Технология технического обслуживания и текущего ремонта трансмиссии автомобиля ГАЗ

Дипломная работа

Трансмиссия или силовая передача, служит для передачи крутящего момента от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам. На автомобилях так называемых классических моделей двигатель установлен в передней части машины, а ведущими являются задние колеса, что обусловливает необходимость применения трансмиссии, состоящей из нескольких механизмов.

Сцепление позволяет на непродолжительное время отсоединить силовую передачу от двигателя и обеспечивать плавное включение трансмиссии при трогании автомобиля с места или при переключении передач.

Коробка передач служит для получения различных тяговых усилий на ведущих колесах путем изменения крутящего момента, передаваемого от двигателя к карданному валу, а также для изменения направления вращения ведущих колес при движении задним ходом и для отключения трансмиссии от двигателя на длительное время.

Трансмиссия автомобиля обеспечивает возможность изменять не только скорость движения и величину подводимого к колесам момента, но также маневрировать, останавливаться, двигаться задним ходом.

Тема работы: технология технического обслуживания и текущего

ремонта трансмиссии автомобиля ГАЗ-3307.

Цель работы: анализ работы трансмиссии автомобиля ГАЗ-3307.

Задачи:

  1. Теоретическая часть
    1. Назначение и устройство трансмиссии автомобиля ГАЗ-3307

Сцепление и коробка передач является важным конструктивным элементом трансмиссии автомобиля.

Сцепление предназначено для кратковременного отсоединения двигателя от трансмиссии и плавного их соединения при переключении передач, а также предохранения элементов трансмиссии от перегрузок и гашения колебаний. Сцепление автомобиля располагается между двигателем и коробкой передач.

Сцепление автомобиля ГАЗ-3307 однодисковое, сухое, рычажное, с периферийными пружинами, гасителем крутильных колебаний, установлено в картере 2, в соответствии с рисунком 1.

Рисунок 1 – Сцепление ГАЗ-3307

А — 2,5-3 мм; 1 — маховик; 2 — картер; 3 — ведомый диск; 4 — нажимной диск; 5 — рычаг нажимного диска; 6 — масленка; 7 — регулировочная гайка; 8 — муфта выключения сцепления; 9 — первичный вал коробки передач; 10 — вилка; 11 –

18 стр., 8554 слов

Трансмиссия автомобиля УАЗ

... передач. Привод управления сцеплением, КОРОБКА ПЕРЕДАЧ Коробка передач служит для изменения по величине и направлению передаваемого крутящего момента на ведущие колёса автомобиля, длительного разъединения двигателя и трансмиссии ... объём масла обеспечивает нормальную работу обоих узлов. КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА., Задний карданный вал, ВЕДУЩИЕ МОСТЫ. Ведущие мосты автомобиля через ведущие колёса воспринимают ...

кожух; 12 — нажимная пружина.

Основными элементами сцепления ГАЗ-3307 являются ведомый диск 3 в сборе с фрикционными накладками и нажимной диск 4 в сборе с кожухом 11 и рычагами 5. Кожух сцепления закреплен на маховике 1 коленчатого вала шестью центрирующими (специальными) болтами.

Между кожухом и диском 4 установлено двенадцать нажимных пружин. Усилие сжатия пружин обеспечивает создание необходимой силы трения и передачи крутящего момента от маховика через кожух и нажимной диск на ведомый диск сцепления. Для выключения сцепления служат три рычага 5. Точками опоры рычагов на кожухе являются специальные гайки 7.

Одновременность нажатия подшипником на все рычаги регулируют гайками 7, которые после регулировки раскернивают. В процессе эксплуатации автомобиля эти рычаги, как правило, не регулируют. Для выключения сцепления служит упорный подшипник, установленный на муфте 8.

Между концами рычагов нажимного диска (корзины) и подшипником выключения сцепления ГАЗ-3307 необходим зазор от 2,5 до 3,0 мм, который обеспечивается при свободном ходе от 4 до 5 мм наружного конца вилки 10 включения сцепления и соответствует свободному ходу педали от 40 до 55 мм при неработающем двигателе.

Смазка подшипника выключения сцепления ГАЗ-3307 осуществляется колпачковой масленкой 6, расположенной сверху картера сцепления. Масленка и муфта выключения сцепления соединены гибким шлангом.

При установке нового шланга необходимо заполнить его смазкой. Для этого нужно дважды выжать в него полностью заправленную колпачковую масленку. Только после третьей заправки смазка из масленки будет подаваться в подшипник.

Привод выключения сцепления ГАЗ-3307 гидравлический, состоит из подвесной педали 8, в соответствии с рисунком 2, главного цилиндра 3, трубопровода и рабочего цилиндра 13.

Рисунок 2 – Привод сцепления ГАЗ-3307

1 — питающий бачок; 2 — питающий шланг; 3 — главный цилиндр; 4 защитный колпак; 5 — толкатель главного цилиндра; 6 — муфта выключения сцепления; 7 — вилка; 8 педаль; 9 — регулировочная гайка; 10 — контргайка; 11 — толкатель; 12 — оттяжная пружина; 13 цилиндр; 14 — поршень; 15 — клапан прокачки; 16 — поршень главного цилиндра; 17 — манжета; А компенсационное отверстие; В — перепускное отверстие.

Педаль сцепления установлена на оси кронштейна педали на двух пластмассовых втулках, не требующих смазки в эксплуатации, ипередает усилие на толкатель 5 главного цилиндра 3. В крайнее заднее положение педаль возвращается оттяжной пружиной 12. При этом ограничение хода педали в заднем положении осуществляется упором сферической головки толкателя 5 в шайбу главного цилиндра.

