Техника и методика обучения гимнастическим упражнениям

Контрольная работа

1. Характеристика возрастных особенностей лиц, занимающихся основной гимнастикой и особенности подбора гимнастических упражнений для них. Особенности методики проведения занятий основной гимнастикой с различными контингентами

1.1 Методика занятий гимнастикой в школе

Физическое воспитание в школе осуществляется с помощью различных средств, среди которых основная гимнастика считается одним из важнейших. Объясняется это характерными особенностями основной гимнастики, которые делают ее общедоступным и эффективным средством физического воспитания детей всех возрастных групп. Она направлена на гармоническое развитие всех органов и систем занимающихся, на улучшение их здоровья и повышение жизнедеятельности, на формирование правильной осанки и двигательной функции у школьников.

Двигательная функция человека формируется под влиянием биологических и педагогических факторов. Биологический фактор связан с возрастными особенностями детей и подростков, и его влияние на двигательную функцию подчиняется закономерностям возрастного развития.

Двигательный анализатор у детей совершенствуется на протяжении ряда лет. Семилетний возраст считается переломным периодом — началом становления произвольных движений и совершенствования координационных механизмов в центральной нервной системе.

С 7 до 14 лет происходит активное развитие двигательного анализатора, которое к 13—14 годам достигает высокого уровня, происходит созревание ядра двигательного анализатора, повышаются функциональные возможности коры больших полушарий и нервно-мышечного аппарата. Дальнейшее развитие функции двигательного анализатора происходит менее интенсивно или вовсе приостанавливается. Ускоренный рост продольных звеньев в теле также оказывает существенное влияние на физическое развитие, а также на координационную деятельность подростков. Двигательная зрелость не приходит сама собой с возрастом. Она развивается и совершенствуется под влиянием окружающей среды и тесно связана с режимом двигательной деятельности. Следовательно, формирование и совершенствование двигательной функции возможно путем реализации основных компонентов педагогического фактора.

Двигательная функция у детей и подростков проявляется через двигательную деятельность, которая зависит от запаса условно-рефлекторных связей. Чем большим запасом условнорефлекторных связей обладает человек, чем многообразнее эти связи, тем легче и быстрее формируются у него новые формы движений. У детей необходимо равномерно воспитывать все физические качества, акцентируя внимание на воспитание в 7—9 лет быстроты выполнения одиночных движений и ловкости; в 10—12 —гибкости, скорости и ловкости; в 13—14 — скоростной силы; в 15—16 — силы и выносливости.

16 стр., 7688 слов

Исследования. В ходе исследования проанализированы практические ...

... речи, у детей с алалией наблюдаются недостатки интеллектуальных навыков, а также нарушены процессы внимания и восприятия. Поэтому необходимо создать для детей условия, соответствующие актуальному уровню развития детей [9]. Информационно-коммуникационные технологии позволяют ...

Наиболее важным в обучении является умение точно оценивать свои движения в пространстве, во времени и по степени мышечных усилий. «Каждая сознательная работа, — пишет П. Ф. Лесгафт, — несомненно, требует серьезного понимания пространства и времени и умения справляться с этими соотношениями не по книге, а на деле». Для воспитания таких умений используются общеразвивающие упражнения, ходьба, бег, прыжки, метание, упражнения в равновесии, упражнения в висах и упорах, лазанье, акробатические упражнения. При их выполнении занимающиеся должны сопоставлять субъективные ощущения с качественной оценкой, получаемой от учителя в виде информации о пространстве и времени, которое они затрачивают на выполнение тех или других двигательных действий. Информация о времени, пространстве и степени мышечных усилий в процессе двигательной деятельности дает возможность занимающимся научиться дифференцировать получаемые ощущения, что очень важно для управления движениями.

Сознательное управление двигательной деятельностью тесно связано с развитием чувств, и особенно мышечного чувства. Через органы чувств происходит восприятие внешнего мира, и чем меньше развиты слух, зрение и другие чувства, тем более ограничена деятельность человека и тем менее он развит. Специальными исследованиями установлено, что дети, овладевшие умением сознательно управлять своими движениями в пространстве, времени и степенью приложения мышечных усилий, успешнее справляются с различными двигательными действиями, чем те, которые не обучались этому.

Формирование правильной осанки — одна из важнейших задач физического воспитания учащихся в школе.

Под правильной осанкой понимают наилучшее положение частей тела человека (голова, туловище, ноги) для сохранения равновесия и хорошей функциональной деятельности всех органов и систем в различных положениях и движениях, когда он стоит, сидит, ходит. Правильная осанка оказывает благоприятное воздействие на работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, двигательного аппарата и центральной нервной системы. Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье возможны только при правильной осанке.

Для формирования правильной осанки и устранения ее дефектов необходимо равномерно развивать мышцы всего тела, акцентируя внимание на развитии статической силы мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса, а также на развитии и подвижности позвоночника.

Исследованиями установлено, что гармоническое развитие мышц всего тела лишь предпосылка для формирования правильной осанки. Осанка — это рефлекс позы, для образования которого необходима специальная работа, направленная на воспитание умения принимать позу правильной осанки, а также сохранять ее длительное время сидя, стоя и при ходьбе. Необходимо также научить детей управлять этой позой, т. е. уметь оценивать положения различных частей тела в пространстве (головы, туловища и ног).

Начинать обучение следует с постановки головы и плечевого пояса. От правильного положения головы в силу действия шейно-тонических рефлексов зависит распределение тонуса мышц, удерживающих туловище и голову.

17 стр., 8429 слов

Основные методы и методические приёмы обучения гимнастическим упражнениям

... суставах, упражнения на координацию, развития силы, в равновесии и др.); характеру активности (пассивные, активные ,идеомоторные). Очевидно, что такое разнообразие видов гимнастических упражнений и гимнастики требует систематизированного подхода к обучению ...

Далее следует обратить внимание на положение туловища и ног. На этой стадии следует добиться, чтобы учащиеся могли самостоятельно безошибочно принимать правильное положение тела. С этой целью применяются упражнения на ощущение правильной осанки. Дальнейшая работа по формированию правильной осанки заключается в закреплении и стабилизации навыка правильной осанки.

