. Научно-теоретические основы преподавания декоративно-прикладного творчества в средней школе.
-
-
«Декоративно — прикладное творчество» по программе «Технология. Обслуживающий труд».
-
Примерная программа для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по предмету по предмету «Технология. Обслуживающий труд» составлена на основе государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Примерная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ (может использоваться при тематическом планировании курса учителем).
При этом авторы учебных программ могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, распределения часов по разделам и темам, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учетом индивидуальных способностей и потребностей учащихся, материальной базы образовательных учреждений, местных социально-экономических условий и национальных традиций.
Мы использовали рабочую программу, разработанную на основе Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по предмету «Технология» (V-IX классы, базовый уровень), утвержденной МОН ЛНР (приказ №483 от 27.12.2016).
Согласно данной программы образовательная область «Технология» призвана познакомить учащихся 5-9 классов с основными технологическими процессами современного производства материальных и духовных ценностей и обеспечить их подготовку, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
Организация коллективной работы учащихся в образовательной области ...
... апробировать коллективные формы работы организации учебного процесса на уроке технологии в основной школе. Предметом курсовой работы является коллективные методы обучения на уроках технологии. Объектом исследования является учебный процесс при коллективной форме обучения на уроках технологии в средней школе. 1. Теоретические основы коллективной деятельности учащихся на уроках технологии ...
Изучение интегративной образовательной области «Технология», включающей базовые (т. е. наиболее распространенные и перспективные) технологии и предусматривающей творческое развитие обучащихся в рамках системы проектов, позволит молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям. Данные цели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделено политехническому, экономическому и экологическому аспектам деятельности, ознакомлению с информационными и высокими технологиями, качественному выполнению работ и готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей.
Главная цель образовательной области «Технология» — подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Это предполагает:
1. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации.
Для этого учащиеся должны быть способны:
а) определять потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в ее производстве;
б) находить и использовать необходимую информацию;
в) выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии);
г) планировать, организовывать и выполнять работу (наладка оборудования, операторская деятельность);
д) оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции.
2. Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.
3. Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.
4. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
5. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
Задачи учебного предмета:
В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:
а) формирование политехнических знаний и экологической культуры;
Организация проектной деятельности школьников на х технологии
... организации проектной деятельности школьников на уроках технологии. В дипломной работе использованы следующие методы исследования: анализ литературы; моделирование; наблюдение; анкетирование; тестирование; изучение работ учащихся; метод экспертных ... 15]. 3. С 50-х годов по настоящее время - «проектирование перестает быть сугубо технической отраслью знания и распространяется на социальные науки, в ...
б) привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
г) развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
д) обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;
з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность — овладение общетрудовыми умениями и навыками.
Наряду с традиционными методами обучения рекомендуется применять метод проектов и кооперированную деятельность учащихся.
Основная цель обучения школьников по программе «Технология. Обслуживающий труд» — обеспечить усвоение ими основ политехнических знаний и умений по элементам техники, технологий, материаловедения, информационных технологий в их интеграции с декоративно-прикладным искусством.
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
освоение технологических знаний, технологической культуры на базе сведений, полученных при изучении других образовательных областей и предметов, а также на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
-
освоение начальных знаний по прикладной экономике и предпринимательству, необходимых для практической деятельности в условиях рыночной экономики, рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;
-
овладение умениями создавать личностно или общественно значимые продукты труда, вести домашнее хозяйство;
-
развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей в процессе различных видов технологической деятельности;
-
развитие способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда;
14 стр., 6752 словМастер-класс как технология формирования творческих и практических ...
... деятельности. Практическая значимость заключается в разработке рекомендаций, которые могут быть использованы на практике учителями и руководителями кружков. Цель данной работы: рассмотреть технологию мастер-класса, ... технологи мастер-класса. 3. Обосновать методику обучения подростков через мастер-класс на внеклассных занятиях и уроках технологии по развитию творческих способностей. 1. Мастер-класс, ...
-
воспитание трудолюбия и культуры созидательного труда, ответственности за результаты своего труда;
-
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Решение задач творческого развития личности учащихся обеспечивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллективно. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания учащихся, раскрытие их творческих способностей.
Программа предусматривает знакомство девочек с различными видами декоративно — прикладного творчества.
В 5 классе они начинают знакомиться с лоскутной техникой, одним из традиционных видов народного творчества. Мастерицы разных народов в технике лоскутной мозаики выполняли различные полезные для дома вещи.
Используя это направление в рукоделии, можно также оживить работу и над традиционными программными изделиями.
Экономические потрясения в обществе привели к появлению бедных и богатых. Материальный уровень многих семей понизился. На занятия часто приходят дети, у которых нет необходимых материалов для уроков, а лоскутная техника дает возможность работать с отходами швейного производства, с вышедшими из употребления, немодными, но добротными вещами, тканями. Диапазон применения их также велик: от небольшой переделки до полного перекраивания и изготовления нового изделия.
