Административная ответственность: понятие и сущность

Курсовая работа

В современном обществе для неукоснительного соблюдения всех законов, помимо организационных мер, используются и правовые средства с возможностью применения мер принуждения. Неотвратимость ответственности вытекает из принципа всеобщей обязательности закона. Одна из особенностей административного права состоит в очень широком спектре регулируемых им общественных отношений. Поэтому обуславливается необходимость формирования специальных мер охраны этих отношений, важнейшей из которых выступает административная ответственность.

Административная ответственность — это особый вид юридической ответственности, которой присущи все признаки последней (она наступает на основе норм права, за нарушение правовых норм, конкретизируется юрисдикционными актами компетентных органов, связана с государственным принуждением).

С другой стороны, административная ответственность является составной частью административного принуждения и обладает всеми его качествами.

Как разновидность юридической ответственности административная ответственность обладает всеми признаками, присущими юридической ответственности в целом:

  • представляет собой меру государственного воздействия (принуждения);
  • наступает при совершении правонарушения и наличии вины;
  • применяется компетентными органами и должностными лицами;
  • состоит в применении к правонарушителю определенных санкций;
  • применяемые санкции строго определены законом.

Тема нашей курсовой работы — «Административная ответственность».

В настоящее время административная ответственность является одним из наиболее широко используемых видов юридической ответственности и действенным способом воздействия государства на нарушителей установленных правил и обеспечения, таким образом, законности и правопорядка.

Переход к рыночным отношениям, появление хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм закономерно умножило сферы применения административной ответственности и упрочило ее значение. Процедуры применения административной ответственности упрощены по сравнению с уголовным производством. В отличие от гражданско-правовой ответственности административная применяется преимущественно во внесудебном порядке. Все это дает считать административную ответственность достаточно оперативным средством реагирования на правонарушения, что подтверждает актуальность темы курсовой работы.

Актуальность темы курсовой работы подтверждается и многократным ростом исследований, посвященных рассмотрению и установлению административной ответственности при правонарушениях физических и юридических лиц.

19 стр., 9150 слов

Ответственность за нарушение законодательных и нормативных требований ...

... дисциплинарной ответственности может только работодатель) 2. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности За нарушение требований пожарной безопасности применяются в отношении виновных лиц в зависимости от последствий следующие виды наказаний: 1) Дисциплинарное взыскание; 2) Административное наказание; ...

Объектом исследования является система общественных отношений, складывающихся в сфере правотворчества и применения норм административной ответственности.

Предмет исследования образуют сущность и содержание административной ответственности, ее роль в обеспечении правопорядка.

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия, особенностей и основных субъектов административной ответственности.

Для достижения поставленной цели намечен ряд задач, среди которых необходимо:

  • во-первых, раскрыть понятие административной ответственности, рассмотреть ее особенности, сравнить с другими видами юридической ответственности;
  • во-вторых, рассмотреть принципы административной ответственности, определить ее субъекты;
  • в-третьих, выделить основания, при которых происходит освобождение от административной ответственности.

Административная ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина.

1. Административная ответственность: понятие и особенности

В данной части курсовой работы мы ставим своей задачей рассмотреть понятие юридической ответственности, дать определение административной ответственности как вида юридической ответственности, указать особенности административной ответственности, рассмотреть различия административной ответственности от других видов юридической ответственности.

1.1 Понятие административной ответственности

В широком (философском) значении понятие ответственности трактуется как отношение лица к обществу и государству, к другим лицам с точки зрения выполнения им определенных обязанностей (долга) по отношению к обществу, государству и другим лицам. В узком или специально-юридическом значении юридическая ответственность интерпретируется как реакция государства на совершение правонарушения. Таким образом, юридическая ответственность есть обязанность лица претерпевать определенные лишения государственно-властного характера, предусмотренные законом, за совершенное правонарушение. С.565. Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 704 с.

