(модулю) или практике, входящий в состав соответственно рабочей программы дисциплины

Дипломная работа

Актуальность моей работы связана с тем что, наличие фондов оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплинам является обязательным требованием к составу образовательных программ. Многими учебными учреждениями разработаны положения о фондах оценочных средств, имеется ряд методических рекомендаций по их разработке. Так же они являютсянеотъемлемой и существенной частью реализации основной образовательной программы.Сама образовательная программа представляет собой сложную открытую систему, которая должна удовлетворять как требованиям ФГОС, так и ряду других требований, например, строиться по модульному принципу, обеспечивать выполнение требований профессиональных стандартов и т.п.

Образовательная программа (ОП), например,как правилосодержит примерно 50–60 дисциплин. По каждой дисциплине должен быть создан фонд оценочных средств для текущей и промежуточной аттестации. Требования к структуре фонда оценочных средств определены в «Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования –программам бакалавриата, специалитета, магистратуры». Определена следующая структура фонда оценочных средств (понимание состава фонда оценочных средств в широком смысле): Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) или практике, входящий в состав соответственно рабочей программы дисциплины (модуля) или программы практики, включает в себя:

1) перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы;

2) методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

3) описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания;

4) типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы;

  • Для каждого результата обучения по дисциплине (модулю) или практике организация определяет показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования, шкалы и процедуры оценивания.

Реализуются десятки, а иногда и сотни образовательных программ, поэтому создание фондов оценочных средств по дисциплинам является весьма трудоемкой и в определенном смысле инновационной задачей.

8 стр., 3543 слов

КРИТЕРИИ И ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯ А

... и перечнем представленных оценочных средств в ФОС. пороговый, повышенный и высокий: Уровни Признак достигнутого студентом уровня сформированности дисциплинарной части компетенций ... недостаточного обоснования Лапласа и критерия обобщенного максимина ... и заключение; язык работы можно оценить как «примитивный». Зависимость баллов в БРС университета от оценки за написания реферата в традиционной шкале ...

Сама образовательная программа представляет собой сложную открытую систему, которая должна удовлетворять как требованиям ФГОС, так и ряду других требований, например, строиться по модульному принципу, обеспечивать выполнение требований профессиональных стандартов и т.п.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине как элемент этой системы должен создаваться с использованием определенных технологий, обеспечивающих не только единый подход, четкость и понятность выполнения необходимых операций по формированию фонда, но и определенную степеньунификации и стандартизации, обеспечивающую минимизацию затрат труда на создание фонда оценочных средств. При этом, несмотря на массовый характер «производства» фондов оценочных средствдля множества дисциплин, каждый фонд должен сохранить свою индивидуальность в рамках унифицированной и стандартизованной структуры и технологии его создания.

Переход профессионального образования на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (далее ФГОС СПО) и разработка в соответствии с ними основных образовательных программ ставит перед преподавателями задачу оценки результатов образования на основе компетентностного подхода.

Компетенции –это динамический набор знаний, умений, навыков, моделей поведенияи личностных качеств, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и успешно профессионально реализовываться в широком спектре отраслей экономики и культуры. Формирование компетенций осуществляется в процессе решения практических и исследовательских задач, направленных на интеграцию полученного ранее опыта и приобретения нового в процессе совместной деятельности с преподавателем или под его руководством.

Оценка результатов образования связана с деятельностью преподавателя, задача которого состоит в том, чтобы обеспечить соответствие методов обучения, процедур и критериев оценивания результатов образования. Поэтому отличительной особенностью компетентностно-ориентированной рабочей программы дисциплины (модуля), является то, что в ней преподаватель должен сформулировать ожидаемые результаты освоения дисциплины (модуля) в форме соответствующих уровней знаний, умений, навыков, способствующих формированиюу обучающихся компетенций того, что они смогут делать из сферы социальной и будущей профессиональной деятельности после завершения данной дисциплины.Т.е., заявленные результаты обучения являются основой для аргументированного и обоснованного отборакомпетентностно-ориентированного содержания дисциплины (модуля), форм и методов преподавания, средств и процессов оценивания результатов. Соответствие заявленных результатов и реальных достижений обучающихся устанавливается с помощью оценочных средств их аттестации, описание которых является неотъемлемой частью программы.