Характерные признаки осанки.

Как известно, продольной осью части тела принято считать линию, соединяющую центры суставов или середины поперечных осей суставов. Следовательно, продольной осью голени считается линия, соединяющая центры коленного и голеностопного суставов; бедра — линия, соединяющая центры тазобедренных и коленных суставов; туловища — линия, соединяющая середины поперечных осей тазобедренных и плечевых суставов, а головы и шеи — линия, соединяющая середину поперечных осей плечевых суставов и головы, поперечная ось которой проходит на уровне середины верхнего края наружного слухового прохода. Измерив расстояния от всех точек до вертикальной линии, можно графически изобразить и описать взаимное расположение звеньев тела в сагиттальной плоскости.

Другой характерный признак осанки — профиль позвоночника (величины изгибов в шейной, грудной и поясничной области).

Специальным устройством измеряются расстояния от вертикали до верхних точек изгиба позвоночника и до точки затылка, которые изображены на рис. 138,6.

1.1.1 Младший школьный возраст (дети 7 — 9 лет)

Детям 7—9 лет рекомендуются следующие упражнения основной гимнастики: ходьба, бег, лазанье по наклонно поставленной скамейке, гимнастической стенке, лестницам, перелезание через препятствие высотой до 1 м, бросание и ловля мячей, метание в цель, переноска набивных мячей, упражнения в равновесии, прыжки (в длину, в высоту до 80 см), акробатические упражнения (перекаты, кувырки, стойки на лопатках — для 2-го класса).

При обучении детей нужно пользоваться методами показа и рассказа-. Объяснить доступные упражнения лаконично, просто, понятно. Объяснение должно сводиться к названию конкретных действий и к указанию о том, как их выполнять. Показ следует сопровождать образным рассказом, акцентируя внимание на тех действиях, которые обеспечивают выполнение изучаемого упражнения. Дети данного возраста склонны к подражанию. Поэтому, обучая их, целесообразно пользоваться методом имитации и показа. Рекомендуется давать конкретные указания, прыгать по разметкам как можно дальше и выше, попасть в цель, сделать, как делает преподаватель, и т. д.

Упражнения должны быть простыми, понятными и доступными. Необходимо помнить, что дети быстро устают, но после кратковременного отдыха снова способны выполнять двигательные действия. Следовательно, упражнения должны быть непродолжительными и чередоваться с короткими паузами для отдыха.

У детей 7—9 лет двигательные навыки формируются медленнее, чем у 10—13-летних, и часто удачное выполнение чередуется с неудачным. Чем сложнее по координации упражнение, тем четче выражен процесс скачкообразного становления двигательных навыков. Для быстрейшего становления двигательных навыков необходимо изучаемые упражнения повторять по 6—8 раз в каждом занятии, причем в относительно постоянных условиях (из одного и того же исходного положения, в одном и том же темпе) и по 2 — 3 раза в один подход.

12 стр., 5657 слов

Характеристика и методика обучения торможению в лыжах

... лыжный спорт для детей дошкольного возраста, их состояния здоровья и уровня физической подготовленности. Ходьба и бег на лыжах принадлежат к числу естественных физических упражнений, близких по ... педагогов, чем интенсивнее и разнообразнее движения, тем активнее функционирует организм. Обучение детей ходьбе на лыжах положительно влияет на формирование свода стопы, а также оказывают благоприятное ...

Поэтому рекомендуется большинство упражнений приближать к играм или проводить в форме игр. Для организации занятий надо применять фронтальный, групповой, поточный и игровой способы. Особенности мальчиков и девочек этого возраста выражены незначительно, поэтому различий в методике и содержании упражнений нет.

1.1.2 Средний школьный возраст (10—14 лет)

В среднем школьном возрасте на занятиях основной гимнастикой продолжается дальнейшее физическое развитие и укрепление растущего организма детей, воспитываются морально-волевые качества, более детально изучаются основные двигательные навыки, а также умения оценивать свои движения во времени, пространстве и по степени мышечных усилий. Дети до 12 лет (мальчики) и 11 лет (девочки) по возрастной периодизации относятся ко второму детству, а 13—14 лет (мальчики) и 12—13 лет (девочки) — к подростковому возрасту.

Рост и развитие детей среднего школьного возраста происходят неравномерно. Особенно выделяется начало периода полового созревания (И—13 лет), в котором бурно протекают морфологические и функциональные изменения во всех системах организма. Пути развития мальчиков и девочек различны. Девочки значительно прибавляют в весе и уступают мальчикам в силе, скорости, выносливости.

Высокая возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарата способствуют значительному развитию быстроты движений. В 13—14 лет подростки по скорости мышечных сокращений достигают максимума. Поэтому у них нужно развивать динамическую силу, быстроту и ловкость (последнее обусловлено созреванием двигательного анализатора).

Следует также развивать гибкость, учитывая, что тонические сопротивления мышц после 12 лет значительно увеличиваются. Процесс формирования двигательных навыков у детей 11—13 лет проходит значительно быстрее, чем у 8—9-летних, поэтому они способны овладевать более сложными упражнениями. Детям 10—11-летнего возраста также нужны краткие объяснения при разучивании упражнения. Однако они уже способны различать детали изучаемых упражнений и могут выполнять знакомые или похожие упражнения по рассказу. При обучении новому, показ и объяснение обязательны.

Изучаемые упражнения в каждом уроке необходимо повторять 6—8 раз. Они усваиваются быстрее, если дети повторяют их по 2— 3 раза за один подход. Основное методическое положение в обучении детей этого возраста— изучение материала в строгой методической последовательности. Учебный материал должен усваиваться небольшими частями, последовательно, начиная с самых простых и легких форм.

Умению оценивать действия в пространстве, во времени и по силе необходимо обучать детей при формировании у них различных двигательных навыков. Например, при обучении ходьбе и бегу нужно научить детей ходить и бегать с разной длиной и частотой шагов. Для этого необходимо предлагать детям ходить и бегать по разметкам, расположенным на различном расстоянии. Регулярное выполнение заданий в ходьбе и беге по разметкам дает возможность детям научиться управлять длиной шага, а с помощью бега с. различной частотой шагов по тем же разметкам — овладеть скоростью движений.

