Аэронавигационное обеспечение полетов
ЗАДАНИЕ №1. Схема обеспечения авиапредприятия документами АНИ
аэронавигационный карта маршрутный аэродром
В ОАО «Авиакомпания «Белавиа» используются документация в электронном (AIP’ы стран и электронные сборники документов (EFB)) и бумажном виде (контрольные экземпляры сборников аэронавигационной информации «Jeppesen»).
Авиакомпания имеет систему управления и контроля документации и данных, используемых непосредственно в производстве полетов и обеспечении оперативной деятельности, распространяется на всю документацию и любой тип носителя, при этом включает:
1.Идентификацию версий эксплуатационных документов.
2.Процедуры рассылки, которые гарантируют наличие действующей версии производственных документов у соответствующего персонала производства полетов и летных экипажей.
3.Рассмотрения и внесения изменений по мере необходимости для обеспечения актуальности содержащейся в документах информации.
4.Процедуры ведения, четкость.
5.Обзор и пересмотр, по мере необходимости, в целях поддержания соответствия актуальности информации, содержащейся в документации.
6.Процедуры хранения документов, обеспечивающие легкий доступ к информации и их доступность.
7.Идентификация (выявление), изъятие и уничтожение (утилизация) устаревших документов и (или) их печатных копий.
8.Получение документации и/или данных из внешних источников, гарантирующие своевременное получение информации для удовлетворения производственных нужд.
9.Хранение и рассылки документов и/или данных, поступающих из внешних источников, включая руководства, документы и/или данные от распорядительных органов и производителей оригинального оборудования.
Документация, получаемая из внешних источников, поддерживается в актуальном состоянии авиакомпанией, также обеспечен контроль со стороны организации, выпустившей эту документацию.
AIP’ы стран относятся к электронной документации, располагаются на ПК в помещении БАИ и не требуют обновления, т.к. их сопровождают сами страны-держатели контрольных экземпляров. Список AIP’ов полностью охватывает географию полетов авиакомпании и содержит следующие страны:
- Австрия: http://eaip.austrocontrol.at;
- Азербайджан: http://www.caiga.ru;
- Англия: http://www.nats-uk.ead-it.com;
- Армения: ;
- Республика Беларусь: http://www.ban.by/ru;
- Венгрия: http://ais-en.hungarocontrol.hu/aip;
- Голландия: http://www.ais-netherlands.nl;
- Египет: http://www.nansceg.net/ais.html ;
- Иран: ;
- Испания: http://www.enaire.es;
- Казахстан: ;
- Латвия: https://ais.lgs.lv/eAIPfiles;
- Литва: http://www.ans.lt/en;
- Люксембург: http://www.belgocontrol.be/website/eaip;
- Марокко: ;
- Молдавия: http://www.moldatsa.md/ais/public/publications.htm;
- Россия: http://www.caiga.ru/sborniks.php;
- Румыния: http://www.aisro.ro;
- Сербия: ;
- Тунис: http://www.oaca.nat.tn;
- Туркменистан: http://www.caiga.ru/dnload.php;
- Турция: ;
- Финляндия: https://ais.fi/ais/eaip/en/index.htm;
- Франция: http://www.sia.aviation-civile.gouv.fr;
- Чехия: http://ais.ans.cz;
- Швейцария: http://www.skyguide.ch/en;
- Швеция: http://www.lfv.se/en/FPC/IAIP;
- Эстония: http://eaip.eans.ee.
Фирма «Jeppesen» предоставляет сборники аэронавигационной информации на электронных и бумажных носителях.
Конструкторская документация
... -9 Конструкторская документация разрабатывается в соответствии со стандартами Единой системы конструкторской документации. Виды конструкторской документации должны соответствовать ГОСТ 2.102-68 "Виды и комплектность конструкторских документов". Формы конструкторской документации определяются СТП 651.02.007-91 "Формы конструкторской документации". Основной конструкторский документ - спецификация ...
