2.2. Порядок исчисления и уплаты таможенных платежей в процедуре временного ввоза (допуска) в РФ и ТС: сравнительный анализ
Таможенное законодательство ТС устанавливает свой порядок исчисления и уплаты таможенных платежей, несколько отличающийся от действовавшего в РФ порядка. Наибольшие изменения затронули положения, касающиеся смены процедуры временного ввоза (допуска) на процедуру выпуска для внутреннего потребления. Полный сравнительный анализ порядка исчисления и уплаты приведен в табл. 2.1.
Таблица 2.1.
Сравнительный анализ положений таможенного законодательства РФ и таможенного законодательства ТС в части порядка исчисления и уплаты таможенных платежей в процедуре временного ввоза (допуска)
Законодательство РФ |
Законодательство ТС |
|
1 |
2 |
3 |
Полное условное освобождение |
Товары, указанные в Постановлении Правительства РФ |
Товары, указанные в Решении КТС |
Частичное условное освобождение |
Ежемесячно 3% от суммы ввозных таможенных пошлин, налогов |
Ежемесячно 3% от суммы ввозных таможенных пошлин, налогов |
Периодичность уплаты сумм ввозных таможенных пошлин, налогов |
Определяется декларантом с согласия таможенного органа |
Определяется декларантом с согласия таможенного органа, но не реже, чем один раз в три месяца |
Срок уплаты периодических платежей |
До начала следующего периода |
До начала следующего периода |
Продолжение таблицы 2.1.
1 |
2 |
3 |
При реэкспорте |
Суммы уплаченных периодических платежей не возвращаются |
Суммы уплаченных периодических платежей не возвращаются |
Обеспечение |
Предоставляется |
Предоставляется в соответствии с национальным законодательством |
При выпуске для внутреннего потребления |
||
Таможенная стоимость определяется |
На день помещения товаров под таможенный режим временного ввоза |
Не установлено |
Ставки таможенных пошлин, налогов применяются |
На день выпуска товаров для внутреннего потребления |
На день регистрации декларации, поданной для помещения товаров под процедуру временного ввоза |
Возможность уменьшить таможенную стоимость |
Существует при представлении достоверной и документально подтвержденной информации |
Не установлено |
Уплата таможенных пошлин, налогов |
Уплачиваются, однако производится зачет сумм периодических платежей, уплаченных при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов |
Уплачиваются в размере разницы исчисленных сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, и уплаченных периодических платежей |
Продолжение таблицы 2.1.
1 |
2 |
3 |
Проценты при частичном условном освобождении |
Подлежат уплате с сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы в отношении этих сумм была предоставлена рассрочка со дня применения частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов |
Подлежат уплате с сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы в отношении этих сумм была предоставлена отсрочка (рассрочка) со дня применения полного условного или частичного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов |
Проценты при полном условном освобождении |
Не уплачиваются |
Уплачиваются в общем порядке |
Не взимаются проценты при частичном условном освобождении |
Если сумма пошлин, налогов погашена периодическими платежами |
Не установлено |
При уплате всех периодических платежей |
Товар автоматически считается выпущенным для внутреннего потребления |
Для выпуска требуется подача декларации на смену процедуры |
Исходя из результатов анализа видно, что серьезных системных изменений в порядке применения таможенных платежей не произошло, однако наблюдается некоторое ужесточение для участников ВЭД. Такое ужесточение проявляется, например, в упразднении возможности уменьшить таможенную стоимость товаров при завершении процедуры или в обязанности уплатить проценты при смене временного ввоза с полным условным освобождением на выпуск для внутреннего потребления.
Серьезные изменения произошли в организации применения таможенных платежей.
2.3. Организация применения таможенных платежей в процедуре временного ввоза (допуска)
В начале 2000-х годов активно разрабатывались и внедрялись разнообразные технологические схемы по осуществлению таможенного оформления и таможенного контроля в процедуре временного ввоза. После вступления в силу таможенного кодекса РФ 2003 года данные схемы утратили свою юридическую силу, а им на смену пришел Приказ ГТК от 4 декабря 2003 г. № 1388 «О совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима временного ввоза», действующий до сих пор в редакции Приказа ФТС России от 13.09.2007 № 1129. Данный приказ определяет действия, совершаемые должностными лицами таможенного поста при работе с процедурой временного ввоза (допуска), но не содержит регламентации по организации применения таможенных платежей, однако в нем указано, что всеми вопросами по работе с участником ВЭД и по контролю за соблюдением условий процедуры занимается именно таможенный пост. Таможня (конкретно – отдел таможенных процедур) осуществляет общий надзор за действиями таможенного поста и декларанта.
Схематично организацию применения таможенных платежей в процедуре временного ввоза (допуска) можно представить следующим образом (рис. 2.1.):
Рис. 2.1. Схема организации применения таможенных платежей в процедуре временного ввоза (допуска)
Организация применения таможенных платежей в процедуре временного ввоза (допуска) в части декларирования с 2011 года определяется подпунктом 45 пункта 15 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением КТС от 20 сентября 2010 г. № 379. В соответствии с данным подпунктом декларант самостоятельно исчисляет и декларирует таможенные платежи (в том числе периодические) в графе 47 «Исчисление платежей»и графе В «Подробности подсчета» декларации на товары.