Обучая метанию, нужно давать задания бросать мяч на различные расстояния, определять расстояние, на которое брошен мяч, а также вес бросаемого предмета, бросать на одно и то же расстояние предметы разного веса.

26 стр., 12943 слов

Роль нетрадиционного оборудования в физическом развитии детей ...

... содержание методов и приемов использования нетрадиционного оборудования и тренажеров в физическом развитии детей младшего дошкольного возраста; – подобрать и апробировать серию игр и упражнений, с использованием нетрадиционного оборудования, направленных на физическое развитие детей младшего дошкольного ...

Дети должны научиться также технике лазанья и уметь определять скорость лазанья.

Следует учитывать склонность девочек этого возраста к танцевальным движениям, которые должны применяться для укрепления мышц ног, туловища, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Важно планировать учебный материал постепенно и так, чтобы начальное обучение какому-либо двигательному действию повторялось на каждом занятии до тех пор, пока не будет освоена хотя бы его простейшая форма.

Обучение двигательным действиям детей среднего школьного возраста имеет свои особенности. Этот возраст совпадает с периодом полового созревания и характеризуется увеличением средних годичных прибавок роста и веса тела. Быстрый рост тела в длину вызывает вытягивание мышц, сухожилий, нервных путей, кровеносных сосудов. Вследствие этого и ряда других факторов, связанных с действиями гормонов желез внутренней секреции, движения подростков на некоторое время становятся менее точными и менее координированными. Как правило, у таких подростков нарушается осанка. Особенно это заметно у быстро растущих детей и нерегулярно занимающихся физическими упражнениями. Подростки (мальчики) обычно стремятся к самостоятельности, хотят быстрее стать сильными, ловкими, смелыми и, подражая взрослым, преувеличивают свои возможности. Они стремятся быстрее сделать упражнение и мало обращают внимания на детали техники. Это объясняется психологическими особенностями подростков, а также особенностями формирования двигательных навыков у детей этого возраста.

Если при обучении сравнительно легким двигательным действиям первая фаза формирования навыка проходит значительно быстрее последующих, то при обучении более сложным упражнениям, требующим проявления физических качеств, а также пространственной и временной точности движений, начальная фаза формирования навыка протекает значительно медленнее, чем остальные.

Следует также учитывать, что двигательная функция наиболее интенсивно развивается у детей 13—14 лет, поэтому они способны овладевать довольно сложными по координации двигательными действиями, причем им доступны более детальный рассказ и анализ изучаемых упражнений. Метод показа изучаемых упражнений также обязателен.

Среди новых методов обучения можно назвать метод предписаний алгоритмического типа. Этот метод тесно’ связан с программированным обучением и является его частью. Предписания алгоритмического типа предусматривают разделение учебного материала на части (дозы, порции или учебные задания) и обучение занимающихся этим частям в строго определенной последовательности. Только овладение первой серией учебных заданий дает право переходить ко второй серии. Метод алгоритмических предписаний позволяет формировать двигательные навыки сравнительно быстро и без ошибок.

При составлении предписаний алгоритмического типа необходимо учитывать следующие требования:

1.В предписаниях надо точно указывать характер каждого действия, исключать случайность в их выборе; они должны быть доступными всем, кому они предписаны.

2.Предписания алгоритмического типа могут быть составлены как для одного двигательного действия, так и для их серий, имеющих структурное сходство.

3.Все учебные задания должны быть взаимосвязаны, и сложность их должна возрастать постепенно.

7 стр., 3010 слов

Техника упражнений легкой атлетики

... успешно осваивать технику бега, прыжков и метаний. Гибкость развивается в процессе ОФП, осуществляется с помощью упражнений, которые выполняются ... уровень развития физических качеств. Знания для тактических действий приобретают путем чтения специальной литературы, наблюдение за ... с песком) положенного на колено согнутой ноги, разнообразные прыжковые упражнения с отягощениями и т.д. В основе движений ...

Первая серия учебных заданий содержит упражнения на развитие физических качеств, которые необходимы для успешного выполнения изучаемого двигательного действия. В одних случаях достаточно развивать только силу определенных групп мышц, в других — гибкость, в-третьих — быстроту мышечных сокращений, а иногда и все названные качества. Для развития физических качеств целесообразно выполнять упражнения в подтягивании, сгибание рук в упоре, поднимание ног в висе, прогибания, наклоны и др.

Вторая серия учебных заданий должна включать упражнения для освоения исходных и конечных положений, которыми начинаются и заканчиваются изучаемые двигательные действия. Первая и вторая серии учебных заданий могут осваиваться одновременно или в разное время.

Третья серия учебных заданий предусматривает действия, обеспечивающие условия для выполнения изучаемого упражнения: размахивание в висе или в упоре на снарядах, маховые движения ногой и темповые подскоки при выполнении некоторых прыжковых и акробатических упражнений и др.

В четвертую серию учебных заданий входят действия, связанные с обучением умениям оценивать выполнение действия в пространстве, времени, а также по степени мышечных усилий. Количество и степень точности дифференцировок (пространства, времени и силы) зависят от координационной сложности изучаемого упражнения. Иногда бывает достаточно уметь оценивать только амплитуду маха или степень сгибания и разгибания тела, а иногда скорость движения или степень мышечных усилий. При обучении более сложным упражнениям необходим комплекс дифференцировок, обеспечивающий условия для правильного выполнения основных действий, составляющих’ техническую основу упражнения.

Пятая серия учебных заданий — подводящие упражнения и части изучаемого двигательного действия.

Последними изучаются движения в целом в облегченных условиях с помощью тренажера и других технических средств.

При изучении каждого задания учитываются индивидуальные особенности занимающихся, их готовность к выполнению изучаемого материала, контролируется правильность выполнения учебных заданий, определяется порядок перехода от одного учебного задания к другому. От правильного решения этого вопроса зависит результат обучения.

Всегда ли нужно пользоваться предписаниями алгоритмического типа при обучении детей и подростков двигательным действиям? Конечно, нет. Многих из них можно обучить по сложившейся методике.

