История инженерного дела

Контрольная работа

Деятельность — способ воспроизводства социальных процессов, самореализации человека, его связей с окружающим миром.

Понятием деятельность охватываются разные формы человеческой активности (экономическая, политическая, культурная деятельность.) и сферы функционирования общества.

С помощью этого понятия даются характеристики различных аспектов и качеств бытия людей (деятельность физическая и умственная, внешняя и внутренняя, творческая и разрушительная и т. д.).

В плане социально-философском и методологическом понятие деятельность используется для характеристики специфического способа человеческого бытия, т. е., оно трактуется как принцип исследования, объяснения и понимания совместной и индивидуальной жизни людей, их взаимодействий с природой.

Виды и развитие человеческой деятельности.

У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей.

Под силой потребности имеется в виду значение соответствующей потребности для человека, ее актуальность, частота возникновения и побудительный потенциал.

Количество — это число разнообразных потребностей, имеющихся у человека и время от времени становящихся для него актуальными.

Под своеобразием потребности имеются в виду предметы и объекты, с помощью которых та или иная потребность может быть достаточно полно удовлетворена у данного человека, а также предпочитаемый способ удовлетворения этой и других потребностей.

Общение — первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд.

Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми.

При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной или невербальной информацией, не пользуясь для этого никакими вспомогательными средствами.

Игра — это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей).

Существует несколько типов игр: Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые — включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов.

28 стр., 13940 слов

Мотивация трудовой деятельности

... и приобретенные потребности. Трудовая среда (организация) призвана позволить человеку удовлетворить свои потребности путем эффективной работы по достижению целей организации. Эту задачу можно решить, лишь создав мощные мотивы трудовой деятельности человека. Труд и ... стимулов, побуждающих работника к определенному поведению. Для понимания мотивации и создания ее модели воспользуемся системным и ...

Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях.

Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Нередко в жизни встречаются смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития.

2. Инженерное дело в Средние века

Средние века (Средневековье) — исторический период, следующий после Античности и предшествующий Новому времени.

Начиная с XII-XIII веков в Европе произошёл резкий подъём развития технологий и увеличилось число нововведений в средствах производства, менее чем за столетие было сделано больше изобретений, чем за предыдущую тысячу лет.

Были изобретены пушки, очки, артезианские скважины и кросс-культурные внедрения: порох, шёлк, компас и астролябия пришли с Востока. Были также большие успехи в судостроении и в часах. В то же время огромное количество греческих и арабских работ по медицине и науке были переведены и распространены по всей Европе.

Этот подъем в развитии технологий произошел благодаря таким ученым, физикам, инженерам, как Ф. Бэкон, Галилей, Х. Гюйгенс, Р. Бэкон, Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Б. Паскаль, Э. Торричелли, В. Лейбниц, И. Ньютон, С. Томас и многие другие.

Я хочу рассказать о Галилео Галилее.

Галилео Галилей (1564-1642), 15 февраля 1564 г. в университетском городе Великого герцогства Тосканского Пизе родился Галилео Галилей.

Родители были первыми учителями Галилео. Благодаря ним мальчик получил начальное классическое, музыкальное и литературное образование.

В 1575 г. семейство вернулось во Флоренцию, где 11-летнего Галилео отдали в светскую школу при монастыре. Здесь он изучал языки, риторику, поэзию, музыку, рисование и простейшую механику.

В сентябре 1581 г. Галилео стал студентом Пизанского университета. Занимался Галилео главным образом самостоятельно, штудируя учебники по медицине, труды Аристотеля и особенно Платона, которого полюбил за математический склад ума. Он увлёкся изготовлением машин, которые были описаны в трудах Архимеда. В 1582 г. он сделал несколько маятников. Наблюдая за их качаниями, Галилео открыл закон изохронности (от греч. «изос» — «равный», «одинаковый», «хронос» — «время») колебаний: период колебаний груза, подвешенного на нити, зависит только от длины нити и не зависит от массы и размаха колебаний.

На втором курсе Галилео попал на лекцию по геометрии, увлёкся математикой и очень жалел, что не может бросить медицину. Именно в это время он впервые познакомился с физикой Аристотеля, с работами древних математиков — Евклида и Архимеда (последний стал его настоящим учителем).

Оставшись без средств, в 1585 г. (у его отца нечем было платить за дальнейшее обучение) Галилей вернулся во Флоренцию. Здесь ему удалось найти замечательного учителя математики Остилио Риччи, который на своих занятиях обсуждал не только чисто математические проблемы, но и применял математику к практической механике, в особенности к гидравлике. Результатом четырехлетнего флорентийского периода жизни Галилея стало небольшое сочинение «Маленькие гидростатические весы».

4 стр., 1940 слов

Г. Галилей и инженерная практика его времени

... сегодня инженерным и связываем с целенаправленным применением науки в технической практике. Больше того, и в самой науке Галилей выступил как истинный инженер, осуществляя научное исследование как конструирование. 1. Г. Галилей и его ...