Работая над этой темой, невозможно обойтись без обращения к прошлому, к истории народа.
Увлекательное путешествие к истокам ремесла, которыми начинаются уроки лоскутной техники в 5-м классе, вызывает неподдельный интерес девочек к декоративно-прикладному искусству, которое обладает еще и большим воспитательным потенциалом.
Кто хорошо знаком с мировой художественной культурой, может сделать «лоскутную копию» Матисса или Гогена.
О философском осмыслении мира говорят сами названия лоскутных полотен: «Путь в другой мир», «Земля и звезда», «Глаз бури», «Биосфера» и др., авторами которых являются настоящие мастера своего дела, художницы, работающие в лоскутной технике.
Богаты возможности лоскутной мозаики. Разнообразны области её применения. Однажды прикоснувшись к этой теме, трудно от неё отойти. Но как каждый вид трудовой деятельности она требует определенного подхода к постижению азов ремесла.
По принципу от простого к сложному построена программа раздела «Лоскутная техника» для девочек 5- 9 классов на уроках технологии.
класс — Узоры из квадратов. Способ сборки полотна «по строкам».
класс — Узоры из полосок. Способ сборки полотна «по кругу».
Технология производства трикотажных изделий
... трикотажных изделий. Трикотажем называется текстильное полотно или изделие, полученное путем вязания, поэтому любой трикотажный материал представляет собой систему петель, соединенных ... и нитей. В настоящее время в трикотажном производстве перерабатывают все виды сырья, включая пряжу из ... такого же переплетения). На базе каждого из классов этих групп можно образовать рисунчатые и комбинированные ...
к
класс — Аппликация. Технология преодоления тупого угла.
класс — Составление сюжетов в сочетании лоскутной мозаики и аппликации.
На данный раздел программы в каждом классе отводится 10 часов. К примеру, в 5 классе они распределяются таким образом:
занятие — Путешествие в историю ремесла: от наскальных рисунков и древних предметов быта до современных изделий художественных промыслов. История лоскутной техники.
Вводное занятие: Что нужно для работы?
занятие — Цветовой круг. Законы сочетания цветов.
Построение чертежа салфетки. Составление геометрического узора салфетки из квадратов.
занятие — Изготовление шаблона — выкройки.
Изготовление элементов лоскутного верха изделия.
занятие — Принцип сборки лоскутного полотна по строкам. Сборка верха изделия.
занятие — Окончательная обработка лоскутной салфетки.
С самых первых уроков по лоскутной технике детям важно дать понять, что данная технология сборки изделия относится не только к салфетке, что этот принцип сборки изделия «по строкам» общий для всех. Поэтому детям можно сразу предложить на выбор изготовить салфетку, подставку под горячее, подушку — думочку.
На каждом этапе обучения творческие задания должны усложняться.
В 6 классе дети активно включаются в работу над составлением эскизов будущих лоскутных изделий. Затем эти эскизы обсуждаются, а по лучшим из них выполняются изделия.
В 7 классе серьезным стимулом к качественному выполнению своей работы является конкурс собранных в разных стилях квадратиков, которые затем будут включены старшеклассницами в коллективный проект панно, одеяла или другой полезной вещи. Главное, дети знают, что их работа не пропадет, а «пойдет в дело».
В 8-9 классах, когда составляются картины в технике аппликации, дети работают в группах из 3-4 человек, которые подбираются таким образом, чтобы в каждой из них была девочка, умеющая рисовать. Это облегчит работу по составлению собственного эскиза. Если такой возможности нет, то работа ведется по заготовленному учителем эскизу. Благодаря тому, что в таких группах дети с разным уровнем подготовки, изделия не остаются незаконченными.
В 5 классе начинается, с продолжением в 6 — 8 классах, приобщение девочек к одному из самых древних видов декоративного искусства — вышивке. Использование вышивки в народном и современном костюме, предметах обихода и сувенирах поистине беспредельно, как и возможности развить при занятиях художественно-эстетические качества у девочек.
Технология вышивки гладью
... Александровскую цветную гладь», в Рязани - «рязанскую вышивку», а в поселке Тарусе выполняют вышивку, которая называется ... изделия у меня достаточно. 2) Материалы: выбирая изделие надо учитывать наличие материалов, я выберу изделие, ... и искусная, хотя и наивная по исполнению, вышивка Матильды, жены Вильгельма Завоевателя, изображающая ... Домашняя вышивка в русской деревне была всецело женским делом. С 8-9 ...
В 5 — 8 классах программа отводит занятиям вышивкой по 8 часов.
Школьницы должны получить следующие основные теоретические сведения:
Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.