К таким относятся: строевые, общеразвивающие, некоторые прикладные упражнения, а также упражнения в смешанных висах и упорах и др.

Примерное предписание алгоритмического типа при обучении лазанью по канату в висе на согнутых руках с захватом каната ногами.

I. Техника лазанья по канату. В висе на согнутых руках захватить канат ногами, опираясь о канат, выпрямить ноги и перехватить руки выше, но так, чтобы остаться в висе на согнутых руках. Далее действия повторяются. При опускании вниз все действия чередуются в обратном порядке.

II. Серии учебных заданий.

1-я серия (специальная физическая подготовка):

1.В висе сидя ноги врозь с захватом каната согнуть руки, удержаться 3—4 сек. и вернуться в и. п. (3—4 раза).

2.Из виса сидя хватом за гимнастическую стенку (согнув ноги врозь), сгибая руки и перехватывая с рейки на рейку, встать и вернуться в и. п. (3—4 раза).

7 стр., 3312 слов

Методика выполнения тяжелоатлетических упражнений

... более значительным отягощением. Следует знать, что при однообразном повторении выполнения двигательного действия (например, повторного упражнения с одним и тем же весом штанги), возможности к экстраполированию суживаются, ... штанги грудью и всем телом при помощи мышц ног (использование подседа). В результате мышцы рук почти не участвовали в этой работе. При этом разницу между «честным жимом» и ...

3.То же, но из виса сидя ноги врозь на канате (3—4 раза).

4.Из виса стоя (на канате, гимнастической стенке, перекладине, одной жерди) прыжком вис на согнутых руках, держать 3—4 сек.

(5—6 раз).

5.То же, но медленное (в течение 5—6 сек.) опускание, разгибая руки (3—4 раза).

6.Контрольные упражнения:

  • а) из виса стоя (руки согнуты под углом 90°) на канате подтягивание (мальчики 3—4 раза, девочки 1—2 раза);
  • б) из виса стоя на гимнастической стенке (руки как в предыдущем упражнении) подтягивание и далее опереться ногами о рейку и перехватить руки выше на следующую рейку. Так подняться до верхней рейки.

После выполнения контрольных упражнений можно переходить к следующей серии учебных заданий.

2-я серия (изучение захвата каната ногами):

1.Сидя на гимнастической скамейке, имитация захвата ногами гимнастической палки, имитируя захват каната.

2.То же, но захват каната ногами и удержание каната стопами и голенями.

3.Из виса сидя захват каната ногами и переход в вис с захватом каната ногами.

4.То же, но сгибание и разгибание рук в висе с захватом каната ногами (5—6 раз).

5. Контрольное упражнение: из виса стоя на согнутых руках захват каната ногами и, сгибая руки, выпрямлять ноги (4—5 раз).

3-я серия (действия, на основе которых выполняется изучаемое упражнение):

1.В висе на согнутых руках с захватом каната ногами разгибание их с перехватом руками выше и возвращение в и. п. (3—4 раза).

2.То же, но быстро (контрольное упражнение).

4-я серия (части изучаемого упражнения):

4-я серия

1.Из того же и. п., что в первом упражнении 3-й серии, разгибая ноги, перехватить руки выше и захватить канат выше первоначального. Выполняя действия в обратном порядке, вернуться в и. п.

2.То же, но сделать два перехвата руками и ногами (контрольное упражнение).

5-я серия (лазанье по канату на заданную высоту):

1.Лазанье на 2—3 м в висе на согнутых руках.

2.То же на 3—4 м с опусканием вниз, строго соблюдая чередование действий ногами и руками.

3.То же на время (как можно быстрее).

4.Лазанье на заданное время (уметь определять скорость лазанья).

6-я серия (варианты лазанья):

1.Лазанье в три приема; то же на время.

2.Лазанье в два приема; то же на время.

3.Лазанье в висе без помощи ног (для мальчиков с 4-го класса).

1.1.3 Старший школьный возраст (15—17 лет)

Физическая работоспособность юношей и девушек приближается к работоспособности взрослых. В этом возрасте постепенно замедляется рост в длину и увеличивается поперечный рост грудной клетки и плечевого пояса; интенсивно растет мускулатура, увеличиваются ее силовые возможности. Деятельность сердечнососудистой и нервной систем становится более уравновешенной. Повышается интерес к выполнению упражнений, требующих больше силы и ловкости. Занятия основной и атлетической (для юношей) гимнастикой в этот период должны быть направлены на совершенствование физических качеств и подготовку юношей и девушек к трудовой деятельности.

Занятия основной гимнастикой с юношами и девушками имеют существенные различия и проводятся раздельно. Юношам необходимо в совершенстве овладеть основными прикладными двигательными навыками. Они должны уметь преодолевать естественные и искусственные препятствия, бросать мячи разного веса на дальность и в цель, лазить по канатам, шестам, владеть приемами переноски живого груза и различных предметов, выполнять подъемы переворотом, перевороты в сторону и вперед.

В процессе занятий этими упражнениями нужно развивать силу, выносливость, быстроту, ловкость, воспитывать настойчивость, трудолюбие.

Девушки старшего школьного возраста значительно прибавляют в весе. Сила мышц отстает в развитии, и ее нужно систематически развивать. Особое внимание следует уделять укреплению мышц брюшного пресса, плечевого пояса, ног. С этой целью целесообразно выполнять общеразвивающие упражнения с набивными мячами, палками, на гимнастической стенке, скамейке. Учитывая склонность девушек к танцевальным движениям, следует включать в урок упражнения художественной гимнастики, а также танцевальные шаги и пляски.

Наряду с этим надо совершенствовать у девушек такие качества, как ловкость, быстрота, выносливость, для чего необходимо применять прыжки (в длину, высоту, с подвесных площадок, через различные препятствия), метание мячей разного веса, лазанье, преодоление препятствий, упражнения в равновесии, подвижные игры, акробатические упражнения. Методы обучения принципиально ничем не отличаются от описанных для детей 12—14 лет.

