Техническое обслуживание и ремонт аккумуляторных батарей (2)

Дипломная работа

Современный мир — мир электронной техники, которая помогает, упрощает и облегчает жизнь. Электронной технике для работы необходимо питание, которого иногда не бывает. Наука двигается к тому, что источники энергии становятся портативными, то есть мобильными и переносными. Аккумулятор (далее по тексту АКБ) — является одним из видов портативного источника электрической энергии. Эволюция аккумуляторов шла в ногу с научно техническим прогрессом от более сложного и массивного аккумулятора, к более простому, но мощному. На рынке производители предлагают аккумуляторы с различными техническими характеристиками, различного типа, вида и качества.

Выбор аккумулятора для автомобиля и проведение качественного технического обслуживания, а также правила его правильной эксплуатации всегда являлись актуальной темой для дискуссий среди автомобилистов.

Противоречие. При наличии простых правил ухода и обслуживания, аккумуляторная батарея не вырабатывает установленный срок службы (см. прил.3).

Проблема. Не знание правил эксплуатации, не своевременное и не качественное проведение технического обслуживания аккумулятора сокращают срок службы, который часто не доходит даже до срока гарантии рекомендованного заводом изготовителем.

Тема: «Техническое обслуживание и ремонт аккумуляторных батарей»

Гипотеза. Литий — ионные аккумуляторы самые перспективные в эксплуатации.

Объект исследования: Аккумуляторные батареи для автомобилей.

Предмет исследования: Техническое обслуживание и правильная эксплуатация АКБ.

Цель исследования: Разработка и формирование правил эксплуатации АКБ.

Задачи:

1. Проанализировать последовательность технического обслуживания АКБ.

2. Провести сравнительный анализ различных типов АКБ.

3. Определить преимущества и недостатки различных типов аккумуляторов.

4. Разработать чертеж участка для технического обслуживания и ремонта АКБ, схему АКБ.

Методы исследования:

  • анализ и синтез, что позволило на начальном этапе проработать источники по теме выпускной квалификационной работы;
  • моделирование, что позволило выстроить модели схем технологической операции технического обслуживания АКБ и участка по ремонту АКБ;
  • сравнение — проведение сравнительного анализа нескольких видов АКБ.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и практической частей, заключения и списка источников и литературы. В заключении обобщены результаты проведенного исследования, сформулированы выводы.

12 стр., 5503 слов

Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (вагоны)

... подвижного состава и его составных частей, утвержденным Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества. Ремонт и единую техническую ... 1875 года началось строительство Уральской Горнозаводской железной дороги. Для финансирования строительства было создано ... напряжения тока и произвести сезонное техническое обслуживание аккумуляторов вагонов. Здесь же выполняют ремонтные ...

Практическая ценность работы состоит в том, что разработанные модели схем имеют практическое применение на предприятиях, имеющих автопарк.

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

1.1 Устройство и принцип работы аккумулятора

Аккумуляторная батарея — химический источник тока, который после разряда обладает возможностью заряда (преобразования электрической энергии в химическую) путем пропускания через него электрического тока обратного направления.

Принципиально конструкция аккумуляторов остается неизменной: свинцовые пластины и кислота (см. прил.1, рис. 1).

Простейший свинцовый аккумулятор состоит из пластмассовой банки, в которую залит электролит (раствор серной кислоты в дистиллированной воде), и двух свинцовых пластин. Поверхности пластин, находящиеся в электролите, покрываются тонким слоем сернокислого свинца, иначе называемым сульфатом свинца. Положительные пластины заполнены активной массой — диоксидом свинца PbO2, отрицательные — свинцовые пластины заполнены активной массой, состоящей из губчатого свинца.

Рисунок1 — Аккумулятор

При разряде активная масса положительной и отрицательной пластин переходит в сернистое соединение свинца PbSO4 с выделением воды. Обязательное условие для работы аккумулятора — зарядка, т.е. через него пропускают электрический ток. При прохождении постоянного электрического тока от постороннего источника через аккумулятор, в результате химической реакции на пластине, соединенной с положительным полюсом источника тока, образуется перекись свинца, а на пластине, соединенной с отрицательным полюсом источником тока,- металлический свинец в виде рыхлой губчатой массы. При этом в электролит выделяется серная кислота, которая увеличивающая плотность.

АКБ автомобильные являются источником питания для электроприборов, а также эффективным энергетическим дополнением функции генератора, который в условиях городского цикла не всегда способен вырабатывать необходимое количество энергии. По разновидности аккумуляторы различают кислотные и щелочные.