Приобретение требуемых компетенций обучающегося по каждой дисциплине основывается на правильном отборе содержания дисциплины (модуля), выборе адекватных видов занятий (активных, интерактивных форм), технологий преподавания, форм организации самостоятельной работы обучающихся, средств и методов оценивания результатов.

23 стр., 11256 слов

Современные формы регулирования оценочной деятельности

... оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом. 1.3 Этапы проведения оценки Это упорядоченный процесс, ... г. РОО торжественно отметило свое десятилетие. Позже России возникли и другие профессиональные организации оценщиков (Лига Независимых Экспертов; Национальная Коллегия Оценщиков и др.), но ...

Неотъемлемой и существенной частью реализацииосновной образовательнойпрограммыявляется оценивание успешности ее освоения обучающимся.Основой для разработки колледжем контрольно-оценочного инструментария(оценочных средств) служат заданные в диагностируемой форме компетенции выпускника, а также планируемые на их основе для каждой дисциплины результаты обучения в формате знаний, умений и навыков.

Однако проблема данной темы в том что процедура, связанная с проектированием и разработкой оценочных средств по дисциплинам, либо отсутствует, либо весьма размыта и не конкретна.

Актуальность и проблема исследования обусловили выбортемы нашего исследования: «Формирование фонда оценочных средств по дисциплинам профессионального цикла».

Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка рекомендаций по формированию фондов оценочных средств по дисциплине «Экономика организаций».

Объект исследования: процесс обучения по дисциплинам профессионального цикла на (примере Бюджетного учреждения профессионального образования ХМАО-Югры «Урайского политехнического колледжа»)

Предмет исследования: процесс формирование фонда оценочных средств по дисциплинам профессионального цикла.

Исходя из поставленных целей, следует определить следующие задачи:

1. Изучить особенности преподавания дисциплин профессионального цикла.

2. Рассмотреть понятие и структура фонда оценочных средств по дисциплинам профессионального цикла.

3. Выявить эффективные технологии формирования фонда оценочных средств по дисциплинам профессионального цикла.

4. Осуществить анализ эффективности фонда оценочных средств по дисциплинам профессионального цикла на (примере Бюджетного учреждения профессионального образования ХМАО-Югры «Урайского политехнического колледжа»).

5. Разработать рекомендации по формированию фонда оценочных средств по дисциплинам профессионального цикла на (примере Бюджетного учреждения профессионального образования ХМАО-Югры «Урайского политехнического колледжа»).

6. Разработать план-конспект занятии по формированию фонда оценочных средств по дисциплинам профессионального цикла на (примере Бюджетного учреждения профессионального образования ХМАО-Югры «Урайского политехнического колледжа»).

База исследования:Бюджетное учреждение профессионального образования ХМАО-Югры «Урайский политехнический колледж»

Глава 1. Теоретические аспекты, проблемы формирования фонда

оценочных средств по дисциплинам профессионального цикла,

инновационные оценочные средства

1.1Особенности преподавания дисциплин профессионального цикла

Формы контроля должны еще более чем раньше, стать своеобразным продолжением методик обучения, позволяяобучающемусяболее четко осознавать егодостиженияи недостатки, корректировать собственную активность, а преподавателю –направлять деятельность обучающегося в необходимое русло. Однакоследует помнить, что за формирование большинства компетенций не могут отвечать лишь отдельно взятые учебные дисциплины, компоненты компетенций формируются при изучении различных дисциплин, а также в немалой степени в процессе практической и самостоятельной работы обучающегося.Достоверность и сопоставимость оценок достигается за счет учета следующих факторов:

36 стр., 17606 слов

«Классификация английского военного жаргона по тематическим группам ...

... военного жаргона по тематическим группам как отражение профессионального восприятия военнослужащих», ... использовать менеджеры с высшим образованием. Арго не составляет ... живого разговорного языка в качестве разговорных неологизмов, легко переходят ... написания студенческих статей, подготовки рефератов лингвистической направленности, для ... приманка», то есть как средство привлечения внимания той или ...