При заявлении процедуры временного ввоза (допуска) декларирование таможенных платежей в графах 47 и В декларации на товары будет выглядеть
1) Им 533 с частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов с уплатой периодических платежей за первые 3 месяца (рис. 2.2.)
┌─────────────┬──-────────────
│47 Исчисление│Вид Основа Ставка Сумма СП │
│платежей │ │начисления │ │ │ │
│ ├─-──┼────────-──┼──────┼───-─
│ │1010│ 100000.00 │ 500р │ 500.00 │ ИУ │
│ │2010│ 100000.00 │ 5% │ 5000.00│ УР │
│ │ │ │ 3%Х3 │ 450.00 │ ВВ │
│ │5010│ 105000.00 │ 18% │18900.00│ УР │
│ │ │ │ 3%Х3 │ 1701.00│ ВВ │
│ ├──-─┴───────-───┴──────┴──—─
│ │ Всего: │ │
└─────────────┴────────-───-──
B ПОДРОБНОСТИ ПОДСЧЕТА 1010-500.00-643-ххххххх(номер платежного поручения)-ддммгг(дата платежа)-БН 2010-450.00-643-ххххххх- 5010-1701.00-643-ххххххх- |
Рис. 2.2. Примерное заполнение граф 47 и В декларации на товары в процедуре Им 53 с частичным условным освобождением от уплаты пошлин, налогов
2) Им 53 с полным условным
┌─────────────┬──-────────────
│47 Исчисление│Вид Основа Ставка Сумма СП │
│платежей │ │начисления │ │ │ │
│ ├─-──┼────────-──┼──────┼───-─
│ │1010│ 100000.00 │ 500р │ 500.00 │ ИУ │
│ │2010│ 100000.00 │ 5% │ 5000.00│ УР │
│ │ │ │ 3%Х1 │ 150.00 │ УН │
│ │5010│ 105000.00 │ 18% │18900.00│ УР │
│ │ │ │ 3%Х1 │ 567.00 │ УН │
│ ├──-─┴───────-───┴──────┴──—─
│ │ Всего: │ │
└─────────────┴────────-───-──
B ПОДРОБНОСТИ ПОДСЧЕТА 1010-500.00-643-ххххххх- |
Рис. 2.3. Примерное заполнение граф 47 и В декларации на товары в процедуре Им 53с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов
3) Смена процедуры Им 53 с частичным условным освобождением от
┌─────────────┬──-────────────
│47 Исчисление│Вид Основа Ставка Сумма СП │
│платежей │ │начисления │ │ │ │
│ ├─-──┼────────-──┼──────┼───-─
│ │1010│ 100000.00 │ 500р │ 500.00 │ ИУ │
│ │2010│ 100000.00 │ 5% │ 5000.00│ ВУ │
│ │ │ │ │ │ │
│ │5010│ 105000.00 │ 18% │18900.00│ ВУ │
│ │ │ │ │ │ │
│ ├──-─┴───────-───┴──────┴──—─
│ │ Всего: │ │
└─────────────┴────────-───-──
B ПОДРОБНОСТИ ПОДСЧЕТА 1010-500.00-643-ххххххх- |
Рис. 2.4. Примерное заполнение граф 47 и В декларации на товары при смене процедуры Им 53 с частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов на процедуру Им 4053 с учетом погашения всей задолженности периодическими платежами
4) Смена процедуры Им 53 с частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов на процедуру Им 4053 в случае, когда периодическими платежами погашена часть суммы (за 3 месяца) подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов (рис. 2.5.):
┌─────────────┬──-────────────
│47 Исчисление│Вид Основа Ставка Сумма СП │
│платежей │ │начисления │ │ │ │
│ ├─-──┼────────-──┼──────┼───-─
│ │1010│ 100000.00 │ 500р │ 500.00 │ ИУ │
│ │2010│ 100000.00 │ 5% │ 5000.00│ УН │
│ │ │ │ │ 4550.00│ ИУ │
│ │5010│ 105000.00 │ 18% │18900.00│ УН │
│ │ │ │ │17199.00│ ИУ │
│ ├──-─┴───────-───┴──────┴──—─
│ │ Всего: │ │
└─────────────┴────────-───-──
B ПОДРОБНОСТИ ПОДСЧЕТА 1010-500.00-643-ххххххх- 2010-4550.00-643-ххххххх- 5010-17199.00-643-ххххххх- |
Рис. 2.5. Примерное заполнение граф 47 и В декларации на товары при смене процедуры Им 53 с частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов на процедуру Им 4053 с доплатой разницы сумм подлежащих уплате и уже уплаченных
Не совсем ясными с точки зрения организации декларирования таможенных платежей остаются моменты:
- каким образом будут вноситься изменения в декларацию на товары при каждой уплате периодических платежей;
- как декларируются проценты за отсрочку при выпуске товаров для внутреннего потребления после процедуры временного ввоза (допуска).
Таким образом, применение таможенных платежей в процедуре временного ввоза регулируется международными соглашениями и внутренним законодательством РФ. Порядок применения изменился незначительно в сторону ужесточения относительно участника ВЭД, однако полностью еще не урегулирован. Много несогласованных моментов остается и в организации применения таможенных платежей.
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ВРЕМЕННОГО ВВОЗА (ДОПУСКА) В ЧАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
3.1. Совершенствование порядка применения таможенных платежей в процедуре временного ввоза (допуска)