Современный мир — мир электронной техники, которая помогает, упрощает и облегчает жизнь. Электронной технике для работы необходимо питание, которого иногда не бывает. Наука двигается к тому, что источники энергии становятся портативными, то есть мобильными и переносными. Аккумулятор (далее по тексту АКБ) — является одним из видов портативного источника электрической энергии. Эволюция аккумуляторов шла в ногу с научно техническим прогрессом от более сложного и массивного аккумулятора, к более простому, но мощному. На рынке производители предлагают аккумуляторы с различными техническими характеристиками, различного типа, вида и качества.
Выбор аккумулятора для автомобиля и проведение качественного технического обслуживания, а также правила его правильной эксплуатации всегда являлись актуальной темой для дискуссий среди автомобилистов.
Противоречие. При наличии простых правил ухода и обслуживания, аккумуляторная батарея не вырабатывает установленный срок службы (см. прил.3).
Проблема. Не знание правил эксплуатации, не своевременное и не качественное проведение технического обслуживания аккумулятора сокращают срок службы, который часто не доходит даже до срока гарантии рекомендованного заводом изготовителем.
Тема: «Техническое обслуживание и ремонт аккумуляторных батарей»
Гипотеза. Литий — ионные аккумуляторы самые перспективные в эксплуатации.
Объект исследования: Аккумуляторные батареи для автомобилей.
Предмет исследования: Техническое обслуживание и правильная эксплуатация АКБ.
Цель исследования: Разработка и формирование правил эксплуатации АКБ.
Задачи:
1. Проанализировать последовательность технического обслуживания АКБ.
2. Провести сравнительный анализ различных типов АКБ.
3. Определить преимущества и недостатки различных типов аккумуляторов.
4. Разработать чертеж участка для технического обслуживания и ремонта АКБ, схему АКБ.
Методы исследования:
- анализ и синтез, что позволило на начальном этапе проработать источники по теме выпускной квалификационной работы;
- моделирование, что позволило выстроить модели схем технологической операции технического обслуживания АКБ и участка по ремонту АКБ;
- сравнение — проведение сравнительного анализа нескольких видов АКБ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и практической частей, заключения и списка источников и литературы. В заключении обобщены результаты проведенного исследования, сформулированы выводы.
Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (вагоны)
... подвижного состава и его составных частей, утвержденным Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества. Ремонт и единую техническую ... 1875 года началось строительство Уральской Горнозаводской железной дороги. Для финансирования строительства было создано ... напряжения тока и произвести сезонное техническое обслуживание аккумуляторов вагонов. Здесь же выполняют ремонтные ...
Практическая ценность работы состоит в том, что разработанные модели схем имеют практическое применение на предприятиях, имеющих автопарк.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
1.1 Устройство и принцип работы аккумулятора
Аккумуляторная батарея — химический источник тока, который после разряда обладает возможностью заряда (преобразования электрической энергии в химическую) путем пропускания через него электрического тока обратного направления.
Принципиально конструкция аккумуляторов остается неизменной: свинцовые пластины и кислота (см. прил.1, рис. 1).
Простейший свинцовый аккумулятор состоит из пластмассовой банки, в которую залит электролит (раствор серной кислоты в дистиллированной воде), и двух свинцовых пластин. Поверхности пластин, находящиеся в электролите, покрываются тонким слоем сернокислого свинца, иначе называемым сульфатом свинца. Положительные пластины заполнены активной массой — диоксидом свинца PbO2, отрицательные — свинцовые пластины заполнены активной массой, состоящей из губчатого свинца.
Рисунок1 — Аккумулятор
При разряде активная масса положительной и отрицательной пластин переходит в сернистое соединение свинца PbSO4 с выделением воды. Обязательное условие для работы аккумулятора — зарядка, т.е. через него пропускают электрический ток. При прохождении постоянного электрического тока от постороннего источника через аккумулятор, в результате химической реакции на пластине, соединенной с положительным полюсом источника тока, образуется перекись свинца, а на пластине, соединенной с отрицательным полюсом источником тока,- металлический свинец в виде рыхлой губчатой массы. При этом в электролит выделяется серная кислота, которая увеличивающая плотность.
АКБ автомобильные являются источником питания для электроприборов, а также эффективным энергетическим дополнением функции генератора, который в условиях городского цикла не всегда способен вырабатывать необходимое количество энергии. По разновидности аккумуляторы различают кислотные и щелочные.
На сегодняшний день свинцово-кислотные системы наиболее практичны сочетанием пусковой эффективности, надежности и стоимости. Сегодня идет разработка по совершенствованию уже существующих технологий. Примером этого труда являются последние модификации созданных литий — ионных аккумуляторов, которые устанавливаются на электромобили. Ученые делают большие успехи в этой немаловажной и перспективной отрасли науки, так как будущее, несомненно, за автомобилями, ездящими на электротяге. Ввиду не бесконечности запасов нефтепродуктов, и усугубляющейся экологии производство электромобилей несет в себе большой потенциал для мощного развития. В свою очередь это требует создание мощных аккумуляторов. Аккумуляторов имеющих небольшую массу и габариты, но большую емкость, не требующих большого внимания и труда в обслуживании.
