Формирование универсальных учебных действий считается, сегодня, одним из приоритетных направлений современного образования. Стандарты, которые действовали в прежнее время, делали акцент на предметном содержании процесса обучения. Основой образования был объем навыков, умений и знаний, который должен освоить ребенок. Современная практика показывает, что требования, выставляемые к уровню подготовки по конкретным предметам, не гарантируют успешной социализации обучающегося после завершения школы. Ключевое значение приобретают надпредметные умения самостоятельно организовывать собственную деятельность. Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на достижение цели основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие. Универсальные учебные действия дают возможность ученику самостоятельно осуществлять деятельность обучения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия (УУД) позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в основной школе.
Развитие личности ребенка в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование УУД, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный [ 13, с. 16 – 18 ] .
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации [ 11, с. 121 ] .
Формирование технологической культуры у учащихся общеобразовательной школы
... общеобразовательных учебных заведений России, утвержденный Министерством образования Российской Федерации в 1993 г., включена новая образовательная область «Технология». Достижение высокого уровня технологической культуры учащихся требует целостного подхода к процессу ее формирования на ...
К познавательным УУД относятся: читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; осознавать познавательную задачу; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Сегодня общее образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Важная роль отводится использованию познавательных задач, под которыми понимают осмысление явлений и формулировку целей. Познавательные задачи проходят через весь учебный процесс, выполняя в нём самые различные функции: активизируют и мотивируют учащихся, побуждают их к учебной деятельности, удерживая ход процесса учения на высоком уровне, являясь инструментом для выявления результатов учения. От качества познавательных задач зависит качество знаний, умений и навыков и уровень развития способностей ребёнка.
В настоящее время перед педагогами стоит проблема в поиске путей эффективного формирования умений, необходимых для осуществления познавательных универсальных учебных действий у школьников.
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
На современном этапе модернизации образования подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым [1], Т.А. Глазковой [5], О.А. Карабановой [7], Л.Г. Петерсон [12] А.А. Пинским [33] и др.
С учетом актуальности, практической потребности и значимости была определена тема исследования:
Объект: учебно-воспитательный процесс в основной школе.
Предмет: познавательные универсальные учебные действия школьников на уроках технологии.
Цель исследования – определить роль учебного предмета «Технология» в формировании познавательных универсальных учебных действий у школьников.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать методы и методики изучения уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий школьников.
3. Дать рекомендации по теме исследования., В ходе исследования была выдвинута
- учет возрастных особенностей;
- развитие учебно-познавательного интереса к изучению технологии.
Структура работы.
Данная работа состоит из 34 страниц, введения, двух глав, заключения. В списке использованной литературы представлен 21 источник.
Компьютерные технологии в образовании
... (Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М.:Школа-Пресс, 2004.) выделяет следующие основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий: 1) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет ...
Во введении обозначена актуальность темы, объект, предмет, цели и задачи исследования.
1. Психолого-педагогические основы формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках технологии
1.1. Характеристика познавательных универсальных учебных действий
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные интересы и потребности. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.
Теоретико-методологической основой разработки Государственных стандартов общего образования служит системно-деятельностный культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др.
Под познавательным развитием личности понимается формирование у учащихся научной картины мира, развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью, овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения, развитие репрезентативного, символического логического и творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии. [3, с. 7]
В блоке познавательных универсальных учебных действий А. Г. Асмолов выделяет общеучебные действия, логические действия, а также действия постановки и решения проблемы. Безусловно, формирование у учащихся познавательных универсальных действий является одной из приоритетных целей образования. Однако, несмотря на то, что было проведено множество научных исследований, посвященных учебно-познавательной деятельности, способам её формирования и активизации, разработан целый пакет образовательных технологий, направленных на совершенствование общеучебных навыков, многие учителя начальной школы с трудом переходят к ориентации на новые цели начального образования. По-прежнему основной упор делается на овладение знаниями, умениями и навыками. В результате школьники неспособны пользоваться арсеналом учебных средств не только в ситуациях близких к реальным, но и в нестандартных учебно-практических ситуациях. Данный факт неоднократно подтверждался как педагогической практикой, так и мониторингом в сфере образования различного уровня. В связи с этим актуальным становится вопрос определения наиболее благоприятного периода для формирования познавательных универсальных учебных действий.