Практические работы:
Зарисовка традиционных орнаментов, определение колорита и материалов для вышивки. Организация рабочего места для ручного шитья. Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом. Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки. Определение места и размера узора на изделии.
Перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльцы. Выполнения простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы безузлового закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по рисованному контуру узора. Отделка вышивкой скатерти, салфетки, фартука, носового платка.
В связи с введением в программу школьного образования национального регионального компонента в каждом регионе на уроках декоративно — прикладного творчества используют национальную вышивку.
На уроках технологии в нашем регионе в основном используется традиционная славянская вышивка.
В 7 классе девочки обучаются одному из наиболее распространенных видов узорного искусства — вязанию. Вязание крючком — один из древнейших видов прикладного искусства. Существует предположение, что метод изготовления полотна вязанием появился на севере Африки, о чем до сих пор напоминает название тунисского способа, то есть вязания длинным крючком. В XIII-XVI вв. вязание пришло из стран Востока в Европу, в том числе и на белорусские земли, в Великое княжество Литовское (об этом говорят археологические находки инструмента для плетения и вязания, датируемые XIV-XVIII вв.); несколько позднее, в XVIII в., вязать научились в России. Существует и другая концепция относительно самостоятельного возникновения вязания в разных регионах, толчком к которому послужило развитое мастерство плетения сетей.
В 7 — 8 классах вязанию отводится по 8 часов.
Основные теоретические сведения, которые должны усвоить школьницы:
Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Изделия, связанные крючком, в современной моде. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Раппорт узора и его запись.
Практические работы:
Работа с журналами мод. Зарисовка современных и старинных узоров и орнаментов. Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе. Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Определение количества петель и ниток. Выполнение различных петель. Набор петель крючком. Изготовление образцов вязания крючком.
Технология изготовления цветов из ткани как разновидность декоративно-прикладного ...
... декоративно-прикладного творчества 1.1 Психолого-педагогические основы работы по декоративно - прикладному ... по теме «Изготовление искусственных цветов» на уроках технологии. Методы исследования: педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, педагогический эксперимент, анкетирование. Структура дипломной работы: данная дипломная работа ... образных формах, которые веками отшлифовывались народными ...
Варианты объектов труда: Образцы вязания. Рисунки орнаментов. Шарфик, шапочка.
В 8 классе девочки обучаются вязанию на спицах. Вязание на спицах — создание полотна из переплетенных петель — изобрели мужчины. Первые сведения о вязаных изделиях, сохранились на восточных фресках, относящихся к периоду до н. э. Затем, как упоминают историки, вязание было известно в Древней Греции во времена создания «Илиады» и «Одиссеи» Гомера. Но эти сведения не подкреплены никакими находками вязаных изделий. Самые старые вязаные изделия были найдены в Перу.
Основные теоретические сведения, которые должны усвоить девочки:
Ассортимент изделий, выполняемых в технике вязания на спицах. Материалы и инструменты для вязания. Характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей. Условные обозначения, применяемые при вязании на спицах.
Практические работы:
Подбор спиц в зависимости от качества и толщины нити. Начало вязания на двух и пяти спицах.
Набор петель. Выполнение простых петель различными способами. Убавление, прибавление и закрывание петель. Соединение петель по лицевой и изнаночной стороне. Вязание двумя нитками разной толщины.
Выполнение образцов и изделий в технике вязания на спицах.
Варианты объектов труда: Образцы вязания на спицах, носки, варежки, перчатки.
В 9 классе девочки учатся аппликации (8 часов).
Аппликация — вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон).
Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, дерево. Аппликация связана с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей. Аппликация из ткани — это разновидность вышивки.
Основные теоретические сведения, которые девочки должны усвоить:
Значение аппликации в старинной народной вышивке. Художественное оформление изделия различными материалами: бисером и блестками, кожей, мехом, пухом, шерстью, вышивкой гладью, крестом и др. Съемная аппликация.
Практические работы
Выполнение аппликаций из различных материалов. Зарисовка аппликаций из журналов мод.
Выполнение аппликаций на тонких тканях, на трикотаже, на сетке, на канве. Особенности обработки.
Таким образом, программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд» предусматривает обучение девочек различным видам декоративно — прикладного творчества: лоскутную технику, вышивание, вязание крючком и на спицах, аппликацию.
Этика научного творчества в инженерной деятельности
... теме исследования (анализ, синтез, обобщение, индукции, дедукции, др.). 1.Этика научного творчества в инженерной деятельности Профессиональная этика инженера, занимающегося научной работой представляет собой единую систему строго выполняемых норм, принципов, ...
Декоративно-прикладное творчество является почвой и основой любой национальной культуры, поэтому необходимо учитывать национальные традиции при обучении тому или иному его виду.
1.2. История народного декоративно-прикладного творчества Луганщины XVIII – начала XX века.