На сегодняшний день свинцово-кислотные системы наиболее практичны сочетанием пусковой эффективности, надежности и стоимости. Сегодня идет разработка по совершенствованию уже существующих технологий. Примером этого труда являются последние модификации созданных литий — ионных аккумуляторов, которые устанавливаются на электромобили. Ученые делают большие успехи в этой немаловажной и перспективной отрасли науки, так как будущее, несомненно, за автомобилями, ездящими на электротяге. Ввиду не бесконечности запасов нефтепродуктов, и усугубляющейся экологии производство электромобилей несет в себе большой потенциал для мощного развития. В свою очередь это требует создание мощных аккумуляторов. Аккумуляторов имеющих небольшую массу и габариты, но большую емкость, не требующих большого внимания и труда в обслуживании.

1.2 Маркировка аккумуляторной батареи

На каждой батарее в соответствии с требованиями международных стандартов должна быть маркировка, содержащая информацию о напряжении, номинальной емкости, назначении и конструктивном исполнении. Существует типовая маркировка, применяемая на АКБ, выпускаемых в России и Европе.

Маркировка российских АКБ, наносится в соответствии с требованиями ГОСТ 959-91.

Маркировка выполняется по следующей схеме:

6 СТ-60 А1

Ниже в таблице указаны обозначения материалов, применяемых для изготовления АКБ.

Таблица 1 — расшифровка буквенных обозначений

«А»

с общей крышкой

«З»

залитая и заряженная (если ее нет — батарея сухозаряженная)

«Э»

корпус-моноблок из эбонита

«Т»

моноблок из термопластичной пластмассы

«М»

сепаратор типа микропористая пластмасса из поливинилхлорида

«П»

сепаратор-конверт из полиэтилена

Маркировка батареи так же содержит дополнительные данные (см. прил.1, рис. 1)

ГЛАВА 2. ВИДЫ АККУМУЛЯТОРОВ И ПРАВИЛА УХОДА

2.1 Правила ухода за АКБ

В данной работе рассмотрены две электрохимические системы аккумуляторов, свинцовая (кислотная) и никель-железная (щелочная), а также одна из модификаций современных аккумуляторов для электромобилей.

Кислотные. Данный вид не требуют особого ухода, необходимо лишь своевременно проверять уровень и плотность электролита.

  • Приготавливая электролит — серную кислоту вливают в дистиллированную воду. Вливать воду в кислоту недопустимо. Можно, применять снеговую или дождевую воду, которая не стекала с металлической крыши и не была собрана в металлическую посуду.

— Плотность электролита измеряют с помощью ареометра. (см. прил.2, рис.- 3) В колбу забирают необходимое для всплывания ареометра количество электролита. Деление показывает плотность электролита. Ниже в таблице дана рекомендуемая плотность электролита для различных климатических районов.

Климатические районы

Время года

Плотность электролита приведенная к 25°С,г/см3

Заливаемого в аккумулятор

Заряженной батареи

При разрядке батареи

На 25%

На 50%

С резко континентальным климатом t(зимой)

— 40°С и ниже

Зима

1.28

1.30

1.26

1.22

Северные, t(зимой)

— 40°С

Весь год

1.26

1.28

1.24

1.20

Центральные, t(зимой) -30°С

Весь год

1.25

1.27

1.23

1.19

Весь год

Весь год

1.23

1.25

1.21

1.17

  • Зарядку батареи начинать не ранее чем через 4 ч после заливки электролита, чтобы пластины успели пропитаться электролитом. Откладывать заряд батареи на сутки недопустимо во избежание сульфатации пластин. Зарядка осуществляется с помощью зарядного устройства, например германиевого или селенового выпрямителя, подключенного к осветительной сети. Температура электролита при зарядке не выше 45°С;
  • После первой зарядки до установки батареи на автомобиль, а также в случае установки батареи без предварительной зарядки необходимо проверить плотность электролита и привести к норме.
  • Уход за батареей заключается в следующем: поддержание чистоты, нормального уровня и плотности электролита, надлежащей заряженности и в предохранении батареи от механических повреждений.
  • При понижении уровня электролита доливают дистиллированную воду.
  • Не допускать разряда батареи более чем на 50% летом и на 25% зимой; Ежемесячно следует подзаряжать батарею.

Щелочные. За щелочными аккумуляторными батареями требуется меньший уход, чем за кислотными. Срок службы щелочных батарей больше. На работу данного вида в отличие от кислотных меньше влияет тряска, замыкание во внешней цепи не приводит к негодности. Клеммы не требуется часто очищать. При падении аккумулятора электролит не проливается а саморазряд аккумуляторов невелик. Плотность электролита практически не зависит от степени заряженности. Электролитом щелочных АКБ служат растворы едкого калия (КОН) и едкого натрия (NaOH).

Номинальное напряжение одного элемента — 1,25В.

  • Один раз в год менять электролит. Следить за исправной работой пробок для увеличения срока службы электролита.
  • Вливать в аккумуляторы по 2—6 г вазелинового масла, образующего на поверхности электролита защитную пленку.
  • Для приготовления электролита использовать дистиллированную воду, но можно также применять снеговую или дождевую воду.