Работа преследовала чисто практические цели: усовершенствовав уже известный метод гидростатического взвешивания, Галилей применил его для определения плотности металлов и драгоценных камней. Он изготовил несколько рукописных копий своей работы и попытался их распространить. Этим путем он познакомился с известным математиком того времени — маркизом Гвидо Убальдо дель Монте, автором Учебника по механике. Монте сразу оценил выдающиеся способности молодого ученого и, занимая высокий пост генерал — инспектора всех крепостей и укреплений в герцогстве Тосканском, смог оказать Галилею важную услугу: по его рекомендации в 1589 последний получил место профессора математики в том самом Пизанском университете, где ранее был студентом. Ко времени пребывания Галилея на кафедре в Пизе относится его труд о движении.

В нем он впервые приводит доводы против аристотелевского учения о падении тел. Позже эти доводы были сформулированы им в виде закона о пропорциональности пути, пройденного телом, квадрату времени падения (по утверждению Аристотеля, «в безвоздушном пространстве все тела падают бесконечно быстро»).

В 1592 Галилей занял кафедру математики Падуанского университета в Венецианской республике. Он должен был преподавать геометрию, механику, астрономию. Курс астрономии он читал, оставаясь в рамках официально принятых воззрений Аристотеля — Птолемея, и даже написал краткий курс геоцентрической астрономии. В первые годы своего профессорства Галилей занимался главным образом разработкой новой механики, построенной не по принципам Аристотеля. Он сформулировал более четко «золотое правило механики», которое вывел из открытого им более общего принципа, сформулированного в Трактате по механике.

В Падуанский период жизни Галилея (1592-1610) созрели его основные работы из области динамики: о движении тела по наклонной плоскости и тела, брошенного под углом к горизонту, к этому же времени относятся исследования о прочности материалов. Однако из всех своих работ того времени Галилей опубликовал только небольшую брошюру об изобретенном им циркуле, позволявшем производить различные расчеты и построения.

Падуанский период — время наивысшего расцвета научной деятельности Галилея. Оно стало самым счастливым в его жизни. Слушателями его общедоступных лекций были молодые аристократы, желавшие получить образование в области военно-инженерных дисциплин. Для них Галилей читал курсы по фортификации и баллистике. Он открыл в Пизе мастерскую, где изготовлялись различные механизмы и приборы, в том числе изобретённые им самим.

Здесь был сделан термоскоп Галилея — предшественник современного термометра, а также прибор для измерения частоты — метроном. Рукописные тексты его лекций, пособия по механике и астрономии были очень популярны не только в Италии, но и во всей Европе.

10 октября 1604 г. в созвездии Змееносца вспыхнула неизвестная ранее звезда. В максимуме блеска она была ярче Юпитера.

Галилей наблюдал её до конца 1605 г. Теперь известно, что это была вспышка сверхновой звезды в нашей Галактике. Звезда была в одном и том же месте небесной сферы, поэтому Галилей утверждал, что она находится гораздо дальше от Земли, чем Луна и планеты. Он предложил такую гипотезу: новая звезда является плотным скоплением земных испарений, освещаемых Солнцем. В августе 1609 г. Галилео Галилей изготовил трубу с увеличением в 30 раз. Труба имела длину 1245 мм., объективом у неё была выпуклая очковая линза диаметром 53 мм., а плосковогнутый окуляр имел оптическую силу — 25 диоптрий. Использовано там было вовсе не очковое стекло, как принято думать с подачи самого Галилея. Он, видимо, понял, как можно задавать увеличение трубы, но предпочитал об этом не писать.

5 стр., 2046 слов

Краткие сведения по истории возникновения и развития органической химии

... можно назвать знаменитого шведского химика Якоба Берцелиуса (1779-1848). Он определил органическую химию как «химию растительных и животных веществ или веществ, образующихся вод влиянием жизненной силы». ... для объяснения свойств альтернантных ароматических углеродов, чем основал новое направление в органической химии -- квантовую химию. В 1933 г. Ингольд провёл изучение кинетики реакции замещения у ...

Его телескоп был на порядок мощнее и лучше всех зрительных труб того времени. Но главное, Галилей первым понял, что основное научное назначение зрительной трубы — это наблюдение небесных тел. С 30-кратной трубой Галилей сделал все свои телескопические открытия. Она до сих пор хранится в музее во Флоренции.

Прежде всего, Галилей приступил к наблюдениям Луны. Он увидел лунный пейзаж — цирки и кратеры, горные цепи и вершины, разглядев в телескоп отбрасываемые ими тени. На основании своих наблюдений Галилей пришел к выводу, что Луна является таким же каменистым телом, как и Земля. Галилей обнаружил фазы у Венеры и открыл четыре спутника Юпитера, которые теперь называют галилеевскими. Телескоп Галилея впервые разложил на звезды некоторые туманные пятна на небе. Так, сплошное сияние Млечного Пути оказалось гигантским скоплением звезд. Таким образом, Галилей является первооткрывателем Галактики.

В марте 1610 г. вышло сочинение Галилея «Звёздный вестник, открывающий великие и в высшей степени удивительные зрелища…», оповестившее мир о новых астрономических открытиях.

Никогда ещё научные открытия не производили столь ошеломляющего впечатления на культурный мир. Галилей стал знаменит. Все наблюдения Галилей описал в работе «Звездный вестник».

