Транснефть», на долю которой приходится 97% перевозок всей нефти, добываемой в стране. Трубопроводная система компании общей протяженностью более 217 тыс. километров, из которых 46,7 тыс. км. приходится на нефтепроводы и 19,3 тыс. км. — на нефтепродуктопроводы, связывает основные нефтегазовые регионы России с рынками сбыта в Западной и Восточной Европе.
В настоящее время основными экспортными нефтепроводами являются:
- Балтийская трубопроводная система (Ярославль-Приморск, пропускной способностью 74 млн. т. в год);
- трубопровод Дружба, северная ветка которого уходит в Польшу, а Южная — в Словакию (90 млн. т. в год);
- черноморские трубопроводы Самара-Одесса (12 млн.
т. в год) и Самара-Новороссийск (43 млн. т. в год).
В настоящее время активно разрабатываются четыре направления экспорта российской нефти и транзита нефти из стран СНГ через территорию России:
v каспийско-черноморско-средиземноморское,
v северобалтийское,
v центрально-европейское
v восточно-сибирское.
При этом наиболее перспективным является восточно-сибирское направление в связи с активным ростом потребления нефти в Азиатско-Тихоокеанском регионе, прежде всего в Китае. Поэтому в целях обеспечения стратегических и экономических интересов России планомерно и комплексно прорабатываются все четыре направления экспорта российской нефти и транзита нефти из стран СНГ через территорию России.
Стратегические и экономические интересы России тесно связаны с увеличением объемов транзита нефти стран СНГ. Транзит нефти будет способствовать как загрузке существующих мощностей системы магистральных нефтепроводов, так и строительству новых трубопроводов.
Место и роль экспорта нефти в России
... долл., в том числе нефти и нефтепродуктов - более 200 млрд долл. (табл. 2). Таблица 1 - Добыча нефти с конденсатом в России и мире в 1970 - 2010 гг. Таблица 2 - Экспорт из России в 2010 ... реализации новых нефтегазодобывающих проектов, прежде всего в Восточной Сибири, Тимано-Печоре, на Сахалине, добыча нефти в России несколько увеличилась, при этом в конце 2010 г. суточная добыча нефти впервые за ...
Проект «Южный поток» направлен на укрепление энергетической безопасности Европы. Это ключевой проект в рамках стратегии по диверсификации маршрутов поставок газа в ЕС. Напрямую соединив поставщиков с потребителями углеводородов, «Южный поток» значительно повысит безопасность энергоснабжения всего европейского континента.
Эксперты сходятся во мнении, что в средне- и долгосрочной перспективе спрос на газ в ЕС будет возрастать. Страны, которые ранее не потребляли газ в больших объемах для промышленных нужд, скорее всего, будут ориентировать свои экономики на его использование, так как уголь, мазут и атомная энергетика существенно уступают газу по экологичности. И несмотря на то, что сегодня собственная добыча все еще обеспечивает значительную долю внутреннего европейского потребления, со временем ее доля будет неуклонно сокращаться. Европе будут необходимы увеличение импорта природного газа и, естественно, новые мощности по его транспортировке.
Согласно консенсус-прогнозу ведущих мировых центров прогнозирования, потребность европейских стран в дополнительном импорте газа к 2020 году может достигнуть 80 млрд куб. м, к 2030 году — превысить 140 млрд куб. м.
Таким образом, основными вопросами энергобезопасности европейского континента становятся наращивание объемов поставок газа и исключение транзитных рисков. Именно этим критериям полностью соответствует инициатива по строительству «Южного потока».
Основной целью проекта «Южный поток» является удовлетворение дополнительного спроса европейцев на природный газ, наиболее экологически чистое и безопасное ископаемое топливо. Именно газ еще долгое время будет служить для ЕС надежной опорой в сфере энергетики, поэтому диверсификация маршрутов и совместная реализация проектов по строительству новых «оффшорных» систем газопроводов являются жизненно важными элементами современной архитектуры европейской энергетической безопасности.
Если заглядывать в историю, то Южный проект уже давно разрабатывается, и над его созданием потрудились и еще продолжают трудиться немало человек. За это время было подписано достаточно соглашений и договоров.
Начиная с 2008 по 2012 г. ОАО «Гипроспецгаз» выполнило по проекту «Южный поток» ряд работ:
- инвестиционный замысел;
- обоснование инвестиций в строительство газопровода «Южный поток»;
- технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта «Южный поток» по территории Республики Сербии;
- сводное технико-экономическое обоснование проекта «Южный поток»;
- комплексные инженерные изыскания на стадии «проектная документация» в рамках реализации проекта морского участка газопровода «Южный поток»;
- технико-экономический анализ поставок российского природного газа в Македонию в рамках проекта «Южный поток»;
- проектная документация.
Можно выделить некоторые ключевые события в истории создания и воплощении в реальную жизнь очередного глобального проекта «Газпром», которые позволят полностью представить всю картину.
