Необходимость повышения экономической эффективности региональных хозяйств ставит перед территориями новые задачи, прежде всего связанные с выбором конкурентоспособной модели региональной экономики, позволяющей максимально использовать существующий потенциал.
Конкурентоспособность представляет собой сложное многоаспектное и многоуровневое понятие, органически присущее рыночной системе ведения хозяйства. В самом общем виде конкурентоспособность означает способность выполнять свои функции (предназначение, миссию) с требуемым качеством и стоимостью в условиях конкурентного рынка. Конкурентоспособность региона — это его возможность выиграть экономические состязания на внутренних и мировых рынках сбыта товаров в создании среды для развития бизнеса, инвестиционной привлекательности, как для внутренних, так и для иностранных инвестиций, в качестве жизни и т.д.
Существует большое количество различных теорий формирования и развития конкурентоспособности, одной из которых является теория кластерного управления экономикой. Эта теория широко используется в развитых странах. Кластерная концепция исходит из того, что конкурентоспособность определенного региона зависит от наличия кластера взаимосвязанных отраслей.
Глобализация экономики и усиление конкуренции между странами потребовала исследования основных факторов и механизмов конкурентоспособного развития или стабильного роста экономики и благосостояния населения стран (регионов) в международном разделении труда. В этой связи внимание многих экономистов и экономико-географов было обращено на теорию новых форм пространственной организации производства — промышленных и региональных кластеров, цепочку добавления стоимости, экономику обучения, национальных и региональных систем инноваций. В настоящее время последние являются основными формами или механизмами повышения конкурентоспособности или ускорения экономического развития стран и регионов в мировом хозяйстве.
Все теории новых форм территориальной организации производства, по географическому признаку, разделяются на три группы или научные школы: американскую, британскую и скандинавскую. Американская школа теорий новых форм организации производства представлена теоретическими и прикладными исследованиями М.Портера, М.Энрайта, М.Сторпера, С.Резенфельда, П.Маскелла и М.Лоренцена. М.Портер [10] считает, что конкурентоспособность страны следует рассматривать через призму международной конкурентоспособности не отдельные ее фирм, а кластеров — объединений фирм различных отраслей, причем, принципиальное значение имеет способность этих кластеров эффективно использовать внутренние ресурсы. Им же разработана система детерминант конкурентного преимущества стран, получившая название «конкурентный ромб» (или «алмаз») по числу основных групп таких преимуществ. К ним относятся:
Технологические уклады, их значение и роль в развитии инновационной ...
С. Львовым и С.Ю. Глазьевым. Технологический уклад - это совокупность технологий, которые используются на определенном уровне развития производства. В изменении укладов отражается закономерность цикличности экономического развития. На современном этапе развития человеческой цивилизации важно осуществить переход ...
- факторные условия: людские и природные ресурсы, научно-информационный потенциал, капитал, инфраструктура, в том числе факторы качества жизни;
- условия внутреннего спроса: качество спроса, соответствие тенденциям развития спроса на мировом рынке, развитие объема спроса.
- смежные и обслуживающие отрасли (кластеры отраслей): сферы поступления сырья и полуфабрикатов, сферы поступления оборудования, сферы использования сырья, оборудования, технологий.
- стратегия и структура фирм, внутриотраслевая конкуренция: цели, стратегии, способы организации, менеджмент фирм, внутриотраслевая конкуренция.
Кроме того, существуют две дополнительные переменные, в значительной степени влияющие на обстановку в стране. Это случайные события (то есть те, которые руководство фирм не может контролировать) и государственная политика.
Пожалуй, главный тезис Портера заключается в том, что перспективные конкурентные преимущества создаются не извне, а на внутренних рынках.
В ходе своих исследований Майкл Портер проанализировал конкурентные возможности более 100 отраслей в десяти странах. Оказалось, что наиболее конкурентоспособные транснациональные компании обычно не разбросаны бессистемно по разным странам, а имеют тенденцию концентрироваться в одной стране, а порой даже в одном регионе страны. Это объясняется тем, что одна или несколько фирм, достигая конкурентоспособности на мировом рынке, распространяет свое положительное влияние на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей и конкурентов. А успехи окружения, в свою очередь, оказывают влияние на дальнейший рост конкурентоспособности данной компании [2].