История вышивки насчитывает не одно тысячелетие. Вышивка – символ, который сохраняет корни, идентичность, понимание себя. Это история: мифология, религия, древнее искусство предков, душа народа. Уже много столетий люди украшают одежду разнообразными вышитыми узорами и орнаментами. Испокон веков вышивка является одним из наиболее доступных видов рукоделия, не имеющего географических и временных границ. В разных странах узоры отличались по стилю и используемым цветам.
По мотивам орнаменты вышивок делятся на три группы: геометрические (абстрактные), растительные, зооморфные (животные).
Все они наблюдаются и в вышитых изделиях, хранящихся в музеях Луганщины. Геометрические (абстрактные) орнаменты свойственны всей славянской мифологии. Они очень просты: кружочки, треугольники, ромбы, зигзаги, линии, кресты (простые и двойные).
Среди исследователей существует несколько версий того, какой смысл вкладывался в эти символы раньше. Сегодня на их основе в народной вышивке широко используются такие мотивы, как «бараньи рога», «кудри», «кудрявцы», «гребешки» и др. В основе растительного орнамента лежит стремление принести в вышивку красоту природы. В России и Украине вышивка всегда была очень символична. Некоторые узоры родились еще в глубокой древности и несут на себе отпечаток языческой символики. Постепенно вышивка приобретает все более широкое распространение в украшении костюма и предметов обихода. С ХVIII века она входит в жизнь всех слоев населения. В XVII – XIX веках в России кроме вышивания золотом и серебром, которое выполняли монахини в монастырях, существовало множество мастерских, где вышивались вещи для помещичьего быта: скатерки, салфетки, разнообразная одежда, предметы оформления интерьера.
Вышивка делилась на народную и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно изменялась под влиянием моды, приходившей с Запада. А народная вышивка крестом была связана со стародавними обычаями и обрядами крестьянства. Каждая вышивка крестиком имела свое назначение. Вышивки крестиком на рубахах располагались на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (по вороту, рукавах, подолу) и играли роль оберега. В вышивке крестом полотенец нашли свое отражение представления людей, связанные с культом плодородия и культом предков.
Вышивка Луганщины является составной частью русской и украинской, однако ей свойственны и совершенно своеобразные местные особенности. Например, украинская народная рубашка – вышиванка известна и популярна и имеет большие различия в разных регионах, в том числе и на Луганщине. Мужские и женские рубашки значительно отличаются друг от друга как техникой самой вышивки, так и формой, цветовой гаммой и узорами. Некоторые техники наложения стежка и узоры можно встретить только в определенной этнографической части страны.
Проанализировав старинные и современные образцы вышивок, можно условно составить своеобразный атлас регионов с типичными для них узорами, орнаментами и символами, техниками и цветами. И хотя четких границ использования определенной техники вышивки никогда не было (потому что люди, общаясь, передавали, учили друг друга особенностям ремесла своего края) и все же можно выделить те главные черты, которые отличали каждый населенный пункт от другого.
ВКР «Формирование творческих способностей в процессе обучения ...
... творческой деятельности). Практическая значимость, База исследования:, Структура работы: ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ВЫШИВКИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.1 Психолого-педагогическое обоснование творческих способностей Творчество ...
Одежда русских переселенцев с середины XIX века постепенно утрачивала своеобразие. Переселение населения из ближайших губерний (Воронежской, Белгородской, Орловской, Курской) обусловило распространение в крае южнорусского комплекса одежды: поневы, вышитые рубахи с косыми поликами, туникообразных запанов, головного убора «сорока», украшений из перьев и бисера. Переселенцы из Воронежской и Московской губернии имели свои характерные особенности в одежде. Женская рубашка была значительно короче и имела цветную вставку на плечах. Вместо плахт и фартуков женщины одевали сарафаны, вышитые на груди и на подоле. В селах основанных выходцами из Белгородской и Курской губерний костюм отличался более скромной вышивкой на рубашке. На голове белгородские женщины носили шапки «сороки» из бархата, парчи, вышитые металлическими нитями и украшенные кисточками [7].
В конце ХIХ – начале ХХ века на территории Старобельского уезда бытовали два типа русских женских рубах, отличающихся по крою и орнаментике. Первый тип составляют рубахи из домотканого полотна бесполиковые, горловина и края рукавов которых были присборены и обшиты узкой полоской ткани. Оплечья этих рубах орнаментированы вышивкой, основной узор которой выполнен красными нитками старинной техникой – «набором», имитирующей ткачество. Центральная часть орнамента представляет собой полосу ромбов различный модификаций (ромб с продлёнными сторонами, ромб с точками), восьмилепестковых розеток, ломаную линию с единичными меандрами. Происхождение этих узоров восходит к эпохе язычества. Ромб символизировал плодородие, восьмилепестковая розетка – солнце, меандр и зигзаг были знаками воды. С течением времени эти узоры приобрели доброжелательно – апотропейное значение. Подузоры выполнены крестиком в красно-чёрной гамме (растительно-геометрические узоры).