Административной ответственности присущи общие признаки юридической ответственности (наступление при наличии правонарушения, регулирование нормами права, государственно-правовое принуждение, наступление неблагоприятных последствий для виновного).

Специфическим признаком административной ответственности является то, что она применяется, как правило, органами исполнительной власти в процессе исполнения функциональной деятельности (например, сотрудники инспекций, надзоров), реализуя свои властно-распорядительные функции. При этом эти органы не связаны с виновным служебными отношениями.

Административная ответственность — это вид юридической ответственности, наступающей вследствие совершения лицом административного правонарушения, т.е. нарушения законодательства об административных правонарушениях, посредством которого осуществляется защита личности, охрана прав и свобод граждан, охрана их здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений. С.202. Административное право РФ : учебник для вузов / Ю.И. Мигачев, Л.Л. Попов, С.В. Тихомиров ; под ред. Л.Л. Попова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2013.-519с. .

9 стр., 4449 слов

Порядок формирования и состав Правительства Российской Федерации

... и юридическую ответственность за правонарушения. Особо можно отметить такую разновидность политической ответственности, как ответственность за исполнение бюджета: не утверждение Парламентом Российской Федерации отчета об исполнении бюджета влечет в нормальных условиях отставку Правительства Российской Федерации. ...

Административная ответственность представляет реакцию государства на совершение предусмотренных законодательством административных правонарушений в различных сферах (поведение в общественных местах, торговля, финансы, природопользование и др.) и выражается в применении соответствующими органами государственной власти и должностными лицами установленных законодательством административных наказаний за совершение административных правонарушений.

В России в настоящее время основным регулирующим административную ответственность физических и юридических лиц нормативным актом является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП), а также нормативные акты субъектов РФ. Для правоприменительной практики большое значение имеет Постановление Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.

С 1 июля 2002 г. утратил силу Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и введен в действие новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, который действует до сих пор.

В новом КоАП акцент сделан на защите прав и законных интересов граждан. Субъектами ответственности по новому Кодексу могут быть не только физические, но и юридические лица. Это вызвано жизнью, коренными изменениями социально-экономической структуры нашего общества.

В КоАП закреплено правило о том, что все нормы об ответственности за административные правонарушения на федеральном уровне должны включаться в данный Кодекс, а субъекты РФ могут устанавливать административную ответственность в пределах их компетенции только в форме законов и за нарушение правил, установленных законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Административная ответственность влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для правонарушителей, предусмотренных санкцией правовой нормы. По содержанию меры административной ответственности выражаются в предусмотренных КоАП лишении или ограничении прав и свобод нарушителей, поскольку иным образом оказать принудительное воздействие на этих лиц невозможно. Неблагоприятные последствия для правонарушителя могут наступать в виде лишений или ограничений морального (предупреждение), материального (штраф, конфискация, возмездное изъятие) или физического характера (административный арест).

14 стр., 6801 слов

Юридическая ответственность по административному праву

... закон «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах» . Исходя из концепции нового «Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушений» все федеральные нормы об административной ответственности должны включаться ...

Административную ответственность отличает порядок ее установления. В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ С. 18. Конституция Российской Федерации и государственная символика. — М.: ООО «РидГрупп», 2010. — 48 с. административное и административно-процессуальное законодательство, а, следовательно, и установление административной ответственности относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. С учетом положений ст. 1.1 КоАП это означает, что административная ответственность характеризуется множественностью органов государственной власти, полномочных ее устанавливать. К ним в настоящее время относятся законодательные органы Российской Федерации и ее субъектов. С. 6 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : текст с изм. и доп. на 20 января 2014г. — М.Эксмо,2014.-448с.

КоАП предусматривает установление административной ответственности только этим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом к ведению Российской Федерации отнесено установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения.

Во всех случаях ответственность за административные правонарушения наступает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и назначению наказаний.

