Система охлаждения предназначена для охлаждения деталей двигателя, нагреваемых в результате его работы. На современных автомобилях система охлаждения, помимо основной функции, выполняет ряд других функций, в том числе:
- нагрев воздуха в системе отопления, вентиляции и кондиционирования;
- охлаждение масла в системе смазки;
- охлаждение отработавших газов в системе рециркуляции отработавших газов;
- охлаждение воздуха в системе турбонаддува;
- охлаждение рабочей жидкости в автоматической коробке передач.
В зависимости от способа охлаждения различают следующие виды систем охлаждения:
- жидкостная (закрытого типа);
- воздушная (открытого типа);
— комбинированная. В системе жидкостного охлаждения тепло от нагретых частей двигателя отводится потоком жидкости. Воздушная система для охлаждения использует поток воздуха. Комбинированная система объединяет жидкостную и воздушную системы. На автомобилях наибольшее распространение получили система жидкостного охлаждения. Данная система обеспечивает равномерное и эффективное охлаждение, а также имеет меньший уровень шума. Поэтому, устройство и принцип действия системы охлаждения рассмотрены на примере системы жидкостного охлаждении
Общее устройство системы охлаждения
Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка. Выпускной клапан поддерживает повышенное (по сравнению с атмосферным) давление в системе на горячем двигателе (за счет этого температура кипения жидкости становится выше, уменьшаются паровые потери).
Он открывается при давлении 1,1-1,5 кгс/см2. Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного на 0,03-0,13 кгс/см2 (на остывающем двигателе).
Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора. Последний включается датчиком, ввернутым в левый бачок радиатора (на двигателе ВАЗ-2110) или через реле по сигналу электронного блока управления двигателем (на двигателях ВАЗ-2111, -2112).
Контакты датчика замыкаются при температуре 99±2°С, а размыкаются при температуре 94±2°С. Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку блока цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры на приборной панели. В выпускном патрубке впрыскных двигателей (ВАЗ-2111, -2112) установлен дополнительный датчик температуры, выдающий информацию для электронного блока управления двигателем. Насос охлаждающей жидкости — лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала зубчатым ремнем привода газораспределительного механизма. Корпус насоса — алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике с «пожизненным» запасом пластичной смазки. Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессован зубчатый шкив, на задний — крыльчатка. К торцу крыльчатки прижато упорное кольцо из графитосодержащей композиции, под которым находится сальник. При выходе насоса из строя рекомендуется заменять его в сборе.
Система жидкостного и воздушного охлаждения двигателей: устройство ...
... Рубашка охлаждения двигателя В настоящее время применяются системы жидкостного охлаждения, как правило, закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Принудительная циркуляция жидкости осуществляется водяным насосом. Рис. Система охлаждения: 1. Трубка отвода жидкости от ...
Перераспределением потоков жидкости управляет термостат. На холодном двигателе перепускной клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор. На двигателе ВАЗ-2110 малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева карбюратора и жидкостную камеру полуавтоматического пускового устройства. На двигателях ВАЗ-2111, -2112 жидкость, кроме отопителя, подается к блоку подогрева дроссельного узла (подогрев впускного коллектора не предусмотрен).
При температуре 87±2°С перепускной клапан термостата начинает перемещаться, открывая основной патрубок; при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор. При температуре около 102°С патрубок полностью открывается, и вся жидкость циркулирует по большому кругу.
Ход основного клапана должен составлять не менее 8 мм. Термостат двигателя ВАЗ-2112 имеет повышенное сопротивление байпасного клапана (дроссельное отверстие), за счет чего увеличивается поток жидкости через радиатор отопителя. Охлаждающая жидкость заливается в систему через расширительный бачок. Он изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости. Бортовая система контроля также сообщает о падении уровня жидкости, для этого в крышке бачка предусмотрен датчик.
С бачком также соединены две пароотводные трубки: одна — от радиатора отопителя, другая — от радиатора охлаждения двигателя. Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый — с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. Рядом с впускным патрубком расположен тонкий патрубок пароотводной трубки. Не рекомендуется использование воды в системе охлаждения: горячая вода вызывает интенсивную коррозию алюминиевых деталей.
Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения
Замена радиатора автомобиля ВАЗ 2110
Вам потребуются: торцовая головка «на 10», отвертка, пассатижи.
1. Снимите вентилятор системы охлаждения двигателя.