В музейной коллекции Луганского краеведческого музея есть рубаха из русского села Старобельского уезда, которая отличается своеобразием кроя и орнаментации. Стан этой рубахи сшит из кумача, подстава – из домотканого полотна, что соответствует русской традиции данного региона. Плечевые вставки, вшитые по основе, а также заложенные в верхней части рукава мелкие складки. Плечевые вставки и манжеты украшены геометрическим зубчатым орнаментом из чёрной и красной хлопчатобумажной ткани и разноцветной сутажной тесьмой. Подобный способ украшения («аппликации из кумача, ситца в форме треугольников, ромбов») характерны для праздничных кумачёвых рубах [3, с. 34]. Семиотический статус полотняных («белых») старинных рубах был выше, чем рубах из фабричной ткани.
Развитие украинской одежды проходило в тесной связи с другими культурными влияниями. На украинском костюме Луганщины сказались традиции регионов происхождения переселенцев. Общими характерными его чертами являлись простота форм, стройность силуэта, богатство отделки, насыщенный колорит. Уже в статистических источниках XVIII столетия, посвященных Луганщине, значительное место отводилось описаниям быта населения, и в частности – их наряду. Украинский традиционный костюм Луганщины стал объектом специального научного изучения и собирательной этнографической работы музеев в XIX веке. Значительный подъем этой работы был связан с подготовкой и проведением в Харькове археологического съезда в 1902 году, среди мероприятий которого была и этнографическая выставка костюмов. Основным элементом женского костюма является сорочка, которая служила одновременно и нательной и верхней одеждой. Сорочки в зависимости от их назначения, а также от достатка семьи, шились из полотна различного качества. Разрез горловины обычно располагался посередине груди. Рукава цельнокроенные, пришитые параллельно к станку, с манжетом, богато украшенные вышивкой крестиком растительным и цветочным орнаментом красными и чёрными нитками. Нижняя часть сорочки также украшалась вышивкой или мережкой. Сорочку надевали так, чтобы мережка была видна из-под поясной одежды. Для нашего края характерно было вышивать красными и чёрными, красными и синими, красными и серыми нитками. Вышивки на сорочках встречаются и гладью («лиштвой»).
До конца XIX века любимой остаётся вышивка «билым по билому» («биллю»), которая ассоциируется в народе с красотой морозных узоров. Вышивка «биллю» была распространена и в других регионах Украины. Это наследие широких культурных связей различных районов, их взаимовлияния. В древности рушник, вышитый соответствующими узорами-символами, был неотъемлемым атрибутом многих обрядов.
Кроме обрядового и декоративного значения, рушники имели и чисто практическое применение. Соответственно функциям, которые они выполняли, рушники имели и свои названия. Например, для вытирания лица и рук служил утирач (утиральник), посуды и стола – стирок и т. д. Рушник был «лицом» жилья украинской женщины. По тому, сколько и каких было рушников, судили о хозяйке. Белый цвет, присущий рушнику, всегда ассоциировался с чистотой, очищением, сакральностью, добром, а следовательно, и защитой от всего дурного. Это придавало рушнику оттенок святости, внушало почтительное и трепетное отношение, делало его оберегом и символом удачи в любом деле. Орнаменты, символы, вышитые на нем, несли особый смысл и глубокое значение. С другой стороны, в связи с этим рушник стал символом красоты и широко использовался для украшения икон, интерьера жилья, как деталь праздничной одежды и др.
Сведений о народном костюме и его особенностях в определенном районе очень мало, а часто такие данные вообще утрачены. Но, несмотря на этот факт, основное направление в создании художественного образа луганской вышивки заложено в сохранившихся традиционных образцах ХІХ – нач. ХХ века. Поэтому можно констатировать, что развитие современной вышивки на Луганщине имеет закономерную связь с историко-художественным опытом края.
1.3.Основные цвета и формы вышивки Луганщины.
Основные цвета вышивки Луганщины – это традиционные сочетания красно-черных, серо-красных и реже сине-красных цветов, а также она отличается скромной, выдержанной в пастельных тонах разноцветной гармоничной гаммой. Гамма цветов многих вышивок теплая, что отличает эту вышивку от изделий других регионов. В ней больше красного, чем черного. Красили нитки для вышивания только природными красителями. Брали то, что было под рукой: кору, корни, листья и цветы. Интересно, что для закрепления цвета нитки запекали в ржаном тесте – так они не теряли окраску на протяжении десятилетий. Особо распространены голубые цвета вышивки и ткани в этнических костюмах Станично-Луганского района, близко соседствующего с Россией. Причем она есть на рушниках еще ХІХ века, значит, так вышивали с основания этих сел, и их жители привезли эту вышивку сюда со своей культурой. Традиционным является сочетание разных по фактуре нитей, что также добавляет рельефности узора. Здесь издавна вышивали крестом и гладью. В вышитых художественных произведениях почти каждого района области преобладает цветочно-растительный и растительно-геометризованный орнамент, выполненный мелким и крупным крестиком, полукрестиком, а в первой четверти ХХ века узоры выполняются не только отдельными швами, но и сочетанием нескольких швов – стебельчатый с рушниковым.