В итоге формируется «кластер» — сообщество фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. Для всей экономики государства кластеры выполняют роль точек роста внутреннего рынка. Вслед за первым зачастую образуются новые кластеры, и международная конкурентоспособность страны в целом увеличивается. Она держится именно на сильных позициях отдельных кластеров, тогда как вне их даже самая развитая экономика может давать только посредственные результаты. В кластере выгода распространяется по всем направлениям связей:
-Новые производители, приходящие из других отраслей, ускоряют свое развитие, стимулируя НИР и обеспечивая необходимые средства для внедрения новых стратегий. Происходит свободный обмен информацией и быстрое распространение новшеств по каналам поставщиков или потребителей, имеющих контакты с многочисленными конкурентами.
- Взаимосвязи внутри кластера, часто абсолютно неожиданные, ведут к появлению новых путей в конкуренции и порождают совершенно новые возможности.
- Людские ресурсы и идеи образуют новые комбинации.
Теория производственных кластеров М.Портера основывается на следующем выводе из теории ромба конкурентных преимуществ: условия для создания конкурентного преимущества регионов лучше тогда, когда фирмы, работающие в одной определенной отрасли, географически сконцентрированы. Кластер, по Портеру, «это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» Причем размеры кластеров могут варьироваться от одного города до целого ряда соответствующих стран [1].
Государственное регулирование топливно-энергетического комплекса страны
... управлению федеральным имуществом, 10,740% - ОАО «Роснефтегаз» и 0,889% - ОАО «Росгазификация». На рынке нефти и нефтепродуктов предложение товаров осуществляется крупными нефтяными компаниями, ... мазута и поставок нефтепродуктов на экспорт. Для газовой отрасли в современной обстановке ... сектора; проанализировать опыт регулирования зарубежных стран; выявить проблемы государственного регулирования ...
Кластер, по Портеру, «это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга». Причем размеры кластеров могут варьироваться от одного города до целого ряда соответствующих стран [7].
В современной литературе теоретиками и практиками сформулированы другие определения промышленных кластеров М.Портера:
-Кластеры — это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем ведущих совместную работу.
— Кластер — это форма сети, которая возникает на определенной территории, где близость компаний и учреждений обеспечивает определенные формы общности и увеличивает регулярность и влияние взаимодействий Кластеры — это группы географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга.
М.Портер предлагает, не искусственное создание кластеров сверху, а в реальной жизни обнаружение их и поддержание со стороны государственных структур и исследовательских институтов. Выявление кластеров надо осуществлять в три этапа.
На первом этапе необходимо начать оценку кластера с рассмотрения крупной фирмы, а затем посредством анализа цепочки добавления стоимости, выявить все фирмы, поставляющие полупродукты, услуги, обеспечивающие сервис и т.п. В процессе исследования выявляются как горизонтальные, так и вертикальные цепочки, связывающие различные фирмы [5].
На втором — надо выявить организации, оказывающие фирмам кластера информационные и образовательные услуги, финансовую и научную поддержку.
На третьем — необходимо рассмотреть те правительственные организации, которые могут оказать влияние на развитие кластера.
При этом Портер утверждает, что необходимо поддерживать развитие всех без исключения кластеров, потому что невозможно предугадать, какой кластер будет развиваться быстрее, а какой медленнее. Поэтому политика правительства, при которой помощь оказывается только тем кластерам, которые имеет в настоящее время высокие темпы развития, по его мнению, ошибочна.
Таким образом, Портер отдает приоритет в повышении конкурентоспособности или обеспечении экономического развития страны промышленному кластеру как новой форме пространственной организации производства. Действительно географическая близость кластерных фирм обусловливает внутреннюю и внешнюю экономию фирм за счет использования общей научной и технологической инфраструктуры, усиления конкуренции между фирмами, возможности образования временных альянсов для взаимного повышения конкурентоспособности компаний, отраслей и, следовательно, экономики в целом.
Новые индустриальные страны факторы экономического роста на примере ...
... новых индустриальных стран; описать важнейшие черты и особенности экономики новых индустриальных стран Азии. 1. Новые индустриальные страны в системе мирового хозяйства 1.1. Понятие и виды развивающихся стран Одной из наиболее примечательных особенностей в развитии международных экономических ... этих стран вначале была создана материальная основа, а затем дан простор для развития капиталистических ...
Также он подчеркнул, что макроэкономическая стабильность, под которой подразумеваются политические, социальные и правовые рамочные условия, создает только потенциал для высокой конкурентоспособности. Однако она не является достаточным условием. По Портеру, способность к созданию конкурентных преимуществ зависит от улучшения микроэкономического потенциала страны и усиления локальной конкуренции между фирмами [5].
