Техника говорения

Контрольная работа

Умению выступать (ораторскому искусству) учили еще в Античности. К классическим обязанностей оратора полагалось: найти, что сказать; расположить найденное по порядку; предоставить ему соответствующую словесную форму; закрепить все это в памяти; выступить с речью.

Ораторское искусство — это умение использовать речь с целью влияния на других людей. Впервые оно стало использоваться древними греками и римлянами чисто из практических соображений. Поскольку в Древней Греции не было адвокатов, афинские граждане, которые хотели предъявить обвинения или же обвинялись в чем-то, были вынуждены самостоятельно объяснять свое дело перед жюри присяжных, состоявшее же из горожан, причем перед жюри, которое насчитывало до 1500 человек. Чем красноречивее был оратор, тем больше у него было шансов убедить сограждан в своей правоте и выиграть дело. Овладеть ораторским искусством было также важно для тех, кто стремился к власти, поскольку лидерство в афинском собрании почти полностью зависело от способностей убеждать других.

Тот факт, что одни ораторы пользуются большим успехом, чем другие, заинтересовал некоторых греков, решили выяснить, что делает человека искусным оратором. Они быстро определили, что способ изложения своих мыслей не менее важен, чем содержание сообщения. Это открытие привело к появлению первых составителей речей, таких, как известный греческий оратор Лисий (458-380 гг до н.э.) и Антифон с Рамнии (430-411 гг до н.э.), которые не только использовали свое искусство, чтобы «озвучивать» менее одаренных ораторов, но также обучали их наиболее эффективным способам изложения своих мыслей.

Одним из тех, кто тщательно изучал созданные древними греками и римлянами риторические приемы и использовал их, был Уильям Шекслир. Он был не только одним из крупнейших драматургов мира, но и искусным составителем речей, из которых почти 32 000 содержатся в его 37 пьесах. Использование технологических приемов риторики позволяет увлекательней и убедительно излагать свои мысли во время публичных выступлений на лекциях, семинарах, совещаниях, собраниях, конференциях, презентациях, переговорах и т.д.. Причем публичное выступление может иметь самостоятельное значение или быть приложенным к другим формам взаимодействия.

Умение выступать предусматривает навыки логично, ясно формулировать свои мысли, выражать их доступной для слушателей языке, ориентироваться на их реакцию.

Структура устного выступления включает три этапа:

подготовительный (докоммникативный)

14 стр., 6752 слов

Мастер-класс как технология формирования творческих и практических ...

... разработке рекомендаций, которые могут быть использованы на практике учителями и руководителями кружков. Цель данной работы: рассмотреть технологию мастер-класса, как способ формирования творческих и практических умений ... мастер-класса. 3. Обосновать методику обучения подростков через мастер-класс на внеклассных занятиях и уроках технологии по развитию творческих способностей. 1. Мастер-класс, ...

коммуникативный (вступление, основная часть, завершение)

результат выступления (пислякомуникативний).

Эти этапы не регламентированы по времени, однако на каждом из них коммуникатор должен решать определенные задачи, и каждому этапу должны соответствовать и свои приемы, способы психологического воздействия. устный выступление слушатель

Подготовительный этап включает определение цели, темы общения, подбор материала, доказательств прогноз вопросов. Готовя важные сообщения, нужно сначала ответить самому себе на следующие вопросы:

1. Кто будет меня слушать?

2.Какую цель я ставлю перед собой, передавая это сообщение? Чего я хочу достичь?

З.Что мои слушатели должны узнать, чтобы цель была достигнута

4.Сколько людей будет меня слушать

5.Сколько времени мне нужно для изложения моих идей

Есть разные виды публичных выступлений за их целью, а именно: информационный, убеждающей (агитационный), побудительный (как призыв принять участие, оказать помощь), протокольный (по поводу поздравления, презентации, открытия), торжественный, траурная речь.