  •  Дидактико-диалектической взаимосвязи результатовобразования и компетенций, различия между понятиями «результаты образования» и «уровень сформированности компетенций»: результаты образования определяются преподавателем, а компетенции приобретаются и проявляются только в процессе деятельностиобучающихся;
  •  Анализ достижений по итогам оценивания с выявлением положительных и отрицательных индивидуальных и групповых результатов, и направлений развития.

 Использование индивидуальных и групповых оценок;

  •  Необходимостьоценивания компетенций в псевдореальнойдеятельности при условии максимального приближения к ситуации будущей практики;
  •  Формирование и развитие компетенций через усвоение содержанияобразовательных программ, самой образовательной средой и используемыми образовательными технологиями;

Оценивание должно быть:

  •  надежным;
  •  справедливым;
  •  валидным;
  •  эффективным.

 развивающим;

  •  своевременным.

Все оценочные средства, а также описание форм и процедур,

предназначенных для определения качества освоения обучающимсяучебного материала, являются неотъемлемой частью ООП в целом и УМК, в частности. Виды и формы контроля, предусмотренные преподавателем в процессе изучения дисциплины, должны отражаться в рабочей программе (перечень тем и заданий, контрольных вопросов,типовых документов/текстов/задач и т. п.), быть направлены на достижениерезультатов обучения и уровнясформированностиобщих и профессиональных компетенций(высокий,средний,низкий, пороговый) в соответствии со спецификой и видом профессиональной деятельности.Следует иметь в виду, что отличительной чертой УМК (рабочей программы) в настоящее время является то, что в качестве результатов указывается переченьумений, составляющих компетенции, которые предъявляются к оцениванию.[8]

Итоги преподавания обязаны определять, то что обучающийся станет горазд совершать согласно окончанию преподавания, каковым образцам станет отвечать его работа либо в тот или иной обстоятельствах некто сумеет использовать мастерства. Зоне ответственности считаются накопленными и групповыми характеристиками, а поэтому оценочные средства должны составляться с учетом специфической природы компетенции.В зависимости от целей оценки, уровня, ступени или типа образовательной программы оценочные средства конструируются на разных уровнях сложности инеопределенности: от имеющих однозначное решение (ответ) до имеющих многозначность решений или не имеющих сегодня признанных решений.

Основой проектирования и разработки оценочных средств могут служитьструктурные матрицы оценочных средств текущего, промежуточного (рубежного)и итогового контроля уровня освоения компетенций обучающихся ивыпускников (См. Приложение 1).Структурные матрицы содержат информацию в столбцах об учебных циклах ООПи соответствующих им базовых и вариативных дисциплинах (включая практики, НИР и др.) и виды ИГА (госэкзамен и ВКР), а в строках –индексы компетенций в соответствии с ФГОС по данному направлению подготовки и соответствующие им виды и формы оценочных средств. Структурные матрицы составляются отдельно для каждой из ООПподготовки специалистов. Этаинформация задает требования ксодержанию и возможной структуре средствоценивания компетенций выпускников согласно перечню УМО по направлению подготовки и может служить основой для аттестации аккредитации ООП по данному направлению. [24]

7 стр., 3273 слов

Использование новых информационных технологий как средства стимулирования ...

... обучению чтению на предтекстовом этапе. И конечно, возможность использования практически любого словаря через Интернет экономит время и силы, способствует творческой работе учащегося. Применение современных технологий в образовании ... технологий на уроках английского языка. Нами были использованы компьютерные обучающие программы по английскому языку ... средствами ... в-третьих, адекватность уровню ...

Ргистркачества образования представляет собой специализированную информационно-аналитическую базу. Она предназначена для обеспечения эффективного контроля состояния учебного процесса на всех уровнях. Рассмотрим далее подробно, как осуществляется мониторинг качества образования, какие мероприятия в него входят, какую информацию получают участники и как ее используют. Качество образования Основные цели Система оценки качества образования функционирует на основе принципов: Доступности. Структурированности. Прозрачности. Гибкости. Объективности. Модульности. Целями создания информационно-аналитической базы выступают: Повышение доступности и открытости сведений об образовании для семьи. Осуществление объективного анализа результатов обучения. [13]