В октябре 1610 Галилей сделал новое сенсационное открытие: он наблюдал фазы Венеры. Объяснение этому могло быть только одно: движение планеты вокруг Солнца и изменение положения Венеры и Земли относительно Солнца. В сентябре Священная коллегия вызвала Галилея в Рим. Галилея признали виновным в нарушении церковных запретов и приговорили к пожизненному тюремному заключению. Он был болен, однако его просьбу об отсрочке отклонили. 70-летний старец прибыл в Рим 13 февраля 1633 г. и остановился на вилле Медичи. Процесс начался в апреле. Галилей выбрал тактику отговорок и увёрток, избегал ясных высказываний. Но утомительные допросы, угроза пыток сломили его.

После объявления приговора он, стоя на коленях, произнёс отречение от своих «заблуждений». Папа заменил тюремное заключение ссылкой на загородной вилле Великого герцога. Позже Галилея перевезли во Флоренцию и заключили на его собственной вилле Арчетри без права выезда.

Последние годы жизни учёного протекали под строгим надзором инквизиции, Галилей почти всё время болел и постепенно терял зрение.

3. Конструирование как инженерная деятельность

Инженерный труд по сути его проявления является умственным трудом. Профессиональные знания (в основном теоретические), лежащие в его основе, даются в высшем учебном заведении. Опыт и навыки приобретаются в практической работе.

9 стр., 4414 слов

Бродильное производство органических кислот

... вещества) и алкалоиды (используемые при производстве лекарств)] путем массового культивирования клеток растений[1]. 1. Производство органических кислот 1.1 Бродильное производство уксусной кислоты Среди органических кислот самая важная -- уксусная. На ... -то влияют на цитоплазматическую мембрану[4]. В 60-х годах для производства лимонной кислоты был предложен новый процесс на основе н-парафинов (С э ...

Слово «конструктор» возникло в латинском языке. Конструировать — значит создавать конструкцию механизмов, машин, сооружений с выполнением их проектов и расчетов. Конструктор — лицо, занимающееся созданием конструкций различных устройств или их отдельных частей. Он — специалист, знающий не только порядок, способы и методы этого создания, но и способы, и методы изготовления составных его частей и материала, из которого они изготовляются. Для конструктора ясен как принцип взаимодействия построенных частей, так и надежность и др.

Целью и результатом разработки новых изделий является само изделие. Изделие относится к сфере материальных объектов и служит для удовлетворения требований производства и потребностей человека. Сама разработка нового изделия — это особый этап, относящийся к сфере умственной деятельности.

Разработка новых изделий осуществляется инженерно-техническим персоналом путем конструирования. Конструированием создается конкретная, однозначная конструкция изделия. Конструкция — это устройство, взаимное расположение частей и элементов какого-либо предмета, машины, прибора, определяющееся его назначением.

Конструкция предусматривает способ соединения, взаимодействие частей, а также материал, из которого отдельные части (элементы) должны быть изготовлены. В процессе конструирования создается изображение и виды изделия, рассчитывается комплекс размеров с допускаемыми отклонениями, выбирается соответствующий материал, устанавливаются требования к шероховатости поверхностей, технические требования к изделию и его частям, создается техническая документация. Конструирование опирается на результаты проектирования и уточняет все инженерные решения, примятые при проектировании. Создаваемая в процессе конструирования техническая документация должка обеспечить перенос всей конструкторской информации на изготавливаемое изделие и его рациональную эксплуатацию.

4. А.Е. Арбузов

Арбузов Александр Ерминингельдович родился 12 сентября 1877 года в селе Арбузов-Баран, б. Спасского уезда Казанской губернии. Первоначальное образование будущий ученый получил в сельской школе. Девятилетним мальчиком он был привезен из своей деревни в город Казань и определен в приготовительный класс 1-й гимназии.

После ее окончания А.Е. Арбузов в 1896 году поступает студентом на естественное отделение физико-математического факультета Казанского университета, который заканчивает в 1900 году с дипломом 1-й степени и званием кандидата естественных наук.

Еще до поступления в университет Александр Ерминингельдович в гимназии увлекался естественными науками, в особенности физикой и химией, мастерил физические приборы: электромагниты, катушки Румкорфа, производил простейшие химические опыты.

В университете в то время курс химии читали известные профессора: неорганической — Ф.М. Флавицкий, органической — А.М. Зайцев, — оба выдающиеся ученики А.М. Бутлерова. С первых же лекций, среди других многочисленных дисциплин, преподававшихся на естественном отделении, А.Е. Арбузов особенно стал увлекаться химией.

Уже в конце второго курса после успешного окончания практических занятий по количественному анализу А.Е. Арбузов приступил к разработке темы, предложенной ему приват-доцентом А.Я. Богородским, а именно: разработка титрометрического метода определения высших степеней окисления марганца титрованием соединениями низших степеней окисления марганца. Вскоре, однако, внимание будущего ученого было привлечено лекциями А.М. Зайцева к органической химии.

18 стр., 8527 слов

Создание Казанской губернии

... Казанская губерния включала в свой состав 13 уездов. В XVIII веке из Казанской губернии в самостоятельные административные единицы выделены Симбирская, Нижегородская, Пензенская, Астраханская губернии. В 1781 году Казанская губерния преобразована в наместничество (с 1796 года - вновь губерния). В конце XVIII в. Казанская губерния ...

Этому способствовала интенсивная научная работа в области органического синтеза, которая велась в лаборатории органической химии А.М. Зайцевым и его многочисленными учениками.