1.2 Маркировка аккумуляторной батареи
На каждой батарее в соответствии с требованиями международных стандартов должна быть маркировка, содержащая информацию о напряжении, номинальной емкости, назначении и конструктивном исполнении. Существует типовая маркировка, применяемая на АКБ, выпускаемых в России и Европе.
Маркировка российских АКБ, наносится в соответствии с требованиями ГОСТ 959-91.
Маркировка выполняется по следующей схеме:
6 СТ-60 А1
Ниже в таблице указаны обозначения материалов, применяемых для изготовления АКБ.
Таблица 1 — расшифровка буквенных обозначений
«А» |
с общей крышкой |
|
«З» |
залитая и заряженная (если ее нет — батарея сухозаряженная) |
|
«Э» |
корпус-моноблок из эбонита |
|
«Т» |
моноблок из термопластичной пластмассы |
|
«М» |
сепаратор типа микропористая пластмасса из поливинилхлорида |
|
«П» |
сепаратор-конверт из полиэтилена |
|
Маркировка батареи так же содержит дополнительные данные (см. прил.1, рис. 1)
ГЛАВА 2. ВИДЫ АККУМУЛЯТОРОВ И ПРАВИЛА УХОДА
2.1 Правила ухода за АКБ
В данной работе рассмотрены две электрохимические системы аккумуляторов, свинцовая (кислотная) и никель-железная (щелочная), а также одна из модификаций современных аккумуляторов для электромобилей.
Кислотные. Данный вид не требуют особого ухода, необходимо лишь своевременно проверять уровень и плотность электролита.
- Приготавливая электролит — серную кислоту вливают в дистиллированную воду. Вливать воду в кислоту недопустимо. Можно, применять снеговую или дождевую воду, которая не стекала с металлической крыши и не была собрана в металлическую посуду.
— Плотность электролита измеряют с помощью ареометра. (см. прил.2, рис.- 3) В колбу забирают необходимое для всплывания ареометра количество электролита. Деление показывает плотность электролита. Ниже в таблице дана рекомендуемая плотность электролита для различных климатических районов.
Климатические районы |
Время года |
Плотность электролита приведенная к 25°С,г/см3 |
||||
Заливаемого в аккумулятор |
Заряженной батареи |
При разрядке батареи |
||||
На 25% |
На 50% |
|||||
С резко континентальным климатом t(зимой) — 40°С и ниже |
Зима |
1.28 |
1.30 |
1.26 |
1.22 |
|
Северные, t(зимой) — 40°С |
Весь год |
1.26 |
1.28 |
1.24 |
1.20 |
|
Центральные, t(зимой) -30°С |
Весь год |
1.25 |
1.27 |
1.23 |
1.19 |
|
Весь год |
Весь год |
1.23 |
1.25 |
1.21 |
1.17 |
|
- Зарядку батареи начинать не ранее чем через 4 ч после заливки электролита, чтобы пластины успели пропитаться электролитом. Откладывать заряд батареи на сутки недопустимо во избежание сульфатации пластин. Зарядка осуществляется с помощью зарядного устройства, например германиевого или селенового выпрямителя, подключенного к осветительной сети. Температура электролита при зарядке не выше 45°С;
- После первой зарядки до установки батареи на автомобиль, а также в случае установки батареи без предварительной зарядки необходимо проверить плотность электролита и привести к норме.
- Уход за батареей заключается в следующем: поддержание чистоты, нормального уровня и плотности электролита, надлежащей заряженности и в предохранении батареи от механических повреждений.
- При понижении уровня электролита доливают дистиллированную воду.
- Не допускать разряда батареи более чем на 50% летом и на 25% зимой; Ежемесячно следует подзаряжать батарею.
Щелочные. За щелочными аккумуляторными батареями требуется меньший уход, чем за кислотными. Срок службы щелочных батарей больше. На работу данного вида в отличие от кислотных меньше влияет тряска, замыкание во внешней цепи не приводит к негодности. Клеммы не требуется часто очищать. При падении аккумулятора электролит не проливается а саморазряд аккумуляторов невелик. Плотность электролита практически не зависит от степени заряженности. Электролитом щелочных АКБ служат растворы едкого калия (КОН) и едкого натрия (NaOH).
Номинальное напряжение одного элемента — 1,25В.
- Один раз в год менять электролит. Следить за исправной работой пробок для увеличения срока службы электролита.
- Вливать в аккумуляторы по 2—6 г вазелинового масла, образующего на поверхности электролита защитную пленку.
- Для приготовления электролита использовать дистиллированную воду, но можно также применять снеговую или дождевую воду.