1.2 Особенности административной ответственности

В целом особенности административной ответственности сводятся к следующему:

Во-первых, административная ответственность — это правовая ответственность. Она устанавливается как законами, так и подзаконными актами. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу. С. 97. Российский Б.В. Административное право: Учебное пособие. — М.: Новый Юрист, 1998. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права.

Во-вторых, основанием административной ответственности является административное правонарушение. Административная ответственность наступает только в том случае, если конкретное правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с законодательством уголовную ответственность. С. 262 Административное право:лекции/ А.Н. Бабай, А.Г. Пархоменко. — М. : МПСУ; Воронеж : МОДЭК, 2012 — 456 С.

В-третьих, субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица.

В-четвертых, мера административной ответственности — административное наказание.

В-пятых, административная ответственность реализуется широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной власти, местного самоуправления, их должностные лица, а также суды (судьи).

Административная ответственность чаще всего применяется органами государственного управления, с которыми нарушитель не находится в служебных или иных организационных отношениях. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях и применять меры административной ответственности, определены в ст. 22.1 КоАП РФ. С 271. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : текст с изм. и доп. на 20 января 2014г. — М.Эксмо,2014.-448с

31 стр., 15094 слов

Особенности юридической ответственности в сфере управления строительством

... юридической ответственности в сфере строительства и виды ответственности, применяемые к ним 1 Физические лица - субъекты юридической ответственности в сфере строительства При рассмотрении вопроса об ответственности физических лиц в сфере строительства следует ... области ООО было привлечено к административной ответственности по ч. 5 ст. 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей. ООО ...

В-шестых, административные наказания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей.

В-седьмых, применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное наказание в течение установленного срока.

В-восьмых, меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Административной ответственности, как и другим видам юридической ответственности, присущ свой процессуальный порядок ее осуществления. Полномочные органы и их должностные лица, применяя к правонарушителю меру административного наказания, вступает с ним в административно-процессуальные правоотношения. Эти правоотношения возникают с момента установления должностным лицом нарушения и правонарушителя, составления протокола, направления его по подведомственности и прекращаются с приведением в исполнение наложенного наказания. Материальные же правоотношения остаются до истечения предусмотренного ст. 4.6 КоАП РФ годичного срока со дня окончания исполнения наказания. Если в течение этого срока лицо не совершило нового административного правонарушения, то оно считается не подвергавшимся административному наказанию.С. 26 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : текст с изм. и доп. на 20 января 2014г. — М.Эксмо,2014.-448с.

Таким образом, основными отличиями административной ответственности от других видов юридической ответственности являются следующие.

В отличие от уголовной ответственности административная ответственность не влечет судимости, отличается меньшей тяжестью наказания и более коротким сроком давности.

Отличие административной ответственности от гражданско-правовой ответственности состоит в том, что последняя связана с причинением материального ущерба. Административная ответственность может наступить и без причинения нарушителем материального ущерба.

От дисциплинарной ответственности административная ответственность отличается тем, что она не связана с подчиненностью, служебными отношениями правонарушителя и органа государственной власти (должностного лица), привлекающего его к ответственности.

Следовательно, административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности. Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами реализации — административные наказания.

Административную ответственность характеризует множественность органов, полномочных ее устанавливать, — это и законодательные органы Российской Федерации и субъектов Федерации, и федеральные органы исполнительной власти, и органы исполнительной власти субъектов Федерации, а также органы местного самоуправления.

14 стр., 6610 слов

Производство по делам об административных правонарушениях

... предусмотренных КоАП РФ обстоятельств по конкретному делу производство не может быть начато, а начатое подлежит прекращению. К ним относятся: отсут­ствие события административного правонарушения, в том числе не достижение физическим лицом на ...