В этой лаборатории А.Е. Арбузов, будучи студентом третьего, а затем последнего курса, выполнил свою первую экспериментальную работу по органической химии на тему: «Синтез аллилметилфенилкарбинола».

Проводилась она под непосредственным руководством профессора А.М. Зайцева и позднее была напечатана под заглавием „Об аллилметилфенилкарбиноле». В этой работе А.Е. Арбузов первым из русских химиков применил для синтеза этого спирта магнийорганическое соединение, вместо употреблявшихся ранее А.М. Зайцевым цинкорганических соединений.

По окончании Казанского университета А.Е. Арбузов по представлению проф. А.М. Зайцева был оставлен при кафедре органической химии профессорским стипендиатом (по современной номенклатуре аспирантом).

Однако в конце 1900 года А.Е. Арбузов, не дождавшись утверждения профессорским стипендиатом министерством, по рекомендации проф. Ф.М. Флавицкого занимает должность ассистента по кафедре органической химии и химического сельскохозяйственного анализа в Ново-Александрийском институте сельского хозяйства и лесоводства (г. Ново-Александрия, Люблинской губернии).

На плечи молодого, еще неопытного научного работника легла трудная задача: вести хозяйство кафедры и фактически руководить практическими занятиями студентов большой и сложной по своей обстановке лаборатории. Надо прибавить, что Александр Ермивингельдович был единственным ассистентом. Лаборатория имела 80 студенческих мест и выполняла две функции: в осеннем семестре студенты изучали количественный анализ, в весеннем — анализ почв и удобрений.

Кроме того, в его же обязанности входило ассистирование на лекциях по органической химии.

И все же со всеми этими многочисленными обязанностями молодой ученый не только успешно справлялся, но и находил время для теоретических и экспериментальных занятий по химии.

Вскоре от руководителя кафедры проф. Ф.Ф. Селиванова А.Е. Арбузов получил тему — синтез третичнобутилуксусной кислоты. Тема, несомненно, представляла научный интерес, но в экспериментальном отношении оказалась весьма трудной.

К тому же проф. Ф.Ф. Селиванов, образованный и широко эрудированный химик, был, по словам А.Е. Арбузова плохим экспериментатором и потому слабым руководителем в лаборатории.

В итоге, после двух лет упорной работы, были получены весьма небольшие в научном отношении результаты.

Будучи скромным и требовательным к себе, А.Е. Арбузов, несмотря на предложение Ф.Ф. Селиванова опубликовать полученные результаты по синтезу третичнобутилуксусной кислоты, не дал своего согласия, и они так и остались неопубликованными.

Считая продолжение работы в этом направлении мало продуктивным и почти безнадежным делом, А.Е. Арбузов решительно отказывается от темы. После встретившихся неудач молодой ученый не ослабляет энергии и начинает подготовку к испытаниям на степень магистра химии.

4 стр., 1931 слов

История Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

... года (в День святой мученицы Татьяны по православному церковному календарю) указ об основании Московского университета. Церемония торжественного открытия занятий в университете ... Казанская гимназия (с 1804 года — Казанский университет), Академия художеств в Петербурге (до 1764 года — в ведении Московского университета), ... Соединение в деятельности Московского университета задач просвещения, науки и ...

Во время этой подготовки А.Е. Арбузов, штудируя знаменитый курс великого учителя русских химиков Д.И. Менделеева «Основы химии», заинтересовался вопросом строения фосфористой кислоты и ее органических производных и решил сделать его темой своих самостоятельных научных исследований. После преодоления некоторых трудностей работа в этом направлении пошла чрезвычайно быстрым темпом и уже в 1903 году на заседании Общества естествоиспытателей при Варшавском университете А.Е. Арбузов сделал свое первое научное сообщение «О соединениях полугалоидных солей меди с эфирами фосфористой кислоты».

В 1905 году А.Е. Арбузов опубликовал свою магистерскую диссертацию «О строении фосфористой кислоты и ее производных». В том же году после сдачи магистерских испытаний он блестяще защитил ее при Казанском университете.

Магистерская диссертация А.Е. Арбузова в свое время была высоко оценена многими выдающимися химиками: Г.Г. Густавсоном, Н.Я. Демьяновым, А.Е. Фаворским и др.

За эту же работу в 1905 году А.Е. Арбузов был удостоен Русским физико-химическим обществом премии имени Зинина и Воскресенского, которая присуждалась один раз в четыре года за лучшие работы по химии, выполненные молодыми русскими химиками в России. Этой работой А.Е. Арбузов положил начало систематическому изучению некоторых отделов органических производных фосфора.

Одной из замечательных реакций полных эфиров фосфористой кислоты, найденных А.Е. Арбузовым, является превращение их при действии галоидных алкилов в соединении с пятивалентным фосфором в так называемые эфиры алкилфосфиновых кислот. Это превращение эфиров фосфористой кислоты в дальнейшем получило в химической литературе название «арбузовской перегруппировки». С помощью этой перегруппировки получается большое количество разнообразных фосфорорганических соединений.

Арбузовская перегруппировка» имеет значение не только как новый путь получения органических производных фосфора, но и представляет большой теоретический интерес. Эти работы сразу выдвинули молодого ученого в первые ряды русских химиков и создали ему известность в науке. В 1906 году А.Е. Арбузов, после ухода в отставку проф. Ф.Ф. Селиванова, был избран по конкурсу Советом Ново-Александрийского института адъюнкт — профессором на кафедру органической химии и химического сельскохозяйственного анализа. До Ф.Ф. Селиванова эту кафедру занимали выдающиеся русские химики Е.Е. Вагнер и И.И. Бевад.