Использование мультимедийных технологий для улучшения восприятия ...
... В данной работе рассматриваются мультимедиа технологии, как один из способов для улучшения восприятия школьниками учебной информации. Объект: процесс передачи информации с помощью мультимедийных технологий. Предмет: мультимедийные технологии. Цель: методы использования мультимедиа в учебном процессе. ...
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.
Познавательные универсальные учебные действия
- К общеучебным универсальным действиям относятся: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; действие со знаково-символическими средствами [2].
В средней школе общеучебные действия могут быть представлены следующим образом: формулирование цели; поиск и анализ информации; моделирование; структурирование знания; составление устных и письменных высказываний; оценка своих действий; смысловое чтение; формулирование проблемы [4].
- Логические универсальные учебные действия имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение) [2].
Одно из условий формирования познавательных УУД развитие познавательного интереса. Особым видом интереса является интерес к познанию, т.е. познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов, а также умениями и навыками, при помощи которых обучаемый получает образование. Ценность познавательного интереса для развития личности учащегося состоит в том, что познавательная деятельность в данной предметной области под влиянием интереса к ней активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъёму, так что познавательный интерес выступает как важный мотив активности личности, её познавательной деятельности.
Важной особенностью познавательного интереса является также то, что центр его – познавательная задача, требующая от человека активной поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность. Пытливость, любознательность, готовность к познанию, жажда знаний – всё это различные выражения познавательной деятельности, в основе которой лежит познавательный интерес личности, определяющий её активное отношение к миру и процессу его познания. Таким образом, педагогический подход к решению проблемы формирования познавательных УУД должен состоять в том, чтобы возбуждать и постоянно поддерживать у учащихся состояние активного интереса к изучаемым явлениям, целенаправленно формировать познавательный интерес как цельное свойство личности [6].
Мультимедийные уроки как инновационная форма организации учебной ...
... и организатором познавательной деятельности учащихся. Цель исследования : определить место мультимедийного урока в решении обновленных образовательных ... Методологическая основа:, Практическая основа:, Структура дипломной работы:, ГЛАВА 1.МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ 1.1.Мультимедийный компьютер ... гибкости и интеграции различных типов учебной информации, а также благодаря возможности учитывать ...
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют
— моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
— синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Формулирование и решение проблемы:
- постановка проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
- произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
— использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
— учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
- уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
- уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
- уметь устанавливать причинно-следственные связи;
— уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- уметь устанавливать аналогии;
- владеть общим приемом решения учебных задач;
— осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
— уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.
1.2. Педагогические условия и средства формирования познавательных универсальных учебных действий у школьников
При проектировании и проведении урока, направленного на формирование познавательных универсальных учебных действий, учитель может использовать различные методы, средства обучения, приёмы, формы организации деятельности обучающихся, различные педагогические технологии. Это может быть постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации, проектная деятельность, уроки взаимообучения, дидактические игры, средства ИКТ. Кроме того, эффективное стимулирование познавательной деятельности обучающихся в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового учебного материала. Денисова Т.А. пишет, что для развития познавательных умений на каждом уроке необходимо прежде всего вовлечь каждого ученика в работу, обеспечить заинтересованность в изучении нового. Сочетание различных видов познавательной деятельности может быть достигнуто в результате организации исследовательских и проектных работ школьников. При этом речь идёт не о глобальных исследовательских работах по технологии, а об исследованиях, проводимых на каждом уроке, при изучении каждой новой темы. Для этого можно использовать проблемные задачи, диалоги или работу с текстом. В итоге, по мнению Денисовой Т.А., формируются следующие умения :
- видеть проблемы, выдвигать гипотезы;
- ставить вопросы, давать определения понятиям;
- высказывать суждения и делать умозаключения;
- классифицировать и наблюдать.