Доставка бумажных поправок осуществляется из типографии г.Ной-Изенбург в окрестностях г.Франкфурта-на-Майне (Германия) с помощью курьерской службы. В помещении БАИ отдела предполетной подготовки экипажей осуществляется внесение поправок в следующие бумажные сборники:
- E(WC)20 (настенная карта в помещении штурманской);
- CHI04 (один комплект из одного сборника);
- AFR04 (один комплект из трех сборников);
- MES04 (один комплект из двух сборников);
- ERM04 (два комплекта из шести сборников);
- CEN04 (два комплекта из пяти сборников);
- ERMHI (один комплект из четырех сборников);
- EEU04 (по два комплекта из четырех и трех сборников);
Один комплект HP6000:
- HPUSA (шесть сборников);
- HPCAN (один сборник);
- HPLAM (один сборник);
- HPSAM (два сборника);
- HPSPA (два сборника);
- HPPAC (два сборника);
- HPEUR (пять сборников);
- HPEEU (три сборника);
- HPMES (два сборника);
- HPAFR (два сборника);
- HPTXD (два сборника).
В целях навигационного и документального обеспечения полетов в авиакомпании используется электронный сборник документов (EFB) на базе планшета Apple iPad.
В электронном виде документы предоставляются посредством программного обеспечения «Jeppesen FlightDeck Pro» фирмы «Jeppesen» Каждый EFB содержит следующие комплекты:
- TBRU01 (Route Manual for Boeing/Embraer fleet);
- TBRU02 (Route Manual for CRJ-100/200 fleet);
- TBRU03 (Text and Enroute charts manual);
- TBRU04 (Route Manual for Tupolev-154 fleet).
Каждый комплект состоит из следующих баз данных:
- Terminal Chart (схемы и процедуры аэродромов);
- Text (текстовая информация — General, ATC, Radio Aids, Entry Requirements и др.);
- Enroute (маршрутная карта);
- Chart Change Notice — уведомления об изменениях (применимы для схем и процедур аэродромов — Terminal Chart, а также для маршрутной информации — Enroute).
36 стр., 17771 слов
Дипломной работа на сегодняшний день наиболее актуальна
... конкурентоспособностью продукции отражены в трудах зарубежных ученых. Однако, не достаточно еще разработаны направления повышения конкурентоспособности строительного предприятия. Цель выпускной квалификационной работы – исследование путей повышения конкурентоспособности. ... и своей конкурентоспособности. В соответствии с этим выбранная тема дипломной работа на сегодняшний день наиболее актуальна. ...
Срок действия баз данных Terminal Chart и Text начинается с даты издания (date of issuance), а цикл обновления составляет 7 дней. Всегда имеется переходный период продолжительностью 6 дней между текущими и последующими данными.
Таким образом, срок действия баз данных Terminal Chart и Text, предоставленных Jeppesen, начинается с даты выпуска и продолжается в течение 13 дней. Данный переходный период введен для того, чтобы иметь достаточно времени для осуществления процедуры обновления до истечения срока действия текущей БД.
По истечении 13 дней срок действия загруженных данных заканчивается. При этом в Jeppesen FliteDeck Pro будет отображаться информация об устаревших данных и доступности новых (цифра в красном кружочке справа сверху иконки).
БД Enroute обновляются каждые 28 дней в соответствии с датами циклов AIRAC. Новая БД Enroute публикуется и становится доступной для скачивания за 5-7 дней до даты смены циклов AIRAC и вступает в силу одновременно с началом вступления нового цикла AIRAC. В течение этих 5-7 дней пользователи программы могут выбрать, какую БД они хотят использовать в приложении.
Визуально это можно представить следующим образом:
В соответствии с соглашением, «Jeppesen» предоставляет доступ к сборникам аэронавигационной информации в электронном виде через сеть Интернет (приложение «ChartViewer3») и допускает распечатку документов аэронавигационной информации с сервера «Jeppesen» для дальнейшего использования их в производстве полетов.