Чтобы выступление прошло и завершилось успешно, оратору еще перед структурированием своего выступления нужно больше узнать о своих слушателей: их потребности, интересы, национальность, пол, возраст, образовательный уровень, профессиональный состав и др.. Это позволит создать такие сообщения, будут стимулировать т.н. «Я-фактор» аудитории. Чем большую личностную значимость сможет придать сообщению выступающий, тем больше шансы, что его внимательно выслушают и примут информацию к сведению.

В общем, информация лучше воспринимается слушателями, если:

она поступает в виде знаний, которые представляются людям объективными по содержанию, правдивыми

сведения поступают из авторитетного источника

информация касается острых проблем жизни

используются общепринятые идеи

сообщение совпадает со взглядами, ценностями и установками большинства слушателей

удовлетворяет интересы слушателей, дает новые или неожиданные, но нужные им знания

выступающий удачно руководит аудиторией и характеризуется высоким уровнем коммуникативной компетентности.

Сообщение должно: мотивировать слушателей и быть важным для них; привлекать внимание; генерировать энтузиазм; затрагивать аудиторию, ее чувства; убеждать.

Кроме организационной и содержательной подготовки к устному выступлению важно также настроиться психологически. Не следует идти к слушателям возмущенным, оскорбленным, напуганным, возбужденным. Такое накопление чувств и эмоций приводит к тому, что исчезает способность четко и убедительно выражать свои идеи, планы и предложения.

Кроме того, для многих людей достаточно серьезным коммуникативным барьером является страх перед публичным выступлением, которое может возникать по разным причинам. Например, из-за опасений попасть в неловкое положение, почувствовать унижение, забыть текст, быть критически оцененным, выявить некомпетентность, казаться скучным, предстать перед потенциально враждебным толпой т.п.. Во всех этих источников волнение общий корень — это опасения потерять контроль.

Усилить способность контролировать ситуацию при публичном выступлении помогут: тщательная подготовка, репетиции, записи тренировочных выступлений на аудио-или видеопленку с последующим их анализом, аутогенная тренировка, участие в специализированных социально-психологических тренингах, организация большего практики публичных выступлений, причем желательно перед аудиториями, не связанными с обучением или работой.

3 стр., 1498 слов

Мастерство устных выступлений

... обращается к слушателям с определенной целью и при определенных обстоятельствах. В соответствии с целями сообщения выделяются следующие типы устных публичных выступлений: информационная речь, ... фразы, которые позволяют установить; эмоциональный контакт с аудиторией, называют зачином. Зачинов, этих своеобразных зацепляющих «крючков» выступлении, существует множество: «...что-нибудь неожиданное, ...

Коммуникативный этап устного выступления включает: установление контакта, обсуждение вопроса (проблемы), ответы на вопросы, выход из контакта. То есть это поведение оратора непосредственно во время выступления.

Любое общение начинается с установления контакта. Его задача — привлечь, сконцентрировать внимание слушателей, создать условия для освещения проблемы, расположить к себе слушателей. Поэтому на начальной стадии публичного выступления особое значение имеет организация первого впечатления. Собственно, общение и начинается с восприятия людьми друг друга.

Осуществляя устное выступление, не стоит сразу приступать к сути проблемы. Целесообразно сделать небольшое вступление, это создаст определенную атмосферу и позволит слушателям сосредоточиться на новом оратору и настроиться на том, о чем он хочет сказать. С другой стороны, вступление позволяет выступающему почувствовать настроение слушателей, установить контакт с ними и скорректировать свое сообщение таким образом, чтобы оно с наибольшей эффективностью воспринималось слушателями.

«Всякая речь должна быть создана так, как живое существо. У нее должно быть тело с головой и мыслями, причем туловище и конечности должны подходить друг другу и соответствовать целому», — так сформулировал требования к устному выступлению Платон.

