Ремонт радиатора

Дипломная работа
  • это комплекс операций по восстановлению или, исправного работоспособного состояния ресурса и обеспечения работы безопасности автомобиля и его составных частей.

    тема Данная «Ремонт радиатора» достаточно актуальна на этапе современном. Радиатор является важным составным системы элементом охлаждения двигателя внутреннего сгорания. В эксплуатации процессе в результате коррозии и механических повреждений герметичность нарушается трубок сердцевины радиатора. Устранения дефекта такого ежегодно требуют до 10% парка машин в возраста от их зависимости.

    Восстановление работоспособности машин, имеющих охлаждающей течь жидкости в радиаторе, в настоящее время либо осуществляется заменой всего радиатора, либо трубок пайкой в месте течи, либо заглушкой имеющих, трубок дефекты.

    Основным недостатком ремонта применением с радиатора пайки является то, что его использовать можно только в том случае, если определено точно место течи и оно доступно пайки для. Заглушать трубки возможно только у радиаторов разборных. Устранение течи в трубках с помощью препаратов специальных, заливаемых в систему охлаждения, позволяет временно лишь восстановить работоспособность машин.

    В связи с разработка, этим технологии ремонта радиатора является современной и актуальной задачей. Цель письменной экзаменационной состоит работы в систематизации научных и практических знаний в эксплуатации области и ремонта радиатора, а конкретно развитие самостоятельности и инициативы решений по тем или иным возникающим, проблемам в процессе эксплуатации и ремонта радиатора, конструкции изменению ненадежных узлов и элементов, применению видов альтернативных новых материалов, разработке новых испытаний методик и регулировок с целью получения улучшенных надежности по характеристик, долговечности и экономичности. Основными задачами работы написания являются:

    • дать характеристику радиатора, его определить назначение;
    • изучить устройство радиатора определить;
    • охлаждения основы обеспечения работоспособности системы ознакомиться;
    • охлаждения с перечнем выполняемых работ в объеме обслуживания технического для радиаторов;
    • организация диагностических и работ регулировочных;
    • основные нормативы безопасности;
    • рассмотреть способы и методы восстановления работоспособности радиаторов.

    Общая исследований методика заключается в анализе конструктивных особенностей возможных, их радиаторов дефектов, в обосновании допустимой площади радиатора заделки для обеспечения рационального теплового работы режима двигателя, обосновании оптимальной концентрации формообразующего компонентов клеевого состава для заделки технологических и радиатора режимов его нанесения. При письменной написании экзаменационной работы были использованы таких труды авторов как В. Л. Роговцев, А. Г. Пузанков, В. Ю. Сливов, А. Ф. Бойков, Ю. В. Башкирцев, Фрункин А. К., Чуначенко Ю.Т., научные Рудникова Ю. М. труды, Ю. Л. Засорина, В. М. Даговича, В. С. Калисекима, А. И. Манзона, С. Н. Данная. Гладких работа состоит из введения, 4 глав, списка, заключения использованных источников. Во введении показана написания цель письменной экзаменационной работы. Глава 1 назначению посвящена и устройству радиаторов, во 2 главе описывается обслуживание техническое радиаторов, в 3 главе рассматривается ремонт, в 4 изложены главе общие основы обеспечения охраны заключении. В труда сформулированы общие выводы.

    16 стр., 7688 слов

    Анализ организации работ бригад подземного ремонта новых экономических ...

    ... строением. Байосский возраст средней пачки подтвержден спорово-пыльцевыми комплексами, выделенными в разрезе скважин 1р Талинской,2р Ем-Еговской и 29р Пальяновской площадей. Верхняя подсвита (пласты ЮК2 ... реке Оби - Красноленинский, Урманный, Кеушки, Сосново и другие. Почвы в районе работ подзолисто-аллювиальноглеевые, на заболоченных участках местности развиты торфяные почвы. Различные виды аллювия ...

    1. Система Назначение

    1.1 охлаждения радиатора, его виды

    Без сердца «запуска»– двигателя автомобиля, машина перестает средством быть передвижения и становится бесполезным куском Все. железа детали в автомобиле взаимосвязаны, и одна другой без просто перестает выполнять свою Так. функцию не малую роль в бесперебойной работе играет двигателя радиатор и является неотъемлемой его рисунок (частью 1.1)[1, С. 352].

     система назначение 1

    Рисунок 1.1- Радиатор охлаждения

    которые, Процессы заставляют двигаться автомобиль, начинаются в внутреннего двигателе сгорания (ДВС).

    С помощью электрической топливо, искры внутри ДВС самовоспламеняется, в процессе сгорания его в цилиндрах образуется тепловая энергия. свою, в Она очередь, преобразовывается в механическую, которая и момент создает, необходимый для начала движения время. Во автомобиля работы двигатель набирает очень температуры высокие, что хватило бы на обогрев двух средних домов размеров. При превышении рабочей наступает температуры перегрев двигателя и как следствие поломка его. Для того чтобы избежать проблем серьезных, таких как перегрев и существует система целая охлаждения двигателя, в которую входит и охлаждения радиатор.

    В двигателе внутреннего сгорания радиатор теплообменником является, объединяющим два контура системы основном. В охлаждения применяются трубчато-пластинчатые и трубчато-решётки ленточные радиаторов. Используются и алюминиевые радиаторы: дешевле они и легче, но теплообменные свойства, при равных прочих условиях (размеры, площадь теплообмена и т.п.), и ниже надёжность. Радиатор имеет трубчато-ленточную латунную-медно сердцевину с двухходовым горизонтальным движением правый (жидкости бачок радиатора разделен на 2 части).

    До 1988 ноября г. на автомобили устанавливались радиаторы, имеющие 2 охлаждающих ряда трубок и латунные штампованные бачки. На более автомобилях позднего выпуска установлены радиаторы с рядом одним охлаждающих трубок увеличенного сечения и бачками пластмассовыми. Радиаторы охлаждения бывают разной Наиболее. конструкции распространенными радиаторами являются: ленточные и рисунок (пластинчатые 1.2) [16, С. 12]. Пластинчатые радиаторы охлаждения, имея характеристики худшие теплообмена и большие весовые параметры, по ленточными с сравнению радиаторами, уверенно уходят в прошлое.

    14 стр., 6974 слов

    Система охлаждения двигателя неисправности и ремонт

    ... своей эффективности получила водяная (жидкостная) система охлаждения двигателя, которой оснащен каждый современный автомобиль. Основной частью системы охлаждения двигателя является радиатор охлаждения. Радиатор охлаждения предназначен для поддержания рабочей температуры двигателя, которая находиться в пределах от 85 ...

