Технические средства железных дорог
Рассчитать площадь и линейные размеры склада тарно-штучных грузов.
Дано:
Годовой грузооборот |
Q Г , тыс. т |
130 |
|
Средняя загрузка вагонов |
q, т |
45 |
|
Число подач в сутки |
z n |
2 |
|
Число перестановок вагонов на грузовом фронте |
z c |
2 |
|
Коэффициент неравномерности поступления грузов |
k H |
1,2 |
|
Коэффициент складируемости |
k склд |
0,85 |
|
Удлинение грузового фронта на длину наиболее длинного вагона подаваемого под погрузку и выгрузку |
а,м |
15 |
|
Ширина склада |
В, м |
24 |
|
Длина вагонов |
l в |
14,73 |
|
Решение.
Грузооборот — объем транспортной работы железнодорожного транспорта, основной показатель его работы по грузовым перевозкам Суточный грузопоток с которым выполняется погрузочно-разгрузочные работы и складские операции на рассматриваемой станции, рассчитывается на основании заданного годового грузооборота, по тарно-штучным грузам отдельно по прибытии и отправлению.
Будем рассматривать общий грузооборот
Расчет выполняется по формуле:
Q сут = Qг *kH /365,
где Q r — годовой грузооборот по прибытию или отправлению, т;
к н — коэффициент неравномерности прибытия или отправления грузов;
365 — число суток работы склада в году.
Q сут = 130 000*1,2/365 = 427,397 т,
Линейные размеры крытого склада зависят от потребной вместимости. При определении потребной вместимости склада надо выявить объем непосредственной перегрузки грузов с одного вида транспорта на другой минуя склад, и на этот объем уменьшить складской грузопоток.
Вместимость склада определяется в зависимости от суточного грузопотока и срока хранения по формуле:
Q скл = (1- к п приб ) Qсут приб * txp приб + (1- кп отпр ) Qсут отпр * txp отпр
где к п приб — коэффициент прямой переработки по прибытии,
Q сут приб — суточный грузопоток по прибытии,
к п отпр — коэффициент прямой переработки по отправлению,
Q сут отпр — суточный грузопоток по отправлению,
t xp отпр txp приб — время хранения по прибытии и отправлению, для повагонных отправок 2 суток.
В нашем случае:
Q скл = к п Qсут * txp
к п — коэффициент складирования
Q скл = 0.85 * 427.397* 2 = 363.297*2 = 726.575 (т)
Количество прибывающих вагонов:
n В = = = 9.498 9.5 вагона
Определив потребную вместимость склада, необходимо рассчитать его площадь, а далее линейные размеры, длину и ширину.
Потребная площадь склада определяется методом ориентировочного расчета по средней нагрузке на один квадратный метр площади склада по формуле:
F скл = Qскл * кпр /с
где Q скл — вместимость склада, т;
к пр — коэффициент, учитывающий площадь складских проездов:
- для повагонных отправок принимается 1,7;
р — удельная нагрузка на 1 м 2 полезной площади склада:
для повагонных отправок принимается 0,85 т/м 2 .
F скл =726.575 * 1,7 / 0,85 = 1453.15 (м2 )
Ширина крытого склада принимается по типовым проектам в зависимости от типа склада. Для однопролетных складов принимается: 12, 18, 24 или 30м. Допускается ширина склада 36 м, но при этом необходимо предусматривать пожарные автоподъезды к склады.
Длина склада определяется по формуле:
L скл = Fскл / Вскл ,
где F скл — площадь склада, м2 ,
В скл — ширина склада,24 м.
L скл = 1453.15 /24= 60.55 (м).
По условиям проектирования длина склада должна быть кратна 6 и не должна превышать 300м, так как здания складов сооружают из сборных железобетонных элементов с шагом 6м.
L скл = 60.60 м
Полученную по этому расчету длину складов следует сопоставить с необходимой длиной погрузочно-выгрузочного фронта со стороны железнодорожных путей и принять большие значения.
На фронте подачи может быть размещено более вагонов, чем одновременно перерабатываться на фронте погрузки (выгрузки).
