Контрольная работа: Общие сведения и основные данные самолета Ан-124., Шасси самолёта Як

Контрольная работа

Основная цель контрольной работы, рассмотреть вопросы связанные с назначением, внешними формами и параметрами самолетов и их агрегатов; работа конструкции под нагрузкой. Указаны требования к самолету и его агрегатам, показаны пути дальнейшего совершенствования конструкции, их влияние на эффективность.

Во втором вопросе мы узнаем, что такое каркас, каково его назначение, рассмотрим его схему и ее параметры.

И в заключение рассмотрим, как выход из строя системы шасси влияет на экономичность самолета.

1. Общие сведения и основные данные самолёта Ан-124 (Руслан)

1.1. Назначение, тип, класс.

Самолёт Ан-124 «Руслан» создавался в первую очередь для воздушной транспортировки мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, таких как тягач МЗКТ-79221, а также для проведения крупномасштабных десантных воздушных перевозок личного состава, тяжёлой боевой техники и крупнотоннажных перевозок в интересах народного хозяйства. По большинству характеристик он превосходит американский С-5, который лидирует в этом классе с конца 1960-х годов. Гражданская версия самолета может летать на все географические широты и предназначена для перевозки грузов на большие расстояния.

Самолет Ан-124 предназначен для дальних перевозок войск, военной техники и вооружения из глубокого тыла на театры боевых действий, перевозки крупногабаритных и тяжеловесных хозяйственных грузов в любую точку мира.

Многопозиционное шасси, оснащенное 24 колесами, позволяет использовать самолет с грунтовых взлетно-посадочных полос, а также изменять парковочное место и угол наклона фюзеляжа, облегчая погрузку и разгрузку.

Все современные самолеты сгруппированы по классам по величине взлетной массы, назначению, маневренности и дальности полета.

По дальности полёта самолёт Ан-124 классифицируется, как магистральный дальний (более 6000 км)

Самолеты гражданской авиации в зависимости от максимальной взлетной массы делятся на четыре класса.

Ан-124 при максимальной взлётной массе 392 тонны (более 75 тонн) – относится к ВС 1-го класса.

1.2. Аэродинамическая схема и конструктивные признаки

Самолёт Ан-124 построен по классической или нормальной аэродинамической схеме, при которой летательный аппарат имеет горизонтальное оперение (стабилизатор), расположенное после крыла. Для обеспечения статической устойчивости самолета нормальной аэродинамической конфигурации центр тяжести должен находиться перед аэродинамическим фокусом.

16 стр., 7529 слов

Компоновка и расчет параметров основных структурных единиц самолета

... воду самолет погружается в воду по крыло, что придает фюзеляжу дополнительную плавучесть и упрощает организацию работ, связанных с эвакуацией пассажиров. Важным преимуществом схемы низкоплан является наименьшая масса конструкции, ...

Ан-124 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего моноплана с высокорасположенным крылом. Крыло стреловидное (28° по линии хорд) четырёхлонжеронное. Консоли крыла неразъёмные. Механизация крыла состоит из секционных лопастей, однощелевых закрылков типа Фаулера и интерцепторов. Фюзеляж выполнен двухпалубным с раздельной герметизацией палуб. Сечение фюзеляжа имеет вид восьмрки с радиусами 1,9 и 3,8 м. Конструкция клеесварная. Обтекатели, гондолы, люки шасси и задний грузовой люк выполнены из углеродного волокна. Шасси 12-опорное (2 передних опоры и 10 основных), имеет независимую подвеску опор и индивидуальные механизмы их уборки. Для облегчения погрузки техники самолёт может «приседать». Силовая установка состоит из 4 ТРДД Д-18Т, расположенных на пилонах под крылом, и 2 ВСУ ТА-12. Топливо размещается в 13 крыльевых баках-кессонах. В фюзеляже имеется 2 грузовых люка: традиционный хвостовой и складывающийся вверх носовой. Ширина салона позволяет размещать технику в два ряда. На грузовом полу имеется 365 швартовочных узлов. Погрузочное оборудование состоит из 2 кранов по 2 тельфера грузоподъёмностью 5 т, 2 лебёдок (могут устанавливаться в любом месте грузовой кабины) с тянущим усилием до 3,5 тс. На второй палубе расположены: каюта экипажа, 2 трехместных купе с местами для отдыха дежурного экипажа, гардероб, буфет, туалет, отсек для электронного оборудования, кабина для сопутствующих товаров на 20 мест со своим буфетом, гардеробом и туалетом. Герметизация кабин раздельная. Во всех каютах можно поддерживать положительную температуру даже при разгерметизации. Общий вид самолёта см рис.1.