     система назначение 2

    а – соответственно; б, в – устройство трубчато-пластинчатая и трубчато-ленточная боковая; 1 – сердцевины стойка; 2 – пароотводная трубка; 3 – пробка; 4 – бачок верхний; 5 – резиновая подушка крепления радиатора; 6 – бачок нижний; 7 – теплорассеиваюшая сердцевина.

    Рисунок 1.2 — Радиатор и его типы сердцевины

    1.2 Устройство радиатора охлаждения, действия принцип

    радиатор ремонт автомобиль дефект

    У современного каждого автомобиля в моторном отсеке находится главных два радиатора, которые несут в себе охлаждения функции: первый — основной радиатор, он же радиатор двигателя охлаждения, и второй — конденсор (радиатор кондиционера).

    устройство Рассмотрим и принцип действия радиатора охлаждения Существует. двигателя два вида охлаждения двигателя сгорания внутреннего: воздушное и водяное (жидкостное) охлаждение. охлаждение Воздушное используется только на маломощных двигателях и множеством обладает недостатков. Такое охлаждение используется на мотоциклах некоторых и мопедах. Наибольшую популярность за счёт эффективности своей получила водяная (жидкостная) система двигателя охлаждения, которой оснащен каждый современный Основной.

    автомобиль частью системы охлаждения двигателя радиатор является охлаждения. Радиатор охлаждения предназначен поддержания для рабочей температуры двигателя, которая пределах в находиться от 85 до 100 градусов (в зависимости от типа предотвращения), и двигателя его перегрева. При превышении температуры рабочей двигателя наступает перегрев, что заклиниванию к приводит двигателя и, как следствие, к его ремонту капитальному. Принцип действия системы охлаждения следующем в заключается. При помощи жидкостного насоса жидкость охлаждающая циркулирует по кругу и омывает горячие цилиндров стенки и головки блока, тем самым тепло отводит от нагревшихся деталей двигателя. Затем жидкость горячая поступает в радиатор охлаждения и отдает окружающую в тепло среду. Далее уже остывшая жидкость охлаждающая повторяет цикл. Радиатор охлаждения — теплообменник это или, иными словами, автомобильный является радиатор устройством для охлаждения жидкости. наиболее Для эффективного теплообмена перед двигателем вентилятор устанавливают радиатора охлаждения, который нагнетает воздуха поток на поверхность радиатора, тем самым процесс ускоряя теплообмена.

    Вентилятор радиатора охлаждения термодатчиком включается при повышении рабочей температуры зависимости. В двигателя от типа и объема двигателя вентиляторы охлаждения радиатора бывают двух видов: одновентиляторные и Радиатор.

    двухвентиляторные охлаждения и конденсор устанавливаются в передней автомобиля части, непосредственно перед двигателем. Это рисунке на показано 1.3[12].

     система назначение 3

    4 стр., 1502 слов

    Проектирования и конструирование системы охлаждения двигателя автомобиля ВАЗ

    ... Д - вход жидкости от двигателя; Р - вход жидкости от радиатора; Н - выход жидкости к насосу охлаждающей жидкости. 1.2 Работа системы охлаждения двигателя а/м ВАЗ 2106 Охлаждение двигателя 1. Трубка отвода жидкости от радиатора отопителя в насос охлаждающей жидкости; 2. Шланг отвода ...

    1.3 материалы Эксплуатационные

    Охлаждающей жидкостью в автомобильных радиаторах тосол является или концентрат антифриза. В целях многие экономии автолюбители заливают в радиатор охлаждения дистиллированную простую воду. Долговременное использование простой качестве в воды охлаждающей жидкости способствует появлению отложений и ржавчины на отдельных деталях системы охлаждения, последствии в что сокращает её срок службы. Система двигателя охлаждения, также как и система смазки, неотъемлемой является частью нормальной работы двигателя. В хорошей целях работоспособности системы охлаждения двигателя использовать рекомендуется специально предназначенные жидкости. Такими являются жидкостями антифриз и тосол. Концентрации антифриза приготовления для охлаждающей жидкости показаны в таблице 1.1[5, С. 45].

    Концентрация 1.1 — Таблица антифриза

     система назначение 4

    Количество антифриза, необходимое нормальной для работы системы охлаждения, а также её зависит, морозоустойчивости от емкости самой системы охлаждения.

    В время настоящее ведущие фирмы по разработке и изготовлению радиаторов автомобильных охлаждения отдают предпочтение ленточным радиаторам паяным, а материал, из которого изготавливаются данные охлаждения радиаторы – алюминий, так как у алюминия хорошие очень характеристики теплопроводимости, что способствует работы улучшению радиаторов охлаждения.

    2. Техническое обслуживание Значение

    2.1 радиаторов и сущность технического обслуживания и ремонта нас

    У автомобилей в стране принята планово-предупредительная технического система обслуживания и ремонта автомобилей. Сущность системы этой состоит в том, что техническое осуществляется обслуживание по плану, а ремонт – по потребности. Принципиальные планово основы-предупредительной системы технического обслуживания и автомобилей ремонта установлены действующим Положением о техническом ремонте и обслуживании подвижного состава автомобильного транспорта.

    обслуживание Техническое включает следующие виды работ: моечные-уборочно, контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, регулировочные, заправочные, электротехническое и другие работы, выполняемые, правило как, без разборки агрегатов и снятия с отдельных автомобиля узлов и механизмов. Если при обслуживании техническом нельзя убедиться в полной исправности узлов отдельных, то их следует снимать с автомобиля для специальных на контроля стендах и приборах.

    По периодичности, перечню и выполняемых трудоемкости работ техническое обслуживание согласно Положению действующему подразделяется на следующие виды: ежедневное (ЕО), второе (ТО-1), первое (ТО-2) и сезонное (СО) технические обслуживания.

    Положением два предусматривается вида ремонта автомобилей и его текущий: агрегатов ремонт (ТР), выполняемый в автотранспортных предприятиях, и ремонт капитальный (КР), выполняемый на специализированных предприятиях.

    Каждый технического вид обслуживания (ТО) включает строго установленный номенклатуру (перечень) работ (операций), которые должны выполнены быть. Эти операции делятся на две части составные контрольную и исполнительскую.

    Контрольная часть (операций) диагностическая ТО является обязательной, а исполнительская часть потребности по выполняется. Это значительно сокращает материальные и затраты трудовые при ТО подвижного состава.