Решая вопрос оптимального размещения основной идеи в сообщении, следует помнить об «эффекте края» (закон «двух концов»)-он заключается в том, что лучше всего запоминается та информация, которая прозвучала в начале и в конце выступления . Как правило теряется середина. Чтобы ее сохранить, необходимо оба конца усилить: в начале — актуализировать внимание, доказать необходимость речи, а в конце подвести ее итог, что будет своеобразным закреплением материала. Новые установки у адресата также лучше формируются на начала. Поэтому основную идею, мысль, которую мы хотим «внести» в его сознании, целесообразно преподавать во вступлении к докладу. Конце также желательно к ней обратиться, но использовав для этого новые аргументы.

Вместе с тем важно учитывать содержательную сторону речи и установки слушателей. В случае, если они не очень заинтересованы предметом сообщения, то весомые аргументы надо выложить с самого начала. Это лучший способ пробудить интерес и внимание людей. Если они очень заинтересованы темой разговора, то интересные аргументы следует выложить конце сообщения. Ослабление аргументации может несколько разочаровать собеседников. Что касается включения контраргументов, то наиболее эффективными являются сообщения, в которых рассматриваются также аргументы противоположной стороны, а не те, где приводятся доказательства только своих мыслей.

Чтобы создать и донести до слушателей убедительное сообщение, всегда нужно:

верить в его значимость и истинность

не забывать об учете персональных различий, чтобы сообщение соответствовало коммуникационным потребностям аудитории

8 стр., 3773 слов

Техника речи оратора

... Оратор с тонким, слабым, неуверенным голосом не сможет вызвать у слушателей уважительного отношения, не заставит их поверить тому, в чем пытается убедить. Поэтому важно учиться владеть голосом [2]. Техника речи оратора ...

вызвать энтузиазм и вдохновение

возбуждать интерес и овладевать вниманием

устанавливать уровень общения, который соответствует знаниям и квалификации аудитории

концентрировать внимание на ключевых положениях, не отвлекаясь на второстепенные детали

обеспечивать слушателям достижения хотя бы одной из их мотивационных целей

стимулировать аудиторию к осуществлению тех или иных действий

учитывать время, отпущенное на сообщение данной информации.

Осуществляя выступление, необходимо соблюдать баланс теории и практики, подкрепляя высказанную информацию наглядным материалом (схемы, графики, таблицы, рисунки и т.д.), реальными примерами. Каждый пример или наглядное пособие должен иллюстрировать только одну идею.

Психологические исследования доказывают, что особенности восприятия информации влияет т.н. эффект «визуального имиджа». Имеет значение внешний вид выступающего, его манера общения, уровень доброжелательности к слушателям. Более чувствительными и приверженными люди становятся к словам «приятной», привлекательного человека, с его мнением легче соглашаются, к ней прислушиваются, а к ее действиям относятся с меньшей предвзятостью и критикой.

Критериями привлекательности считаются: жизненная сила, энергия человека, которая выражается в жизнерадостности, бодрости, раскованности поведения, аккуратности, уверенности в себе. Аудитория со значительно большим вниманием будет слушать уверенного в себе оратора, слова которого свидетельствуют о том, что он знает свое дело, а не апатичное и равнодушную к проблеме обсуждения человека. Неуверенность в себе затрудняет вступление в контакт, часто она является показателем низкой самооценки, недостаточной подготовленности к выступлению, слабого развития коммуникативных умений.

Особое внимание выступающему следует обратить на голову и плечи. Голова должна быть поднята, чтобы горло выпрямилось и гортань работала с максимальной эффективностью. Плечи нужно расслабить, поскольку их напряжение изменит голос, и он тоже будет звучать напряженно. Двигаться нужно спокойно, не спеша. Поспешность не только свидетельствует о нервозности оратора, но и наносит вред при восприятии аудиторией его компетентности и статуса. Кроме того, быстрые движения усиливают возбуждение, заставляя коммуникатора волноваться еще больше.

Во время выступления необходимо поддерживать визуальный контакт со всеми слушателями. Одной из самых распространенных ошибок неопытных ораторов является то, что они направляют свой взгляд на потолок, пол, дальнюю стену или в окно. Другая ошибка — когда кратковременный визуальный контакт ограничивается несколькими слушателями в центре первого ряда, а во всех остальных возникает ощущение ненужности, излишеств, и их бывает труднее убедить, чем тех, с кем был установлен визуальный контакт. НЕ направляя взгляд на аудиторию, выступающий обращается к ней. Его слова будут впитываться стенами, потолком, полом, окном, но не присутствовать. Если выступление осуществляется в большой аудитории, нужно охватить взглядом всех присутствующих, даже сидящих в последних рядах.