Контрольная работа: Общие сведения и основные данные самолета Ан-124., Шасси самолёта Як 1

Контрольная работа: Общие сведения и основные данные самолета Ан-124., Шасси самолёта Як 2

Рисунок 1. Общий вид самолёта Ан-124

Лётные характеристики:

Максимальная скорость: 865 км/ч

Крейсерская скорость: 800—850 км/ч

Практическая дальность: [9]

с грузом 150 т: 3 200 км

с грузом 120 т: 5 200 км

с грузом 40 т: 11 900 км

без груза: 14 400 км

Перегоночная дальность: 15 700 км

Практический потолок: 12 000 м

Нагрузка на крыло: 365 кг/м²

Тяговооружённость: 0,41

Длина разбега:

при максимальной взлётной массе: 3000 м

при нормальной взлетной массе: 2520 м

Длина пробега: 900 м (при максимальной посадочной массе)

Технические характеристики:

Экипаж: 4-7 человек

Инженерно-технический персонал: 7-9 человек

Длина: 69,1 м

Размах крыла: 73,3 м

Высота: 21,1 м

Площадь крыла: 628 м²

Масса пустого: 173 000 кг

Нормальная взлётная масса: 392 000 кг

Масса полезной нагрузки: 120 000 кг (Ан-124), 150 000 кг (Ан-124-100)

Массовая отдача: 58 %

Максимальная взлётная масса: 402 000 кг

Масса топлива во внутренних баках: 212 000 кг

Силовая установка: 4 × ТРДД Д-18Т

+ 2 ВСУ ТА-12, установленные в обтекателях шасси

Тяга: 4 × 4860 кгс

Назначенный ресурс: 6 000 часов

Расход топлива: 12 600 кг/час (при максимальной коммерческой загрузке)

18 стр., 8798 слов

Конструкция авиационной техники Боинг

... при нормальной нагрузке в полете. 2.За счет массы двигателей демпфилируются колебания крыла при попадании самолета в болтанку. 3.Легкое обслуживание двигателей техниками из-за малого расстояния их до земли. ... ёта, на основании данных Боинг 737−200, необходимо подобрать самолёт-прототип. Самолёт прототип следует считать самолёт с аналогичным типом двигателей, массой коммерческой нагрузки, а ...

Габариты грузовой кабины

Длина: 41,5 м

Ширина: 6,4 м

Высота: 4,4 м

Объем грузового отсека: 1050 м³

Чтобы обеспечить должный технический уровень ВС, впервые в СССР была разработана и реализована комплексно-целевая программа (КЦП), предусматривавшая улучшение всех составляющих эффективности самолета: аэродинамических характеристик, показателей прочности и ресурса, весового совершенства, удельных характеристик силовой установки, функциональных возможностей систем и оборудования, трудоемкости техобслуживания и ремонта и др. Принятие на вооружение КЦП-124 не только сыграло решающую роль в создании Руслана, но и дало сильный толчок развитию авиационной промышленности. Новые задачи поставлены перед двигателестроителями, разработчиками электроники, металлургами, станкостроителями и, конечно же, перед учеными ЦАГИ и других отраслевых институтов. С целью поиска оптимального сочетания параметров с помощью вычислительной техники было проанализировано 540 возможных компоновок самолета, в аэродинамических трубах продуто 185 различных моделей, в т. ч. 36 вариантов крыльев. Большой скачок был сделан в области технологии: разработаны уникальные прессованные панели крыла длиной до 28 м, крупногабаритные панели фюзеляжа, новые конструкционные материалы с повышенными свойствами, в т. ч. полимерные композиционные, создан высокоресурсный крепеж. В результате принятых мер крейсерское аэродинамическое качество самолета увеличилось на 20%, весовая отдача — на 10-15%, на столько же снизился удельный расход топлива двигателями, точность навигации возросла в 4 раза, а трудоемкости различных видов техобслуживания в сравнении с Ан-22 и Ил-76 сократились от 2 до 5 раз!

