Допуск и посадка на подшипник

Контрольная работа

1. Расчет и выбор посадок подшипника качения. Назначение посадок для указанных на чертеже сборочной единицы

По ГОСТ 333-79 для подшипника 5-2007107 находим его размеры: D=62 мм, d=35 мм, В=17 мм, r=1,5 мм.

Устанавливаем вид нагружения кольца.

Внешнее кольцо подшипника неподвижно, значит оно испытывает местное нагружение. Из условия задания характер нагрузки — перегрузка 300% для разъемного корпуса 62 по таблице 2.1 выбираем посадку Js6.

Для кольца, испытывающего циркуляционное нагружение, посадка выбирается по интенсивности радиальной нагрузки, которая рассчитывается по формуле.

k 1 . k2 . k3 где

Fr-радиальная реакция опоры на подшипник-2500 кН

b-рабочая ширина посадочного места, b=В-2r

B-ширина подшипника-17 мм

r — радиус закругления кольца подшипника — 1,5 мм

k 1 — динамический коэффициент посадки, при перегрузке до 300%

k 1 =1,8

k 2 — коэффициент, учитывающий степень ослабления посадочного

натяга.

k 2 =1 для сплошного вала.

k 3 — коэффициент неравномерности распределения радиальной

нагрузки Fr между рядами роликов. Если осевая нагрузка

отсутствует:

k 3 =1

1,8=321,43 н/мм

По табл. 2.5 находим поле допуска детали, соединяемой с кольцом подшипника для вала 35-k

По табл. 2.6 устанавливаем точность посадочных поверхностей вала-k5.

При назначении посадок на соединение 25 дистанционной втулки поле допуска внутреннего диаметра втулки выбираем Н11 а вала d11, чтобы обеспечить зазор в соединении. При назначении посадки для соединения 20 шестерня-вал считаем, что сборка и разборка соединения будет производиться редко. Для данного соединения можно применить переходную посадку Н7/k6, которая является предпочтительной и рекомендуется для соединения зубчатых колес с валами металлорежущих станков.

Для каждого соединения рассчитываем предельные размеры валов и отверстий, допуск на них, зазоры или натяги, допуски и посадки.

Предельные размеры отверстия:

Dmax = dн + ES = 35+0= 35 мм

Dmin = dн + EJ = 35-0,008 = 34,992 мм

Допуск отверстия ТD = Dmax — Dmin = ES-EJ =0 — (-0,008)=0,008 мм

Предельные размеры вала:

dmax = dн + es =35 + 0,011 =35,011 мм

12 стр., 5806 слов

Разработка способа ремонта крышки подшипника ведущего вала автомобиля Камаз

... торцовой поверхности фланца под стопорное кольцо подшипника ведущего вала. 1 Манжета с пружиной в сборе 3 Манжета с пружиной в сборе 7 Крышка заднего подшипника первичного вала 9 Заглушка чашечная 8 ... неполадок возникших в процессе эксплуатации машины. Различают текущий и капитальный ремонт. Работы по электрике и электронике автомобилей. Сюда относятся, например, установка сигнализации, ремонт ...

dmin = dн + ei = 35+0,002 =35,002 мм

Допуск вала Тd = dmax — dmin = es — ei =0,011-0,002=0,009 мм

dн — номинальный размер соединения dн = 35 мм

Для этого соединения посадка с натягом.

Наибольший зазор Nmax = dmax — Dmin =35,011-34,992=0,019 мм.

Наибольший натяг Nmin = dmin — Dmax = 35,002-35=0,002 мм.

Допуск посадки ТN = Nmax — Nmin = ТD + Тd =0,008+0,009=0,017 мм.