Портеру принадлежит также концепция четырех стадий развития наций (страны).
Согласно в ней государства происходят четыре стадии развития конкурентоспособности: 1) конкуренция на основе факторов производства (страны с низким доходом на душу населения); 2) конкуренция на основе инвестиций (страны со средним доходом на душу населения); 3) конкуренция на основе инноваций (страны с высоким уровнем жизни); 4) конкуренция на основе богатства. Во время первых трех стадий страна испытывает экономический рост, повышает конкурентоспособность хозяйства и благосостояние населения, причем ее экономика переходит от формы развития на основе использования природных ресурсов к экономике, базирующейся на знаниях — экономике знаний. На четвертом этапе развитие замедляется и в стране начинается спад.
Ключевыми моментами в развитии стран являются стадии перехода с одной ступени на другую. Необходимо отметить, что переход стран с первой на вторую ступень осуществляется легче, чем со второй ступени на третью. К странам, осуществившим переход на стадию конкуренцию на основе инноваций, можно отнести, в первую очередь, Финляндию и Ирландию. Также важным моментом в истории страны является идентификация начала перехода страны на четвертую ступень развития, которая заканчивается упадком. Высокая ценность данной концепции М.Портера, состоит в том, что с помощью ее можно определить стадии развития страны или внутреннего региона в соответствующие механизмы повышения их конкурентоспособности, т.е. можно использовать в разработке и реализации ее как национальной, так и региональной политики экономического роста.
Кластерный подход, как показывает мировая практика, не только служит средством достижения целей промышленной политики (структурные изменения, повышение конкурентоспособности, усиление инновационной направленности и пр.), но и является мощным инструментом для стимулирования регионального развития, которое в конечном итоге может состоять в улучшении торгового баланса региона, увеличении занятости, заработной платы, отчислений в бюджеты различных уровней, повышении устойчивости и конкурентоспособности региональной промышленности.
В настоящее время в России нужно признать необходимость создания крупных конкурентоспособных структур. Такими структурами могут быть межотраслевые кластерные образования, способствующие решению насущных экономических проблем и обеспечивающих развитие экономики. Формирование кластеров на основе приоритетных видов экономической деятельности, эффективное функционирование которых будет способствовать повышению конкурентоспособности региона, следствием чего будет являться оптимальное использование имеющихся ресурсов территории с целью обеспечения экономической, экологической, социальной и демографической устойчивости региона.
Проблемы и перспективы развития перерабатывающих предприятий региона
... службы государственной статистики Российской Федерации; Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года Управления по развитию перерабатывающей промышленности Тамбовской области; Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до ...
Одним из приоритетных направлений развития экономической политики, направленной на повышение конкурентоспособности государства, является создание отраслевых кластеров. В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 — 2008 гг.), которая была официально утверждена правительством РФ, впервые среди приоритетов выделено содействие формированию и развитию региональных экономических кластеров.
Основной задачей сегодня является организация согласованных действий федеральных и региональных органов исполнительной власти с целью вывести кластерные инструменты развития на системный уровень, на основе конструктивного взаимодействия выработать конкретный механизм государственной поддержки кластерных инициатив и кластерных организаций, принять Концепцию кластерной политики в РФ как составной части Концепции и Стратегии социально-экономического развития РФ и осуществлять действия по созданию новой промышленной среды.
Используя кластерную политику как инструмент инновационного развития, необходимо определить целевые параметры крупных территориально-производственных кластеров. На этой основе федеральное правительство сможет определить место и роль экономики каждого региона в социально-экономическом и пространственном развитии страны. Бизнес и регион будут видеть конкретные цели и приоритеты экономического развития, ощущать конкретную поддержку и заинтересованность федерального центра. Необходимо сформировать законодательную и финансовую базу поддержки и развития территориально-производственных кластеров. Механизмы государственной кластерной политики должны обеспечивать максимальное использование имеющихся конкурентных преимуществ конкретных регионов, стимулировать создание новых компетенций и, в конечном счете, — укрепить позиции России как одного из мировых лидеров.