Чтобы устное вещание было доступным и понятным, необходимо уметь пользоваться своим голосом. Голос должен быть несколько приглушенным, тон речи — доверчивым. Резкий, крикливый, высокий голос утомительно как лектора, так и слушателя. Чем ниже голос, тем убедительнее он звучит. Нужно регулировать также и темп речи. Поэтому не следует говорить быстрее, чем это делает большинство людей. Слушатели должны успеть обдумать высказанное коммуникатором. Говорить нужно не слишком быстро, чтобы не перейти на непонятную скороговорку, но и не слишком медленно — иначе голос выступающего будет напоминать монотонное гудение. Хорошо влияет на эффективность восприятия устной информации умение изменять скорость, тональность и громкость речи в различных ситуациях: ускорять его в определенных моментах, а также замедлять и снижать, когда нужно достичь от слушателей четкого понимания и запоминания информации. Следует избегать монотонности.

Важным для лектора является умение стилистически правильно конструировать предложения. Хороший эффект дает использование в речи метафор, сравнений, аналогии, триад, риторических вопросов, повторов, чередование длинных предложений с короткими. Эти ораторские приемы позволят сделать сообщение более ярким, интересным и запоминающимся.

Чтобы сосредоточить внимание слушателей, подчеркнуть важность сказанного, а также дать слушателям подумать над сказанным, нужно использовать паузы. При этом обязательным является поддержание визуального контакта со слушателями. Одновременно в устной речи необходимо избегать информационных пустот — неоправданно длинных пауз. Особенно плохо, когда эти паузы заполняют какими-то звуками (есть, и) или словами-паразитами («ну», «значит», «следовательно», «и так далее»).

Если оратор слишком часто делает нечисты пустоты, то слушатели могут заполнять их сами.

В устном выступлении, с целью подкрепления высказанной мысли, могут использоваться цитаты. Однако следует учитывать, что цитирование должно быть целесообразным и умеренным, а также высказываться в понятной для слушателей форме.

По мере необходимости коммуникатор должен использовать жесты, однако нужно отказаться от ходьбы. Количество жестов должна быть умеренной, чтобы не отвлекать реципиентов, а также они не должны быть однообразными. Для оратора достаточно важным является умение правильно трактовать невербальную передаваемую слушателями.

Эффективному общению способствуют:

установки во время выступления визуального контакта с аудиторией

наклон головы и тела во время разговора в сторону слушателей

сохранения во время разговора приятного выражения лица

расположение или движение рук в сторону слушателей с открытыми ладонями

доверчивая, доброжелательная и уважительная интонация разговора

низкий или умеренный тон, невысокая или средняя громкость речи

умеренный темп речи

отсутствие долгих пауз в речи.

Во время выступления необходимо уметь контролировать свои эмоции. Начиная говорить, большинство лекторов перестают волноваться и обретают уверенность в себе. Однако, если во время доклада оратора охватывает паника, то не стоит поддаваться искушению быстрее завершить выступление. Быстрый темп речи только собьет дыхание и усилит волнения. Лучше остановиться на 3-5 секунд, чтобы восстановить самообладание, а затем продолжать изложение материала.

Следует помнить также, что слушатели воспринимают только то, что выступающий позволяет обнаружить. Когда он выглядит спокойным и уверенным, аудитория воспринимает его именно таким, и легкое внутренняя дрожь, если оно не проявляться внешне, не будет абсолютно никакого значения. Выступая перед группой людей, нужно заставить звучать свой голос спокойно, уверенно и убедительно. Это не только повлияет на слушателей, но и позволит контролировать ситуацию.