Все началось с 14 ноября 2006 г. В этот день «Газпром» и Eni подписали Соглашение о стратегическом партнерстве, в соответствии с которым «Газпром» получил возможность c 2007 года осуществлять прямые поставки российского газа на итальянский рынок. В соответствии с соглашением действующие контракты на поставку российского газа в Италию продлены до 2035 года. [1]
Проект производства работ по строительству газопровода
... проекта производства работ строительства ПЭ газопровода, учитывающего рациональную организацию производства работ и применение современных технологий. Задачи выполнения курсового проекта по профессиональному циклу ПМ 02 МДК 02.01. реализация технологических процессов монтажа ... Данный курсовой проект разработан на строительство газопровода в п.Яр. Газопровод проложен по улице Крайняя и Южная на ...
Следующей точкой было 23 мая 2007 г «Газпром» и Eni подписали Меморандум о взаимопонимании по реализации проекта «Южный поток». Меморандум определил направления сотрудничества двух компаний в области проектирования, финансирования, строительства и управления «Южным потоком».
Чуть больше, чем через полгода, а именно 18 января 2008 г в Швейцарии была зарегистрирована компания специального назначения для строительства морской части газопровода South Stream AG. Учредителями компании на паритетной основе выступили «Газпром» и Eni.
Всего спустя несколько месяцев 1 апреля 2008 г были заключены межправительственные соглашения о реализации проекта с Австрией, Болгарией, Венгрией, Грецией, Сербией, Словенией и Хорватией.
«Газпромом» были подписаны двусторонние соглашения о сотрудничестве по реализации проекта с уполномоченными национальными компаниями: сербским ГП «Сербиягаз», Венгерским банком развития (MFB), «Болгарским энергетическим холдингом ЕАД», оператором греческой газотранспортной системы DESFA, австрийской OMV.
Также были учреждены совместные проектные компании для реализации проекта на территории Сербии — South Stream Serbia AG (доля «Газпрома» — 51%, ГП «Сербиягаз» — 49%), Венгрии — South Stream Hungary Zrt. (по 50% у «Газпрома» и Венгерского банка развития, MFB), Греции — South Stream Greece S.A. (по 50% у «Газпрома» и DESFA), Болгарии — South Stream Bulgaria AD (по 50% у «Газпрома» и «Болгарского энергетического холдинга» ЕАД).
Но следующий пункт был выполнен только спустя два года, а именно 19 июля 2010г ОАО «Газпром», Eni и французская энергетическая компания EDF подписали трехсторонний Меморандум, предусматривающий вхождение EDF в состав акционеров South Stream AG.
Дальше произошли некоторые кадровые перестановки, и 01 октября 2010 г председателем совета директоров и главным исполнительным директором South Stream AG был назначен Марсел Крамер.
Спустя два месяца 13 ноября 2010 г «Газпром» и «Болгарский энергетический холдинг» ЕАД подписали Соглашение акционеров и Устав совместной проектной компании South stream Bulgaria AD. В сферу деятельности South Stream Bulgaria AD будет входить реализация предынвестиционной стадии проекта «Южный поток», а также финансирование, строительство и эксплуатация газопровода на территории Болгарии.
Через несколько дней уже в наших краях 16 ноября 2010 г был подписан Договор о сотрудничестве между «Газпромом» и Администрацией Краснодарского края на период реализации проекта строительства газопровода «Южный поток» в 2010-2014 годах. На территории края в рамках реализации проекта «Южный поток» планируется строительство уникальной компрессорной станции. Она обеспечит возможность транспортировки газа на 900 км по морской части газопровода, которая будет проходить на больших глубинах.
Технический проект участка автомобильной дороги от пункта А до пункта Б
... слой плодородного грунта на участках строительства дороги; предусматривать снегозащитные ... перевозок и меньше производительность работы автомобилей. Особенно значительная роль ... ископаемых. В процессе выполнения проекта на строительство автомобильной дороги ... она давно не справляется с потоком автомобилей и рядом с ней ... Читу, Красноярск, Владивосток и на южные курорты. Аэропорт Новокузнецк-Спиченково, ...
И последующие три года произойдет большинство событий, и подпишется большая часть важнейших соглашений, которая даст возможность начать строительство трубопровода «Южный поток» и открыть новые горизонты в экономическом и политическом пространстве.
2011 год богат на события и пестрит новыми этапами в развитии проекта «Южный поток». Начиная с 21 апреля 2011 г «Газпром» и Wintershall подписали Меморандум о взаимопонимании в отношении проекта «Южный поток», предусматривающий присоединение Wintershall Holding GmbH к реализации морского участка проекта. Меморандумом также предусмотрено заключение новых долгосрочных контрактов на поставку природного газа совместной компании Wintershall Erdgas Handelshaus Zug AG (WIEE).