После получения кафедры А.Е. Арбузов продолжает свои исследования в области органических производных фосфора. В дальнейшем эта область остается главной темой его многочисленных работ.

Одновременно внимание ученого начинают привлекать и другие классы органических соединений. В 1907 г. он опубликовал интересное исследование о получении ацеталей. Далее его интересует строение и превращения эфиров сернистой кислоты и некоторых других производных серы. В 1911 году по Всероссийскому конкурсу А.Е. Арбузов был избран физико-математическим факультетом и Советом Казанского университета и. о. экстраординарного профессора на кафедру органической химии и таким образом занял после смерти А.М. Зайцева кафедру своего учителя.

В этой лаборатории А.Е. Арбузов полностью развернул свой богатый талант химика-экспериментатора. Переоборудовав химический корпус университета, перестроив знаменитую бутлеровскую лабораторию, молодой профессор развил интенсивную научную деятельность. Результаты не замедлили сказаться: уже в 1913 году из лаборатории А.Е. Арбузова выходит более 10 работ, большинство которых выполнено им совместно с его новыми учениками А.А. Ивановым, А.В. Карташевым, А.П. Фриауфом и другими. Руководя лабораторией и ведя преподавание органической химии на физико-математическом и медицинском факультетах, А.Е. Арбузов не прерывал работы над докторской диссертацией «О явлениях катализа в области превращения некоторых соединений фосфора», начатой еще в Ново-Александрии. В 1914 г. диссертация была напечатана.

7 стр., 3420 слов

Новые научные направления современной химии и их прикладное использование

... химической медицины», решение проблемы «химического бессмертия». В следующей части курсовой работы рассмотрены подробнее некоторые перспективные направления современной химии. 2 Основные направления развития химии ... человека. Преображаются глубинные основы химической технологии. Во-первых, кая теория ... ЭВМ. Круг конкретных химических задач, решаемых методами квантовой химии, очень широк. Полученные ...

В этой диссертации, кроме исторического очерка развития учения о каталитических реакциях, очерка, имеющего самостоятельное значение, излагается богатый экспериментальный материал из области каталитической изомеризации эфиров фосфористой кислоты и некоторых других эфиров, сходных по строению с только что названными, но содержащих вместо атомов кислорода атомы серы.

В 1915 году А.Е. Арбузов представляет докторскую диссертацию в Совет Казанского университета и с успехом ее защищает. В этом же году его утверждают ординарным профессором Казанского университета.

Создание одного из крупнейших направлений современной органической химии — химии фосфорорганических соединений не помешало А.Е. Арбузову развернуть весьма плодотворную работу и в других областях, имеющих большое теоретическое и практическое значение.

Интересные работы осуществлены сотрудниками и учениками в области синтеза циклических хлорангидридов и смешанных циклических эфиров фосфористой, мышьяковистой, арилмышьяковистой и др. кислот (Зороастрова, Камай, Ризположенский).

Весьма интересные исследования проведены над выяснением реакции действия четыреххлористого углерода на различные эфиры фосфористой, алкилфосфинистой, арилфосфинистой, пирофосфористой и других кислот.

Создав свою школу, А.Е. Арбузов воспитал значительное количество учеников, из которых можно отметить А.А. Дунина, А.А. Иванова, А.В. Карташева, Л.Н. Парфентьева, В.В. Евлампиева, Б.А. Арбузова, А.И. Разумова, Г.X. Камай, В.С. Абрамова, А.Н. Пудовика, Ф.Г. Валитову, М.Ш. Бастанову, О.М. Шапшинскую, В.М. Зороастрову, К.В. Никонорова, П.И. Алимова и других.

Помимо научной и педагогической деятельности кратко изложим важнейшие труды А.Е. Арбузова в области химической технологии органического синтеза.

Молодой профессор Казанского университета А.Е. Арбузов задался более широкой целью создать в Казани опытный фенолосалициловый завод, задачей которого было не только производство фармацевтических препаратов, но и подготовка опытных кадров молодых технологов, химиков и техников, необходимых для организации отечественной промышленности фармацевтических препаратов.

Предприятие стало регулярно выпускать такие продукты, как фенол, салициловая кислота, салициловокислый натр, салол, аспирин.

В период наибольшего подъема своей деятельности фенолосалициловый завод, в котором не имелось ни одного квалифицированного рабочего, выпускал ежедневно до 16 кг. аспирина, не уступавшего по своим химическим и фармакологическим качествам знаменитому патентованному немецкому аспирину Байера.

Можно к сказанному прибавить, что планы советского ученого оправдались и что опыт, накопленный всем техническим персоналом завода, был столь значительным, что А.Е. Арбузов позднее давал советы по конструкции и эксплуатации салициловых автоклавов большому заводу Земгора и указания по заводскому получению уксусного ангидрида химико-фармацевтическому заводу в Москве и т. п.