Наконец, это многообразие и множественность органов, полномочных применять административную ответственность: административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, главы администрации поселковых, сельских, районных, городских органов местного самоуправления, администрация краевого и областного уровня, районные, городские народные суды, судьи общих и военных судов, органы внутренних дел (полиции), органы государственного пожарного надзора, органы железнодорожного, морского, речного, воздушного транспорта и еще десятки других органов административной юрисдикции, входящие в систему органов исполнительной власти. С. 126. Основы государства и права. / Учебное пособие для поступающих в юридические вузы. Под редакцией академика О.Е. Кутафина. — 7-е изд. Юрист. Коллектив авторов, 2000. — 342 с.

Привлечение к административной ответственности не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы.

Итак, административная ответственность — вид юридической ответственности, который выражается в применении уполномоченными государственными органами или должностными лицами наказаний к лицам, совершившим административное правонарушение. Административная ответственность является одним из видов правовой ответственности наряду с уголовной, гражданско-правовой и дисциплинарной. Она устанавливается государством путем издания его органами правовых норм, определяющих: основания ответственности; меры, которые могут быть применены к нарушителю; порядок рассмотрения дел о правонарушениях; исполнение указанных мер.

Административная ответственность — это административное правовое принуждение. Это наступление для правонарушителя отрицательных последствий морального (предупреждение), материального (штрафа) и физического (административный арест) характера.

Из всех многочисленных мер административного принуждения (досмотр, задержание, доставление и т.д.) только административные взыскания выполняют функцию наказания, и только их применение влечет наступление административной ответственности (ст. 23 КоАП).

Административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности, основная особенность которой состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами реализации — административные наказания.

1.3 Административная ответственность. Принципы и субъекты

В данной части курсовой работы ставим своей задачей рассмотреть требования, соблюдение которых необходимо при привлечении к административной ответственности и назначении административных наказаний; выделить основные субъекты административной ответственности.

1.4 Принципы административной ответственности С. 269 Административное право:лекции/ А.Н. Бабай, А.Г. Пархоменко. — М. : МПСУ; Воронеж : МОДЭК, 2012 — 456 С.

Под принципами административной ответственности понимаются основные требования, соблюдение которых обязательно при привлечении к административной ответственности и назначении административных наказаний. К ним относятся: равенство перед законом, презумпция невиновности, обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением, а также ответственность только на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения. Рассмотрим подробно каждый из них.

12 стр., 5935 слов

Административная ответственность, ее понятие, характерные черты и основания

... - нормами административного права; основанием административной ответственности является административное правонарушение. Уголовной - преступление; дисциплинарной - дисциплинарный поступок; материальной - причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт; субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так ...

Принцип равенства перед законом состоит в том, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Презумпция невиновности как принцип административной ответственности состоит в том, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Одним из важнейших принципов административной ответственности является принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением. Этот принцип состоит в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Соблюдение требований законодательства при применении мер воздействия за административные правонарушения обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих органов и должностных лиц, прокурорским надзором, правом обжалования, другими установленными законодательством способами.

Ответственность только на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения, как принцип административной ответственности состоит в том, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

10 стр., 4784 слов

Стадии административного процесса

... КоАП, о применении к нему данной меры пресечения. Соблюдение прав подозреваемых в совершении административного правонарушения должно осуществляться на всех этапах административного производства.[3] Под применением административного наказания понимается исполнение уполномоченным лицом ...

1.5 Общие, специальные и особые субъекты административной ответственности

Субъектами административной ответственности являются все лица, которые могут быть к ней привлечены за совершение административных правонарушений. К ним относятся как физические, так и юридические лица.

Все субъекты административной ответственности могут быть разделены на три группы: общие, специальные и особые. С. 39. Административная ответственность: учебно-практическое пособие / Э.Г. Липатов, А.В. Филатова, С.Е. Чаннов; под ред. С.Е. Чаннова. — М.: Волтерс Клувер, 2010. — 400 с. При этом в различных ситуациях один и тот же субъект может быть и специальным, и особым (это относится, например, к должностным лицам).