Схема взаимодействия БАИ авиакомпании с внешними поставщиками отображена на рисунке:
Порядок внесения поправок в документы АНИ
Исходя из описанного выше, сотрудники БАИ авиакомпании вносят поправки в бумажные и электронные сборники фирмы «Jeppesen».
Обновление планшетов EFB производится техниками по АНИ согласно Руководства пользователя ПО Jeppesen Mobile FliteDeck User Guide (раздел Data Updates).
Внесение поправок в бумажные документы авиакомпании имеет единообразный порядок, основанный на многолетней мировой практике ведения авиационной документации. Рассмотрим пример внесения поправок в документацию на примере поправок в сборники АНИ фирмы «Jeppesen».
В авиакомпании принят следующий порядок: еженедельно, каждую пятницу рейсом из Франкфурта курьером доставляется поправка. Каждая поправка в сборник сформирована в отдельный конверт. Количество конвертов соответствует количеству сборников в подписке и регулируется договором Д-170/02.13 между ОАО «Авиакомпанией «Белавиа» и компанией «Jeppesen».
Пример конверта для сборника AFR представлен ниже:
В конверте находятся новые листы, которые необходимо заменить или добавить в сборник, а также лист-описание ревизии с указанием изымаемых/добавляемых листов.
Рассмотрим на примере листа для поправки в вышеупомянутый сборник AFR. Лист имеет следующий вид:
В шапке указано, что поправка предназначена для сборника HP6000. Регион — Африка. Ниже указывается номер ревизии и дата ввода поправки в действие.
Отдельным блоком выделена небольшая легенда для сотрудника, который будет вносить поправку. Так, значок «А>» означает, что лист включенный в данную поправку является новым и его необходимо добавить в сборник; и напротив — символ «<D» означает, что лист с номером, который указан после значка (здесь: 16-01/BLK) необходимо из сборника удалить. Для наглядности, эту строку выделяют серым фоном.
Все остальные листы просто заменяются.
После внесения поправки, сотрудником БАИ вносится запись в лист учета ревизий, который располагается в первом томе сборника конкретного региона, напротив соответствующего номера ревизии, с указанием даты внесения поправки и проставлением своей подписи:
Следующим листом подшивается вышеупомянутый лист-описание поправки.
На этом поправка считается внесенной.
Задачи АНО предприятия, решаемые с использованием ЭВМ
В целях навигационного обеспечения полетов используются следующие сертифицированные компьютерные программы:
1. SITA GrafLite: Расчет эксплуатационных планов полета (OFP), запрос NOTAM по аэродромам вылета, назначения, запасным, а также по районам воздушного пространства ОВД. Получение информации по аэродромам (SID, STAR, данные по ВПП, времени работы), воздушным трассам, океаническим трекам. Получение графического построения маршрута, фактической погоды и прогнозов, карт особых явлений погоды. Расчет оптимальной заправки топливом, выбор оптимального маршрута.
2. CFMU RCA: Получение информации о CTOT, наличии действующего плана полета (FPL), маршруте и профиле полета, ограничениях для конкретных полетов, ограничениях (AIM, ANM, CRAM).
Описание воздушных трасс (наличие ограничений, времени их действия, вертикальных границ).
Каталог маршрутов.
3. ETEL: Получение и рассылка по каналу AFTN телеграмм, касающихся выполнения полетов (телеграммы движения ВС), рассылки ATS флайт-планов.
4. Меридиан.NAV: Составление БД маршрутов для повторяющихся планов полета (RPL) на летний и зимний периоды.
5. Меридиан.NET: Составление повторяющихся планов полета (RPL) на летний и зимний периоды.
6. Меридиан.OPS: Данные по движению самолетов авиакомпании (номер рейса, тип ВС, регистрационный номер ВС, данные о количестве пассажиров, времени вылета, времени задержки и прибытия, информация о наличии ОГ на борту (NOTOC).