К характеристикам самолета, которые в конечном итоге определили его успех, следует также отнести два грузовых авианосца, которые позволили организовать проезд техники и значительно сократить время погрузки и разгрузки. Чтобы сделать эту сложную процедуру более комфортной, рама для приседаний с несколькими ногами помогает уменьшить угол входа на носовую рампу. он спроектирован таким образом, чтобы снизить нагрузку на покрытие аэропорта и тем самым расширить базовую сеть. Особое внимание было уделено динамическим характеристикам стоек и их жесткости во избежание возникновения шимминг-вибраций». Последовательно были проработаны 13 вариантов стоек. Двухпалубный фюзеляж с раздельной герметизацией палуб также впервые применен в практике ОКБ. Такое решение позволило уменьшить его вес и увеличить ресурс, а также получить высокий уровень безопасности экипажа и людей, сопровождающих груз, в случае аварийной посадки. В специальных отсеках на верхней палубе можно было хранить большую часть бортового радиоэлектронного оборудования, доступ к которому был гарантирован. Благодаря этому появляется возможность своевременно устранять возникающие неисправности электронного оборудования как на земле, так и в полете, что повысило технологичность эксплуатации самолета в целом.

Все это, а также многое другое, сделало Ан-124 самолетом нового поколения, во многих отношениях, особенно по транспортному потенциалу, превосходящим «Гэлэкси» на величину до 25%.

2. Шасси самолёта Як-40

Шасси представляет собой набор опор, обеспечивающих стоянку и движение самолета при рулении, взлете и посадке.

Конструкция и расположение опор должны обеспечивать:

8 стр., 3949 слов

Описание работы гидросистемы и сети управления шасси самолета АН

... реферата – дать техническое описание и анализ конструкции гидросистемы на примере самолета АН-26, а также описать сеть управления уборкой и выпуском шасси. ... используется для выпуска закрылков, торможения колёс, открытия аварийного люка экипажа и ... гидробака, уборки-выпуска шасси, поворота колес передней ноги, тормозов, выпуска- ... насосам поступает из гидробака по линиям всасывания. Гидробак установлен ...

  • смягчение ударов при посадке и движении по земле (амортизацию ударных нагрузок);
  • сокращение длины пробега при посадке и прерванном взлёте (торможение);
  • управление самолётом при движении по ВПП (маневрирование);
  • уборку и выпуск опор в полёте (минимальное сопротивление в полете), за исключением нескоростных самолётов, на которых возможно применение неубирающегося шасси.

Кроме того, шасси должно обеспечивать устойчивость самолёта на стоянке и способность движения самолёта по полосе предназначенного для него типа аэродрома (проходимость).

Рама должна обладать достаточной прочностью и заданным ресурсом при наименьшем весе.

2.2. Схема шасси и параметры

Шасси состоит из основного силового элемента — стойки, устройства для поглощения и рассеивания энергии ударных нагрузок — амортизатора и опорных устройств — колес.

Размеры колес и применение пневматиков низкого давления обеспечивает возможность эксплуатации самолета с грунтовых аэродромов с прочностью грунта не ниже: 5 кгс/см 2 .

Для предотвращения втягивания шасси при случайном переводе переключателя управления шасси в положение «втягивание» предусмотрена электрическая блокировка концевым выключателем AM800K, установленным на правой стойке основной рамы. При парковке амортизатор сжимается и концевой выключатель прерывает электрическую цепь управления мостового крана.

Колея шасси – 4520мм;

  • база шасси – 7465мм;

размер колёс основных стоек шасси – 1120х450мм

размер колёс передней стойки шасси – 720х310мм

углы отклонения от нейтрального положения на рулении — ±55°

на разбеге и пробеге — ±5°

Структурные и силовые схемы рамы классифицируются по пространственной схеме и схеме колесной сборки.

Самолет Як-40 имеет трехопорное шасси с передней опорой, состоящее из одной передней опоры и двух основных. Основные стойки шасси усилены на крыле и убираются в корневой части крыльев по направлению к фюзеляжу, переднее шасси убирается вперед против воздушного потока. Ножки основных стоек шасси расположены так, что все возможные положения центра масс загруженного и ненагруженного самолета находятся перед основными шасси, что исключает необходимость установки хвостовой опоры.

Стойки шасси снабжены гидравлической азотной амортизацией, рычажной подвеской колес, обеспечивающей амортизацию не только вертикальных, но и горизонтальных ударов, возникающих при движении самолета по неровностям аэродрома.