Между толкателем 5 и поршнем 16 главного цилиндра сцепления ГАЗ-3307 предусмотрен постоянный зазор, который при сборке и в процессе эксплуатации не регулируется.

Главный цилиндр управления сцепления ГАЗ-3307 установлен на щитке передка кабины и соединен шлангом 2 с одной из секций трехсекционного питающего бачка 1, снабженного датчиком сигнализатора аварийного падения уровня тормозной жидкости (две друга секции бачка питают гидравлический

привод двухконтурной рабочей тормозной системы).

Рабочий цилиндр сцепления ГАЗ-3307 крепится к картеру сцепления двумя болтами. Для удаления из системы воздуха в рабочий цилиндр вверну: клапан 15, закрытый резиновым колпачком.

Коробка передач автомобиля ГАЗ-3307 механическая, с четырьмя передачами для движения вперед и одной для движения назад.

Рисунок 3 – четырехступенчатая коробка передач ГАЗ-3307

1 — первичный вал; 2 — выключатель света заднего хода; 3 — фиксатор; 4 — рычаг переключения передач; 5 — шестерня третьей передачи; 6 — шестерня второй передачи; 7 — шестерня первой передачи; 8 — сапун; 9 — вторичный вал; 10, 13 — шайбы; 11 — блок шестерен заднего хода; 12 — подшипник; 14 — втулка; 15 — картер; 16 — промежуточный вал; 17 – муфта.

Первичный вал 1, в соответствии с рисунком 3, коробки передач ГАЗ-3307 изготовлен за одно целое с косозубой шестерней.

На переднем конце вторичного вала КПП ГАЗ-3307 на шлицах установлена муфта 17, которая служит для включения третьей и четвертой передач. В средней части вторичного вала свободно вращаются шестерни второй 6 и третьей 5 передач, а по шлицам перемещается шестерня 7 первой передачи.

Промежуточный вал 16 представляет собой блок четырех шестерен: три косозубые и одна прямозубая. С левой стороны по направлению движения автомобиля на неподвижной оси установлен блок 11 шестерен заднего хода, который вращается на роликовых подшипниках.

Включение передач для движения вперед осуществляется перемещением по вторичному валу муфты или шестерни первой передачи КПП ГАЗ-3307, а включение передачи заднего хода — перемещением по втулке блока шестерен заднего хода и введением их в зацепление с соответствующими шестернями. Переключение передач проводится посредством рычага 4.

Маслоналивное отверстие находится с левой стороны картера КПП ГАЗ-3307 на высоте, соответствующей нормальному уровню смазки. Для слива масла служит отверстие в нижней части картера. Оба отверстия закрыты резьбовыми пробками. Пробка сливного отверстия снабжена постоянным магнитом.

2.1 Возможные неисправности трансмиссии автомобиля ГАЗ-3307

Основные неисправности сцепления автомобиля ГАЗ-3307 возникают из-за неисправности ведомых дисков, в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1 – Основные неисправности ведомого диска сцепления

Признаки

Неисправности

сцепление «ведет»

  • деформация ведомого диска;
  • износ шлицев ведомого диска;
  • износ или повреждение накладок ведомого диска;

сцепление «буксует»

  • износ или повреждение накладок ведомого диска;
  • замасливание ведомого диска;

рывки при работе сцепления

  • износ или повреждение накладок ведомого диска;
  • замасливание ведомого диска;
  • заедание ступицы ведомого диска на шлицах;

вибрация при включении сцепления

  • износ шлицев ведомого диска;
  • деформация ведомого диска;
  • замасливание ведомого диска;

Основные неисправности КПП ГАЗ-3307 могут возникать, в соответствии с таблицей 2.

Таблица 2 – Основные неисправности КПП ГАЗ-3307

Признаки неисправности

Причины неисправности

Тpудностьпеpеключенияпеpедач

  • ослабли кpепления вилок механизма пеpеключенияпеpедач;
  • погнутость вилок и заедание ползунов;
  • заусенцы на внутpеннейповеpхности зубьев муфт синхpонизатоpов или зубьев шестеpен;
  • непpавильное положение упоpа заднего хода на боковой кpышкекоpобкипеpедач;

Продолжение таблицы 2

  • одновpеменное включение двух пеpедач;

Самопроизвольное выключение передачи

  • износ тоpцов и pабочейповеpхности зубьев муфт синхpонизатоpов и зубьев фиксатоpов;
  • ослабление пpужинфиксатоpов;
  • неполное включение пеpедачи;
  • уеличенныйзазоp между шестеpней заднего хода и ступицей;
  • значительный износ вилки включения заднего хода;
  • самопpоизвольное выключение пеpеключателя, ползунов;

Шум в коpобкепеpедач

  • износ подшипников валов;
  • износ или выкpашиваниеpабочейповеpхности зубьев шестеpен;
  • отсутствие масла в коpобкепеpедач или уpовень масла пониженный;
  • неполное включение сцепления;
  • ослабли гайки кpеплениякpышек подшипников и фланцев каpдана;
  • повышенный нагpевкоpобкипеpедач;

Течь масла из коpобкипеpедач

  • повышенный уpовень масла в каpтеpекоpобкипеpедач;
  • износ сальников коpобкипеpедач;
  • износ сталебаббитовых втулок удлинителя;
  • загpязнение сапуна;
  • ослабление пpобоккаpтеpа и удлинителя, болтов кpеплениякpышек;
  • разpывпpокладоккpышек или забоины и повpеждения на пpивалочныхповеpхностях;