    15 стр., 7491 слов

    Устройство системы охлаждения Ваз 2107 и ее ремонт

    ... пассажирского транспорта общего пользования. 2. Техническая часть проекта Назначение Система охлаждения двигателя служит для поддержания нормального теплового режима мотора. При ... лаборатория включает отделения: химическое, металлографическое, фотографическое. Классификация АРП По роду выполняемых работ: грузовые , пассажирские ( грузопассажирские, специальные ( По организации производственной ...

    Диагностика частью является технологического процесса технического обслуживания (ТО) и ремонта текущего (ТР) автомобилей, обеспечивая получение исходной техническом о информации состоянии автомобиля. Диагностика автомобилей назначением характеризуется и местом в технологическом процессе технического ремонта и обслуживания [12, С. 65].

    Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) выполняется после ежедневно возвращения автомобиля с линии в межсменное включает и время: контрольно-осмотровые работы по механизмам и обеспечивающим, системам безопасность движения, а также кузову, приборам, кабине освещения; уборочномоечные и сушильнообтирочные операция, а дозаправку также автомобиля топливом, маслом, сжатым охлаждающей и воздухом жидкостью. Мойка автомобиля осуществляется по зависимости в потребности от погодных, климатических условий и санитарных также, а требований от требований, предъявляемых к внешнему виду Как.

    автомобиля правило, техническое обслуживание нового находящегося, автомобиля в личном пользовании, проводят после через (обкатки 2… 3 тыс. км пробега), а затем через тыс 15 каждые. км (ТО-1) и каждые 30 тыс. км пробега (ТО-2).

    Сезонное ТО два проводят раза в год с целью подготовки эксплуатации к автомобиля в теплое и холодное время года. контрольно Перечень-осмотровых и регламентных работ указан в книжке сервисной автомобиля.

    2.2 Возможные неисправности радиаторов

    хорошее Недостаточно охлаждение при исправно работающих компонентах остальных системы охлаждения, потеря антифриза отсутствии при течи из других элементов – вот признаков из некоторые неисправности радиатора. Причин может несколько быть – забитые соты радиатора. Мелкие тополиный, мошки и цветочный пух, дорожная пыль – это все, при долгой эксплуатации, способно соты забить радиатора, и препятствовать нормальной теплоотдаче. часто Следующий встречающийся вид неисправности – наличие количества большого отложений на внутренней поверхности радиатора. происходит Это по причине применения в качестве охлаждающей обычной жидкости (не дистиллированной) воды или некачественного Поэтому. антифриза рекомендуется применять только качественные жидкости охлаждающие, и, по мере необходимости, производить чистку техцентрах в радиатора, обладающих необходимыми для этого Основные. условиями неисправности и методы их устранения рассмотрены в 127 2.1[10, С. таблице].

    Таблица 2.1- Поиск и устранение неисправностей

    естественного Помимо расходования эксплуатационного запаса, который со приводит временем к ремонту радиаторов автомобилей, существуют и причины другие. Самыми распространенными причинами утечки жидкости охлаждающей и, соответственно, поводом для ремонта становятся радиаторов: разгерметизация в местах соединения трубок и повреждение, бачков швов на трубках, трещины в бачках, а повреждения также резиновых уплотнителей. Необходимость в ремонте радиаторов автомобильных зачастую возникает и в случае автомобильной поскольку, аварии радиаторы, которые размещены в передней машины части, нередко претерпевают различные механические После. повреждения аварии может произойти деформация и герметичности нарушение.

    2.3 Перечень выполняемых работ в объеме обслуживания технического для радиатора

    4 стр., 1976 слов

    Обкатка и испытания двигателя

    ... Таблица 21, Горячая обкатка (основной режим) на стенде с гидротормозом, Таблица 22, Режим контрольной приемки двигателей на стенде с гидротормозом Приработка и испытание двигателей на стендах с ... гидравлическими тормозами (табл. 21 и 22) включает только горячую обкатку и контрольную приемку. По окончании обкатки необходимо подтянуть гайки ...

    При ЕО (ежедневном системы) обслуживании охлаждения после пуска двигателя и работы его в режиме холостого хода около нужно минуты проверить уровень жидкости в радиаторе и необходимости при долить ее.

    Во время работы двигателя и после сразу его остановки уровень жидкости связи в повышен с ее расширением при нагреве. Поэтому уровня контроль охлаждающей жидкости следует производить на двигателе холодном (желательно при температуре около 20°С).

    охлаждающей Уровень жидкости должен быть на автомобилях выше на 2…3 см ВАЗ риски с отметкой «MIN» в расширительном При [9].

    бачке использовании в качестве охлаждающей жидкости растворы водные Тосола-АМ, необходимо доливать дисцилированную При.

    воду перегреве охлаждающей жидкости надо пробки открывать радиатора и расширительного бачка осторожно, как так при этом возможно выбрасывание жидкости горячей из горловины. Заливать холодную жидкость в двигатель горячий нельзя, так как это привести может к образованию трещин в рубашке охлаждения цилиндров блока.

    В летнее время нужно следить за сердцевины чистотой радиатора. При засорении ее следует струей прочистить воды или сжатого воздуха, сердцевину на направленного со стороны вентилятора.

    При ТО-1, кроме ежедневному по работ техническому обслуживанию, проверить и при подтянуть необходимости крепления всех деталей системы двигателя охлаждения (радиатора, жидкостного насоса, вентилятора, патрубков жидкостных и шлангов).

    Если требуется слить системы из жидкость охлаждения, нужно снять пробку открыть и радиатора сливные краны радиатора, блока отопителя и цилиндров. При наличии предпускового подогревателя краны открыть котла, насосного агрегата. При кранов замерзании в открытом положении закрывать их нужно заливки после в систему жидкости в процессе прогрева когда, двигателя она потечет из кранов. Необходимо следить систематически за состоянием всех уплотнений, не допускать жидкости течи из системы охлаждения.

    При ТО-2, кроме первому по работ техническому обслуживанию, необходимо закрепить жидкостный, радиатор насос и при необходимости заменить крепления детали. Проверить натяжение ремня жидкостного также, а насоса его состояние (на его поверхности не быть должно порезов, расслоений, обрывов нитей Также).

    корда, если это необходимо – проверить насоса производительность на стенде.

    При СО (сезонном обслуживании) систему промыть охлаждения для удаления из нее ржавчины, накипи, осадков.

    Сначала нужно промыть затем, а двигатель радиатор, направляя поток промывочной обратно воды циркуляции охлаждающей жидкости в двигателе.

