Диалектика технического творчества и его особенности

Контрольная работа

техническое творчество научноеПри создании новой техники и технологии необходимо решать большое количество задач, связанных с широким кругом теоретических и практических задач, при всём этом следует значительно больше обращать внимания способам и методам научно-практической деятельности. При этом получение значимого результата самым непосредственным образом зависит от исходной теоретической позиции, от принципиального подхода к постановке проблемы и определения общих путей движения исследовательской мысли [1].

Цель работы — ознакомиться с диалектикой технического творчества и его особенностями, а именно с:

  • видами научного познания;
  • классификаций технических систем;
  • видами противоречий;
  • закономерностями развития технических систем;
  • оценкой творческой работы;
  • ролью коллектива и личности в техническом творчестве.

1. Общие положения

Логика и методология — науки все более превращаются в самостоятельную научную дисциплину.Можно выделить четыре уровня методологии:а) философский;б) общенаучный;в) конкретно-научный;г) методика и техника научного исследования.Методологическую основу технического творчества составляет материалистическая диалектика (1-й уровень) как наука о в наибольшей мереобщих законах развития природы, общества и мышления и системный подход (2-й уровень) как единое направление в развитии современного научного познания.

2 Виды научного познания

3 Классификация технических систем

4 Виды противоречий

5 Закономерности развития технических систем

При проведении творческой работы допустимо говорить о низшем и высшем уровнях творчества. Низший уровень состоит в использовании уже существующих знаний — расширении области их применения. Так было, к примеру, с изобретением книгопечатания: уже известный ранее способ размножения рисунков был использован для размножения текстов.Творчество высшего уровня связано с созданием какой-то совершенно новой, не имеющей аналога, концепции, идеи, в большей или меньшей степени революционизирующей науку и технику (примером может служить созданием А. Эйнштейном теории относительности).В бывшем СССР, да и у нас, на Украине, решения в области научно-технического творчества признавались открытием, изобретением или рационализаторским предложением.Открытие — это установление неизвестных ранее объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания.Изобретение — это новое и обладающее существенными отличиями техническое решение в любой области промышленности или обороны страны, дающее положительный эффект.

9 стр., 4123 слов

Изобретательство как форма технического творчества. Теория решения ...

... результате инженерной деятельности, направленной на разработку новых технических решений на основании известных закономерностей. Результатом технического творчества являются простые изобретения, рационализаторские предложения и конструкторские разработки. Изобретательство, как форма технического творчества может включать в себя все виды инженерного творчества, однако, ...

Согласно закону Украины «Об охране прав на изобретения и полезные модели», который введен в действие с 1 июля 1994года, изобретениями считаются технические решения, которые не противоречат интересам граждан, принципам гуманности и морали, являются новыми, имеющие патентоспособность, то есть они являются частью уровня техники. Причем уровень техники включает все сведения, ставшими общедоступными в мире до даты подачи заявки на изобретение в Госпатент Украины. Рационализаторское предложение — это техническое решение, являющееся новым и полезным для конкретного предприятия, организации или учреждения, которому оно подано, и предусматривающее изменения технологии производства или конструкции изделий, применяемой техники или состава материала. Из этих определений ясно, что отличия форм (уровня) творчества зависят от степени новизны, полученного того или иного решения. Формы творчества в той или иной мере присущие различным видам деятельности по созданию новой техники, характеризуются своим научно-техническим содержанием и соответствует разным уровням новизны.Все изобретательские задачи, связанные с созданием новой техники, разделяют условно на пять уровней, а творческий процесс их решения на шесть стадий (А — выбор задачи; Б — выбор поисковой концепции; В — сбор информации; Г — поиск идеи решения; Д — развитие идеи в конструкцию; Е — внедрение), каждая из которых может быть пройдена на одной из пяти уровней [1].