1.2 Методика проведения занятий с женщинами

Анатомическое строение и физиология половой системы и величины ряда физиологических и антропометрических показателей заметно отличают женский организм от мужского. Наличие этих особенностей объясняется в первую очередь влиянием важной биологической функции, присущей женщине, — функции материнства.

По телосложению женщины, как правило, отличаются от мужчины -меньшим ростом, меньшей (пропорционально) длиной нижних конечностей и соответственно большей длиной туловища, меньшей шириной плечевого пояса, более широким тазом, большим подкожным жировым слоем, менее развитой мускулатурой.

У женщин значительно чаще, чем у мужчин, отмечается переразгибание в локтевых суставах, затрудняющее длительное нахождение в упоре. Эта особенность локтевых суставов зачастую сочетается с Х-образной формой ног, которая препятствует достижению высоких результатов в видах спорта, связанных с бегом, прыжками и другими передвижениями, требующими быстроты и резкости. Следует учесть, что при таких суставах возрастает возможность травм. Необходимо особо тщательно укреплять соответствующие мышцы, более внимательно подбирать упражнения.

Мышечная система женщины, как уже было сказано выше, отстает в своем развитии от мужской. Трудно переоценить, однако, значение достаточно полно и гармонично развитой мышечной системы для здоровья, правильного функционирования организма, хорошей осанки, красивой фигуры, успешного труда.

Особое значение для женщины имеет степень развития мышц брюшного пресса, которые являются как бы упругим поясом, фиксирующим положение внутренних органов, в том числе и органов половой системы. Значение этой группы мышц для женщины очень велико еще в связи с тем, что, занимая относительно большую, чем у мужчин, площадь, мышцы брюшного пресса несут большую нагрузку в период беременности и родов.

Учитывая все сказанное, необходимо систематически, целеустремленно и продуманно развивать мышечную систему девочки, подростка, девушки. Причем речь идет не только о развитии силы, но и всех остальных физических качеств. Приобретенное в детстве и юности при некоторых усилиях в дальнейшем со стороны женщины в значительной степени сохраняется в зрелые и пожилые годы.

Сведения, относящиеся к особенностям женского организма, не будут полными, если не коснуться вопроса овариально-менструального цикла. Менструация — одна из физиологических особенностей женского организма, связанная с периодической подготовкой к наступлению беременности и обеспечению ее развития. Время наступления первой менструации колеблется в довольно широких пределах— 11 —18 лет. Чаще всего она начинается в 14 лет.

В настоящее время большинство спортсменок тренируются и участвуют в соревнованиях в эти дни. Наблюдения показывают, что спортивные результаты, как правило, не зависят от фазы овариально-менструального цикла.

Однако для решения вопроса о допустимости занятий в указанный период необходимо проконсультироваться с гинекологом, так как при наличии отклонений в состоянии половой сферы тренировочные занятия с большими нагрузками могут быть противопоказаны.

Особенности методики занятий.

Бесспорные достоинства гимнастики как метода физического воспитания заключаются в богатстве и многообразии средств и, что весьма существенно, в возможности избирательного воздействия на организм, как с точки зрения места приложения (различные мышечные группы и суставы), так и конкретных задач (преимущественное развитие какого-либо двигательного качества), а также и силы этого воздействия.

Эти особенности гимнастики дают возможность успешно и с пользой заниматься ею и с девочками (начиная с 3—4 лет), и с девушками, и с женщинами, уже перешагнувшими пенсионный возраст.

Большое значение в спортивной гимнастике имеет такое физическое качество, как гибкость. Достаточная гибкость позвоночника, растянутость в плечевых и тазобедренных суставах дают возможность выполнять движение широко, мягко, с плавными переходами. Закрепощенность же суставов может явиться препятствием к выполнению того или иного элемента и соединения. Девочки, как правило, обладают значительной гибкостью, с возрастом же это качество, если его не тренировать систематически, постепенно ухудшается. Рационально поэтому поддерживать и развивать гибкость в детском возрасте, учитывая, однако, что пассивная гибкость не даст необходимого эффекта. Тренируя гибкость, надо одновременно укреплять мышцы, с тем чтобы женщина выполняла широкие движения не только за счет инерции или силы тяжести своего тела и его звеньев, но и за счет силы мышц (фиксация высокого положения ноги вперед, назад).

Развивая у девочек гибкость, не следует чрезмерно увлекаться наклонами назад: при недостаточно развитой мышечной системе это может привести к поясничному лордозу (повышенная кривизна поясничного отдела позвоночника), что, в свою очередь, может вызвать увеличение наклона таза и создать тем самым неблагоприятные условия для расположения органов малого таза, а также и для родового акта.

В среднем школьном возрасте начинают отчетливо проявляться половые различия между мальчиками и девочками. Половое развитие девочки идет быстрее. Довольно резкое увеличение роста и веса заметно снижает физические возможности девочек. Их двигательный опыт также значительно уступает опыту их сверстников. Этим, в основном, объясняется их неуверенность в собственных силах, пассивность, наблюдаемая на уроках физической культуры, а зачастую и категорический отказ от выполнения несложного, но незнакомого им упражнения. Не малую роль в отказе выполнить предложенное упражнение играет боязнь оказаться неловкой и вызвать нелестные реплики и насмешки окружающих. Успех обучения в большой мере зависит от поведения преподавателя. Он должен быть терпелив, тактичен и достаточно настойчив. Следует учесть, что девочки значительно острее воспринимают резкие замечания и.насмешки, но, с другой стороны, более отзывчивы на внимание и заботу. Критиковать следует по существу и доброжелательно. Успехи следует отмечать обязательно, что, несомненно, будет способствовать укреплению веры в свои возможности у девочек и появлению желания постигать новое.

При обучении чему-то новому большое значение, особенно на занятиях с женщинами (девочками, девушками), имеет умелая помощь и надежная страховка. Хорошо, когда преподаватель (тренер) уверен в своей способности оказать необходимую и своевременную страховку, но для того, чтобы девочка решилась выполнить кажущееся ей опасным упражнение, надо, чтобы и она была уверена в этой его способности.В практике бывают случаи, когда женщина, решившись, скажем, на прыжок, разбегается, но, не обнаружив в позе преподавателя готовности к помощи и страховке, вдруг останавливается перед самым прыжком, иногда, при достаточной инерции, ударяясь о снаряд или даже падая с ним вместе. Такой неожиданный отказ от намерения что-то выполнить, грозящий возможностью получить травму, нередко бывает и на занятиях другими видами многоборья (брусья, бревно, акробатика).