Длину фронта подачи вагонов Lфп, м, находят по формуле
= + a M
= + 15 = 84.9675 85 м
а длину погрузочно-выгрузочного фронта, м,
= + a M
= + 15 = 42,48375 42,5 м
где nв — среднесуточное число вагонов, поступающих на грузовой фронт
n В = = = 9.498 9.5 вагона
qв — средняя загрузка вагона, т; lв — длина вагона данного типа по осям сцепления автосцепок, м; zп — число подач вагонов; zс — число смен (перестановок) на грузовом фронте; ам — удлинение грузового фронта, необходимое для маневрирования локомотивными или другими средствами (по заданию 15 м).
Рассчитав длину погрузочно-разгрузочного фронта, окончательно принимают размеры склада. Длина его Lскл ? Lфр должна быть кратна 12 м (для открытых платформ — кратна 3 м), что связано с размерами типовых строительных конструкций; ширина принимается равной 12, 15, 18 или 24 м.
Окончательно принимаем большую величину, кратную 12:
L скл = 72 м 60,60 м
Затем устанавливают необходимую высоту склада, которая зависит от высоты штабеля груза, подлежащего хранению, и некоторого пространства, обеспечивающего свободную работу людей, средств механизации. Обычно высота железнодорожных складов равна 5,5—6,5 м.
Уточним окончательную площадь склада:
F скл = 72*24 = 1728 м2
Определить время цикла, мощность привода погрузчика, его техническую и эксплуатационную производительность при перегрузке в складе тарно-штучных грузов на поддонах.
Продолжительность смены Т см = 8 часов.
Остальные данные:
Тип погрузчика |
02 |
||
Высота подъема, м |
Н,м |
3,0 |
|
Средняя дальность перемещения, м |
L,m |
40 |
|
Масса груза, кг |
Q СР |
400 |
|
Грузоподъемность, т |
Q Н |
1.5 |
|
Средняя скорость передвижения погрузчика, км/ч с грузом без груза |
v n v n / |
6.5 7.5 |
|
Скорость , м/ мин подъема опускания |
v гр v гр / |
4,25 6,2 |
|
Собственная масса погрузчика, кг |
Q П |
2650 |
|
Масса грузозахватных механизмов, кг |
Q ГМ |
220 |
|
Покрытие пола в складе |
бетон |
||
Решение: грузооборот электропогрузчик конвейер элеватор
Для погрузки в вагоны, контейнеры и на автомобили, выгрузки из них и складирования различных тарно-штучных грузов и транспортных пакетов применяются, главным образом, малогабаритные универсальные электропогрузчики общего назначения. ГОСТ 20805-83 предусматривает их изготовление на четырех- и трехопорном шасси. Первые обладают большей боковой устойчивостью, а вторые — большей маневренностью и меньшим радиусом поворота, что облегчает их использование в стесненных условиях. Отечественная промышленность выпускает ряд электропогрузчиков общего назначения, в том числе контейнерные и во взрывозащитном исполнении.
Для работы в крытых складах и вагонах широкое применение получили четырехопорные малогабаритные погрузчики моделей 4004А, ЭП-103, ЭП-202, 02 и др. Техническая характеристика электропогрузчиков модели 02 приведена в табл. 1.
Таблица 1
Техническая характеристика электропогрузчика модели 02
№ |
Показатель |
Величина |
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 |
Грузоподъемность, т Расстояние от центра тяжести груза до передних стенок вил, мм Размеры, мм: ширина длина с вилами высота с опущенным грузоподъемником Наибольшая высота подъема груза, мм Наименьший радиус поворота, мм Скорость подъема груза, м/мин Скорость опускания вил с грузом (без груза), м/мин Наибольшая скорость передвижения с грузом (без груза), км/ч Нагрузка на пол от колес, кН: передних с грузом (без груза) задних с грузом (без груза) Масса с вилами, кг Размеры массивных шин, мм: передних задних Аккумуляторная батарея: напряжение, В энергоемкость, А-ч Дорожный просвет,мм Ширина проездов: пересекающихся под углом 90 °, мм для штабелирования с поворотом на 90 °, мм |
1,5 450 1000 3000 2100 2750 2100 4,25 6,2 6,5 (7,5) 34,8 (11,0) 6,8 (15,5) 2650 520 х 152 400 х 128 30 500 60 1900 3500 |
|
Определение мощности привода и производительности электропогрузчиков Определение мощности приводов погрузчика. Основные потребители мощности погрузчиков — механизмы передвижения и подъема груза. У электропогрузчиков они имеют раздельный привод.
