Технология индивидуального консультирования

Контрольная работа

В настоящее время появляется все больше психологических проблем повседневной жизни, связанных с трудностями развития и приспособления личности, дисгармонией межличностных отношений, социальными девиациями (наркомания, алкоголизм, распад семьи, СПИД и др.), возрастными кризисами, недостатком уверенности в себе и самоуважении, мучительными колебаниями в принятии решений, трудностями в завязывании и поддержании межличностных отношений и т. п. Все это повлияло на выделение относительно новой профессиональной области – психологического консультирования, выделившегося из клинической психологии и психотерапии.

Консультирование включает в себя и профконсультирование, и педагогическое, и промышленное консультирование, и консультирование руководителей, и многое, многое другое. Но, пожалуй, наиболее широкой сферой применения психологического консультирования на сегодняшний день является помощь тем, кто обращается по поводу своих семейных и личных проблем. Эта область включает в себя множество отдельных направлений, среди которых можно выделить такие, как работа с супружескими парами, совместное консультирование детей и родителей, добрачное консультирование, психологическая помощь разводящимся и т.д.

Консультирование – это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, обычно представленное схемой «личность–личность», ставит своей целью помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.

В консультировании признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента. Консультант принимает клиента как уникального, автономного индивида, за которым признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью. Тем более важно признать, что любое внушение или давление мешает клиенту принять ответственность на себя и правильно решать свои проблемы.

Целью данной контрольной работы является изучение технологии индивидуального консультирования. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Раскрыть сущность индивидуального консультирования;

14 стр., 6614 слов

Трудовые отношения в современных моделях общества

... проблемы трудовых отношений не подвергались содержательному анализу или ставились в чисто технократическом ключе. Трудовой контроль. Целесообразно разделить проблематику трудовых отношений как минимум на два больших блока: проблемы трудового ... к тому же, варьируют по типам обществ и изменяются по мере исторического ... с бурным восторгом. Не без «помощи» недружелюбных профсоюзов, он не раз представал ...

2.Изучить причины обращения к специалистам;

3.Рассмотреть методику индивидуального консультирования.

Сущность индивидуального консультирования

Консультирование – широко распространенный сегодня и один из основных инструментов в области интеллектуальных технологий. Консультативная практика применяется в любой сфере, где используются психологические знания: в организациях и управлении, в медицине и психотерапии, в педагогике и образовании, в кадровой и менеджерской работе. В настоящее время в каждой из этих областей накоплен значительный потенциал знаний и опыт практического использования различных техник консультирования, который может быть полезен для специалистов других сфер практики.

Психологическое консультирование – это вид психологической помощи, ориентированный на преодоление проблем психологического характера. Оно направлено на решение различного рода психологических затруднений, прежде всего ситуативных и межличностных проблем. В трудный, критический момент в вашей жизни, психолог–консультант может помочь вам преодолеть стресс, жизненный кризис, потерю близкого человека, а также лучше понять вашу жизненную ситуацию и принять верное решение.

Психологическое консультирование (counselling) – это внелечебная

психологическая помощь, оказываемая специалистами здоровым людям с целью коррекции отношений и повышения качества жизни.

Психологическое консультирование не может быть сведено к обучению, информированию, даче совета или направлению к специалисту другого профиля. Однако, как показывает практика, совет в практике психологического консультирования не только допустим, но и необходим. Важно, чтобы он не был самодовлеющим, но был включен в некоторую более общую целостность диалогического взаимодействия между консультантом и клиентом.

Одним из видов психологической помощи является индивидуальное психологическое консультирование, где для оказания помощи является личная и конфиденциальная беседа. Беседы с психологом–консультантом помогут вам лучше ориентироваться в вашей жизненной ситуации и преодолеть возникшие трудности.

Под индивидуальным психологическим консультированием понимается оказание профессиональной психологической помощи человеку посредством организации такого взаимодействия консультанта и клиента, построенного на базе научно–обоснованных концептуальных и процессуальных моделях, при котором происходит трансформация страдания клиента в усиление его способности к развитию и осознанному выбору, а также, разрешению личностных проблем и преодолению жизненных кризисов.

Как пишет специалист в области психологического консультирования Римантас Кочюнас – данная профессиональная деятельность возникла в ответ на потребности людей, которые не имея клинических нарушений всё же искали психологическую помощь. Именно поэтому, специалисты по консультированию помогают, прежде всего, людям, испытывающим трудности в повседневной жизни, деятельности, общении. Все люди в какие–то моменты своей жизни сталкиваются с психологическими трудностями и проблемами. Индивидуальное консультирование – это решение личных проблем человека в его совместной работе с психологом. Оно ориентировано на клинически здоровую личность, человека, желающего разобраться с проблемами и преодолеть трудности наиболее эффективным способом, а также на людей, чувствующих себя хорошо, тем не менее ставящих перед собой цель личностного роста и развития. Психолог–консультант обращается к здоровым сторонам личности, независимо от степени других нарушений. Такой подход имеет в основе веру в то, что человек может измениться и выбрать для себя хорошую жизнь, а также находить способы использования и развития своих талантов, даже если сейчас они невелики или дремлют из–за неадекватных или негативных установок, стереотипов и чувств или каких – либо других факторов.

3 стр., 1032 слов

Психологическое консультирование и его особенности

... более сложной проблеме на консультирование отводится несколько встреч, а при глубинной работе, клиент направляется на психотерапевтическую работу. Если говорить о техниках психологического консультирования, то они ... самостоятельно решить свою проблему, а спектр этих проблем довольно широк. Это могут быть проблемы на работе, неуверенность в личной жизни, семейные проблемы, недостаточное самоуважение ...

