Модернизация образования и современное школьное обществоведение

Контрольная работа

1. Современная образовательная политика России: основные направления и проблемы

На пороге третьего тысячелетия система образования России претерпевает кардинальные изменения, которые касаются не только структуры ее организации, методологии и технологии построения образовательных процессов во всех звеньях этой системы, но главным образом, в переопределении целей образования, его стратегических ориентиров, места в общественной жизни, позволяющих адекватно отвечать на вызовы XXI века.

Необходимость модернизации системы школьного обществоведческого образования определяется следующими основными факторами:

  1. изменениями в современном мире социокультурного и иного характера, что оказывает серьезное воздействие на рынок труда и объективно изменяется социальный запрос на образование;
  2. новым этапом в развитии отечественной педагогической науки, который обусловлен происходящим в науке переосмыслением роли и места школьного историко-обществоведческого образования в системе общего образования на основе новой парадигмы гуманитарного образования и между-народного опыта построения образовательных систем;
  3. изменениями в ментальносте граждан России под влиянием средств массовой информации и международных контактов, ставших следствием нового мирового порядка и новых отношений России с другими странами.

Модернизация образования — это масштабная акция государства, поли-тическая и общенациональная задача, это глубокие изменения в образовательном мировоззрении, все еще в немалой степени авторитарном и тоталитарном, в образовательной политике, пока еще оторванной от потребностей личности, общества, страны, осуществляемая при активном содействии общества. Это должно привести к достижению нового качества российского образования, которое во многом определяется уважением к социально значимым и перспективным потребностям современной жизни в стране.

Государство выступает инициатором и главной движущей силой модернизационных изменений в образовании, осуществляя инициирование процессов и их вектора.

Модернизация образования развивается и происходит в контексте общего современного процесса реформирования различных сторон российской жизни, в тесном взаимодействии с другими реформами, которые во многом носят болезненный, проблемный и противоречивый характер.

13 стр., 6269 слов

Производственные системы производственный процесс и организационные ...

... под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс производства продукции, услуг. Это структура предприятия, его культура ... варианты поведения; способность противостоять энтропийным (разрушающим систему) тенденциям; способность адаптироваться к изменяющимся условиям; способность ... членов, сплачивает и объединяет их в повседневной жизни, служит ориентиром для их личных задач. ...

Проблема модернизации отечественного образования была обозначена в августе 1999 г. на заседании Государственного Совета РФ.

Последовавший за этим модернизационный этап обществоведческого образования (начало 2000 г. — по настоящее время) характеризуется более четким формулированием государственной стратегии, целей и приоритетов развития школьного образования.

Основные положения государственной образовательной политики России сформулированы в выступлениях Президента Российской Федерации В.В. Путина на заседании Государственного совета Российской Федерации 29 августа 2001 г.1, в ежегодных посланиях Президента Федеральному Собранию, в заявлениях по важнейшим вопросам3, размещенных на «Президентском» интернетсайте4.

Президентом неоднократно подчеркивалось:

  • о приоритетности сферы образования как «элементе социальной политик государства» (2000, 2004 гг.), «общенациональной значимой задачи России» (2001, 2004 гг.), «вопросе престижа нашего государства, его достояния» (2001 г.), «как о велении времени» (2001 г.), «как богатстве человеческой цивилизации» (2005 г.), «политике, устремленной в будущее» (2005 г.);
  • о важности образования как устроителя «демократического процесса России, фундамента становления правового государства» (2002,2003,2005 гг.);
  • о «понятности, доступности каждому гражданину государственной политики в сфере образования» (2001 г.);
  • о «качественном, добротном, гарантированном, бесплатном образовании с объективной системой оценки знаний, и аттестацией учреждений с функцией контроля образовательного сектора» (2001, 2004 гг.);
  • о «практической направленности образования» (2004 гг.), «ориентированного на современный рынок» (2001,2005 гг.);
  • — о «разработке и необходимости внедрения образовательных стандартов, соответствующих высоким мировым требованиям» (2001, 2004 гг.), «корректировки содержания образования, с поправкой на отечественные наработки» (2004 гг.);
  • об «интегративности образования и развитии научной деятельности» (2004, 2005 гг.);
  • об «особых мерах государственной поддержки школ (2001, 2005 гг.), в виде 5 тыс. индивидуальных грантов для школьников», «перспективному подходу с 2006 г. к нормативному финансированию учебного процесса» (2005 г.);
  • о «подготовке педагога-учителя к модернизационным процессам (2001 г.), о «внедрении современных образовательных технологий, включающих дистанционные программы обучения» (2005 г.);

— о «проблеме ответственности всех уровней власти (федеральных и субъектных) за процесс образования» (2001 г.).

9 стр., 4449 слов

Порядок формирования и состав Правительства Российской Федерации

Целью курсовой работы является определение порядка и состава правительства Российской Федерации К основным задачам курсовой работы относятся вопросы определения места Правительства Российской Федерации в системе государственной власти, порядка формирования и состава Правительства Российской Федерации, в соответствии с основополагающими нормативно ...

Ключевой мыслью многих выступлений является тезис о «построении гражданского общества с развитием его институтов»1, о гражданском образовании, главной целью которого является воспитание гражданина, живущего в демократическом обществе», о том, что корнями многих государственных неудач является «неразвитость гражданского общества и в неумении власти говорить с ним и сотрудничать»3.

Начиная с 2000 г., на основе Закона РФ «Об образовании» от 1992 г. был принят ряд важнейших основополагающих государственных документов Правительством Российской Федерации, по сути определяющих стратегию развития образования в первой четверти XXI в.:

  1. Федеральная программа развития образования (утверждена Федеральным законом РФ от 10.04.2000 г. №51-ФЗ)1.
  2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утверждена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. №751)2.
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (одобрена распоряжением Правительства от 29 декабря 2001 г. №1756-р)3.

4.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.» (утверждена постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. №122)4.

Обществоведческая составляющая гражданского образования в общеобразовательной школе определяется Письмом МО РФ от 15 января 2003 г. «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации»5.

Таким образом, Президентские пожелания, учтенные Правительственными документами и разработками Министерства образования в 2000-2005 гг., определили приоритетность модернизационных вариаций школьного обществоведческого образования.

Целевая стратегия реформирования современно школьного образования определена в основополагающих государственных документах: Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2005 г. и Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. В качестве долгосрочной перспективы развития образования было выбрано либерально-демократическое направление с конечной целью интеграции российской системы образования в мировое образовательное пространство. Стратегические цели российского образования тесно связаны с проблемами социально-экономического реформирования российского общества. Современное образование призвано обеспечить кадрами развивающуюся рыночную экономику, значительно повысить ее конкурентоспособность в системе международного разделения труда и инвестиционную привлекательность.

33 стр., 16291 слов

Финансирование и совершенствование системы образования Российской Федерации

... имеются ссылки в основной части работы. 1. Финансирование образования в РФ 1.1 Теоретические основы финансирования образования – как отрасли социальной сферы Развитие системы образования в Российской Федерации является одной из первоочередных политик, ...

Эти документы подчеркивают приоритетность сектора образования для государства, отражают его готовность взять на себя вместе с общественностью ответственность за создание социально-экономических условий для его эффективного развития и совершенствования, стимулирования инвестиций в него. Государство заинтересовано в сохранении и развитии единого образовательного пространства в стране, в формировании в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданского общества. Государство обеспечивает поддержку и развитие образовательных учреждений различных форм собственности в реализации государственной политики в области образования. Он также провозглашает доступность и бесплатность общего и полного среднего школьного образования.

Государство выразило желание способствовать развитию передового образования, рассматривая его финансирование как инвестицию в будущее страны. При этом оплата труда учителей и обеспечение образовательного процесса передаются с федерального уровня в компетенцию регионов и органов местного самоуправления.

Целью модернизации образования является создание устойчивого механизма его развития. В то же время при внимательном чтении этих документов создается впечатление определенной декларативности. Конкретного механизма воплощения в жизнь в целом привлекательных принципов образовательной политики пока нет. Их только предстоит разработать. Некоторые положения документов составлены таким образом, что допускают возможность их неоднозначного толкования, ряд принципов входит в противоречие с реальной действительностью, ряд вопросов исключают друг друга1.

В общем виде в этих документах просматривается попытка совмещения неких идеальных целей образования с желанием государственных структур переложить ответственность за дальнейшее содержание школы на общество, семью, для чего включить систему образования в рыночные отношения, добиваясь долгосрочных прибыльных частных инвестиций и их эффективное использование.

Каждый принцип Доктрины и Концепции выглядит политически и социально корректным и привлекательным. Однако включенные в единый образовательный документ они не выражают ясной стратегической системности и соподчиненности ключевых задач3.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», организационной основой государственной политики РФ в этой сфере является Федеральная программа развития образования4, которая была рассчитана на 2000-2005 гг.

Главная цель программы — развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенной Российской Федерацией приоритетности образования5.