Выбирая привод элетропогрузчика, следует учитывать его максимальную грузоподъёмность. Например, модель, предназначенная для работы с грузами весом до 1,5 тонн, должна комплектоваться задним ведущим колесом. Если погрузчик вилочный электрический должен поднимать грузы свыше 1,5 тонн, то следует отдать предпочтение моделям с передним приводом.
Для вилочного погрузчика. Мощность, затрачиваемая погрузчиком на передвижение (кВт), определяется по формуле
N пр =
где Qп — масса погрузчика, кг;
- Qгр — масса груза, перемещаемого за 1 цикл, кг;
- f — коэффициент сопротивления перемещению погрузчика в ходовом устройстве; f =0,15…0,20
i — уклон пути, ‰; или сопротивление перемещению погрузчика под уклон:
і = tgб=tg30= ±0.6
б =30 град. — угол наклона пути к горизонту, принимаемый со
знаком «минус» при движении под уклон.
зпер — КПД передаточного механизма (ориентировочно в расчетах можно принять от 0,8 до 0,95);
102 — переводной коэффициент размерностей;
- vпер — скорость передвижения погрузчика, м/с.
Мощность, затрачиваемая на подъем груза (кВт), определяется
по формуле
N под =
где Qгп — масса грузозахватных приспособлений, кг;
- vпод — скорость подъема груза, м/с;
- зпод — КПД механизма подъема, учитывающий все сопротивления (0,75—0,85).
Определение производительности погрузчика. Техническая производительность погрузчика, т/ч, определяется по формуле
Техническая производительность, т/ч, погрузочно-разгрузочной машины периодического действия определяется по формуле
П Т = 3600*QH /Тц
где Qн — масса груза, перемещаемая машиной за один цикл (номинальная грузоподъемность), т;
- Тц — продолжительность одного цикла, с;.
Продолжительность цикла, c, для вилочного погрузчика определяется по формуле
Тц = ? ( t1 + t2 + … + t11) ,
где ? — коэффициент, учитывающий совмещение операций рейса во времени (примерно равен 0,85);
- t1 — время наклона рамы грузоподъемника вперед, заводки под груз, подъем груза на вилах и на клона рамы назад до отказа (для средних условий работы можно принять t1 = 10—15 с);
- t2 — время разворота погрузчика (при развороте на 90 ° можно принять t2 = 6—8 с, а на 180 — t2 = 10—15 с);
- t3 — продолжительность передвижения погрузчика с грузом, с;
- t4 — время установки рамы грузоподъемника в вертикальное положение с грузом на вилах (t4 = 2—3 c);
- t5 — время подъема груза на необходимую высоту, с;
- t6 — время укладки груза в штабель, с (t6 = 5—8 с);
- t7 — время отклонения рамы грузоподъемника назад без груза (t7 = 2—3 с);
- t8 — время опускания порожней каретки вниз, с;
- t9 — время разворота погрузчика без груза, с (равно t2);
- t10 — время на обратный (холостой) заезд погрузчика, с;
- t11 — суммарное время для переключения рычагов и срабатывания исполнительных цилиндров после включения, с (t11 = 6—8 с).
Время передвижения погрузчика (с) с грузом или без него определяется по формуле
t3,10 = L/vпер + tрз ,
где L — среднее расстояние транспортирования груза, м;
- tрз — время на разгон и замедление погрузчика (может быть принято от 1 до 1,5 с).
vпер(с грузом) = 6,5*1000/3600 = 1,8 м/с
vпер (без груза) = 7,5*1000/3600 = 2,083 м/с
t3 = L/vпер + tрз = 40/1,8 + 1,25 = 23,5 с
t10 = L/vпер + tрз = 40/2,083+ 1,25 = 19,2 с
Продолжительность подъема, с, и опускания груза определяется по формуле
t5,8 = H/vпод(оп) + tрз ,
где Н — средняя высота подъема (опускания) груза, м.