    двигатель Промывать следует до тех пор, пока вода сливаемая не станет совершенно чистой. Затем трубопроводы устанавливают, соединяющие двигатель с радиатором и расширительным После. бачком этого направляют из шланга воду сильным под напором в отверстие патрубка термостата и подачу прекращают лишь после того, как из сливных отверстий кранов потечет чистая вода, примесей без. Перед установкой сливные краны промыть, прочистить и проверить их исправность.

    3. Ремонт системы Разборка

    3.1 охлаждения радиатора

    Для снятия радиатора выполнить следует следующие операции.

    1. Слить охлаждающую радиатора из жидкость, для чего отвернуть пробку бачка компенсационного, ослабить хомут крепления отводящего нижнем на рукава патрубке радиатора и снять рукав. этом При сольется жидкость из радиатора, компенсационного соединительных, бачка рукавов и частично из охлаждающей рубашки Отсоединить.

    4 стр., 1570 слов

    Контрольная работа по «Безопасность жизнедеятельности»

    Ранжирование травмирующих и вредных факторов технических систем на основе тяжести возможных травм и заболеваний. Вероятность возникновения аварии на производстве. Размеры поражения, характеристика очагов поражения, первичные и вторичные поражения. Идентификация травмирующих и вредных факторов., Идентификация опасностей, создаваемых техническими системами и объектами, включает: ...

    2. двигателя провода от датчика выключения электровентилятора и от электровентилятора электродвигателя.

    3. Отсоединить от радиатора подводящий рукав и соединяющие, трубки радиатор с компенсационным бачком.

    4. Снять кожуха направляющие подвода воздуха к радиатору: верхний, левый, правый и нижний.

    Для снятия верхнего его кожуха необходимо вывести из специальных удерживающих для, пазов снятия правого и левого — отстегнуть защелки специальные (на правом три, а на левом две) и кожуха вывести из пазов, а для снятия нижнего отвернуть — кожуха болты, крепящие его к радиатору.

    5. снятия Для радиатора с латунными бачками отвернуть 4 крепления болта радиатора и снять его в сборе с электровентилятором и кожухом, а для снятия радиатора с пластмассовыми предварительно бачками отсоединить кожух с электровентилятором, для отвернуть чего 2 гайки крепления кожуха к радиатору (одну) и сверху (снизу) крепления кожуха к кронштейну, чего после отвернуть болты крепления радиатора и его снять [8].

    При снятии используются гаечные, ключи накидные, отвертка крестовая, обычная.

    3.2 Анализ радиаторов дефектов, возникающих в процессе эксплуатации

    Для дефектных выявления мест следует заглушить патрубки, а один через из патрубков подвести сжатый воздух давлением под 1;0 кгс/см 2 . После этого опустить ванну в радиатор с водой. При обнаружении негерметичности места поврежденные запаять.

    При обнаружении негерметичности в соединения месте остова радиатора с пластмассовыми бачками плоскогубцами следует осторожно поджать лапки крепления дефектном в бачка месте. Если при этом негерметичность устранить не удается, то отверткой осторожно отогнуть крепления лапки бачка, снять бачок и резиновую Если. прокладку прокладка сохраняет эластичность и на ней механические отсутствуют повреждения, надо промазать ее с двух герметикой сторон, установить на место, прижать бачок к струбциной остову и плоскогубцами осторожно подогнуть лапки, чего после проверить герметичность.

    При невозможности негерметичность устранить узла радиатор следует заменить.

    3.3 способы и Методы восстановления работоспособности радиаторов

    Ремонт охлаждения системы заключается в устранении течей радиаторов Ремонт.

    охлаждения в основном заключается в устранении негерметичности.

    способов из Одним устранения негерметичности служит продувка воздухом сжатым, или водой под давлением, чего после работоспособность радиатора, как правило, Иногда.

    восстанавливается помогает промывка водой (против направления обычного циркуляции ОЖ), если количество отложений слабым – велико раствором какой-либо кислоты, в тяжелых особо случаях наиболее целесообразным является радиатора замена.

    В ходе ремонта радиаторов авто производиться могут следующие работы: выправление формы и рихтовка (плоскостности), устранение пробоев с обязательной проверкой на Сборка.

    3.4 герметичность радиатора

    Установку радиатора производить в последовательности обратной. Заправку охлаждающей жидкости следует через производить заливную горловину компенсационного бачка. рекомендуется Заправку осуществлять в 2 этапа: залить жидкость до заливной уровня горловины, пустить двигатель и дать поработать ему 5 мин на холостом ходу, чтобы системы из удалить остатки воздуха: долить жидкость до уровня требуемого и закрыть пробку компенсационного бачка. уровень Окончательно жидкости проверяется при холодном При. двигателе температуре 15—20 «С ее уровень в компенсационном бачке быть должен в пределах от сварного шва до 10 мм ниже Послеремонтные [3, С. 76].

    4 стр., 1759 слов

    Устройство и принцип работы карбюраторного двигателя

    ... не позволяют достаточно полно использовать работу расширения газов, поэтому карбюраторные двигатели относятся к сравнительно малоэкономичным двигателям. Детонационное сгорание препятствует также применению наддува. Большинство карбюраторных двигателей работает без наддува. Воспламенение рабочей ...

    3.5 его испытания. Порядок сдачи готового Капитально

    изделия отремонтированные автомобили и агрегаты подвергаются сдаточным-приемо испытаниям. При этом производятся испытания стендовые агрегатов, включая приработку, обкатку и двигателей испытания; испытание автомобилей пробегом или на Диагностические. стендах участки передовых ремонтных предприятий стендами оснащаются для определения тяговых и экономических автомобилей показателей; для проверки тормозов, развала и передних схождения колес; балансировки колес; проверки питания систем, зажигания, электрооборудования; очистки и промывки смазки систем двигателей и картеров трансмиссии.

    Качество автомобилей отремонтированных должно соответствовать техническим условиям на капитальный в сдачу ремонт и выдачу из ремонта автомобилей, их узлов и агрегатов.

    Испытаниям отремонтированных агрегатов, как предшествует, правило их приработка. Приработка и испытания проводятся на стадии завершающей технологического процесса ремонта агрегатов и одном на выполняются стенде. Целью приработки и испытания агрегата отремонтированного является его подготовка к восприятию нагрузок эксплуатационных, выявление дефектов, связанных с качеством деталей ремонта и сборки агрегатов, а также проверка характеристик соответствия агрегатов требованиям нормативно-технической Отремонтированные.