Общим субъектом административной ответственности является совершеннолетний гражданин РФ. Ответственность таких субъектов наступает по общим правилам, без каких-либо особенностей. В административном праве термином «гражданин» обозначается лицо (человек), не состоящее с органом государственного управления в трудовых или государственно-служебных отношениях. В то же время следует иметь в виду, что в сфере административно-правового регулирования различается правовое положение граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ С.9 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : текст с изм. и доп. на 20 января 2014г. — М.:Эксмо,2014.-448с.).

Однако общим субъектом административной ответственности будет являться гражданин РФ, достигший возраста не 16, а 18 лет, так как лица в возрасте от 16 до 18 лет считаются несовершеннолетними и относятся к особым субъектам административной ответственности.

Специальным субъектом административной ответственности является лицо, которое специально указано в качестве субъекта такой ответственности в конкретной статье КоАП РФ или закона субъекта РФ об административной ответственности. Так, например, правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.16 КоАП РФ С.80 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : текст с изм. и доп. на 20 января 2014г. — М.:Эксмо,2014.-448с., может быть совершено только капитаном судна, который и будет являться специальным субъектом в данной ситуации. Никакое другое лицо к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.16 КоАП РФ, привлечено быть не может. Специальными субъектами являются водители, родители несовершеннолетних лиц, работодатели, таможенные брокеры и т.д.

Особыми субъектами административной ответственности являются те из них, привлечение к ответственности которых характеризуется какими-либо особенностями. Особыми субъектами административной ответственности являются, в частности, несовершеннолетние, иностранные граждане и лица без гражданства, военнослужащие и иные лица, имеющие специальные звания и т.п. Рассмотрим их более подробно.

30 стр., 14887 слов

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

... вреда, которое было причинено незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ч. 2 ст. 27.1 КоАП РФ) и незаконным привлечением к административной ответственности, рассматриваются в судах общей юрисдикции и ... В методологическом плане при написании настоящей дипломной работы были использованы общенаучные и специальные методы познания: анализ, синтез, ...

Несовершеннолетние. Физические лица в возрасте от 16 до 18 лет, привлекаемые к административной ответственности, имеют статус несовершеннолетних.

Особенностями административной ответственности несовершеннолетних являются следующие: При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до 18 лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица (ч. 5 ст. 25.3 КоАП РФ) С. 318 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : текст с изм. и доп. на 20 января 2014г. — М.:Эксмо,2014.-448с.; Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо (ч. 4 ст. 25.1 КоАП РФ) С. 317 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : текст с изм. и доп. на 20 января 2014г. — М.:Эксмо,2014.-448с.; О времени и месте рассмотрения каждого дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, должен быть извещен прокурор (ч. 2 ст. 25.11 КоАП РФ) С. 322 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : текст с изм. и доп. на 20 января 2014г. — М.:Эксмо,2014.-448с.; несовершеннолетие является обстоятельством, смягчающим ответственность при наложении наказания (п. 9 ч. I ст. 4.2 КоАП РФ); К несовершеннолетним не может применяться административный арест (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ); С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних», а также другими нормативными актами в этой сфере (ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ).

Должностные лица. Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом в соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции и государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

В новом КоАП РФ впервые закрепляется понятие должностного лица.

Определение должностного лица, содержащееся в примечании ст. 2.4 КоАП РФ, практически совпадает с понятием должностного лица, данном в примечании к ст. 285 УК РФ См. ст.285 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63 — ФЗ// Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954, что позволяет говорить о едином подходе к данному понятию в российском законодательстве.

При анализе примечания к ст. 2.4 КоАП РФ становится, очевидно, что в основу определения понятия должностного лица положены два критерия: обладание полномочиями распорядительного или административно-хозяйственного характера (представители власти обладают распорядительными полномочиями внешневластного характера).

Распорядительными полномочиями являются полномочия по управлению людьми или организациями, а под административно-хозяйственными полномочиями понимается управление вещами.