А на следующий день 22 апреля 2011 г «Газпром» и Geoplin Plinovodi d.o.o. подписали Соглашение участников компании South Stream Slovenia LLC — совместной проектной компании, создаваемой на паритетных началах для реализации проекта «Южный поток» на территории Словении.
Следующей остановкой стало 16 сентября 2011 г было подписано Соглашение акционеров морского участка проекта «Южный поток». В соответствии с Соглашением немецкая компания Wintershall Holding и французская EDF получили по 15%-ной доле участия в морском участке проекта «Южный поток» за счет сокращения доли Eni на 30%.
В результате доли в морском участке проекта «Южный поток» распределились следующим образом: ОАО «Газпром» — 50%, Eni — 20%, Wintershall Holding и EDF — по 15%.
А 03 октября 2011 г была завершена разработка Сводного технико-экономического обоснования «Южного потока», объединившего в себе ТЭО морского участка, а также ТЭО строительства национальных участков газопровода по территории стран Южной и Центральной Европы.
21 ноября 2011 г произошло очень значимое событие — был введен в эксплуатацию первый объект «Южного потока» — подземное хранилище газа «Банатский Двор» в Сербии. Подземное хранилище является одним из крупнейших объектов хранения газа в Юго-Восточной Европе.
28 декабря 2011 г уже на истечение года Турция выдала разрешение на строительство и эксплуатацию газопровода «Южный поток» в своей исключительной экономической зоне.
А 29 декабря 2011 г Черногория и Республика Сербская изъявили желание принять участие в проекте. Поэтому было принято решение разработать технико-экономические обоснования строительства газопроводов-отводов в эти страны.
И вот в новом году 20 января 2012 г в соответствии с поручением Председателя Правительства РФ Владимира Владимировича Путина был одобрен подробный план мероприятий, позволяющий приступить к ускоренному строительству газопровода «Южный поток» не в 2013 году, а уже в декабре 2012 года.
27 января 2012 г «Газпром» и Plinovodi d.o.o. подписали Дополнительное соглашение к Соглашению участников South Stream Slovenia LLC. Документ определяет конфигурацию и параметры словенского участка газопровода.
27 апреля 2012 г ОАО «Газпром» завершило подготовку проектной документации первого этапа строительства газотранспортной системы «Южный коридор».
13 апреля 2012 г очередные кадровые перестановки и Председателем Совета директоров компании South Stream Transport AG избран Хеннинг Фошерау.
Система сбора и подготовки газа на примере 13 УКПГ Уренгойского месторождения
... В южном направлении газ транспортируется по газопроводу Уренгой - Сургут - Челябинск. Транспортировка нефти и конденсата производится по продуктопроводу Уренгой - Сургут. 1.2 Краткая литолого-стратиграфическая характеристика разреза Разрез Уренгойского месторождения представлен ...
27 августа 2012 г «Газпром» и «Болгарский энергетический холдинг» ЕАД подписали протокол по вопросам реализации проекта «Южный поток» на территории Республики Болгарии. Документ устанавливает точку входа будущего газопровода в газотранспортную систему Болгарии.
29 октября 2012 г было принято положительное окончательное инвестиционное решение по строительству сербского участка газопровода «Южный поток».
31 октября 2012 г принято окончательное положительное инвестиционное решение по строительству венгерского участка газопровода «Южный поток».
13 ноябре 2012 г «Газпром» и Словения подписали Окончательное инвестиционное решение по «Южному потоку».
15 ноября 2012 г «Газпром» и Болгария подписали окончательное инвестиционное решение по «Южному потоку».
15 ноября 2012 г было принято окончательное инвестиционное решение по морской части «Южного потока».
И наконец, 7 декабря 2012 г на площадке компрессорной станции «Русская» в районе г. Анапа Краснодарского края состоялись торжественные мероприятия, посвященные началу строительства газопровода «Южный поток». В присутствии Президента РФ Владимира Путина и высокопоставленных гостей была проведена торжественная церемония сварки символического стыка газотранспортных систем России и Европы, ознаменовавшая начало строительства газопровода «Южный поток».
17 января 2013 г в рамках визита делегации ОАО «Газпром» в Республику Хорватию, российская сторона и «Plinacro d.o.o.» подписали план мероприятий по реализации «Южного потока» на территории Хорватии на 2013-2016 гг.
27 марта 2013 г был подписан долгосрочный контракт на поставку российского газа в Республику Сербию в объеме до 1,5 млрд куб. м. газа ежегодно в течение 10 лет.
15 мая 2013 г началось строительство КС(компрессорной станции) «Казачья» в Краснодарском крае. Суммарная проектная мощность станции «Казачья» составит 200 МВт из которой газ под давлением 11,8 МПа будет поступать на КС «Русская», а оттуда будет направлен в «Южный поток».