6 стр., 2647 слов

Контрольная работа по социальной педагогике 2 семестр Ребенок ...

... по социальной педагогике 2 семестр 1. Ребенок и социум. 2. Норма и отклонение в социальной педагогике. 3. Характеристика социального воспитания детей. 4. Бродяжничество и беспризорничество как социально-педагогическая проблема в современной России. 5. Исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России. ...

В рамках модернизации образования, как масштабной программы государства в период 2000-2005 гг., разработан и уже реализуется план конкретных мероприятий по основным направлениям школьного обществоведческого образования, который предполагает:

  1. обновление содержания образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством;
  2. разработка и принятие государственных стандартов общего образования; разгрузка содержания образования;
  3. введение единого государственного экзамена;
  4. введение профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы.

Со сменой концептуальных целевых основ обществоведческого образования и актуализации пересмотра содержания образовательной области «Обществознание», возникла необходимость доработки Концепции обществоведческого образования в общеобразовательной школе (1999 г.)2.

Доработка концепции призвана представить ее содержание в развернутом виде как основу для последующей разработки образовательных стандартов, показать возможности всех предметов, входящих в данное образовательное направление, создать основу для последующего междисциплинарного взаимодействия в образовательной сфере процесс. Концепция должна быть нацелена на решение поставленных в правительственных документах задач: обеспечить уровень преподавания социальных дисциплин, соответствующий мировым стандартам, в первую очередь экономики и права; дать всем выпускникам средней школы знаний и базовые навыки областях, обеспечивающие активную адаптацию к социальной и природной среде (экономика, право, основы политической системы, социология и т.д.), разгрузить начальную и среднюю школу по сложным теоретическим вопросам3.

С учетом значимости правового образования и усиления внимания к изучению вопросов права в системе обществоведческого образовании, определяло согласно Письму МО РФ от 16.05.2000 г.1, более широкое включение правоведения в структурно-содержательную часть курса. Это привело к серьезным корректировкам Концептуальных основ социальных наук в части изменения объемных показателей строки содержания.

Следующей серьезной содержательной поправкой являлось Письмо МО РФ от 15 января 2003 г., согласно которого в общеобразовательных школах усиление гражданской составляющей в образовательном процессе является составной частью воспитания демократических ценностей у настоящего гражданина страны.

Ориентация социально-гуманитарных дисциплин на формирование и осуществление гражданского образования и воспитания в школе, определили различные взгляды и подходы в формировании концептуальной обществоведческой составляющей по этому направлению3, а основной спектр основных моделей гражданского образования (предметно-тематическая, надпредметная, институциональная, проектная)4 далек от генеральной интеграции.

6 стр., 2583 слов

Понятие модернизации

... самоуправления); 5. Секуляризация (вступления светских признаков); 6. Выделение различных социальных институтов. Социальная модернизация способствовала появлению ранее модерных и современных наций, массового и гражданского ... Дифференциация главных элементов культурных систем; 2. Распространения грамотности и светского образования; 3. Растущая вера в науку и технологии; Создание сложной, ...

Одним из механизмов воздействия государства на сферу влияния образования является стандартизация. Сам стандарт выступает как многофункциональный и сложный комплекс, призванный не только оптимизировать учебный процесс, но и дать ему дополнительный стимул, ориентировать выпускников на базовое образование в вузах. Основными объектами стандартизации были ее структура, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки студентов. Стандарты и требования, установленные стандартом, используются в качестве ориентира при оценке качества основных аспектов образования.

В июне 2002 г. законопроект «О Государственном стандарте общего образования» был принят Государственной Думой РФ в первом чтении. Почти 2 года до утверждения в марте 2004 г. федерального компонента Государственного стандарта общего образования, в том числе и в области обществоведческого образования, рабочие группы трудились по доработке стандартов, проходило общественное обсуждение, отклонялись предложенные варианты.

Согласно утвержденному стандарту, российская школа сохранит вариативность образования как основополагающий принцип образовательной политики и практики. Одним из способов реализации данного принципа является продуманная взаимосвязь федерального, регионального и школьного компонентов основной учебной программы образовательного учреждения.

В этом документе на сегодняшний день федеральный компонент занимает 75% учебного времени, на региональный выделено — не менее 10% и не менее 10% — на школьный компонент (компонент образовательного учреждения)6.

Любопытен анализ определения объема разгрузки, осуществленной в проекте федерального компонента государственного стандарта общего образования (2003 г.) по сравнению с действующим Обязательным минимумом содержания общего образования (1998 г.) по предметным темам обществоведения (включая экономику и право) (Приложение №9).

Подводя итог, можно сказать об интенсификации линии содержания образования в области социальных наук, имея в виду, что «загрузка» привела к «перегрузке» 51 учебной единицы или 83 предметных предметов.

В контексте модернизационного направления по совершенствованию механизмов контроля за качеством образования происходит введение системы единых государственных экзаменов (ЕГЭ), призванных обеспечить доступность высшего образования. Эксперимент по введению единого государственного экзамена был определен Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. Согласно этому документу разработано Положение о проведении ЕГЭ, утвержденное приказом МО РФ от 9 апреля 2002 г.3 и включающее обществознание в список общеобразовательных предметов, по которым проводится ЕГЭ.

17 стр., 8423 слов

Проблемы использования информационных технологий в сфере образования

... людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Информационная технология направлена на обработку и переработку сырья (в качестве которого выступают ...

ЕГЭ предусматривает совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников XI (XII) классов и вступительных испытаний для поступления в ссузы и вузы. Он проводится в форме письменного теста, который оценивает уровень истории выпускников средней школы. Единый государственный экзамен по обществознанию охватывает материал по восьми содержательным линиям курса: человек, общество, познание, право; экономическая сфера, политическая сфера, социальная сфера, духовная сфера, формирующие блоки содержания, которые ниже разбиты на более мелкие элементы по Кодификатору элементов содержания (Приложение №10).

Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию и видам деятельности (Приложение №11) устанавливает такое сочетание заданий, что в совокупности они охватывают все содержательные линии обществоведческого курса и представляют различные базовые общественные науки (философию, экономику, социологию, политологию, социальная психология, правоведение).

Следует признать, что особенность современного социально-научного образования состоит в том, что социально-гуманитарное знание характеризуется совпадением изучаемого объекта и предмета познавательной деятельности. Следствием этого является высокая степень субъективности, несоответствие выводов и оценок существующим знаниям об одном и том же социальном явлении. Сложные концепции социальных наук могут быть раскрыты только в совокупности определений, каждое из которых раскрывает только одну сторону изучаемого объекта.

Для существующих учебно-методических комплексов по обществоведению характерны неодинаковая логика раскрытия основных вопросов курса, различная последовательность их изложения, заметные различия в определениях понятий, в соотношении описательного и теоретического изложения знаний о социальных процессах1. Все это создает ситуацию, когда невозможно создавать задания по ряду вопросов, основанные одновременно на всех доступных интерпретациях учебников обществознания.

Согласно проведённым статистическим социологическим опросам среди старшеклассников наибольшие трудности представляют на экзамене задания с открытым развернутым ответом [часть 3 (С)]. Это задания на анализ представленного источника, проверку знаний материала по общественным наукам, умение анализировать, систематизировать и представлять дополнительную информацию. Ответ формулируется и записывается экзаменатором самостоятельно в развернутой форме. Задачи этой части работы направлены на выявление выпускников с высшим уровнем образования в области социальных наук.

Проблемы другого характера связаны с вопросами следующих видов деятельности: распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания и сравнивать их; оценивать истинность суждений о социальных явлениях с точки зрения научных знаний; называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту; фиксировать знания об определенных объектах с помощью схемы.

Следующие группы проблем связаны с раскрытием данных теоретических положений (понятий) на конкретных примерах; применением социально-гуманитарных знаний в процессе решения проблемных задач; осуществлением анализа, интерпретаций и оценкой оригинальных текстов различного характера — носителей социальной информации.

3 стр., 1396 слов

Профессиональная деятельность социального педагога

... эффективности социально-педагогического процесса (диагностика, анализ результатов деятельности подопечных, социально-педагогический мониторинг, самоанализ и т.д.). Технологии работы социального педагога Социально-педагогическая технология во-первых, совокупность приемов и методов, применяемых ...

Результаты этих экспериментов свидетельствуют о недостаточности развития интеллектуальных способностей выпускников, необходимых для реализации предлагаемых на экзамене видов деятельности. Надо признать, что, несмотря на негативное отношение к этому нововведению значительной части преподавателей, сотрудников высшей школы и научных работников, государство планирует ввести ЕГЭ в форме универсального теста. Кроме того, будут обсуждения, эксперименты и, возможно, внедрение многоточечной системы оценки знаний в школе.