— Растворять щелочь в чистой стальной, чугунной или керамической посуде. Раствор едкого калия плотностью 1,19—1,21 получается при смешении одной весовой части твердого едкого кали в трех весовых частях воды. Электролит в охлажденном состоянии вливают в аккумуляторную батарею. Уровень электролита должен быть выше уровня пластин на 5—12 мм.

  • Зарядка производится с учетом, что нормальный зарядный ток щелочного аккумулятора в амперах равен 0,23 его номинальной емкости.
  • Слишком малый зарядный ток приводит к потере емкости; ток большой величины не влияет на емкость батареи.

О степени заряженности и окончании зарядки щелочных аккумуляторов в отличие от кислотных нельзя судить по плотности и интенсивности «кипения» электролита. Плотность электролита в щелочном аккумуляторе не изменяется в процессе зарядки и разрядки. «Кипение» электролита может начаться сразу после включения аккумулятора на заряд.

  • Уход за щелочными аккумуляторными батареями сводится к содержанию батареи в чистоте и доливке дистиллированной воды.
  • Новая батарея, в которую не был залит электролит, хранится в сухом отапливаемом помещении пять лет.

Бывшие в употреблении батареи можно хранить с электролитом и без. Рекомендуется заряженную батарею с электролитом, не используемую в связи с продолжительной стоянкой автомобиля хранить в холодном помещении при температуре 5…10°С.

Литий-ионная. Литий-ионная АКБ (Li-ion) — тип электрического аккумулятора, который широко распространён в современной бытовой электронной технике и применяется в качестве источника энергии в электромобилях и накопителя энергии в энергетических системах.

Литий-ионный аккумулятор состоит из электродов (катодный материал на алюминиевой фольге, анодного материала на медной фольге), разделенных пористыми сепараторами пропитанными электролитом. Переносчиком тока в литий-ионном аккумуляторе является положительно заряженный ион лития.

Так как данный вид при эксплуатации не требует обслуживания, далее рассмотрены преимущества и недостатки батареи.

Преимущества

  • Наибольшая плотность энергии из всех разновидностей аккумуляторов — как объемная, так и весовая
  • Напряжение питания на элементе — 3,6В, что в 3 раза выше, чем у NiMH и NiCd аккумуляторов и почти в 2 раза выше, чем для свинцово-кислотных аккумуляторов
  • Быстрый процесс заряда батарей — до 90% емкости за 30-40 минут
  • Высокий показатель ресурса — не меньше 1000 циклов разряда/заряда
  • Низкий показатель саморазряда — до 5% в месяц
  • Дружественность окружающей среде — могут утилизироваться без предварительной переработки

Недостатки

  • Достаточно быстрое старение аккумулятора — большинство аккумуляторов резко снижают свои характеристики при хранении или использовании более 5 лет
  • Высокая стоимость, но над этим параметром усиленно работают китайские производители
  • Как и любые аккумуляторы, литий-ионные подвержены старению. При этом скорость деградации существенно ниже, чем у аккумуляторов других электрохимических схем.
  • Для массового применения электромобилей требуется создание соответствующей инфраструктуры для подзарядки аккумуляторов («автозарядные» станции).

Литий-ионные аккумуляторы являются самыми перспективными для использования в качестве тяговых батарей для электротранспорта. Технология производства литий-ионных аккумуляторов постоянно совершенствуется, совершенствуются характеристики, уменьшается стоимость производства аккумуляторов. Так что, возможно, литий-ионные аккумуляторы могут стать основным источником питания электромобилей в самом ближайшем будущем.

2.2. Сравнительный анализ различных видов АКБ

Таблица 3 — Технические характеристики и показатели различных АКБ

ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИЯ ТО И РЕМОНТА

В ходе работы проведено анкетирование среди и водителей (см. прил.3, диаграмма 1), результаты, которого показали, что большинство автолюбителей не уделяют должного внимания своей АКБ, не проводят ТО в установленные сроки и вообще не знают устройство и как работает аккумулятор.

3.1 Технологический процесс технического обслуживания

Процесс ТО выполняется в следующем порядке:

1.ЕТО — ежесменное техническое обслуживание, включает проверку качества крепежных соединений, показателя контрольно-измерительного прибора в кабине, наличия или отсутствия видимых повреждений, при необходимости проведения моечно-очистительных работ.

2.ТО — 1 Включает в себя весь перечень операций ЕТО, а также проверку уровня и плотности электролита, при необходимости доведения его до нормы. Осмотр соединения клемм, при необходимости подтяжка и крепление. Поверку заряженности батареи, при необходимости установка на подзаряд.