Используйте позитивные слова и фразы, которые побуждают к действию, передают уверенность и настроение. Некоторые из слов отражают глубокие чувства, другие предлагают реалистичные или нестандартные варианты решения гарантии надежности, безопасности, веселья и счастья. Чтобы активизировать аудиторию, целесообразно использовать такие выражения, как: «Представьте, что вы участвуете …», «Что бы вы делали, если …», «Представим, что вы оказались в ситуации …», «Если у вас есть только … «.

Однако следует избегать слов и фраз, которые имеют большой энергетический заряд, но могут быть восприняты как неискренность или даже обман. К таким конструкциям относятся: «Вы согласны со мной?», «Невероятно», «Как дела?», «Не подлежит сомнению», «Вы должны», «вы обязаны», «Только между нами».

В процессе восприятия устной информации слушатели могут уставать и отвлекаться. Это может быть обусловлено как объективными так и субъективные факторами. К субъективным причинам потери информации относят: монотонность речи (отсутствие рисунка высказывания — пауз, интонации), непонятность слов, злоупотребление научном терминологией, неорганизованность речи (неустроенность, нелогичность), отвлечение лектора на разъяснение мелких и всем понятных вопросов или наоборот — нежелание объяснять непонятную информацию, уход от основной темы, сообщения общеизвестной информации, дефекты произношения, «частые повторы, слова-паразиты, нарушение устной речи. К объективным причинам потери информации и ослабление внимания слушателей относятся: естественная усталость человека; разрыв между скоростью словесного мышления (400 слов в минуту) и скоростью речи (100-125 слов в минуту), в результате чего появляется резерв времени, который слушатели заполняют посторонними мыслями; ограниченность объема человеческого внимания Состав партнеров по общению (устойчивость внимания зависит от возраста, опыта, культурного уровня, актуального эмоционального состояния, профессиональных навыков и т.д.), индивидуальные особенности слушателей, дискомфорт физической среды.

Выступление оратора будет успешным при условии, если он будет учитывать фазы восприятия слушателями устной информации. Первый кризис внимания наступает, как правило, через 15-20 минут. В это время восприятие информации замедляется, снижается его качество, поэтому важной проблемой является удержание внимания слушателей. Для этого нужно продуманно распределить информацию по времени и по форме, приводить новые убедительные аргументы, яркие примеры, использовать наглядный материал. Второй кризис наступает через 30-35 минут. Тогда качество восприятия информации является низкой, ее трудно оптимизировать, поэтому целесообразно сделать перерыв.

Отрицательное отношение слушателей может быть констатировано по следующим признакам:

расположение головы или тела боком или спиной к выступающему

попытки отвести глаза в сторону, несмотря на его лицо

равнодушен, недоволен или недобрый выражение лица

движение рук направлены от оратора, ладонями, открытыми к себе и закрытыми от него

недоверчивый, недоброжелательное интонация в разговоре

высокий тон и громкость голоса.

В случае необходимости осуществлять выступление перед негативно настроенной аудиторией важно соответственно настроиться, не допускать необдуманных действий и возникновения конфликтов. Не желательно во время выступления: спорить; стремиться призывать к логике или здравому смыслу; указывать, как должны вести себя слушатели; приказывать, высмеивать, игнорировать интересы негативно настроенных слушателей; спрашивать о мотивах их поведения; отвечать на их негативные высказывания противодействием, «играть на нервах «.

В такой ситуации желательно говорить решительно и ясно, сохраняя самоконтроль. М. Пирен рекомендует прибегнуть к следующему: — предварительно выясните свою цель и позицию, все, о чем вы говорите, должно быть понятно

соберитесь с мыслями, чтобы достичь поставленной цели, помните, что любой экспромт должен быть подготовленным

придерживайтесь фактов, проделывайте все дома, чтобы вас не «сбили с толку»

вежливо попросите конкретизировать поставленные вопросы

если вопрос сложный по построению, то есть включает в себя несколько простых, то сначала его следует разделить на части, а затем отвечать на каждую из них в отдельности