Повышение качества образования. Обеспечение участия родителей и учеников в контроле педагогического процесса. Пользователями выступают: Родители детей, воспитывающихся в ДОУ. Педагоги средних образовательных учреждений. Школьники и их родители. Педагоги, работающие в ДОУ. Представители администраций детских садов и школ. Профессиональные эксперты. Департамент образования. Окружные управления. Столичный центр качества образования. Структура Московское качество образования доступно на базе облачных технологий. Возможность работать с данными имеет неограниченное количество пользователей. Для каждого из них формируется личный кабинет. Мониторинг качества образования осуществляется за счет: Доступа к порталу из любой страны мира. Соответствия проекту стандарта качества образовательного процесса. Работы на любом ПО. Обработке и доступности сведений в режиме 24/7. Непрерывности развития в соответствии со всеми изменениями, происходящими в педагогической сфере, потребностями пользователей, а также с учетом запросов родителей. [11]

Система оценки качества образования Регистр качества образования включает в себя: Базы данных. Сервисы. Инструменты. Система оценки качества образования позволяет регулировать объем и содержание поступающих данных, используя настройки личных кабинетов пользователей в пределах их полномочий и прав. Персональные страницы родителей снабжаются наборами инструментов и сервисов. По своей структуре и содержанию информации они отличаются от личных кабинетов иных категорий пользователей.

Получение доступа Для желающих контролировать качество образования генерируется индивидуальный логин и пароль. Эти сведения родители получают в том учреждении, которое посещает их ребенок. Любому желающему предоставляется логин и пароль при обращении к воспитателю или классному руководителю. По статистике, на настоящее время более 185 тысяч родителей зарегистрированы в базе и имеют свои кабинеты. Преимущества Родители, зарегистрированные в базе, могут анализировать и контролировать качество образования по различным направлениям. В частности, они получают доступ к результатам: Внешнего показателя по каждому учебному заведению города. Деятельности школы. Родители, в числе прочего, получают доступ к информации о победителях конкурсов, олимпиад, соревнований. Внешнего показателя качества образования конкретно по своему ребенку. Внутреннего самоанализа учебных заведений. Индивидуального освоения своим ребенком базовой программы с учетом ее вариативности. Изучения основных общеобразовательных дисциплин в начальной школе. Индивидуальных достижений своего ребенка в сфере воспитания, обучения, развития. Контрольно-надзорных мероприятий по образовательному учреждению, выполненных Департаментом. Регистр качества образования Кроме этого, система качества образования предоставляет методические и аналитические материалы. Изучение последних позволяет принимать участие в решении управленческих задач на уровне учебного заведения. Благодаря наличию наборов сервисов и инструментов родители не только могут проанализировать качество образования, но и провести самостоятельную работу с содержанием учебного процесса. На портале созданы условия для самоанализа, участия в значимых мероприятиях, общения с другими пользователями. [5]

9 стр., 4291 слов

Классификация промышленной продукции и показателей качества. ...

... определенных единицах. 2. Классификация промышленной продукции Промышленную продукцию разделяют на группы, которые дают возможность характеризовать продукцию каждой из них ограниченным множеством показателей качества продукции и определять ее уровень. В зависимости от того, ...

Результативность использования оценочных средств обусловливается используемыми технологиями контролирования итогов преподавания, какие учитывают вероятность единого оценивания разных компонентов просветительных проектов, создающих покупаемые зоне ответственности. Присутствие данном оценивающие ресурсы обязаны разрешать определять степень свершения определенных итогов преподавания. По этой причине присутствие конструировании инноваторских оценивающих денег степени сформированности компетенций обучающихся следует гарантировать прогнозирование псевдопрофессиональной работы, призывающей розыска трудностей и реализации перенесения познаний с целью их дозволения, композиций методов работы и выполнениядругих творческих процедур. Этосвязано с различиеммеждупонятиями «результатыобразования» и«уровни компетенций»: «результаты образования» могут бытьвыявлены и оцененыпреподавателямиразличнымипедагогическими измерительными материалами, а компетенции, как наиболее глубокие личностные качестваобучающегося, могутпроявляться и быть оцененытолько в условиях действия и достаточно высокой мотивации достижения результата этих действий.Ноизмеримостькомпетенций как предмета контроля результатов обучениясоставляет на сегодняшний день наивысшую трудность, как в теоретическом, так и впрактическом плане.