    документации агрегаты проходят приемочные, контрольные, сдаточные-приемо и эксплуатационные испытания. Приемочные испытания случае в проводят освоения ремонта новой модели или автомобиля использования в отремонтированном агрегате деталей, новым восстановленных методом. Контрольные испытания проходят отремонтированные все двигатели после приработки. В ходе испытаний контрольных (они, как правило, совмещены с проверяется) приработкой, нет ли резких стуков и шумов, общего из выделяющихся шума работы двигателя, выбрасывания течи или масла, воды или топлива, отработавших пропуска газов в местах соединений, подсоса через воздуха прокладки впускной трубы и карбюратора.

    сдаточные-Приемо испытания проходят все отремонтированные после двигатели приработки. Целью приемо-сдаточных является испытаний оценка качества сборки, а также приработки качества сопряжений двигателя. Если в процессе испытания и приработки обнаруживают неполадки, то двигатель отправляют на дефектов устранение, а затем повторно испытывают.

    Приработка и двигателей испытания на АРП производятся на обкаточно-тормозных переменного стендах тока, включающих устройство для двигателя вращения в период холодной обкатки и для мощности поглощения двигателя во время горячей обкатки и также, а испытания дополнительное оборудование, обеспечивающее двигатель охлаждающей, топливом водой и смазкой.

    Стенд состоит из электрической асинхронной машины АБК, которая при обкатке холодной работает в режиме двигателя. Во время обкатки горячей электрическая машина работает в режиме отдавая, генератора ток в электрическую сеть. Эффективную двигателя мощность на стенде определяют путем измерения момента крутящего, развиваемого двигателем при определенной вращения частоте коленчатого вала. Для определения момента крутящего используется тормозное устройство. В первую тормозное очередь устройство предназначено для поглощения энергии механической и преобразования ее в тепловой или электрический энергии вид. Корпус тормоза балансирно закрепляют на углу и по стойках поворота корпуса электромашины определяют момент механический. Для замера тормозного момента приработке при двигателей под нагрузкой или момента крутящего при холодной приработке используют механизм весовой. Двигатели первой комплектности должны топливную на испытываться экономичность. Топливную экономичность двигателей определить можно с помощью расходомера топлива непрерывного фотоэлектрического действия типа К-427, который позволяет мгновенный оценивать и суммарный расходы топлива. Он устанавливается в питания систему двигателя между топливным насосом и фиксирует и карбюратором число оборотов ротора, который вращение во приводится топливом, протекающим по каналу корпуса.

    10 стр., 4927 слов

    Проведение испытаний основных узлов автомобиля

    ... 2 раза, а грузовых автомобилей в 1,3…1,5 раза превышающей максимальную частоту вращения коленчатого вала двигателя. Испытания длятся обычно 15 мин. Перед началом испытаний сцепление или отдельно ведомый диск ... а также зависимость перемещения нажимного диска от хода педали сцепления. К. п. д. привода оценивается по отношению работы, потребной на перемещение нажимного диска ко всей затраченной ...

    У первой двигателей комплектности проверяют экологические показатели; отработавших токсичность газов у карбюраторных, дымность у дизельных. осуществления Для этой проверки в газопровод каждого соединения (до стенда с общим газоотводом) должна быть пробоотборная введена трубка для подсоединения шланга к или газоанализатору дымомеру.

    У отремонтированных двигателей рекомендуется характеристики оценивать вибрации и шума. Спектры шумов помощью с исследуют шумомеров, состоящих из датчика, усилителя и шума указателя в децибелах. Общий указатель шума двигателя карбюраторного составляет 103… 105 дБ, а дизеля — ПО… Оценка дБ. 112 уровня вибрации двигателя производится с пьезоэлектрических помощью датчиков, затем сигнал усиливается и помощью с фиксируется осциллографа или другого регистрирующего Уровень. прибора вибрации на различных частотах позволяет состояние оценивать отдельных подсистем и деталей испытываемого Наряду. двигателя с приемо-сдаточными испытаниями для двигателей отремонтированных проводят инспекционные испытания, в ходе двигатель которых частично или полностью разбирают с оценки целью состояния рабочих поверхностей основных Осмотру. деталей подвергают те двигатели, при обкатке и которых испытаниях возникли подозрения на возможные появления также, а дефектов среди карбюраторных двигателей проверяется среди 20-й, а каждый дизелей — каждый 10-й двигатели.

    Топливные высокого насосы давления (ТНВД) испытывают по следующим неравномерность: параметрам работы регулятора частоты вращения; жесткость условная пружины регулятора; начало действия углы; регулятора начала и конца впрыскивания; неравномерность топлива подачи и ряд других. Стенд для регулирования и испытания ТНВД состоит из приводного механизма, блока мерного с мензурками и стендовыми форсунками, топливного счетчика, бака числа циклов, стробоскопического устройства. ТНВД Кроме, на стендах испытывают топливоподкачивающие насосы, тонкой фильтры очистки топлива, муфты опережения стендах, а на впрыскивания КИ-15711 и -15716 — и ограничители дымления [5].

    У при форсунок испытаниях на стенде КИ-15706 проверяют начала давление вспрыскивания топлива, герметичность распылителя, распыляемого качество топлива. Давление начала вспрыскивания у различных форсунок двигателей находится в пределах 16,5… 18,0 МПа. распылителя Герметичность и качество распыливания проверяют визуально. испытаний Целью коробок передач является проверка восстановления качества отдельных деталей и в целом качества Испытания. сборки проводят как под нагрузкой, без и так нагрузки. Сначала испытывают без всех на нагрузки передачах при частоте вращения вала первичного 900… 1000 мин-1, затем 1400 при… 1500 мин-1. Продолжительность испытания временем определяется, необходимым для прослушивания работы передач коробки и выявления дефектов. При тех же испытывают частотах на каждой передаче по 2…3 мин и под 100 нагрузкой… 150 Нм на первичном валу. В ходе проверяют испытаний, нет ли подтеканий масла, самопроизвольного передач выключения, повышенного шума, ударов, стуков. испытания Для коробок передач применяют стенды конструкции различной: электромагнитные, с асинхронным электродвигателем, с нагрузкой силами внутренними и с гидравлическим тормозом.

    Отремонтированные задние испытывают мосты с нагрузкой и без нагрузки, как стендах, на правило с асинхронными электродвигателями. Целью испытаний выявление является шумов высокого тона. При регулируют испытаниях тормозные механизмы и проверяют работу передачи главной и дифференциала. При испытаниях не допускается редуктора нагрев и ступиц колес.