6 июня 2013 г состоялось открытие центрального офиса компании South Stream Transport B.V. в Амстердаме. [1]
«Начало строительства „Южного потока“ — поистине историческое событие. Проект воплощает в себе стремление России и стран Южной и Центральной Европы к укреплению энергетического сотрудничества и созданию новой надежной системы поставок российского газа европейским потребителям. „Южный поток“ как масштабный инфраструктурный проект, придает мощный импульс развитию экономик стран-участниц проекта», — сказал Алексей Миллер. [3]
Первые поставки газа по газопроводу запланированы на конец 2015 года. Для обеспечения подачи газа в «Южный поток», а также газификации центральных и южных регионов России «Газпром» реализует масштабный проект газотранспортной системы (ГТС) «Южный коридор». В рамках проекта «Южный коридор» проведена работа по подготовке необходимой проектной документации. В 2012 году получены положительные заключения государственной экспертизы. В настоящее время осуществляется оптимизация трасс газопроводов, проводятся инженерные изыскания, проектирование линейной части газопроводов и компрессорных станций.
2. Проект. Воплощение в жизнь
Как уже было сказано проект «Южный поток» направлен на укрепление энергетической безопасности Европы. Это очередной реальный шаг в реализации стратегии «Газпрома» по диверсификации маршрутов поставок российского природного газа. Новая газопроводная система, отвечающая самым современным экологическим и технологическим требованиям, значительно повысит безопасность энергоснабжения всего европейского континента. Проект «Южный поток» входит в систему газопроводов «Южный коридор». Данный проект позволит направить в регионы центральной и южной части России дополнительные объемы природного газа для развития промышленности, коммунального хозяйства, увеличения темпов газификации, и дополнительной задачей будет бесперебойное обеспечение газом магистрального газопровода «Южный поток». Основными участниками проекта являются:
Система сбора и подготовки газа на примере 13 УКПГ Уренгойского ...
... системе магистральных газопроводов. До 1977 ближайшим действующим был газопровод Медвежье – Центр, в 1978 начал действовать газопровод Уренгой–Надым, а в 1983 Уренгой – Помары – Ужгород. В южном направлении газ транспортируется по газопроводу ...
- Австрия — South Stream Austria Gmbh. Акционеры: ОАО «Газпром» (50%), OMV (50%).
- Болгария — South Stream Bulgaria AD. Акционеры: ОАО «Газпром» (50%), «Болгарский энергетический холдинг» ЕАД (50%).
- Венгрия — South Stream Hungary Zrt.
Акционеры: ОАО «Газпром» (50%), Magyar Villamos Mыvek Zrt. (MVM) (50%).
- Греция — South Stream Greece S.A. Акционеры: ОАО «Газпром» (50%), DESFA S.A. (50%).
- Сербия — South Stream Serbia AG. Акционеры: ОАО «Газпром» (51%), ГП «Сербиягаз» (49%).
- Словения — South Stream Slovenia LLC.
Акционеры: ОАО «Газпром» (50%), Plinovodi d.o.o. (50%) .
- Хорватия — совместная компания в процессе учреждения. Партнеры: ОАО «Газпром» , Plinacro d.o.o.
2.1 Маршрут и строительство трубопровода
Так как строительство трубопровода «Южный поток» проходит в рамках проекта «Южный коридор», то логично для начала представить план строительства проекта «Южный коридор».
Общая протяженность трассы газотранспортной системы составит 2506,2 км. В рамках реализации проекта предполагается строительство 10 компрессорных станций (КС) общей мощностью 1516 МВт. Пропускная способность системы газопроводов «Южный коридор» составит 63 млрд куб. м газа в год. Период реализации проекта — 2010-2017 гг.
Магистральные трубопроводы (МТ) (газопроводы, нефтепроводы, нефтепродуктопроводы), как правило, прокладываются подземно. Прокладка по поверхности земли в насыпи (наземная прокладка) и на опорах (надземная прокладка) допускается только как исключение.[4]
Магистральные газопроводы в зависимости от давления в трубопроводе подразделяются на два класса:
- I класс — при рабочем давлении свыше 2,5 до 10 МПа;
- II класс — при рабочем давлении свыше 1,2 до 2,5 МПа.
Магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы в зависимости от диаметра подразделяются на четыре класса:
- I класс — при условном диаметре свыше 1000 до 1200 мм;
- II класс — свыше 500 до 1000 мм;
- III класс — свыше 300 до 500 мм;
- IV класс — 300 мм и менее.
Для обеспечения нормальных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения МТ и их объектов вокруг них устанавливаются охранные зоны, размеры которых и порядок производства в этих зонах сельскохозяйственных и других работ регламентируются Правилами охраны МТ.[5]
Температура газа, нефти (нефтепродуктов), поступающих в трубопровод, должна устанавливаться, исходя из возможности транспортирования продукта и требований, предъявляемых к сохранности изоляционных покрытий, прочности, устойчивости и надежности трубопровода. Необходимость и степень охлаждения транспортируемого продукта решается при проектировании.[4]
Установка комплексной подготовки нефти и газа Зайкинского месторождения
... 47 3. Описание технологического процесса и технологической схемы установки Установка комплексной подготовки нефти и газа предназначена для сепарации нефти, газа и отделения пластовой воды. На УКПНГ осуществляются следующие ... Метанол горюч, взрывопожароопасен, является сильным ядом. Применяется для подачи в трубопроводы газа для предотвращения образования гидратных пробок. Ингибитор коррозии ВНПП-1- ...