7. RPL Input Application (резерв): Составление повторяющихся планов полета (RPL) на летний и зимний периоды.
8. SITATEX: Резервные канал связи SITA при отказе удаленного рабочего стола RDP (GraFlite, QLLC) и WEB-интерфейса FBOL для расчетов эксплуатационных планов полета (OFP), получения NOTAM, фактической погоды и прогнозов. Осуществление рассылки и приема телеграмм, касающихся выполнения полетов; режимов работы оборудования SITA.
9. AirCom Server: Данные по движению самолетов авиакомпании (номер рейса, тип ВС, регистрационный номер ВС, время вылета и прибытия, место ВС) передающиеся по каналу SITA AirCom. Обмен служебными сообщениями (текстовые сообщения, эксплуатационные планы полетов (OFP) в формализованном для FMS виде) в процессе выполнения рейса.
Примеры выходной документации приведены в Приложении:
1. Пример эксплуатационного плана полета (OFP);
2. Пример информации НОТАМ;
3. Пример телеграммы полученной по каналу АФТН;
4. Пример телеграммы полученной по каналу SITATEX.
ЗАДАНИЕ №2. Перечислить аэронавигационную информацию, которая содержится на маршрутной карте Вашего района
Маршрутная карта Верхнего воздушного пространства в районе а/д «Минск-2» (UMMS) имеет вид:
№ п/п |
Условное обозначение |
Наименование элемента |
Примечание |
|
1 |
Трасса |
129 — расстояние участка в м.милях; T509 — трасса RNAV; FL290 — MEA; FL450 — MAA. |
||
2 |
Гражданский аэродром IFR |
UMMM — код ICAO. |
||
3 |
ПОД RNAV |
DELON — идентификатор |
||
4 |
Граница секторов УВД |
UTA — зона верхнего контроля, С — класс в/п. |
||
5 |
МБВ в секторе |
В сотнях футов. До 10000ft. обозначается зеленым, выше — коричневым |
||
6 |
Расстояние участка между двумя нав. средствами |
В м.милях |
||
7 |
ПОД |
KOLAK — идентификатор |
||
8 |
ПНД RNAV |
TEDRO — идентификатор |
||
9 |
Зона специального назначения |
D — опасная; 187 — номер зоны. |
||
10 |
Координатная сетка, место ВС, ВОР-маяк, аэродром, МПУ трасс |
N54 — широта; MNS — привод VORDME |
||
11 |
Указатель севера карты |
Истинный |
||
ЗАДАНИЕ №3. Построить график максимально допустимой взлетной массы от температуры воздуха у земли
Определим исходные данные для расчета, исходя из таблицы 2 методических указаний:
- длина ВПП — 2040 м.
- длина КПТ — 80 м.
- длина СЗ — 400 м.
- уклон ВПП — +1%
- коэффициент сцепления — 0,6
- давление на аэродроме — 748 мм.рт.ст.
- продольная составляющая ветра — +10 м/с.
- тип ВС — Ту-154М (эксплуатируется в авиакомпании).
Задаваясь значением температуры воздуха у земли t 0 от +15 до +35°С с шагом в 5° рассчитаем МДВМ в соответствии с РЛЭ ВС Ту-154М.
Обратимся к разделу 3, глава 3.1 «Расчет полета», 3.1.5 «Определение максимальной допустимой взлетной массы самолета, угла отклонения закрылков и скорости принятия решения». Порядок расчета описан в гл. 7.3. 1-й книги РЛЭ и состоит из двух частей:
- определение максимально допустимой приведенной взлетной массы;
- получение искомых значений МДВМ.
Располагаемая дистанция взлета (РДВ) равна:
ВПП + СЗ — 50 = 2040 + 400 — 50 = 2390 м.