    Требования техники при безопасности проведении испытаний предусматривают проведение общим по инструктажа правилам техники безопасности, инструктажа на месте рабочем. Запрещаются работы по техническому обслуживанию и стендов ремонту без полного снятия напряжения с электрошкафа силового. Необходимо соблюдение чистоты и порядка. проведением Перед испытаний необходимо проверять крепление узлов всех стенда, исправность защитных ограждений, транспортных-подъемно и других механизмов. Запрещается во время агрегата испытания проводить работы по креплению и регулировке.

    3.6 рабочего Организация места слесаря по ремонту автомобилей

    место Рабочее — единица структуры предприятия, где исполнители размещены работы, технологическое оборудование, часть оснастка, конвейера и предметы труда. Это первичное и звено основное производства. Правильная организация рабочего предполагает места четкое определение объема и характера, нем на выполняемых работ, необходимое оснащение, рациональную систематическое, планировку обслуживание, благоприятные и безопасные условия каждое.

    На труда рабочее место составляется паспорт, в указываются котором: содержание выполняемой работы, годовое человеко в задание-часах, режим и условия работы, оснащение, планировка и порядок обслуживания рабочего места, и размещения порядок на нем обрабатываемых изделий.

    Оснащение места рабочего осуществляется по утвержденной технической документации на работ выполнение. Оно включает организационную и технологическую Технологическое.

    оснастку оснащение включает оборудование и оснастку, режущий, измерительный, монтажный и вспомогательный инструмент, а также документацию техническую. Средства технологического оснащения на рабочем должны месте размещаться в определенном, удобном для порядке работы с тем, чтобы исключить потери поиски на времени и перекладывание с места на место.

    Помещение зоны, стоянки обслуживания, мастерских и цехов должны содержаться всегда в чистоте и хорошо вентилироваться. Автомобили устанавливаться должны на стоянке и для ремонта так, были чтобы свободные проходы и доступ ко всем Все. агрегатам проезды и проходы должны быть движение, а свободными автомобилей на территории организовано по определенной исключающей, схеме встречное движение и возможность наезда на Категорически. людей запрещается вождение автомобилей лицами, не водительских имеющими прав.

    При работе под осмотровой в автомобилем канаве, не имеющей освещения, можно переносной пользоваться лампой, подключаемой к сети с напряжением не Для 12 В.

    более выполнения слесарных работ следует только применять вполне исправные инструменты.

    При зубилом работе необходимо применять защитные очки и так становиться, чтобы отлетающие куски металла не поранить могли окружающих. При работе на верстаках, один установленных против другого, между работающими быть должна поставлена металлическая сетка.

    Нельзя напильниками работать, не имеющими деревянных ручек.

    При электродрелью работе следует обращать внимание на ее заземление и изоляции целость электрического шнура. Работать с электродрелью резиновых в необходимо перчатках, а под ноги стелить коврик резиновый.

    При работе на сверлильном станке держать нельзя руками металлические детали; их нужно тисках в закреплять. Необходимо тщательно убирать волосы головной под убор, нельзя выдувать стружку нельзя, ртом останавливать рукой вращающийся патрон со связи.

    В сверлом с широким применением при эксплуатации ядовитых автомобиля жидкостей, таких, как этилированный антифриз и бензин, следует соблюдать особые меры при предосторожности работе с ними.

    Рабочие, имеющие этилированным с дело бензином, должны быть обеспечены резиновыми и спецодеждой перчатками. Спецодежда должна всегда рабочем в оставаться помещении предприятия. Приходить в этой жилые в одежде помещения запрещается.

    Помещения, где обслуживание производится или ремонт автомобиля, работающего на бензине этилированном, должны быть оборудованы надежной вытяжной-приточно вентиляцией, бачками и ваннами с керосином, а умывальником также с теплой водой и мылом.

    Антифриз этиленгликоль содержит и в случае попадания внутрь организма тяжелые вызывает отравления, иногда со смертельным исходом; отравлении при этой жидкостью необходимо принимать меры срочные к очищению желудка и вызывать рвоту.

    работы После с антифризом нужно мыть руки водой теплой с мылом.

    Требования техники безопасности, обслуживании при и ремонте, состоят главным образом в организации правильной рабочего места, оснащением его приспособлениями необходимыми и инструментами, обеспечивающие безопасную работу.

    пользоваться Необходимо только исправными инструментами и приспособлениями, только их использовать по назначению. Выполнять технику безопасности работе при с приборами для проверки радиатора.

    класть Запрещается инструменты на оборудование и на ограждения.

    По окончании необходимо работы тщательно убрать рабочее место, инструмент уложить, приспособления и детали на соответствующие места [11, С. Охрана].

    4 . 256 труда

    Охрана труда представляет комплекс собой мероприятий и соответствующих приемов выполнения обеспечивающих, работ сохранение здоровья трудящихся на производстве.

    выполнением за Контроль мероприятий, направленных на охрану труда и безопасности технику, возлагается на профсоюзные организации.

    В целях производственного предупреждения травматизма на каждом предприятии разрабатываются и сведения до доводятся каждого работающего соответствующие правила безопасности техники и пожарной безопасности.

    В России существует Система государственная стандартов безопасности труда, устанавливающая требования общие безопасности работ, которые проводятся на предприятиях автотранспортных, станциях ТО и специализированных центрах при видах всех технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) легковых и грузовых автомобилей, автобусов, тягачей и др., предназначенных эксплуатации для на дорогах общей сети России.

    лица Все, поступающие на работу, проходят вводный безопасности по инструктаж труда и производственной санитарии, который первым является этапом обучения безопасности труда на предприятии данном. Вторым этапом обучения является рабочем на инструктаж месте, проводимый с целью усвоения безопасных рабочим приемов труда непосредственно по той том и на специальности рабочем месте, где он должен Руководство.

    работать предприятия обязано обеспечить своевременное и проведение качественное инструктажа и обучение работающих безопасным методам и приемам работы.

    При проведении вводного должны инструктажа быть разъяснены:

    • основные положения технике по законодательства безопасности и производственной санитарии;
    • правила трудового внутреннего распорядка на предприятии, правила поведения на производственных, в территории и бытовых помещениях, а также значение надписей предупредительных, плакатов и сигнализаций;
    • особенности условий соответствующего работы участка и меры по предупреждению несчастных требования;
    • случаев к работающим по соблюдению личной гигиены и производственной правил санитарии на предприятии;
    • нормы выдачи и пользования правила спецодеждой, спецобувью и защитными приспособлениями;
    • оформления порядок несчастного случая, связанного с производством;
    • пожарной требования безопасности.