Выбор трассы трубопровода должен производиться по критериям оптимальности, учитывающим затраты при сооружении, техническом обслуживании и ремонте трубопроводов при эксплуатации, включая мероприятия по обеспечению сохранности окружающей среды, а также металлоемкость, конструктивные схемы прокладки, безопасность, заданное время строительства, наличие дорог и т.д.[7]
Прокладка трубопроводов может осуществляться однониточно или параллельно другим трубопроводам — в техническом коридоре.
Под техническим коридором МТ понимают систему параллельно проложенных трубопроводов по одной трассе. В отдельных случаях, при технико-экономическом обосновании и условии обеспечения надежности работы, допускается совместная прокладка в одном техническом коридоре нефтепроводов (нефтепродуктопроводов) и газопроводов.[6]
В состав магистральных газопроводов входят: линейные сооружения, КС, газораспределительные станции (ГРС), пункты измерения расхода газа, станции охлаждения газа (СОГ) (при необходимости).Параметры попутного газа, транспортируемого по МГ, следует принимать с учетом предотвращения выпадения конденсата в газопроводе.[5]
В состав линейных сооружений входят: газопровод с отводами и лупингами, переходы через естественные и искусственные препятствия, перемычки, узлы редуцирования, узлы очистки газопровода, узлы сбора продуктов очистки полости газопровода, узлы подключения КС, запорная арматура, система электроснабжения линейных потребителей, устройства контроля и автоматики, система телемеханизации, система оперативно-технической связи, система электрохимической защиты, здания и сооружения для обслуживания линейной части (дороги, вертолетные площадки, дома обходчиков и т.д.).
Для обеспечения максимальных значений коэффициента гидравлической эффективности (E) следует предусматривать периодическую очистку полости газопровода, как правило, без прекращения подачи газа.
Для предотвращения гидратообразования в начальный период эксплуатации предусматриваются устройства для заливки метанола в газопровод на выходе каждой КС и у линейного крана или перемычки посреди участка между КС.[9]
2.2 Этапы строительства
Реализация проекта разделена на два этапа.
Первый этап. Западный маршрут — предполагает строительство газотранспортной системы «КС „Писаревка“ (Воронежская область) — КС „Русская“ (Краснодарский край)». КС «Русская», в дальнейшем станет головной компрессорной станцией морского участка газопровода «Южный поток», будет построена в Анапском районе Краснодарского края и станет самой мощной в мире.
КС «Русская» одновременно будет являться и конечной точкой «Южного коридора», и начальной точкой «Южного потока». Проектируемая мощность станции — 448 МВт — позволит создать давление газа до 28,45 МПа. Это позволит без дополнительных технических средств транспортировать голубое топливо на расстояние 900 км.
В рамках первого этапа также предусмотрено строительство перемычки от КС «Кубанская» до КС «Кореновская». Кроме того, предусматривается реконструкция существующего коридора «Петровск — Писаревка».
«Перекладка газопровода низкого давления по ул. Центральная ...
... показатели по разделу. 3.1 Основание для проектирования Проект «Перекладка участка надземного газопровода низкого давления по ул. ... 1.0м от газопровода справа по ходу газа на углах поворотов трассы, на границах прокладки газопровода способом наклонно ... наружный диаметр газопровода. В случае обнаружения подземных коммуникаций не указанных в проектной документации, работы приостановить. На ...
Общая протяженность газопроводов Западного маршрута, включая перемычку «КС „Кубанская“ Ї КС „Кореновская“», составит 880,6 км, а мощность компрессорных станций Ї 574 МВт.
Рисунок 1 — Этапы строительства системы газопроводов «Южный коридор»
Второй этап проекта.
Восточный маршрут — включает строительство газотранспортной системы «КС „Починки“ (Нижегородская область) — КС „Русская“» в существующем коридоре «Починки — Изобильное — Северо-Ставропольское ПХГ». Общая протяженность газопроводов Восточного маршрута составит 1625,6 км, а общая мощность компрессорных станций — 942 МВт.
Рисунок 2 — Схема трубопроводого проекта «Южный поток»
У трубопроводного проекта «Южный поток» предлагается следующие направления транспорта газа:
- «Запад»: Петровск — Калач — Писаревка -Сохрановка — Березанская;
- «Восток»: Починки — Петровск — Фролове — Изобильное — КС Сальская — КС Березанская.
Далее весь объем экспортируемого газа подается на головную компрессорную станцию морского газопровода и транспортируется через акваторию Черного моря. Трасса газопровода проходит через территориальные воды и исключительные экономические зоны (ИЭЗ) Российской Федерации, Турции, Болгарии с конечной точкой морского газопровода в районе г. Варна (Болгария).
В качестве начальной точки морского газопровода принят первый сварной шов за оградой выходного охранного крана КС Русская в районе г. Анапа Краснодарского края РФ. Планируется, что КС Русская будет сдана в 2016 г. и по мощности станет самой крупной компрессорной станцией в мире. Она особенная не только по масштабам, но еще и потому, что на ней будет работать отечественное газоперекачивающее оборудование: его по итальянской технологии производит компания «РЭП Холдинг».[1]
Сухопутный участок газопровода пройдет по территориям Болгарии, Сербии, Венгрии и Словении. Конечная точка газопровода — газоизмерительная станция Тарвизио в Италии. [1] От основного маршрута будут построены отводы в Хорватию и Республику Сербскую (государственное образование на территории Боснии и Герцеговины).
Протяженность морского участка трубопровода составит 923 км. Максимальные отметки глубин по маршруту трубопровода достигают 2250 м. Общая протяженность газопровода составляет 1455 км. Проектная мощность — 63 млрд куб. м.
Рисунок 3 — Строительство магистрального трубопровода
Основная часть трассы газопровода по странам Центральной и Южной Европы приходится на равнинные территории, 30 % — на гористые области. Почти 75 % маршрута проходит вдоль коридоров существующих европейских трубопроводов. Трассой пересекаются крупные водные преграды, в том числе дважды — р. Дунай. В рамках Проекта предусматривается строительство газопроводов-отводов для подачи газа европейским потребителям: на болгарском участке — отвод-подключение к существующей ГТС для подачи газа потребителям Болгарии, Турции, Македонии, Греции.
2.3 Сложности при строительстве
Одной из важнейших проблем трубопроводного транспорта является сохранение нормального состояния линейной части промысловых и магистральных трубопроводов. Подземные трубопроводы, работающие при нормальных режимах, сохраняются, по крайней мере, несколько десятков лет. Так, например, некоторые трубопроводы, проработавшие около двадцати лет, полностью сохранились и не требуют ремонта.[6]
Говоря о неисправностях и дефектах можно выделить следующие проблемы:
Дефекты в магистральном проводе:
- а) трещины в сварных стыках;
- б) коррозионные свищи;
- в) разрывы трубы вследствие коррозионного проржавления и недоброкачественного заводского проката;
- г) прорывы прокладок в задвижках и фланцевых соединениях;
- д) повреждение электрических распределительных, устройств и трансформаторов;
- е) обрыв проводов и падение столбов, а также повреждение устройств телефонной связи.
Аварией на трубопроводе считается:
- а) повреждение трубопровода, сопровождающееся пожаром или безвозвратной потерей нефти или нефтепродуктов свыше 500 т;
- б) взрыв трубопровода, сопровождающийся пожаром;
- в) повреждение трубопровода вследствие землетрясения, оползня, наводнения, урагана и других стихийных бедствий.
При строительстве таких масштабных проектов возникает немало сложностей. Например, в строительстве морской части трубопровода, который составляет в объеме 63,0 млрд м3/год предполагается укладка четырех ниток трубопровода производительностью по 15,75 млрд м3/год каждая. Технология строительства морских трубопроводов предусматривает следующие этапы: земляные работы, подготовку трубопровода к укладке, его укладку, засыпку и защиту от повреждений.
Необходимость в заглублении морских трубопроводов связана с тем, что в противном случае они могут быть повреждены при перемещении прибрежных льдов, тралами, якорями судов и т.п. При земляных работах используются устройства, разрабатывающие траншею, как с поверхности воды, так и в подводном положении.[6]
Особенностью морского газопровода «Южный поток» по сравнению с другими крупными проектами подводных трубопроводов является то, что впервые в газовой отрасли планируется прокладка трубопровода диаметром 813 мм на глубинах до 2250 м, как уже говорилось выше. Прокладка газопровода с востока на запад по дну Черного моря осложнена такими факторами, как большие глубины, крутой континентальный склон, риски, связанные с различными геологическими опасностями, агрессивная подводная среда и ряд иных ограничений. Несмотря на то, что у компании «Газпром» уже есть достаточный опыт в прокладке подводных труб в таких проектах, как «Голубой поток» и «Северный поток», но сложность состоит в том, что они прежде не работали с трубами такого диаметра и на таких глубинах. Но в реализации этого проекта участвуют и крупные заграничные нефтяные компании, которые подтвердили техническую осуществимость принятых решений.
Рисунок 4 — Прокладка трубопровода по дну моря
Для изучения природных и техногенных условий по трассе морского участка проектируемого газопровода «Южный поток» в настоящее время выполнены работы по оценке сейсмической опасности и детальным комплексным инженерным изысканиям. Особое место при проведении изысканий отводилось выполнению геофизических исследований с использованием Автономного необитаемого подводного аппарата (АНПА), по результатам выполнения которых получена детальная SD-модель морского дна.