Шасси в убранном и выпущенном положениях фиксируются замками. На передней опоре установлено не тормозное колесо К327А, а на основные опоры — тормозные колеса КТ-140Д с дисковыми тормозами.

2.4. Общие сведения об эксплуатации

При выполнении экипажем предполётного осмотра основных стоек и ниш шасси проверяется:

  • состояние и надёжность крепления створок шасси;
  • отсутствие подтекания гидросмеси из шарнирных соединений трубопроводов;
  • отсутствие течи гидросмеси из-под уплотнений штока амортизатора стойки;
  • обжатие амортизатора стойки;
  • отсутствие смещения покрышки колеса относительно барабана и повреждений;
  • обжатие колеса 40-60мм;
  • чистота и исправность замков убранного положения шасси, концевых выключателей;
  • снятие стопорного штыря подкоса шасси.

При осмотре передней стойки и ниши шасси проверяется:

11 стр., 5415 слов

Разработка элементов системы обслуживания самолета Ан-24 (передней опоры шасси)

... тормозами. Передняя опора оборудована системой демпфирования колебаний и системой управления передними колесами на рулежном и взлетном режиме. Система управления колесами передней опоры обеспечивает достаточную маневренность самолета при рулении и помогает выдерживать направление при разбеге и пробеге. Уборка и выпуск шасси и управление колесами ...

  • состояние и надёжность крепления створок и щитка шасси;
  • состояние штуцере статики регулятора изделия 2077 – отсутствие повреждений и его чистота;
  • отсутствие следов подтекания гидросмеси;
  • обжатие передней стойки 70-110мм;
  • отсутствие смещения покрышки колеса относительно барабана и повреждений, обжатие авиашины 30-40мм, состояние троса заземления;
  • снятие стопорного штыря подкоса шасси и состояние замка убранного положения шасси.

Управление рулем осуществляется отклонением педалей. При нажатой гашетке на штурвале угол разворота ±55°, при ненажатой — ±5°. Шасси снимает и отпускает бортмеханик по команде пилота с помощью переключателя на центральной приборной панели. Контроль убранного и убранного положения шасси осуществляется с помощью световой сигнализации на карте, расположенной в центральной панели приборов, а также с помощью механических индикаторов.

После взлета производится чистка шасси на высоте не менее 5 метров. Торможение осуществляется нажатием на педали тормоза после опускания переднего колеса во время езды, проверяя давление в тормозной системе по манометрам. При отказе основной системы торможения применяется аварийная. В конце хода спусковой крючок «разворота» на рулевом колесе опускается, чтобы катиться в парк. После руления на стоянке произведите внешний осмотр колес рамы, убедитесь в отсутствии внешних повреждений, при необходимости охладите основные стойки водой.

Технические характеристики  1

Рисунок 2. Схема шасси самолёта Як-40

3. Влияние неисправностей и отказов системы выпуска-уборки шасси на экономичность самолёта Як-42

В руководстве по лётной эксплуатации самолёта Як-42 по системам шасси рассматриваются следующие отказы и неисправности: неуборка или невыпуск шасси, ложное срабатывание сигнализации положения шасси, незатормаживание колёс, ложное срабатывание сигнализации отказа тормозов, отказ (неуправляемость) механизма разворота колёс передней опоры. Ниже приведены рекомендации летной инструкции экипажу по основам работы систем шасси при отказе.

1. Неуборка шасси: Продолжайте набор высоты круга. Доложите диспетчер УВД. Выпустите шасси. Посадку выполните на аэродроме вылета или запасном аэродроме.

2. Отказ шасси в выдвижении: Сообщите диспетчеру УВД, что шасси не может полностью выдвинуться и что вы решили приземлиться с неисправным шасси. Посадка с не полностью выдвинутым шасси должна производиться на грунтовой взлетно-посадочной полосе или на боковой полосе безопасности длиной не менее 1500 м. выполнение посадки согласно аварийному расписанию (РЛЭ Як-42 пункт 3.1.7.)

5 стр., 2336 слов

Проектирование опоры шасси самолёта

... стойкой на конструкцию самолёта. Цапфа представляет собой элемент конструкции сплошного круглого поперечного сечения. В процессе эксплуатации шасси, цапфы работают на срез. Исходя из условия работы цапф на ... Наибольшую составляющую нагрузки на ось колеса составляет вес самолёта. Всю конструкцию можно рассматривать как консольную балку. Шасси имеет два колеса. Схема нагружения и эпюра изгибающего ...