Детали термостата системы охлаждения двигателя Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ
... и головками с жидкостью для охлаждения. Трубопроводы, которые передают жидкость от двигателя к радиатору и наоборот. Термостат. Он способен регулировать частоту охлаждения. Система имеет два типа ... каждый. Гидроусилитель руля – 6 л. Топливный насос – 0,2 л. Пусковой двигатель, редуктор – 0,4 л. Гидросистема Трактор укомплектован универсальной раздельно-агрегатной гидросистемой, емкость бака ...
2. Слейте из радиатора охлаждающую жидкость.
3. Снимите корпус воздушного фильтра.
4. Снимите защиту картера двигателя.
5. Ослабьте хомут нижнего подводящего шланга и снимите его.
6. Ослабьте хомут верхнего отводящего шланга и снимите его.
7. Отодвиньте радиатор назад и, ослабив хомут, снимите пароотводящий шланг.
8. Снимите радиатор с автомобиля.
9. Снимите с радиатора две подушки нижнего крепления, если они остались на установочных штифтах радиатора. Замените порванные или потерявшие упругость подушки.
10. Сборку проводите в обратной последовательности.
Замена водяного насоса
Основными дефектами водяного насоса являются течь охлаждающей жидкости из насоса и износ подшипника насоса (определяется по повышенному шуму при работе).
Ремонт водяного насоса, как правило, к желаемому результату не приводит, поэтому рекомендуется заменять насос в сборе.
1.Отсоедините провод от клеммы «-» аккумуляторной батареи.
2.Слейте охлаждающую жидкость.
3.Установите поршень 1-го цилиндра в положение ВМТ.
4.Снимите натяжной ролик ремня привода распределительного вала
5.Снимите зубчатый шкив распределительного вала головки блока цилиндров.
6.Отверните четыре болта, отверните гайку крепления и снимите заднюю крышку ремня привода распределительного вала.
7.Вставив отвертку в паз, аккуратно отделите от блока насос и снимите его.
8.Снимите с насоса прокладку. Поврежденную прокладку замените.
9.Замените водяной насос, если течет охлаждающая жидкость через дренажное отверстие, если есть осевой люфт валика насоса или обнаружены трещины на крыльчатке, зубчатом шкиве и корпусе насоса.
10.Установите насос в порядке, обратном снятию. При этом номер на насосе должен быть направлен вверх.
11.Установите остальные детали в порядке, обратном снятию. При этом шкив распределительного вала установите выступающей частью ступицы к двигателю. После этого проверьте совпадение меток ВМТ на шкиве распределительного вала и задней крышке ремня привода. Отрегулируйте натяжение ремня привода распределительного вала и залейте охлаждающую жидкость.
Снятие и установка термостата
Необходимость в снятии термостата и его разборке может возникнуть при нестабильном температурном режиме двигателя: перегреве или недостаточном прогреве. В этом случае полностью сливать охлаждающую жидкость не требуется. Для проверки термостата мод. 210182.1306010-11 на автомобиле пустите двигатель и потрогайте рукой нижний шланг радиатора — он должен быть холодным. После того как температура охлаждающей жидкости достигнет 85-92 ‘С, шланг должен начать нагреваться. Если этого не происходит, снимите термостат и проверьте его работоспособность.
Вам потребуются: ключ-шестигранник «на 5», отвертка с крестообразным лезвием.
1.Снимите пробку с расширительного бачка. Отверните пробку сливного отверстия внизу правого бачка радиатора и слейте из него жидкость. Заверните пробку сливного отверстия.
2.Ослабьте затяжку двух хомутов крепления шлангов на патрубках крышки термостата и снимите шланги с патрубков крышки.
3.Выверните три болта крепления крышки и снимите ее вместе с термоэлементом.
Ремонт радиатора
... для работы системы охлаждения, а также её зависит, морозоустойчивости от емкости самой системы охлаждения. В время настоящее ведущие фирмы по разработке и изготовлению радиаторов автомобильных охлаждения отдают ... следствие, к его ремонту капитальному. Принцип действия системы охлаждения следующем в заключается. При помощи жидкостного насоса жидкость охлаждающая циркулирует по кругу и омывает горячие ...
4.Преодолевая усилие пружины, отожмите фиксирующую пластину термоэлемента вниз и, повернув ее в любом направлении, выведите из зацепления с пазами.
5.Выньте из крышки термоэлемент мод. 21082.1306100.
6.Перед установкой нового термоэлемента проверьте его, опустив в воду, подогретую до 78-80 °С. Нагревайте воду, постоянно перемешивая, до температуры (85±2)
7.При температуре (87±2) °С шток термоэлемента должен начать выдвигаться из силового элемента. Если этого не происходит, замените термоэлемент.