Располагаемая дистанция разбега (РДР) равна:
ВПП — 50 = 2040 — 50 = 1990 м.
Располагаемая дистанция прерванного взлета (РДПВ) равна:
ВПП + КПТ — 50 = 2040 + 80 — 50 = 2070 м.
Определим максимально допустимую приведенную взлетную массу по графику 7.3.6а (см. на сл. странице):
Исходя из графика видно, что значение максимально допустимой приведенной взлетной массой равно 105 тонн.
Обратимся к графику 7.3.9 для определения МДВМ исходя из определенных по условию задачи ТНВ. Примем высоту расположения аэродрома 0 м., тогда:
Данные из графика сведем в таблицу:
t 0 , °С |
15 |
20 |
25 |
30 |
35 |
|
МДВМ, кг |
108,5 |
107,8 |
107,0 |
104,5 |
101,4 |
|
Построим график зависимости МДВМ от t 0 :
График МДВМ = f(t 0 )
ЗАДАНИЕ №4. Рассчитать минимально допустимый градиент набора высоты на начальном участке схемы вылета для одного направления ВПП Вашего аэродрома
Воспользуемся картой аэродромных препятствий (Тип А) из Инструкции по производству полетов на аэродроме «Минск-2» — Приложение 12 ИПП (Редакция 4, Ревизия 0 от 11.09.15):
Рассчитаем минимальный градиент для ВПП 13 Национального аэропорта «Минск» (Минск-2).
В зоне взлета с курсом 131° располагаются препятствия с номерами 8ч11 (см. карту выше).
Координаты препятствий перечислены в Таблице II.8 ИПП на стр. 11-12. На основе этих данных заполним таблицу:
№пп |
Название препятствия |
Х пр , м. |
Y пр , м. |
Н пр , м. |
|
8 |
Дерево |
+4861 |
-145 |
217,0 |
|
9 |
Дерево |
+6116 |
-150 |
234,5 |
|
10 |
Дерево |
+6516 |
25 |
243,2 |
|
11 |
Дерево |
+6666 |
-25 |
243,5 |
|
Рассчитаем H DER :
Согласно Приложению 12 имеем:
Н пор.ст. = 195,0 м.
Н пор.взл. = 204,2 м.
Таким образом
H DER = 5 м + |Нпор.ст. — Нпор.взл. | = 14,2 м.
Рассчитаем для каждого препятствия его относительную высоту:
h пр.8 = Нпр.8 — Нпор.ст. = 217,0 — 195,0 = 22,0 м.
h пр.9 = Нпр.9 — Нпор.ст. = 234,5 — 195,0 = 39,5 м.
h пр.10 = Нпр.10 — Нпор.ст. = 243,2 — 195,0 = 48,2 м.
h пр.11 = Нпр.11 — Нпор.ст. = 243,5 — 195,0 = 48,5 м.
Рассчитаем для каждого препятствия МОС. Для этого определим d пр для каждого препятствия.
Согласно определения, DER равен располагаемой дистанции взлета. Однако расстояния до препятствия указываются от порога ВПП. Таким образом, для нахождения d пр необходимо вычесть из расстояния до препятствия (Хпр ) длину СЗ. СЗВПП13 а/д «Минск-2» равна 400 м.
МОС 8 = 0,008
- (Хпр 8 — СЗВПП13 ) = 0,008
- (4861 — 400) = 35,7 м.
МОС 9 = 0,008
- (Хпр 9 — СЗВПП13 ) = 0,008
- (6116 — 400) = 45,7 м.
МОС 10 = 0,008
- (Хпр 10 — СЗВПП13 ) = 0,008
- (6516 — 400) = 48,9 м.
МОС 11 = 0,008
- (Хпр 11 — СЗВПП13 ) = 0,008
- (6666 — 400) = 50,1 м.