3.ТО — 2 Помимо работ выполняемых при ЕТО и ТО-1, в объем работ ТО — 2 входят диагностические работы по определению степени разряженности и техническом состоянии как в целом АКБ так и отдельных элементов. С помощью ареометра с поплавком со шкалой проверяют плотность электролита в каждой банке, характеризующей степень разряженности, а с помощью нагрузочных вилок (см. прил.2, рис.3) напряжение на каждом элементе. При сильно окисленных выводах аккумуляторов — выводы необходимо зачистить, смазать тонким слоем смазки типа литол или циатим.

  • Поступившие в мастерскую аккумуляторные батареи, требующие только заряда, направляют в зарядное отделение, где устанавливают на стеллаж.
  • В новые аккумуляторы заливают электролит, а в бывшие в эксплуатации — дистиллированную воду.
  • Затем батареи по электрической емкости подбирают в группы для заряда.
  • В конце заряда аккумуляторов корректируют плотность электролита.

— Заряженные АКБ, имеющие на поверхности следы электролита, нейтрализуют 10% раствором кальцинированной соды или нашатырного спирта, протирают насухо ветошью и направляют в отделение хранения. АКБ, требующие ремонта, поступают в приемное отделение, где проверяют их техническое состояние и устанавливают вид ремонта. При некоторых неполадках (облом выводных штырей, трещины в крышке аккумулятора, трещины моноблока, необходимость перезаливки мастики) аккумуляторы направляются в ремонтно-сборочное отделение для устранения неисправностей.

  • Из ремонтного отделения батареи направляют в зарядное отделение для заряда или в отделение хранения и выдачи готовой продукции.
  • Годные другие детали направляют в ремонтно-сборочное отделение непосредственно на сборку, а детали, имеющие устранимые дефекты, — в ремонт, детали не поддающиеся ремонту выбраковываются и отправляются на утилизацию.
  • Негодные межэлементные соединения переплавляют в литейном цеху.
  • В ремонтно-сборочном отделении собирают и комплектуют все детали и материалы, необходимые для ремонта АКБ, поступивших из разборочно-сборочного отделения и со склада запасных частей и материалов.
  • Отремонтированные аккумуляторные батареи поступают на склад хранения и выдачи готовой продукции или в зарядное отделение.

3.2 Ремонт АКБ

Ремонт подразделяется на текущий и капитальный. При текущем ремонте ремонту подвергаются только те неисправности, которые связаны с нарушениями поверхности крышек, банок, корпуса батареи, восстановлении выводов, замены в целом банок в сборе, заливки мастики.

При капитальном ремонте аккумулятор полностью разбирается, проводится разборка блока электродов, замена неисправных пластин и сепараторов или блока в целом, прессовка в блоки пластин и сборка, ремонт соединительных штырей, а также при необходимости производится весь комплекс мероприятий при текущем ремонте.

Имеется фото некоторых оборудований для ТО и ремонта АКБ (см. прил.2, рис.3).

Ремонт производится в аккумуляторном отделении специализированного центра по ТО и ремонту подвижного состава автотранспорта.

  • Перед ремонтом АКБ очищают от пыли грязи и следов оксидов, тщательно проверяют состояние выводов, целостность моноблока, крышки, мастики.
  • На поверхности моноблока и крышки не должно быть сколов, трещин, следов подтекания электролита.
  • Если у АКБ незначительное повреждение пластмассового корпуса или крышки, то это устраняется без разборки.
  • Трещины на корпусе и крышке можно заделать без наложения фрагмента, а только разогретым припоем.

— Если АКБ с поврежденным корпусом хранилась без электролита в поврежденной ячейке более недели, то после ремонта (и заливки электролита в ремонтную ячейку) такую АКБ необходимо подвергнуть двукратному заряду-разряду для восстановления работоспособности ремонтной ячейки. Одной из основных неисправностей, требующих ремонта аккумулятора, является сульфатация пластин — отложение плотного крупнокристаллического налета сернистого свинца.

  • Небольшуюсульфатацию пластин устраняют, проведя один или несколько циклов «заряд-разряд». А при сильной требуется капитальный ремонт АКБ.

На втором этапе работы разработана технологическая схема ТО и ремонта АКБ в отделении аккумуляторной любого предприятия по ремонту транспортных средств. В данной технологической карте показана четкая последовательность технологического процесса ремонта АКБ. Данная технологическая карта имеет практическое применение на предприятии.