— Растворять щелочь в чистой стальной, чугунной или керамической посуде. Раствор едкого калия плотностью 1,19—1,21 получается при смешении одной весовой части твердого едкого кали в трех весовых частях воды. Электролит в охлажденном состоянии вливают в аккумуляторную батарею. Уровень электролита должен быть выше уровня пластин на 5—12 мм.
- Зарядка производится с учетом, что нормальный зарядный ток щелочного аккумулятора в амперах равен 0,23 его номинальной емкости.
- Слишком малый зарядный ток приводит к потере емкости; ток большой величины не влияет на емкость батареи.
О степени заряженности и окончании зарядки щелочных аккумуляторов в отличие от кислотных нельзя судить по плотности и интенсивности «кипения» электролита. Плотность электролита в щелочном аккумуляторе не изменяется в процессе зарядки и разрядки. «Кипение» электролита может начаться сразу после включения аккумулятора на заряд.
- Уход за щелочными аккумуляторными батареями сводится к содержанию батареи в чистоте и доливке дистиллированной воды.
- Новая батарея, в которую не был залит электролит, хранится в сухом отапливаемом помещении пять лет.
Бывшие в употреблении батареи можно хранить с электролитом и без. Рекомендуется заряженную батарею с электролитом, не используемую в связи с продолжительной стоянкой автомобиля хранить в холодном помещении при температуре 5…10°С.
Литий-ионная. Литий-ионная АКБ (Li-ion) — тип электрического аккумулятора, который широко распространён в современной бытовой электронной технике и применяется в качестве источника энергии в электромобилях и накопителя энергии в энергетических системах.
Литий-ионный аккумулятор состоит из электродов (катодный материал на алюминиевой фольге, анодного материала на медной фольге), разделенных пористыми сепараторами пропитанными электролитом. Переносчиком тока в литий-ионном аккумуляторе является положительно заряженный ион лития.
Так как данный вид при эксплуатации не требует обслуживания, далее рассмотрены преимущества и недостатки батареи.
Преимущества
- Наибольшая плотность энергии из всех разновидностей аккумуляторов — как объемная, так и весовая
- Напряжение питания на элементе — 3,6В, что в 3 раза выше, чем у NiMH и NiCd аккумуляторов и почти в 2 раза выше, чем для свинцово-кислотных аккумуляторов
- Быстрый процесс заряда батарей — до 90% емкости за 30-40 минут
- Высокий показатель ресурса — не меньше 1000 циклов разряда/заряда
- Низкий показатель саморазряда — до 5% в месяц
- Дружественность окружающей среде — могут утилизироваться без предварительной переработки
Недостатки
- Достаточно быстрое старение аккумулятора — большинство аккумуляторов резко снижают свои характеристики при хранении или использовании более 5 лет
- Высокая стоимость, но над этим параметром усиленно работают китайские производители
- Как и любые аккумуляторы, литий-ионные подвержены старению. При этом скорость деградации существенно ниже, чем у аккумуляторов других электрохимических схем.
- Для массового применения электромобилей требуется создание соответствующей инфраструктуры для подзарядки аккумуляторов («автозарядные» станции).
Литий-ионные аккумуляторы являются самыми перспективными для использования в качестве тяговых батарей для электротранспорта. Технология производства литий-ионных аккумуляторов постоянно совершенствуется, совершенствуются характеристики, уменьшается стоимость производства аккумуляторов. Так что, возможно, литий-ионные аккумуляторы могут стать основным источником питания электромобилей в самом ближайшем будущем.
2.2. Сравнительный анализ различных видов АКБ
Таблица 3 — Технические характеристики и показатели различных АКБ
ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИЯ ТО И РЕМОНТА
В ходе работы проведено анкетирование среди и водителей (см. прил.3, диаграмма 1), результаты, которого показали, что большинство автолюбителей не уделяют должного внимания своей АКБ, не проводят ТО в установленные сроки и вообще не знают устройство и как работает аккумулятор.
3.1 Технологический процесс технического обслуживания
Процесс ТО выполняется в следующем порядке:
1.ЕТО — ежесменное техническое обслуживание, включает проверку качества крепежных соединений, показателя контрольно-измерительного прибора в кабине, наличия или отсутствия видимых повреждений, при необходимости проведения моечно-очистительных работ.
2.ТО — 1 Включает в себя весь перечень операций ЕТО, а также проверку уровня и плотности электролита, при необходимости доведения его до нормы. Осмотр соединения клемм, при необходимости подтяжка и крепление. Поверку заряженности батареи, при необходимости установка на подзаряд.
3.ТО — 2 Помимо работ выполняемых при ЕТО и ТО-1, в объем работ ТО — 2 входят диагностические работы по определению степени разряженности и техническом состоянии как в целом АКБ так и отдельных элементов. С помощью ареометра с поплавком со шкалой проверяют плотность электролита в каждой банке, характеризующей степень разряженности, а с помощью нагрузочных вилок (см. прил.2, рис.3) напряжение на каждом элементе. При сильно окисленных выводах аккумуляторов — выводы необходимо зачистить, смазать тонким слоем смазки типа литол или циатим.
