информационная система процессный подход
Система менеджмента качества — совокупность процессов, организационной структуры и ресурсов, необходимых для достижения целей организации в области качества.
Процесс СМК — процесс, необходимый для Системы менеджмента качества.
Основные процессы — процессы, в результате которых производятся продукты (услуги) для потребителя и которые создают прямую ценность для потребителя.
Поддерживающие процессы — процессы, которые необходимы для функционирования других процессов и которые создают косвенную ценность для потребителя.
Субпроцесс — процесс, являющийся составной частью процесса более высокого уровня.
Шаг процесса — термин для обозначения какого-либо действия (работы, этапа, субпроцесса) в рамках процесса. «Владелец» процесса — должностное лицо, несущее ответственность за разработку, организацию, надлежащее функционирование и результаты процесса.
Модель процесса — описание процесса, которое отражает с необходимой степенью приближения действительный процесс.
Структура процесса — состав шагов процесса, их последовательность и взаимодействие между собой и другими процессами.
Определение процесса — установление состава процессов Системы менеджмента качества и разработка моделей процессов, отражающих:
- структуру процессов;
- ресурсы для обеспечения надлежащего функционирования процессов;
- индикаторы для оценки эффективности и результативности процессов в рамках СМК;
- методы измерения индикаторов, их анализа и применения в целях управления.
Ресурсы — материальные и нематериальные компоненты, необходимые для достижения целей процессов. (Ресурсы не подлежат преобразованию в ходе процесса).
[12, с.59]
№ |
Уровни и службы управления |
Решаемые задачи |
|
1 |
Руководство предприятия |
обеспечение достоверной информацией о финансовом состоянии компании на текущий момент и подготовка прогноза на будущее;
формирование полного представления о себестоимости конечного продукта (услуги) по компонентам затрат |
|
2 |
Финансово-бухгалтерские службы |
— полный контроль за движением средств;
оперативное получение полного набора документов финансовой отчетности |
|
3 |
Управление производством |
контроль за выполнением производственных заказов;
оперативное определение фактической себестоимости производственных заказов |
|
4 |
Службы маркетинга |
— контроль за продвижением новых товаров на рынок;
контроль за выполнением поставок заказчику в нужные сроки при оптимизации затрат на транспортировку |
|
5 |
Службы сбыта и снабжения |
— ведение баз данных товаров, продукции, услуг;
компьютерное ведение контрактов |
|
6 |
Службы складского учета |
— управление многозвенной структурой складов;
инвентаризация |
|
Оценим проект. Определим, что будет делать система, как будет работать, какие аппаратные и программные средства будут использоваться и как они будут обслуживаться:
- проведение классификации бизнес-процессов;
- создание полных и согласованных моделей бизнес-процессов и их автоматизированная поддержка в актуальном состоянии;
- автоматическое документирование бизнес-процессов;
- мониторинг выполнения бизнес-процессов и анализ отклонений (Process Performance Management);
- автоматизированная поддержка создания и сопровождения документации по системе управления качеством;
- автоматизированное предоставление информации для проведения аудита;
- возможность использования единого информационного пространства для выполнения таких проектов, как реинжиниринг бизнес-процессов, проектирование корпоративных информационных систем, функционально-стоимостной анализ, имитационное моделирование и др.;
- возможность автоматизированной поддержки процесса перехода от менеджмента качества к глобальному управлению качеством (TQM);
- создание и управление корпоративными знаниями и опытом.
Составим проектный макет информационной системы предприятия на основе процессного подхода:
Регламенты БП
Положения по документообороту
Положения по структурным подразделениям. Должностные инструкции
Разработка системы управленческого учета затрат по местам их возникновения
Разработка АВС-системы управленческого учета затрат
Разработка АВВ-системы адаптивного бюджетирования
Разработка системы управления знаниями
Разработка и внедрение управления по KPI, BSC, TPS
Разработка системы управления рисками и изменениями
Системный проект (функциональные требования) информационной системы
Условные обозначения:
- ABC (Activity Based Costing) — система управленческого учета, основанная на действиях;
- ABB (Activity Based Budgeting) — система адаптивного бюджетирования;
- KPI (Key Performance Indicator) — ключевые показатели деятельности;
- BSC (Balanced ScoreCard) — сбалансированная система показателей;
- TPS (Total Performance Scorecard) — универсальная система показателей.