Зона ТР

Аккумуляторное отделение

Постановка на автомобиль

Снятие с

автомобиля

Наружная очистка

Проверка технического состояния

Хранение

Разборка на детали

Заряд

Разряд

Промывка составных частей

Сборка

Годные

Дефектовка

Негодные

Требующие ремонта

Утиль

Склад запасных частей

Ремонт

Схема 1 — Технология ремонта АКБ

ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА СХЕМЫ УЧАСТКА ДЛЯ РЕМОНТААККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ

4.1 Аккумуляторные отделения

Техническое обслуживание и ремонт аккумуляторных батарей выполняется в аккумуляторных отделениях (участках, цехах и мастерских), далее по тексту — отделения. Аккумуляторные отделения предназначены для технического обслуживания и текущего ремонта аккумуляторных батарей, связанных с углубленной проверкой технического состояния, зарядкой, заменой сепараторов, перезаливкой мастики, ремонтом соединительных клемм, выводных штырей. В отделении также производится хранение аккумуляторных батарей, снятых с автомобиля и оборотных. Ведется учет работ, выполняемых при техническом обслуживании и ремонте батарей. Персонал состоит из одного или двух квалифицированных специалистов аккумуляторщиков. Для выполнения ТО и ремонта в цехе должно быть соответствующее оборудование (см. прил.6).

Учет поступающих аккумуляторов ведется аккумуляторщиком в специальном журнале. Ниже дана форма образца журнала:

Вид АКБ

Кол.-во,ш

Характер неисправности

Владелец

Дата

Подпись

В соответствии с назначением и объемом выполняемых работ в состав аккумуляторного отделения должны входить следующие участки: ремонтный, электролитный (кислотный), зарядный, машинный и подсобные помещения.

Требования к аккумуляторным отделениям

Все отделения мастерской рекомендуется размещать в соответствии с технологическим процессом ремонта и зарядки аккумуляторных батарей.

  • Аккумуляторное отделение располагают в помещениях, изолированных от других производственных участков и отделений. Двери, идущие в аккумуляторное отделение, должны плотно закрываться.
  • В аккумуляторном отделении должны быть отдельные помещения для приготовления электролита, ремонта и заливки аккумуляторов, а также для зарядки.
  • Ремонт, приготовление электролита и зарядки кислотных и щелочных батарей производят в разных помещениях.
  • Участки обслуживания и ремонта целесообразно размещать в непосредственной близости от зоны ТО и ремонта, откуда поступают АКБ.
  • Аккумуляторное отделение может быть размещено в пяти, четырех, трех помещениях, не менее чем в двух помещениях и, редко, в одном.

Помещения для ТО и ремонта АКБ должны обеспечивать безопасность и рациональное выполнение всех технологических операций при соблюдении санитарно-гигиенических норм и соответствовать санитарным нормам и правилам по охране труда на автомобильном транспорте.

  • Для производства работ предусматривается не менее двух помещений, изолированных от других производств и оборудованных стеллажами или верстаками с местной вытяжной вентиляцией. Одно помещение — для ремонта, другое — для зарядки батарей.
  • Дверь тамбура для входа в отделение должна открываться наружу.
  • У входа в помещение должен быть вывешен плакат с надписью «Аккумуляторная — огнеопасно — курить воспрещено».
  • Электрооборудование аккумуляторных отделений должно быть выполнено во взрывобезопасном исполнении.
  • Спецодежда слесаря-аккумуляторщика должна храниться отдельно от обыденного и надеваться только на время работы в аккумуляторном отделении.
  • Зарядное и электролитное помещение отделяется от машинного, ремонтного и других помещений глухими перегородками от потолка до пола.
  • Потолок, стены и перегородки помещений ремонта аккумуляторов и зарядной и приготовления электролита облицовываются керамической кислотоупорной плиткой на кислотоупорном растворе на высоту 1,8 (м).

  • Пол ремонтного, зарядного и электролитного помещений должен быть выложен керамической кислотоупорной плиткой на кислотоупорном растворе. Пол выполнять с уклонами к трапам.
  • Высота помещений аккумуляторных отделений должна быть не менее 3 (м).

  • Ремонтное, зарядное и машинное помещения должны иметь естественное освещение, обеспечиваемое световыми проемами (окна, световые фонари).

  • Во всех помещениях должно быть общее и местное освещение.
  • Рабочие места должны быть оборудованы местными светильниками.
  • Осветительная и коммутационная аппаратура во всех помещениях должна быть герметична и взрывобезопасна.
  • Бытовые выключатели должны располагаться вне зарядного участка.
  • На рабочее место, где производится плавка и сварка свинца, для отвода выделяющихся газов и паров должны устанавливаются вытяжные колпаки.
  • Скорость всасывания вытяжных колпаков должна составлять от 2 до 4 (м/с).

    Над ваннами слива и приготовления электролита на высоте 1,8 — 2,0 (м) от уровня пола должны быть установлены вытяжные зонты.