экономический региональный хозяйство конкурентоспособность
2. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (ТЕРРИТОРИИ): ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ
Трансформационные процессы в России обозначили ряд проблем регионального развития. Среди них особое место занимает формирование стратегии развития регионов, обеспечивающей их конкурентоспособность с учетом своеобразия региональных отношений и общих закономерностей национального развития. Важность стратегического регионального развития отражена в законодательстве РФ, ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному собранию, а также обусловлена разработкой в субъектах РФ и муниципальных образованиях долгосрочных программ социально-экономического развития.
В последние годы органы государственного управления и экспертное сообщество уделяют большое внимание проблеме стратегического планирования регионального развития.
Начиная с середины 2005 года, когда на заседании Правительства РФ 30 июня 2005 года была рассмотрена «Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации», органы государственной власти субъектов Российской Федерации под методическим руководством и при координации со стороны Министерства регионального развития Российской Федерации проводят активную работу по разработке региональных стратегий. К настоящему времени рассмотрены документы около 60 субъектов Российской Федерации.
Стратегии маркетинга территории. Информационная структура регионального ...
... развитие деловой, социально-экономической, культурной жизни территории, соответствующей инфраструктуры. Аргументы, позволяющие управлять долгосрочным интересом к территории ... региона. Для обеспечения целей регулирующего воздействия на развитие строительного региона целесообразно на региональном уровне государственного управления иметь структуру, ориентированную на разработку ... стратегии развития ...
Основным документом, определяющим подход исполнительной власти в лице Министерства регионального развития России к стратегическому планированию регионального развития, является упомянутая выше «Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации». Второй документ — проект «Требований (технический стандарт) к стратегии социально-экономического развития субъекта РФ» — предлагает регионам некоторый унифицированный методического характера взгляд федерального центра на формат и содержание региональных стратегий.
Концепция является теоретическим документом, представляющим достаточно подробную и обстоятельную модель регионального развития в видении центра с позиции управления региональным развитием.
В настоящее время в России коренным образом изменились методические подходы к формированию стратегии развития территории. Речь уже не идет о размещении новых крупных или мелких производств на основе имеющихся природных ресурсов или сложившегося межрегионального разделения труда, определяемого центральными органами управления страной, на базе которых планируется стратегическое региональное развитие. Теперь регионы самостоятельно, учитывая межрегиональные отношения, определяют ориентиры своего развития.
Следует учесть и тот факт, что в экономическом пространстве появились новые силы, влияющие на экономические преобразования — финансово-промышленные группы и транснациональные корпорации, которые являются основными инвесторами и оказывают реальное воздействие на процессы развития региона.
Обоснование стратегии развития территории теперь предполагает не только учет экономических преимуществ, но и изучение внешних и внутренних научных, инновационных связей, требует оценки эффективности управления ресурсами региона.
Обосновывая теоретические и методические подходы к разработке стратегии развития территории, обеспечивающей ее конкурентоспособность. были исследованы научные работы по выявлению преимуществ экономического развития территорий с конца XYII века, была дана сравнительная характеристика преимуществ в межрегиональной торговле и теории ренты по местоположению производителей в условиях единичного производства.
К основным таким теориям можно отнести теорию размещения производств на основе изолированного предприятия и теорию центральных мест, в которых обоснованы функции, и размещение системы населенных пунктов в рыночном пространстве. Эти положения нашли отражение в трудах А. Вебера, В. Кристаллера, В. Лаунхардта,
В России основы моделирования оптимального территориально-производственного планирования, обоснование создания объединений, территориально-производственных комплексов отражены в работах советских ученых А.Г. Аганбегяна, Н.Н. Баранского, В.В. Кистанова, Н.Н. Колосовского, Н.Н. Некрасова.
Обоснование нематериального подхода к формированию стратегии региона рассматривается в работах Э. Куклински, А. Маршалла, а теории кластерного развития территории -в работах Б. Асхайма, А. Изаксена, И. Левина, М. Портера, И. Пилипенко, М. Сторпера, М. Энрайта и др.
Содержание и составляющие управления социально-психологическим ...
... факторы влияния на социально-психологический климат в трудовом коллективе, обоснование влияния социально - психологического климата на предприятии на его развитие. Приведено основные составляющие социально-психологического климата коллектива. Проанализировано психологическую характеристику трудового коллектива. Определено влияние социально - психологического климата на эффективность ...
Обоснование стратегии развития территории в современных условиях российской экономики предполагает не только учет географического расположения, транспортных связей, наличие природных ресурсов и сложившееся межрегиональное разделение труда. Требуется изучение влияния на формирование стратегии развития региона государственной региональной политики.
