Мониторинг источников загрязнения

Контрольная работа

Мы не унаследовали Землю у наших отцов. Мы взяли ее в долг у наших детей.

Ответственность человека за судьбу биосферы, а следовательно, и за будущее человечества родилась в качестве альтернативы воззрению на мир как на безграничную кладовую ресурсов.

Сегодня нет острой необходимости доказывать, что принцип потребительства, точнее, условия природно-материальной жизни общества, послужившее его основанием, по существу уже исчерпаны. Изменения в биосфере, являющаяся активной человеческой деятельностью в нынешнем столетии (повышение температуры поверхности Земли, глобальное загрязнение воды, воздуха и почвы, опустынивание планеты, загрязнение Мирового океана, разрушение озонного слоя), известны сейчас каждому человеку. Поэтому современные концепции природопользования должны базироваться на принципах гармоничной оптимизации условий взаимодействия человека с природой.

Качество окружающей среды и анализ потенциальных возможностей ее основных экологических составляющих предполагают четкую организацию мониторинга системы наблюдений и контроля за ее состоянием. При этом токсикологические аспекты всестороннего анализа окружающей среды в условиях современного экологического кризиса приобретают особую значимость.

Жизнь заставляет общество создать систему внешнего регулирования – в систему норм прав, охраняемых силой государства. Среди мероприятий по стабилизации и дальнейшему улучшению экологической обстановки в России особое место отводится формированию системы экологического мониторинга, основной задачей которого являются информационное обеспечение и поддержка процедур принятия решений в области природоохранной деятельности и экологической безопасности.

В Российской Федерации функционирует несколько ведомственных систем мониторинга:

  • служба наблюдения за загрязнением окружающей среды Росгидромета;
  • служба мониторинга лесного фонда Рослесхоза;
  • служба мониторинга водных ресурсов Роскомвода;

  • служба агрохимических наблюдений и мониторинга загрязнения сельскохозяйственных земель Роскомзема;

  • служба санитарно-гигиенического контроля среды обитания человека и его здоровья Госкомсанэпиднадзора России;
  • контрольно-инспекционная служба Госкомэкологии России и др.

Перечисленные службы и системы мониторинга ориентированы на наблюдения и оценку состояния отдельных компонентов окружающей среды и природных ресурсов. Каждая из этих систем в настоящее время функционирует по самостоятельной программе.

10 стр., 4864 слов

Государственная система стандартизации в России

... (санкциями) экономического, административного и уголовного характера. стандартизация нормативный документ Система органов и служб стандартизации в России Систему органов и служб стандартизации в Российской Федерации образуют следующие структуры: ... чем объект более упорядочен, тем он лучше вписывается в окружающую предметную и природную среду с её требованиями и законами. .Охранная (социальная) ...

Глава 1 Мониторинг источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Основными задачами мониторинга источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух являются:

  • оценка качественного и количественного состава выбросов непосредственно на источнике;
  • оценка воздействия на атмосферный воздух, связанная непосредственно с источником антропогенного воздействия (на границе санитарно-защитной зоны, в жилой застройке).

Для подготовки раздела необходимы следующие материалы:

  • Перечень измеряемых параметров в соответствии с ГОСТ 17.2.4.06-90 «Охрана природы. Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения», ГОСТ 17.2.4.07-90 «Охрана природы. Методы определения давления и температуры газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения»;
  • Таблица «Параметры выбросов загрязняющих веществ в атмосферу», составленная в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями» (М.: Изд-во стандартов, 1991).

    В программе может быть приведена только ссылка на документ, в котором имеется эта таблица;

  • Перечень измеряемых загрязняющих веществ в соответствии «Руководством по контролю источников загрязнения атмосферы. ОНД-90», Часть 1, С-Пб., 1992г., Типовая инструкция по организации контроля промвыбросовв атмосферу в отраслях промышленности, Ленинград, 1986г.; РД 52.04.186-89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы».