- Поступившие в мастерскую аккумуляторные батареи, требующие только заряда, направляют в зарядное отделение, где устанавливают на стеллаж.
- В новые аккумуляторы заливают электролит, а в бывшие в эксплуатации — дистиллированную воду.
- Затем батареи по электрической емкости подбирают в группы для заряда.
- В конце заряда аккумуляторов корректируют плотность электролита.
— Заряженные АКБ, имеющие на поверхности следы электролита, нейтрализуют 10% раствором кальцинированной соды или нашатырного спирта, протирают насухо ветошью и направляют в отделение хранения. АКБ, требующие ремонта, поступают в приемное отделение, где проверяют их техническое состояние и устанавливают вид ремонта. При некоторых неполадках (облом выводных штырей, трещины в крышке аккумулятора, трещины моноблока, необходимость перезаливки мастики) аккумуляторы направляются в ремонтно-сборочное отделение для устранения неисправностей.
- Из ремонтного отделения батареи направляют в зарядное отделение для заряда или в отделение хранения и выдачи готовой продукции.
- Годные другие детали направляют в ремонтно-сборочное отделение непосредственно на сборку, а детали, имеющие устранимые дефекты, — в ремонт, детали не поддающиеся ремонту выбраковываются и отправляются на утилизацию.
- Негодные межэлементные соединения переплавляют в литейном цеху.
- В ремонтно-сборочном отделении собирают и комплектуют все детали и материалы, необходимые для ремонта АКБ, поступивших из разборочно-сборочного отделения и со склада запасных частей и материалов.
- Отремонтированные аккумуляторные батареи поступают на склад хранения и выдачи готовой продукции или в зарядное отделение.
3.2 Ремонт АКБ
Ремонт подразделяется на текущий и капитальный. При текущем ремонте ремонту подвергаются только те неисправности, которые связаны с нарушениями поверхности крышек, банок, корпуса батареи, восстановлении выводов, замены в целом банок в сборе, заливки мастики.
При капитальном ремонте аккумулятор полностью разбирается, проводится разборка блока электродов, замена неисправных пластин и сепараторов или блока в целом, прессовка в блоки пластин и сборка, ремонт соединительных штырей, а также при необходимости производится весь комплекс мероприятий при текущем ремонте.
Имеется фото некоторых оборудований для ТО и ремонта АКБ (см. прил.2, рис.3).
Ремонт производится в аккумуляторном отделении специализированного центра по ТО и ремонту подвижного состава автотранспорта.
- Перед ремонтом АКБ очищают от пыли грязи и следов оксидов, тщательно проверяют состояние выводов, целостность моноблока, крышки, мастики.
- На поверхности моноблока и крышки не должно быть сколов, трещин, следов подтекания электролита.
- Если у АКБ незначительное повреждение пластмассового корпуса или крышки, то это устраняется без разборки.
- Трещины на корпусе и крышке можно заделать без наложения фрагмента, а только разогретым припоем.
— Если АКБ с поврежденным корпусом хранилась без электролита в поврежденной ячейке более недели, то после ремонта (и заливки электролита в ремонтную ячейку) такую АКБ необходимо подвергнуть двукратному заряду-разряду для восстановления работоспособности ремонтной ячейки. Одной из основных неисправностей, требующих ремонта аккумулятора, является сульфатация пластин — отложение плотного крупнокристаллического налета сернистого свинца.
- Небольшуюсульфатацию пластин устраняют, проведя один или несколько циклов «заряд-разряд». А при сильной требуется капитальный ремонт АКБ.
На втором этапе работы разработана технологическая схема ТО и ремонта АКБ в отделении аккумуляторной любого предприятия по ремонту транспортных средств. В данной технологической карте показана четкая последовательность технологического процесса ремонта АКБ. Данная технологическая карта имеет практическое применение на предприятии.
Зона ТР |
Аккумуляторное отделение |
|||||||||||||||||
Постановка на автомобиль |
Снятие с автомобиля |
|||||||||||||||||
Наружная очистка |
||||||||||||||||||
Проверка технического состояния |
||||||||||||||||||
Хранение |
Разборка на детали |
|||||||||||||||||
Заряд |
Разряд |
Промывка составных частей |
||||||||||||||||
Сборка |
Годные |
Дефектовка |
Негодные |
|||||||||||||||
Требующие ремонта |
Утиль |
|||||||||||||||||
Склад запасных частей |
||||||||||||||||||
Ремонт |
||||||||||||||||||
Схема 1 — Технология ремонта АКБ
ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА СХЕМЫ УЧАСТКА ДЛЯ РЕМОНТААККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
4.1 Аккумуляторные отделения
Техническое обслуживание и ремонт аккумуляторных батарей выполняется в аккумуляторных отделениях (участках, цехах и мастерских), далее по тексту — отделения. Аккумуляторные отделения предназначены для технического обслуживания и текущего ремонта аккумуляторных батарей, связанных с углубленной проверкой технического состояния, зарядкой, заменой сепараторов, перезаливкой мастики, ремонтом соединительных клемм, выводных штырей. В отделении также производится хранение аккумуляторных батарей, снятых с автомобиля и оборотных. Ведется учет работ, выполняемых при техническом обслуживании и ремонте батарей. Персонал состоит из одного или двух квалифицированных специалистов аккумуляторщиков. Для выполнения ТО и ремонта в цехе должно быть соответствующее оборудование (см. прил.6).