Требованиеизмеримости-основное требование к организациисистемы оценивания и структуры оценочных средств.Общепризнанные методыизмерения компетенций в системе образования сегодня отсутствуют, поэтому задачуоцениваниякомпетенций в условиях реализации ФГОС каждый решает путем создания фондов оценочных средств. [16]

Фонд оценочных средств может состоять из двух частей:

1. Средств для текущей и промежуточной аттестации обучающихся

2. Средств для итоговой аттестации выпускников. Наличие балле компетенций должно оцениваться в заинтересованность формирование классного миропонимания, определенного уровня культуры, нравственные возможности, другие значимые классные и персональные качества. Согласно данной обстоятельству помимо указанных в последовательных изучениях в соответствии с проектированию ООП, реализующих ФГОС, ступенях сформированности компетенций (огромный, сдержанный, небольшой, переходный) выделяют еще дальнейшие уровня компетенций: Познавательный – уровень понятия о личных психофизиологических качествах; знакомство с вхождением высококлассной работы; осведомленность о единых и специализированных безупречно значимых качествах персоны в высококлассной области.[14]

8 стр., 3653 слов

Новые технологии контроля иностранного языка

... знаний. Контроль в обучении иностранным языкам является составной частью учебно-воспитательного процесса. Ведущей задачей контроля является установление соответствия между реальным уровнем сформированности у учащихся языковой, речевой и социокультурной компетенции на иностранном языке ... вариативные приемы и технологии контроля, знакомые учащимся. Характеристика контроля: - прозрачность предполагает ...

Мотивационно-стоимостной – вид мотивации и деятельный, понимание индивидуальной и социальной важности предстоящей специальности, взаимосвязь заинтересованностей с ценностными ориентациями, насыщенности психологических волнению, стеничных стараний, интереса. Деятельностно-положительный – умение соотнесения личных отличительных черт и высококлассных условий к специальности, обладание главными способами деятельность.

В множественных европейских странах с мишенью отражения результатов исследования просветительных планов используется классификация (таксономия) Блума, в которой он привнес рекомендация систематизацию мыслительного воздействия с обыкновенного воспроизведения фактов вплотную вплоть до побежка рассмотрения и балла. Таким образом равно как Таксономия Блума обеспечивает обработанную структуру и список глаголов, допустимо заявлять, в таком случае то что ее использование — ресурс к благоприятному написанию результатов обучения.

 Уровень 6. Оценка

 Уровень 5. Синтез

 Уровень 4. Анализ

 Уровень 3. Применение(Умение)

 Уровень 2. Понимание

 Уровень 1. Знание

Содержит 6 категорий преподавания, определяющих степень покупаемых компетенций: понимание, представление, способность, исследование, сочетание, расценивание. В данной иерархии, любой степень находится в зависимости с возможности обучающихся трудиться в данном степени либо степенях, далее его. К примеру, для того чтобы обучающийся имел возможность использовать познания (степень 3), некто обязан обладать нужную данные (степень 1) и владеть еѐ осознанием (степень 2).

Первоначальные 2 группы определяют степень изучения познаний. Другие 4 причисляются к умственным качествам наиболее значительного степени работы.[9]

Данные категории соответствуют содержанию уровней образования вЕвропейской квалификационной рамке (ЕКР).

  • Оценка может быть определена, как способность судить о ценности материала для данной конкретной цели.

 Знание можно определить, как способность воспроизвести или запомнить факты, не обязательно понимая их.

 Понимание может быть определено, как способность понимать и интерпретировать освоенную информацию

 Оценка может быть определена, как способность судить о ценности

материала для данной конкретной цели.

 Применение может быть определено, как способность использовать изученный материал в новых ситуациях, например, применять идеи и концепции к решению проблем.

 Анализ может быть определен, как способность разбивать информацию на составляющие, например, искать взаимосвязи и идеи (понимание организационной структуры).

 Синтезможно определить, как способность соединять части в целое.

 Оценкаможет быть определена, как способность судить о ценности материала для данной конкретной цели.