Выраженная готовность тренера прийти в ответственный момент на помощь может довольно быстро разрушить это психологическое препятствие, и женщина с удовлетворением отметит, что задание ей доступно.

В работе с девочками и девушками следует чаще прибегать к некоторым приемам, помогающим снижать силу защитного рефлекса: постепенное повышение сложности разучиваемых элементов, надежная страховка, достаточное число матов, поролоновые ямы, подвесные пояса для страховки, изменение высоты снарядов. Так, например, для разучивания упражнений на брусьях можно использовать нижнюю жердь в качестве верхней, а на высоте 70 см от пола укрепить еще одну в качестве нижней. Значительно проще уменьшить высоту бревна, прыжкового снаряда.

гимнастика упражнение занятие контингент

1.3 Методика занятий гимнастикой с лицами среднего, пожилого и старшего возраста

1.3.1 Значение гимнастики для лиц среднего, пожилого и старшего возраста

Общепринято считать средним возрастом мужчин 41—60 лет, женщин 39—55 лет, пожилым — мужчин 61—74, женщин 56—64 и старшим — мужчин 75—90 и женщин 65—90 лет, старше 90 лет — долгожителями. Эти возрастные группы составляют около одной трети населения нашей страны.

В сохранении длительной трудоспособности и в борьбе за долголетие исключительно важное значение имеют занятия физической культурой и спортом.

Многолетний опыт, исследования, наблюдения показывают, что наиболее эффективным средством сохранения здоровья, работоспособности и творческого долголетия является применение гимнастических упражнений, как наиболее отвечающих задаче гармонического воздействия на организм.

Занятия гимнастикой способствуют развитию (в среднем возрасте) и поддержанию (в пожилом и старшем возрасте) функциональных возможностей нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, выделительной и других систем человеческого организма. Благодаря систематическим занятиям гимнастикой не только сохраняются, но и восстанавливаются утраченные приспособительные реакции стареющего организма, что ведет к смягчению, а нередко и к устранению возрастных нарушений физиологических функций. Гимнастические упражнения и соблюдение простых гигиенических требований (нормальный сон, питание, чередование труда и отдыха и др.) улучшают физическую и психическую деятельность лиц старших возрастных групп, что способствует сохранению длительной способности к активному труду. Положительнное влияние оказывает гимнастика на улучшение таких двигательных качеств, как сила, выносливость, подвижность опорно-двигательного аппарата, прикладных навыков и умений, таких, как ходьба, бег, лазанье, преодоление препятствий, метание и ловля предметов, выполнение равновесия на уменьшенной площади опоры, ориентировка в необычных положениях тела и др. Следовательно, занятия гимнастикой создают условия для более постепенного проявления признаков старения у лиц среднего, пожилого и старшего возраста.

Состояние здоровья и трудоспособности человека во второй половине жизни в значительной мере зависит от степени развития мышечной силы, особенно мышц спины, обеспечивающих удержание туловища и нормальное функционирование органов грудной клетки. Мышцы при старении становятся менее эластичными, дряблыми, слабыми. Объем их уменьшается, в мышцах появляется больше прослоек соединительной и жировой ткани. Изменяется их структура и способность к сокращениям. Сила уменьшается к началу среднего возраста и к 60 годам становится на 25% меньше максимального уровня. В костной ткани наблюдаются явления разрыхления, ухудшения ее качества. Уменьшается подвижность суставов и особенно позвоночника.

Болезни, условия жизни, труда, быта, недостаток двигательном деятельности, вредные привычки (курение, алкоголь) значительно ускоряют возрастные перемены в организме и приводят к патологической старости. Занятия физическими упражнениями, особенно гимнастическими, укрепляют здоровье лиц среднего, пожилого и старшего возраста и отдаляют старость.

1.3.2 Содержание и формы занятий среднего, пожилого и старшего возраста

В содержание занятий по гимнастике с лицами среднего, пожилого и старшего возраста входят: строевые, вольные, прикладные, общеразвивающие упражнения, упражнения без предметов и с предметами, на снарядах, танцевальные движения, упражнения в равновесии и на координацию.

Занятия должны иметь оздоровительную направленность.

При определении содержания и уровня физических нагрузок на занятиях необходимо учитывать:

1) особенности физического развития и телосложения;

2)изменения функций нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем;

3)своеобразие реакций на мышечную деятельность, т. е. быструю утомляемость, плохую приспособляемость к скоростным и силовым нагрузкам;

4)длительный период восстановления после физических и нервных напряжений;

5)замедленный процесс образования и упрочения двигательных навыков;

6)ранимость психики.

При проведении занятий с людьми среднего, пожилого и старшего возраста преподаватель обязан особенно строго следить за гигиеническими условиями мест занятий. Воздух должен быть чистым и свежим, стены, потолки и особенно пол должны отвечать самым высоким гигиеническим требованиям. Температура помещения должна быть не ниже 17—18°С. Желательно иметь для каждого занимающегося индивидуальный коврик или соломенную циновку.

Занимающиеся должны очень тщательно следить за дыханием, придерживаясь общеизвестных правил. Надо делать удлиненный выдох, учитывая, что у людей пожилого и старшего возраста ослаблена выдыхательная мускулатура и излишне тонизирована вдыхательная.

Преподавателю необходимо очень строго соблюдать принцип постепенного повышения нагрузки. Нельзя сразу начинать с резких упражнений, вызывающих быстрое возбуждение и дающих большую нагрузку на мышечно-связочный аппарат. Непосильная нагрузка может быть причиной нарушений состояния здоровья, а также серьезных травм. Самые трудные упражнения следует проводить в середине занятия, чтобы во второй его половине нагрузка постепенно снижалась. Нельзя допускать больших перепадов в нагрузке, резких смен положений туловища, а также требовать быстрого выполнения команд, большой точности в движениях.