3. Незатормаживание колёс на пробеге: РЛЭ предусматривает возможность угрозы выкатывания за пределы ВПП. Дейст вия экипажа – согласно аварийному расписанию. (РЛЭ Як-42 пункт 3.1.17.)

4. Отказ (неуправляемость) механизма разворота колёс передней опоры. Если обнаружена ошибка в увеличении частоты педали для сохранения направления, установите переключатель SWIVEL FRONT SUPPORT в положение OFF. При отказе на взлёте до скорости 140 км/ч: прекратите взлёт, доложите диспетчеру УВД причину прекрашения взлёта. При отказе на пробеге: направление движения выдерживать отклонением руля направления, элеронов и раздельным торможением колес, после остановки самолёта доложите УВД и, по возможности, освободите ВПП.

В случае задержки рейса, если неисправность воздушного судна обнаружена до вылета более чем за два часа, перевозчик обязан предоставить пассажиру два телефонных звонка или отправить два сообщения по электронной почте, информируя родственников и друзей о прибытии прогресс отложен. Кроме того, авиакомпания должна предлагать пассажиру прохладительные напитки.

При ожидании отправления рейса более четырех часов, представители авиаперевозчика должны накормить пассажиров горячим обедом или ужином и далее обеспечивать горячим питанием каждые шесть часов — в дневное время и каждые восемь часов — в ночное время.

Если рейс задерживается более чем на восемь часов днем ​​и более чем на шесть часов ночью, авиакомпания должна организовать для пассажиров ночлег. Из аэропорта в отель и обратно доставляет также авиакомпания.

Независимо от продолжительности задержки рейса пассажирам с детьми до семи лет предоставляется комната матери и ребенка; все пассажиры рейса имеют камеру хранения.

Авиакомпания принимает на себя обязательства по предоставлению вышеуказанных услуг только после регистрации пассажира на рейс. Все перечисленные выше услуги предоставляются пассажирам бесплатно.

Наиболее частыми причинами аварий, произошедших из-за отказов корпуса, были выход из строя концевых выключателей, элементов электропроводки, попадание влаги в недостаточно защищенные точки электропроводки. Все эти недостатки в конечном итоге классифицируются как повторяющиеся.

При посадке с неисправным шасси самолет может получить повреждения, что повлечет за собой дополнительные расходы на устранение неполадок, а при посадке с невыпущенным шасси самолет может быть отменен при повреждении элементов конструкции.

Дополнительные расходы авиакомпании в случае выхода из строя воздушного судна связаны с дополнительной стоянкой, обслуживанием воздушного судна в случае задержки рейса. В случае ухода на запасной аэродром оплата за навигацию, взлёт/посадку, заправку, обслуживание самолёта и другие расходы.

Заключение

В данной контрольной работе рассмотрено – назначение, конструктивные особенности, области применения и экономическую уникальность самолета Ан-124 (Руслан); назначение, основные требования, конструктивную схему и общие сведения об эксплуатации шасси самолёта Як-40; влияние неисправности уборки-выпуска шасси самолёта Як-40 на его экономичность и ответственность авиакомпании перед пассажирами за обеспечением регулярности полётов.

17 стр., 8345 слов

Анализ положения ведущих российских авиакомпаний на международном ...

... полетов, оптимизации маршрутов, как на международных рейсах, так и внутри России. Аэрофлот - безусловный лидер российского рынка авиаперевозок и одна из наиболее успешных авиакомпаний Европы. В 2012 году услугами авиакомпании Аэрофлот воспользовалось более ...

Список использованных источников:

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kontrolnaya/naznachenie-i-obschie-harakteristiki-shassi/

1) Руководство по лётной эксплуатации Ан-124;

2) Гурьянова Е.М. «Конструкция и эксплуатация воздушных судов» пособие для менеджеров;

3) Руководство по лётной эксплуатации Як-40;

4) Удалов К.Г., Шам О.В. «самолёт Як-40»;

5) Руководство по лётной эксплуатации Як-42;

6) Денисов М.И. Уланова Л.Г. «Самолёт Як-42 учебное пособие том 1»;

7) Корнеев В. М. «КОНСТРУКЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ САМОЛЕТА ЯК-42» Учебное пособие для переподготовки пилотов.