Для повышения эффективности обучения Денисова Т.А. считает обязательным использование на уроках информационно-коммуникационных технологий, а именно учебников, методических материалов и др. Учитель должен добиться того, чтобы каждый ребёнок умел пользоваться учебной литературой самостоятельно. Таким образом, повышается мотивация к учению, стимулируется познавательный интерес и возрастает результативность самостоятельной работы. Если проводится урок изучения новой темы, не нужно зачитывать материал из учебника хором или поручать чтение кому-то одному – это должен делать каждый самостоятельно про себя на уроке либо дома, чтобы научиться выделять из большого объёма информации то необходимое, что может понадобиться для дальнейшего закрепления материала. Если проводится урок закрепления пройденного материала, можно предложить каждому ученику самостоятельно выбрать список заданий, по которым он будет работать. Например, можно проводить урок в форме самостоятельной деятельности на уроке, для чего необходимо составить список заданий по пройденной теме на трёх уровнях сложности. Уровень своей самостоятельной работы обучающиеся могут выбрать сами или при помощи учителя, если они в этом нуждаются [4, с. 71]. Одним из активных методов формирования познавательных универсальных учебных действий на уроке является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к обучению их системе активных умственных действий. В процессе обучения главным является постановка перед обучающимися какой-то маленькой проблемы и старание ответить на поставленный вопрос. При ознакомлении обучающихся с новыми понятиями, при определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде. Здесь уместно побуждать обучающихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего у детей и возникает поисковая ситуация. Итак, при определении нового понятия обучающимся можно предложить только объект мысли и его название. Ученики самостоятельно определяют новое понятие, затем с помощью учителя могут уточнить это определение и закреплять его.
Другой способ создания поисковой ситуации – использование практического опыта обучающихся, опыта выполнения ими практических заданий в школе или дома. Поисковые ситуации в этом случае будут возникать при попытке обучающихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют задачу поиска. Следующим из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является организация исследовательской деятельности школьников. Для того чтобы ученик стал субъектом учения, необходимо поставить его в такие условия, в каких бывает ученый в момент открытия. Во время организации такой работы учителю необходимо постараться держать «паузу незнания», чтобы включить детей в дискуссию. Каждый из учеников имеет право на свою точку зрения, каждый ответ проверяется, как возможный вариант. Дети довольно быстро отказываются от руководства учителя и берут управление в свои руки. Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что наиболее удачными для формирования познавательных универсальных учебных действий авторы рассматривают проблемную технологию и проектную технологию. Объединяет эти технологии то, что они основываются на самостоятельном выполнении работ учениками, что и влечет собственно формирование познавательных универсальных учебных действий. Носикова Я.Н. связывает формирование общеучебных универсальных учебных действий с понятием познавательной самостоятельности. Под познавательной самостоятельностью понимается интегративное качество личности, которое выражается в единстве интеллектуальных, мотивационных, эмоционально-волевых характеристик, проявляющихся в стремлении к самообразованию, поиску новых знаний и способностях оперировать ими на практике; в умении сознательно ставить перед собой цели и задачи, обеспечивая их качественное выполнение; в признании самостоятельного познания высшей формой творческой мыслительной деятельности. Таким образом, формирование познавательных универсальных учебных действий будет проходить успешно, если давать обучающимся работать самостоятельно. Одна из форм проявления самостоятельности в учении – это самостоятельная работа школьников.
2. Формирование познавательных УУД на уроках технологии
Формирование познавательных учебных действий в курсе технологии осуществляется на основе интеграции интеллектуальной и предметно-практической деятельности, что позволяет ребёнку наиболее сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач. Школьники учатся находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности; анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму; использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.
В настоящее время одно из первостепенных значений приобретает проблема формирования и развития познавательных универсальных действий. Соотношение обучения и развития является основной проблемой образовательного процесса.
Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся, создать ситуацию заинтересованности. Одним из наиболее значимых мотивов учебной деятельности является формирование познавательного интереса. Основным источником стимуляции познавательного интереса является содержание учебного материала, которое несёт учащимся неизвестную ранее информацию, вызывающую чувство удивления, позволяющую по-новому взглянуть на уже известные явления, открыть новые грани в знаниях. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Ещё К.Д.Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным. Он считал, что обучение, лишённое всякого интереса, убивает охоту учиться.