vпод = 4,25/60 = 0,071 м/с
vоп = 6,2/60 = 0,103 м/с
t5 = H/vпод + tрз = 3/0,071 + 1,25 = 43,5 с
t8 = H/vоп + tрз = 3/0,103 + 1,25 = 30,4 с
в итоге получаем:
Тц = ? ( t1 + t2 + … + t11) = 0,85*(12,5 + 8 + 23,5 + 3 +43,5 + 7 + 3 + 30,4 + 12,5 + 19,2 + 7) = 0,85*169,6 = 144,16 с = 144,2 с = 2,4 мин
ТЦ = 144,2 с = 2,4 мин
Мощность, затрачиваемая погрузчиком на передвижение с грузом (кВт):
N пр = = = 47,84313725 кВт
Мощность, затрачиваемая на подъем груза (кВт):
N под = = = 0,539460784 к Вт
Тогда суммарная мощность двигателя составит:
N = N пр + Nпод = 47,84313725 + 0,539460784 = 48,38259803 кВт
Из стандартного ряда мощностей выберем двигатель мощностью
Р = 50 кВт
Техническая производительность:
П Т = 3600*QH /Тц = 3600*1500/144,2 = 37 448 кг = 37,448 т/ч.
ПТ = 37,448 т/ч
Эксплуатационная производительность погрузчика определяется по формуле :
П см = Пт *kв *kгр *Тсм
Где kв— коэффициент использования машины во времени (отношение времени работы в течение смены к ее продолжительности); kв = 0,8
kгр — коэффициент использования машины по грузоподъемности (отношение массы груза, перемещаемой в среднем за один рабочий цикл, к номинальной грузоподъемности); kгр = 400/1500 = 0,26(6)
Тсм — число рабочих часов в смене (8 часов).
П см = 37,448*0,8*0,26(6)*8 = 63,911 т/смену.
Псм = 63,911 т/см
Вывод: Необходимо повышать среднюю массу перемещаемого груза
Определить сменную эксплуатационную производительность для горизонтального конвейера и такого же конвейера установленного под углом б к горизонту
Продолжительность смены Т см = 7 часов.
Дано:
Тип конвейера |
Ленточный с желобчатой лентой |
||
Основные характеристики конвейера: Ширина ленты настила , м |
В, м |
1,4 |
|
Скорость движения несущего органа (ленты), м/с |
V,м/с |
2,0 |
|
Угол наклона конвейера к горизонту, град |
б |
10 0 |
|
Наименование груза |
пшеница |
||
Коэффициент использования конвейера по времени |
K,в |
0,75 |
|
Решение:
Рис. 1. Конструкция желобчатого ленточного конвейера
Желобчатый ленточный конвейер (транспортер) устанавливают на эстакадах и открытых площадках, в туннелях, галереях (отапливаемых и не отапливаемых), в зданиях для осуществления погрузо-разгрузочных работ.
Рабочей поверхностью желобчатого конвейера транспортера является резинотканевая лента, движущаяся по роликоопорам. Желобчатая роликовая опора — наиболее распространенный вариант основания для ленты транспортеров, предназначенных для эксплуатации в таких сферах, как строительство и деревообрабатывающая промышленность.В зависимости от длины, нагрузки и скорости передачи по всей длине рамы устанавливается разное количество роликоопор, а также подбирается привод необходимой мощности. Натяжная станция состоит из барабана, которым можно регулировать натяжение ленты. Привод ленточного конвейера состоит из мотор-редуктора напрямую подсоединенного к валу приводного барабана, через который приводится в движение лента.
Техническая производительность конвейера с желобчатой лентой (т/ч):
= К ж (0,9В — 0,05)2 * v *
Г де К ж — коэффициент, зависящий от формы сечения груза на полотне конвейера;
- При угле естественного откоса груза в движении и угле наклона трехроликовой опоры 20°, 30° и 36° значения коэффициента соответственно равны 470—550, 550—625 и 585—655.
Выбираем по стандартной таблице К ж = 600
В — ширина ленты, м;
- v — скорость движения конвейерной ленты, м/с;
- плотность груза, т/м
*Справочные данные: (СНиП 2.05.07-85 «Ленточные конвейеры»)
Плотность зерна пшеницы = 800 кг/м3
Наибольший допускаемый угол наклона конвейера в = 16 0
Угол естественного откоса слоя груза в движение ц = 0.35ц 0 .
Угол естественного откоса слоя груза в покое
Для пшеницы:
яровая — ц 0 = 290 — 36 0 .
озимая — ц 0 = 260 — 310 .
выберем угол естественного откоса груза в покое ц 0 = 300
тогда ц = 0,35 * 300= 10,50
Коэффициент трения зерна по резине в покое f 0 = 0,55.