К должностным лицам могут относиться не только служащие государственных и муниципальных органов, но и работники других организаций, а также индивидуальные предприниматели, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Наделение должностных лиц особым кругом полномочий предопределяет особенности их ответственности. По общему правилу должностные лица несут повышенную административную ответственность по сравнению с гражданами.

Индивидуальные предприниматели. В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ «руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица» С.9 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : текст с изм. и доп. на 20 января 2014г. — М.Эксмо,2014.-448с.. То есть КоАП РФ дает возможным применять к совершившим административные правонарушения предпринимателям санкции той же степени, что и к должностным лицам. В то же время ответственность индивидуальных предпринимателей как должностных лиц наступает лишь в тех случаях, когда в статьях Особенной части КоАП РФ не предусмотрен иной порядок ответственности.

Военнослужащие и приравненные к ни лица С.174 Военная администрация: учеб./ под общ. ред. В.М. Корякина. — М.: Российская академия правосудия; РОД « За права военнослужащего», 2012.- Вып. 130.-400 с.. Особенности административной ответственности военнослужащих и некоторых других в данном случае приравненных к ним лиц предопределены тем, что на них распространяется действие дисциплинарных уставов, и за многие административные правонарушения они несут не административную, а дисциплинарную ответственность.

Военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях только за правонарушения, предусмотренные ст. 5.1-5.26, 5.45-5.52, 5.56, 6.3, 7.29-7.32, главой 8, ст. 11.16 (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, ст. 17.7, 18.1-18.4, 19.5.7, 19.7.2 и 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы)) КоАП РФ. За все остальные предусмотренные КоАП РФ правонарушения они несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495. Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495// Собрамние законодамтельства Российской Федерамции . 2007. № 47 (ч. 1).

Ст. 5749.

Другими особенностями административной ответственности военнослужащих является то, что: к мим не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста; к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы не может применяться административное наказание в виде административного штрафа.

Особенности административной ответственности установлены также в отношении имеющих специальные звания сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов. Специальные звания присваиваются в соответствии с законодательством о государственной службе.

Иностранные граждане и лица без гражданства. Особыми субъектами административной ответственности являются также иностранные граждане и лица без гражданства. С. 269. ЗвоиенкоД.П.. Малумов А.Ю., Малумов СЮ. Административное право: учебник. М..: Омега. 2007. — 576 с.

Частью 3 ст. 62 Конституции РФ установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Это касается и вопросов привлечения их к административной ответственности. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ //Собрамние законодамтельства Российской Федерамции . 2002. № 30. Ст. 3032. иностранный гражданин — это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства..

Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть привлечены к административной ответственности в случае совершения административных правонарушений на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Главной особенностью привлечения к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства является то, что к ним может быть применено административное наказание, не применяемое к гражданам России, — административное выдворение за пределы Российской Федерации.

Особым правовым статусом обладают сотрудники дипломатических и консульских представительств на территории Российской Федерации, которые обладают иммунитетом от административной юрисдикции РФ.

Собственники (владельцы) транспортных средств. Выделение собственников (владельцев) транспортных средств в отдельную группу особых субъектов административной ответственности вызвано тем, что в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 210-ФЗ ФЗ «О внесении изменений в КоАП» от 24 июля 2007 г. № 210-ФЗ// Собрамние законодамтельства Российской Федерамции . 2007. № 31. Ст. 4007. КоАП РФ дополнен ст. 2.61, которая устанавливает серьезные особенности их привлечения к административной ответственности в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами.

В соответствии с ч. I данной статьи КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств. При применении данной системы фиксации правонарушений в качестве доказательств по делу используются показания данных технических средств, при этом личное наблюдение факта совершения административного правонарушения сотрудниками ГИБДД является необязательным. Протокол об административном правонарушении в таком случае не составляется.

К ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами привлекаются собственники транспортных средств либо лица, владеющие транспортными средствами на ином праве. Таким образом, для привлечения собственников (владельцев) к ответственности не требуется установления факта управления ими транспортным средством в момент совершения правонарушения.