8 стр., 3632 слов

Русская наука в ХIХ веке

... века. Создание новых университетов в стране значительно изменило форму организации науки. До начала XIX века ... Н.И.Лобачевский, выпускник Казанского университета, начинал преподавательскую ... прикладные задачи анализа. М.В. ... математику. Однако члены академии В.Ч. ... наука начала складываться с XVI-XVII веков. В ходе исторического развития её влияние вышло за рамки развития техники и технологии. Наука ...

В 1926 году А.Е. Арбузов встал во главе группы химиков и инженеров с целью создания небольшого завода, вырабатывающего растворимый в воде нигрозин, в котором остро нуждалась местная кожевенная промышленность. Завод был организован и стал выпускать нигрозин также высокого качества. В 1901 году А.Е. Арбузов был избран членом Русского физико-химического общества и, таким образом, является одним из старейших его членов. После преобразования этого общества во Всесоюзное химическое общество им. Д.И. Менделеева А.Е. Арбузов несколько лет был членом Президиума оргкомитета Менделеевского общества и поныне состоит членом Президиума Всесоюзного химического общества им. Д.И. Менделеева. Бессменный председатель Казанского отделения Всесоюзного химического общества им. Менделеева, А.Е. Арбузов является активным участником всех менделеевских съезд доз, начиная с III менделеевского съезда (первого съезда при советской власти), и состоит членом организационного комитета по созыву этих съездов. На III и IV менделеевских съездах А.Е. Арбузов избирается председателем съезда. При организации в 1928 году Казанского V менделеевского съезда, посвященного столетию со дня рождения А.М. Бутлерова, А.Е. Арбузов состоял председателем организационного бюро съезда, а также председателем самого съезда. Казанский менделеевский съезд благодаря энергии А.Е. Арбузова прошел с исключительным успехом.

Всесоюзное химическое общество им. Д.И. Менделеева оказало А.Е. Арбузову высшие почести, избрав его на пленуме совета 27 июня 1947 года почетным членом Всесоюзного физико-химического общества им. Менделеева. По инициативе А.Е. Арбузова при Казанском университете учрежден Химический научно-исследовательский институт имени А.М. Бутлерова, бессменным директором которого А.Е. Арбузов является и поныне. Следует особо отметить, что научно-исследовательский институт им. Бутлерова является первым институтом в системе Министерства просвещения РСФСР. В годы Великой Отечественной войны А.Е. Арбузов принимал деятельное участие в размещении эвакуированных из Москвы и Ленинграда научных и научно-учебных учреждений, прежде всего научных институтов Академии наук СССР и создании условий для их нормальной научной работы. Во время войны А.Е. Арбузов был председателем химико-технологической секции научно-технического совета при Госплане ТАССР, состоял членом комиссии по мобилизации ресурсов Среднего Поволжья и Прикамья при Академии наук СССР на нужды обороны, а также активно участвовал во многих других комиссиях общественного характера.

Научно-педагогическая и административная деятельность А.Е. Арбузова протекала и протекает, главным образом, в стенах Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, Казанского химико-технологического института им. С.М. Кирова и Казанского филиала Академии наук СССР. Ряд лет А.Е. Арбузов читал лекции и вел преподавание в сельскохозяйственном, педагогическом и ветеринарном институтах. С 1911 и до 1920 года А.Е. Арбузов состоял профессором Казанского университета.

В 1930 году в связи с временным закрытием химических отделений университетов и организацией Казанского химико-технологического института А.Е. Арбузов был утвержден профессором кафедры органической химии, в этом звании он состоит и до настоящего времени.

В период 1924-25 гг. А.Е. Арбузов состоял деканом химического факультета университета, с 1925 по 1927 год был членом правления и проректором университета, некоторое время исполнял обязанности ректора Казанского университета.

В 1932 году А.Е. Арбузов избран членом-корреспондентом, а в 1943 году действительным членом Академии наук СССР.

В 1945 г. Президиумом Академии наук СССР он назначен председателем комиссии по организации Казанского филиала Академии наук СССР, который при деятельном его участии и был организован. А.Е. Арбузов является бессменным председателем президиума филиала.

В 1947 году, в связи с 70-летием со дня рождения академика Александра Ерминингельдовича Арбузова химическому институту Казанского филиала Академии наук СССР присвоено его имя.

Широко известны публичные лекции А.Е. Арбузова. Они всегда привлекают большую аудиторию и пользуются огромным успехом у слушателей. Блестящий лектор и экспериментатор, А.Е. Арбузов свои публичные лекции богато обставляет тщательно подготовленными опытами. Таковы, например, его публичные лекции «О радии», «О свободных радикалах». Особым видом научно-литературной деятельности А.Е. Арбузова являются его многочисленные речи, статьи и очерки по истории химии. Особенно блестящи его характеристики наших виднейших ученых химиков. Такова, например, его речь «Памяти Д.И. Менделеева и А.М. Бутлерова», произнесенная при открытии менделеевского съезда 15-го июня 1928 года в г. Казани, речь «Казанская школа химиков», произнесенная к 135-летию Казанского государственного университета (1941), речь «Жизнь и научная деятельность Н.Н. Зинина» (1943) и доклад «Сергей Васильевич Лебедев» к десятилетию со дня смерти (1944), очерк о А.М. Бутлерове, В.В. Марковникове, А.М. Зайцеве (1948) — содержат яркие характеристики выдающихся русских химиков. Из числа работ исторического характера укажем на такие: «Влияние работ казанской школы химиков на развитие мировой химической промышленности» (1945), «Академия наук и развитие органической химии» (очерк к 220-летию Академии наук СССР) и, наконец, монография под заглавием «Краткий очерк истории органической химия в России», которая пользуется широкой популярностью среди студентов и научных работников нашей страны. Эта книга недавно переведена на румынский язык. Академик Арбузов является председателем комиссии по истории химии Академии наук СССР.