избегайте необдуманных ответов, записывайте вопросы, чтобы выиграть время

понимая, что реплика имеет провокационный характер, успокойтесь, заставьте себя сосчитать до десяти и дайте осмысленный ответ

отвечайте кратко

не давайте возможности «прицепам» вернуть вас снова к уже оговоренного внимание, что данную проблему можно обсудить в индивидуальном порядке

будьте внимательны к репликам

если обвинения направлены в ваш адрес, говорите, что для решения этой проблемы есть немало путей

если вы почувствовали, что у кого-то есть желание негативно повлиять на аудиторию, то можно сказать: «Считаю; что каждый достойный сказать свое слово!». Не менее важным, чем само выступление, является его эффективное завершение. Если в конце даже интересного и убедительного сообщения просто замолчать и сесть на место, это создаст у слушателей ощущение незавершенности, которое может испортить все, что было достигнуто ранее. Успешными могут быть такие способы окончания сообщения: резюме, неожиданный вывод или комментарий, шутка, небольшая история или цитата, уместна в данный момент, оптимистичный, вдохновленный призыв к действиям, комплимент на прощание. Важным умением оратора есть понимание момента, когда нужно завершить свое выступление. Следовательно, нужно сделать так, чтобы у слушателей возникало желание продолжить, а не сократить общение.

Результат выступления. На этой стадии коммуникации осуществляется анализ выступления, выясняется уровень понимания слушателями сообщения, обобщаются полученные знания. Даже если речь была неудачной, она может стать для выступающего источником ценного опыта и научить, как избежать подобных трудностей и проблем в будущем.

Задание 1.

Вероисповемдание, времдно, дремомта, заржавемть, исчемрпать, омтрочество, премировамние, стомляр, украимнка, цепомчка.

Задание 2

Академотпуск, бухгалтер, демпинг, имиджмейкер, контекст, менеджер, панель, протез, спичмейкер, термос.

Мягкие

Твердые

Академотпуск

Менеджер

Бухгалтер

Панель

Демпинг

Протез

Контекст

Спичмейкер

Термос

Задание 3.

(дислоцируются,

(ретироваться,

(приспособить

Задание 4.

Я прочёл. Из протокола явствовало, что я, нижеподписавшийся Привалов А. И., неизвестным мне способом вступил в обладание действующей моделью неразменного пятака образца ГОСТ 718-62 и злоупотребил ею; что я, нижеподписавшийся Привалов А. И., утверждаю, будто действия свои производил с целью научного эксперимента без каких-либо корыстных намерений; что я готов возместить причинённые государству убытки в размере одного рубля пятидесяти пяти копеек ; что я, наконец, в соответствии с постановлением Соловецкого горсовета от 22 марта 1959 года , передал указанную действующую модель неразменного пятака дежурному по отделению лейтенанту Сергиенко У. У. и получил взамен пять копеек в монетных знаках, имеющих хождение на территории Советского Союза. Я подписался.

Ответ:

В официально -деловом стиле преимущественно используют письменную форму речи. Стиль представляет собой общественную коммуникацию. Жанрами стиля являются: конституция, закон, устав, договор, автобиография, справка и др. На основании этого можно сделать вывод, что отрывок написан частично с использованием стиля протокола. Поэтому можно считать пародией на протокол .

Задание 5.

Образец: Первые два места поделили российский гроссмейстер и венгерский мастер.

1. Три (соседние — соседних ) здания были построены недавно. 2. Квартира делилась на две (неравные — неравных) части. 3. И первая, и вторая (половина — половины) встречи (прошла — прошли ) в исключительно быстром темпе. 4. Ряд экспедиций провели студенты исторического и географического (факультета — факультетов ).

5. (Наши — наша ) наука и культура (нуждаются — нуждается) в государственной поддержке.

Задание 6.

1. К какому типу коммуникабельности относится каждый из участников общения?

2. Какие принципы речевой коммуникации не соблюдают участники общения? В чем конкретно проявляется их несоблюдение?

3. Назовите причины неэффективности речевой коммуникации.