Результаты расчетов

Параметры

Соединения

?35k5

?62Js6

?25Н11/d11

?20Н7/k6

Отверстие ES

EJ

Dmax

Dmin

ТD

0

-0,008

35

34,992

0,008

+0,0095

-0,0095

62,0095

61,9905

0,019

+0,13

0

25,13

25

0,13

+0,021

0

20,021

20

0,021

Вал es

Ei

dmax

dmin

Тd

+0,011

0,002

35,011

35,002

0,009

0

-0,009

62

61,991

0,009

-0,065

-0,195

24,935

24,805

0,13

+0,015

+0,002

20,015

20,002

0,013

Зазар Smax

Smin

0,0185

0,325

0,065

0,019

Параметры

Соединения

?35k5

?62Js6

?25Н11/d11

?20Н7/k6

Натяг Nmax

Nmin

0,019

0,002

0,0005

0,015

Допуск посадки

0,017

0,019

0,26

0,034

1.1 Расчет гладких калибров

Для соединения шестерня-вал 20Н7/k6 выполняем расчет калибров для контроля деталей: пробки — для контроля отверстия и скобы — для контроля вала.

Расчет калибров-пробок

Dmax = dн ES = 20+0,021 = 20,021 мм

Dmin = dн + EJ = 20+0 = 20 мм

По таблице 3.1 выбираем величины: Z=3 мкм; Y=3 мкм

H=4 мкм

ПРmax = Dmin+Z+H/2=20+0,003+0,002=20,005 мм

ПРmin = Dmin+Z-H/2=20,021+0,003-0,002=20,022 мм

ПРизн = Dmin- Y = 20 — 0,003 = 19,997 мм

НЕmax = Dmax + H/2 = 20,021+0,002 = 20,023 мм

НЕmin = Dmax — H/2 = 20,021-0,002 = 20,019 мм

Исполнительный размер рабочего проходного калибра (пробки)

ПРисп = 20,005 ,-0004 мм

Исполнительный размер рабочего непроходного калибра (пробки)

НЕисп = 20,019 -0,004 мм

Расчет калибров-скоб

dmax = dн + es =20 + 0,015=20,015 мм

dmin = dн + ei = 20+0,002 =20,002 мм

По таблице 3.1 выбираем величины: Z1=3 мкм; Y1=3 мкм

H1=4 мкм

ПРmax = dmax-Z1+H1/2 = 20,015-0,003+0,002=20,014 мм

ПРmin = dmax-Z1-H1/2 = 20,015-0,003-0,002=20,01 мм

ПРизн = dmax+Y1 = 20,015+0,003=20,018 мм

НЕmax = dmin+ H1/2 = 20,002+0,002=20,004 мм

НЕmin = dmin — H1/2 = 20,002-0,002=20 мм

Исполнительный размер рабочей проходной скобы

ПРисп = 20,014+0,004 мм

Исполнительный размер рабочей непроходной скобы

НЕисп = 20+0,004 мм.

2. Расчёт точности резьбовых соединений

Дана резьба М48х2-6G/6е

По ГОСТ 8724-81 устанавливаем, что диаметр заданной резьбы входит в 1-й ряд предпочтений. Номинальные значения наружного диаметра болта и гайки, а также шаг указаны в обозначении резьбы

D=d=48 мм, Р=2 мм

Номинальные значения среднего и внутреннего диаметров находим по ГОСТ 24705-81.

Средний диаметр резьбы D2 = d2 =46,701 мм

Внутренний диаметр резьбы D1 = d1 =45,835 мм

По ГОСТ 16093-81 находим предельные отклонения для всех диаметров резьбы.

Наружная резьба М48-6е имеем:

для d, d2, и d1 верхнее отклонение — es=-71 мкм

для d нижнее отклонение — ei =-351 мкм

для d2 нижнее отклонение — ei = -251 мкм

Внутренняя резьба М48-6G имеем:

для D, D2 и D1 нижнее отклонение EI =+38 мкм

для D2 верхнее отклонение ES=+274 мкм

для D1 верхнее отклонение ES=+413 мкм

Результаты расчетов

Параметры

Болт

Гайка

d

d2

d1

D

D2

D1

Номинальный

48

46,701

45,835

48

46,701

45,835

Верхнее отклонение

Нижнее отклонение

-0,071

-0,351

-0,071

-0,251

-0,071

Не нормир.

