Целостное представление данного народа или человечества о мире называют культурной картиной мира. Она складывается из научной, философской, художественной, религиозной, мифологической, идеологической, мистической картин мира, т. е. из представлений о мире, функционирующих в отдельных отраслях.
Культурная картина мира может строиться по нескольким координатам: одна из них — отрасли культуры, другая — типы культур и цивилизаций.
Культурогенез, или становление культуры, — процесс формирования основных сущностных характеристик. Начинается культурогенез, когда у группы людей появляется необходимость в особых общих формах жизнедеятельности, адаптированных к конкретным условиям места и времени, а заканчивается возникновением форм и стандартов, закрепленных в нравах и обычаях.
Динамика культуры раскрывает характер, обстоятельства, причины изменений, происходящих в обществе, стадии эволюции культуры и их критерии.
1. Понятие культурной самоидентичности
Культуру каждого народа как единое целое изучает системный метод. Все элементы культуры при этом подходе связаны между собой и создают такие свойства, которые есть только у системы в целом.
На выявления различных типов культур направлен
На основе этого метода можно выделить этнические и национальные, восточные и западные и другие типы культур 1 .
Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби придерживались исторического метода в анализе развития культур. Сравнивая и сопоставляя
Культурная самоидентичность – это способность людей
Посредством идентичности культура способна к самостоятельному развитию. Процесс культурной идентификации не отделим от процесса самоидентификации человека.
Человеку необходимо быть социально востребованным и одобряемым обществом, окружающим его 2 .
Самоидентификация – это осознание на рациональном уровне единства данной группы людей по тому или иному основанию (этническому, религиозному, политическому и т. д.).
Выработка общих культурных черт (нравов, обычаев, языка) предполагает коллективную солидарность людей. Отождествление себя с той или иной группой помогает человеку в ориентации в социокультурном пространстве. От личности требуются социальная дисциплинированность, политическая лояльность и культурная компетентность (владение социокультурными нормами и принятыми в обществе языками коммуникации).
Практическое отношение человека к миру
... техническая деятельность и техническое знание как феномен культуры -- это объект, а развитие (общественного) технического сознания, рефлектирующего данный объект, -- это предмет философии техники. Главная же задача философии техники -- исследование технического отношения человека к миру, т.е. технического ...
Причастным к какой-либо культуре человека делает набор:
1) усвоенных элементов сознания, поведения;
2) вкусов и привычек;
3) языков и других средств коммуникации.
Проблема культурной идентичности личности заключается в следующих принятых ею параметрах:
1) культурных норм;
2) образцов поведения и сознания;
3) системы ценностей и языка.
Культурная самоидентичность проявляется в:
1) осознании своего «я» с позиций культурных традиций в данном обществе и в
2) самоотождествлении себя с этим культурными образцами 3 .
2. Культурная модернизация
В зависимости от соотношения в культуре традиций и инноваций принято выделять два типа культуры: традиционную и модернистскую (современную).
Традиционные культуры — исторически первые, так как новые достижения человечества нуждались, прежде всего, в закреплении и передаче последующим поколениям. Освоение мира человеком на начальных этапах истории было чрезвычайно медленным. Для традиционного общества характерно:
1. Преобладание традиций над инновациями. Инновации
2. Господство мифологических и религиозных представлений.
3. Коллективистские отношения между людьми, отсутствие выделенной персональности. Коллектив ставится выше личности.
5. Ориентация на
6. Циклический характер развития общества. Возможные идеи быстрых преобразований
7. Отсутствие отложенного спроса, т. е. производство ради насущных потребностей, а не ради будущего. Люди живут сегодняшним днем. Они стремятся удовлетворить свои потребности, а не
В отличие от этого модернистские или современные культуры имеют
1. Ориентация на инновацию.
2. Светский характер социальной жизни.
3. Прогрессивное, поступательное развитие общества.
4. Выделенная персональность.
5. Ориентация на
6. Демократическая система власти.
Модернизация культуры и образования
... в культуре и образовании. Вот почему при определении путей модернизации культуры и образования в современном обществе оставить ... концепцию развития мира, которая берет начало в работах известного латиноамериканского экономиста Рауля Пребиша (1901-1986)8 ... формирования всемирного капиталистического рынка, распространения капиталистических отношений по всему миру и образования системы социально- ...
7. Наличие отложенного спроса, т. е. способность производить не ради насущных потребностей, а ради будущего.