А.Е. Арбузов является собирателем и ревностным хранителем материалов и реликвий по истории русской химии, всегда отстаивающим приоритет отечественной науки. Кабинет заведующего кафедрой органической химии Казанского государственного университета, в котором некогда творил Бутлеров, по сути дела стал музеем казанской школы химиков. В нем бережно хранятся препараты, собственноручно изготовленные Н.Н. Зининым и другими представителями казанской школы, а также рукописи, фотографии, предметы лабораторного оборудования и много других исторических материалов.

За выдающиеся заслуги в области науки, техники и преподавательской деятельности А.Е. Арбузову присуждено звание заслуженного деятеля наук РСФСР и заслуженного деятеля науки и техники ТАССР, он трижды награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалью „За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.».

За блестящие исследования в области фосфорорганических соединений А.Е. Арбузову дважды присвоено звание лауреата Сталинской премии.

Будучи крупнейшим ученым и талантливым исследователем, А.Е. Арбузов не замыкается в стенах лаборатории. Он принимает активнейшее участие в общественной жизни республики. Ценя большие заслуги ученого перед Родиной, трудящиеся избирают его в органы государственной власти. С 1935 г. по выборам первого созыва А.Е. Арбузов состоит членом Бауманского райсовета Казани и принимает деятельное участие в работе секции просвещения и благоустройства города. С большим вниманием относится он к нашему городскому строительству, особенно вузовскому, вникая во все вопросы архитектурного искусства, давая ценные советы. В 1946 и 1949 гг. А.Е. Арбузов избирался депутатом Верховного Совета СССР.

Являясь передовым советским ученым, А.Е. Арбузов все свои силы и знания отдает делу укрепления могущества нашей великой Родины, делу расцвета мирного созидательного труда советского народа. В 1951 г. А.Е. Арбузов был избран делегатом III Всесоюзной конференции сторонников мира. В заключение своего далеко неполного очерка добавлю, что А.Е. Арбузов является незаурядным любителем-музыкантом, тонко и глубоко понимающим музыку, одним из деятельных участников концертов, устраиваемых научными работниками и студентами Казани.

А.Е. Арбузов с горячим желанием организовывал музыкальные вечера, посвященные деятельности „могучей кучки» русских композиторов, на которых он делал прекрасные доклады. Таков вкратце жизненный путь академика А.Е. Арбузова.

5. Активизация решения в инженерных задачах

Инженерное дело — это творческая техническая деятельность.

Чтобы стать изобретателем, нужным производству специалистом, надо научиться инженерному творчеству. По мере включения специалиста в творческий процесс накапливается опыт решения творческих задач. Инженер постепенно может стать новатором, крупным производственным деятелем, рационализатором, изобретателем.

Научно-техническое творчество заключается в исследовании закономерностей известных явлений с целью их использования в практике. В основе этого вида творчества лежат прикладные науки, различного рода отраслевые исследования, в результате которых разрабатываются новые технические и технологические решения. Результатом данного вида творческой деятельности являются преимущественно сложные изобретения.

Любую инженерную задачу (ИЗ) можно упрощенно представить совокупностью трех компонентов: «ИД, А, Р», где ИД — исходные данные (материалы, сырье, энергия, информация и т. п.), А — алгоритм решения задачи (способ переработки сырья, обработки информации или преобразования энергии, технология изготовления изделий), Р — результат решения задачи (конечный продукт).

Эти компоненты в зависимости от типа задачи могут быть известными (заданными) или неизвестными (неопределенными).

В зависимости от этого все множество инженерных задач можно свести к конечному числу типов задач. Если все компоненты задачи известны, то имеет место обычная инженерная задача.

Ко второму типу относятся задачи, в которых неизвестны исходные данные. Это инженерная задача поиска сырья, исходного продукта, источника энергии или информации и т. д., для достижения известной цели известным способом. В третьем типе задач неизвестен способ преобразования исходных данных в конечный результат. Это инженерная задача поиска новой технологии переработки сырья, нового способа преобразования энергии или алгоритма обработки информации, новой конструкции или новой технологии изготовления заданного изделия из конкретных материалов.

К четвертому типу относятся задачи, в которых неизвестен конечный результат, т. е., задачи поиска новой модели конструкции, формы, функции, материала и т. д., путем преобразования заданных исходных данных известными способами (технология).

Пятый тип — это задачи, в которых известен лишь конечный результат (продукт, изделие).

Это инженерные задачи поиска нового исходного сырья и новой технологии для достижения известной цели, создания искусственных конструкций, материалов.

В шестом типе задач известными являются только исходные данные. Это инженерные задачи утилизации, эффективного использования резервов и возможностей, превращения вредных явлений в полезные, поиска нового применения известных объектов.

К седьмому типу относят задачи, в которых известен лишь способ, явление преобразования. Это задачи практического применения открытий, результатов научных исследований, законов, физических и химических эффектов и явлений.