Рекомендуется чаще показывать упражнения, а не объяснять их. При показе 74,4% лиц пожилого возраста выполняют упражнения правильно, тогда как при словесном объяснении лишь 47,5%. Не надо уделять слишком много внимания точному соблюдению гимнастических правил техники выполнения упражнений. Так, например, если занимающийся не может поднимать ногу выпрямленной в коленном суставе, то не следует настаивать на устранении этого недочета. Если в группе занимающихся имеются лица, значительно отличающиеся по возрасту и состоянию здоровья, то их надо выделить в отдельные подгруппы, чтобы регулировать нагрузку с учетом особенностей возраста и состояния здоровья занимающихся. Не стоит навязывать общий темп движения занимающимся. Для лиц старшего возраста он должен быть медленным.

Нужно учитывать, что некоторые двигательные действия противопоказаны лицам пожилого и особенно старшего возраста. Следует избегать длительных задержек дыхания, сильных напряжений, натуживания, высоких прыжков, сильных, резких и очень больших по амплитуде маховых движений, упражнений в быстром темпе, резких рывковых движений, резких поворотов, глубоких наклонов вперед, назад или в стороны, переворачиваний через голову, упоров на одних руках. Необходимо давать частые перерывы для активного отдыха, для снятия утомления, погашения сдвигов в кровообращении и дыхании.

Важную роль играет музыкальное сопровождение. Необходимо подбирать музыку с четким ритмом. Музыка помогает улучшить настроение.

Формы занятий для лиц среднего, пожилого и старшего возраста рекомендуются следующие:

  • А) утренняя гигиеническая гимнастика;
  • Б) индивидуальные занятия основной гимнастикой;
  • в) групповые занятия основной гимнастикой;
  • г) производственная гимнастика.

Утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка) должна облегчить переход от сна к бодрствованию, «встряхнуть», «зарядить» человека на целый день. С этой целью следует применять обычные общеразвивающие упражнения, соблюдая общепринятые правила методики занятий. Утренняя гигиеническая гимнастика может проводиться не только групповым методом, но и самостоятельно в домашних условиях. Упражнения зарядки в комплексе рекомендуется выполнять в такой последовательности:

  • а) одно упражнение потягивающего характера;
  • б) одно-два упражнения для плечевого пояса и рук в сгибании и разгибании, а затем махового характера или силового;
  • в) одно-два упражнения для ног;
  • г) одно-три упражнения для туловища в сочетании с движениями руками и ногами.

д) одно упражнение в приседании или бег на месте;

  • е)одно-два дыхательных упражнения.

Индивидуальные занятия основной гимнастикой носят главным образом профилактический характер и направлены на поддержание и развитие таких качеств, как сила, гибкость, ловкость, выносливость. С этой целью используются общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (например, палкой, гантелями, набивным мячом, резиновым или пружинным амортизатором).

Можно также воспользоваться стулом или табуреткой. Важно правильно подобрать упражнения и расположить их в необходимой последовательности. Можно воспользоваться теми же упражнениями, которые предлагаются для комплекса утренней гигиенической гимнастики, помня, что индивидуальные занятия основной гимнастикой следует проводить не утром после сна, а в течение дня, не ранее чем через полтора-два часа после приема пищи. На занятиях выполняются 14—18 видов упражнений, тогда как в зарядке 8—10. На занятие основной гимнастикой обычно выделяется 40—45 мин. При индивидуальных занятиях основной гимнастикой надо точно знать, на какой счет совершать те или иные двигательные действия. Считая про себя и делая таким путем упражнения в определенном ритме, можно, не переутомляясь, достичь довольно высокой нагрузки. Занятия проводятся по типовой схеме урока и состоят из трех частей. Наиболее высокие нагрузки достигаются во второй части урока, после чего они должны постепенно снижаться.

Большое место следует отводить общеразвивающим упражнениям. Подбирать их надо так, чтобы прежде всего воздействовать на те группы мышц, где возрастные изменения сказываются раньше всего. К этим мышцам относятся приводящие мышцы, сгибатели предплечья, голени. Увеличивая силу указанных мышц, можно поддерживать нормальную подвижность в суставах. Если в каких-то звеньях двигательного аппарата особенно заметны возрастные изменения, то соответствующим подбором упражнений надо добиваться гармонического развития всего тела.

Групповые занятия основной гимнастикой. Если первые две формы занятий помогают решать главным образом оздоровительно-гигиенические задачи с учетом возраста и состояния здоровья занимающихся, то третья форма занятия способствует сохранению жизненно необходимых двигательных навыков. Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы поддержать тонус сердечно-сосудистой системы, бороться с отрицательными изменениями в дыхательной системе, в обмене веществ, в костном и мышечно-связачном аппаратах, сохранять моторику на достаточно высоком уровне. Содержание группового занятия по основной гимнастике может быть примерно таким:

Подготовительная часть: Строевые упражнения—3— 5 мин. Вольные упражнения — 8—10 мин.

Основная часть: Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке — 6—8 мин. Упражнения в смешанных висах на гимнастической стенке — 6—8 мин. Общеразвивающие упражнения (стоя, сидя, стоя на коленях) — 6—8 мин. Упражнения с набивным мячом — 5—6 мин. Подвижные игры — 7—10 мин.

Заключительная часть. Ходьба с движениями руками— 1—2 мин. Дыхательные упражнения—1 мин. Упражнения на расслабление— 1 мин. Строевые упражнения—1 мин. Всего 45— 60 мин.

На занятиях основной гимнастикой большое внимание надо уделять осанке, помня, что хорошая осанка содействует улучшению функций внутренних органов. В основной части урока применяются элементарные упражнения не только на гимнастической скамейке и стенке, но и на таких снарядах, как низкая перекладина, низкие брусья, кольца, плинт, бум и др. Не рекомендуется давать высоких прыжков, вызывающих значительные сотрясения. Высота снарядов для равновесия при занятиях с лицами старше 50 лет должна быть более 50 см. В занятия следует включать, спокойные подвижные игры, не вызывающие слишком больших нагрузок. Из спортивных игр можно рекомендовать полопбол.