Среди факторов, имеющих ключевое значение для формирования конкурентоспособной стратегии развития территории, можно выделить:
- институциональные: реализация на территории целевых программ более высокого уровня государственного управления;
- экономические: определение приоритетов развития производственной инфраструктуры и инвестиционной привлекательности;
- социальные: реализация конкурентных преимуществ социальной инфраструктуры для привлечения населения.
Необходимо также учитывать и особенности государственного влияния на развитие регионов. В современных условиях хозяйствования значительно ослабла роль институционального фактора, влияющего на стратегию развития территории. Государственные институты теперь не являются основными инвесторами экономического развития территории. Тем не менее, следует учесть, что любой регион не может являться самостоятельным объектом функционирования. Субъект РФ является частью страны, а муниципальное образование может являться образованием третьего или четвертого уровня управления. Поэтому субъект РФ, и тем более муниципальное образование, планируя стратегию территории, осуществляет этот процесс с учетом стратегических планов и наметок вышестоящих уровней управления. Стратегия развития РФ состоит из суммы стратегий субъектов РФ, а стратегия субъекта РФ — из суммы стратегий его муниципальных образований.
Изменилась в формировании стратегии развития территории роль экономического фактора: не природные ресурсы и наличие полезных ископаемых на территории теперь определяют ее развитие. В условиях рыночных отношений каждый населенный пункт становится субъектом отношений, поскольку предлагает специфический набор товаров и услуг, получая в условиях конкуренции с другими населенными пунктами, ресурсы и инвестиции.
Тем не менее, существующие различия в уровне экономических территориальных ресурсов не только между странами мира, но и внутри каждой из них проявляются в различиях доходов и уровне жизни населения, уровне развития производительных сил, природных особенностях территории, ее экономико-географическом положении, навыках и обычаях населения и т. д. Нивелировать эти факторы при формировании конкурентоспособной стратегии развития территории позволит использование региональных конкурентных преимуществ, одним из которых при современном состоянии развития стратегического инструментария планирования региона может стать его производственная специализация, обеспечивающая бюджетную наполняемость.
Учет социального фактора при формировании стратегии развития территории также должен соответствовать новым критериям, обеспечивающим повышение качества жизни населения. Если раньше региональное развитие, осуществляемое на государственные средства, предусматривало создание условий жизнеобеспечения на территории населения, то в современных условиях это отнесено к функциям региональных органов государственного управления и местного самоуправления и должно обеспечивать социальную привлекательность территории для проживания населения. Исходя из того, что конкурентоспособная стратегия развития региона обеспечивает структурную перестройку экономики, стимулирует развитие предпринимательства, создание дополнительных рабочих мест и привлечение инвестиций , целесообразна многоступенчатая процедура ее формирования.
Территориально-производственные комплексы и их роль в развитии региона
... и энергомощностей. Развитие таких территориально-производственных комплексов в регионах создает наиболее благоприятные условия для эффективного управления производством, обеспечения необходимых темпов рационального развития, активизации социально-экономической системы региона. Современные подходы к развитию территориально-производственных комплексов имеют ...
Разработка стратегии повышения конкурентоспособности территории основана на соблюдении ряда принципов, которые будут способствовать качественному составлению программ социально-экономического развития региона: 1. Наличие баланса интересов органов государственной и муниципальной власти, населения и бизнес- сообщества;
2. Целенаправленность и комплексность. Следование этому принципу позволит не только определить возможности достижения государственных минимальных стандартов в социально-экономическом развитии территории, но и сгладить функциональное противоречие между специализацией и комплексностью развития;
3. Системность и взаимозависимость. При обосновании стратегии повышения конкурентоспособности региона должны быть учтены не только предпосылки и ограничения, формируемые на различных иерархических уровнях управления, но и возможные межрегиональные, межмуниципальные, отраслевые, межотраслевые связи, выстраиваемые как на долгосрочной, так и на краткосрочный периоды;
4. Результативность и эффективность. Количественная оценка результативности и эффективности использования имеющихся материальных, трудовых, сырьевых, информационных и прочих ресурсов позволит не только оценить уровень управления территориальным развитием, но и будет способствовать конкурентному позиционированию региона;
5. Контроль. Выполнение программ социально-экономического развития региона, разработанных на базе конкурентоспособной стратегии развития региона, должно быть основой для стратегического планирования.
При разработке стратегии развития территории предлагается кроме выполняемого аналитического этапа включить организационный и маркетинговый этапы.
