Человеко-машинные системы, их классификация и свойства

Контрольная работа

Человеко-машинные системы, их классификация

и свойства

Термин «эргономика» (греч. ergon – работа, nomos – закон) обозначает науку о взаимодействии человека-оператора с машиной и средой, объединённых в единую эргатическую систему. Эргономика возникла на стыке технических наук, психологии, физиологии и гигиены труда.

Инженерная психология является отраслью эргономики и ставит своей задачей комплексное изучение и проектирование внешних и внутренних средств деятельности человека-оператора.

Художественное конструирование подразумевает использование основных законов эргономики и технической эстетики при разработке конструкций.

Важнейший вопрос проектирования эргатических систем представляет собой строго научное разделение функций между оператором и машиной в будущей системе. Этого не может сделать ни психолог, ни физиолог, ни гигиенист, поскольку они не знают свойств машины требуемых характеристик всей системы. Это обязан сделать конструктор-разработчик, обладающий знаниями эргономики, знающий возможности оператора в системе, уровень современной автоматики и реализующий общие требования на систему.

Важность развития этой науки в областях радиотехники и конструирования РЭА подчёркивается тем примером, что сравнительный анализ ряда существующих американских ракетных систем показал, что ошибки человека-оператора составляют 20-53% всех отказов в системе. Нетрудно уяснить, какую роль играет человек-оператор в современных системах летательных аппаратов и автоматизированных системах контроля и производства.

Поэтому изучение возможностей человека-оператора в замкнутой эргатической системе, согласования его аппарата восприятия с РЭА для оптимизации основной целевой функции системы является не «модой», а такой же необходимой задачей, как и само проектирование технических средств.

В общее понятие «система» входит совокупность элементов, взаимосвязанные функции которых координированы для выполнения некоторой общей задачи.

Эргатическая система (ЭС) – это система «человек-машина», содержащая качественно разнородные компоненты – человека и технические средства.

Эргатические системы чрезвычайно разнообразны и иерархичны. Например, система «командир корабля(первый пилот) – приборы, органы управления – самолет» и система «штурман-радист – радиоаппаратура самолёта» находятся не только во взаимосвязи, но и подчинены общей более сложной системе «самолёт, выполняющий задание», которую обслуживают и ряд других наземных систем и комплексов, являющиеся также эргатическими системами.

4 стр., 1542 слов

Профессиональный отбор и подбор операторов технических систем

... тренировки и отбора операторов. Эргономика занимается комплексным изучением и проектированием трудовой деятельности с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда, а также профессионального мастерства. Понятие ... видов работ, не связанных с дистанционным управлением по приборам. Деятельность оператора в системе «человек – машина» может носить самый разнообразный характер. Несмотря на это, ...

Человеко-машинные системы, их классификация и свойства 1

Рис.1. Система управления

Рис система управления 1

Рис.2. Система обнаружения-контроля

а) Замкнутая сервосистема

Рис система обнаружения контроля 1

б) Аналогия слежения, осуществляемая оператором

Рис система обнаружения контроля 2

Рис.3. Сервосистема

Классификация эргатических систем может быть проведена по ряду признаков. По основной целевой функции они делятся на контрольные, управления, поисковые, восстанавливающие и обучающие эргатические системы.

В первом случае выходные сигналы оператора можно не вводить в наблюдаемую им систему.

Оператор здесь включён в систему «как бы параллельной» (хотя на схеме рисунка это выглядит последовательно).

Основная функция оператора – контроль, наблюдение за системой, измерение её параметров и т. п. Примером такой системы может являться работа оператора с индикатором кругового обзора ИКО.

В системе управления оператор становится непосредственным участником в выполнении системы её задачи и включён в систему «как бы последовательно» (по схеме рисунка – параллельно) с техническими элементами системы.

Основная функция оператора – регулирование, слежение, стабилизация и приведение координат выхода системы к их заданному значению. Эта система замкнута через оператора.

Системы управления имеют две разновидности: систему слежения с компенсацией и систему слежения с преследованием. В первом случае оператор наблюдает только рассогласование между текущим выходным показателем (координатой) системы и требуемым значением, и его задача состоит в том, чтобы довести величину рассогласования до нуля или до заданного уровня, то есть скомпенсировать ошибку рассогласования. Примером таких систем могут являться системы регулирования самой РЭА, системы регулирования технологических процессов и т. п.