И, наконец, последний тип, когда неизвестен ни один из компонентов, относится к новым, пока еще не существующим задачам.

Данная классификация инженерных задач позволяет предопределить необходимые методы и средства решения. Если один или два компонента неизвестны, то задача может быть отнесена к изобретательским задачам.

Решение изобретательской задачи немыслимо без сбора, анализа и переработки информации о новейших творческих разработках, о тенденциях развития соответствующей отрасли техники и конкретного технического объекта, о существующих и прогнозируемых общественных потребностях, новых научных достижениях и технических возможностях.

Одним из решающих факторов научно-технического прогресса является трансформация научных знаний и результатов творческой деятельности в производственные процессы.

Системный подход в инженерном творчестве.

Системой называется такая совокупность элементов, обладающих различными свойствами, параметрами и пространственной структурой, которая обеспечивает выполнение какой-либо единой цели или функции.

Система — это совокупность элементов, связанных технологически, конструктивно, функционально.

Эффективное решение инженерной задачи возможно лишь на основе всестороннего, целостного рассмотрения разрабатываемой системы и ее развития (изменения) в процессе взаимодействия с окружающей средой.

Лишь такой системный подход способен привести к подлинно творческим новаторским решениям, вплоть до сложных изобретений и научных открытий.

Для систем рассматриваются три характерных типа задач.

Задача анализа — задана структура системы, необходимо определить ее функционирование (поведение).

Задача синтеза — заданы характер функционирования и другие требования к системе, необходимо определить структуру, которая удовлетворяет постановленным требованиям.

Задача «черного ящика» — задана система, структура которой неизвестна или частично, определить ее функционирование и, возможно, структуру. В общем случае, для того чтобы любой объект можно было рассматривать как систему, необходимо определить его системные характеристики: функцию, структуру, свойства и связи с окружающей средой. В задачу системного анализа объектов входят:

  • разработка формализованных моделей, описывающих структуру, функцию и свойства систем;
  • характеристика иерархического строения систем и взаимосвязей элементов различного уровня;
  • определение интегральной функции системы на основе функций отдельных элементов;
  • определение общих свойств системы, исходя из свойств составляющих ее элементов.

Системный подход к творческой деятельности ориентирует инженера применять научные методы там, где силы воображения и опыта недостаточно. Такой подход является предпосылкой изобретательской деятельности и эффективного проектирования и конструирования, а также позволяет отойти от устаревших традиций и шаблонов.

С развитием науки появляются новые знания, которые позволяют разработать новые материалы, технические решения и использовать их для создания нового технологического оборудования (объектов техники).

Новая техника внедряется в производство с целью повышения его эффективности. Отсюда очевидно, что темпы развития науки должны опережать темпы развития техники и производства.

Освоение нового изделия или технологического является, как правило, результатом большой предварительной работы, включающей научные исследования, научное прогнозирование, патентный поиск, сравнение с лучшими образцами передовых отечественных предприятий и зарубежных фирм, предварительный расчет экономической эффективности капитальных затрат. Наибольший экономический эффект дают новые изделия или технологические процессы, разработанные на основе фундаментальных исследований, принципиально новых научных идей и направлений, технических решений, защищенных охранными документами (авторскими свидетельствами или патентами).

Важную роль в повышении эффективности инженерной деятельности и ее творческих результатов при поиске новых технических решений играют знание закономерностей развития технических систем, умение их анализировать и использовать для выявления резервов их развития, определения целесообразности совершенствования или создания принципиально новых технических систем.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kontrolnaya/po-istorii-injenernogo/

1. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем М.: Мысль 2002, 246 с.

2. Балашов Е.П. Эволюционный синтез систем М.: Радио и связь. 2005, 328 с.

3. Кузьмин П.К. Принципы системности в теории и методологии К. Маркса. М. Политиздат, 2006, 399 с.

4. Самарин В.В. Техника и общество. Социально философские проблемы развития техники. М.: Мысль 1999, 143 с.

5. Саймон Герберт. Наука об искусственном. М. Мир 2000, 216 с.

6. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретательства, 2-е изд. М.: Московский рабочий. 2003, 164 с.

7. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: Сов радио, 1999, 216 с.

8. Альтшулдер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука. 2005, 196 с.

9. Кенигсбергер Г. Средневековая Европа. — М.: Весь Мир, 2000, 374 с.

10. Гуревич А.Я., Харитонович Д.Э. История Средних веков. — 2-е изд. — М.: МБА, 2008, 320 с. инженерный конструирование изобретательство

11. Гуревич А.Я. Средневековье как тип культуры // Антропология культуры. — М.: ОГИ, 2002. — В. 1. — С. 39-55.

12. Косминский Е.А. Историография средних веков. V век — середина XIX века. Лекции / Под ред. Сказкина С.Д., Гутновой Е.В., Левицкого Я.А., Сапрыкина Ю.М. — М.: Издательство Московского университета, 2003.

13. Ю.Л. Бессмертного, Послесл. А.Я. Гуревича. — М.: Издательская группа Прогресс, Прогресс-Академия, 2002. — С. 376.

14. Академик Александр Ерминингельдович Арбузов: Мировоззрение, наука, жизнь / Сост. и лит. запись А.С. Лозового. — 2-е изд., доп. и перераб. — Казань: Татар.кн. издательство, 2005, 240 с.