Рассчитаем для каждого препятствия требуемый PDG:
Очевидно, что наибольший PDG у препятствия №10, однако он не превышает установленный 2,5% (OIS) и, следовательно, расчетный PDG для взлета с ВПП 13 устанавливаем равным 3,3 % (OIS + 0,8 %).
ЗАДАНИЕ №5. Решить задачи
Задача 1. При полете от ОПРС с ЗМПУ=120° измерен МК=121° и КУР=177°. Пройденное расстояние S пр =80 км. Определить вероятность нахождения ВС в пределах трассы шириной 10 км, если укур =1,9°, умк =1,6°.
Определим ЛБУ и примем его значение в качестве математического ожидания: , здесь:
Таким образом:
км.
Математическое ожидание примем m Х = — 2,8.
Рассчитаем СКП определения пеленга. Т.к. , то .
Рассчитаем СКП ЛРПС:
, где км.
Таким образом, .
Рассчитаем требуемую вероятность Р. Поскольку ширина трассы равна 10 км, то пределы будут равны: a = -5 км, b = +5 км.
Задача 2. Путевая скорость определена на контрольном этапе: за 10 минут пройдено 100 км. Определить у w , если уs =9 км, а уt =0,6 с.
В большинстве случаев измерение физических величин являются косвенными, т.е. результат определяется на основе расчетов. Например, для определения путевой скорости необходимо измерить пройденное расстояние за отрезок времени. Отношение пройденного пути ко времени и даст искомую скорость. При этом погрешности рассчитываются иначе.
Воспользуемся «Основными формулами погрешностей при косвенных измерениях». Формуле путевой скорости (W = S / t) соответствует функция:
, а её СКП:
В нашем случае СКП путевой скорости примет вид:
Переведем данные условия задачи в систему СИ, подставим в формулу СКП. Ответ: .
Задача 3. Экипаж определил место по угломерно-дальномерному средству А=250°, D=170 км и нанес его на карту. Определить вероятность того, что ВС находится от измеренного места на удалении не более 5 км, если у А =1,9°, уD =0,6 км.
Определим СКП ЛРПС и ЛРР по формулам:
;
Зная СКП линий положения определим радиальную СКП, приняв угол в точке пересечения линий положений 90°:
Радиальная СКП подчиняется закону кругового распределения Релея, в соответствии с которым можно определить вероятность попадания МС в круг заданного радиуса (R зад = 5 км — по условию задачи):
ПРИЛОЖЕНИЕ
аэронавигационный карта маршрутный аэродром
Пример эксплуатационного плана полета (OFP)
Пример информации НОТАМ
Пример телеграммы полученной по каналу АФТН
ЗЦЗЦ ПНЬ010 0624
ГГ УММСПНЬЬ
280620 УММУЗЬЗЬ
РАЗРЕШЕНИЯ НА РЕЙСЫ ВЫПОЛНЯЕМЫЕ
ОАО АВИАКОМПАНИЯ БЕЛАВИА
29 ОКТЯБРЯ 2015 ГОДА
БРУ-8213/8214 МИНСК2-ХУРГАДА-МИНСК2
РБ — SAC 339/220915
УКРАИНА — ФПЛ
МОЛДАВИЯ — ФПЛ
РУМЫНИЯ — ФПЛ
БОЛГАРИЯ — ФПЛ
ТУРЦИЯ — ФПЛ
КИПР — ФПЛ
ЕГИПЕТ — САА 2681
СЛОТ: 0945/1105 УТЦ
ПДО БЕЛАВИА
Пример телеграммы полученной по каналу SITATEX
Message ID: 281247
043 010 281247 OCT 15
QN HAJAPXH MSQFCXH MSQFWB2 MSQZGB2 MSQZPB2
BRUEA7X 281247
- TITLE FLS
- ARCID BRU898
- IFPLID AA47093159
- ADEP EDDV
- ADES UMMS
- EOBD 151028
- EOBT 1210
- COMMENT NOT REPORTED AS AIRBORNE
- TAXITIME 0005