Возможность освобождения от ответственности собственника (владельца) транспортного средства в случае фиксации правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами допускается, если в ходе проверки будут подтверждены содержащиеся в его сообщении или заявлении данные о том, что в момент фиксации административного правонарушении транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц. При этом на владельца возлагается обязанность сообщить о выбытии транспортного средства из его владения (пользования).

При отсутствии такого заявления освобождению от ответственности он не подлежит, даже если факт выбытия транспортного средства из его владения (пользования) имел место. На орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, возлагается обязанность провести проверку указанных фактов, при этом собственник (владелец) транспортного средства имеет право приводить доказательства в обоснование своей позиции.

Юридические лица. Наконец, особыми субъектами административной ответственности являются юридические лица. Статья 2.10 КоАП РФ указывает, что юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. В случае, если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

Особенности административной ответственности юридических лиц достаточно значительны.

Во-первых, КоАП РФ допускает привлечение к административной ответственности тех юридических лиц, которые административное правонарушение не совершали, но являются правопреемниками юридических лиц, такие нарушения допускавших (случаи реорганизации юридических лиц).

При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридическою лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административною правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

Во всех указанных случаях административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушении до завершения реорганизации.

Во-вторых, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В-третьих, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от ответственности виновное физическое лицо, и наоборот (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ) С.8 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : текст с изм. и доп. на 20 января 2014г. — М.Эксмо,2014.-448с.. Таким образом, должностные лица юридического лица, по вине которых соответствующим юридическим лицом не соблюдались правила и нормы, привлекаются к административной ответственности независимо от того, назначено ли наказание данному юридическому лицу или нет.

В-четвертых, к юридическим лицам могут применяться только определенные административные наказания, названные в ч. 2 ст. 3.2 КоАП РФ, а именно: предупреждение; административный штраф; конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения; административное приостановление деятельности.

Итак, административная ответственность имеет определенные принципы, соблюдение которых обязательно при привлечении к административной ответственности и назначении административных наказаний. Субъектами административной ответственности являются все лица, которые могут быть к ней привлечены за совершение административных правонарушений. К ним относятся как физические, так и юридические лица. В КоАП (ст. 2.4, 2.5, 2.6, 2.6.1, 2.10) определены особые подходы при определении административной ответственности к каждому субъекту.

2. Освобождение от административной ответственности

В данной части курсовой работы ставим своей целью раскрыть основания, при наличии которых лицо, совершившее административные правонарушения, освобождается от административной ответственности. Таких оснований по КоАП три: крайняя необходимость, невменяемость и малозначительность административного правонарушения.

2.1 Крайняя необходимость

КоАП предусмотрено три основания, при наличии которых лицо, совершившее административные правонарушения, освобождается от административной ответственности. К таким основаниям относятся: крайняя необходимость (ст. 2.7), невменяемость (ст. 2.8), малозначительность административного правонарушения (ст. 2.9) С.11-12 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : текст с изм. и доп. на 20 января 2014г. — М.Эксмо,2014.-448с..

Действие лица в состоянии крайней необходимости, согласно п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП, относится к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении: производство в этом случае не может быть начато, а начатое подлежит прекращению. В данном случае квалифицируется событие административного правонарушения — факт совершения лицом действия, предусмотренного КоАП, за которое установлена административная ответственность, — однако отсутствует состав административного проступка: указанное действие не является противоправным и виновным. В отличие от КоАП при квалификации признаков превышения пределов крайней необходимости согласно Уголовному кодексу учитывается субъективная сторона состава преступления, при этом уголовная ответственность возможна только в случаях умышленного причинения вреда. См. ч. 2 ст. 39.Уголовного Кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63 — ФЗ// Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954 Нарушение гражданского законодательства, совершенное в состоянии крайней необходимости, как правило, не учитывается при применении цивилистических санкций; во всяком случае, это сопряжено с приведением веских доказательств лицом, не исполнившим или ненадлежащим образом исполнившим обязательство: данное лицо должно доказать, что надлежащее исполнение обязательств оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (п. 3 ст. 401 ГК).