  • Приточно-вытяжная вентиляция в ремонтном, электролитном и машинном помещениях должна обеспечивать 2 — 2,5-кратный обмен воздуха в час.
  • Зарядное помещение (пост) оборудуют приточно-вытяжной вентиляцией, рассчитанной на 6 — 8-кратный обмен воздуха в час.
  • В помещениях отделения, кроме местной, должна быть предусмотрена естественная вытяжная вентиляция из верхней зоны помещения.
  • Приточная вентиляция должна обеспечивать вентиляцию всего помещения.
  • Естественную вентиляцию, то есть открыв окно, нельзя производить при открытых окнах помещений располагающихся над аккумуляторной.
  • В температура в помещении должна быть +12..+25C.
  • В аккумуляторном отделении должны быть умывальник, мыло, вата в упаковке, полотенце и закрытые сосуды с 5 — 10 % — ным( для кожи тела) и 2 — 3 % — ным ( для газа) нейтрализующими растворами питьевой соды.
  • При эксплуатации щелочной АКБ в качестве нейтрализующих растворов применяют соответственно 5..10 % и 2..3 % — ный растворы борной кислоты.
  • Умывальник, мыло, вата в упаковке, полотенце должны находиться у входа.

В аккумуляторном отделении запрещается: курить, пользоваться открытым огнем и электронагревательными приборами; совместно хранить и заряжать кислотные и щелочные аккумуляторные батареи; хранить свыше суточной потребности бутыли с серной кислотой и сосуды с щелочью; хранить порожнюю тару; находиться посторонним лицам.

В соответствии с требованиями относящиеся к аккумуляторным отделениям на этом этапе работы разработана план-схема аккумуляторного отделения (см. прил.4, схема), которая может иметь практическое применение на любых предприятиях занимающихся ремонтом или имеющих большой автопарк.

Рассмотрев и изучив правила по выполнению технического обслуживания и ремонта аккумуляторных батарей, правила организации участков по ремонту автотранспортных средств на предприятии, которые имеются в литературе и интернете, учитывая требования правил техники безопасности, был разработан чертеж план-схемы участка по ремонту аккумуляторных батарей. Которая может иметь практическое применение на любом предприятии, где есть необходимость обслуживания аккумуляторных батарей.

4.2 Техника безопасности и охрана труда при работе

аккумуляторный батарея автомобиль обслуживание

  • К работам по монтажу свинцовых аккумуляторов допускаются лица не моложе 18 лет, изучившие соответствующие правила и инструктаж по безопасности труда и сдавшие установленные экзамены.
  • Перед началом работы проверяется исправность рабочей одежды, а также наличие индивидуальных средств защиты, нейтрализующих растворов.
  • Рабочий инструмент, спецодежда, средства защиты, приспособления и вспомогательные материалы должны содержаться исправными, при работе располагаться в удобном и безопасном для пользования порядке.

Защитные средства

Обслуживающий персонал аккумуляторной зарядной станции должен обеспечиваться костюмами из хлопчатобумажной материи с кислотостойкой пропиткой, а для работы при пониженной температуре окружающей среды — костюмами из грубошерстного сукна.

Защитные и нейтрализующие средства, применяемые при работе с кислотой и аккумуляторными батареями

1.резиновые сапоги

2.раствор нашатырного спирта

3.бак с холодной водой

4.10-%й раствор пищевой соды

5.защитные очки с темными стеклами

6.защитные очки со светлыми стеклами

7.прорезиненный фартук

8.кислото-щелочестойкие перчатки

9.брезентовые нарукавники

  • В аптечке должен быть запас нейтрализующих и медицинских средств: двууглекислая (питьевая) сода, марганцевокислый калий, настойка йода, нашатырный спирт, вазелин, а также марлевые тампоны и бинт.

— При техническом обслуживании, разборке и ремонте аккумуляторных батарей во избежание ожогов и загрязнения рук соединениями свинца необходимо надевать кислотостойкий костюм, резиновые сапоги, резиновые химически стойкие перчатки и фартук из кислотостойкого материала.

  • Во время приготовления заливочной мастики и заливки аккумуляторных батарей во избежание ожогов следует надевать защитные очки с бесцветными светофильтрами и брезентовые рукавицы.
  • Рабочее место для расплавления мастики должно быть оборудовано вытяжной вентиляцией.
  • На каждой обрешетке или корзине должен быть нанесен особый красочный ярлык: «Берегись ожога», изготовленный на белой бумаге с цветной синей полоской.
  • Кислоту, попавшую на кожу, нужно быстро и обильно смыть водой или отмыть пятипроцентным раствором соды в воде, тогда действие может ограничиться ожогом первой степени (покраснением).

  • Электромонтер должен доливать электролит в защитных очках, так как попадание кислоты в глаза может привести к повреждению роговицы глаза. На руки во избежание ожога необходимо надевать резиновые перчатки.

Техника безопасности при работе с серной кислотой и электролитом

При обращении с серной кислотой, приготовлении электролита и заливке аккумуляторных батарей необходимо обязательно надевать кислотостойкий костюм, защитные очки, резиновые перчатки, резиновые сапоги и фартук из кислотостойкого материала.

