объектов, и восстановление уже существующих путем их текущего и капитального ремонта, а также работ по реконструкции. Продукцией строительства являются законченные и подготовленные к вводу в действие новые и реконструируемые промышленные предприятия и цеха, жилые дома, общественные здания и другие объекты. Строительные организации в качестве хозяйствующих субъектов экономики характеризуются рядом отраслевых особенностей в технологии производства, организационно-правовых основах деятельности, системе бухгалтерского учета и налогообложения.
Так, строительство отличается от других отраслей тем, что конечный продукт его всегда неподвижен относительно земли, индивидуален (даже если объекты построены по одному и тому же проекту), и рассчитан на длительную эксплуатацию. Особенностями строительства являются также длительность проектирования и строительства объекта, многообразие видов строительно-монтажных работ при строительстве каждого объекта, зависимость сроков и качества строительства от месторасположения объекта, природных условий и даже времени года.
Все это обуславливает порядок ценообразования в
В настоящее время правовое регулирование договорных отношений участников строительства и, как следствие, особенности бухгалтерского и налогового учета приобрели особое значение для субъектов хозяйственной деятельности.
Все эти проблемы, а также необходимость
Цель работы — теоретическое исследование вопросов, связанных с аудитом операций в строительных организациях.
При аудите используются:
1. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организаций» ПБУ 10/99 (утв. Приказом Минфина России от 06.05.99. № 33н, в ред. от 30.03.01.);
2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94 (утв. Приказом Минфина России от 20.12.94.№167);
Разработка информационной системы учета работы строительного предприятия
... заказов на строительство объектов; Учет продаж; Составление отчетов по деятельности предприятия; Учет финансовой деятельности предприятия (расчет доходов, расходов предприятия). 2. Техническое задание на создание информационной системы 2.1 Общие сведения Автоматизированная информационная система «Строительное ...
3. Типовые методические рекомендации по планированию и учету себестоимости строительных работ (утв. Минстроем России от 04.12.95. № БЕ-11-260/7, в ред. от 14.08.97., с 1 января 2002. утратили силу в связи с Письмом Госстроя России от 09.11.01. № НМ-6128/7, однако, применяются с учетом положений Письма Минфина России от 29.04.02. № 16-00-13/03);
4. Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве МДС 81-33.2004 (утв. Постановлением Госстроя России от 12.01.04.№6) и др.;
5. нормативные документы Госкомстата России (в частности, альбомы унифицированных форм первичной учетной документации, применяемых для оформления хозяйственных операций, как общего назначения, так и отражающих специфику строительной деятельности, и др.);
6. нормативные документы других федеральных органов исполнительной власти.
Глава 1. Аудит общих документов строительной организации.
1.1 Аудит сметной документации
Одним из важнейших объектов аудита в строительной организации являются сметы, так как стоимость строительства определяется именно по смете. Сметная стоимость — это сумма денежных средств, необходимых для осуществления строительства в соответствии с проектными материалами. Главная задача аудитора — установление правильности и законности формирования сметной стоимости.
Основания для определения сметной стоимости строительства следующие:
- исходные данные заказчика для разработки сметной документации, предпроектная и проектная документация, включая чертежи, ведомости объемов строительных и монтажных работ, спецификации и ведомости потребности оборудования, решения по организации и очередности строительства, принятые в проекте организации строительства (ПОС.), пояснительные записки к проектным материалам;
- действующие сметные нормативы, а также отпускные цены и транспортные расходы на материалы, оборудование, мебель и инвентарь;
- отдельные, относящиеся к соответствующей стройке, решения органов государственной власти.
Аудитору следует установить последовательность составления сметной документации, переходя от мелких к более крупным элементам строительства: вид работ (затрат) — объект — пусковой комплекс — очередь строительства — строительство
Применительно к составлению сметной
Если на строительной площадке по проекту возводится только один объект основного назначения без строительства подсобных и
Сметная стоимость строительства (ремонта) в соответствии с технологической структурой капитальных вложений и порядком осуществления деятельности строительно-монтажных организаций может включать:
Сводный сметный расчет стоимости строительства
... на номер указанных сметных документов. Сметная стоимость каждого объекта, предусмотренного проектом, распределяется по графам, обозначающим сметную стоимость «строительных работ», «оборудования, мебели и инвентаря», «прочих затрат» и «общая сметная стоимость» . Сводный сметный расчет на строительство составляется в ...
- стоимость строительных (ремонтно-строительных) работ;
- стоимость работ по монтажу оборудования (монтажных работ);
- затраты на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и инвентаря;
- прочие затраты.