Характерно, что данные признаки присущи частноправовым отношениям, при совершении административных правонарушений и преступлений подозреваемый не обязан доказывать свою невиновность.

Так, не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Таким образом, лицо не может быть привлечено к административной ответственности, если оно действовало в состоянии крайней необходимости. Анализируя понятие крайней необходимости, можно выделить три условия, при которых противоправное деяние не является административным правонарушением: причинение вреда охраняемым законом интересам для устранения непосредственно угрожающей опасности. При этом опасность должна быть не мнимой, а реальной, и не в будущем, а в настоящий момент; опасность, угрожающая охраняемым интересам, не могла быть устранена иными средствами, т.е. не было возможности избрать другие меры для защиты, не причиняющие вреда. При оценке предотвращенного и причиненного вреда следует учитывать значимость интересов, которые защищались и которые были нарушены. Интересы, связанные с жизнью, здоровьем человека, более значимы, чем имущественные интересы. Если речь идет об имущественных интересах, то здесь должен быть применен оценочный критерий — стоимость вреда предотвращенного и причиненного.

При наличии всех этих условий причинение лицом вреда охраняемым законом интересам признается уполномоченным органом (должностным лицом) крайней необходимостью, т.е. не является правонарушением и не влечет административной ответственности.

Давая понятие крайней необходимости, КоАП не конкретизирует, о каком лице идет речь. Вместе с тем представляется, что признание крайней необходимости возможно при совершении противоправного деяния как физическим, так и юридическим лицом.

2.2 Невменяемость

Физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости и не могло осознавать их фактический характер и общественную опасность либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики, не подлежит административной ответственности (ст. 2.8 КоАП).

Следует отметить, что в рассматриваемом понятии указаны два критерия невменяемости: медицинский и юридический.

Медицинский критерий невменяемости указывает на различные формы болезненных расстройств психической деятельности. В КоАП указаны четыре такие формы: а) хроническое психическое расстройство, т.е. когда динамика болезненного процесса имеет длительный характер и тенденцию к прогрессированию, например шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз и т.д.; б) временное психическое расстройство — кратковременное расстройство психики человека, протекающее скоротечно и заканчивающееся выздоровлением, например алкогольный психоз (белая горячка), реактивные симптоматические состояния, такие как патологический аффект, т.е. расстройство психики, вызванное тяжелым душевным потрясением; в) слабоумие — дефект психики, проявляющийся в слабости интеллекта, который может быть врожденным (олигофрения) или приобретенным в результате изменений мозга при различных заболеваниях (деменция); г) иное болезненное состояние психики — различные заболевания, которые сопровождаются временным расстройством психики, но не относятся собственно к психическим расстройствам.

Юридический критерий невменяемости состоит в отсутствии у лица способности осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) — интеллектуальный момент, и руководить ими — волевой момент.

Орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении, должен установить состояние невменяемости на момент совершения правонарушения. Для установления этого состояния назначается психиатрическая экспертиза.

2.3 Малозначительность административного правонарушения

В соответствии со ст. 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

К объективным критериям малозначительности административного правонарушения относятся его последствия в тех случаях, когда имущественный ущерб, моральный вред проступком причинен не был или правонарушением был причинен незначительный имущественный ущерб.

О незначительном имущественном ущербе свидетельствует явная несоразмерность имущественного ущерба административному штрафу в случаях, когда денежный эквивалент ущерба не превышает размер административного штрафа. Причинение восполнимого морального вреда физическому лицу либо ущерба деловой репутации юридического лица также относится к объективным критериям малозначительности правонарушения.

Квалификация малозначительности административного правонарушения возможна только в случаях, когда отсутствует необходимость специального доказывания вины, поскольку нарушитель не оспаривает свою виновность.