На границе морского и европейского сухопутного участков газопровода «Южный поток» будет сооружен приемный терминал газа. На площадке терминала обеспечиваются: контроль основных параметров газового потока (объем, давление, температура); подготовка газа к транспорту (при необходимости — подогрев газа, приходящего на первую КС европейского участка, до положительной температуры).[1]
Один из ключевых аспектов, необходимых для реализации морского проекта «Южный поток», — испытание материалов для строительства подводной части газопровода. Технологии по обеспечению требуемого качества изготовления с учетом наружного диаметра и толщины стенки труб для газопровода «Южный поток» являются уникальными, находятся на пределе возможностей ведущих металлургических трубных заводов и вне номенклатуры производимой продукции. Газопровод будет прокладываться очень глубоко, и трубы должны выдерживать сверхвысокое внешнее давление.
Кроме того, подводные условия Черного моря классифицируются как агрессивные: скорость коррозии в данных условиях является повышенной вследствие комбинированного воздействия сероводорода и сульфатвосстанавливающих бактерий.
В целях определения необходимых характеристик стали, элементов труб, сварных швов выполнены испытания труб. Образцы труб, выполненные по различным технологиям, и прокатного листа для испытаний изготавливаются такими компаниями, как Sumitomo Corporation LLC, Nippon Steel Corporation, ОАО «Челябинский трубопрокатный завод», ОАО «Выксун-ский металлургический завод», Europipe GmbH, ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», Dillinger Hutte GTS, Voestalpine AG.
По результатам испытаний, проведенных на специализированном оборудовании компании C-FER, подготовлены экспертные заключения и рекомендации к параметрам труб морского участка газопровода «Южный поток». Которые будут обладать максимальным сопротивлением к смятию, воздействию агрессивной коррозионной среды Черного моря, качественной свариваемостью и смогут обеспечить надежную и безопасную работу объекта на период не менее 50 лет.[1]
Наружные покрытия, используемые для противокоррозионной защиты трубопроводов, должны отвечать определенным техническим требованиям. Новое строительство магистральных трубопроводов осуществляется с применением труб, фасонных соединительных деталей и задвижек трубопроводов, имеющих заводские покрытия на основе современных полимерных материалов. В трассовых условиях осуществляется только изоляция зоны сварных стыков трубопроводов покрытиями на основе термоусаживающихся полимерных лент.
2.4 Трубопровод на территории Европы
Если говорить про территории стран Центральной и Южной Европы, то предполагается строительство однониточного газопровода с лупингами (участок трубопровода, прокладываемый параллельно основному трубопроводу; подключается для увеличения пропускной способности последнего).
Давление газопровода — 9,8 МПа. Общая протяженность лупингов будет составлять около 360 км.
На трассе газопровода предполагается строительство семи площадок компрессорных станций: три — на территории Болгарии, две КС в Сербии и по одной КС на территории Венгрии и Словении. На болгарском участке будут после этого установлены газоперекачивающие агрегаты (ГПА) единичной мощностью 32 и 25 МВт. На КС в Сербии, Венгрии и Словении — 16 МВт.
По трассе газопровода строятся отводы для подачи газа потребителям: Болгарии, Турции, Македонии и Греции, Боснии и Герцеговине и Хорватии
2.5 Экономические и правовые аспекты проекта
Общие капитальные вложения в проект составят примерно 10,0 млрд евро для морского газопровода «Южный поток» и 5,5 млрд евро для участков по территории стран Центральной и Южной Европы. Проект обеспечит дополнительные рабочие места на стадии как строительства, так и эксплуатации объектов транспорта газа. За 25 лет эксплуатации объекта рабочими местами будут обеспечены около 1700 человек.[1]
Проект «Южный поток» принесет участникам:
- гарантии поставки дополнительных объемов газа;
- существенный рост объемов транзита газа;
- возможность развития национальной газотранспортной сети;
- экономическую выгоду, в частности доходы от транзита;
- участие местных компаний в проектировании, строительстве и операционном управлении газопроводом;
- уменьшение транзитных рисков;
- возможность появления газораспределительных центров.
При проектировании трасс прохождения газопровода в рамках проекта «Южный поток» страны-участницы договорились, что все технологические, технические и строительные решения будут разрабатываться с учетом природно-климатических и геологических условий местности, а оценка воздействия «Южного потока» на окружающую среду (ОВОС) будет завершена в полном соответствии с принципами международного и европейского права, а также с национальными законодательствами стран — участниц проекта.[2]
Также все компании — участницы реализации проекта «Южный поток» сделали соответствующие заявления о том, что обязуются соблюдать все требования по охране труда и технике безопасности при реализации данного проекта.