Важнейший аспект проводимой реформы связан с идеей введения профильного образования в старших классах школы. В развитие Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. была подготовлена концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования1. В соответствии с провозглашенной концепцией, профильное обучение представляет собой средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. В Концепции отмечается, что переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

  • обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
  • создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.
  • И здесь возникает проблема. Второе положение о «дифференциации» как альтернативе «интеграции», особенно в контексте предметов социальных наук, создает несовершенную систему социально-гуманитарного образования в высшем образовании, что усиливает разобщенность академических дисциплин.
  • Интегрированный курс обществоведения создает наиболее благоприятные условия для овладения учащимися ключевыми (базовыми) социальными компетенциями, которые по природе своей носят междисциплинарный характер.
  • Дезинтеграция обществознания путем выделения из него отдельных курсов экономики и права при сохранении имеющегося малого ресурса учебного времени в старших классах (на базовом уровне), по мнению Боголюбова Л.Н.1, приведет к вытеснению из содержания общего образования в старших классах необходимых, для формирования личности ученика и его гражданской позиции, знаний о социальных качествах человека, основах морали, социальных отношениях, культуре, политических процессах, познавательной деятельности, а в основной школе не позволит построить обществоведческую подготовку сообразно возрастным особенностям учащихся.
  • Важнейшим нерешенным вопросом профилирования является определение его структуры и направлений, а также моделей организации профильного обучения. Его реализация возможна только при условии относительного сокращения учебного материала по непрофильным предметам — а это узость общего базового образования учащихся. Предлагаемый стандарт на профильном уровне вызывает глубокую озабоченность по поводу крайне неудачного разделения школ по профилям.
  • Сама идея всеобщего профильного обучения в России ставится под большое сомнение, т.к. она практически нереализуема, ведь 70% школ — это неукомплектованные сельские школы.
  • Изменение современных образовательных целей и задач, тесное профилирование старшеклассников потребовали введения социальных и гуманитарных элективных курсов — части сложного состава старшеклассников. Накануне профессионального самоопределения этот переход государства можно считать положительным. Однако образовательная сфера «Обществознание» настолько разнообразна, что объединить десятки факультативных образовательных программ в одно целое или разложить их по названиям крайне сложно. Ситуацию, сложившуюся с преподаванием элективных курсов в социально-гуманитарном цикле, которые чаще всего объединяет название «обществознание», в целом можно охарактеризовать как ситуацию неопределенности.
  • Таким образом, на пути от реформы образования к модернизации образования, несмотря на активность государства как основной движущей силы образовательных изменений, наблюдаются определенные трудности.
  • Проблемы образования выявились в контексте его модернизации. Впервые образование четко переплетается с общей логикой изменений в экономике, политике, судебной системе, развитии гражданского общества и третьего сектора. Рамка модернизации определяется в логике процессов, именуемых как «вызовы времени», т.е. процессов миграции (мобильности), глобализации, инновационной экономики, проблематики «нового русского государства». Именно поэтому к изменению в образовательном секторе необходимо подходить грамотно, расчетливо и профессионально, решая при этом ряд проблем, возникающих при всякой модернизации образования, а именно:
  • сохранение того положительного, что имеется в существующей системе;
  • восстановление утраченного в образовании за предыдущие годы чего-то полезного;
  • привидение системы образования в соответствие с запросами общества, сделав модернизационные процессы прозрачными и понятными обществу.
  • А обозначение «несущие конструкции» модернизационного сценария — это Национальная доктрина российского образования, закон «Об образовании», «Федеральная программа функционирования системы образования в России рассогласованы, спутаны по своим ценностным основаниям и целевым ориентирам, выхолощены по содержанию, не обеспечены подзаконнымиактами прямого и юридического ответственного действия, что явно не способствует проведению в жизнь пожеланий Президента РФ для построении гражданского, демократического и правового Российского государства.
  • 2. Особенности современного школьного обществознания в контексте модернизации
  • реформирование образование школьное обществоведение
  • Стремительный характер процесса развития технологии, меняющееся информационное пространство диктуют необходимость модернизационной перестройки системы образования вообще и обществоведческого в частности, а также формирования «человеческого капитала», обладающего значительным творческим потенциалом и высоким уровнем интеллекта.
  • В правительственном документе «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»2 формулируются новые приоритеты системы общего образования. Одно из них — готовность выпускников брать на себя личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества. Достижение этого результата предполагает, с одной стороны, освоение учащимися социальных навыков и практических умений, обеспечивающих их социальную адаптацию к условиям меняющегося общества, а с другой — социальную мобильность молодых людей, их способность к возможной быстрой смене социальных и экономических ролей, возможность активного и творческого участия в общественном прогрессе.
  • Все эти кардинальные изменения в системе образования невозможны при прежних ценностных ориентациях. Если мы действительно хотим перейти к новой парадигме образования, а «информационное общество» делает этот переход неизбежным, то новыми целями образования должны стать:
  • — развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации;
  • формирование умения отстаивать свои права, высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм, а главное, желание и умение их применять в рамках правовой системы);
  • формирование готовности к сотрудничеству, развитие способности к групповой работе и коммуникациям;
  • формирование толерантности, способности к поиску диалогу с оппонентами, умения достигать содержательные компромиссы при решении конкретных вопросов.
  • Если обобщить сказанное выше, то новые требования к качеству образования предполагают:
  • — умения работать в группе в тесной кооперации, беря на себя ответственность и участвуя в принятии решений по поводу организации процесса достижения ожидаемого результата;
  • — умения работать самостоятельно без постоянного руководства;
  • — умения работать с проблемами и искать пути их решения;
  • умения осуществлять анализ новой ситуации, используя имеющиеся знания;
  • умения действовать в неопределенной ситуации, самостоятельно добывая недостающую информацию;
  • способность кооперировать свои усилия с другими членами группы.
  • Постановка новых целей для общего образования предполагает смену парадигмы образовательного процесса. В соответствии с современной государственной образовательной политикой, которая реализуется в стратегии модернизации системы общего образования, основными результатами деятельности общеобразовательных учреждений должны стать не самипо себе знания, умения и навыки, а набор «ключевых компетентностей» в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационно-коммуникативной и других сферах жизни. Иными словами, общество в целом и педагогическое сообщество в частности постепенно начинают осознавать, что на смену «знаниевой» парадигме в общем образовании должен прийти «компетентностный подход», что не исключает, а обогащает и модернизирует традиционный для российской школы подход к целям и содержанию общего образования.
  • Компетентностный подход — это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не усвоение суммы информации (сведений), а способность человека самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, применяя знания и порождая новые, это подход, реализующий деятельностный характер образования, при котором учебный процесс ориентируется на практические результаты. Его суть выражается в том, что основу обновленного содержания образования будут составлять «ключевые компетенции».
  • Компетенции формируются в процессе обучения, но их развитие зависит не только от образовательного процесса, но и от всего образа жизни в школе и, в широком смысле, от всей образовательной и культурной ситуации, в которой живет ученик.
  • Одним из стимулов для перехода российской школы на «компетентностную парадигму образования» (компетентностно-ориентированное образование) стали результаты международных проектов по сопоставительному изучению эффективности школьных систем образования в современной мире (PISA и др.).
    18 стр., 8829 слов

    «Проектная деятельность в младших классах

    ... ёмами проектной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд слабо успевающих. Обучение через применение проектной деятельности предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования ...

    Эти проекты показали, что российская школа по критерию применимости знаний далека от лидера в мире.

  • На основе современных представлений об обществоведческом образовании, на анализе современных мировых и отечественных тенденций преподавания общественных предметов в школе был принят Стандарт по обществознание, который определяет:
  • — стремление осуществить гражданско-патриотическое, нравственное воспитание учащихся как важнейшую задачу обучения в школе, формирование у школьников ценностных ориентации, и убеждений на основе личностного осмысления опыта истории и современной жизни России;
  • направленность на социализацию учащихся, формирование у них основы для реализации социальных ролей и базовых коммуникативных, политических, социальных компетенций. В связи с этим нацеленность на овладение учащимися:
  • знаниями, которые интегрируются из целого комплекса социально-гуманитарных наук: истории, экономики, правоведения, политологии, социологии, культурологии и др.;
  • умениями (способами умственной и практической деятельности);
  • ценностно-эмоциональным опытом (социальными ценностями, нормами и правилами, служащими ценностно-нормативными ориентирами деятельности личности);
  • опытом творческой деятельности (в том числе исполнения социальных ролей в типичных жизненных ситуациях)2.
  • В соответствии с задачами модернизации образования происходит существенное обновление содержания учебного предмета «Обществознание».
  • Новизна федеральной составляющей, на наш взгляд, заключается в том, что она, в первую очередь, дает детальное определение задач социально-научного образования. Изменение целей данного учебного предмета на текущем этапе учитывает задачи модернизации образования. Это означает, прежде всего, повышение роли курса в духовном и гражданском развитии личности и одновременно усиление практической направленности образования. Поэтому в новом стандарте сформулированы прогнозируемые цели развития личности и воспитания учащихся, на достижение которых должны быть направлены учебный процесс и внеучебная деятельность школьников, организуемая на базе курса. Определены также и планируемые результаты обучения, нашедшие отражение в целях освоения системы знаний и умений, формирования опыта их применения в познавательной и практической деятельности.
  • Стандарт нацелен на формирование гуманистических и демократических ценностей, основу которых составляет система идей, воплощенная в Конституции РФ.
  • И во-вторых, существенно изменился обязательный минимум содержания. Он обновлен исходя из заново разработанных целей обществоведческого образования, с учетом изменений, имевших место в обществе за истекшие со времени утверждения предыдущего обязательного минимума пять лет, а также процессов, происходящих в современном научном обществознании. В ряде случаев уточнены формулировки, изменена редакция отдельных вопросов. Скорректирована логика представления материала (от общего к частному).
  • Стандарт для основной школы дает возможность воплотить его содержание в учебных материалах, соответствующих возрастным особенностям учащихся раннего и старшего подросткового возраста, их познавательным возможностям, потребностям, важным рубежам социального взросления (расширение дееспособности, получение паспорта, наступление возраста, для которого устанавливается законом уголовная ответственность за ряд правонарушений и т.д.).

