Человечество на всем протяжении своей истории постоянно подвергается воздействию катастроф. Они уносят тысячи человеческих жизней, наносят колоссальный экономический ущерб, разрушают многое из того, что люди создавали годами, десятилетиями и даже веками.
Развернувшаяся в ХХ в. беспрецедентная по масштабам инженерная деятельность, вызванные ею изменения природной среды резко увеличили вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Количество аварий, к сожалению, не сокращается. Современное производство усложняется, на малых его площадях концентрируется большое количество энергетических мощностей.
В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры.
Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства. Они связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России. Выгодное географическое положение страны позволяет России получать значительные доходы от экспорта транспортных услуг, в том числе от осуществления транзитных перевозок зарубежных стран по своим коммуникациям.
Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и значительную степень угрозы. Это увеличивает вероятность возникновения аварийных ситуаций . Довольно часто они приобретают характер катастроф, приводят к трагическим последствиям. Целью моей работы является анализ основных причин аварий на транспорте.
Глава 1. Транспортные аварии и катастрофы, понятия и сущность
1.1 Понятие аварии и катастрофы, их отличия.
Для того, чтобы разобраться в отличиях понятий !авария» и «катастрофа» ,сначала, стоит привести наиболее точные определения этих понятий.
Итак, авария:
1) неожиданный выход из строя, повреждение какого-либо
2) опасное техногенное происшествие, создающее на определенной территории или объекте угрозу жизни, здоровью и имуществу людей и могущее приводить к
Природные и техногенные катастрофы
... проблемой и, несомненно, относится к сфере национальной безопасности страны. 1.1 Классификация аварий и катастроф в зависимости от причин их возникновения Аварии и катастрофы по характеру их проявления подразделяют на несколько групп: транспортные аварии (катастрофы) ... ситуаций на АЭС, 60% авиакатастроф и 80% катастроф на море. К сожалению, количество аварий во всех сферах производственной ...
3) разрушение сооружений и/или технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и/или выброс опасных веществ. Как правило, при авариях восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно.1. Основные понятия и определения // ФИНЭК. Курс БЖД. Глоссарии. URL
Катастрофа — событие (авария, стихийное бедствие и др.) с трагическими последствиями. К катастрофам относят событие, в результате которого погибло не менее 100 чел., не менее 400 получили ранения, не менее 35 тыс. чел. были эвакуированы и не менее 70 тыс. чел. остались без источников питьевой воды.
Таким образом, главный критерий в различии аварий и катастроф заключается в тяжести последствий и количестве человеческих жертв.
Классификация транспортны аварий (см. приложение 1)
1.2 ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ АВАРИИ И КАТАСТРОФЫ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА :
- износ технологического оборудования, транспортных средств и основных производственных фондов, достигающий в некоторых отраслях промышленности 90% и более;
- недостаточный выпуск и низкий уровень качества приборов обнаружения и контроля опасных и вредных факторов, а также средств коллективной и индивидуальной защиты от этих факторов;
- недостаточная технологическая надежность системы обеспечения безопасности в промышленности, на транспорте, в энергетике, сельском хозяйстве, а также систем управления;
- недостаточная культура производства, снижение уровня компетенции и ответственности специалистов потенциально опасных предприятий;
- увеличение масштабов использования взрыво-,пожаро- химически, радиационно, биологическиопасных веществ и технологий.
1.3 ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ РОСТА ЧИСЛА ПОСТРАДАВШИХ И ПОГИБШИХ ПРИ ТЕХНОГЕННЫХ АВАРИЯХ И КАТАСТРОФАХ:
- недостаточность и несогласованность в осуществлении
мер по предотвращению аварий и катастроф,
уменьшению возможных людских потерь и материального
ущерба;
опасных объектов в непосредственной близости
от жилых зон и систем их жизнеобеспечения;
- недостаточный контроль за состоянием потенциально
опасных производств и объектов;
- резкое уменьшение объемов строительства и производства
коллективных и индивидуальных средств
защиты для персонала объектов экономики и населения;
- отсутствие необходимого количества локальных
систем оповещения об авариях на потенциально
опасных объектах.
- Существенно увеличивают негативные последствия
техногенных чрезвычайных ситуаций паника, распространение
ложных и правокационных слухов, неповиновение должностным лицам и представителям власти.
Глава 2. Особенности транспортных аварий и катастроф.
2.1 Аварии на автомобильном транспорте (ДТП).
ДТП – это транспортная авария, возникшая в процессе дорожного движения с участием транспортного средства и повлекшая за собой гибель людей и (или) причинения им тяжелых телесных повреждений, повреждения транспортных средств, дорог, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.
Технология транспортных процессов
... производственной практики - формирование представления о работе транспортной компании, приобретение навыков работы в данной сфере, а также ... документации и инструктивных материалов к технологическим процессам на предприятии, их характеристика. 3. Выполнение ... рабочим безопасных приемов работы, нарушение правил техники безопасности, неправильное использование средств индивидуальной защиты. Причинами ...