Коэффициент трения зерна по резине в движение
f = (0,7 … 0,9 )f 0 = 0,8*0,55 = 0,44,
Проверка возможности транспортировки груза под заданным углом наклона конвейера:
Угол трения груза по резине
г` = arctg f = arctg 0,44 = 23,70 0 .
г` = 23,70 ; г = г` — 4 = 23,70 — 40 = 19,70 0
Т.к. в = 30 0 г = 19,70 ,
то осыпание груза против направления движения не происходит
тогда, сменная техническая производительность:
= К ж (0,9В — 0,05)2 * v * г = 600*(0,9*1,4 — 0,05)2 * 2,0 * 1405,536 т/ч
= Т см * = 7*1405,536 = 9638,752 т/смена
Техническая производительность наклонных ленточных конвейеров по сравнению с горизонтальными уменьшается в зависимости от угла наклона ленты к горизонту:
Угол наклона ленточного конвейера, град . . . . . . . . . . . 10 15 20 25 30
Уменьшение производительности по отношению к
производительности горизонтального конвейера, % . . 5 10 17 23 43
тогда = = 0,95* = 0,95*1405,536 = 1335,259 т/ч
= 7*1335,259 = 9346,673 т/смена
Сменная эксплуатационная производительность определяется по формуле:
В =
Q — сменная эксплуатационная производительность
C — коэффициент, учитывающий уменьшение площади сечения груза в результате осыпания;
Коэффициент С принимают в зависимости от угла в наклона рабочей ветви конвейера из следующих значений:
в, град |
0…10 |
10…15 |
15…20 |
20…25 |
|
С |
1 |
0,95 |
0,9 |
0,85 |
|
ц = 0,35 * 300= 10,50
г = 800 кг/м 3 — плотность пшеницы
в итоге получаем
для горизонтального конвейера:
Q = B 2 *
Q 0 = 1.42 *(0.576*1*tg10.50 +0.157)*800*2 = 1.96*442.008 = 827,137 т/ч
Для конвейера с рабочей ветвью, расположенной под 10 0 к горизонту:
Q 10 = 1.42 *(0.576*0,95*tg10.50 +0.157)*800*2 = 1.96* 413,468 = 810,397 т/ч
е = (827,137 — 810,397)*100% / 827,137 = 2%
Определить техническую производительность вертикального ленточного элеватора и мощность электродвигателя его привода для транспортировки сыпучего груза.
Дано:
Тип элеватора |
ленточный |
||
Расстояние между ковшами (шаг), м |
а |
0.3 |
|
Скорость движения тягового элемента, м/с |
v |
3.0 |
|
Высота подъема груза, м |
Н |
50 |
|
Емкость ковша |
e0, л(дм3) |
1.5 |
|
Род груза |
Рожь |
||
Плотность груза , т/м3 Коэффициент заполнения ковша |
г ш |
0.75 0.8 |
|
Решение:
Элеваторами называют машины непрерывного действия, пред- назначенные для вертикального или близкого к нему наклонного перемещения штучных, кусковых или сыпучих грузов. По типу тягового органа они разделяются на ленточные и цепные.
В зависимости от вида захватных приспособлений элеваторы бывают ковшовые (нории) для сыпучих грузов, люлечные или с жесткими захватами для штучных грузов. Будем рассматривать первые — ковшовые.
Промышленность выпускает ленточные элеваторы ЭЛ (рис. 28.9) с глубокими ковшами для транспортирования сухих легкосыпучих материалов, с мелкими ковшами для влажных и слежавшихся мате- риалов (модификации ЭЛГ и ЭЛМ)
рис 1. Ленточный ковшевой элеватор
Определение производительности элеватора.
Техническая производительность ковшовых элеваторов (т/ч)
П = 3,6 *v* ш*г
где е0 — вместимость ковша, л;
- а — расстояние между ковшами (шаг), м;
- v — скорость тягового элемента, м/с;
- ш — коэффициент заполнения ковша, принимаемый для порошкообразных грузов и продуктов размола 0,8—1,0;
- для зерновых 0,75—0,9;
- кусковых грузов средних размеров 0,6—0,7;
- тяжелых крупнокусковых грузов
0,5—0,6 (0,6—0,85);
- г — плотность груза, т/м3.