    В программу инструктажа по безопасным методам и приемам на рабочем месте входит:

    • общее технологическим с ознакомление процессом на данном участке производства;
    • устройством с ознакомление оборудования, приспособлений, оградительных и защитных также, а устройств применением средств индивидуальной защиты (приспособлений предохранительных);
    • порядок подготовки к работе (проверка оборудования исправности, пусковых приборов, заземляющих устройств, инструментов и приспособлений);
    • требование правильной организации и содержания места рабочего;
    • основные правила безопасности при работ выполнении, которые должен выполнять данный индивидуально рабочий и совместно с другими рабочими.

    Слесарь по автомобилей ремонту должен уметь оказать первую при помощь несчастных случаях, поражении током до скорой прибытия медицинской помощи или доставки медицинское в пострадавшего учреждение.

    Производственный травматизм возникает недостатков вследствие в организации труда, пренебрежения правилами отсутствия и безопасности должного контроля за их выполнением.

    Техническое ремонт и обслуживание необходимо выполнять в специально предназначенных этой для цели местах (постах) с применением приспособлений, устройств, оборудования и слесарно-монтажного инструмента, для предусмотренных конкретного вида работы.

    Инструменты, постах на применяемые ТО и ТР, должны быть исправными. Не допускается гаечных использование ключей с изношенными гранями и несоответствующих применение, размеров рычагов для увеличения усилий резьбовых затягивания соединений, а также зубила и молотка в целях этих. Рукоятки отверток, напильников, ножовок быть должны изготовлены из пластмассы или дерева, на их должно не поверхностях быть сколов. Деревянные рукоятки во раскалывания избежание должны иметь металлические скрепляющие Для.

    кольца осмотра автомобилей необходимо применять безопасные только переносные лампы напряжением 36В с сетками предохранительными. При работе в осмотровых канавах ламп напряжение не должно превышать 12В.

    Автомобиль, напольный на установленный пост ТО или ремонта, необходимо закрепить надежно установкой не менее двух упоров колеса под, затормозить стояночным тормозом. При рычаг этом коробки передач должен быть положение в установлен, соответствующее низшей передаче. На автомобилях с двигателем карбюраторным или с газобаллонной установкой следует зажигание выключить, а на автомобилях с дизельным двигателем – перекрыть топлива подачу.

    ТО и ТР автомобиля следует осуществлять при двигателе неработающем, за исключением тех случаев, когда двигателя работа необходима по технологическому процессу данной например (операции, для регулировки угла опережения При).

    зажигания разборке автомобиля снимать, транспортировать агрегаты тяжелые следует с помощью подъемно-транспортных оборудованных, механизмов захватами, гарантирующими полную безопасность Нельзя. работ поднимать и вывешивать автомобиль за буксирные Запрещается. крюки: поднимать грузы массой, большей, допускается чем для данного механизма; снимать, транспортировать и устанавливать агрегаты при зачаливании их тросом и без канатами специальных захватов. Снимать и устанавливать следует рессоры после установки под шасси (специальных) кузов подставок (козелков).

    Опорная поверхность домкратов головок должна иметь форму, исключающую поднимаемого соскальзывание груза (автомобиля, агрегата).

    Ознакомимся с пожарной мерами безопасности. Чтобы не создавать условий возникновения для пожара на автомобиле, нельзя:

    • допускать двигателя загрязнений топливом и маслом;
    • допускать течь в баках, топливопроводах и приборах системы питания;
    • мыть бензином двигатель;
    • курить вблизи баков и приборов питания системы;
    • подогревать двигатель открытым пламенем.

    В стоянках – гаражах и помещениях для технического обслуживания запрещается автомобилей:

    • пользоваться открытым огнем, паяльными там лампами, где хранятся легковоспламеняющиеся и горючие мыть;
    • жидкости или протирать бензином кузов, или детали агрегаты, а также мыть руки и одежду чистить бензином, курить;
    • хранить горючие больших в жидкости количествах, чем требуется;
    • держать горловины открытыми топливных баков;
    • загромождать проходы;
    • обнаружение Своевременное загорания и быстрое уведомление пожарной является команды главным условием успешной борьбы с пожаром возникшим.

    Заключение

    В заключение письменной экзаменационной сделаем работы общие выводы.

    Современный автомобиль самых в работает различных дорожных и климатических условиях. эксплуатация Длительная неизбежно приводит к ухудшению его состояния технического. Работоспособность автомобиля или его определяется агрегатов их способностью выполнять заданные функции нарушения без установленных параметров. Работоспособность автомобиля прежде зависит всего от его надежности, под понимают которой способность автомобиля безопасно перевозить или грузы пассажиров при соблюдении определенных параметров эксплуатационных.

    Надежность характеризуется безотказностью, сохраняемостью и настоящее. В ремонтопригодностью время происходит интенсивное совершенствование транспортных конструкций средств, повышение их надежности и производительности. более Осуществляется частое обновление выпускаемых моделей, более им придание высоких потребительских качеств, отвечающих требованиям современным. Все это вызывает необходимость профессионального повышения уровня автомеханика. Он должен иметь современном о представление состоянии и тенденциях развития как целом в автомобилестроения, так и отдельных моделей автомобилей, оценивать уметь техническое состояние, чтобы затем проводить надежно обслуживание и ремонт автомобилей. От того, надежно как обслуживается автомобиль, зависит жизнь и только не безопасность владельца автомобиля, но и окружающих.

    От того будет как охлаждаться двигатель зависит его работа нормальная и износ его механизмов. Радиаторы неотъемлемой являются частью системы охлаждения.

    В процессе работы написания были даны следующие рекомендации по радиаторов обслуживанию.

    При движении автомобиля радиатор основной и кондиционера радиатор работают в экстремальных условиях, взаимодействуя активно с окружающей средой.