По вышивке можно было определить статус и происхождение владельца. Древнейшими материалами, из которых на Луганщине изготавливали вышитые рубахи, жилетки, кожухи и другие виды одежды были ткани из овечьей шерсти, льна и конопли. Орнамент вышивки первоначально выполнял магическую роль оберега от злых духов. Народная память сохранила много рассказов о том, как рисунки вышитых рубах помогали, например, казакам в далеких походах победить врага и пережить трудности. Цвета ниток, которыми вышивали на Луганщине женские и мужские рубашки – традиционно красный, черный и белый. Украшали рукава, реже воротники и подол. Рубашки по нижнему краю часто украшались плетеными мережками.
ГЛАВА II . Методики преподавания декоративно-прикладного творчества в средней школе.
-
-
Методики преподавания декоративно-прикладного творчества в средней школе.
-
На смену трудовому обучению с 1994 года пришла новая образовательная область «Технология». Программа по технологии включает в себя большой раздел, посвященный различным видам декоративно — прикладного творчества.
Методика преподавания раздела «Декоративно — прикладное творчество», основанного на традиционной народной культуре, сравнительно молодой раздел методики преподавания образовательной области «Технология». Но уже сегодня можно утверждать, что наряду с общеизвестными педагогическими принципами в нее должны быть включены следующие принципы:
опора на изучаемое ремесло и его каноны;
связь с теоретическими положениями эстетики;
формирование понятийного аппарата;
целенаправленное развитие интересов;
рациональный выбор учебных изделий.
Каждая из тем раздела «Декоративно — прикладное творчество» даст безграничные возможности развивать творческий потенциал ребенка, формировать его вкус, воспитывать чувство прекрасного.
Творчество определяется как деятельность, которая создает нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно исторической уникальностью.
Следует отметить, что творческие проявления у подростков являются неосознанными, вызванными не целенаправленным стремлением к совершенствованию трудовой деятельности и окружающих условий, а эпизодическими обстоятельствами, важнейшими из которых являются соревнования, конкурсы, подготовка изделий к выставкам и др.
Работа учителя по формированию творческих начал личности подростка начинается с включения его в общественно ценную трудовую деятельность, с пробуждения у него интереса к этой деятельности и создания внутреннего настроя на выдумку, наилучшее выполнение дела. В подростковом возрасте мотив любознательности, непосредственного интереса к новизне все более обогащается осознанным желанием попробовать свои силы и сделать что-то нужное, особенное для других. Социально направленный мотив творческой деятельности начинает выступать в единстве с мотивом познавательным. Эта характеристика мотива отражает этап интенсивного овладения социальным опытом, когда творчество выступает как средство активного его усвоения. В творчестве подросток видит способ служения людям, обществу и тем самым способ самоутверждения. Это выступает для него не только далекой, но и близкой перспективой. В результате может возникнуть переоценка своих возможностей, построение неосуществимых планов, проектов, поэтому педагогу важно показать реальные пути подготовки к «великим открытиям», вооружить подростков соответствующими подходами, знаниями, умениями.
Наряду с индивидуальными заданиями широко применяются групповые и коллективные формы деятельности, благодаря которым подростки учатся решать трудовые проблемы сообща, сотрудничать в труде.
Методика преподавания раздела «Декоративно — прикладное творчество» должна учитывать следующие преимущества данного вида трудовой деятельности:
объекты труда не требуют значительных материально-технических затрат;
- задания, как правило, носят прикладной, утилитарный характер и могут выполняться школьницами для собственных или домашних нужд, что стимулирует интерес к работе;
- на этих работах, как нигде, может быть проявлена дифференциация, так как посильность работ может варьироваться в самых широких пределах;
- школьницы вправе по собственному усмотрению выбирать изделия, их композицию, цветовую гамму и т.п., что способствует развитию самостоятельности и творческого начала;
любая тема раздела в 8-м классе может быть выбрана в качестве творческого проекта;
- приобретение практических навыков органично соединено с расширением представлений у девочек об истории края, традициях, обрядах, национальных костюмах и т.п.
Очень важно на занятиях рукоделием рассказывать об истории данного вида искусства, о его распространении у различных народов. Это всегда интересно, а интерес на уроке — залог успешной работы учащихся.