Для определения сметной стоимости строительств
Для определения сметной стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) рекомендуется составлять следующую документацию в составе проекта (рабочего проекта):
- сводку затрат (при необходимости);
- сводный сметный расчет стоимости строительства (ремонта);
- объектные и локальные сметные расчеты;
- сметные расчеты на отдельные виды затрат.
Сметная документация составляется в текущем уровне цен.
В сметной документации допускается указывать
Смета может быть составлена по установленным нормативам и в произвольной форме, которую обычно называют спецификацией. Любая смета составляется на основе сметных нормативов:
- государственные сметные нормативы — ГСН;
- отраслевые сметные нормативы — ОСН;
- территориальные сметные нормативы — ТСН;
- фирменные сметные нормативы — ФСН;
- индивидуальные сметные нормативы — ИСН.
Сметные нормативы — это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые требования, они служат основой для определения сметной стоимости
Государственные, производственно-отраслевые, территориальные, фирменные и индивидуальные сметные нормативы образуют систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.
Сметные расчеты (сметы) на отдельные виды строительных и монтажных работ, а также на стоимость оборудования составляются исходя:
- из параметров зданий, сооружений, их частей и конструктивных элементов, принятых в проектных решениях;
- объемов работ, принятых из ведомостей строительных и монтажных работ и определяемых по проектным материалам;
- номенклатуры и количества оборудования, мебели и инвентаря, принятых из заказных спецификаций, ведомостей и других проектных материалов.
- действующих сметных нормативов и показателей на виды работ, конструктивные элементы, а также рыночных цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения и услуги. При составлении сметы весь объем строительных работ разбивается на составляющие — элементные сметные нормативы.
При составлении локальных смет учитываются условия производства работ и усложняющие факторы. Кроме этого, общая стоимость работ увеличивается на укрупненные сметные нормативы.
Проектно-сметное дело
... нормативам существующей системы ценообразования. В более широком смысле сметную стоимость можно представить как стоимость инвестиционного проекта, т.е. то количество общественно необходимых затрат труда (ОЗНТ) на строительство ... и обоснованный уровень затрат и расходов. Базисно-компенсационный метод – это затратный метод, при котором производится суммирование стоимости работ и затрат, исчисленных в ...
К укрупненным сметным нормативам относятся:
- нормативы накладных расходов;
- нормативы сметной прибыли;
- сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время;
- сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений;
- индексы изменения стоимости строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ, устанавливаемые к базовому уровню цен;
- нормативы затрат на содержание службы заказчика (технического надзора).
Укрупненные сметные нормативы выражаются в процентах от элементных сметных норм. К элементным сметным нормативам относятся государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001) и индивидуальные элементные сметные нормы, а также нормы по видам работ.
Для большей точности сметных расчетов при составлении сметной документации на основе укрупненных сметных нормативов возможно применение поправок, учитывающих:
- изменения технического уровня и социального прогресса за период от времени окончания строительства объекта-аналога до времени проектирования и строительства нового объекта;
- нестандартные инженерно-геологические условия, влияющие на проектные решения по основаниям и фундаментам зданий сооружений;
- региональные колебания цен на материально-технические ресурсы;
- различия в архитектурно-планировочных и конструктивных решениях;
- иные факторы.
Если организация составляет спецификацию, то берутся рыночные цены. Если составляется смета по нормативам, то соответственно для расчета берутся установленные цены.
Если договор заключается между двумя
Начиная с 2004 г. при составлении смет строительные организации стали пользоваться новыми правилами, которые установлены в Методике определения стоимости строител
1.2 Аудит договоров
Договор — основной юридический акт, определяющий характер правоотношений, права и обязанности его участников.
В ходе аудита договоров обычно проводятся следующие действия:
- определяются виды договоров, которые используются экономическим субъектом в его деятельности, из общей совокупности видов договоров, предусмотренных законодательством;
- проверяется порядок заключения договоров. При этом проводится устный опрос руководства проверяемой организации. Особое внимание уделяется изучению процедуры сбора информации о предполагаемом клиенте;
- осуществляется формальная проверка договоров (проверка наличия соответствующих подписей, соответствует ли подпись лица расшифровке фамилии, а должность лица, подписавшего договор, — важности этого документа).
Отсутствие соответствующих полномочий у подписавшего договор представителя может повлечь впоследствии невозможность получить плату за поставленные товары или добиться возврата выплаченных сумм за товары либо товары будут поставлены не в полном объеме или с существенными недостатками.