Наука — сфера человеческой деятельности, функции которой — выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности. Ее непосредственные цели — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов.
Путь в третье тысячелетие цивилизованный мир прокладывает через открытие новых возможностей и решительный отказ от всех форм дискриминации и барьеров, мешающих человечеству полноценно реализовывать свой творческий, духовный и интеллектуальный потенциал. Россия, переживая радикальные социально-экономические перемены, также движется по этому пути, на котором ее ждет решение многих проблем. Одной из таких проблем, имеющих длительную и трудную историю, является профессиональное положение женщин в науке и высшей школе. В целом, оглядываясь назад, в ХХ век, можно с удовлетворением утверждать, что успехи России в образовании женщин и продвижении их в науку огромны, особенно, если учесть, что до начала прошлого века дискриминация российских женщин в этой сфере была официальной государственной политикой, которую поддерживали политические деятели, большинство представителей научно-образовательной сферы, церковь [9].
Изучая историческое прошлое для выяснения вклада, который внесли в развитие науки женщины, можно отметить: женское дарование в других сферах общественной жизни проявились значительно шире, чем в области научного творчества.
В науке достижения женщин долгое время оставались скромными. До начала новейшей истории трудно отыскать фундаментальные научные труды и великие открытия женщин, которые положили бы начало принципиальным изменениям в «стиле мышления эпохи».
Чтобы добиться высоких научных результатов и получить признание женщина-ученый, кроме образования, таланта и квалификации, должна обладать высокой внутренней организацией. У женщины-ученого должно хватить сил на то, чтобы быть готовой к одиночеству и преодолеть сарказм и насмешки мужчин, которые ревниво относятся к посягательству на то, что они считают своей прерогативой (занятие наукой).
Предмет данной работы является женщина как деятель науки.
Объект — вклад женщин в историю науки.
Цель данной работы является исследование становления женщины-ученой.
Задачи:
- выявить историю становления женщины-ученой;
- рассмотреть дискриминацию и эмансипацию женщин в науке.
1. Взгляд в прошлое: достижения женщин в науке
Наука отличается своей объективностью, способностью проникать в сущность вещей и процессов. Поворотные вехи в развитии науки отмечаются не только великими открытиями, но и выдающимися именами их творцов.
Особенности воспитательной работы с военнослужащими-женщинами
... эффективному использованию труда женщин в военно-профессиональной среде. Вследствие перечисленных обстоятельств, профессиональное воспитание военнослужащих-женщин является одной из важных задач в ходе проводимой военной ... и низким уровнем социальной защищенности женщин в воинских гарнизонах; склонность к сохранению направленности своего "внутреннего мира", в отличие от мужчин, стремящихся завоевать ...
Женщина в научных исследованиях, вопреки утверждению некоторых ученых мужей, играла большую роль, хотя ее деятельность всегда была связана с определенным риском [3. С.75].
Еще в античные времена было немало женщин, проявлявших себя в науке. Это Гипатия из Александрии (370— 415 гг.), женщина — математик, астроном и философ-неоплатоник. Преподавала она в Александрийском музее, куда съезжались студенты со всего света, чтобы послушать ее лекции по математике, астрономии, механике, философии. Вместе с отцом-математиком и астрономом Теоном занималась пересмотром и совершенствованием евклидовой геометрии. Они впервые изобрели устройство для дистилляции воды и измерения ее уровня. Гипатия стала жертвой религиозного фанатизма христиан и была растерзана толпой. На нее до сих пор ссылаются, как на единственного представителя «слабого пола» в истории математики [2. С. 103].
Первыми ботаниками были женщины. Они собирали травы, связывали созревание растений с астрономическими явлениями (сменами фаз Луны, появлением звезд).
Пифагор слыл философом-феминистом. В его школе среди преподавателей и студентов было около 30 женщин. Особенно известна космолог Теания (жена Пифагора), занимавшаяся математикой, физикой, медициной.
В философскую школу Эпикура (Афины, около III в. до н.э.), в академию древнегреческого философа Платона женщинам был обеспечен равный с мужчинами доступ.
В конце средних растет престиж образования при одновременном ограничении доступа к нему женщин. Ученые раннего Ренессанса отвергали все достижения средних веков, так были преданы забвению и женщины-ученые Средневековья. Тем не менее, преемственность среди женщин-ученых сохраняется. В этот период наиболее известными женщинами-учеными становятся дамы из аристократических кругов, где от женщин ожидали не только красоты, но и ума, а игнорирование женщиной научных достижений считалось дурным тоном [2. С.105].
В эпоху Средневековья было известно имя аббатисы Хильдегард (1098—1179).
Она оставила описание 230 видов растений и 60 видов деревьев, птиц, рыб, камней, металлов; теологические трактаты, книги по медицине, энциклопедию. Как ни странно, но церковь причислила ее к лику святых.
XVII в. — век научной революции, когда бурно растет всеобщий интерес к науке, в том числе у женщин. Появился первый женский периодический журнал в Англии «Female spectator» (1744 г.), который был подготовлен Элизой Хэйвуд. Издание было популярно не только в Англии, но и в Северной Америке.