Как видно, глаголы, используемые в вышеупомянутых шести категориях, не являются уникальными для какой-либо из них. Некоторые глаголы приводятся в нескольких категориях. [15]

В качестве примера приведу таблицу (таблица 1), составленную из отечественных разработок, в которых уровневый системный подход описания достижений обучающихся позволил сгруппировать результаты обучения в зависимости от уровней учебной деятельности.

42 стр., 20612 слов

Использование информационных технологий для контроля и оценки ...

... Гипотеза исследования: если использовать информационные технологии в процессе оценки знаний, умений и навыков, то повысится качество обучения, так как использование компьютера намного облегчает саму процедуру контроля для преподавателя и делает ...

Таблица 1

Уровни учебных целей

Уровни учебных целей Конкретные действия обучающихся,

свидетельствующие о достижении данного

уровня

1. Знание — воспроизводит термины, конкретные Эта категория обозначает факты, методы и процедуры, основные запоминание и воспроизведение понятия, правила и принципы. изученного материала — от конкретных фактов до целостной теории.

2. Понимание — объясняет факты, правила, принципы; Показателем понимания может — преобразует словесный материал в быть преобразование математические выражения; материала из одной формы — предположительно описывает будущие выражения — в другую, последствия, вытекающие из имеющихся интерпретация материала, данных. предположение о дальнейшем Предварительно требует: ходе явлений, событий. ЗНАНИЯ

3. Применение — применяет законы, теории в конкретных

Эта категория обозначает практических ситуациях; умение использовать — использует понятия и принципы в новых изученный материал в ситуациях. конкретных условиях и новых Предварительно требует: ситуациях. ЗНАНИЯ, ПОНИМАНИЯ

4. Анализ — вычленяет части целого;

  • Эта категория обозначает — выявляет взаимосвязи между ними;
  • умение разбить материал на — определяет принципы организации составляющие так, чтобы ясно целого;
  • выступала структура. — видит ошибки и упущения в логике

рассуждения;

  • проводит различие между фактами и

следствиями;

  • оценивает значимость данных.

Предварительно требует: ЗНАНИЯ,

ПОНИМАНИЯ, ПРИМЕНЕНИЯ

5. Синтез — пишет сочинение, выступление, доклад, Эта категория обозначает реферат; умение — предлагает план проведения комбинировать элементы, чтобы эксперимента или других действий; получить целое, обладающее — составляет схемы задачи. новизной. Предварительно требует: ЗНАНИЯ,

ПОНИМАНИЯ, ПРИМЕНЕНИЯ,

АНАЛИЗА

6. Оценка — оценивает логику построения Эта категория обозначает умение письменного текста; оценивать значение того или — оценивает соответствия имеющимся иного материала данным;

  • оценивает значимость того или иного

продукта деятельности.

Предварительно требует: ЗНАНИЯ,

ПОНИМАНИЯ, ПРИМЕНЕНИЯ,

АНАЛИЗА, СИНТЕЗА

В зависимости от целей оценки, уровня, ступени или типа образовательной программы оценочные средства конструируются на разных уровнях сложности и неопределенности: от имеющих однозначное решение (ответ) до имеющих многозначность решений (ответов) или не имеющих на сегодня признанных решений (ответов).

[21]

Нежели более уровень неопределенности, творчества (более сложность, эвристичность постановления), предопределяемого расценивающим инструментом, данным меньше степень социального нормирования (суть проблемы нормировано, а в итог унификация горазд совсем никак не увеличиваться).

Напротив, чем затем уровень неопределенности, более предопределенность (затем сложность, более точность постановления) расценивающего средства, данным меньше степень нормирования (оно касается и пребывания проблемы, и постановления в него).

Наличие исполнении инновационных технологий контроля качества компетенций с мишенью каждого расценивающего средства должен быть избран определенный подход оценивания, определяющий степень соответствия определенной норме. Таким методом, формулируются требование к расценивающим орудиям с мишенью контролирования сформированности компетенций, а напрямую:

10 стр., 4954 слов

«Электронное тестирование как способ контроля знаний на ...

... работы является изучение особенностей педагогического тестирования как средства контроля знаний обучающихся, сравнение различных тестирующих программ, использующихся на уроках информатики в МБОУ лицей №4 и использование соответствующих компьютерных тестовых заданий ... предназначенным для контроля знаний обучающихся. Сравнить ... технологиях обучения (линейные и нелинейные). К нелинейным технологиям ...