    Соответственно все содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т.п.) могут быть раскрыты как для младших (на элементарном уровне), так и для старших (более глубоко, с учетом их потребностей и возможностей, возрастающей общеобразовательной подготовки) подростков.

  • В соответствии с Концепцией модернизации образования значительно возрос объем включенных в интегральный курс обществоведения экономических и правовых знаний, а в классах соответствующего профиля предусмотрены большие самостоятельные курсы по экономике и праву. Усиление экономической и правовой составляющих обществоведческого образования в стандарте отразилось в том, что по объему они заметно превышают социологические, политологические и иные компоненты содержания.
  • Изменения в содержании влияют на учебную нагрузку школьников. Разгрузку курса в целом невозможно было осуществить за счет устаревшего материала, поскольку основное содержание обществоведческого образования, сложившееся в середине 1990-х гг., изначально было ориентировано на требования современной жизни.
  • Проблема разгрузки курса для основной школы решалась на основе принципа: отобрать те необходимые обществоведческие знания и другие компоненты содержания, которые соответствуют возможностям, потребностям и интересам подросткового возраста. Некоторому сокращению подверглись политологические, социологические, философские и другие вопросы, часть которых перенесена в старшие классы, причем наиболее сложные из них — в профильный курс.
  • Вместе с тем задача усиления экономической и правовой подготовки потребовала не сокращения, а увеличения соответствующих блоков содержания по сравнению с обязательным минимумом 1998 г.1 (Приложение №12).
  • С учетом удвоения учебного времени на изучение курса в основной школе можно ожидать определенной нормализации учебной нагрузки на подростков 11-15 лет.
  • В-третьих, в рубрике обязательного минимума, которая называется «Опыт познавательной и практической деятельности», зафиксирован деятелъностный компонент содержания. Здесь указаны те виды деятельности, которые характерны для обществоведческого курса. Включение учащихся в эти виды деятельности в данном курсе становится важным требованием к организации учебного процесса. В стандарте указаны способы деятельности, в процессе которой применяются полученные знания и умения. В названной рубрике выделены те аспекты личного опыта учащихся, которые, с одной стороны, развиваясь в процессе повседневной жизни, переосмысливаются в ходе учебных занятий на основе полученных знаний, а с другой — формируются непосредственно на уроках.
  • В-четвертых, усилена практическая направленность обществоведческого образования посредством его ориентации на формирование базовых социальных компетентностей. Это нашло отражение в обновленных формулировках целевого блока стандарта, которые ориентируют на применение полученных знаний и умений, а также в новой структуре требований к выпускникам, где указаны практические умения, которыми должны овладеть все учащиеся. Независимо от избранного профиля выпускник школы должен достичь определенного уровня компетентности:
  • в семейно-бытовой сфере (вести себя сообразно нравственным и правовым нормам, активно участвовать в жизни семьи и решении ее проблем);
  • в сфере трудовой деятельности (быть способным самостоятельно заключать и добросовестно исполнять трудовой договор, соблюдать правила трудовой дисциплины, разумно пользоваться льготами для работников, совмещающих работу с учебой);
  • в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношений (поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества);
  • — в сфере отношений в многонациональном и многоконфессиональном обществе (проявлять толерантность, конструктивно взаимодействовать с людьми различных национальностей и вероисповеданий);
  • — в сфере массовой коммуникации (быть способным находить, критически воспринимать необходимую социальную информацию и рекламу, передаваемую по каналам СМИ).
  • Названные компетенции представляют собой неотъемлемую часть гражданской культуры, приобщение к которой является одной из главных задач обществоведческого образования.
  • Практическая направленность воплощена в ориентации обществоведческого образования на подготовку учащихся к сознательному выполнению типичных социальных ролей (семьянина, труженика, собственника, потребителя, гражданина).
  • Знаниевый и деятельностный компоненты стандарта сформулированы с учетом новых форм и методов изучения обществоведения в средней школе, опыта проведения единого государственного экзамена. Это позволит учащимся полнее осознать содержание курса.
  • Реализация указанных выше целей обществоведческого образования, внимание как к его ценностному и духовно-нравственному потенциалу, так и к практической направленности усиливают личностную ориентацию, воспитывающий характер отобранного содержания. Наряду с практико-ориентированным содержанием обществознание дает духовно-нравственные ориентиры, содействует развитию способности оценивать себя и общество с позиции человечности, порядочности, гражданственности.
  • Преемственность содержания обществоведческого образования заключается:
  • во-первых, в последовательном развертывании проблем взаимоотношений личности и общества — от осмысления в начальной школе наблюдаемых ребенком повседневных явлений и процессов к необходимому для воспитания гражданина изложению в элементарной форме для младших подростков актуальных проблем личности, общества, государства, а затем к систематическому раскрытию для старших подростков ключевых понятий обществоведения и, наконец, более глубокому представлению в старших классах всей системы общественных отношений.
  • во-вторых, от этапа к этапу происходит расширение круга общеучебных и специфических умений, а также постепенное возрастание их сложности, уровня рефлексии социального опыта.
  • На всех ступенях изучение обществознания осуществляется с опорой на содержание курса истории и на определенные элементы содержания курсов географии, литературы, искусства, биологии, технологии. В то же время обществоведческие знания помогают глубже понять исторические и современные социальные процессы.
  • Однако следует обратить внимание на различия между стандартами основной школы и базового уровня старшей школы.
  • Стандарт базового уровня в старших классах отличается от стандарта основной школы:
  • раскрытием ряда вопросов, изучавшихся в основной школе, в ином ракурсе, на более высоком теоретическом уровне;
  • введением нового содержания (знаний и умений), расширением круга изучаемых понятий, что позволяет полнее и глубже раскрыть проблематику человека и общества;
  • более высоким уровнем требований к выпускникам.
  • Таким образом, для основной школы конструируется обществоведческое содержание, учитывающее социальный статус, дееспособность, возможности и интересы подростка, вступающего в возраст выбора в области профессиональной деятельности.
  • В старших классах курс строится с ориентацией на расширяющийся спектр социальных связей и отношений учащихся, их самостоятельность и ответственность в решении жизненных проблем. В связи с этим основой содержания обществоведческого образования становятся фундаментальные понятия и идеи общественных наук, духовная (нравственно-этические, смысложизненные компоненты) и гражданская (отношения гражданина с государством и институтами гражданского общества) культура. Обществознание в старших классах призвано обеспечить подготовленность к изучению общественных дисциплин в профессиональных учебных заведениях любого профиля.
  • Необходимо обратить внимание на особенности содержания обществоведческих курсов профильного (в классах социально-гуманитарной направленности) и базового (в классах естественнонаучной и математической направленности) уровней.
  • На профильном уровне, помимо решения общеобразовательных задач, курс должен дать представление об основных общественных науках (философии, экономике, социологии, политологии, социальной психологии, правоведении), их категориальном аппарате, актуальных проблемах, методах научного познания, о типичных профессиях социально-гуманитарного профиля, а также об основных видах учебной и учебно-исследовательской деятельности, необходимых для продолжения учебы в вузах социально-гуманитарного направления.
  • В отличие от объектного подхода (группировки соответствующих знаний вокруг изучаемых социальных объектов), применяемого в документах для основной школы и базового курса старшей ступени, в обязательном минимуме для профильного курса содержание сгруппировано по основным ветвям обществознания (общественным наукам).

    Это определяет иную структуру текста документа, отражающего содержание профильного курса, иную логику его представления, приближенную к логике соответствующих базовых наук, что предполагает более глубокое раскрытие их ключевых понятий.