Выдающимися женщинами английского общества считались Анна Конвей, Маргарет Кавендиш и Мэри Монтегю. Герцогиня из Ньюкасла М. Кавендиш всю жизнь боролась за свое признание среди мужчин и наконец-то стала членом Лондонского королевского общества (1667 г.).
Она была активным популяризатором наук. Анна Конвей занималась естественными науками и математикой.
Развитие науки и техники в XVIII-XX веках
... 1783 г., наблюдается группирование первоклассных учёных этих отраслей знания вокруг Парижской Академии Наук, особенно с момента переезда в Париж Жозефа Луи Лагранжа, в 1787 г. ... Роль учёных Франции конца XVIII в. в развитии отечественной промышленности и техники с достаточной ясностью вырисовывается из уже опубликованных, хотя и распылённых материалов, ...
Мэри Монтегю ввела в практику вакцинацию населения против оспы в Британии. Потом это распространилось и в других странах. Постоянно одеваясь в мужское платье, Мэри закончила медицинскую школу в Эдинбурге и стала выдающимся хирургом. Работала на Мальте, в Крыму в 1857 г.
Аристократка Мартина де Бузолле — первая женщина-геолог. Она изучала математику, химию, механику, гидравлику.
Каролина Гершель из Ганновера в 1783 г. открыла три новые туманности. Она помогала брату исследовать двойные звезды, а затем открыла сама несколько новых звезд и еще 14 туманностей. 1 августа 1786 г. она обнаружила новую комету, о чем информировала Лондонское королевское общество. В возрасте 75 лет завершила описание туманностей, за что в 1828 г. получила золотую медаль Королевского астрономического общества (Англия), почетным членом которого стала в 1835 г [10].
Ада Лавлейс, дочь Байрона, была математиком. Вместе с мужем, графом Лавлейс, они создали механическую вычислительную машину — прообраз современного компьютера.
Известны имена Ирен Жолио Кюри, Марии Склодовской-Кюри, работавших над проблемой радиоактивности. М. Склодовская-Кюри, вместе с мужем Пьером Кюри, открыли полоний и радий, исследовали радиоактивные излучения. М. Кюри открыла также радиоактивность тория.
Немало было женщин, занимающихся наукой и в России. В XVIII в. во главе отечественной науки стояла Е. Р. Дашкова (1744—1810).
Она была одновременно директором императорской Академии наук в Петербурге и президентом Российской Академии — научно-исследовательского центра гуманитарных наук по изучению русского языка, древнерусской словесности, отечественной истории. Е. Дашкова приобрела славу самой образованной женщины своего времени: организатор российской науки, писатель, педагог, натуралист, филолог, композитор, знаток живописи. Н. Добролюбов говорил о ней, как о своеобразном «двигателе» прогрессивных идей. [3. С. 78]
Софья Ковалевская (1850—1891) — математик, талантливая писательница, первая женщина — член-корреспондент Петербургской Академии наук. Она вела исследования в области математики, механики, астрономии и была удостоена премий Парижской Академии наук и Академии наук Швеции.
Из современных ученых особо выделяется Бехтерева Наталья Петровна (1924), работающая над проблемами физиологии психической деятельности, структурно-функциональной организации и биоэлектрической активности головного мозга в патологии [1. С.17].
1. Агамова, Н.С. Российские женщины в науке и высшей школе: историко-научны и науковедческие аспекты (К 150-летию со дня рождения С.В. Ковалевской) [Текст]/ Н.С. Агамова, А.Г. Аллахвердян// Вопросы истории и естествознания. — 2000. — №1. — С.17-23.
2. Богданова, И. Ф. Женщина в науке: вчера, сегодня, завтра [Текст] / И.Ф. Богданова// Социологические исследования. — 2004. — №1. — С.103 -112.
3. Зуйкова, Е. М. Феминология [Текст]: Учебное пособие / Зуйкова Е. М., Ерусланова Р. И. — М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. — 248 с.
4. Оганесян, С.С. Эмансипация женщин. Причины и следствия [Текст]/ С.С. Оганесян// Представительная власть. — 2005. — №4. — С.25-28.
Достижения советской науки и техники
... залежи. Недавние маленькие лаборатории академиков, кабинеты, музеи Академии Наук стали быстро превращаться в институты с новыми ... и другие науки требовали безотлагательного и глубокого пересмотра. Историческая наука старой России имела, несомненно, фундаментальные достижения в ... также необходима была наука как средство обновления военной техники. Если в отношении естествознания и техники при решении ...
5. Садовая М.В. Гендерология и феминология [Текст]: Учеб.-метод. пособие. — Белгород: Кооперативное образование, 2008. — 101 с.
Ресурсы Интернет
6. «В науке женщин дискриминируют»: национальный доклад// Точка доступа:
7. Ельяшевич, А. М. Дискриминация женщин в научной среде: исторические истоки, современное положение и пути преодоления
8. Портрет и статус женщины-ученого// Точка доступа: http://www.ng.ru/science/2006-11-22/15_portret.html . — 15.09.2010.
9. Российские женщины в отечественной науке и высшей школе: история и современность [Электрон. ресурс]
10. Семенов, А. О роли женщины в истории// «WWWoman» — Точка доступа: http://newwoman.ru. — 15.09.2010.