Интерес к изучаемому можно сформировать, если использовать творческие задания. Такие задания и приемы позволяют учителю: сделать процесс обучения творческим, радостным, получить хорошие результаты обучения, постоянно удерживая внимание детей
Данные задания развивают положительную мотивацию к изучению русского языка. Такие задания создают условия для поиска путей решения поставленной проблемы. В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала.
В процессе использования творческих заданий формируются познавательные УУД: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким признакам, выявлять сходство и различие объектов), получать информацию на основе разных источников: слова, рисунки, схемы. Выбирать и дифференцировать, систематизировать полученную информацию.
2.1 Технологии, способствующие формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках технологии
Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно проявление и возможность использовать то, что есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий.
Одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий.
Для дальнейшего успешного обучения у учащихся должны быть сформированы четыре основных вида УУД: личностные УУД , регулятивные УУД, познавательные УУД , коммуникативные УУД .
Познавательные УУД, Система условий для формирования познавательных УУД
1.Создание условий для возникновения вопросов и проблем у учащихся (стимулирование творческого звена мыслительного процесса)
2.Рефлексия мыслительного процесса, достижение высокого уровня понимания решения.
3.Обеспечение эмоционального благополучия детей.
4.Удовлетворение познавательной потребности.
5.Удовлетворение познавательной потребности в межличностном общении.
6.Развитие способности к самоуправлению своей деятельностью – рефлексивной саморегуляции.
7.Дифференциация и индивидуализация содержания обучения.
8.Дифференциация и индивидуализация помощи учителя учащимся., Основные типы задач по формированию данного вида УУД:
- задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач
- задачи и проекты на проведение эмпирического исследования
- задачи и проекты на проведение теоретического исследования
- задачи на смысловое чтение
- задачи на сравнение, оценивание
Результаты развития УУД:
- умение видеть проблему
- умение ставить вопросы
- умение выдвигать гипотезы
- умение структурировать тексты
- умение работать с метафорами
- умение давать определение понятиям
- умение наблюдать
- умение и навыки проведения экспериментов
- умение делать выводы и умозаключения
- умение классифицировать
- умение структурировать материал
- умение производить оценку полученных результатов
- умение представления результатов
Технологии развития познавательных универсальных учебных действий, Таблица №1
Педагогические технологии |
Учебные предметы (предметные области) по приоритетному использованию педагогических технологий |
Технология проектного обучения. |
|
Технология проблемного изложения учебного материала. |
|
Технология исследовательской деятельности. |
|
Технология развития критического мышления. |
|
Технология модульного обучения. |
|
Кейс – технология. |
|
На ступени основного общего образования дети активно включаются в совместные занятия, что позволяет организовать процесс обучения на данной ступени в соответствии с основной задачей основной школы «Учить ученика учиться в общении». Использование различных типов сотрудничества с учетом возрастных особенностей учащихся позволит организовать работу по решению вышеобозначенной задачи.
Таблица № 2
Форма сотрудничества |
Основные составляющие сотрудничества |
Проектная деятельность (как форма сотрудничества) |
|
Дискуссия |
|
Учебное доказательство (как особый способ организации усвоения знаний) |
|
Рефлексия |
|
В основе развития УУД в основной школе лежит
Одним из действенных способов повышения эффективности учебной деятельности в основной школе является приобщение учащихся к проектно-исследовательской деятельности. Используя различные формы данного вида деятельности на учебных занятиях и во внеурочной деятельности, педагог имеет возможность работать над формированием всех видов универсальных учебных действий обучающихся.
Формы организации проектно — исследовательской деятельности формирующие познавательные УУД, На урочных занятиях:
- Урок – исследование
- Урок – лаборатория
- Урок – творческий отчет
- Урок – рассказ об ученых
- Урок – защита исследовательских проектов
- Урок открытых мыслей
- Учебный эксперемент
На внеурочных занятиях:
- Исследовательская практика
- Образовательные экспедиции (походы, поездки, экскурсии)
В воспитательной деятельности:
- Организация выставки
- Подготовка материалов для школьного сайта
- Выпуск стенгазеты
- Проведение социологических опросов с последующей обработкой и представлением данных
- Подготовка классных часов для школьников
В настоящее время, в век компьютеров и новых технологий, для достижения результатов, важно, в первую очередь, инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?».
И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчеркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодежь принимать активную гражданскую позицию. А также школа должна ребенка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать»
2.2. Приемы работы, формулирующие познавательные УУД на уроках технологии
Курс «Технологии» строится на основе интеграции интеллектуальной, эмоционально-оценочной и практической деятельности ученика и предполагает практическое применение знаний, полученных не только непосредственно на уроках технологии, но и при изучении других учебных предметов. В основу обучения положена системная проектно-творческая деятельность учащихся, в которой основные акценты смещаются с изготовления поделок и механического овладения приемами работы в сторону сознательного и творческого использования приемов и технологий при решении проблемных задач в предметно-практической деятельности.
Различными методическими средствами и приёмами у учащихся формируется эмоционально — ценностное отношение к добросовестному творческому труду. Тем самым через приобщение к созидательной творческой деятельности у школьника формируется осознание своей работы, как части общечеловеческой культуры, закладываются основы нравственного самосознания.
Ребята учатся находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; анализировать предлагаемую информацию (образцы швейных изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности; анализировать устройство изделия; выполнять учебно-познавательные действия; использовать знаково-символические средства для решения задач.
Чтобы ученик на уроке технологии начал «действовать», необходимы определенные мотивы. Обучающиеся должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, какова основная учебная задача предстоящей работы. Надо научить ученика формулировать и ставить задачу, а для этого необходимо:
- создать почву для формирования опыта и умения обнаружить проблему;
- разъяснить понятие;
- объяснить важность собственного умения формулировать и ставить проблемы;
- разъяснить, как выявить и поставить задачу.
Формирование познавательных УУД на уроках осуществляется путем подбора заданий, для которых правильные результаты решений нельзя найти в готовом виде в учебнике. Вместе с этим в иллюстрациях и текстах присутствуют подсказки, воспользовавшись которыми, обучающийся может верно решить учебную задачу.
При подготовке и проведении уроков технологии помогут современные образовательные технологии, обеспечивающие формирование познавательных универсальных учебных действий.
Таблица № 3, Современные образовательные технологии
Технологии |
Методы |
Формирование УУД |
Проблемное обучение |
Создание проблемной ситуации |
Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы |
Педагогика сотрудничества |
Совместная деятельность, эвристическая беседа, коллективный вывод, сравнение |
Познавательные: логические универсальные действия |
Индивидуально – дифференцированный подход |
Разноуровневые задания |
Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия |
Компетентно – ориентированное обучение |
Исследовательская работа, проектная деятельность |
Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия |
Информационно – коммуникативные технологии |
Знакомство с новым материалом на ПК, тестирование, презентация, интерактивная доска |
Познавательные: логические универсальные действия, общеучебные познавательные действия |
Игровые технологии |
Игровая ситуация |
Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия |
Рассмотрим каждую из представленных технологий., Технология проблемного обучения:
- стимулирует мотивацию учения;
- повышает познавательный интерес;
- формирует самостоятельность и убеждения.
При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:
— умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);
— самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);
— креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).
Педагогика сотрудничества, Целевой ориентацией является:
- переход от педагогики требований к педагогике отношений;
- гуманно-личностный подход к ребенку;
- единство обучения и воспитания.
Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика – объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как субъекте своей деятельности.
Технология дифференцированного обучения
— Основа: дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенных уровней.
— Основные принципы: открытость системы требований, предъявление образцов деятельности, «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований, посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми учащимися, добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания.
Компетентно – ориентированное обучение
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся: охотно и самостоятельно приобретают недостающие знания из различных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; развивают у себя исследовательские умения. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Технология организации проектной деятельности:
— возникновение необходимости создания данного проекта;
- знакомство с содержанием, лежащим в основе проекта;
- разработка эскиза и продумывание последовательности работы над проектом;
- выявление необходимых для проекта материалов и инструментов;
- распределение обязанностей между учениками проектной деятельности;
- поиск и сбор материалов и инструментов;
- изготовление проекта;
- представление готового проекта;
- использование проекта на уроке;
- подведение итогов работы.
« Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки, передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте» (И.Г.Захарова).
Использование ИКТ на различных уроках позволяет развивать:
- умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
- овладевать практическими способами работы с информацией;
- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Игровая технология
- Использование игровых технологий способствует: повышению внимания, развитию 9творческих способностей и навыков самоуправления.
- Особенностью игровых технологий является их детальная разработка и целесообразное включение в учебный процесс.
- Игра должна быть детально продумана: она не должна быть слишком сложной либо простой. Она должна быть понятна каждому, но при этом содержать сложные элементы и задачи, которые необходимо будет разрешить во время игры.
- Игра вызывает у учащихся, независимо от их возраста, чувства заинтересованности и необходимости практического применения полученных знаний и умений.
— Сплачивает учеников: в них пробуждается дух коллективизма, ответственности за собственную деятельность и самостоятельное принятие решений. А если речь идет о ролевой игре, то еще и способствует проявлению интереса к перевоплощению.
Технология развития критического мышления, Таблица 4, Приёмы и методы технологии развития критического мышления.
Познавательные УУД |
Приемы ТРКМ |
Логические универсальные действия |
Кластер Верные – неверные утверждения Синквейн Эссе Зигзаг |
Общеучебные |
Инсерт Чтение с остановками |
Постановка и решение проблемы |
Знали – Хотим узнать – узнали Толстые и тонкие вопросы |
Знаково – символические |
Кластер |
На уроках технологии можно успешно использовать задания для формирования познавательных универсальных учебных действий:
- нахождение отличия;
- сравнение;
- поиск лишнего;
- составление логических цепочек;
- проблемные задания;
- составление схем-опор,
схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта;
- работа с таблицами, преобразование информации из одного вида в другой;
- работа со справочным материалом (словари, справочники, энциклопедии, ресурсы Интернета).
Таблица 5, Примеры заданий
Формируемые познавательные УУД |
Задания |
Сравнивать, выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов (логические УД |
Сравни … Запиши, какими словами ты мог бы определить различие между … |
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет |
Используя учебник и сети Интернет, ответь на вопрос… |
Основам реализации проектно — исследовательской деятельности |
Придумай… |
Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя |
Используя метод наблюдения, сравнить … |
Ставить проблему, аргументировать ее актуальность |
Выбери наиболее актуальную проблему для тебя при … |
Устанавливать причинно — следственные связи |
Используя учебник и Интернет, состав доклад о … |
Основам рефлексивного чтения |
Прочитав раздел … ответь на вопросы по теме, не пользуясь учебником… |
Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. |
Выбрать наиболее эффективную… |
На уроках технологии используются следующие приемы контроля познавательных УУД:
— Тренировочные контрольные работы. Учитель проводит их обычным способом, однако оценки ставятся в журнал по желанию обучающихся.
— Блицконтрольные. В течение 7-10 минут учитель проводится письменный опрос в быстром темпе. Таким образом, определяется уровень усвоения навыков, которые необходимы для последующей результативной работы. Сдаваться ответы могут учителю. Также эффективна в этом случае и самопроверка, когда учитель показывает или диктует правильные ответы. В таких блицконтрольных очень важно установить нормы, по которым будет происходить оценивание.
— Опрос-итог. Ближе к окончанию урока учитель задает вопросы, которые побуждают к рефлексии. Формулирование вопросов могут осуществить и сами учащиеся.
Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий (УУД) будет являться умение ученика:
— осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач;
- обосновывать этапы решения учебной задачи;
- производить анализ и преобразование информации;
— проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.);
- устанавливать причинно-следственные связи;
— владеть общим приемом решения задач; создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий.
Заключение
Познавательные УУД — это комплекс действий обучающегося, навыков и умений, связанных с ними. Они обеспечивают способность к самостоятельному усвоению новой информации, умений, знаний, сознательному и активному получению социального опыта.
Важно не только применение, но и постоянное развитие познавательных УУД. При регулярном использовании учителем тех или иных методик и техник повышается его профессиональный рост.