Изменяются и психологические особенности человека. Современного человека от традиционного отличают:
- открытость ко всему новому, готовность к изменениям;
- гибкое мышление, ценностные вариации;
- ориентация на информацию;
- большое значение времени;
- расчетливость;
- ценность технических умений;
- образованность и
профессионализм; - личное достоинство.
Современные общества начинают складываться в Западной Европе в эпоху Возрождения, завершают свое целостное оформление в Новое время (в XVII — XVIII вв.), а в некоторых странах, например, в Германии — в XIX веке. Восточные культуры долгое время оставались локальными, замкнутыми, традиционными. В XIX — XX вв. в них также начались процессы модернизации под влиянием западной культуры. Эти процессы протекают сложно, противоречиво и неодинаково в разных регионах мира. Можно выделить три основных варианта, в которых происходит модернизация в современном мире.
1. Симбиоз, при котором поддерживается относительно
Модернизация симбиозного типа характерна для колониальных систем, в которых введение новых элементов осуществлялось иностранными властями, исходя из интересов метрополий. Такая модернизация затрагивала обычно лишь отрасли, связанные с поставкой сырья и сельхозпродуктов в центры капитализма. В идеологическом плане оправданием такой политики служили европоцентристские установки, в соответствии с которыми прогресс мыслился как проникновение европейской
Примером такой симбиозной модернизации является Индия. Два века она являлась английской колонией. Только в 1947 году Индия обрела политическую независимость. В момент провозглашения независимости это была отсталая аграрная страна: в сельских районах проживало 85% населения страны. Во второй половине XX века в Индии началась модернизация. Она включала индустриализацию, использование научно-
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ...
... ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРАКТИКЕ РАЗЛИЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ Понятие и виды форм, методов и средств социально-культурной деятельности Социально-культурная деятельность , как и любая другая имеет те ...
Сохраняются некоторые кастовые ограничения, например, в сфере семейно-брачных отношений.
2. Второй вариант модернизации — это конфликт между
3. Третья тенденция модернизации — это синтез как взаимодействие, органическое соединение
Заключение
Культурная самоидентичность — это прежде всего способность людей относить себя к данной культуре, к ее стереотипам и символам.
Одновременно идентичность может рассматриваться как
Процесс идентификации диалектически связан с понятием индивидуализации или развития внутренних творческих способностей личности.
Под культурной модернизацией понимается изменение культуры в плане ее приобщения к господствующим в мире образцам и ценностям. Как и в социально-политическом плане, термин «культурная модернизация» обычно используется по отношению к странам третьего мира, характеризующимся кардинальными изменениями
С другой стороны, культурная модернизация — это развитие кинематографии, телевидения и т. п., науки и техники, новых социальных институтов культуры и т. д. В широком плане культурная модернизация — достижение соответствия культуры современному уровню жизни. В более узком смысле — это соответствие современному этапу развития западной культуры. Причем в отличие от технико-экономической культурная модернизация ведет не к дифференциации и специализации, а к синкретизму, хотя и в этом случае общий вектор рационализации продолжает действовать.
Введение. «Технологические основы социально-культурной деятельности»
... проектные ¾ технологии менеджмента ¾ PR-технологии ¾ технологии выставочной деятельности ¾ этнокультурные технологии ¾ сценарно-режиссерские технологии культурно-досуговых программ. Курсовая работа по технологическим основам социально-культурной деятельности ... оценки курсовых работ. В результате освоения материалов пособия студенты должны знать методику описания технологий культуроохранной, ...
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kontrolnaya/modernizatsiya-kulturyi/
- Багдасарьян Н.Г. Культурология, М.: Высшее образование. — 2010 – 495 с.
- Гуревич П.С. Культурология. – М.: Гардарики. – 2001. – 335 с.
- Каверин Б.И. Культурология. Учебное пособие. – М.: Юриспруденция. – 2001. – 224 с.
- Мареева Е.В. Культурология. Теория культуры. Учебное пособие. Издание второе. – М.: Экзамен. – 2002. – 284 с.
- Силичев Д.А. Культурология. – М: «Издательство ПРИОР». — 2009. – 352 с.
1 Багдасарьян Н.Г. Культурология, М.: Высшее образование. – С. 31
2 Гуревич П.С. Культурология. – М.: Гардарики. – 2001. – С. 17
3 Каверин Б.И. Культурология. Учебное пособие. – М.: Юриспруденция. – 2001. – С. 22
4 Мареева Е.В. Культурология. Теория культуры. Учебное пособие. Издание второе. – М.: Экзамен. – 2002. – С. 65