Производственная гимнастика

2. Составление и запись комбинаций упражнений на двух видах гимнастического многоборья на выбор студента

В современной программе гимнастического многоборья: для женщин — на брусьях разной высоты, бревне, в опорных прыжках, вольных упражнениях; для мужчин — в вольных упражнениях, опорных прыжках, на коне, кольцах, параллельных брусьях и перекладине.

Бревно (гимнастическая скамейка)

Комбинация №1

1

Из упора присев, правая нога впереди

0,5

2

Стойка на носках, руки вверх-кнаружи и шагом левой равновесие на ней, руки в стороны-книзу, держать

1,5

3

Выпрямиться, руки вверх и шаг правой, полуприседая и выпрямляясь, круг левой рукой книзу

0,5

4

Шаг левой, полуприседая и выпрямляясь, круг правой рукой книзу

0,5

5

Шаг польки с правой, шаг польки с левой

1,5

6

Махом одной и толчком другой соскок прогнувшись вперед с конца бревна

1,5

Комбинация №2

1

Из стойки продольно опорой двумя руками прыжком упор, правая в сторону на носок; поворотом налево стойка на левом колене, правая назад и полушпагат, руки в стороны

2

2

Опорой спереди, выпрямляя левую ногу, упор лежа

0,5

3

Толчком двумя упор присев и встать

2

4

Шагом вперед равновесие на левой, держать

1,5

5

Выпрямляясь, шаг польки с правой и шаг польки с левой

1,5

6

Приставляя правую, полуприседая и вставая, поворот на 90° в стойку продольно

0,5

7

Соскок прогнувшись вперед

2

3. Техника выполнения и методика обучения одному из гимнастических упражнений на выбор студента

Равновесие на одной (на бревне, гимнастической скамейке)

Техника выполнения. Из стойки руки в стороны шагом левой вперед поднять правую ногу назад, до отказа, наклониться вперед, зафиксировать положение 2 секунды, принять и.п.

Последовательность обучения.

1. Равновесие, стоя боком у гимнастической стенки.

2. Равновесие на скамейке, удерживать две секунды.

3. Равновесие на бревне, удерживать две секунды.

Страховать стоя сбоку, придерживая гимнастку за кисть или предплечье.

Необходимым условием для сохранения равновесия является расположение общего центра тяжести (о.ц.т.) над площадью опоры. Чем больше площадь опоры и ниже центр тяжести, тем устойчивее равновесие. Упражнения в равновесии играют значительную роль в формировании осанки благодаря тому, что значительно повышают тонус мышц спины и туловища в целом. Упражнения в равновесии выполняются на полу и на повышенной опоре (гимнастической скамейке, бревне), на месте и в движении.

Методика обучения

При обучении упражнениям в равновесии применяется целостный метод. Прежде чем перейти к упражнениям на повышенной опоре, их следует освоить на полу. Усложнять упражнения в равновесии можно путём изменения: а) площади опоры (на носках, на пятках, на одной ноге и т.д.);б) положения головы или туловища (повороты, наклоны с открытыми и с закрытыми глазами);в) положения рук (за головой, вверху, впереди и т.д.);г) способов передвижения (ходьба, танцевальные шаги, прыжки, бег);д) направления движения (вперёд, назад, в сторону);е) снаряда (гимнастический ковёр, гимнастическая скамейка, качающееся бревно); ж) высоты снаряда; з) темпа выполнения упражнений; и) угла наклона снаряда.

Полушпагат

Техника выполнения. Из упора стоя на левом колене, правая назад, опуская правую сесть на пятку левой, правую отвести назад, бедром коснуться бревна. Туловище вертикально, руки в стороны.

Последовательность обучения.

1. Выполнение упражнения на полу с опорой руками спереди, затем руки перевести в стороны.

2. Выполнение упражнения на скамейке, низком бревне.

3. Выполнение полушпагата на высоком бревне.

Помощь оказывать с боку, одной рукой держать за плечо, другой за предплечье.

Соскок прогнувшись с

Техника выполнения.

Из стойки поперек шагом одной, махом другой вперед, сделать активный взмах руками кверху и соединяя ноги выполнить соскок вперед с полным разгибанием в плечевых и тазобедренных суставах, приземлившись спиной к снаряду в полуприсед, туловище наклонить вперед, мышцы ног напряжены, выпрямиться в основную стойку.

Последовательность обучения.

1. Из основной стойки выполнить прыжок вверх активным взмахом рук кверху и приземлиться на носки с последующим переходом на ступни в полуприсед, руки вперед (держать 2 сек.).

2. Из стойки продольно или поперек на скамейке, бревне соскок в глубину в полуприсед, руки вперед (держать 2 сек.), основная стойка.

3. Из стойки поперек на скамейке, на бревне соскок, прогнувшись махом одной, толчком другой.

Страховать стоя у места приземления, держать одной рукой под спину, другой под живот.

Упражнения на бревне — наиболее трудный вид женского гимнастического многоборья. По своему содержанию и характеру исполнения они близки к вольным упражнениям, но отличаются . от них тем, что все элементы выполняются на повышенной (до 120 см) и узкой (10 см) опоре. От гимнастки требуется непрерывное передвижение по снаряду, смена ритма движений, выполнение сложных, рискованных элементов и соединений из них, передвижения на высоких полупальцах и с поворотами, изящество движений, способность выразить в них свою индивидуальность и др. Успешность овладения упражнениями зависит: от способности занимающихся сохранить в процессе движений правильную осанку; от тактильно-мышечной чувствительности стоп, функций вестибулярного анализатора, влияющих на ориентировку в пространстве; от координации движений, общей и специальной физической подготовленности, решительности и смелости. При обучении технику движений осваивают сначала на полу, затем по начерченной линии, на гимнастической скамейке, низком бревне. И только по мере образования навыка изучаемые упражнения выполняются на среднем и высоком бревне. Страховка осуществляется стоя сбоку, поддерживая гимнастку за руку, под спину или под живот. Для страховки используются поролоновые маты, уложенные на одном уровне с бревном, или ямы.