  • хранить кислоту в стеклянных бутылях с притертыми пробками или полиэтиленовых бутылях и канистрах с плотно закрывающимися крышками;
  • переносить бутыли с кислотой только вдвоем, в корзинах или деревянных обрешетках (см.

прил.2,рис.-3);

  • для переливания кислоты из бутылей пользоваться специальным насосом или опрокидывателем:
  • приготовлять электролит только в посуде, стойкой к действию серной кислоты (эбонитовой, фаянсовой, керамической );
  • стеклянной посудой пользоваться нельзя, так как стекло может лопнуть из-за высокой температуры, возникающей при вливании кислоты в воду;

— при приготовлении электролита всегда вливать кислоту в воду тонкой струей при непрерывном помешивании стеклянной или эбонитовой палочкой. При растворении серной кислоты в воде выделяется большое количество тепла. Если лить воду в кислоту, имеющую (почти в два раза) большую плотность, чем плотность воды, то вода растекается по поверхности кислоты, быстро нагревается, образуя пары, и разбрызгивается.

  • Попавшую на кожу или одежду щелочь необходимо быстро удалить и пораженные места промыть 10%-ным раствором борной кислоты.

Категорически запрещается:

  • вынимать бутыль с серной кислотой из корзины или обрешетки за горловину;
  • переносить бутыли с кислотой без корзины или обрешетки;
  • переливать кислоту из бутылей одному человеку без приспособлений;
  • вливать воду в кислоту при приготовлении электролита.

Техника безопасности при заряде аккумуляторных батарей

1.Перед началом заряда включают вентиляцию аккумуляторного помещения и убеждается в том, что вентиляция работает. После окончания заряда вентиляция должна продолжать действовать еще 1,5—2 ч.

2.Курить в помещении категорически запрещено.

3.Запрещается осуществлять зарядку одновременно в одном помещении кислотных и щелочных АКБ.

4.Проверять правильность соединения, исправность соединительных проводов, зарядку начинать только после подключения требующих подзаряда батарей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе опроса автолюбителей было выявлено, что кислотный вид аккумулятора имеет массовое применение среди автолюбителей, хотя и уступает по некоторым показателям иным видам аккумуляторов. Определяющим фактором применения является небольшая стоимость, так как на сегодняшний день соотношение цена-качество не используется. Владельцам важнее цена, чем качество.

Проведенный анализ литературы и источников по теме работы показал, что существуют автомобильные аккумуляторы, не требующие обслуживания, а так же не уступающие по качеству и основным показателям аккумуляторам, имеющим широкое применение. Это литий-ионный вид аккумулятора, устанавливающийся на электромобили. Но ввиду дорогостоимости не находят массового применения.

В последнее время всё больше автомобилей переходят с бензиновых двигателей на электродвигатели. Например, ССАММИТ ООН 2012 года прошедший во Франции был знаменателен тем, что лидеры стран в зоне проведения переговоров передвигались исключительно на электромобилях. Тем самым привлекая внимание человечества к проблемам экологии в современном мире. Конечно, последним всё ещё далеко характеристикам до классических — внутреннего сгорания, но прогресс на месте не стоит, и если пока пальму первенства удерживают бензиновые и дизельные, то очень скоро произойдёт массовый переход на более экологичные и бесшумные двигатели на электротяге.

В итоге выявляются соответствующие выводы, связанные с применением аккумуляторных батарей в повседневной жизни — аккумуляторные батареи являются перспективными и актуальными источниками электрической энергии. Поэтому их применение обоснованно крепко вошло в жизнь.

Необходимо придерживаться ряда простых правил пользования аккумулятором, приведенных в работе, а также не забывать осуществлять ТО в срок в этом случае проблем с аккумулятором не возникнет, и аккумулятор будет служить долго и надежно.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/diplomnaya/tehnicheskoe-obslujivanie-akkumulyatornoy-batarei/

1 Техническая эксплуатация автомобилей. Под ред. Е.С. Кузнецова. М.: Транспорт, 2011.-310с

2 С.В. Шумик, Е.Л. Савич. Техническая эксплуатация аккумуляторов. М.: Высшая школа, 2006. — 220с

3 Г.В. Крамаренко, И.В. Барашков. ТО автомобилей. М.: Транспорт, 2003.-280с

4 В.И.Болтовский, З.И.Вайсгант «Эксплуатация, обслуживание и pемонт свинцовых аккумуляторов» Л.:Энеpгоатомиздательство, 2006.-180с

5 Б.Н. Суханов, И.О. Борзых, Ю.Ф. Бедарев. ТО и ремонт автомобилей. Пособие по дипломному проектированию. М.: Транспорт, 2003.-75с

6 ГОСТ 959-91 29.220.20 Кислотные аккумуляторы и стартерные свинцовые аккумуляторные батареи напряжением 12В для автотракторной и мотоциклетной техники.