П = Q = 3,6 *3,0* 0,8*0,75 = 32,4 т/ч
Расчетная мощность привода определяется по формуле:
Р = Ftv/з
где F t — окружное усилие на приводном барабане, Н
з — КПД привода: при использовании цилиндрических редукторов 0,8…0,85
F t = (W0 + W + Wx )
= 1.05…1.10 — коэффициент учитывающий потери в опорах барабана;
W 0 — сопротивление при загрузке элеватора
W — сопротивление грузонесущей (рабочей) ветви элеватора
W x — сопротивление движению холостой ветви
Находим:
W 0 = g*q*v2 *Кзаг
q = Q/3.6v — линейная плотность груза
q = Q/3.6v = 32.4/3.6*3 = 3 кг/м
К заг = 1,25…4,0 — коэффициент, учитывающий способ загрузки — чем мельче фракция, тем меньше коэффициент (в нашем случае для зерна рожь = 2)
W = g(q + q T )*L*(оCosв+Sinв) = g(q + qT )*Н
где q T — линейная плотность тягового органа вместе с ковшами;
g= 9,8 м/с 2 — ускорение свободного падения;
W x = -gqT L
Знак «-« указывает на то, что сила W x способствует движению тягового органа
Выбор ковшей:
V K ZK = = = 5 дм3 /м
Выбираем ковш вместимостью 1,5 дм 3 , массой 4 кг и шириной Вк = 330 мм. шаг установки ковшей на ленте а = 300 мм, ширина ленты Вл = 400 мм = 0,4 м.
Линейную плотность ленты определяем из условия:
q n = 1.12(
при толщине одной прокладки = 1,25 мм и толщинах обрезанных слоев и числе прокладок (по норме 4…5)
q n = 1.12( = 4,6 кг/м
Тогда линейная плотность ленты с ковшами
q T = qn + mk /a = 4.6 + 4/0.3 = 17.93(3) кг/м
Определяем сопротивления движению тягового органа:
W 0 = g* q*v2 *Кзаг = 3*9,81*32 *2 = 529,74 Н
W = g(q + q T )*Н = 9,81*(3 + 17,93(3))*50 = 10 267,8 Н
W x = -gqT Н = — 9,81*17,93(3)*50 = — 8 796,3 Н
Окружное усилие на приводном барабане:
F t = (W0 + W + Wx ) = 1,05*(529,74 + 10 267,8 — 8 796,3) = 2101,302 Н
Выбор электродвигателя.
Для расчета можно принять з = 0,8
Р = F t v/з = 2101,302*3/0,8 = 7879,8825 Вт
Для привода элеватора целесообразно выбрать двигатель с повышенным скольжением для обеспечения возможности пуска загруженного элеватора :
4АС1606УЗ у которого Р дв = 11 кВт ; п = 940 об/мин-1
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kontrolnaya/tehnicheskie-sredstva-jd-transporta/
1. Единые нормы выработки и времени на вагонные автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы, — М.: транспорт, 1977.
2. Комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ: Учебник для вузов ж.-д.трансп.: Под редакцией А.А.Тимошина, И.И.Мачульского.М. :Маршрут,2003.
3. Механизация погрузочно-разгрузочных работ и грузовые устройства. Голубков В.В., Бриллиантов С.Н.,Изд.2-ое, М, «Транспорт», 1974.
4. Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах.- М.: Юридическая фирма «Юртранс», 2003.
5. Гриневич Г.П. Комплексная механизация и автоматизация погрузочно- разгрузочных работ на железнодорожном транспорте: Учебник для вузов ж.д.трансп. 4-ое изд., перераб. и доп. — М.:Транспорт, 1981.
6. Голубоков В.В., Киреев В.С. «Механизация погрузочно-разгрузочных работ и грузовых устройств»,-М.: Транспорт,1981.-с.351
7. Грузовые вагоны колеи 1520 мм железных дорог России (альбом-справочник),-М.: Транспорт,1988.-с.176
8. Погрузочно-разгрузочные машины: учебник для вузов ж.-д. транспорта/ И.И. Мачульский. — М.:Желдориздат,2000.-с.476
9. КиреевВ.С. «Механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ/В.С. Киреев.-М.:Транспорт,1991.-с.352
10. Падня В.А. «Погрузочно-разгрузочные машины: справочник/В.А.Падня.- М.: Транспорт,1981.-с.343
11. Гундорова Е.П. «Технические средства железных дорог:учебник для вузов и техникумов ж.д. транспорта.-М.:Маршрут,2003.-с.496