    Им приходится принимать на мощные себя потоки воздуха. При наличии в кондиционера автомобиле большую часть воздуха принимает на радиатор себя кондиционера, так как он устанавливается радиатором перед охлаждения двигателя. В случае отсутствия в климатической автомобиле установки, весь поток воздуха радиатор на приходится охлаждения двигателя. Несмотря на установленные решетки защитные радиатора, вместе с потоком воздуха на радиатора поверхность кондиционера и радиатора охлаждения попадает количество большое грязи и соли, тем самым работу затрудняя систем, а в последствии и к выходу их из строя. Во таких избежание проблем рекомендуется промывать конденсор и радиатор основной холодной водой, устраняя нежелательную поверхности с грязь радиаторов. Также необходимо отслеживать, уровень чтобы охлаждающей жидкости в системе охлаждения оптимальном на находился уровне. Что касается системы ней, то в кондиционирования нужно поддерживать рекомендуемый уровень для фреона исправной работы климатической установки, как так при активном использовании кондиционера в года течение теряется 20% фреона. При выборе охлаждения радиатора двигателя и конденсора нужно быть внимательным предельно и отнестись к этому вопросу очень Система. серьезно охлаждения является неотъемлемой частью двигателя работы. Радиаторы должны выдерживать высокие температур перепады и давления жидкостей и газов, находящихся в Элементы. системах соединения радиаторов охлаждения и конденсоров быть должны герметичны, а паяные швы очень Случаются. прочны факты, что радиаторы могут строя из выйти в любой момент, в том числе и во движения время. В таком случае жидкость, находящаяся в моментально, системе вытекает, что приводит к мгновенному рабочей повышению температуры двигателя и делает дальнейшее автомобиля движение невозможным. Данную поломку практически устранить нельзя на месте, продолжить движение возможно эвакуаторе на только. Во избежание таких проблем при радиатора подборе стоит большее внимание уделить радиатора качеству, а не заманчивой низкой стоимости.

    Во время письменной написания экзаменационной работы были системати-научные зованы и практические знания в области эксплуатации и радиаторов ремонта. В данной работе были рассмотрены тем по решения или иным проблемам, возникающим в эксплуатации процессе и ремонта радиаторов, изменению конструкции узлов ненадежных и элементов, применению альтернативных видов материалов новых, разработке новых методик испытаний и целью с регулировок получения улучшенных характеристик по надежности, экономичности и долговечности.

    В ходе написания письменной экзаменационной изучено работы устройство системы охлаждения, основные ее для, неисправности того чтобы ясно представлять ее быстро и работу и качественно устранять неисправности и правильно ее Были. эксплуатировать рассмотрены основы обеспечения работоспособности ознакомились. Мы радиаторов с перечнем выполняемых работ в объеме обслуживания технического для радиаторов, с основными нормативами организацией; с безопасности диагностических и регулировочных работ, были методы рассмотрены и способы восстановления работоспособности радиатора. В создана итоге возможно быстрая адаптацию на работе по Также.

    специальности были разработаны мероприятия по повышению услуг качества, выработаны предложения по повышению качества приобретены, услуг практические навыки планирования, организации труда и производства, были закреплены, углублены знания, процессе в полученные обучения.

    Рекомендуется применять только охлаждающие качественные жидкости, и, по мере необходимости, производить радиатора чистку в техцентрах, обладающих необходимыми для условиями этого.

    Список использованной литературы

    [Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/diplomnaya/vaz-sistema-ohlajdeniya-3/

    1. Барун В. Н. КамАЗ Автомобили: Техническое обслуживание и ремонт: учебник / Транспорт В. Н. и др. — М.: Барун, 1987. – 352 с.

    2. Башкирцев В. И. Восстановление машин деталей и оборудования адгезивами: дис.докт.наук. техн: 05.20.03: защищена 01.03.04: утв. 07.05.04 / Башкирцев В. И. — М., 2004. — Башкирцев с.

    3. 329 В. И. Все о клеях и герметиках для учебник: автомобилиста / Башкирцев В. И., Башкирцев Ю. В. — М.: Эксмо, 2008. — Беднарский с.

    4. 208 В. В. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Беднарский / учебник В. В. Изд. 3-е, перераб. и дополн. — Ростов на Феникс: Дону, 2007. — 456 с.

    5. Боровских Ю. И. Устройство, обслуживание техническое и ремонт автомобилей: учебник для проф средних. — техн / Боровских Ю. И. и др. — М.: Высшая Школа, 439. — 1975 с.

    6. Бурков В. В. Алюминиевые радиаторы автотракторных учебник: двигателей / Бурков В. В. — М.: Машиностроение, 1964. — 200 с.

    7. Автомобили В. К. Вахламов: основы конструкции: учебник для учреждений студентов среднего профессионального образования / Вахламов В. К. — М.: 2007, Академия. — 528 с.

    8. Власов В. М. Техническое обслуживание и автомобилей ремонт: учебник для студентов учреждений профессионального среднего образования / Власов В. М. и др. под ред. изд В. М. 3-е Власова. — М.: Издательский центр «Академия» 2006. — Гаджиев с.

    9. 480 А. А. Технологическое обеспечение долговечности подшипниковых машин узлов применением полимерных материалов: дис..техн. докт. наук: 05. 20. 03: / Гаджиев А. А. — М., 2006. — 359 с.

    10. Автосервис И. Э. Грибут: станции технического обслуживания автомобилей: Грибут / учебник И. Э. и др. Под ред. В. Шуплякова, Ю. П. Свириденко. — М.: ИНФРА-М: Альфа-М, 2008. — 480 с.

    11. Курчаткин В. В. Надежность и машин ремонт: учебник / Курчаткин В. В. И др. Под ред. В. В.Колос — М.: Курчаткина, 2000. — 776 с.

    12. Левитский И. Технология машин ремонта: учебник и учеб. пособие для учеб высших. заведений / Левитский И. и др. — М.: Колос, 1966. — Пузанков с.

    13. 431 А. Г. Автомобили: конструкция, теория и расчет: для учебник студентов учреждений среднего профессионального Пузанков / образования А. Г. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — Пучин с.

    14. 544 Е. А. Надежность технических систем: учебник / Дидманидзе Е. А., Пучин О. Н., Лезин П. П., Лисунов Е. А., Кравченко И. Н. — М.: УМЦ «2005», Триада. — 353 с.

    15. Пучин Е. А. Повышение эффективности машин использования в АПК: учебник / Пучин Е. А., Кушнарев Л. И. // сервис Технический в АПК: Сборник научных трудов. — М.: 2002, МГАУ. — 3-11с.

    16. Пучин Е. А. Ремонт радиаторов охлаждения системы двигателей внутреннего сгорания: учебник / Гаджиев Е. А., Пучин А. А., Кононенко А. — М.: ФГОУ ВПО МГАУ, Семешин. — 12 с.

    17. 2006 А. Л. Восстановление радиаторов системы охлаждения двигателей автотракторных газопламенной пайкой с использованием водородно-Синельников

    18. кислородного А. Ф. Автохимия. Краткий справочник / Синельников А. Ф., ЗАО Р. А. — М.: Синельников КЖИ «За рулем», 2003. — 152 с.

    19. Устранение А. С. Кононенко течи радиатора охлаждения двигателя сгорания внутреннего: учебник / Кононенко А. С., Киселев Р. В. // Вестник / ВПО ФГОУ МГАУ имени В. П. Горячкина. — 2004. № 1 (6).

    40 — 42 с.