Данные о содержании каждого из уровней и стадий творческого процесса приведены в таблице 1.Таблица 1 — Уровни технического творчества и его стадии

Уровни

Стадии творческого процесса

А

Б

В

Г

Д

Е

5

Найдена новая проблема

Найден новый метод

Получены новые данные, относящиеся к проблеме

Найден новый принцип

Созданы новые конструктивные прин-ципы

Изменена вся систе-

ма, в которую вошла новая кон-струкция

4

Найдена новая задача

Найдена новая поисковая концепция

Получены новые данные, относящиеся к задаче

Найдено новое решение

Создана новая конструк-ция

Конструкция приме-нена по-новому

3

Изменена исходная задача

Поисковая концепция изменена примени-тельно к условиям задачи

Собранная информация изменена примени-тельно к условиям задачи

Изменено известное решение

Изменена исходная конструк-ция

Внедрена новая кон-струкция

2

Выбрана одна из несколь-ких задач

Выбрана одна поис-ковая концепция из нескольких

Собраны сведения из нескольких источников

Выбрано одно реше-ние из нес-коль-ких

Выбрана одна из нескольких конструк-ций

Внедрена моди-фикация готовой конструкции

1

Использована готовая задача

Использована готовая поисковая концепция

Использованы имеющиеся сведения

Использовано готовое решение

Использована готовая конструк-ция

Внедрена готовая конструкция

Выбор задачи

Выбор поисковой концепции

Сбор инфор

мации

Поиск идеи реше-ния

Развитие идеи в конструк-цию

Внедрение

Анализируя требования к изобретательским задачам в соответствии с уровнем можно отметить, что для первого уровня можно считать характерным использование готового объекта почти без выбора, второго — выбор одного объекта из нескольких, третьего — частичное изменение выбранного объекта, четвертого — создание нового объекта, или полное изменение исходного и для пятого — создание нового комплекса объектов.

Оценивая путь создания новых технических объектов необходимо отметить, что но протяжении многовековой истории технического творчества изобретатели шли к цели старым, малопроизводительным методом проб и ошибок. Перебирая (часто бессистемно, случайно) большое количество вариантов, они находили нужное решение.

Изобретатель мысленно задавал себе вопрос: «А, что если сделать так? Или так?» и т.д. Причем чем сложнее задача, тем больше возможных вариантов ее решения, тем больше проб нужно совершать. Считают, что для решения задачи первого уровня необходимо сделать несколько проб, а для каждого последующего уровня их количество на порядок увеличивается. Имеет место явная тенденция к уменьшению количества изобретений и увеличению их трудоемкости (оцениваемой условно по числу проб и ошибок) с ростом их уровня.

Анализ большого количества изобретений, проведенный изобретателем и писателем Г.С. Альтшуллером [3], позволил получить результаты, приведенные на рисунке 3 и в таблице 2.

/

/

2

1

/

/

2

1

Рисунок 3 — Зависимость количества изобретений (а) и трудоемкости процесса решения технической задачи (б) от творческого уровня решения.

Таблица 2 — Данные о количестве изобретений в зависимости уровня сложности технической задачи

Уровень сложности

Количество изобретений, %

Количество проб для решения задачи

1

2

3

4

5

32

45

19

3,7

0,3

n < 10

n

  • 10

n

  • 102

n

  • 103

n

  • 104

Из данной таблицы следует, что около 77% зарегистрированных изобретений представляют собой лишь новые конструкции, усовершенствования, для создания которых достаточны знания и навыки, которыми обязан обладать каждый современный инженер. Вместе с тем качественное изменение техники обеспечивают именно решения 3-5 уровней. А они составляют менее одной четвертой от приведенного количества.

Задачи разных уровней имеют и качественные различия. Если на первом уровне решения задач ищут в пределах одной узкой специальности, то на второй — в одной отрасли техники, в третьем — в других отраслях, на четвертом — не в технике, а в науке с использованием физических и химических эффектов и явлений. Наиболее сложные задачи пятого уровня могут быть решены лишь на основе новых знаний, т.е. после того как сделано открытие.