Завершение изучения раздела «Декоративно — прикладное творчество» выставкой творческих работ, создание атмосферы состязательности между классами может стимулировать высокие результаты итогов обучения девочек различным видам декоративно — прикладного искусства.
Таким образом, проблемы методики преподавания раздела «Декоративно — прикладное творчество» связаны с тем, что это сравнительно молодой раздел методики преподавания образовательной области «Технология». Методика преподавания декоративно — прикладного творчества должна учитывать специфику детского творчества, которое существенно отличается от творчества взрослых. Кроме того, при организации трудовой творческой деятельности подростков необходимо учитывать специфику данного возраста.
-
-
Подходы к проведению и организации на уроках по декоративно-прикладному творчеству.
-
В настоящее время существует потребность в новых методах обучения и воспитания гармоничной и творческой личности. Дополнительное образование детей – это система, создающая условия для развития личности на основе выявления индивидуальных способностей, потребностей, ценностных ориентаций и мотивов, а не просто механическая достройка базового образования. Поэтому в основе методологии дополнительного образования детей находится идея личностно ориентированной педагогики и социально-педагоги- ческой поддержки личности ребенка, то есть идея развития личности, ее самоопределения и самореализации.
Целью педагогической деятельности современного педагога дополнительного образования является разработка содержания и методики преподавания образовательной программы таким образом, чтобы она удовлетворяла потребностям обучающихся. Кроме этого, необходимо проводить исследование и применение различных подходов к проведению и организации занятий в творческих объединениях учреждений дополнительного образования.
– Решение предметных задач, в соответствии с содержанием учебного материала при изучении различных направлений декоративно-прикладного творчества. На занятиях используются предметные задачи, которые включают фактический материал изучаемого направления, используются конструктивные задачи, направленные на поиск способов при- общения обучающихся к изучаемой области творчества, а также личностно ориентированные задачи, которые позволяют выявить ценностно-смысловой компонент изучаемого материала.
– Применение учебно-творческого диалога в процессе обучения декоративно-прикладному творчеству. Учебно-творческий диалог – это одна из сущностных форм организации личностно ориентированного учебного процесса, раскрывающая переход на личностно-смысловой уровень. Успешность построения творческого диалога педагога и обучающихся в учреждениях дополнительного образования очевидна, поскольку взаимоотношения педагога и ребенка не имеют никакой основы, кроме добровольности и взаимной заинтересованности, строящейся на совместной познавательной, творческой деятельности. Именно в дополнительном образовании можно говорить о полной сформированности учебного диалога вследствие взаимодействия сознания, самораскрытия и совместного творческого поиска и обмена независимыми высказываниями и личностными позициями.
Приведем пример использования игровых методов обучения в практике проведения занятий по декоративно-прикладному творчеству, на которых используется художественно- развивающий подход в обучении на примере работы творческого объединения «Волшебный мир рукоделия».
Игровое занятие «Город мастеров» предполагает обобщение и систематизацию знаний и способов деятельности в области декоративно-прикладного творчества. Занятие проводится в форме имитационной игры. Основные задачи занятия «Международная выставка-ярмарка декоративно-прикладного искусства»:
- организовать деятельность обучающихся по обобщению знаний и способов деятельности в области декоративно-прикладного творчества, изученных ранее;
- вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям обучающихся;
- развить у обучающихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды деятельности.
Обучающимся предлагается представить на занятии изделия декоративно-прикладного творчества (изготовленные ранее) и провести презентацию этих изделий. Обучающиеся разыгрывают роли представителей фирм-изготовителей и покупателей товаров. Педагог выступает в роли независимого эксперта. В конце занятия обучающимся предлагается дать оценку представленным изделиям декоративно-прикладного творчества и высказать свою точку зрения, ответив на вопрос, какой представленный на выставке товар они купили бы, если бы были потенциальными покупателями? Когда обучающиеся высказывают свое мнение о представленных лучших работах, отмечают удачи, делают выводы о том, какие новые интересные изделия можно представить на следующем занятии (то есть ставя перед собой но- вые задачи, которые необходимо будет решать далее).
Задание для обучающихся по подбору изделий для презентации носит продуктивный характер: дети самостоятельно отбирают свои наиболее интересные работы, самостоятельно оценивают качество выполнения представленных изделий, самостоятельно подготавливают презентации своих изделий. Во время обсуждения представленных изделий могут проявиться разногласия, противоречивые мнения. Во время проведения занятия, в форме имитационной игры обучающиеся могут проявить свою индивидуальность при подборе и подготовке презентации изделия декоративно-прикладного творчества, научиться умению обосновывать свою точку зрения или отказываться от своего суждения, если аргументы других участников (в том числе и педагога, выступающего в роли независимого эксперта) окажутся более убедительными. При подведении итогов занятия каждому обучающему будет, чем гордиться, каждый будет успешен, каждого оценят по достоинству и товарищи, и педагог.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие личности ребенка в процессе личностно ориентированного обучения про- исходит в учебной ситуации, если содержание учебного материала будет преподноситься в виде задачи, обладающей смысловой значимостью; если содержание и процесс усвоения приобретают форму диалога; если учебная деятельность реализуется как игра.