Не нормир.

+0,038

+0,274

+0,038

+0,413

+0,038

Наибольший размер

Наименьший размер

47,929

47,649

46,63

46,45

45,764

Не нормир

Не нормир

48,038

46,975

46,739

46,248

45,873

3. Выбор посадок шпоночных соединений

Дано шпоночное соединение с призматической шпонкой длиной 110 мм, диаметр соединения вал-втулка ?220 Н7/m7 соединение плотное.

Для 220 по ГОСТ 23360-78:

  • ширина шпонки и пазов в=50 мм;
  • высота шпонки h=28 мм;

глубина паза вала t1=17 мм втулки t2=11,4 мм

Для заданного вида соединения выбираем поля допусков по размеру в: шпонка по ширине — h9; паз вала — Р9; паз втулки — Р9.

высота шпонки — h11;

  • длина шпонки — h14;
  • длина паза вала — Н15;

глубина паза вала t1=17 +0,3 t2=11,4+0, 3

По ГОСТ 25347-82 и табл. 2.1 находим предельные отклонения параметров: шпонка в=50-0,062 мм, h=28-0,13 мм, l=110-0,87 мм.

Расчет предельных размеров параметров соединения.

Предельные размеры втулки

dmax = dн + ES = 220+0,046 = 220,046 мм

dmin = dн + EJ = 220-0 = 220 мм

Предельные размеры вала:

dmax = dн + es =220 + 0,063 =220,063 мм

dmin = dн + ei = 220+0,017 =220,017 мм

Результаты расчета

Параметры

Втулка

Вал

Шпонка

max

min

max

min

max

min

Диаметр d

220,046

220

220,063

220,017

Ширина в

Глубина паза t1, t2

Высота шпонки

49,074

17,3

49,012

17

49,074

11,7

49,012

11,4

50

28

49,038

27,87

Длина шпонки и паза вала l

111,4

110

110

109,13

4. Расчет точности шлицевых соединений

подшипник посадка точность шпоночный

Определение серии соединения и способа центрирования. По ГОСТ 1139-80 находим, что соединение D-20х112х125Н7/js6х9F8/js7 относится к тяжелой серии. Центрирование производится по наружному диаметру D. Это центрирование применяется при твердости отверстия втулки, допускающей обработку протягиванием.

Определение поля допуска не центрирующего диаметра

По ГОСТ 1139-80 находим поле допуска втулки по размеру d: Н11. Для вала при центрировании по D поле допуска по d буквенного обозначения не имеет. d1min=104 не менее по ГОСТ 1139-80. По диаметру D втулка-Н7, вал — js6. Ширина паза втулки в-F8, вала-js7

Расчет предельных размеров параметров

Предельные размеры втулки:

Dmax = dн + ES = 125+0,040 = 125,040 мм

Dmin = dн + EJ = 125+0 = 125 мм

dmax = dн + es =112+0,220 = 112,22 мм

dmin = dн + ei = 112+0 = 112 мм

вmax =вн+ ES = 9+0,035=9,035 мм

вmin =вн+ EJ = 9+0,013=9,013 мм

Результаты расчетов

Размеры и отклонения

Втулка

Вал

D

d

в

D

d

в

Номинальный размер

125

112

9

125

112

9

Верхнее отклонение нижнее отклонение

+0,040

0

+0,20

0

+0,035

+0,013

+0,0125

-0,0125

+0,007

-0,007

Наибольший размер

125,04

112,22

9,035

125,0125

112

9,007

Наименьший размер

125

112

9,013

124,9875

104

8,993

5. Выбор точности зубчатых передач

Дана зубчатая передача с модулем m=1 мм, числами зубьев z 1 =21 и z2 =36, углом наклона зуба =0°, шириной венца bw =15 мм. Частота вращения колеса n2 =6900 об/мин, температурой зубчатых колес t1 =70°C температурой корпуса t2 =55°C.