7 М.М. Болбас, Н.М. Капустин, Проектирование автотранспортных предприятий и станций ТО. Мн.: Университетское, 2006.

8 ОНТП 01-91. Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта. М.: Гипроавтотранс, 2005.

9 Табель технологического оборудования и специализированного инструмента для АТП, ПАТО и БЦТО. М.: ЦБНТИ Минавтотранса РСФСР, 2009.-416с

10 Журнал «ЗА РУЛЕМ» осенний выпуск, М.: 2010.- 65с

11 Журнал «Автомобиль и Сервис» — http://www.abs.msk.ru

12 Сайт «БАНК РЕФЕРАТОВ» — www.referat.freecopy.su

13 Сайт «МИР РЕФЕРАТОВ» —

14 Сайт «Все про аккумуляторы»-

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

МАРКИРОВКА

Рис.2 — Маркировка аккумуляторных батарей

Таблица 2 — Аннотация числовых обозначений

2

товарный знак завода-изготовителя

3

номинальная емкость в Ампер-часах (А·ч или Ah)

4

пусковой ток ток холодной прокрутки при ?18°C в Амперах

5

номинальное напряжение в Вольтах (В или V)

6

дата изготовления (две цифры — месяц, две цифры — год )

7

масса батареи в состоянии поставки с завода

8

знаки полярности

9

предупреждающие знаки, например: опасно-едкое вещество, не курить

10

уровень залитого электролита

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ТО И РЕМОНТА АКБ

а) б)

в)г)

д) е)

ж) з)

Рис.4 — Оборудование необходимое при ТО и ремонте: а) захваты при транспортировке АКБ; б) набор аккумуляторщика; в) нагрузочная вилка; г) ареометр; д) зажим для прессовки ипластин блока электродов; е) тележка; ж) ящик для хранения инструментов; з)болгарка.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

АНКЕТИРОВАНИЕ НА ТЕМУ: АККУМУЛЯТОР

Перечень вопросов:

1.Знаете ли вы устройство и принцип работы своего аккумулятора?

2.Проводите ли вы в установленные сроки ТО своего аккумулятора?

3.Были ли случаи, когда аккумулятор выходил из строя раньше установленного срока службы?

4.В случае выхода из строя аккумулятора вы самостоятельно его отремонтируете?

В анкетировании приняло участие 100 человек. Среди них обычные автолюбители, профессиональные водители, таксисты, водители маршрутных ТС.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ОБОРУДОВАНИЕ В АККУМУЛЯТОРНОМ ОТДЕЛЕНИИ

Наименование

Марка

кол-во

1

Ларь для отходов

2

2

Ванна для промывки деталей

2257

1

3

Верстак

1019

1

4

Ванна для слива электролита

Э — 204

1

5

Стеллаж

2242

1

6

Стенд

1

7

Выпрямитель

ВСА -5А

1

8

Верстак для плавки

1

9

Шкаф для материалов

551

1

10

Стеллаж полочный

Э-409 ОГ

4

11

Стеллаж для деталей

3

12

Стеллаж для бутылей

1

13

Стеллаж для АКБ

Э-405А

1

14

Ванна для электролита

Э-204

1

15

Прибор для разлива кислоты

П-206

1

16

Электрический дистиллятор

737МРТУ

1

17

Верстак для разборки АКБ

Э-403

1

18

Переносной ларь для свинца

1

19

Бутыль с кислотой

2

20

Тумбочка для приборов

1

21

Тележка для транспортировки

П-206

1

22

Стол для контроля АКБ

1

23

Ларь для отходов свинца

1

24

Тележка-стеллаж для запчастей и материалов

2

25

Стеллаж с вытяжкой для зарядки батарей

ОГ-04-ООО

1

26

Раковина

1

27

Электрополотенце

1

28

Трансформатор сварочный

1

29

Электродрель для высверливания штырей

СКБ

1

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

АННОТАЦИЯ ОБОЗНАЧЕНИЙ СХЕМЫ УЧАСТКА ПО ТО И РЕМОНТУ АКБ

1 — бак для регенерации электролита;

2 — бак для разведения электролита;

3 — бак для готового электролита;

4, 5 — дистилляторы;

6, 7, 8, 9 — зарядные агрегаты;

10 — бак для дистиллированной воды;

11, 12, 13 — баки для отстоя электролита;

14 — электроподъемник;

15 — тележки;

16 — бак накопления электролита;

17 — стеллаж для разборки батарей;

18 — моечная машина;

19 — приспособление для проверки резиновых чехлов;

20 — ванна для мойки чехлов;

21 — стеллаж для хранения резиновых чехлов;

22 — сушильный шкаф;

23 — зарядные шкафы;

24 — умывальник;

25 — бак для нейтрализации электролита