4. Назовите характерные для данной ситуации барьеры в общении.

Перепишите диалог так, чтобы речевая коммуникация стала эффективной.

Посетительница кафе хочет заказать пирожное, но затрудняется в выборе. Она обращается за помощью к официантке.

Посетительница:, Официантка:, Посетительница:, Официантка:, Посетительница:, Официантка:

Посетительница молча закрывает меню, встает и уходит.

1.посетительница — экстравертный этик, официантка — интровертный логик.

2. не соблюдается принцип последовательности и принцип вежливости.

Принцип последовательности предполагает смысловое соответствие ответной реакции, т.е. ожидание ответной реплики соответствующего типа. Если первая реплика — вопрос, то вторая — ответ; приветствие должно сопровождаться ответным приветствием, просьба — принятием или отклонением ее и т.д. Данный принцип требует завершения речевого фрагмента. Принцип вежливости — целая совокупность:

1) максима такта. Это максима границ личной сферы. Любой коммуникативный акт предусматривает определенную дистанцию между его участниками. Не следует затрагивать тем потенциально опасных (частная жизнь, индивидуальные предпочтения и т. п.).

2) максима великодушия. Эта максима не обременения собеседника, она предохраняет его от доминирования в ходе общения. Например, предположение должно быть сформулировано таким образом, чтобы его можно было отложить. Не следует связывать партнера обещанием или клятвой. Не должно быть дискомфорта в общении.

3) максима одобрения. Эта максима позитивности в оценке других («Не осуждай других»).

4) максима скромности. Это максима неприятия похвал в собственный адрес. Условия успешной коммуникации — по возможности объективная самооценка. Сильно завышенная или заниженная самооценка может отрицательно повлиять на установление контакта.

5) максима согласия. Это максима предполагает отказ от конфликтной ситуации во имя решения более серьезной задачи, а именно: «снятие конфликта» путем взаимной коррекции тактики общения.

6) максима симпатии. Это максима благожелательности. Недоброжелательность делает общение невозможным. Проблему представляет так называемый безучастный контакт, когда собеседники, не будучи врагами, не демонстрируют доброжелательности по отношению друг к другу. Максима доброжелательности дает основание рассчитывать на положительное развитие ситуации с намечающимся конфликтом.

3. Под эффективной речевой коммуникацией понимается достижение адекватного смыслового восприятия и адекватного толкования передаваемого сообщения. Правильная интерпретация считается состоявшейся, если реципиент трактует основную идею текста в соответствии с замыслом

коммуникатора. Если реципиент усвоил, для какой цели порожден данный текст, что именно хотел сказать его автор с помощью всех использованных средств, можно утверждать, что он интерпретировал текст правильно. Неадекватное понимание устного и письменного сообщения у

отправителя и получателя может привести к серьезным ошибкам во время выработки и принятия решения, стать причиной нежелательных конфликтов. Конечно, в нашем случае, конфликта нет, но тем не менее отсутствие эффективности привело к тому, что посетительница просто ушла.

4. Барьер коммуникации:

  • барьер речи;
  • барьер слушания;
  • барьер модальностей (различные репрезентативные системы);
  • некомпетентность.

Посетительница кафе хочет заказать пирожное, но затрудняется в выборе. Она обращается за помощью к официантке.

Посетительница:, Официантка:, Посетительница:, Официантка:, Посетительница:, Официантка:, Посетительница

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kontrolnaya/tehnika-govoreniya/

1. Мицич П. Передача информации, техника постановки вопросов, искусство слушать, наблюдение за собеседником //Психология влияния /Сост. А.В.Морозов. -СПб., 2001. -С.294-314.

2. Орбан-Лембрик Л.Е. Психология управления: Учеб. пособие. — М., 2003.

3. Психология профессиональной деятельности и общения /Под ред. Л.Е.Орбан, Д.М.Гриджука. — М., 1997.

4. Реан А.А. Правила и техники общения //Психология влияния /Сост. А.В.Морозов. — СПб., 2001. — С.438-457.