Учет поступающих аккумуляторов ведется аккумуляторщиком в специальном журнале. Ниже дана форма образца журнала:
Вид АКБ |
Кол.-во,ш |
Характер неисправности |
Владелец |
Дата |
Подпись |
|
В соответствии с назначением и объемом выполняемых работ в состав аккумуляторного отделения должны входить следующие участки: ремонтный, электролитный (кислотный), зарядный, машинный и подсобные помещения.
Требования к аккумуляторным отделениям
Все отделения мастерской рекомендуется размещать в соответствии с технологическим процессом ремонта и зарядки аккумуляторных батарей.
- Аккумуляторное отделение располагают в помещениях, изолированных от других производственных участков и отделений. Двери, идущие в аккумуляторное отделение, должны плотно закрываться.
- В аккумуляторном отделении должны быть отдельные помещения для приготовления электролита, ремонта и заливки аккумуляторов, а также для зарядки.
- Ремонт, приготовление электролита и зарядки кислотных и щелочных батарей производят в разных помещениях.
- Участки обслуживания и ремонта целесообразно размещать в непосредственной близости от зоны ТО и ремонта, откуда поступают АКБ.
- Аккумуляторное отделение может быть размещено в пяти, четырех, трех помещениях, не менее чем в двух помещениях и, редко, в одном.
Помещения для ТО и ремонта АКБ должны обеспечивать безопасность и рациональное выполнение всех технологических операций при соблюдении санитарно-гигиенических норм и соответствовать санитарным нормам и правилам по охране труда на автомобильном транспорте.
- Для производства работ предусматривается не менее двух помещений, изолированных от других производств и оборудованных стеллажами или верстаками с местной вытяжной вентиляцией. Одно помещение — для ремонта, другое — для зарядки батарей.
- Дверь тамбура для входа в отделение должна открываться наружу.
- У входа в помещение должен быть вывешен плакат с надписью «Аккумуляторная — огнеопасно — курить воспрещено».
- Электрооборудование аккумуляторных отделений должно быть выполнено во взрывобезопасном исполнении.
- Спецодежда слесаря-аккумуляторщика должна храниться отдельно от обыденного и надеваться только на время работы в аккумуляторном отделении.
- Зарядное и электролитное помещение отделяется от машинного, ремонтного и других помещений глухими перегородками от потолка до пола.
- Потолок, стены и перегородки помещений ремонта аккумуляторов и зарядной и приготовления электролита облицовываются керамической кислотоупорной плиткой на кислотоупорном растворе на высоту 1,8 (м).
- Пол ремонтного, зарядного и электролитного помещений должен быть выложен керамической кислотоупорной плиткой на кислотоупорном растворе. Пол выполнять с уклонами к трапам.
- Высота помещений аккумуляторных отделений должна быть не менее 3 (м).
- Ремонтное, зарядное и машинное помещения должны иметь естественное освещение, обеспечиваемое световыми проемами (окна, световые фонари).
- Во всех помещениях должно быть общее и местное освещение.
- Рабочие места должны быть оборудованы местными светильниками.
- Осветительная и коммутационная аппаратура во всех помещениях должна быть герметична и взрывобезопасна.
- Бытовые выключатели должны располагаться вне зарядного участка.
- На рабочее место, где производится плавка и сварка свинца, для отвода выделяющихся газов и паров должны устанавливаются вытяжные колпаки.
- Скорость всасывания вытяжных колпаков должна составлять от 2 до 4 (м/с).
Над ваннами слива и приготовления электролита на высоте 1,8 — 2,0 (м) от уровня пола должны быть установлены вытяжные зонты.
- Приточно-вытяжная вентиляция в ремонтном, электролитном и машинном помещениях должна обеспечивать 2 — 2,5-кратный обмен воздуха в час.
- Зарядное помещение (пост) оборудуют приточно-вытяжной вентиляцией, рассчитанной на 6 — 8-кратный обмен воздуха в час.
- В помещениях отделения, кроме местной, должна быть предусмотрена естественная вытяжная вентиляция из верхней зоны помещения.
- Приточная вентиляция должна обеспечивать вентиляцию всего помещения.
- Естественную вентиляцию, то есть открыв окно, нельзя производить при открытых окнах помещений располагающихся над аккумуляторной.