В Перечень включаются основные загрязняющие вещества (углерода оксид, азота оксиды, серы диоксид и взвешенные вещества), специфические загрязняющие вещества, а также вещества, для которых по данным наблюдений на контролируемой территории зарегистрированы концентрации, превышающие ПДК.

  • План-график контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Перечень загрязняющих веществ и источников выброса, подлежащих контролю, частота контроля определяются в соответствии с требованиями «Руководства по контролю источников загрязнения атмосферы. ОНД-90.» Части 1 и 2 (С.-П., 1992) или другого, не противоречащего ему документа, согласованного с органами государственного экологического контроля.
  • Карта-схема.
  • Кадастр источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, включающий удельные показатели выбросов и составленный в соответствии с указаниями раздела 4.2.
  • Свидетельство об оценке состояния измерений или аккредитации с соответствующими приложениями к ним.
  • Сведения о наличии и частоте внешнего и внутреннего метрологического контроля измерений в соответствии с ГОСТ 8.563-96 (с дополнениями № 1 и 2 2001 и 2002гг).
    35 стр., 17497 слов

    Обоснование нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих ...

    ... Размерность нормативов ПДВ ; Данное определение можно выразить следующим условием: если фактический выброс загрязняющего вещества, то [1] где С — суммарная концентрация загрязняющего вещества, создаваемая группой источников, ; фоновая концентрация загрязняющего вещества, ; ПДК — максимальная разовая предельно допустимая концентрация загрязняющего вещества ...

    «ГСИ. Методики выполнения измерений» и МИ 2335-2003 «ГСИ. Внутренний контроль качества результатов количественного химического анализа», Екатеринбург, 2003г.;

При организации мониторинга источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу субъекты хозяйственной деятельности осуществляют:

  • Создание базы данных (БД) по источникам выбросов загрязняющих веществ для проведения расчетов рассеивания и определения величин приземных концентраций загрязняющих веществ.

Структура баз данных по источникам антропогенного воздействия соответствует инвентаризационной ведомости (форма «Параметры источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу», а также структуре и форматам БД программы УПРЗА «Эколог», «Эколог-Город»).

При необходимости в БД оперативно вводятся новые источники выбросов, а также исключаются временно или постоянно неработающие. Использование унифицированных программ расчета рассеивания загрязнения атмосферы (УПРЗА) и баз данных для них исключает необходимость формирования новых баз данных. Базы данных хранятся на магнитных носителях. В БД вводится дополнительная информация:

  • кодификатор предприятия;
  • координаты источников выбросов в городской системе координат;
  • кодификатор загрязняющих веществ;
  • п.д.к.м.р., п.д.к.с.с., обув.
  • Создание карты-схемы.

Векторная карта (или карта-схема) территории создается в любой геоинформационной системе (ГИС) путем оцифровки карт, либо с бумажной топоосновы (географической карты местности), либо посредством программ-векторизаторов сканированных карт. Возможно использование векторных карт, созданных для решения задач муниципальных образований, так как такие карты сертифицированы. При отсутствии электронных кapт и лицензий на их изготовление могут быть использованы карты-схемы территорий. Векторное схематичное отображение территории может быть получено с помощью программы УПРЗА «Эколог», «Карта» и др. На карте-схеме отображаются промышленные площадки, границы санитарно-защитных зон (СЗЗ), селитебные территории и прочие объекты, представляющие интерес для организации мониторинга. Осуществляется атрибутивная дифференциация этих объектов (или разнесение объектов разного типа в разные слои).

Координаты точки привязки в общегородской системе координат для последующего определения местоположения всех источников выбросов в общегородской системе можно получить в архитектурных подразделениях администраций городов, в территориальных органах по охране окружающей среды (при наличии), в организациях — разработчиках проектов ПДВ. В случае, когда центр указанной системы координат попадает на территорию, отображаемую на карте-схеме, показываются оси координат системы (центр координат – точка их пересечения).