  • Планируя обществоведческую подготовку в классах естественнонаучного, филологического, математического, технологического и других профилей, нельзя забывать, на наш взгляд о том, что общественные дисциплины представлены как в средних, так и в высших профессиональных образовательных учреждениях. Поэтому в таких классах нет необходимости выходить на сложные вопросы социальной теории, которые рассматриваются в программах дисциплин социально-гуманитарного цикла в профессиональной средней и высшей школе. С другой стороны, необходимо подготовить выпускников общеобразовательной школы к адекватному, сознательному восприятию содержания названных дисциплин, преподаваемых на более высоком уровне. Каждая общественная наука имеет собственные понятийный аппарат и научный язык. Следовательно, преемственность полной средней общеобразовательной школы и профессиональной школы может быть обеспечена лишь путем усвоения учащимися базовых понятий обществоведения и выработки у них навыков работы с первоисточниками.
  • Из этого вытекает необходимость приобретения учащимися 10-11 классов кроме указанных выше еще одной компетентности — в сфере познавательной деятельности (способности адекватно понимать общественнонауч-ные термины, знать базовые понятия социально-гуманитарных наук, самостоятельно получать информацию из философских, научных, публицистических, статистических, правовых и иных текстов).
  • В классах всех профилей обществознание является в первую очередь необходимым элементом личностного становления гражданина1. Что касается классов социально-гуманитарного (историко-обществоведческого, социально-экономического и т.д.) профиля, то в этом случае необходимо создать базу для получения соответствующей профессиональной подготовки. Выпускников этих классов в высшей школе ждут фундаментальные курсы по программам обучения будущих специалистов (философов и историков, экономистов и юристов, социологов и политологов и др.).

    Они должны будут выбирать спецкурсы и спецсеминары. Помимо собственно учебной работы, им предстоит выполнять учебно-исследовательскую, а во многих случаях и научно-исследовательскую работу.

  • В классах социально-гуманитарного профиля:
  • — расширяется круг базовых понятий общественных наук, умение оперировать которыми необходимо для овладения фундаментальными знаниями;
  • — более глубоко, чем в классах естественнонаучного профиля, раскрываются социальные проблемы человека и общества;
  • формируется представление об основных общественных науках, важнейших вехах их развития, актуальных проблемах, методах исследования;
  • дается ориентировка по вопросу о профессиях и сферах деятельности, в которых трудятся специалисты в области социально-гуманитарных наук;
  • совершенствуется опыт учебной и учебно-исследовательской деятельности (семинарские занятия, работа с первоисточниками, разработка проектов, подготовка рефератов и т.п.).
  • Таким образом, в классах социально-гуманитарного профиля содержание, необходимое для приобщения к гражданской и духовной культуре, освоения базовых социальных компетенций, должно быть адекватно специфическим задачам этих классов. Они ориентированы на широкую историко-обществоведческую подготовку, создающую условия для самостоятельного выбора выпускниками любого из тех вузов или факультетов, которые относятся к социально-гуманитарному профилю: исторических, юридических, социологических, философских факультетов, а также факультетов журналистики, управления, педагогики и психологии и т.п. В таких классах необходимо иметь наряду с профильным курсом «Обществознание» профильные курсы «История», «Право», а в классах социально-экономического направления — еще и профильный курс «Экономика»1.
  • В зависимости от особенностей школы, интересов учащихся и запросов их родителей, готовности учителей или возможностей привлечения специалистов учебный план школы включает элективные курсы, углубляющие, расширяющие или дополняющие знания, получаемые в профильных курсах.
  • В некоторых школах внедряются курсы, позволяющие более обстоятельно изучить какой-либо раздел профильного курса («Предпринимательство», «Социология семьи», «Менеджмент» и т.п.), курсы, отражающие пограничные области знаний («Экономическая социология», «Политическая психология» и т.д.).
  • Между тем, разрабатываются междисциплинарные курсы, объединяющие знания из курсов истории и теоретических дисциплин (например, «Современный мир», «Философия истории», «История государства и права») или знания об определенном объекте (например, курс «Человек», объединяющий знания из области философской и социальной антропологии, социологии, социальной психологии, этики, культурологии).
  • На наш взгляд, было бы полезно организовать изучение в классах социально-гуманитарного профиля курсов по областям знаний, не представленным в стандартах (например, логика или общая психология).
  • Интегральные курсы «Обществознание (обществоведение)» могут вести преподаватели истории (при соответствующей переподготовке).

    А для преподавания профильных курсов экономики и права понадобится дополнительная специальная подготовка учителя (с получением соответствующего документа) или привлечение преподавателей из профессиональных учебных заведений.

  • Новое содержание обществоведческого образования, ориентированное на новые цели, предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям учащихся, которые должны получить общеобразовательную подготовку, позволяющую осуществлять разнообразную социальноодобряемую деятельность в современном российском обществе. Использование в педагогическом процессе активного обучения (тренинг, дискуссии, деловые, ролевые, ситуативные игры, включение учащихся в разработку и реализацию социальных проектов в школе, микрорайоне и т.д.) существенно меняет позицию участников процесса обучения, характер их учебной коммуникации. При этом именно учитель выступает организатором творческого процесса взаимодействия на уроке.
  • Важным подспорьем для реализации целей современной обществоведческой подготовки учащихся является активное использование учителем созданного в последние годы комплекса познавательных и практических заданий. Этот комплекс учитывает содержательную и организационно-деятельностную специфику нового обществоведческого курса, опирается на учет интересов и жизненного опыта учащихся при отборе методологических и методических оснований построения учебно-познавательной деятельности в обучении обществознанию. Пособия, включающие отобранные на основе научно-педагогических принципов фрагменты разнообразных документов, сборники задач и другие дидактические материалы, ориентированные на те единицы знаний, которые включены в стандарт, создают реальные возможности для организации активной учебно-познавательной деятельности на разных уровнях и этапах процесса обучения обществознанию. Учитель на уроке превращается из посредника между учебником и учеником в организатора полноценной и разнообразной учебно-познавательной деятельности.
  • Обязательный минимум содержания образования не определяет, каким способом будут предъявлены ученику те или иные знания в реальном учебном процессе: через объяснения учителя, путем изучения текста учебника, привлечения документов и словарей, использования видеофильмов и других средств обучения. Принятие стандарта означает, что школа гарантирует любому ученику российской школы возможность получить знания, зафиксированные в обязательном минимуме. Определить способ решения этой задачи — дело учителя. Иными словами, методы и средства обучения не подлежат стандартизации. Это — поле творчества учителя2.
  • Документ не связывает руки учителю также и в определении логики, последовательности изучения тех или иных содержательных вопросов. Включенные в обязательный минимум единицы знания могут быть соединены в различных сочетаниях, подчинены иной логике предъявления. Понятно, что речь идет не о беспорядочном их изучении, а о подчинении процесса обучения тому замыслу, который может быть у авторов той или иной программы курса, учебной книги. При этом учитель может менять последовательность раскрытия тех или иных единиц знания (разумеется, при условии, что его собственный вариант их связи и последовательности будет иметь достаточные научные и педагогические обоснования).
  • Не будучи вправе снижать планку предъявления знаний, установленную стандартом, авторы учебников и учитель могут свободно включать в обучение дополнительные сведения. Эта возможность ограничивается лишь ресурсом времени, уровнем подготовки учеников и знаниями самого учителя. Привлечение дополнительного по отношению к стандарту материала — это не только право учителя, но и педагогическая необходимость. Ведь только учитель (а не разработчики стандарта или авторы учебника) знает, на какой познавательный и практический опыт своих учеников он может опереться при изучении обществознания, какие примеры следует привлечь, какие интересы и потребности учащихся нужно учесть в практике обучения. Иными словами, вариативная часть учебного предмета — в руках учителя. Важно только, чтобы она не вытесняла инвариантную (т.е. обязательную) часть, а способствовала ее полноценному усвоению. И, конечно, важно, чтобы дополнительный материал не создавал перегрузки учащихся.
  • В соответствии с модернизационными требованиями меняется и существующая структура изучения обществознания в школе.
  • В настоящее время структура обществознания включает пропедевтическую подготовку учащихся в начальной школе. В курсе «Окружающий мир» школьники получают первичное представление об обществе и человеке как члене общества, основе межличностных отношений, отечестве, малой родине, государстве, о символах российской государственности. У них формируются элементарные представления о содержании ряда обществоведческих понятий.
  • Преподавание курсов «Граждановедение», «Обществознание», являющихся составной частью обществоведческой подготовки учащихся в основной школе, изучение обществознания в 5-7-х классах ориентировано, прежде всего, на анализ конкретных вопросов и проблем, с которыми сталкиваются учащиеся в повседневной жизни, на раскрытие нравственных и правовых основ жизни общества. В настоящее время курс «Граждановедение» во многих субъектах Российской Федерации входит в образовательный план как региональный или компонент, на который Министерство образования России рекомендует выделять не менее 10-15% учебных часов курса.
  • Развертывание систематического курса обществознания проходит с 8 по 11 классы.
  • На основе Базисного учебного плана образовательных учреждений Российской Федерации его инвариантной части целесообразно изучение обществознания:
  • в основной школе (5-9 классы) — не менее 1 часа в неделю;
  • в старшей школе: 10 класс — не менее 1 часа в неделю, 11 класс — не менее 2 часов в неделю.
  • Курс основной школы представляет собой относительно завершенную систему знаний. Он дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей.
  • Его содержание обеспечивает преемственность между основной и средней школами. Целый ряд теоретических положений изучается в нем на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые нередко заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.
  • В старшей школе происходит возврат к ряду вопросов, которые рассматриваются уже на более высоком научно-теоретическом уровне, в новых взаимосвязях и взаимозависимостях. Если в курсе основной школы более выражено эмоциональное начало, то курс старшей школы более рационален, здесь больше внимания уделяется теории. Это позволяет обеспечить новый уровень обсуждения со старшеклассниками современных тенденций общественного развития, их более глубокий анализ. Однако и в старшей школе сложные понятия нередко раскрываются через совокупность определений, каждое из которых характеризует лишь одну из сторон рассматриваемого явления. Во многих случаях отсутствуют однозначные определения понятий, нередко предлагается несколько определений какого-либо из них.
  • В области создания элективных курсов по истории и образовательной области «Обществознание» сделаны только первые шаги. В частности, по поручению Минобразования РФ Национальным фондом подготовки кадров был проведен Конкурс учебных материалов для обеспечения учебных занятий по вариативному компоненту Базисного учебного плана в старшей школе (элективных курсов).