На стадии первого этапа — аналитического проводится традиционный анализа социально-экономического положения территории, также стратегический анализ (SWOT-анализ) и анализ выявления ограничений и потенциала кластеризации региона. Современное положение дел и тенденции развития отраслей экономики и социальной сферы региона оцениваются в ходе диагностики, в процессе которой осуществляется анализ факторов, препятствующих реализации регионом своих потенциальных возможностей. На современном этапе выявляются лишь сложившиеся тенденции роста или снижения основных показателей социально-экономического развития. Дополнение двух видов анализов, кроме выявления потенциальных кластеров и точек роста, позволит сформировать основные перспективные направления инвестиционной политики, определить производственную специализацию региона.
Второй этап разработки стратегии заключается в определении степени нормативно-правового обеспечения создания дополнительных условий и мотивации инвестирования в создание и поддержание кластеров, организации институциональных структур (центров развития кластеров и центров повышения производительности и др.) в регионе, формирующих благоприятный климат для развития экономических отношений и внедрения программ повышения производительности, изучение интересов, проживающего на территории населения.
Разработка стратегии управления персоналом
... в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации [8, с. 52]. Одна из важнейших составных управленческой деятельности - управление персоналом, как правило, основывается ... вопросами эргономики труда, удобства и комфорта на рабочем месте, разработкой рационального размещения оборудования, инструментов, приспособлений, которое обеспечивает максимальную безопасность ...
Третий этап разработки конкурентоспособной стратегии развития региона — маркетинговый. На данном этапе создаются бренды территории, по определенным приоритетам развития региона, выявленных на первом и втором этапе, намечаются направления маркетинговой политики, определяется механизм социального партнерства и контрольные показатели развития территории для постоянного мониторинга.
Поэтапное формирование стратегии развития территории дает возможность до составления программ социально-экономического развития определить производственную специализацию экономики, позволяющую увеличить наполняемость бюджета, условия осуществления эффективной инвестиционной политики, добиться согласованных действий в развитии территории органов власти, населения и бизнес — сообщества. Этому будут способствовать созданная система социального партнерства, маркетинговая политика, бренд территории, стратегия повышения производительности.
Успешное решение проблем социально-экономического характера зависит в первую очередь от решения двух основополагающих задач регионального управления:
- определение миссии (стратегической цели) и направлений социально-экономического развития региона (муниципального образования) в рамках стратегического видения образа его будущего;
- формулирование плана действий (стратегических мероприятий), осуществляемых администрацией региона (муниципального образования) и обеспечивающих реализацию поставленных целей.
Стратегия рассматривается как трехуровневая система, включающая:
- миссию (стратегическую цель) развития региона (муниципального образования);
- стратегические направления развития региона (муниципального образования), сформулированные в виде целевых требований, удовлетворение которых обеспечивает достижение стратегической цели;
— стратегические действия — комплексы программных мероприятий и отдельные мероприятия, проекты всех уровней, с помощью которых должны быть решены задачи, направленные на достижение стратегической цели в рамках стратегических направлений развития региона.
Механизмы осуществления стратегических действий описываются в составе системы управления реализацией Стратегии, которая должна обеспечивать эффективное взаимодействие региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, направленное на достижение стратегической цели. Система управления реализацией Стратегии должна ориентироваться на инновационный характер управления развитием региона (муниципального образования), основанный на лучшем опыте и своевременном выявлении проблем в нормативно-правовом регулировании и организации управления социально-экономическим развитием.
Основным инструментом реализации стратегических мероприятий выступает формирование комплексных программ социально-экономического развития региона. Главный принцип формулирования комплексных программ заключается в реализации эффекта взаимодополняемости и взаимной поддержки различных стратегических действий.
Для эффективного управления реализацией Стратегии формируется система мониторинга ее реализации и оперативного управления изменениями.
Стратегия ориентирована на максимальное развитие межрегионального сотрудничества, в первую очередь с регионами-соседями, а также международных связей.
Речь идет, в частности, о взаимных поставках продуктов и услуг, кооперации в сферах научно-технической и инновационной деятельности, промышленного производства, переработки сельхозпродукции, туризма, транспорта, строительства, сотрудничестве в сфере образования и подготовки специалистов, в оздоровительно-рекреационной и спортивной деятельности, реализации инвестиционных проектов, имеющих большое межрегиональное и международное значение, решении общих проблем социально-экономического развития и пр.