Российская сторона добивается присвоения газопроводу так называемого статуса «TEN» («Trans European Network»), то есть признания его приоритетным трансъевропейским энергокоридором. Другими словами, в настоящее время Российская Федерация всеми силами добивается того, чтобы проекту «Южный поток» придали особый статус во всех государствах-участницах данного проекта, так как в октябре 2011 года ЕС отказал проекту «Южный поток» в придании особого статуса. [2]
Дело в том, что без данного статуса «Южный поток» может стать открытым для прокачки газа третьей стороной, попав под действие норм так называемого Третьего энергопакета ЕС, включающего в себя Директиву по рынку электроэнергии 2009/72/EC, отменяющую Директиву 2003/54/EC; распоряжение о создании Агентства по взаимодействию регуляторов в области энергетики (ACER); Регламент об условиях доступа в систему газопроводов, отменяющую Регламент 2005 года.[2]
Следует констатировать тот факт, что в последнее время наметились некоторые подвижки в отношении вопроса о придании особого статуса проекту «Южный поток». Так, 28 декабря 2011 года Турция выдала России окончательное разрешение на прокладку «Южного потока» в своих водах, сняв последнее препятствие на пути этого проекта.
Кроме того, в начале декабря 2011 года Болгария объявила трубопровод «Южный поток» объектом национального значения, что означает, что все юридические, административные и налоговые формальности будут сокращены до минимума, а власти обязуются оказывать максимальную поддержку Газпрому.[2]
А 17 апреля 2012 года аналогичный вопрос обсуждался с представителями венгерской стороны.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что в настоящее время многие правовые аспекты реализации проекта «Южный поток» на территории Европейского союза уже урегулированы в полном объеме, хотя и не исключают возможности их дальнейшей доработки и совершенствования.[2]
Заключение
Таким образом, можно сказать, что при проектировании систем трубопроводного транспорта нефти и газа необходимо сочетать передовые технологии строительства и эксплуатации, экологическую безопасность, надежность и экономическую эффективность. Для обеспечения столь высоких требований нефтегазовая отрасль нуждается в квалифицированных специалистах в области проектирования, сооружения и эксплуатации, магистральных нефте- и газопроводов.
Проект «Южный поток», возможно, очередной грандиозный и главное выполнимый проект. У него есть свои плюсы, но и минусы тоже. Этот проект слишком дорогостоящий, что может сказаться на его развитии. Главной задачей проекта «Южный поток» является укрепление энергетической безопасности Европы. Это ключевой проект в рамках стратегии по диверсификации маршрутов поставок газа в ЕС. Напрямую соединив поставщиков с потребителями углеводородов, «Южный поток» значительно повысит безопасность энергоснабжения всего европейского континента. Но этот проект, также как и все подобные лишь усугубит «сырьевую зависимость» экономики России.
Можно отметить, что в структуре экспорта нефти и нефтепродуктов из России доминируют поставки сырой нефти, а в структуре экспорта нефтепродуктов — поставки мазута и дизельного топлива, предназначенных для дальнейшей переработки в странах-реципиентах. В региональном плане экспорт ориентирован в основном на атлантическое направление, прежде всего, в страны Европы для чего и был спроектирован «Южный поток».
Строительство такой без сомнения сказать грандиозной инфраструктуры даст рабочие места для большого числа жителей. Сейчас человечество находится в постоянном движении и развитие. Мы развиваем промышленность и непрерывно ведем добычу невозобновляемых ископаемых энергоресурсов. Потребность в них при достаточно неравномерной степени их распределения создают серьезную проблему их использования, особенно актуальную в сегодняшнее время — время высоких технологий и чрезвычайно больших затрат энергии.
Построив трубопровод «Южный поток», мы решим проблему транспортировки, но не решим проблему с невозобновляемость и энергоресурсов. У нас будет континентальный трубопровод, но вскоре закончится энергоресурсы.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/gazoprovod-yujnyiy-potok/
трубопроводный транспорт поток
1. «Газовая промышленность», № 5, 2013 г.
2. «Нефть и капитал», № 12, 2012 г.
3. «Нефть, газ и бизнес», № 3, 2013 г.
4. В.В. Масловский, «Основы технологии ремонта газового оборудования и трубопроводных систем», Москва: «Высшая школа», 2004 г
5. В.В. Тетельмин, «Нефтегазопроводы»//Москва, 2008
6. К.С. Басниев, «Добыча и транспорт газа и газового конденсата», Москва: «Недра», 1985 г
7. Л.Г. Телегин «Сооружение газонефтепроводов», Москва: «Недра», 1984 г
8. Р. А. Алиев, «Сооружение и ремонт газонефтепроводов, газохранилищ и нефтебаз», Москва: «Недра», 1987 г
9. Р. А. Алиев, В. Д. Белоусов, А. Г. Немудрой, «Трубопроводный транспорт нефти и газа»//Москва: «Недра», 1988 г