    По итогам конкурса были названы лучшие элективные курсы, которые были изданы в виде сборника издательством «Вита-пресс». В частности, в образовательной области «Обществознание» лучшими элективными курсами были названы: «История техники»; «География человеческих перспектив», «Социально-экономические проблемы: исследование, решение, действие»; «Философские беседы», «Теория знаний и критическое мышление»; «Устойчивое развитие», «Эффективное поведение в конфликте», «Психология человека и общества»; «Азбука журналистики»; «Человек — общество — мир».

  • Определенные шаги в области создания учебных пособий для элективных курсов предприняты рядом издательств (Просвещение, ACT Русское слово, ЦГО и др.).

    Однако в настоящее время в федеральный перечень учебной литературы по обществоведению на 2004-2005 гг. с перспективой использования в профильном обучении в старших классах включены только несколько пособий издательства «ACT, Астрель». В силу этого, в настоящее время речь может идти не о новых учебниках для изучения обществознания на базовом и профильном уровнях, а только о методических рекомендациях, как именно использовать существующие учебники истории в целях профильного обучения.

  • В познавательной деятельности на уроках важно сегодня использовать современные личностно-ориентированные педагогические технологии, вовлекать старшеклассников в практические и лабораторные занятия с решением проблемных заданий, с самостоятельным анализом разнообразных носителей социальной информации, в разработку познавательных и практических проектов.
  • Для успешной и продуктивной работы учителя в переходный период, как нам кажется, необходимо осмысливать и перспективу обществоведческого обучения, постепенно приступать к реализации новых требований к содержанию и уровню подготовленности учащихся по обществознанию, содержащихся в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта.
  • На сегодняшний день подготовлено большое количество учебников и учебных пособий по обществознанию. В последние годы Министерство образования России усилило работу по формированию «линий» учебников (учебных изданий, связанных между собой по содержанию, методическому аппарату, подходам к иллюстративному материалу).

    15 января 2004 г. министр образования подписал приказ №111 «Об утверждении федеральных перечней учебников, учебно-методических и методических изданий на 2004/2005 учебный год», согласно которого составлен Федеральный перечень учебников и учебно-методических пособий по обществознанию на 2004/2005 учебный год (Приложение №13).

  • В приказе подчеркивается о вправе учителя выбирать ту «линию» учебников, которые в наибольшей степени соответствуют познавательным возможностям его учащихся, направленности работы школы и его собственным творческим интересам.
  • Линия учебников «Человек и общество» стал самой массовой книгой по школьному обществознанию. Они хорошо известны и преподавателям и старшеклассникам. Используя этот факт, нами было проведено социологическое исследование на предмет анализа и экспертизы соответствия школьного учебника целям базового и профильного обучения в условиях государственного образовательного стандарта. Составленная анкета (Приложение №14) и статистический анализ полученных результатов анкетирования позволил определить мнение рядового учительского состава и учеников школ города Армавира по вопросам выбора оптимального учебника для изучения обществоведения, оценке его положительных и отрицательных сторон, осуществление принципов доступности учебника конкретным учащимся, их возрастным особенностям, потенциалам и интересам1, а также возможности учебника формировать у школьников умения и навыки по выработки компетенций в соответствии с современной модернизацией образования.
  • Статистический анализ результатов анкетирования 150 респондентов (102 учащихся и 48 учителей) позволили заключить следующее:
  • Наибольшее число критических замечаний касались отбора содержания, структуры, уровня доступности материала, методического аппарата. Серьёзные общественные перемены не всегда находят отражение на страницах учебной книги, не все учебники согласованы с обязательным минимумом содержания обществоведческого образования;
  • В методико-дидактическом плане не в каждом учебнике нашли отражение повторительные рекомендации, рубрики «Вопросы» для самопроверки и «Задания», задания творческо-поискового характера, в конце ряда книг нет предметных указателей и терминологических словарей; часты в учебниках фактические ошибки и неточности;
  • Переработка содержания и структуры учебной литературы не носят масштабного и системного характера. Целый ряд учителей вынужден ориентироваться в своей работе на существующий в школьных библиотеках запас устаревшей обществоведческой литературы.
  • В итоге можно констатировать о том, что сегодня находящиеся в арсеналах школ учебники по обществоведению, не всегда соответствуют целям базового и профильного обучения в условиях государственного образовательного стандарта. Пока не будут созданы новые учебники, полностью соответствующие задачам модернизации образования, учителя вынуждены использовать действующие учебники, привлекая в случае отсутствия в них отдельных вопросов другие учебные книги, в которых необходимый материал имеется. Это существенно снижает эффективность образовательного потенциала, исключает максимальное использование воспитательного потенциала обществоведческих дисциплин для становления гуманистического, демократического, патриотического мировоззрения учащихся, их противостояния идеям экстремизма во всех сферах жизни общества1.
  • Хочется сказать, что современный модернизационный подход к преподаванию обществознания (термин в качестве обозначения предмета учебного плана применяется в качестве синонима названия «обществоведение») базируется, по мнению современного подготовленного учительства, на таких положениях как:
  • нацеленность на создание условий для самоопределения школьника во всей системе общественных отношений, самореализации личности учащегося;
  • использование в отборе содержания курса, его преподавании возможностей различных методологических подходов, существующих в современной науке, с тем, чтобы дать многомерную, а не упрощенную картину жизни общества;
  • рассмотрение обществознания как школьного курса, ядро которого составляют педагогически отобранные научные знания о человеке и обществе.
  • Построение предмета на базе ряда общественных наук: экономической теории, социологии, политологии, правоведения, культурологии, философии, а также психологии;
  • представление в курсе наряду с научными знаниями социальных норм, способов познавательной и практической деятельности, системы гуманистических и демократических ценностей;
  • ориентация курса на раскрытие системы национальных и общечеловеческих ценностей, отражение в нем диалектики национальных, государственных, социально-групповых и частных интересов.

Существенным требованием и условием достижения названных выше задач является информатизация процесса обществоведческого образования. Рядом творческих коллективов начата работа по формированию электронных учебных пособий по истории и обществознанию.

В свете модернизации образования, готовность учителей к преподаванию современного обществоведческого курса можно рассматривать в четырех аспектах: научная подготовка; методическая подготовка; знание нового курса, его особенностей; интерес к преподаванию обществоведения.

Преобладающая часть педагогического корпуса — это учителя, научный багаж которых формировался при изучении в вузах истории КПСС, марксистской философии, марксистской политэкономии, научного коммунизма. Бросается в глаза несовпадение перечня базовых наук, на которых построен современный обществоведческий курс, и набора прежде изучавшихся в вузе общественных дисциплин. Социология, политология, социальная психология, экономика, философия. А это для значительной части учителей — область неизведанного.

В этом плане лучше подготовлены молодые учителя, окончившие вузы за последние 2-3 года. Перед всеми остальными встала задача — учиться заново. Многие получили помощь на курсах в институтах повышения квалификации учителей, где созданы кафедры общественных наук. Но главное — это самообразование. Значительная часть учителей, преподававших в последние годы новые обществоведческие курсы, училась «на ходу» — при подготовке каждой очередной темы.

Выходом в сегодняшней сложной ситуации в научной подготовке учительских кадров, как нам видится, могло бы стать создание факультетов обществоведения (или социологических факультетов педвузов, где бы осуществлялась подготовка учителей-обществоведов со второй специальностью «история». Это не снимает проблемы подготовки на исторических факультетах учителей-историков со второй специальностью «обществоведение».

До введения обновленного предмета в 12-летней школе необходима переподготовка всех учителей, которые будут его преподавать. С этой целью, как нам представляется, необходим план проведения целевых курсов с использованием возможностей институтов повышения квалификации, педвузов, университетов. Необходимо разработать единую программу этих курсов, предусмотрев в ней чтение лекций по возрастной и педагогической психологии, методике использования активных форм и методов обучения.

Неудовлетворительное положение с методикой обществоведческого образования. Если курс методики преподавания истории, иногда ужатый, преподается, то прежний курс методики преподавания обществоведения свое время отжил, а новый учебник для студентов по этому курсу пока не удается издать, хотя он и подготовлен. Поэтому методическая подготовка либо в лучшем случае сводится к знакомству с новыми школьными учебниками, либо вовсе не ведется. Между тем даже если будут через какое-то время изданы поурочные методические пособия для учителей, они не заменят надлежащей теоретической подготовки. Так как нельзя вооружить учителя рецептами на все случаи жизни, да и само исполнение методических рекомендаций эффективно лишь при условии понимания замысла их создателей. Так что ничем нельзя заменить теорию преподавания учебного предмета. Только она даетуниверсальные основания для творческого решения постоянно возникающих в учебном процессе методических проблем.

Такой же сложной является проблема дидактико-методической подготовки. По целому ряду причин в предшествующие десятилетия в школах преобладала практика «воспроизводящей» деятельности учащихся на занятиях, т.е. заучивания содержания курса, подчас плохо осмысленного.

Между тем новое содержание гуманитарного образования требует новой методики, поворота к таким формам и методам, которые стимулируют творческую самостоятельность и познавательную активность учащихся, перехода к «диалогической» технологии. По мнению учительского состава сохранение традиций «воспроизводящей» методики губит новый курс. Отсюда — острая необходимость разъяснения новых форм, методов, приемов обучения. Многое зависит от желания учителя овладеть современной методикой, работать по-новому.Современные приоритеты гражданственности определили инновационные подходы в методике преподавания гуманитарных наук.

Для формирования гражданственности используется весь свойственный социогуманитарным дисциплинам арсенал методических средств: семинары, практикумы, конференции, работа с документами, материалами СМИ, подготовка рефератов, персонификация проявлений гражданственности.

Весьма значим деятельностный компонент учебного процесса. Гражданское образование и воспитание сегодня немыслимо без моделирования и анализа на занятиях жизненных ситуаций — экономических, нравственных и иных, требующих применение соответствующих знаний и умений, поиска путей решения проблем, порожденных ситуацией. Составления плана практических действий и т.п. В такую деятельность вовлекают учащихся и игровые формы занятий (ролевые игры и т.д.)

Таким образом, современное российское образование призвано адекватно отвечать на вызовы XXI века. Обозначенная Президентом РФ В.В. Путиным на заседании Государственного Совета РФ в августе 1999 г. модернизация образования определяется, прежде всего, соответствием ее социально-значимым и перспективным запросам современной жизни страны.

На сегодняшнем этапе модернизация образовательной системы тесно связана с процессом ее стабилизации, с выходом на необходимые бюджетные нормативы, с решением социальных проблем педагогов. Современная российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. Однако ее преимущества могут быть быстро утрачены, если не будет сформулирована общенациональная образовательная политика, внятная и пользующаяся широкой поддержкой общественности, если государство не восстановит свою ответственность за эту сферу с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. Одной из практических задач власти является выработка статуса государственного образовательного учреждения, муниципальных учреждений общего образования с делегированием части федеральных полномочий местному управлению, совершенствование структуры и увеличение бюджетного финансирования образования; усиление социальной направленности системы образования; структурная и институциональная перестройка профессионального образования; усиление его ориентации на федеральный и местные рынки труда; приведение нормативно правовой базы сферы образования в соответствие с задачами ее модернизации.

В соответствии с современной государственной образовательной политикой, которая реализуется в стратегии модернизации системы общего образования, основными результатами деятельности общеобразовательных учреждений должны стать не сами по себе знания, умения и навыки, а набор «ключевых компетентностей» в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационно-коммуникативной и других сферах жизни. На смену «знаниевой» парадигме в общем образовании должен прийти «компетентностный подход», что не исключает, а обогащает и модернизирует традиционный для российской школы подход к целям и содержанию общего образования. Поэтому текущий период модернизации российского образования, включающий школьное обществоведение, в качестве одной из главных государственных задач имеет совершенствование механизмов контроля над качеством образования всех уровней. Этой задаче подчинены разработка и принятие государственных стандартов общего образования, разгрузка содержания образования, введение профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы, попытка организации ЕГЭ (единого государственного экзамена).

Обществоведческое образование впервые явно вплетается в общую логику изменения экономики, политики, судебной системы, развития гражданского общества и третьего сектора. Рамки модернизации образования, осознаваемого государством определяются «вызовами времени», которые отражаются в процессах миграции, глобализации, инновационной экономики

Динамизм социальной структуры российского общества начала XXI века, связанного со становлением многоукладной рыночной экономики, появлением новых социальных групп, утверждением политического и идеологического многообразия, свободы массовой информации, общеевропейских интеграционных процессов, куда стремится и Россия, стремительный характер процесса развития технологий, меняющегося информационного пространства, формирования «человеческого капитала», обладающего значительным творческим потенциалом и высоким уровнем интеллекта, диктуют необходимость модернизационной перестройки системы образования. А это требует переосмысление роли и места школьного историко-обществоведческого образования в системе общего образования на основе новой парадигмы гуманитарного образования, основанной на возрождении принципов гражданского воспитания, повышении значимости социализации, интеграции и профилизации образования, а также учёте международного опыта построения образовательных систем в интеграционном пространстве.

Модернизационный период начала XXI века ознаменовался наслоением различных концептуальных основ школьного обществоведческого образования. Формированию гражданского общества и правового государства призвана способствовать принятая Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе, которая определила цели, содержание современного гражданского образования и воспитания, реализующаяся через учебные предметы гражданско-правовой тематики. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. значительно возрос объем включенных в интегральный курс обществоведения экономических и правовых знаний, а в классах соответствующего профиля предусмотрены большие самостоятельные курсы по экономике и праву. Усиление экономической и правовой составляющих обществоведческого образования в стандарте отразилось в том, что по объему они заметно превышают социологические, политологические и иные компоненты содержания. Внедряемая Концепция непрерывного гуманитарного образования предполагает упрочение преемственности и органических связей между дошкольными, внешкольными, школьными учреждениями, подготовкой и переподготовкой специалистов.

Вместе с тем, при сравнении изученных нормативных документов последнего пятилетия с практикой преподавания обществознания в школе выявляется декларативность государственных заявлений. Так и не был выработан конкретный механизм воплощения в жизнь привлекательных принципов образовательной политики. Усложняют проблему школьного обществоведения наличие множества обществоведческих учебных курсов, ограниченность учебного времени, отведенного по базисному плану на изучение обществознания, снижение интеллектуального уровня учащихся.

Российское школьное обществознание начала XXI в., представленное множеством учебных курсов, имеет почти пять десятков учебников, рекомендованных Министерством образования РФ. Это свидетельствует о преобладании экстенсивного пути развития учебного предмета. Включение в содержание обществоведения новых сюжетов и соответствующих разделов и курсов общественных наук исчерпало себя. Возможности учителей осмысливать и дидактически перерабатывать постоянно растущий массив знаний, а учеников — его усваивать, не беспредельны. Кроме того, ликвидация прежней идеологии образования и воспитания подрастающего поколения, которая включала такие общепринятые принципы, как патриотизм, коллективизм, трудолюбие, нравственность привела к переоценке ценностей общества, к снижению интеллектуального уровня учащихся. Это отражается и в учебных курсах. В частности учебное время, отведенное по базисному плану на изучение обществознания, остается неоправданно ограниченным. Эклектизм содержания ряда социально-гуманитарных учебных дисциплин, их теоретическая неустойчивость влияют на выработку адекватной структуры и педагогических технологий.

В свете современной российской модернизации и построения гражданского общества в России, приоритеты гражданского образования и воспитания определили инновационные подходы в методике преподавания гуманитарных наук.

Для формирования гражданственности используется весь свойственный социогуманитарным дисциплинам арсенал методических средств: семинары, практикумы, конференции, работа с документами, материалами СМИ, подготовка рефератов, персонификация проявлений гражданственности.

Актуальным становится деятельностный компонент учебного процесса. Гражданское образование и воспитание сегодня немыслимо без моделирования и анализа на занятиях жизненных ситуаций — экономических, нравственных и иных, требующих применения соответствующих знаний и умений, поиска путей решения проблем, порожденных ситуацией, составления плана практических действий и т.п. В такую деятельность вовлекают учащихся и игровые формы занятий (ролевые игры и т.д.).

В настоящее время в структуре базового школьного гуманитарного образования значительно усилилась роль регионоведческих курсов. Региональный компонент может включать как обязательные базовые дисциплины, так и курсы по выбору, факультативы.

В настоящее время идет поиск и разработка учебно-методических комплектов регионоведческой литературы, включающие в себя различные учебники, учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, справочники, атласы, научно-популярную литературу, наглядные средства обучения.