ГЛАВА III . Наглядное пособие по декоративно — прикладному творчеству и методические рекомендации для учителей.
3.1. Наглядное пособие на примере традиционной славянской вышивки «Птица счастья».
Прежде чем приступить к обучению технике вышивания, необходимо дать знания учащимся о славянской вышивке как виде декоративно-прикладного искусства, познакомить с символикой узоров, композицией, орнаментом узоров, цветовой гаммой, технологией вышивания.
Искусство вышивания было одной из ярких традиций славянской культуры. Вышитыми узорами женщины украшали головные уборы, одежду, домашнее убранство. Головной убор символизировал небесную сферу. Вышивка на одежде считалась оберегом от невзгод и напастей. На вышитых полотенцах встречали с хлебом-солью дорогих гостей, а также на них опускали тело ушедшего в мир иной. С самого раннего возраста девушка заготавливала себе приданое, в котором обязательными были вышитые полотенца, одежда, предметы быта.
В качестве наглядного пособия предлагаем славянскую вышивку «Птица счастья» (для 8 класса).
Рис.3.1. «Птица счастья»
Народная славянская вышивка имеет свои особенности:
1. Характерный мотив узора. Вышивка состояла из геометрических фигур, изображала растительный и животный мир, человеческие фигуры.
Основные геометрические фигуры:
— символ огня. Солнца
— символ плодородия
— земля
— вода
Рассмотрим на примере:
Этот узор символизирует календарный год. В центре мы видим круг с крестом обозначающий солнце. От солнца отходят 12 лучей, символизирующих 12 месяцев года. Затем идет линия — символ земли и волнистая линия — символ воды, символизирующие нашу землю, на которой растут растения. Из рисунка мы видим, что земля делает один оборот вокруг солнца за год.
Рис.3.2. «Календарный год-12 месяцев»
2. Узоры располагаются строгими горизонтальными рядами:
Эти узоры представляют собой композицию
Композиция — это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание.
В композиции есть главный и второстепенный рисунок. Так же мы видим на рисунке повторяющиеся отдельные узоры. Это орнамент рисунка.
Орнамент — это последовательное повторение отдельных узоров или целой группы узоров.
3. Характерная цветовая гамма
В славянской вышивке всегда используется два цвета — красный и белый. Красный символизирует солнце, белый — чистоту.
Вышивка делится:
а) красным по белому,
б) белым по красному.
4. Техника вышивания.
В славянской вышивке наиболее часто используются:
а) шов «тамбуром»
Рис.3.3. Шов «тамбуром»
б) шов «двухсторонний»
Рис.3.4. Шов «двухсторонний»
в) шов «набором»
Рис.3.5. Шов «набором»
г) шов «крестом»
Рис.3.6. Шов «крестом»
Учащиеся, пользуясь символами вышивки, создают собственную «Птицу счастья» и продумывают в какой технике можно выполнить этот мотив.
Птица — один из любимых и наиболее распространённых образов вышивки. Изображения птиц связаны с культом неба, поклонением солнцу. Птица считалась в древности посланницей солнца, символом счастья и радости. Естественно, что в её изображении подчёркивается богатство оперения, взмах крыла и хохолок на голове.
В композициях с горизонтальной осью орнитоморфные мотивы имеют следующие построения:
-изображения повёрнуты друг к другу;
-образуют бинарный раппорт с деревом или женской фигурой;
-даны одним рисунком.
Если птицы вышиты рядом с другими изображениями, то они объединены по принципу изокефалии (равноголовие), т. е. голова птицы дана на одном (или почти одном) уровне с головой женской фигуры либо вершиной дерева.
Орнитоморфные изображения в композициях необязательно функционируют в качестве основных сюжетообразующих единиц. Независимо от того, в какой бы технике птицы не выполнялись, их изображения всегда плоскостные и имеют угловатые контуры. Большинство наделено знаками, указывающимися на символичность данных образов. Туловища декоративно оформлены диагоналями из ромбов, зигзагообразными полосами, сеткой. Изображения обычно профильные. Можно выделить одноголовые, двуглавые, а также гибридные.
Оборудование для изготовления «Птицы счастья»: Калька, карандаш, ткань, нитки, игла для вышивания, пяльцы.
Девочки знакомятся с традиционными орнаментами и на основе их создают собственный рисунок «птицы счастья». Далее они определяют место и размер узора на изделии, переводят рисунок на ткань, и приступают к выполнению вышивки.