- В температура в помещении должна быть +12..+25C.
- В аккумуляторном отделении должны быть умывальник, мыло, вата в упаковке, полотенце и закрытые сосуды с 5 — 10 % — ным( для кожи тела) и 2 — 3 % — ным ( для газа) нейтрализующими растворами питьевой соды.
- При эксплуатации щелочной АКБ в качестве нейтрализующих растворов применяют соответственно 5..10 % и 2..3 % — ный растворы борной кислоты.
- Умывальник, мыло, вата в упаковке, полотенце должны находиться у входа.
В аккумуляторном отделении запрещается: курить, пользоваться открытым огнем и электронагревательными приборами; совместно хранить и заряжать кислотные и щелочные аккумуляторные батареи; хранить свыше суточной потребности бутыли с серной кислотой и сосуды с щелочью; хранить порожнюю тару; находиться посторонним лицам.
В соответствии с требованиями относящиеся к аккумуляторным отделениям на этом этапе работы разработана план-схема аккумуляторного отделения (см. прил.4, схема), которая может иметь практическое применение на любых предприятиях занимающихся ремонтом или имеющих большой автопарк.
Рассмотрев и изучив правила по выполнению технического обслуживания и ремонта аккумуляторных батарей, правила организации участков по ремонту автотранспортных средств на предприятии, которые имеются в литературе и интернете, учитывая требования правил техники безопасности, был разработан чертеж план-схемы участка по ремонту аккумуляторных батарей. Которая может иметь практическое применение на любом предприятии, где есть необходимость обслуживания аккумуляторных батарей.
4.2 Техника безопасности и охрана труда при работе
аккумуляторный батарея автомобиль обслуживание
- К работам по монтажу свинцовых аккумуляторов допускаются лица не моложе 18 лет, изучившие соответствующие правила и инструктаж по безопасности труда и сдавшие установленные экзамены.
- Перед началом работы проверяется исправность рабочей одежды, а также наличие индивидуальных средств защиты, нейтрализующих растворов.
- Рабочий инструмент, спецодежда, средства защиты, приспособления и вспомогательные материалы должны содержаться исправными, при работе располагаться в удобном и безопасном для пользования порядке.
Защитные средства
Обслуживающий персонал аккумуляторной зарядной станции должен обеспечиваться костюмами из хлопчатобумажной материи с кислотостойкой пропиткой, а для работы при пониженной температуре окружающей среды — костюмами из грубошерстного сукна.
Защитные и нейтрализующие средства, применяемые при работе с кислотой и аккумуляторными батареями
1.резиновые сапоги
2.раствор нашатырного спирта
3.бак с холодной водой
4.10-%й раствор пищевой соды
5.защитные очки с темными стеклами
6.защитные очки со светлыми стеклами
7.прорезиненный фартук
8.кислото-щелочестойкие перчатки
9.брезентовые нарукавники
- В аптечке должен быть запас нейтрализующих и медицинских средств: двууглекислая (питьевая) сода, марганцевокислый калий, настойка йода, нашатырный спирт, вазелин, а также марлевые тампоны и бинт.
— При техническом обслуживании, разборке и ремонте аккумуляторных батарей во избежание ожогов и загрязнения рук соединениями свинца необходимо надевать кислотостойкий костюм, резиновые сапоги, резиновые химически стойкие перчатки и фартук из кислотостойкого материала.
- Во время приготовления заливочной мастики и заливки аккумуляторных батарей во избежание ожогов следует надевать защитные очки с бесцветными светофильтрами и брезентовые рукавицы.
- Рабочее место для расплавления мастики должно быть оборудовано вытяжной вентиляцией.
- На каждой обрешетке или корзине должен быть нанесен особый красочный ярлык: «Берегись ожога», изготовленный на белой бумаге с цветной синей полоской.
- Кислоту, попавшую на кожу, нужно быстро и обильно смыть водой или отмыть пятипроцентным раствором соды в воде, тогда действие может ограничиться ожогом первой степени (покраснением).
- Электромонтер должен доливать электролит в защитных очках, так как попадание кислоты в глаза может привести к повреждению роговицы глаза. На руки во избежание ожога необходимо надевать резиновые перчатки.
Техника безопасности при работе с серной кислотой и электролитом
При обращении с серной кислотой, приготовлении электролита и заливке аккумуляторных батарей необходимо обязательно надевать кислотостойкий костюм, защитные очки, резиновые перчатки, резиновые сапоги и фартук из кислотостойкого материала.
- хранить кислоту в стеклянных бутылях с притертыми пробками или полиэтиленовых бутылях и канистрах с плотно закрывающимися крышками;
- переносить бутыли с кислотой только вдвоем, в корзинах или деревянных обрешетках (см.