Между тем, новое содержание гуманитарного образования требует новой методики, поворота к таким формам и методам, которые стимулируют творческую самостоятельность и познавательную активность учащихся, профессиональному переходу к «диалогическим» технологиям. Сохранение традиций «воспроизводящей» методики губит новый курс. Отсюда — острая необходимость разъяснения новых форм, методов, приемов обучения: широкое использование Интернета; повышение эффективности использования и внедрение новых компьютерных методов работы с источниками и литературой, постоянное обогащение исторической, социологической, политической, экономической, культурной и другой информации на основе новой технологической обработки данных и современных методов анализа текстов; создание гуманитарных баз данных; разработка и внедрение новых типов компьютеризированных учебных пособий; широкое использование методов дистанционного обучения; создание системы компьютерной связи между школами, университетами и академическими институтами. Хотя перечисленные дидактические приёмы и начали применяться в некоторых школах, однако многое зависит от желания учителя овладеть современной методикой и навыками работы с новым оборудованием.

Преобладающая часть педагогического корпуса — это учителя, научный багаж которых формировался в советских вузах. Для многих набор обществоведческих курсов — область неизведанного. Выходом в сегодняшней сложной ситуации в научной подготовке учительских кадров, как нам видится, могло бы стать создание факультетов обществоведения или социологических факультетов педвузов, где бы осуществлялась подготовка учителей-обществоведов со второй специальностью «история». Это не снимает проблемы подготовки на исторических факультетах учителей-историков со второй специальностью «обществоведение».

До введения обновленного предмета в 12-летней школе необходима переподготовка всех учителей, которые будут его преподавать. С этой целью, нам представляется необходимым разработка плана проведения целевых курсов с использованием возможностей институтов повышения квалификации, педвузов, университетов. Важно коллегиально обсудить и сформулировать единую программу этих курсов, предусмотрев в ней чтение лекций по возрастной и педагогической психологии, методике использования активных форм и методов обучения.

Список использованных источников и литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kontrolnaya/modernizatsiya-obrazovaniya-v-nachalnoy-shkole/

1.Городецкая Н.И. Экономика в стандартах по обществоведению // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2002. — №10. — С. 44-45.

2.Горшенин Л. Правовое обучение и воспитание учащихся: проект концепции // Директор. -1994. — №6. — С. 32-36.

3.Готовимся к единому государственному экзамену: обществоведение /Боголюбов Л.Н., Брандт М.Ю., Городецкая и др. — М., 2003. — 156 с.

4.Гражданское образование / Под ред. Н. Воскресенской, И. Фрумина. — М.: АПК и ПРО, 2000. — С. 2.

5.Гражданское образование в школах Москвы / Вяземский Е.Е., Следзевский И.В. // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2003. — №10.-С. 14-24.

6.Гревцова Г.Я. Гражданское воспитание школьников в процессе изучения спецкурса «Основы избирательного права» // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2005. — №3. — С. 48-51.

7.Григорьева Н.Г. Влияние системы ценностей на формирование будущих специалистов // Специалист. — 2004. — №5. — С. 2-6.

8.Грифцова И.Н., Сорина Г.В. Интеллектуальная деятельность: образование и ответственность // Обществознание в школе. -1997. — №1. — С. 51-55.

9.Громыко Ю. России нужна национальная доктрина образования // 7 Народное образование. — 1997. — №7. — С. 3.

10.Гуревич П.С. Введение в философию. — М.: Олимп, 1997. — 243 с.

.Гуревич П.С. Основы культуроведения. — М.: Дрофа, 1997. — 256 с.

12.Гуревич П.С. Человек: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 1995, 1996. — 184 с.

13.Гурова Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентиры // Педагогика. — 2000. — №10. — С. 32-38.

.Дымова В.А. Истории религии и общества: Программа курса // История: Программы. — М., 1994. — 94 с.

.Заседание секции «Преподавание истории и общественных наук» Всесоюзного съезда работников народного образования 21 декабря 1988 г. // Преподавание истории в школе. -1989. — №3.

.Ибрагимова Л.Д., Юсупова Г.Я. Воспитание гражданственности учащихся в процессе изучения избирательного права // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2003. — №10. — С. 61-64.

17.Иванова Л.Ф. Личностно ориентированное обучение обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2001. — №3. — С. 57-59.

18.Иванова Л.Ф. Опора на социальный опыт учащихся // Преподавание истории в школе. -1987. — №1. — С. 57.

19.Иконников Г.И. О стандарте по социальным дисциплинам. Теоретические подходы и их реализация // История. -1996. — №48. — С. 4.

20.Ильин М.В., Коваль Б.И. Две стороны одной медали: гражданское общество и государство // Полис: Политические исследования. — 1992. — №1-2. — С. 193-201.

21.Иоффе А.Н. Гражданское образование: цели, формы и методы работы // Справочник преподавателя общественных дисциплин. — М., 1998. — С. 46-58.

.Историко-обществоведческие дисциплины в учреждениях среднего (полного) образования: Справочно-методические материалы. — СПб.: СПГУПМ, 2001. — С. 5.

.История: Программы для вечерней (сменной) общеобразовательной школы: История России, история Отечества, Обществознание. — М., 1994. — 76 с.

.Карцева Л. Современный школьник: ожидания и реальность // Народное образование. — 1998. — №9-Ю. — С. 119-122.

.Каспржак А.Г., Левит М.В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. — М., 1994.

.КацA.M. Новое в Законе «Об образовании» — М., 2005. — С. 4.

.Кибисова З.А. Курс «Начала историко-философских знаний»: Программа // Преподавание истории в школе. -1993. — №2. — С. 37-40.

.Кинкулькин А.Т. Подготовка учителя к преподаванию обществоведческих курсов // Обществоведение в школе. — 2004. — №4. — С. 25-34.

.Кинкулькин А.Т. Проблемы учебника обществознания // Обществознание в школе. -1999. — №1. — С. 17-23.

.Кинкулькин А.Т. Стандарты требуют значительной доработки // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2002. — №10. — С. 33-35.

.Кишенкова О.В. Что знают выпускники о политической сфере жизни общества // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2003. — №1. — С. 23-27.

32.Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Тренажер для подготовки к экзамену. Обществознание. 10-11 классы. — М., 2004. — С. 3.

33.Кленицкая И. Общечеловеческие ценности и жизнь общества: авторский курс // История. — 1994. — №5,6. — С. 2.

34.Клокова Г.В. Школьное обществознание и проблемы национальной(гражданской) идентификации учащихся // Обществознание в школе. — 1998. — №4. — С. 24-30.

35.Козленко СИ. Современное школьное образование: вопросы методики преподавания // Справочник преподавателя общественных дисциплин. — М., 1998. -96 с.

36.Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе / Л.Н. Боголюбов, А.Т. Кинкулышн, Л.Ф. Иванова, О.В Кишенкова, СИ. Козленко и др. // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2003. — №9. — С. 20-30.

37.Концепция гражданского образования в России. А.САникеев, Т.В. Болотина (руководитель), В.П. Пахомов, П.П. Симоненко, Н.Г. Суворова, Н.И. Элиасберг // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2003. — №8. — С. 18-26.

38.Концепция и проект программы курса «Граждановедение» / Авт.колл. Я.В. Соколов, А.Ф. Никитин и др. // Преподавание истории в школе. -1990. — №3. — С. 130-146.

39.Концепция образовательной области «Обществознание»: история, обществоведение, география, экономика (проект) / Л.Н. Боголюбов, О.В. Кишенкова, А.А. Данилов и др. // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2002. — №3. — С. 21.

40.Концепция общего среднего образования ВНИК «Школа». Концепция общего среднего образования АПН СССР // Учительская газета. — 1988. -29 сентября.

41.Концепция обществоведческого образования в общеобразовательной школе / Л.Н. Боголюбов, А.Т. Кинкулькин и др. // Обществознание в школе. -1999. — №5, 6. — С46-59.

42.Концепция профильного обучения на старшей ступени образования. Утверждена приказом МО России от 18 июля 2002 г. №2783 // Настольная книга учителя обществознания / Сост. Т.И. Тюляева. — М., 2003. — С. 262-285.

43.Кравченко А.И. Введение в социологию. — М.: Просвещение, 1996. -120 с.

44.Кравченко А.И. Введение в социологию: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов средних школ, гимназий, лицеев. — М.: Новая школа, 1995. — 145 с.

45.Кравченко А.И. Учебник по обществознанию должен быть доступен всем // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2001. — №1. — С. 23-30.

46.Кукушкин B.C. Человек в современном мире (авторская программа) // Открытая школа. -1999. — №2. — С. 22-25.

47.Кулаков А.Е. Религии мира. — М.: ACT, 1996. — 203 с.

48.Купцов В.И. и др. Современный мир: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 1994, 1996. — 204 с.

49.Кутырова О.В. Спецкурс «Женщина в обществе» // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2004. — №1. — С. 49-51.