  •  Интерактивность (междисциплинарный характер, связь теории и практики);
  •  Проблемно-деятельностный характер;
  •  Ориентация на применение умений и знаний в нетиповых ситуациях (не тождественность предлагаемых заданий стандартизированным учебным задачам);
  •  Актуализация в заданиях содержания профессиональной деятельности;

 Экспертиза в профессиональном сообществе

 Связь критериев с планируемыми результатами.

1.2 Понятие и структура фонда оценочных средств по дисциплинам

профессионального цикла

ФГОС СПО устанавливают, что среднее специальные учебные заведения при подготовке профессионалов должны гарантировать обязательства свойства создания, содержащиеся в исследованию и использовании справедливых операций балла степени познаний и умений обучающихся, компетенций выпускников в основании конкретных скоординированных критериев. Присутствие данном анализ свойства подготовки обучающихся и выпускников обязана содержать итоги их нынешного контролирования, переходной и окончательной общегосударственной аттестации. Типы контроля успешности освоения обучающимся и выпускником:

  • внешний
  • взаимный
  • самоконтроль К видам контроля относятся:
  • текущий контроль успеваемости;
  • промежуточная аттестация;
  • итоговая аттестация.

Текущий контроль успеваемости – это проверка усвоения учебного материала, регулярно осуществляемая на протяжении четверти. Промежуточная аттестация (зачет) — это оценкасовокупности знаний, умений и практического опыта по дисциплинам, проводимая в конце каждого полугодия, года.Итоговая аттестация служит для проверки результатов освоения знанияв целом с участием внешних экспертов(экзамен), проходит в конце освоения всего курса обучения. [21]

К методам контроля относятся:

  • просмотр;
  • выставка;
  • устныйконтроль;
  • письменныйконтроль;
  • контроль с использованием технических средств и информационных систем.

К традиционным формам контроля относятся:

  •  Собеседование;
  •  Зачет;
  • экзамен (по дисциплине, итоговый экзамен);
  •  Тест;
  •  Контрольная работа;
  •  Выполнение практических работ;
  •  Творческие работы;
  •  Реферат;

 Выпускная итоговаяработа

Текущий контроль представляет собой проверку усвоения учебного материала теоретического и практического характера, регулярно осуществляемую на протяжении семестра.

К достоинствам данного типа относится его систематичность, непосредственно коррелирующаяся с требованием постоянного и непрерывного мониторинга качества обучения, а также возможность бально-рейтинговой оценки успеваемости обучающихся.

Недостатком является фрагментарность и локальность проверки. Компетенцию целиком, а не отдельные ее элементы (знания, умения, навыки) при подобном контроле проверить невозможно.

Промежуточная аттестациякак правило осуществляется в конце семестра и может завершать изучение как отдельной дисциплины, так и ее раздела (разделов) /модуля (модулей).

Промежуточная аттестация помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, в некоторых случаях – даже формирование определенных профессиональных компетенций.

Достоинства: помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, в некоторых случаях – даже формирование определенных профессиональных компетенций. Основные формы: зачет и экзамен. [23]

Текущий контроль и промежуточная аттестация традиционно служат основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.

Наконец, итоговая государственная аттестация (ИГА)служит для проверки результатов обучения в целом. Это своего рода «государственная приемка» выпускника при участии внешних экспертов, в том числе работодателей. Лишь она позволяет оценить совокупность приобретенных обучающимсяуниверсальных и профессиональных компетенций. Поэтому ИГАрассматривается как способ комплексной оценки компетенций.

Достоинства: служит для проверки результатов обучения в целом и в полной мере позволяет оценить совокупность приобретенных обучающимся общекультурных и профессиональных компетенций.

Основные формы: государственный экзамен, дипломная работа, дипломный проект.