Понятие «творчество» не есть что-то неизменное: содержание, вкладываемое в него, постоянно меняется — творческая деятельность поднимается на все более и более высокий уровень, одновременно растет количество и сложность задач, требующих разрешений.

7 Роль коллектива и личности в техническом творчестве

В настоящее время научно-техническое творчество стало сферой коллективной деятельности. Поэтому коллективы, где рождаются изобретения, должны представлять собой систему, способствующую творчеству и не исключающую индивидуальную инициативу [9].

Специфика творчества приводит к тому, что в первичных коллективах постоянно появляются люди, занимающие в решении задач различные «ролевые» позиции. Один из сотрудников берет на себя роль генератора идей, другой — критика, третий выполняет организаторскую, четвертый — исполнительскую часть работы, пятый занимается внедрением и т.д. На практике одному работнику приходится выполнять несколько ролей.Любой творческий коллектив можно считать здоровым, если его состав формулируется на основе принципа паритетности (непрерывности).

Считается, что число сотрудников в творческом коллективе не должно превышать 20 человек.Стабильность деятельности творческого коллектива достигается так же за счет имитации его членами функции друг друга, т.е. подмены любого сотрудника другим.Чтобы каждый сотрудник работал с максимальной отдачей, необходимо строжайшее соблюдение принципа научного равенства.Наиболее важными чертами морально — психологического климата научной школы признаются следующими: демократизм; отсутствия «табели о рангах»; дух коллективизма; оценка работника по способностям и сообразно, его мышлению; уважение к критике; высокие моральные качества руководителя; его кропотливая работа с учениками.Актуальное значение в современном обществе принимают нравственные вопросы творческой деятельности.Творчество по природе своей предполагает активность, инициативность, свободу духовного и практического самовыражения и самоутверждения человека.При выполнении творческой работы ее участники должны постоянно руководствоваться такими принципами: любое утверждение, положение, открытие, изобретение и т.п. должно быть всесторонне доказано, обосновано, выведено методами, средствами, способами, взятыми из арсенала науки.Принцип защиты истины имеет особое значение в этике творчества и предусматривает смелое отстаивание своих убеждений.Популярностью пользуется афоризм, приписываемый Аристотелю: «Платон мне друг, но истина дороже». Долг каждого ученого, изобретателя поддерживать и развивать демократизм в научной группе, лаборатории. Выводы В процессе выполнения контрольной работы мы ознакомились с диалектикой технического творчества и его особенностями, а также с:

  • общими положениями;
  • видами научного познания;
  • классификаций технических систем;
  • видами противоречий;
  • закономерностями развития технических систем;
  • оценкой творческой работы;

— ролью коллектива и личности в техническом творчестве.Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kontrolnaya/dialektika-v-stroitelnoy-sfereskachat/

1. Чус А.В., Данченко В.Н. Основы технического творчества.- Киев — Донецк: Вища школа, 1983-183с.

2. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества. — М.: Машиностроение, 1988.-366с.

3. Альшулер Г.С. Алгоритм изобретения. — М.: Московский рабочий, 1973.

4. Альшулер Г.С. Творчество как точная наука. — М.: Советское радио, 1979.

5. Альшулер Г.С. Найти идею. ВВЕДЕНИЕ в теорию решения изобретательских задач. — Новосибирск: Наука, 1986.

6. Буш Г.Я. Рождение изобретательских идей. — Рига: Лиссма, 1976.

7. Буш Г.Я. Методологические проблемы технического творчества. Тезисы докладов. — Рига: Латвийское РС ВОИР, 1979.

8. Буш Г.Я. Методы технического творчества. Рига: Лиссма, 1972.

9. Антонов А.В. Психология изобретательского творчества. — Киев: Вища школа, 1978.

10. Грамп Е.А. Функционально-стоимостной анализ: сущность, теоретические основы, опыт применения за рубежом. — М.: Информэлектро, 1980.

11. Карпунин М.Г., Майданчик Б.И. Функционально-стоимостной анализ в электротехнической промышленности. — М.: Энергоатомиздат, 1984.

/