прил.2,рис.-3);
- для переливания кислоты из бутылей пользоваться специальным насосом или опрокидывателем:
- приготовлять электролит только в посуде, стойкой к действию серной кислоты (эбонитовой, фаянсовой, керамической );
- стеклянной посудой пользоваться нельзя, так как стекло может лопнуть из-за высокой температуры, возникающей при вливании кислоты в воду;
— при приготовлении электролита всегда вливать кислоту в воду тонкой струей при непрерывном помешивании стеклянной или эбонитовой палочкой. При растворении серной кислоты в воде выделяется большое количество тепла. Если лить воду в кислоту, имеющую (почти в два раза) большую плотность, чем плотность воды, то вода растекается по поверхности кислоты, быстро нагревается, образуя пары, и разбрызгивается.
- Попавшую на кожу или одежду щелочь необходимо быстро удалить и пораженные места промыть 10%-ным раствором борной кислоты.
Категорически запрещается:
- вынимать бутыль с серной кислотой из корзины или обрешетки за горловину;
- переносить бутыли с кислотой без корзины или обрешетки;
- переливать кислоту из бутылей одному человеку без приспособлений;
- вливать воду в кислоту при приготовлении электролита.
Техника безопасности при заряде аккумуляторных батарей
1.Перед началом заряда включают вентиляцию аккумуляторного помещения и убеждается в том, что вентиляция работает. После окончания заряда вентиляция должна продолжать действовать еще 1,5—2 ч.
2.Курить в помещении категорически запрещено.
3.Запрещается осуществлять зарядку одновременно в одном помещении кислотных и щелочных АКБ.
4.Проверять правильность соединения, исправность соединительных проводов, зарядку начинать только после подключения требующих подзаряда батарей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе опроса автолюбителей было выявлено, что кислотный вид аккумулятора имеет массовое применение среди автолюбителей, хотя и уступает по некоторым показателям иным видам аккумуляторов. Определяющим фактором применения является небольшая стоимость, так как на сегодняшний день соотношение цена-качество не используется. Владельцам важнее цена, чем качество.
Проведенный анализ литературы и источников по теме работы показал, что существуют автомобильные аккумуляторы, не требующие обслуживания, а так же не уступающие по качеству и основным показателям аккумуляторам, имеющим широкое применение. Это литий-ионный вид аккумулятора, устанавливающийся на электромобили. Но ввиду дорогостоимости не находят массового применения.
В последнее время всё больше автомобилей переходят с бензиновых двигателей на электродвигатели. Например, ССАММИТ ООН 2012 года прошедший во Франции был знаменателен тем, что лидеры стран в зоне проведения переговоров передвигались исключительно на электромобилях. Тем самым привлекая внимание человечества к проблемам экологии в современном мире. Конечно, последним всё ещё далеко характеристикам до классических — внутреннего сгорания, но прогресс на месте не стоит, и если пока пальму первенства удерживают бензиновые и дизельные, то очень скоро произойдёт массовый переход на более экологичные и бесшумные двигатели на электротяге.
В итоге выявляются соответствующие выводы, связанные с применением аккумуляторных батарей в повседневной жизни — аккумуляторные батареи являются перспективными и актуальными источниками электрической энергии. Поэтому их применение обоснованно крепко вошло в жизнь.
Необходимо придерживаться ряда простых правил пользования аккумулятором, приведенных в работе, а также не забывать осуществлять ТО в срок в этом случае проблем с аккумулятором не возникнет, и аккумулятор будет служить долго и надежно.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/diplomnaya/tehnicheskoe-obslujivanie-akkumulyatornoy-batarei/
1 Техническая эксплуатация автомобилей. Под ред. Е.С. Кузнецова. М.: Транспорт, 2011.-310с
2 С.В. Шумик, Е.Л. Савич. Техническая эксплуатация аккумуляторов. М.: Высшая школа, 2006. — 220с
3 Г.В. Крамаренко, И.В. Барашков. ТО автомобилей. М.: Транспорт, 2003.-280с
4 В.И.Болтовский, З.И.Вайсгант «Эксплуатация, обслуживание и pемонт свинцовых аккумуляторов» Л.:Энеpгоатомиздательство, 2006.-180с
5 Б.Н. Суханов, И.О. Борзых, Ю.Ф. Бедарев. ТО и ремонт автомобилей. Пособие по дипломному проектированию. М.: Транспорт, 2003.-75с
6 ГОСТ 959-91 29.220.20 Кислотные аккумуляторы и стартерные свинцовые аккумуляторные батареи напряжением 12В для автотракторной и мотоциклетной техники.
7 М.М. Болбас, Н.М. Капустин, Проектирование автотранспортных предприятий и станций ТО. Мн.: Университетское, 2006.
8 ОНТП 01-91. Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта. М.: Гипроавтотранс, 2005.