Определение основных параметров зубчатой передачи. Диаметры делительных окружностей:

шестерни: d1 = mn

  • Z1/cos=1·21/ cos0°= 21/1 = 21 мм

колеса: d2= mn

  • Z2/cos=1·36/ cos0°= 36/1 = 36 мм

Межосевое расстояние в передаче:

а w 12 =mn ·(z1 +z2 )/2·cos=1·(21+36)/ 2·1 = 28,5 мм

Выбор степени точности передачи

Используем табличный метод выбора степеней точности.

Определяем окружную скорость зубчатого колеса:

V=m n ·z2 ·n2 /60·1000=3,14·1·36·6900/60·1000=12,99 м/с

В зависимости от окружной скорости устанавливаем степень точности по нормам плавности. Скорость 12,99 м/с соответствует 7-ой степени точности. Назначаем по нормам кинематической точности и нормам контакта зубьев также 7-ю степень точности.

Выбор вида сопряжения зубчатых колес в передаче

Определяем величину бокового зазора, предназначенную для температурной компенсации

Jn1 = аw1

  • [бp 1 ·(t1-20°) — бp2 ·(t2-20°)]·2sinб

аw1 — межосевое расстояние передачи,

бp 1 , бp2 — коэффициенты линейного расширения материалов зубчатых колес и корпуса:

t1 и t2 — расчетные температуры нагрева соответственно зубчатых колес и корпуса.

б-угол зацепления (б=20°)

для стальных колес бp 1 =11,5·10-6 , для чугунного корпуса

бp 2 =10,5·10-6

Jn1=28,5·[11,5·10 -6 ·(70-20) — 10,5·10-6 ·(55-20)]·2·0,3420=0,004045 мм 4,045 мкм

Jn2=k·mn,

где k=10-30, принимаем k=15

Jn2=15·1 = 15 мкм

Расчетный боковой зазор

Jn расч = Jn1 + Jn2 =4,045+15=19,045 мкм

По значению Jn расч и аw1=28,5 мм выбираем вид сопряжения Е, для которого Jn min=30 мкм

8-С ГОСТ 1643

Выбор комплексов контролируемых параметров.

Для контроля кинематической точности зубчатых колес по ГОСТ 1643-81 выбираем кинематическую погрешность колеса Fir

Для шестерни Fi1 =Fp1 + ft1 = 32+11=43 мкм

Для колеса Fi2 =Fp2 + ft2 = 36+11=47 мкм

Fp1 =32 мкм

Fp2=36 мкм-допуск на накопленную погрешность шага зубчатого колеса

ft1 = 11 мкм

ft2 = 11 мкм — допуск на погрешность профиля зуба

Допуск на местную кинематическую погрешность шестерни

fi1 =25 мкм, fi2 =25 мкм

Для контроля контакта зубьев в передаче выбираем показатель — суммарное пятно контакта. Размеры пятна контакта

по высоте зубьев -45%, по длине зуба-60%.

Предельные отклонения межосевого расстояния fа=±16 мкм.

Наименьшее дополнительное смещение исходного контура

шестерни Енs1= -35 мкм, колеса Енs2= -35

для шестерни Fr1 =36 мкм, для колеса Fr2 =36 мкм

Допуск на смещение исходного контура шестерни Тн1 =45 мкм

колеса Тн2 =60 мкм.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kontrolnaya/dopuski-podshipnikov-kacheniya/

1. А.И. Якушев, Л.Н. Воронцов, Н.М. Федотов. Взаимозаменяемость, стандартизация и измерения. М «Машиностроение» 1986 г.

2. Допуски и посадки: Справочник в 2 ч. Под ред. В.Д. Мягкова. Л. «Машиностроение» 1982 г. Ч. 1

3. Допуски и посадки: Справочник в 2 ч. Под ред. В.Д. Мягкова. Л. «Машиностроение» 1982 г. Ч. 2

4. А.С. Зенкин, И.В. Петко «Допуски и посадки в машиностроении. Справочник. К.: Техника. 1984 г.