Разработка информационной системы предприятия

Контрольная работа

информационная система процессный подход

Система менеджмента качества — совокупность процессов, организационной структуры и ресурсов, необходимых для достижения целей организации в области качества.

Процесс СМК — процесс, необходимый для Системы менеджмента качества.

Основные процессы — процессы, в результате которых производятся продукты (услуги) для потребителя и которые создают прямую ценность для потребителя.

Поддерживающие процессы — процессы, которые необходимы для функционирования других процессов и которые создают косвенную ценность для потребителя.

Субпроцесс — процесс, являющийся составной частью процесса более высокого уровня.

Шаг процесса — термин для обозначения какого-либо действия (работы, этапа, субпроцесса) в рамках процесса. «Владелец» процесса — должностное лицо, несущее ответственность за разработку, организацию, надлежащее функционирование и результаты процесса.

Модель процесса — описание процесса, которое отражает с необходимой степенью приближения действительный процесс.

Структура процесса — состав шагов процесса, их последовательность и взаимодействие между собой и другими процессами.

Определение процесса — установление состава процессов Системы менеджмента качества и разработка моделей процессов, отражающих:

  • структуру процессов;
  • ресурсы для обеспечения надлежащего функционирования процессов;
  • индикаторы для оценки эффективности и результативности процессов в рамках СМК;
  • методы измерения индикаторов, их анализа и применения в целях управления.

Ресурсы — материальные и нематериальные компоненты, необходимые для достижения целей процессов. (Ресурсы не подлежат преобразованию в ходе процесса).

[12, с.59]

Уровни и службы управления

Решаемые задачи

1

Руководство предприятия

обеспечение достоверной информацией о финансовом состоянии компании на текущий момент и подготовка прогноза на будущее;

  • обеспечение контроля за работой служб предприятия;
  • обеспечение четкой координации работ и ресурсов;
  • предоставление оперативной информации о негативных тенденциях, их причинах и возможных мерах по исправлению ситуации;

формирование полного представления о себестоимости конечного продукта (услуги) по компонентам затрат

2

Финансово-бухгалтерские службы

— полный контроль за движением средств;

  • реализация необходимой менеджменту учетной политики;
  • оперативное определение дебиторской и кредиторской задолженностей;
  • контроль за выполнением договоров, смет и планов;
  • контроль за финансовой дисциплиной;
  • отслеживание движения товарно-материальных потоков;

оперативное получение полного набора документов финансовой отчетности

3

Управление производством

контроль за выполнением производственных заказов;

  • контроль за состоянием производственных мощностей;
  • контроль за технологической дисциплиной;
  • ведение документов для сопровождения производственных заказов (заборные карты, маршрутные карты);

оперативное определение фактической себестоимости производственных заказов

4

Службы маркетинга

— контроль за продвижением новых товаров на рынок;

  • анализ рынка сбыта с целью его расширения;
  • ведение статистики продаж;
  • информационная поддержка политики цен и скидок;
  • использование базы стандартных писем для рассылки;

контроль за выполнением поставок заказчику в нужные сроки при оптимизации затрат на транспортировку

5

Службы сбыта и снабжения

— ведение баз данных товаров, продукции, услуг;

  • планирование сроков поставки и затрат на транспортировку;
  • оптимизация транспортных маршрутов и способов транспортировки;

компьютерное ведение контрактов

6

Службы складского учета

— управление многозвенной структурой складов;

  • оперативный поиск товара (продукции) по складам;
  • оптимальное размещение на складах с учетом условий хранения;
  • управление поступлениями с учетом контроля качества;

инвентаризация

Оценим проект. Определим, что будет делать система, как будет работать, какие аппаратные и программные средства будут использоваться и как они будут обслуживаться:

  • проведение классификации бизнес-процессов;
  • создание полных и согласованных моделей бизнес-процессов и их автоматизированная поддержка в актуальном состоянии;
  • автоматическое документирование бизнес-процессов;
  • мониторинг выполнения бизнес-процессов и анализ отклонений (Process Performance Management);
  • автоматизированная поддержка создания и сопровождения документации по системе управления качеством;
  • автоматизированное предоставление информации для проведения аудита;
  • возможность использования единого информационного пространства для выполнения таких проектов, как реинжиниринг бизнес-процессов, проектирование корпоративных информационных систем, функционально-стоимостной анализ, имитационное моделирование и др.;
  • возможность автоматизированной поддержки процесса перехода от менеджмента качества к глобальному управлению качеством (TQM);
  • создание и управление корпоративными знаниями и опытом.