8.Установите термостат в порядке, обратном снятию, обратив внимание на состояние уплотнительного резинового кольца в пазу гнезда. Сильно деформированное, надорванное или потерявшее упругость кольцо замените.
9.Заполните систему охлаждения жидкостью, заливая ее в расширительный бачок до верхней кромки ремня крепления расширительного бачка. Заверните пробку, пустите двигатель, проверьте отсутствие течи охлаждающей жидкости через соединения патрубков термостата и прогрейте двигатель до рабочей температуры на холостом ходу, чтобы удалить из системы воздушные пробки.
Замена охлаждающей жидкости
Сливаем охлаждающую жидкость, предварительно отвернув пробку расширительного бачка. Отворачиваем пробку, расположенную в нижнем правом углу радиатора, и сливаем жидкость в подставленную емкость.
Ключом «на 13» отворачиваем пробку на передней стороне блока цилиндров. На двигателях ВАЗ-2110, -2112 пробка на блоке цилиндров легкодоступна, а для доступа к ней на двигателе ВАЗ-2111 снимаем модуль зажигания. По окончании заворачиваем пробки. Новую охлаждающую жидкость заливаем через расширительный бачок. Запускаем двигатель, доливаем жидкость. Прогреваем двигатель с закрытой пробкой расширительного бачка. После остывания проверяем уровень охлаждающей жидкости. При необходимости — доливаем.
Устройство системы охлаждения
1 — радиатор отопителя 2 — пароотводящий шланг радиатора отопителя 3 — шланг отводящий 4 — шланг подводящий 5 — датчик температуры охлаждающей жидкости (в головке блока) 6 — шланг подводящей трубы насоса 7 — термостат 8 — заправочный шланг 9 — пробка расширительного бачка 10 — датчик указателя уровня охлаждающей жидкости 11 — расширительный бачок 12 — выпускной патрубок 13 — жидкостная камера пускового устройства карбюратора 14 — отводящий шланг радиатора 15 — подводящий шланг радиатора 16 — пароотводящий шланг радиатора 17 — левый бачок радиатора 18 — датчик включения электровентилятора 19 — электродвигатель вентилятора 20 — крыльчатка электровентилятора 21 — правый бачок радиатора 22 — сливная пробка 23 — кожух электровентилятора 24 — зубчатый ремень привода механизма газораспределения 25 — крыльчатка насоса охлаждающей жидкости 26 — подводящая труба насоса охлаждающей жидкости 27 — подводящий шланг к жидкостной камере пускового устройства карбюратора 28 — отводящий шланг
Радиатор системы охлаждения
Детали радиатора и электровентилятора:
Специальные жидкости и ремонтные материалы
... концентрациях эти вещества и составляют технические жидкости, которые обладают необходимыми физико-химическими и эксплуатационными свойствами. К специальным жидкостям, обеспечивающим работу автомобиля, относят следующие: охлаждающие; тормозные; амортизаторные; гидравлические; пусковые; авто ...
1 — радиатор; 2 — датчик включения электровентилятора;
3 — электродвигатель; 4 — кожух; 5 — крыльчатка;
6 — резиновая подушка; 7 — сливная пробка
Водяной насос
Насос охлаждающей жидкости с контрольными размерами для сборки:
1 — упорное уплотнительное кольцо сальника; 2 — корпус насоса; 3 — стопорный винт подшипника; 4 — зубчатый шкив; 5 — валик подшипника; 6 — подшипник; 7 — резиновая манжета; 8 — крыльчатка
Термостат
1 — перепускной клапан; 2 — выходной патрубок (к насосу); 3 — пружина основного клапана; 4 — основной клапан; 5 — держатель поршня; 6 — поршень; 7 — входной патрубок (от радиатора); 8 — резиновая вставка; 9 — твердый термочувствительный наполнитель; 10 — пружина перепускного клапана; 11 — входной патрубок (от двигателя)
Снятие зубчатого шкива привода насоса
1 — корпус насоса; 2 — зубчатый шкив; 3 — съемник
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kontrolnaya/vaz-sistema-ohlajdeniya/
охлаждение двигатель автомобиль ремонт
1.Косарев С.Н. ВАЗ — 2110.Руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту. АСТ.2005 год
2.П.Л. Козлов. Практическое руководство по ремонту системы охлаждения ВАЗ 2110.Москва.2007 год