При слежении с преследованием оператор наблюдает величину как входного, так и выходного сигнала, и его задача состоит в том, чтобы, управляя машиной, изменять выход системы и тем самым как бы «преследовать» её вход. Примерами таких систем могут являться системы посадки самолёта, работы бортовой РЛС в режиме захвата и сопровождения цели и др.

Поисковая ЭС, как правило, возникает при отказе функционирующей ЭС, когда требуется вмешательство оператора для определения причин и места отказа в системе. Она включает в себя оператора, проверяемую машину и устройство поиска.

Восстанавливающая ЭС возникает после определения причины отказа, и главная функция оператора в такой системе – восстановить систему путём ремонта или демонтажа неисправного блока.

Примерами обучающих ЭС являются различного рода тренажёры, обучающие машины и т. п.

13 стр., 6088 слов

Автоматизированные системы управления образованием

... культурного уровня работающих. В информационной системе ведущая роль в выработке и принятии решений закрепляется за руководством. автоматизированный управление информационный Объектом исследования дипломного проектирования является - автоматизация процессов управления в образовании. Целью исследования дипломного ...

По типу информационной модели ЭС делятся на:

1) ЭС с дифференциальной информационной моделью,

2) ЭС с интегральной информационной моделью.

Дифференциальная информационная модель (ИМ) включает в себя подробные сведения об отдельных параметрах ЭС. Как правило, информация от «машины» к оператору поступает первичная, без предварительной обработки.

При этом оператор получает точную количественную оценку состояния отдельных элементов технической части ЭС, её выходных параметров. Чтобы получить общее представление о состоянии ЭС на основе показаний детальной ИМ, оператору необходимо определённое время для обработки всей разрозненной информации. При дефиците времени это может привести к принятию неверных решений. Примером такой дифференциальной модели может служить совокупность контрольных шкальных приборов, устанавливаемых раньше в кабине лётчика.

Поэтому при современных скоростях самолётов стремятся создавать совмещённые индикаторы (рис. 4), однако, назвать их интегральной ИМ пока что нельзя.

Интегральная ИМ даёт общее, суммарное представление о функционировании ЭС, для этого в системе используют дополнительные блоки обработки первичной информации.

Например, разработаны т. н. коналоги (рис. 5) – индикаторы, дающие условные изображения взлётно-посадочной полосы или «дороги» при движении объекта. Хотя изображение и проецируется на электронно-лучевом индикаторе, однако оно не является телевизионным.

Основное преимущество коналогов состоит в том, что они позволяют использовать основное свойство восприятия – предметность.

Кроме этого, рассмотренный выше тип коналога позволяет освободиться от восьми отдельных индикаторов.

Рис сервосистема 1

Рис. 4. Совмещённый самолётный индикатор

Рис совмещённый самолётный индикатор 1

Рис. 5. Совмещённый самолётный индикатор коналог

Свойства ЭС определяются свойствами основных её звеньев, а именно, оператора и «машины». Отметим некоторые из них, по которым оператор или машина превосходят друг друга при выполнении определённых функций.

Оператор превосходит «машину» в следующих функциях:

  • обнаружении слабых световых и звуковых сигналов;
  • восприятии, интерпретации и организации сигнальных образов различных модальностей;
  • осуществлении гибких операций управления;
  • хранении большого количества информации в течении длительного времени и её использовании в нужный момент;
  • образовании индуктивных умозаключений;
  • изменении показателей в результате обучения;
  • формировании понятий и выработке методов;
  • организации и объединении показаний входов, различных по модальности, по параметрам.

«Машина» превосходит человека-оператора:

  • быстротой ответа на сигнал;
  • способностью применять плавно и точно большую силу;
  • выполнением повторных стереотипных действий и задач;
  • хранением информации в сжатой форме и полным освобождением от ненужной информации;
  • скоростью расчётов;

Прежде чем более подробно остановиться на параметрах оператора и технических средств и их согласовании, отметим некоторые общие правила разработки ЧМС:

При разработке ЭС необходимо применять системный подход, а именно:

33 стр., 16486 слов

Дипломная работа внедрение erp системы на предприятии

... деятельности предприятия на единое информационное пространство. Знания, заложенные в ERP-системы, позволяют решить основную задачу корпоративной автоматизации представить работу всех функциональных подразделений компании как работу единой сложной системы. Перечислим основные преимущества внедрения ...