Модель позволяет проследить, где и как создается поток ценности для клиентов компании, и устранить источники бесполезных затрат. Топ-менеджеры наглядно могут выявить, где создается добавленная стоимость, а где возникают потери.
Наличие описаний БП ускоряет создание АВС-системы управленческого учета на основе действий, АВВ-системы адаптивного бюджетирования и создает условия для перехода на АВМ-менеджмент. Комплексная модель является источником информации для процессов совершенствования на основе методологий «Шесть сигм», «Бережливое производство», «кайдзен» и др.
Еще одной возможностью использования системы заключается в том, что она может стать основой для обеспечения непрерывности бизнеса и управления компанией.
Ожидаемые улучшения, достигаемые при помощи информационной системы управления предприятием на основе процессного подхода
Категории улучшений |
||
Незавершенное производство и длительность производственного цикла |
Снижение вложений в активы, снижение затрат на перемещение материалов, сокращение сроков производства, снижение запасов полуфабрикатов собственного производства (из-за сокращенного производственного цикла) |
|
Складские запасы |
Снижение вложений в активы, снижение затрат на перемещение материалов, повышение уровня обслуживания |
|
Использование производственных ресурсов |
Снижение потерь рабочего времени, минимизация переналадок, повышение коэффициента готовности оборудования |
|
Снижение материальных затрат |
Партнерские отношения с поставщиками, своевременность входящих поставок, возможность использования небольших партий, снижение доли бракованных материалов |
|
Повышение качества продукции |
Снижение брака, снижение нарушений графиков производства, уменьшение количества переналадок, предотвращение снижения объема продаж |
|
Повышение качества обслуживания |
Снижение сроков поставок, обеспечение соответствия между запасами готовой продукции и клиентским спросом, своевременность поставок, интенсификация общения с клиентами |
|
Управление затратами |
Оперативность и точность расчета себестоимости (в том числе на основе функционально-стоимостного подхода), возможность оперативного анализа затрат, возможность анализа причин отклонений от плана, определение наиболее рентабельных видов продукции |
|
Организация хранения и перемещения материалов |
Повышение эффективности при одновременном снижении трудоемкости, повышение качества обслуживания, более точный и оперативный контроль |
|
Учет и управление финансами |
Доступность точной и своевременной финансовой информации, оптимизация финансовых взаимоотношений с поставщиками и потребителями |
|
1. Алпатова Н. Процессный подход как основа ISO 9001: 2000 // «Управление компанией». — 2006. — №5. — С.37-41.
2. Бармаков Б. Процессное управление: структура и функции // «Управление компанией». — 2006. — №07 (62).
— С.15-20.
3. Гамидов Г.С. Основы инноватики и инновационной деятельности / Гамидов Г.С., Колосов В.Г., Османов Н.О. — СПб.: Политехника, 2000. — 323 с.
4. Горбунов А.В. Об особенностях применения процессного подхода // Методы менеджмента качества. — 2006. — №11. — С.16-19.
5. Илышев А.М. Учет и анализ инновационной и инвестиционной деятельности организации: учебное пособие / А.М. Илышев, Н.Н. Илышева, И.Н. Воропанова. — М.: КНОРУС, 2005. — 240 с.
6. Карминский А.М., Оленев Н.И., Примак А.Г., Фалько С.Г. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях. — М.: Финансы и статистика, 1998. — 256 с.
7. Клевлин А.И., Моисеева Н.К. Организация гармоничного производства (теория и практика).
М.: Омега-Л, 2003. — 360 с.
8. Макаров В.М. Производственный менеджмент. Модели и методы организации производственного процесса: Практикум. — Спб.: СПбГТУ, 2002. — 73 с.
9. Новицкий Н.И. Организация производства на предприятиях. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 392с.
10. Производственный менеджмент: Учебник / под ред.В.А. Козловского. — М.: ИНФРА — М, 2005. — 574 с.
11. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. М.: ИНФРА-М, 2004.480 с.
12. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2004. — 408 с.
13. Трифилова А.А. Управление инновационным развитием предприятия / А.А. Трифилова. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 176 с.
14. Туровец О.Г., Родионова В.Н. Организация производства на предприятии. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 207 с.
15. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. — СПб.: Питер, 2003. — 400 с.