Индивидуальное консультирование имеет следующие этапы, при которых всегда существует необходимость завершения предыдущего этапа перед переходом на следующий:

  • Установление контакта с клиентом и его поддержание в ходе работы.
  • Выявление проблемной ситуации и выяснение запроса клиента. Поиск внутреннего мотива к изменению ситуации.
  • Выявление негативной установки клиента. Локализации области негативных установок.
  • Критика негативных установок.

Развитие у клиента навыка критического анализа негативной установки. Изменение установки или отношения к ней. Техника безопасности.

  • Работа с выявленной проблемой и первичным запросам клиента. Формирование конструктивного подхода. Рекомендации.
  • Анализ проделанной работы. Проверка результата.

Индивидуальное консультирование может включать в себя просвещение, информирование, разъяснение и обучение новым, более эффективным моделям поведения, а также новым техникам достижения своей цели. Психологическое консультирование направлено на успешное решение конкретных задач и проблем, например, если вы хотите избавиться от бессонницы, то результатом работы с психологом должен быть именно хороший и здоровый ночной сон, и только такой результат будет говорить об успешно проведенной работе специалиста(3).

Таким образом, индивидуальное консультирование помогает клиенту:

  • понимать происходящее в своей жизни
  • принимать оптимальные решения в различных сферах своей жизни, изменять свое поведение, делать его более продуктивным, приносящим большее удовлетворение
  • преодолевать различного рода психологические затруднения, возникающие как в его общении с другими людьми, так и в его отношениях к самому себе
  • улучшать отношение к самому себе, повышать самооценку
  • реализовывать свой личностный потенциал

Проблемы обращения к специалистам

Существуют за консультацией специалиста.

Жалобы на трудности в общении – наиболее распространенная причина обращения за психологической консультацией. Клиенты с этой проблемой делятся на три группы:

  1. клиенты, которые считают, что им общаться мешает застенчивость, неуверенность в себе;
  2. клиенты, которые считают, что вокруг них нет интересных людей;
  3. клиенты, испытывающие проблемы в общении с противоположным полом.

Клиенты первого типа в привычной среде чувствуют себя хорошо, но как только застенчивый человек попадает в окружение малознакомых или вообще незнакомых людей, он чувствует дискомфорт, замыкается. Такая черта характера, если ее не корректировать, может привести к депрессии и алкоголизму. 3адача в работе с таким типом клиентов – показать источник проблем, рекомендовать потихоньку выдавливать из себя эту черту характера, делая что–либо необычное в окружении малознакомых людей.

14 стр., 6871 слов

Культурология : Этика делового общения

... стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его ... их исполнения и источником для обобщений и анализа, материалом для справочно-поисковой работы. В управленческой деятельности документ выступает и как предмет труда, и как результат ...

Клиенты второго типа начинают свой рассказ с жалоб на своих сослуживцев, своих домашних. Они его раздражают – кто своей болтливостью, кто инертностью и т. д. Психолог должен предложить клиенту задуматься о причинах поведения других людей, о том, что ими движет, что им необходимо. Например, раздражающая клиента болтунья – одинокая женщина, ее чрезмерная общительность – это попытка найти сочувствие и признание. А высокомерный человек просто скрывает свою застенчивость и т. д. Трудности в общении часто бывают связаны с неумением прощать, с вниманием к мелочам, огрехам. Задача – помочь клиенту концентрировать свое внимание на положительных качествах партнера, зная и обходя отрицательное в нем.

В основе трудностей клиентов третьего типа лежат стереотипные представления о своем поведении и о поведении представителей другого пола. Надо сказать, что многие уже приходят на консультацию с мнением о том, что виновники проблемных отношений с противоположным полом – они сами.

Первое в работе с подобными трудностями – уделить внимание требованиям, ожиданиям, которые клиент связывает с представителями другого пола. О требованиях к партнеру клиент говорит без труда, но это стереотип.

Часто к стереотипным требованиям к партнеру клиент добавляет стереотип своего собственного поведения (например, у женщины это внешняя холодность, неприступность, сокрытие заинтересованности мужчиной).

Люди, исповедующие подобные стереотипы, загоняют себя в угол, так как, во–первых, редко встречаются люди, вписывающиеся в ожидаемую схему, а во–вторых, стандарт своего поведения тоже не способствует установлению контактов. 3адача специалиста – разрушение и коррекция жестких программ, представлений, мешающих общению.

Следующая причина обращения за психологической помощью – стресс, связанный с потерей работы. Это одна из наиболее серьезных потерь, которые испытывает человек. Испытывает – и ломается, или испытывает – и выходит из этого более сильным. И даже преуспевающим. 3адача – помочь клиенту пойти по второму сценарию. Оставшись без работы, человек проходит через три стадии переживаний. Первую можно охарактеризовать как оцепенение. Проявляется оно в нежелании признать очевидное. Срабатывает защитный механизм: человек вытесняет из сознания негативную информацию. Клиенту нужно помочь ускорить эту стадию. Дело в том, что чем дольше отрезок бездеятельности, тем сложнее потом входить в рабочий режим: человек теряет навыки, снижается уверенность в себе. Многие исследования показывают, что потерявших работу не оставляет мысль о том, что они неудачники. Хотя многое зависит от характера и темперамента. Оцепенение особенно неплодотворно, если оно наступает в период предупреждения об увольнении: человек просто надеется на чудо, которое спасет его. Это пустая трата времени, плодотворнее было бы в это время что-то искать, готовить резюме.