  • а) выяснять взаимосвязи и свойства совокупности объектов, входящих в систему, в том числе и оператора;
  • б) создавать и применять такие системы, которые давали компромиссы между «машиной» — оператором – средой для оптимизации основной целевой функции всей системы («получить оптимальную систему из всех оптимальных звеньев невозможно»);
  • Несмотря на совместное выполнение функций оператором и «машиной», каждая из таких составляющих ЭС подчиняется в своей работе собственным, свойственным ей принципам и закономерностям;
  • Необходимо помнить, что оператор «не любит крайностей»: ему плохо работается как при дефиците, так и при избытке времени (информации), как при ярком освещении, так и в темноте и т.

д.

Система должна быть сконструирована так, чтобы оператор мог непрерывно принимать участие в её функционировании на уровне, соответствующем его возможностям (низкий уровень интереса к работе и морального состояния оператора может быть связан с двумя причинами: когда аппаратура требует высокой квалификации от низкоквалифицированного оператора и, наоборот, низкой квалификации от высококвалифицированного оператора);

  • Максимальная автоматизация не всегда полезна;
  • думающий оператор занимает центральное место в системе;
  • поэтому задача состоит в том, чтобы показать, что система поддаётся высокой автоматизации, а в том, чтобы доказать, что она нуждается в ней;
  • машина служит не для вытеснения и замены оператора, а для умножения его мощи и способностей.

В заключении рассмотрим вопросы распределения функций в ЧМС. При проектировании любой радиоэлектронной системы, будь то радиолокационная станция, система ближней навигации, контрольно-испытательная аппаратура или просто электронные часы, мы, по существу, решаем задачу распределения функций между человеком и РЭС.

Обоснование рационального или оптимального варианта распределения этих функций опирается на результаты количественных оценок качества выполнения задач оператором и РЭС и методы оценок влияния этого качества на эффективность системы в целом.

В результате распределения функций между оператором и РЭС могут быть получены исходные данные для обоснования объёма информации, вида её предъявления, скорости и способа её обработки.

Функции человека в системе «оператор — РЭС» достаточно разнообразны и определяются особенностями РЭС.

В системах обнаружения сигналов (например, локационный обзор участка пространства) человек осуществляет обнаружение, наблюдение, классификацию сигналов с помощью тех признаков, которые учтены автоматизированным устройством системы; получение информации и её согласование с пропускной способностью каналов связи.

Диспетчерские системы обеспечивают следующие функции человека: выдачу и редактирование исходных данных; выдачу команд и пуск системы; принятие решений в неопределённых ситуациях; прогнозирование обстановки при её изменении; выбор целей в зависимости от обстановки; операции контроля за работой системы.

77 стр., 38099 слов

Автоматизация системы бюджетирования финансовой службы

... бюджетирования на предприятии могут составляться следующие бюджеты: Операционные бюджеты: Финансовые бюджеты (сводные бюджеты.): Бюджеты бизнес – направлений составляются по каждому направлению деятельности и содержат всю необходимую информацию ... ВКР Изм. Лист Подпись Дата Студент Василишина О.С. Автоматизация системы бюджетирования финансовой службы ЗАО «Телмос» Лист Листов Руководитель Кусмарцева ...

Системы слежения позволяют определить «свой – чужой» объект, следить за сигналами с помощью признаков, не учтённых в каналах автоматической обработки информации, принимать решения в аварийных ситуациях.

Функция человека в системах связи можно определить следующим образом: выбор каналов связи в зависимости от обстановки, выделение значимой информации и её классификация по приоритету, обеспечение слуховой радиосвязи, передача информации.

В контрольно-испытательных системах (стенды, пульты) оператор должен определять виды программ автоматической проверки системы и выдавать команды на их пуск, оценивать результаты проверки стенда, выборочно проверять состояние и функционирование узлов и частей системы при отсутствии информации о неисправностях, диагнозировать вид неисправности и её причины, принимать решения о мерах по восстановлению системы.