Если центр указанной системы координат находится вне участка местности, отображенного на карте-схеме, на ней изображаются прямые, параллельные осям координат системы, с нанесенными на них через равные интервалы значениями соответствующих координат (в метрах).

2 стр., 895 слов

Защита атмосферы от загрязнения веществами, содержащимися в вентиляционных ...

... 17.2.1.01-76. 3) Рассчитать показатель опасности выброса загрязняющих веществ в атмосферу. Введение Вредные вещества, содержащиеся в вентиляционных выбросах предприятий (организаций, например, научно-исследовательских ... для этого вида водопользования. ПДКрх (мг/л) - предельно допустимая концентрация вещества в воде водных объектов рыбохозяйственного назначения – экспериментально установленное ...

В случае отсутствия городской системы координат, местоположение источников выбросов определяется в локальной (заводской) системе координат. Локальная система должна строиться так, чтобы ее можно было легко идентифицировать на картах разного масштаба, поэтому ее центр и оси должны определяться по приметным объектам, например, центр – на пересечении улиц, а одна из осей – вдоль одной из улиц, или центр – в точке расположения трубы котельной, а ось – вдоль стены здания, изображенного на картах разного масштаба. Необходимо также указать угол поворота оси О-Х относительно направления на север.

Для выполнения расчетов концентраций загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы используется любая сертифицированная программа, реализующая алгоритм методического документа ОНД-86 – Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. ОНД-86. Ленинград, Гидрометеоиздат, 1987 г. Расчетная сетка должна охватывать всю исследуемую территорию (город, район, участок и др.) Плотность сетки (шаг расчетов по оси Х и оси Y) определяется рекомендациями ОНД-86. Полученные в результате расчетов данные (в виде dat. или dbf файлов) используются при дальнейшем анализе*.

* По опыту расчетов оптимальным является выбор шага расчетной сетки 250-300 м для индивидуальных компонент взвешенных веществ и 400-500 м для газообразных примесей. При необходимости более детальной оценки загрязнения воздуха в районе отдельных предприятий шаг расчетной сетки может быть уменьшен.

При уточненном расчете распределений приземных концентраций примесей для задания расчетных скоростей ветра рекомендуется использовать блоки перебора скоростей и направлений ветра, действующие по умолчанию, которые во многих случаях обеспечивают более точный расчет максимальных концентраций, чем при использовании режима, указанного в ОНД-86.

  • Нанесение расчетной сетки на векторную карту территории и выбор точек мониторинга. Каждая точка расчетной сетки характеризуется совокупностью концентраций загрязняющих веществ.

Точка мониторинга должна соответствовать следующим критериям:

В тех случаях, когда по результатам расчета загрязнения атмосферного воздуха каким-либо загрязняющим веществом выясняется, что преобладающий вклад в значения приземных концентраций этого вещества в жилой застройке или вне территории СЗЗ или экозащитных зон вносят неорганизованные источники или совокупности мелких источников, для которых контроль их выбросов затруднен, целесообразно осуществлять наблюдения по этим веществам с помощью измерения приземных концентраций на специально выбранных контрольных точках или с помощью подфакельных наблюдений**. При этом можно использовать следующее правило выбора загрязняющих веществ для проведения измерений: результаты расчетных оценок их приземных концентраций удовлетворяют (одновременно) следующим условиям:

18 стр., 8529 слов

Расчет сооружений механической очистки сточных вод

... заданию: Концентрация взвешенных веществ промышленных сточных вод Свзв.в.псв = 180 (мг/л). БПКполн. промышленных стоков Сбпк.псв = 250 (мг/л); 2.3 Расчет концентраций смеси сточных вод Так как на очистные сооружения сточная ... где а - количество загрязняющих веществ на одного жителя, г/сут (из таблицы № 2); N - количество жителей, 100000 чел (по заданию); Qбсв - расчетный расход бытовых сточных вод, ...