9 Табель технологического оборудования и специализированного инструмента для АТП, ПАТО и БЦТО. М.: ЦБНТИ Минавтотранса РСФСР, 2009.-416с
10 Журнал «ЗА РУЛЕМ» осенний выпуск, М.: 2010.- 65с
11 Журнал «Автомобиль и Сервис» — http://www.abs.msk.ru
12 Сайт «БАНК РЕФЕРАТОВ» — www.referat.freecopy.su
13 Сайт «МИР РЕФЕРАТОВ» —
14 Сайт «Все про аккумуляторы»-
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
МАРКИРОВКА
Рис.2 — Маркировка аккумуляторных батарей
Таблица 2 — Аннотация числовых обозначений
2 |
товарный знак завода-изготовителя |
|
3 |
номинальная емкость в Ампер-часах (А·ч или Ah) |
|
4 |
пусковой ток ток холодной прокрутки при ?18°C в Амперах |
|
5 |
номинальное напряжение в Вольтах (В или V) |
|
6 |
дата изготовления (две цифры — месяц, две цифры — год ) |
|
7 |
масса батареи в состоянии поставки с завода |
|
8 |
знаки полярности |
|
9 |
предупреждающие знаки, например: опасно-едкое вещество, не курить |
|
10 |
уровень залитого электролита |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ТО И РЕМОНТА АКБ
а) б)
в)г)
д) е)
ж) з)
Рис.4 — Оборудование необходимое при ТО и ремонте: а) захваты при транспортировке АКБ; б) набор аккумуляторщика; в) нагрузочная вилка; г) ареометр; д) зажим для прессовки ипластин блока электродов; е) тележка; ж) ящик для хранения инструментов; з)болгарка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
АНКЕТИРОВАНИЕ НА ТЕМУ: АККУМУЛЯТОР
Перечень вопросов:
1.Знаете ли вы устройство и принцип работы своего аккумулятора?
2.Проводите ли вы в установленные сроки ТО своего аккумулятора?
3.Были ли случаи, когда аккумулятор выходил из строя раньше установленного срока службы?
4.В случае выхода из строя аккумулятора вы самостоятельно его отремонтируете?
В анкетировании приняло участие 100 человек. Среди них обычные автолюбители, профессиональные водители, таксисты, водители маршрутных ТС.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ОБОРУДОВАНИЕ В АККУМУЛЯТОРНОМ ОТДЕЛЕНИИ
№ |
Наименование |
Марка |
кол-во |
|
1 |
Ларь для отходов |
2 |
||
2 |
Ванна для промывки деталей |
2257 |
1 |
|
3 |
Верстак |
1019 |
1 |
|
4 |
Ванна для слива электролита |
Э — 204 |
1 |
|
5 |
Стеллаж |
2242 |
1 |
|
6 |
Стенд |
1 |
||
7 |
Выпрямитель |
ВСА -5А |
1 |
|
8 |
Верстак для плавки |
1 |
||
9 |
Шкаф для материалов |
551 |
1 |
|
10 |
Стеллаж полочный |
Э-409 ОГ |
4 |
|
11 |
Стеллаж для деталей |
3 |
||
12 |
Стеллаж для бутылей |
1 |
||
13 |
Стеллаж для АКБ |
Э-405А |
1 |
|
14 |
Ванна для электролита |
Э-204 |
1 |
|
15 |
Прибор для разлива кислоты |
П-206 |
1 |
|
16 |
Электрический дистиллятор |
737МРТУ |
1 |
|
17 |
Верстак для разборки АКБ |
Э-403 |
1 |
|
18 |
Переносной ларь для свинца |
1 |
||
19 |
Бутыль с кислотой |
2 |
||
20 |
Тумбочка для приборов |
1 |
||
21 |
Тележка для транспортировки |
П-206 |
1 |
|
22 |
Стол для контроля АКБ |
1 |
||
23 |
Ларь для отходов свинца |
1 |
||
24 |
Тележка-стеллаж для запчастей и материалов |
2 |
||
25 |
Стеллаж с вытяжкой для зарядки батарей |
ОГ-04-ООО |
1 |
|
26 |
Раковина |
1 |
||
27 |
Электрополотенце |
1 |
||
28 |
Трансформатор сварочный |
1 |
||
29 |
Электродрель для высверливания штырей |
СКБ |
1 |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
АННОТАЦИЯ ОБОЗНАЧЕНИЙ СХЕМЫ УЧАСТКА ПО ТО И РЕМОНТУ АКБ
1 — бак для регенерации электролита;
2 — бак для разведения электролита;
3 — бак для готового электролита;
4, 5 — дистилляторы;
6, 7, 8, 9 — зарядные агрегаты;
10 — бак для дистиллированной воды;
11, 12, 13 — баки для отстоя электролита;
14 — электроподъемник;
15 — тележки;
16 — бак накопления электролита;
17 — стеллаж для разборки батарей;
18 — моечная машина;
19 — приспособление для проверки резиновых чехлов;
20 — ванна для мойки чехлов;
21 — стеллаж для хранения резиновых чехлов;
22 — сушильный шкаф;
23 — зарядные шкафы;
24 — умывальник;
25 — бак для нейтрализации электролита