Структура Стратегии в соответствии с логикой ее разработки должна включать:
- анализ современного состояния дел и тенденций развития отраслей социальной сферы, экономики и инфраструктуры;
- оценку потенциала развития региона (муниципального образования);
- анализ системы управления регионом (муниципальным образованием);
- определение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз по основным блокам социально-экономической системы региона (муниципального образования) — SWOT-анализ;
- формулирование основных проблем, на решении которых необходимо сосредоточить усилия в ходе реализации Стратегии;
- формирование стратегического видения развития региона (муниципального образования), в том числе определение идеологии, образа будущего, миссии (стратегической цели) и стратегических направлений развития региона (муниципального образования);
— детальное описание системы реализации Стратегии, включая набор приоритетов и систему стратегических действий по реализации каждого стратегического направления, план стратегических мероприятий, систему управления реализацией Стратегии, а также экономико-математическую модель, позволяющую оценить ожидаемые результаты реализации Стратегии.
Разработка стратегий развития территорий — это не только требование, идущее от федерального уровня управления, но и внутренняя необходимость, определяемая потребностями самих регионов и муниципальных образований.
Передовой опыт разработки стратегий развития территорий свидетельствует, что администрация региона, выступающая основным заказчиком Стратегии, не может ограничиться взаимодействиями только с профильными федеральными министерствами и ведомствами, естественными монополиями и крупным бизнесом. Разработка Стратегии — не кабинетный, а коммуникативный процесс, в который необходимо вовлечь все значимые субъекты, имеющие и готовые обсуждать собственную позицию по поводу стратегического развития региона или муниципального образования. Такими качествами «стратегических субъектов», или «стейкхолдеров» развития российских территорий, помимо администраций регионов и муниципальных образований, соответствующих законодательных и представительных органов, федеральных министерств и ведомств, естественных монополий, также обладают:
- бизнес-сообщество, в том числе инвесторы, промышленные предприятия и малый бизнес;
- инновационное сообщество, в том числе организации, разрабатывающие и производящие наукоемкую продукцию,
- малый инновационный бизнес, научная общественность;
- население территории, выражающее свою позицию через органы территориального общественного самоуправления, общественные организации, а также посредством участия в выборах и референдумах.
Формы организации коммуникации между стейкхолдерами при разработке стратегии, практикуемые в настоящее время, можно объединить в три группы. К традиционным формам относятся переговоры, совещания и т.д. К модерируемым формам — семинары, «круглые столы» и т.д. К процессным формам — проектные группы, форсайт, организационно — деятельностные игры, а также производные от них формы, и методологически организованные общественные экспертизы.
Использование методов регионального стратегического планирования и коммуникации стратегических субъектов территории позволяет повысить эффективность государственного управления региональным развитием в Российской Федерации и создает благоприятные возможности для преодоления существующих и потенциальных проблем и устранения ограничений в их социально-экономическом развитии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kontrolnaya/proizvodstvennyie-klasteryi/
1. Аганбегян А.Г. Новая система управления экономикой. М., 1988
3. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: Концепция, технология и инструменты формирования управленческих решений в социально-экономической и технологической сферах субъектов РФ. Сборник материалов Рабочей группы по прогнозированию и стратегическому планированию социально-экономического развития российских регионов. Москва, 2005г.
4. Напреенко В.Г., Нариньяни А.С., Смирнов Е.П. Моделирование региональной экономики: новый уровень качества и безопасности. Финансы, экономика, безопасность. — 2005. — №4 (9)
5. Пилипенко И.В. Анализ основных зарубежных теорий конкурентоспособности стран и регионов в современном мировом хозяйстве. Известия АН. Серия географическая, 2003. — №6. — С.15-25.
6. Пилипенко И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. — Смоленск: Ойкумена, 2005. — 496 с.
7. Портер М.Э. Конкуренция / Пер. с англ. О.Л. Пелявского, А.П. Уриханяна, Е.Л. Усенко и др.; под ред. Я.В. Заблоцкого, М.С. Иванова, К.П. Казаряна и др. — Изд. Испр. — М.: ИД «Вильямс», 2005.
8. Смирнов Е.П. «Конкурентоспособный регион: концепция и пилотный проект инновационного развития российских регионов». Труды Международной конференции «Проблемы управления и моделирования в сложных системах». 24-28 июня 2006г. стр.12-16. Самара, РФ.
9. Портер М. Международная конкуренция. — М., Международные отношения, 1993.