Составим проектный макет информационной системы предприятия на основе процессного подхода:

Регламенты БП

Положения по документообороту

Положения по структурным подразделениям. Должностные инструкции

Разработка системы управленческого учета затрат по местам их возникновения

Разработка АВС-системы управленческого учета затрат

Разработка АВВ-системы адаптивного бюджетирования

Разработка системы управления знаниями

Разработка и внедрение управления по KPI, BSC, TPS

Разработка системы управления рисками и изменениями

Системный проект (функциональные требования) информационной системы

Условные обозначения:

  • ABC (Activity Based Costing) — система управленческого учета, основанная на действиях;
  • ABB (Activity Based Budgeting) — система адаптивного бюджетирования;
  • KPI (Key Performance Indicator) — ключевые показатели деятельности;
  • BSC (Balanced ScoreCard) — сбалансированная система показателей;
  • TPS (Total Performance Scorecard) — универсальная система показателей.

Модель позволяет проследить, где и как создается поток ценности для клиентов компании, и устранить источники бесполезных затрат. Топ-менеджеры наглядно могут выявить, где создается добавленная стоимость, а где возникают потери.

Наличие описаний БП ускоряет создание АВС-системы управленческого учета на основе действий, АВВ-системы адаптивного бюджетирования и создает условия для перехода на АВМ-менеджмент. Комплексная модель является источником информации для процессов совершенствования на основе методологий «Шесть сигм», «Бережливое производство», «кайдзен» и др.

Еще одной возможностью использования системы заключается в том, что она может стать основой для обеспечения непрерывности бизнеса и управления компанией.

Ожидаемые улучшения, достигаемые при помощи информационной системы управления предприятием на основе процессного подхода

Категории улучшений

Незавершенное производство и длительность производственного цикла

Снижение вложений в активы, снижение затрат на перемещение материалов, сокращение сроков производства, снижение запасов полуфабрикатов собственного производства (из-за сокращенного производственного цикла)

Складские запасы

Снижение вложений в активы, снижение затрат на перемещение материалов, повышение уровня обслуживания

Использование производственных ресурсов

Снижение потерь рабочего времени, минимизация переналадок, повышение коэффициента готовности оборудования

Снижение материальных затрат

Партнерские отношения с поставщиками, своевременность входящих поставок, возможность использования небольших партий, снижение доли бракованных материалов

Повышение качества продукции

Снижение брака, снижение нарушений графиков производства, уменьшение количества переналадок, предотвращение снижения объема продаж

Повышение качества обслуживания

Снижение сроков поставок, обеспечение соответствия между запасами готовой продукции и клиентским спросом, своевременность поставок, интенсификация общения с клиентами

Управление затратами

Оперативность и точность расчета себестоимости (в том числе на основе функционально-стоимостного подхода), возможность оперативного анализа затрат, возможность анализа причин отклонений от плана, определение наиболее рентабельных видов продукции

Организация хранения и перемещения материалов

Повышение эффективности при одновременном снижении трудоемкости, повышение качества обслуживания, более точный и оперативный контроль

Учет и управление финансами

Доступность точной и своевременной финансовой информации, оптимизация финансовых взаимоотношений с поставщиками и потребителями

1. Алпатова Н. Процессный подход как основа ISO 9001: 2000 // «Управление компанией». — 2006. — №5. — С.37-41.

2. Бармаков Б. Процессное управление: структура и функции // «Управление компанией». — 2006. — №07 (62).

— С.15-20.

3. Гамидов Г.С. Основы инноватики и инновационной деятельности / Гамидов Г.С., Колосов В.Г., Османов Н.О. — СПб.: Политехника, 2000. — 323 с.

4. Горбунов А.В. Об особенностях применения процессного подхода // Методы менеджмента качества. — 2006. — №11. — С.16-19.

5. Илышев А.М. Учет и анализ инновационной и инвестиционной деятельности организации: учебное пособие / А.М. Илышев, Н.Н. Илышева, И.Н. Воропанова. — М.: КНОРУС, 2005. — 240 с.

6. Карминский А.М., Оленев Н.И., Примак А.Г., Фалько С.Г. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях. — М.: Финансы и статистика, 1998. — 256 с.

7. Клевлин А.И., Моисеева Н.К. Организация гармоничного производства (теория и практика).

М.: Омега-Л, 2003. — 360 с.

8. Макаров В.М. Производственный менеджмент. Модели и методы организации производственного процесса: Практикум. — Спб.: СПбГТУ, 2002. — 73 с.

9. Новицкий Н.И. Организация производства на предприятиях. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 392с.

10. Производственный менеджмент: Учебник / под ред.В.А. Козловского. — М.: ИНФРА — М, 2005. — 574 с.

11. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. М.: ИНФРА-М, 2004.480 с.

12. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2004. — 408 с.

13. Трифилова А.А. Управление инновационным развитием предприятия / А.А. Трифилова. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 176 с.

14. Туровец О.Г., Родионова В.Н. Организация производства на предприятии. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 207 с.

15. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. — СПб.: Питер, 2003. — 400 с.