Ежегодно в мире в ДТП погибает более 300 тысяч человек, а общее число, получивших травмы, превышает 15 миллионов человек. В РБ ежегодно происходит от 7 до 8 тыс. ДТП, при этом ежегодно погибают 1,5 – 2 тысячи человек, травмы и ранения получают несколько тысяч человек, многие становятся инвалидами.
ДТП подразделяются на девять видов:
1. Столкновение — происшествие, при котором движущиеся
Столкновения могут быть встречными, попутными и боковыми.
2. Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство
3. Наезд на препятствие — происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало или ударилось о неподвижный предмет (например, опору моста, столб, дерево, ограждение, кучу строительного материала и т.д.).
Если автобус наехал на бордюрный камень, от этого в салоне автобуса упал пассажир и получил телесные повреждения, то ДТП квалифицируется как наезд на препятствие.
4. Наезд на пешехода — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на человека, находящегося на проезжей части дороги или обочине (бордюре), либо человек ударился о движущееся транспортное средство (в данном случае пешеход нарушил ПДД), либо человек пострадал от перевозимого транспортным средством груза, выступающего за габариты или упавшего с транспортного средства (например, контейнеры, тросы, Доски и т.п.).
К наездам на пешехода относятся случаи наезда на человека, катающегося на лыжах, санках, коньках, самокатах и т.п., перемещающегося в инвалидной коляске без двигателя, на ребенка, катающегося на трехколесном велосипеде.
5. Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам ударился о движущееся
6. Наезд на животное — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на диких или домашних животных, птиц либо сами животные и птицы ударились о движущиеся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен имущественный ущерб.
Независимая техническая экспертиза транспортного средства
... данные о техническом состоянии транспортного средства, дорожной обстановке на месте происшествия, действиях и возможностях участников ДТП, механизме ДТП, об обстоятельствах, способствовавших совершению происшествия, которые устанавливает эксперт-автотехник на основе ...
7. Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором движущееся
8. Падение пассажира — происшествие, при котором произошло падение пассажира с
9. Иные виды ДТП— происшествия, не относящиеся к указанным выше видам: падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезды на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отвалившееся колесо и др.), на лиц, не являющихся участниками дорожного движения и т.п. Например, водитель не справился с управлением транспортного средства и совершил наезд на человека, идущего по пешеходной дорожке. Дорожно-транспортное происшествие квалифицируется как иной вид ДТП, так как пострадавший не являлся участником дорожного движения..
Основными причинами ДТП являются:
- низкий профессиональный уровень отдельных водителей;
- невоспитанность; беспечность и самонадеянность как водителей так и пешеходов;
- управление автомобилем в нетрезвом состоянии, неисправности машины;
- плохие дороги; неблагоприятные метеорологические условия и др.
- нарушение правил дорожного движения,
- техническая неисправность автотранспорта (( относительное (%) количество ДТП по основным видам неисправностей в ТС : см. приложение 2))
- превышение скорости движения,
- недостаточная подготовка лиц, управляющих транспортом, слабая их реакция и др.
- Нередко причиной аварий и катастроф становится менеджмент автотранспортом лицами в нетрезвом состоянии.
- К серьезным дорожно-транспортным происшествиям приводят невыполнение правил перевозки опасных грузов и несоблюдение при этом необходимых требований безопасности.
- Другой причиной дорожных аварий является неудовлетворительное состояние дорог. Иногда на проезжей части можно видеть открытые люки, неогороженные и неосвещенные участки ремонтных работ, отсутствие предупреждающих об опасности знаков. ((относительное (%) количество ДТП по основным видам неудовлетворительного состояния автомобильных дорог : см. приложение 3))
Все это в совокупности приводит к огромным потерям.
Только в Москве на дорогах ежегодно погибают до 80 детей, это три полных класса. Травмы получают 1000 — целая учебное заведение. В России за год под колесами машин и в дорожных авариях погибают до 40 тыс. человек. Это почти в три раза больше, чем за девять лет войны в Афганистане.
По сведениям Всемирной организации здравоохранения, в результате дорожно-транспортных происшествий в Западной Европе ежегодно погибают приблизительно 100 тыс. человек и более 200 тыс. получают серьезные травмы.
Требования охраны труда при эксплуатации транспортных средств ...
... Поэтому основным требованием техники безопасности при эксплуатации автомобиля ... третий. При этом, в результате дорожно-транспортных ... эксплуатации автомобиля и дорожного движения. К проблемам надо подходить подготовлено: иметь необходимые инструменты в автомобиле, аптечку. Объектом исследования является автомобиль. Предметом исследования безопасность при эксплуатации ... на городских видах транспорта. На ...
2.2 Аварии на железнодорожном транспорте
Железнодорожная авария — это авария на железной дороге, повлекшая за собой:
- повреждение одной или нескольких единиц подвижного состава железных дорог до степени капитального ремонта и/или гибель одного или нескольких человек,
- либо, причинение пострадавшим телесных повреждений различной тяжести;
- либо, полный перерыв движения на аварийном участке, превышающий нормативное время.
В соответствии приказом МПС РФ № 1-Ц от 08.01.1994 г. и распоряжением ОАО «Российские железные дороги» № 1632р от 18.10.2005 г. нарушения безопасности на железнодорожном транспорте подразделяются на следующие виды: