БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Выпускная работа по
«Основам информационных технологий»
магистрант
кафедры социологии
Широканова Анна Александровна, Руководители:
профессорРубанов Анатолий ладимирович
ст. преподаватель Шешко Сергей Михайлович
Минск – 2009 г.
ИКТ – информационно-коммуникационные технологии
КА – кластерный анализ
ПО – программное обеспечение
РА – регрессионный анализ
ФА – факторный анализ
SPSS ‑ Statistical Package for the Social Sciences»
Развитие современного общества во многом обусловлено развитием компьютерных и информационных технологий, которые пронизывают все сферы жизнедеятельности человека, обеспечивая эффективное функционирование и успешную эволюцию общественного организма. Это общемировая тенденция, которая в полной мере проявляется и в сфере научных исследований [10].
В настоящее время без использования компьютера крайне сложно представить себе современную социологию, поскольку благодаря применению новых ИКТ и соответствующего программного обеспечения сегодня значительно упростились процедуры сбора, обработки и анализа социологических данных, составление социологических отчетов и презентаций.
Новые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) производят кардинальные изменения во всех отраслях знания, в том числе и в социальных науках. Технологические достижения в данной области расширяют горизонты человеческого разума и изменяют способы совместной деятельности и коммуникации внутри социума.
Компьютерные и информационные технологии открывают новые возможности для прикладной социологии. Они позволяют, прежде всего, значительно облегчить задачу, как социологам, так и респондентам. В последние два десятилетия активно используются методы сбора данных с использованием новых технологий, как CAPI (Computer-Assisted Personal Interviewing; личное интервью с помощью компьютера), CATI (Computer Assisted Telephone Interview; телефонное интервью с помощью компьютера), CSAQ (Computer Assisted Self-Administered Questionnaire; самозаполняемая анкета с использованием компьютера), CASIIP (Computer Assisted Self-Administered Interview with an Interviewer Present; интервью с помощью компьютера в присутствии интервьюера) [1].
Анализ технологий сенсорных сетей
... на создание микроминиатюрных автономных датчиков (Micro Unattended Ground Sensors) для систем военно-тактического назначения. Для повышения эффективности внедрения технологии MEMS в новые ... различных производителей. Основные работы в области стандартизации протоколов, используемых в сенсорных сетях, проводятся Институтом инженеров электротехники и электроники (IEEE), Международным союзом ...
На базе электронных источников и компьютерных технологий развиваются новые методы и направления исследований общественных процессов, основанные на анализе больших массивов данных и документов. Научные результаты исследований, проведенных с использованием реальных данных, имеют важное социальное значение, повышается востребованность научных исследований обществом.
Социологи Республики Беларусь все чаще используют возможности ИКТ на разных этапах проведения исследований, хотя чаще всего ограничиваются простейшей обработкой данных на персональном компьютере.
Цель данной работы – представить основные возможности, которые предоставляют новые информационные технологии в рамках социологического исследования.
Задачи работы:
1) проанализировать место информационных технологий на разных этапах социологического исследования;
2) раскрыть основные возможности информационных технологий при проведении типичного количественного социологического исследования;
3) рассмотреть значение информационных технологий для проведения современного социологического исследования.
и социологические исследования
Информационные технологии – широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники [6].
Информационные технологии – использование компьютеров для хранения, обработки и передачи знаний, а также способы создания, фиксации, переработки и распространения информации. В постмодернистских обществах использование информационных технологий является центральным фактором экономики, основой информационной революции, в рамках которой возможность переработки информации сама по себе является богатством [Цит. по: 1].
Информационные технологии в своем развитии прошли несколько этапов:
- ручной – основу информационных технологий на этом этапе составляло перо, чернильница и бухгалтерская книга. Связь осуществлялась путем направления пакетов получателю;
- механический – для обработки информации использовались пишущие машинки со съемными элементами. Связь осуществлялась по общественной почте;
- электрическая обработка информации. Для ее обработки использовались электрические пишущие машинки со съемными элементами;
— компьютерные технологии – для обработки информации используют автоматизированные системы управления (АСУ), затем происходит переход от вычислительных центров к распределенному вычислительному потенциалу и новым информационным технологиям, основу которых составляют: распределенная компьютерная техника, программное обеспечение и развитые коммуникации
- сетевые технологии – обработка, хранение и обмен информации осуществляется в сети [1].
Как и всякая технология, информационные технологии, предполагающие технологическое применение вычислительной техники, других технических средств, включает определенный набор материальных средств (носители информации, технические средства измерения ее состояний, обработки, передачи и т.д.) и способы их взаимодействия, специалистов и совокупность определенных методов организации работы. Целью создания и широкого распространения информационных технологий является решение проблемы информатизации общества (внедрения комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверной информации, обобщенных знаний во всех социально значимых видах человеческой деятельности).
Рынок информации и информационные технологии
... информационного производства, и, в частности, рынка информации и его особенностей, представляет сегодня значительный теоретический и практический интерес. Экономика информации является сравнительно новой областью экономических исследований. ... числа занятых информационной деятельностью, т.е. деятельностью, связанной с производством, обработкой, хранением и распространением информации. В развитых ...
Компьютерные информационные технологии предполагают:
- коллективную подготовку документов;
- возможность оперативной работы с графической информацией;
- представление числовых данных с помощью графических пакетов в виде различных видов графиков и диаграмм;
- оформление и тиражирование, рассылку и передачу информации с помощью электронной почты;
- использование различных устройств ввода/вывода информации;
- использование пакетов прикладных программ для решения различных экономических задач: прогноза, балансовых и т.д.[1].
Таким образом, информационные технологии прошли длительный эволюционный путь, начиная от пера и заканчивая новейшими компьютерными технологиями. В процессе развития информационные технологии избавляют людей от тяжелого физического труда и выводят их на более качественный уровень. Считается, что широкомасштабное внедрение новых информационных технологий повысит результативность решений, принимаемых на всех уровнях управления. Это обеспечит, в свою очередь, не только рост экономических показателей развития народного хозяйства, но и достижение качественно нового уровня открытий в фундаментальных и прикладных науках.
ИКТ несут в себе большой потенциал усовершенствования проведения социологических исследований на этапе сбора, обработки и анализа информации. Во-первых, ИКТ могут быть использованы на подготовительном этапе исследования при формировании интервьюерской сети, проведении инструктажа, контроля за сбором информации и за ее качеством. Во-вторых, ИКТ занимают важное место в процессе первичного и вторичного анализа полученной информации. Так, при проведении оперативного социологического исследования именно современные ИКТ позволяют точно в срок собрать необходимые данные из разных регионов. В-третьих, ИКТ представляют незаменимый ресурс при подготовке аналитических отчетов и презентации полученных выводов заказчикам исследования. Новые графические средства позволяют презентациям быть высокоэффективными при небольших затратах.
Известно, что уровень телефонизации растет, в некоторых странах семьи имеют более одного номера. Это позволяет исследователям все чаще прибегать к телефонным опросам. Среди преимуществ телефонного опроса перед личным интервью (меньшая стоимость, большая оперативность, конфиденциальность и, следовательно, искренность ответов, обеспечивающие в конечном итоге большую стандартизацию процесса сбора данных) – и большая стандартность в способе доставки данных, если интервьюер работает на компьютере. Но одновременно с ростом телефонизации отмечается и рост числа лиц, использующих определители номера и автоответчики, и это обстоятельство представляется значительным препятствием для контакта с респондентами [9].
Технология проведения опросов в Интернет-форумах или телеконференциях относительно проста и не требует больших временных и финансовых затрат. Информация собирается на протяжении определенного промежутка времени. Для этого необходимо найти телеконференции с интересующей исследователя аудиторией. Целесообразно какое-то время следить за дискуссиями отобранных телеконференций, затем принять активное участие в них. После этого можно поместить в телеконференции вопросы, на которые исследователь ожидает получить ответы. Желательно размещать не весь опросник, а только его часть (ключевые вопросы).
Поиск и хранение информации в сети Интернет
... системы и механизмы поиска информации в сети. Задачи курсовой работы: 1. Изучить соответствующую данной теме специализированную литературу. На основе полученных из данной литературы знаний, выяснить каким образом устроены процессы хранения и поиска информации ...
На полную анкету, которая расположена на Web-сайте, дается ссылка. Респонденты, как правило, охотнее принимают участие в таких опросах. При этом возможны определенные проблемы: искажение информации, неадекватное реагирование, незаполнение полного текста анкеты. Указанная технология хороша в случае, когда для опроса привлекается группа экспертов. Чаще используются открытые вопросы, требующие самостоятельного ввода ответов. Респонденты охотно дают свои ответы и комментарии в телеконференциях, они бывают полнее, чем при традиционном опросе [1, 2, 12].
Вопросник на компьютере – не просто экранная версия бумажного текста. Она позволяет автоматически разводить ответы на вопросы, основанные на предыдущем ответе респондента и тем самым уменьшать их взаимовлияние. Она ограничивает возможность фиксации респондентом нелогичного ответа, т.е. противоречащего ответу на предыдущий вопрос, поскольку дает выбрать только определенные, логически обоснованные варианты из всех предложенных. Без ухудшения общего впечатления от ответов она позволяет возвращаться назад и делать исправления, если респонденту это понадобилось. Можно предусмотреть лексику открытых ответов, и т.п. Иными словами, мы можем по ходу интервью программными средствами индивидуализировать вопросник, исходя из некоторых ответов каждого данного респондента.
Тем самым значительные усилия, которые тратятся на тренировку и инструктаж интервьюеров, можно не прилагать, переложив на компьютер многие человеческие функции и уменьшая шансы на ошибки интервьюеров, а также описки, опечатки, неточности, неразборчивость почерка и т.п. Снимается и ряд вопросов, связанных с ответами не по существу, с ошибками ввода данных, кодировкой и т.п. Эти преимущества вполне успешно используются любителями (профессионалами в других областях), предлагающими заполнять те или иные анкеты посетителям многих страничек в Интернете [2].
Специально завербованная (панельная) выборка — современная и надежная практика набора респондентов для online-исследований. Она формируется с помощью специально созданной Интернет-панели. Эта технология формирования выборки – самая совершенная с методологической стороны и дает возможность наиболее рационально управлять коммуникацией в среде Интернета. Интерактивно-коммуникационный процесс при проведении опросов через Интернет-панель особенно удачен с точки зрения сетевого этикета, что позволяет успешно привлекать пользователе к опросам. Интернет-панель – это постоянно формирующая и обновляющая» база данных потенциальных респондентов. Она включает респондентов, заполнивших предварительный вопросник, и распределяет их по группам (сегментам).
Одна из главных задач Интернет-панели – сбор самых необходимых социально-демографических данных о респондентах. Благодаря им, исследователь может делать выборки, необходимые для каждого конкретного исследования. Информация, которую респондент добровольно сообщает о себе, сохраняется в тайне и не может быть использована в других, не заявленных в исследовании, целях. Она необходима для классификации респондентов в демографические сегменты. Исследователь определяет желаемые сегменты для конкретного onlinе-исследования и рассылает по электронной почте приглашения на участие в опросе тем респондентам, которые и них вошли. В некоторых случаях респонденты приглашаются к оnlinе-исследованию по телефону, обычной почте или лично. Приглашения содержат доступно изложенную информацию о проводимом оnline-опросе, инструкцию по заполнению анкеты и WWW-адрес, где расположен опросник. Вместе с приглашениями возможна и рассылка текстов анкет, если опрос проводится только по электронной почте [12, c. 120]. Интернет-панель помогает профессиональным исследователям избавиться от нерациональной рассылки приглашений к опросу по электронной почте по «слепому» списку адресов. В этой связи, очень важное преимущество Интернет-панели – возможность до начала исследования получить добровольное согласие респондента на участие в нём. Если респондент зарегистрировался, значит, он согласен на участие в оnline-исследованиях и готов не только получать электронные приглашения, но и адекватно реагировать на них.
Одним из новых методов социологических опросов сегодня в мире является SMS-опрос, который используется при помощи мобильной связи. Применение нового метода сбора информации – SMS-опроса SMS-опрос предусматривает, во-первых, электронное обращение исследователя к определенной группе людей – респондентов – с вопросами, содержание которых представляет собой изучаемую проблему. Во-вторых, – автоматическое составление и статистическую обработку полученных ответов, а также их последующую интерпретацию. При сравнении методов, использующихся в социологической практике, метод SMS-опроса эффективен в случаях:
— Когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации либо когда такие источники вообще отсутствуют (при проведении различных исследований средствами массовой информации довольно часто встает именно такая проблема, поэтому использование SMS-опроса может быть одним из способов ее решения).
- Когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения (метод особенно важен при проведении исследования, охватывающего несколько географических объектов).
- Когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребности, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т.
д.
- В качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами.
Важным преимуществом использования SMS-технологий при проведении социологических исследований является гибкая и эффективная последующая обработка данных [2, 3, 10].
Таким образом, современные ИКТ могут применяться на разных стадиях социологического исследования. Появляются новые разновидности методов исследования. Однако основной вклад по «облегчению» работы социолога и раскрытию новых возможностей исследования в рамках традиционного анализа вносят, прежде всего, программные средства обработки статистической информации.
SPSS и его возможности в обработке социологической информации
Многомерный статистический анализ социологических данных предполагает, прежде всего, возможность проведения факторного анализа (ФА), кластерного анализа (КА) и регрессионного анализа (РА).
Все эти возможности предоставляет наиболее популярный пакет статистической обработки данных в социальных науках – SPSS.
SPSS Statistics (аббревиатура англ. «Statistical Package for the Social Sciences» — «статистический пакет для социальных наук») — компьютерная программа для статистической обработки данных, один из лидеров рынка в области коммерческих статистических продуктов, предназначенных для проведения прикладных исследований в социальных науках. Первое пользовательское руководство вышло в 1970 году в издательстве McGraw-Hill, а с 1975 года проект выделился в отдельную компанию SPSS Inc. Первая версия пакета под Microsoft Windows вышла в 1992 году. На данный момент существуют версии под MacOs X и Linux. В 2009 году компания SPSS произвела ребрендинг своего статистического пакета, который теперь стал называться PASW Statistics (Predictive Analytics SoftWare) [13].
Факторный анализ — это процедура, с помощью которой большое число переменных, относящихся к имеющимся наблюдениям, сводят к меньшему количеству независимых влияющих величин, называемых факторами. При этом в один фактор объединяются переменные, сильно коррелирующие между собой. Переменные из разных факторов слабо коррелируют между собой.
Таким образом, целью факторного анализа является нахождение таких комплексных факторов, которые как можно более полно объясняют наблюдаемые связи между переменными, имеющимися в наличии.
На первом шаге процедуры факторного анализа происходит стандартизация заданных значений переменных (z-преобразование); затем при помощи стандартизированных значений рассчитывают корреляционные коэффициенты Пирсона между рассматриваемыми переменными.
Исходным элементом для дальнейших расчётов является корреляционная матрица. Для понимания отдельных шагов этих расчётов потребуются хорошие знания, прежде всего, в области операций над матрицами; интересующимся подробностями советуем обратиться к специальной литературе. Для построенной корреляционной матрицы определяются, так называемые, собственные значения и соответствующие им собственные векторы, для определения которых используются оценочные значения диагональных элементов матрицы (так называемые относительные дисперсии простых факторов).
Собственные значения сортируются в порядке убывания, для чего обычно отбирается столько факторов, сколько имеется собственных значений, превосходящих по величине единицу. Собственные векторы, соответствующие этим собственным значениям, образуют факторы; элементы собственных векторов получили название факторной нагрузки. Их можно понимать как коэффициенты корреляции между соответствующими переменными и факторами. Для решения такой задачи определения факторов были разработаны многочисленные методы, наиболее часто употребляемым из которых является метод определения главных факторов (компонентов).
Если факторы найдены и истолкованы, то на последнем шаге факторного анализа, отдельным наблюдениям можно присвоить значения этих факторов, так называемые факторные значения. Таким образом, для каждого наблюдения значения большого количества переменных можно перевести в значения небольшого количества факторов [14].
Рис. 1. Диалоговое окно Factor Analysis (факторный анализ).
Таблица 1.
Rotated Component Matrix(a)
Component |
||
1 |
2 |
|
imp God |
-,434 |
-,175 |
Homo |
,534 |
,264 |
Abort |
,759 |
,058 |
Div |
,701 |
,105 |
Euthan |
,764 |
,116 |
Suic |
,694 |
-,241 |
Prost |
,746 |
-,052 |
Good |
,044 |
,946 |
Extraction Method: Principal Component Analysis. Rotation Method: Varimax with Kaiser Normalization. a Rotation converged in 3 iterations. Объясненный процент дисперсии – 53,11%.
Rotation Method: Varimax with Kaiser Normalization (Метод вращения: Варимакс с нормализацией Кайзера)
a. Rotation converged in 8 iterations
Для выбора нужного количества факторов обычно используют графический метод. Для этого представляют на диаграмме соотношение количества факторов с объясненной вариацией (Рис. 2).
Рис. 2. Точечная диаграмма. Необходимое количество факторов в данном случае – три или пять.
В результате кластерного анализа (КА) при помощи предварительно заданных переменных формируются группы наблюдений. Под наблюдениями здесь понимаются отдельные личности (респонденты) или любые другие объекты. Члены одной группы (одного кластера) должны обладать схожими проявлениями переменных, а члены разных групп различными. Наряду с кластеризацией наблюдений в SPSS предусмотрена кластеризация переменных. Здесь на основе заданных наблюдений образовываются группы переменных.
В иерархических методах каждое наблюдение образовывает сначала свой отдельный кластер. На первом шаге два соседних кластера объединяются в один; этот процесс может продолжаться до тех пор, пока не останутся только два кластера. В методе, который в SPSS установлен по умолчанию (Between-groups linkage (Связь между группами)), расстояние между кластерами является средним значением всех расстояний между всеми возможными парами точек из обоих кластеров.
Рис. 3. Пример графического отображения результатов иерархического кластерного анализа (дендрограмма).
В то время как дендрограмма годится только для графического представления процесса слияния, по диаграмме накопления можно проследить деление кластеров [14].
Результаты кластерного анализа могут быть представлены и более наглядным образом (см. Рис. 4).
Рис. 4. Пример графического отображения результатов иерархического кластерного анализа (Plot Dendrogram ).
Если расчёт корреляции характеризует силу связи между двумя переменными, то регрессионный анализ (РА) служит для определения вида этой связи и дает возможность для прогнозирования значения одной (зависимой) переменной отталкиваясь от значения другой (независимой) переменной. Рассмотрим линейную регрессию.
Для проведения линейного регрессионного анализа зависимая переменная должна иметь интервальную (или порядковую) шкалу. В то же время, бинарная логистическая регрессия выявляет зависимость дихотомической переменной от некой другой переменной, относящейся к любой шкале. Те же условия применения справедливы и для пробит-анализа.
Методы криволинейного приближения, весовые оценки и 2-ступенчатые наименьшие квадраты исследуют соответственно приближённость пути прохождения кривых при помощи компенсационных кривых, регрессионный анализ для изменяющейся дисперсии и проблемы из области эконометрии.
При проведении простой линейной регрессии основной задачей является определение параметров b и а. Оптимальным решением этой задачи является такая прямая, для которой сумма квадратов вертикальных расстояний до отдельных точек данных является минимальной.
Рис. 5. Графическое отображение результатов регрессионного анализа – диаграмма рассеяния с регрессионной прямой.
Для диаграмм рассеяния часто оказывается необходимой дополнительная корректировка осей, после проведения которой полученные значения будут близки к реальной исследовательской задаче.
Таким образом, SPSS предоставляет возможность проведения наиболее популярных методов анализа статистической информации в социологии, включая возможности по графическому представлению результатов. Хотя полученные результаты нуждаются в интерпретации и зачастую не могут быть представлены заказчику «как есть», данные возможности значительно облегчают статистический анализ для социолога.
В данной работе мы показали, каковы возможности применения информационных технологий в социологических исследованиях в широком и узком смысле слова.
В широком смысле слова применение информационных технологий в социологических исследованиях происходит, прежде всего, как:
1) внедрение информационных устройств в процесс организации исследования на всех этапах исследования (установления контакта с заказчиком, организация сети интервьюеров, сбор, обработка и анализ информации, представление результатов исследования);
2) внедрение информационных технологий в процесс контроля сбора первичной информации (качественный и количественный контроль) и процесс ввода первичной информации;
3) создание новых методов исследования, основанных на технологических устройствах (SMS-опрос, Интернет-опрос), спроектированных для исследования специфической целевой аудитории и в маркетинговых целях.
Таким образом, применение информационных технологий обеспечивает возможность повышения качества и скорости взаимодействия исследователей, повышению норм контроля собираемой информации, а также разработке совершенно новых методов исследования, сочетающих элементы технологии и человеческое взаимодействие, таким образом поднимая уровень технологичности процесса на новый уровень.
В узком смысле слова под применением информационных технологий в социологическом исследовании следует понимать разработку и внедрение различного программного обеспечения в процесс сбора, обработки и анализа информации. Речь идет, прежде всего о машинизации и конкретно компьютеризации процесса проведения статистического анализа, включая проведение вычислений и представление результатов в графической форме.
Специализированные пакеты программного обеспечения, одним из наиболее популярных среди которых является SPSS (PASW), призваны облегчить и ускорить работу аналитика и программиста в социологическом исследовании.
Во-первых, специализированное ПО включает в себя наиболее популярные статистические операции, необходимые для проведения как одномерного, так и многомерного статистического анализа. Новые версии программ включают больший выбор алгоритмов расчета коэффициентов, новые графические возможности, а также, в целом, более удобный пользовательский интерфейс.
Во-вторых, появляется все больше бесплатных специализированных ПО, которые также быстро развиваются благодаря методу открытого контента. Таким образом, проведение стандартных статистических операций с помощью информационных технологий становится все более доступным социологам даже без специальной математической подготовки. Таким образом, исследования, в целом, становятся менее затратными и могут перемещаться из крупных центров в небольшие исследовательские коллективы.
В-третьих, обучение работе со специализированным ПО по статистической обработке социологических данных является частью обязательной программы подготовки специалистов по социальным наукам. Кроме того, доступно множество информационных ресурсов по самостоятельному усвоению и углублению знаний в статистическом анализе в социальных науках.
Таким образом, на сегодняшний день информационные технологии не только сделали процесс статистической обработки социологических данных быстрым и технологичным процессом, но и способствовали созданию новых видов методов сбора социологической информации. В связи с информатизацией общества в последней четверти ХХ века применение специального ПО для статистической обработки информации стало нормой. Именно с ускорением расчетов, упрощением работы со специальными программами, а также массовым распространением компьютеров можно связать рост количественных исследований в социологии.
Перспективы развития информационных технологий в социологии связаны с разработкой программного обеспечения для проведения не только количественных, но и качественных исследований, а также с предотвращением случаев манипуляций с количественными данными со стороны ангажированных исследователей.
Данные выводы способствуют уяснению роли и значимости информационных технологий в социологических исследованиях, дополняют и расширяют полученные ранее данные [3, 4, 9, 10]. Делается акцент на необходимости более широкого ознакомления профессиональных социологов с возможностями и ограничения современного программного обеспечения в социальных науках, а также акцент на необходимости повышения контроля за использованием информационных технологий в манипулятивных целях.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что внедрение информационных технологий в практику социологического исследования несет масштабные последствия как для практики самих исследований, так и для групп исследователей.
К преимуществам внедрения ИКТ в социологические исследования стоит отнести, во-первых, ускорение вычислений, во-вторых, массовый доступ исследователей к специальным программным средствам, в-третьих, изменение технологий социологического исследования, позволяющее создавать международные исследовательские коллективы, эффективно распределять познание, а также совершенствовать методологический аппарат науки по специфические исследовательские цели.
К недостаткам информационных технологий в социологических исследованиях следует отнести, во-первых, изначальную фрагментарность получаемых знаний (результаты статистического анализа всегда требуют интерпретации), во-вторых, сложность контроля за заведомыми манипуляциями без наличия специальных знаний и компетенций (ангажированность исследователей), в-третьих, косвенное влияние на распространение тех методов исследования, программное обеспечение к которым более разработано и дает лучше результаты. Очевидно, что информационные технологии могут способствовать развитию не только количественных, но и качественных, а также гибридных исследований. Однако в настоящее время упор делается именно на возможности ИТ в обработке количественных данных, а уровень соответствующей подготовки специалистов довольно скромен.
В данной работе было проанализировано место информационных технологий на разных этапах социологического исследования; раскрыты основные возможности информационных технологий при проведении типичного количественного социологического исследования; показано значение информационных технологий для проведения современного социологического исследования.
Было показано, как в целом влияет развитие информационных технологий на технологию социологического исследования. Были выделены два основных вектора данного влияния, что позволяет говорить о применении информационных технологий в социологических исследованиях в широком и узком смысле. В широком смысле данное понятие очерчивает качественное изменение самого социологического исследования под влиянием развития ИКТ. В узком смысле данное понятие обозначает широкое внедрение ИТ в процесс сбора, обработки и анализа социологических данных.
Рассмотрены типичные виды анализа данных, выполняемые с помощью программного обеспечения пакета SPSS в рамках типичного исследования. Показаны графические возможности вывода полученных результатов. Оговорены достоинства и недостатки существующих программных средств в выполнении конкретных исследовательских задач. Указаны преимущества современных ПО в области специальной информации исследователя и возможностей создания презентации результатов для заказчика исследования.
Проанализированы социальные последствия и обстоятельства внедрения информационных технологий в социологическое исследование. В частности, сделан вывод о том, что овладения соответствующими программными средствами недостаточно для проведения полного анализа данных. Также сделан вывод о недостаточной степени гарантии отсутствия манипуляций с количественными данными при презентации результатов исследования. Наконец, показано влияние развития ПО для конкретных видов социологического исследования на динамику использования методов в целом.
Для улучшения качества социологических исследований в современных условиях рекомендуется:
- постоянно обновлять техническое обеспечение социологических центров;
- следить за новинками на рынке информационных технологий;
- перенимать опыт у зарубежных коллег;
- постепенно отказываться от консервативных взглядов и убеждений на методы социологического исследования;
- разрабатывать новые методы и программное обеспечение;
- выделять средства на амортизацию и модернизацию средств технической поддержки [1].
Необходимым является не только расширение подготовки специалистов в области статистического анализа с использованием специализированного ПО, но также расширение профессиональных знаний о различных видах ПО, применяемых в социологии, переподготовка специалистов и массовое образование по поводу критериев качественной научной информации.
1. Аврамов В.В. Социологические исследования и современные информационные технологии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://referat.ru/pub/item/21669 Дата доступа: 22.11.2009.
2. Бутенко И.А. Использование новых технологий при опросах [Электронный ресурс] Режим доступа: Дата доступа: 23.11.2009.
3. Галицкий Е.Б. Сегодняшнее состояние технологии Интернет-опросов [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/183485.html Дата доступа: 02.12.2009.
4. Давыдов А.А. Компьютерные технологии для социологии (обзор зарубежного опыта) // Социологические исследования. – 2005. – № 1. – C. 131–137.
5. Данилов А.Н. Информация социологическая // Социологическая энциклопедия / Под общ. ред. А.Н.Данилова. – Мн.: БелЭн, 2003. – 384 с.
6. Информационные технологии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Информационные_технологии Дата доступа: 02.12.2009.
7. Ким О. Дж., Мьюллер Ч.У., Клекка У.Р., и др. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ [Электронный ресурс] Режим доступа: Дата доступа: 23.11.2009
8. Князев С.Н. Управление: искусство, наука, практика. – Мн.: Армита Маркетинг, Менеджмент. – 2002. – 512 с.
9. Мягков А.Ю. Влияние метода сбора данных на вербальное поведение респондентов [Электронный ресурс] Режим доступа: Дата доступа: 02.12.2009.
10. Ролёнок А.В. Использование ресурсов Интернет в социально-политических исследованиях (введение в проблему исследования и основные выводы) // Великие преобразования естествознания: Жорес Алферов. ХХ юбилейные международные юбилейные чтения: Тезисы докл. 24-25 нояб.2004 г. – Мн.: БГУИР, 2004.
11. Уэбстер Ф. Теории информационного общества.- М.: Аспект Пресс, 2004.- 400 с.
12. Филиппова Т.В. Интернет как инструмент социологического исследования // Социологические исследования. – 2001. – № 9. – C. 117 – 121.
13. SPSS [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/SPSS Дата доступа: 02.12.2009.
14. SPSS: иллюстрированный самоучитель [Электронный ресурс] Режим доступа: Дата доступа: 04.12.2009.
SPSS, 3 , 9 , 12 , 14 , 15 , 17 , 19
ИКТ, 2 , 3 , 4 , 5 , 6 , 9 , 16 , 17 , См. информационно-коммуникационные технологии
информационно-коммуникационные технологии, 3 , 4
КА, 3 , 9 , 12 , См. кластерный анализ
кластерного анализа, 9 , 12 , 13 , См. кластерный анализ
кластерный анализ, 3 , 18
РА, 3 , 9 , 13 , См. регрессионный анализ
регрессионного анализа, 9 , 14 , См. регрессионный анализ
регрессионный анализ, 3 , 13 , 14
ФА, 3 , 9 , См. факторный анализ
факторном анализе, 11 , См. факторный анализ
факторный анализ, 3 , 11
http://ecsocman.edu.ru/
Комплексный информационный ресурс Российской Федерации по экономике, менеджменту и социологии. Представлена широкая база электронных версий статей из научных изданий, которкие справки по персоналиям, словарные статьи, а также разнообразная информация по конференциям. Это один из удобных и информационно насыщенных русскоязычных ресурсов в Интернет.
http://community.livejournal.com/ru_spss/profile SPSS
Блог сообщества пользователей SPSS в психологии и социальных науках. Представляет собой механизм с обратной связью, объединяющий множество исследователей, работающих в SPSS. Безусловные достоинства – быстрота, интерактивность. Из недостатков ‑ неполнота раскрываемых вопросов, а также нерегулярность наполнения информацией. На мой взгляд, это хорошая возможность пополнять свои знания SPSS, несмотря не уровень подготовки непосредственного окружения исследователя.
http://www.spsstools.ru/
Сайт А. Балабанова по работе с SPSS. Регулярно предоставляет информацию на русском языке о технологиях осуществления в SPSS различных видов статистического анализа на «продвинутом» уровне, т.е. с помощью написания синтаксисов, макросов и скриптов. На мой взгляд, ресурс представляет собой хорошую площадку для обращения за базовыми и углубленными знаниями по «математической» части многомерного статистического анализа в социологии, богат полезной информацией.
http://khomich.narod.ru/metodichka/SPSS/IV.htm
Электронное пособие по работе с SPSS (версии 10, 11).
Ресурс представляет собой достаточно понятное и подробное введение в русскую версию SPSS популярных в вузах версий. Предназначен, прежде всего, для начинающего уровня изучения. На мой взгляд, может дополнить существующие пособия по введению в работу с SPSS.
http://core.ecu.edu/psyc/wuenschk/SPSS/SPSS-Lessons.htm
Cправочник по работе с одномерными распределениями в SPSS (на английском языке).
Данный ресурс является электронным пособием по работе с одномерными распределениями в SPSS. К его достоинствам следует отнести понятность и четкость изложения; ресурс адаптирован для социальных наук. Каждая глава снабжена пошаговыми рекомендациями, что, на мой взгляд, позволяет легче справиться с задачей освоения SPSS.
http://www.socioline.ru/
Богатый библиотечный ресурс по социологии. Представлены электронные версии учебников по социологии, а также документы по профессиональной этике социолога. Ресурс очень полезен в преподавательской работе, поскольку сокращает время на поиск, подбор и самостоятельную оцифровку материала как преподавателями, так и студентами.
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/INDEX_SOCIO.php
Библиотека по социологии в рамках общего ресурса по социальным наукам. Представлены, в основном, многотомные, классические и труднодоступные работы теоретического характера, а также современные российские монографии. Удобный интерфейс. Можно найти крупные работы, которых нет на других сайтах, особенно в междисциплинарной области.
http://books.google.com/books?hl=ru
Поиск по книгам на различных языках, находящихся в коллекции Google. Удобный пользовательский интерфейс. Книги можно только просматривать, но есть множество недоступных в продаже изданий. На мой взгляд, это один из важнейших механизмов поиска необходимой научной информации, особенно на английском языке.
Банк данных международного исследовательского проекта ”European Social Survey”, охватывающего почти тридцать стран Европы в многоцелевом повторном исследовании, проводимом по единой методологии. Бесплатный архив. Предоставляет современные данные для анализа и обучения. На мой взгляд, это образец современного хранения социологической информации.
Каталог ресурсов по социологии, представленных в российском сегменте Интернет. Есть рубрикатор по темам и характеристикам информации. Узкоспециализированный ресурс. Может быть полезен при поиске специфической социологической информации. На мой взгляд, полезен и довольно прост в использовании, в том числе для поиска информации.
http://www.levada.ru/
Сайт одного из главных социологических центров России. Постоянное обновление информации по результатам исследований. Представлена также аналитика. У центра есть свой блог с зеркальной информацией. Интересный ресурс в том, что касается свежих данных для анализа.
http://www.isras.ru/
Официальный сайт Института социологии РАН. Представлены основные профессиональные журналы, профили по персоналиям, информация о конференциях. Интересный и полезный ресурс, в том числе по официальной информации.
http://community.livejournal.com/sociologia_by/profile
Блог белорусских социологов. Представлена информация о персоналиях, текущих событиях. Самое популярное виртуальное объединение белорусских социологов. Достоинство – обратная связь, быстрота и релевантность информации. На мой взгляд, данный форум был создан как компенсация отсутствия официальных эффективных виртуальных площадок для белорусских социологов.
WWW.
http://shirokaner.narod.ru/
Магистрантки Широкановой А.А. факультета философии и социальных наук
Специальность Социология
Смежные специальности
|
Основная специальность
|
сопутствующие
|
<question type=»close» id=»161″> Широканова Анна Александровна
<text> Какая комбинация клавиш обеспечивает охват массива при написании формул в Excel?</text>
- <answers type=»request»>
- <answer id=»1″ right=»0″>
- Ctrl+Alt+Del </answer>
- <answer id=»2″ right=»0″>
- Ctrl+Alt+»+» </answer>
- <answer id=»3″ right=»0″>
- Ctrl+Alt+»-» </answer>
- <answer id=»4″ right=»1″>
- Ctrl+Shift+Enter </answer>
- </answers>
- </question>
- <question type=»close» id=»661″>
- Широканова Анна Александровна
<text> Какой программой обычно пользуются при обработке больших массивов количественных данных в социальных науках (факторный анализ, кластерный анализ)?</text>
- <answers type=»request»>
- <answer id=»1″ right=»0″>
- S1 </answer>
- <answer id=»2″ right=»1″>
- SPSS </answer>
- <answer id=»3″ right=»0″>
- Microsoft Access </answer>
- <answer id=»4″ right=»0″>
- Mathematica </answer>
- </answers>
- </question>
- http://shirokaner.narod.ru/Presentacia-ShirokanovaAA.ppt
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
6 |
|
|
7 |
|
|
8 |
|
|
9 |
|
|
10 |
|
|
11 |
|
|
12 |
|
1. Аврамов В.В. Социологические исследования и современные информационные технологии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://referat.ru/pub/item/21669 Дата доступа: 22.11.2009.
2. Бутенко И.А. Использование новых технологий при опросах [Электронный ресурс] Режим доступа: Дата доступа: 23.11.2009.
3. Галицкий Е.Б. Сегодняшнее состояние технологии Интернет-опросов [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/183485.html Дата доступа: 02.12.2009.
4. Давыдов А.А. Компьютерные технологии для социологии (обзор зарубежного опыта) // Социологические исследования. – 2005. – № 1. – C. 131–137.
5. Данилов А.Н. Информация социологическая // Социологическая энциклопедия / Под общ. ред. А.Н.Данилова. – Мн.: БелЭн, 2003. – 384 с.
6. Информационные технологии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Информационные_технологии Дата доступа: 02.12.2009.
7. Ким О. Дж., Мьюллер Ч.У., Клекка У.Р., и др. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ [Электронный ресурс] Режим доступа: Дата доступа: 23.11.2009
8. Князев С.Н. Управление: искусство, наука, практика. – Мн.: Армита Маркетинг, Менеджмент. – 2002. – 512 с.
9. Мягков А.Ю. Влияние метода сбора данных на вербальное поведение респондентов [Электронный ресурс] Режим доступа: Дата доступа: 02.12.2009.
10. Ролёнок А.В. Использование ресурсов Интернет в социально-политических исследованиях (введение в проблему исследования и основные выводы) // Великие преобразования естествознания: Жорес Алферов. ХХ юбилейные международные юбилейные чтения: Тезисы докл. 24-25 нояб.2004 г. – Мн.: БГУИР, 2004.
11. Уэбстер Ф. Теории информационного общества.- М.: Аспект Пресс, 2004.- 400 с.
12. Филиппова Т.В. Интернет как инструмент социологического исследования // Социологические исследования. – 2001. – № 9. – C. 117 – 121.
13. SOFA Statistics [Электронный ресурс] Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/SOFA_Statistics Дата доступа: 12.12.2009.
14. SPSS [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/SPSS Дата доступа: 02.12.2009.
15. SPSS: иллюстрированный самоучитель [Электронный ресурс] Режим доступа: Дата доступа: 04.12.2009.