Педагогическая работа обеспечивает формирование у учащихся способности к самосовершенствованию и саморазвитию посредством получения нового опыта. Соответственно, будет прогресс в учебных действиях учащихся. Совершенствование умения получать знания, в свою очередь, выступает в качестве ключевой компетенции ученика в рамках реализации ФГОС.
Иными словами, необходимо школьника «научить учиться», «научить жить».
Изучение и анализ научно-методической литературы позволило рассмотреть сущностные характеристики развития познавательных универсальных действий.
- формировать познавательные универсальные действия средствами заданий творческого характера;
- обобщать, классифицировать, сравнивать;
- принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности;
- организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность.
Использование творческих заданий поможет решить ряд задач, а именно: развить самостоятельное мышление, воображение, речь, поможет установить доверительные отношения между обучающим и обучающимся, позволит ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать своё мнение.
Целью исследования являлось
Для этого была изучена и проанализирована научно-психологопедагогическая литература, на основании которой, была выдвинута рабочая гипотеза исследования: предполагаю, что формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках технологии будет более эффективно при соблюдении следующих условий:
- учет возрастных особенностей;
- развитие учебно-познавательного интереса к изучению технологии.
В ходе исследования были проанализированы требования Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, выявлены условия и средства формирования познавательных универсальных учебных действий, раскрыта сущность самостоятельной работы в обучении школьников на уроках технологии, В опытно-экспериментальной работе гипотеза исследования подтвердилась: познавательные универсальные учебные действия на уроках технологии способствует эффективному формированию познавательных универсальных учебных действий с учетом условий:
- учет возрастных особенностей;
- развитие учебно-познавательного интереса к изучению технологии.
Таким образом, развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся – цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является средством достижения цели. Понимание этого важно для работы учителя. Заботясь о развитии учащихся, необходимо чаще использовать активные и интерактивные методы обучения. Система работы учителя по активизации учебной деятельности школьников должна строиться с учетом планомерного постепенного и целенаправленного достижения желаемой цели. Умелое применение приемов и методов активного обучения обеспечит высокую активность учащихся в учебном процессе.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/formirovanie-poznavatelnyih-uud-u-uchaschihsya-na-urokah-tehnologii/
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Формирование универсальных учебных действий в Ф79 основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
2. Белова Н. Ю., Чибрина С. Д., Василовская Л.А. От ОУУН к УУД // Первое сентября. [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru.
3. Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 1: учебное пособие по возрастной и педагогической психологии / О. В. Кузьменкова, М. М. Елфимова, М. Н. Олекс и др.; под ред. О. В. Кузьменковой. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. 288 с.
4. Волков А. Е. Модель «Российское образование – 2020» // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 32 – 64.
5. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М.: Издательство Московского Университета, 1974. 124 с.
6. Глазкова Т.А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности // Начальная школа. 1999. № 10. С. 33 – 36.
7. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 2. С. 23 – 25.
8 . Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.: Питер, 2005. 940 с.
9. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. М.: Просвещение, 2008. № 2. С. 3 – 6.
10. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / А.Г. Асмолов, И.А. Володарская, Н.Г. Салмина // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 16 – 24.
11. Лазарев В.С. Управление инновациями в школе. М.: Центр педагогического образования, 2010. С. 121 – 123.
12. Петерсон Л.Г. ФГОС: как обучать? Авторская брифинг-консультация. 2012. 21 с.
13. Пинский А.А. Стратегия модернизации содержания общего образования. М.: Вентана-Граф, 2010. С. 16 – 18.
14. Симоненко В.Д. Основы технологической культуры. – М.: Вентана Граф, 1998. – 263 c.
15. Симоненко В.Д. Технологическая культура и образование (культурно- технологическая концепция развития общества и образования).
– Брянск: Изда- тельство БГПУ, 2001. – 214 с.
16. Системно-деятельностный подход на уроках технологии [Электронный ре- сурс]. – Режим доступа: predmet-tekhnologiya-sistemno-deyatelnostnyy-podkhod-n
17. Тарасов С.В. Школьник в современной образовательной среде. Монография. СПб.: Образование-Культура, 2001. 151 с.
18. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010
19.
20. https://kbr-my-school2.ucoz.ru/uud.doc
21.