Однако в современной специальной литературе содержатся характеристики нескольких дополнительных типов контроля, которые могут быть рассмотрены в будущем при разработке образовательных программ. Это пропедевтический, рубежный (модульный) и контроль остаточных знаний (резидуальный контроль)1. [16]

Контроль — необходимое условие для успешного осуществления любой деятельности. Он призван выявлять нарушения и недостатки, которые способны отрицательно повлиять на ожидаемый результат работы. Именно контроль обеспечивает обратную связь между руководством школы и учителями,

1 Материал о дополнительных типах контроля носит справочно-информационный характер. педагогом и детьми. Благодаря ему можно вовремя внести необходимые корректировки в учебно-воспитательный процесс.

Педагогический контроль — это деятельность, в процессе которой исследуется состояние учебно-воспитательной работы в учреждении, ее соответствие государственным стандартам, а также уровень знаний, воспитанности и развития школьников. Работа, осуществляемая в этом направлении, выполняет следующие функции:

1) Педагогическую. Зная о проверках, дети ответственнее относятся к учебе.

2) Диагностическую. Учитель видит слабые и сильные стороны учеников, их характерные ошибки.

3) Ориентирующую. Педагог выявляет недочеты своей работы, видит индивидуальные особенности школьников и вносит соответствующие коррективы.

4) Профилактическую. Предстоящий контроль побуждает ребенка повторять пройденный материал, предотвращая его забывание.

5) Проверочно-оценочную. Контроль за деятельностью каждого педагога позволяет выявить уровень его профессиональной подготовки, недостатки и достоинства. Также оценивается результативность учебных программ.

Любая проверка не должна становиться самоцелью. Выявленные недочеты становятся сигналом к внесению изменений в учебно-воспитательный процесс. [10]Существует ряд требований к организации педагогического контроля:

 Ориентация на требования утвержденных программ.

 Систематичность и своевременность контроля, гласность результатов. Применение как коллективных, так и индивидуальных форм.

 Объективность контролирующего лица и достоверность результатов.

 Оценка не только уровня теоретических знаний студентов, но и умения применять их на практике, степени самостоятельности.

Систематическая проверка результатов обучения включает в себя:

 Предварительный контроль. Он проводится в начале очередного учебного года и выявляет готовность как педагогов, так и учащихся к предстоящим занятиям. Оценивается уровень развития школьников на данный момент, пробелы в знаниях за прошлый год.

 Текущий контроль. Предполагает постоянное отслеживание результативности отдельных этапов обучения, выявление недочетов.

 Тематический контроль. Проводится в целях закрепления и обобщения объемной темы.

 Итоговый контроль. Представляет собой оценивание результата работы учителя и учеников в течении всего учебного года.

 Заключительный контроль. Аттестация ученика, по итогам которой выдается документ об окончании школы. [19]

Предварительный контроль – это предварительный контроль, направленный на получение оценки и констатирующей в количественном и качественном отношениях уровень начальных знаний обучающихся по данной дисциплине. Исходный уровень знаний обучающихся, зафиксированный оценкой, в дальнейшем позволит определить «прирост» знаний, степень сформированности умений и навыков, проанализировать динамику и эффективность процесса обучения.

Основной формой здесь можно назвать специально разработанные тесты, которые должны включать задания, позволяющие выявить ориентацию обучающихся по основным терминам, понятиям и положениям изучаемой дисциплины, уровень «житейских» знаний и эрудицию в соответствующей области научного знания.

Рубежный (модульный) контроль, который призван определить качество усвоения учебного материала обучающимися по разделам, темам учебной дисциплины/ модуля.

Основными формами его являются: собеседование, письменная контрольная работа, практическая, лабораторная самостоятельная работа, зачетное занятие.

К достоинствам можно отнести тот факт, что оценки, полученные в ходе контрольно-оценочных мероприятий, являются приоритетно-значимыми при выставлении семестровой оценки по учебной дисциплине или виду практики.

Необходимо выделить, в таком случае то что этот вид контроля будет владеть свое безусловное вероятность в присутствие наличие обстоятельстве перехода в модульную фирму учебного побежка, таким образом равно как является видом контроля, тот или иной осуществляется в окончании модуля за пределами связи с данного, завершается в данном модуле данная или иная конкретная дисциплина или непрекращается затем. Краевой контроль пребывает, точно также, равно как и переходная аттестация, из числа сегодняшним и конечным контролем. К сожалению, модульный принцип построения образовательных программ еще не нашел своего полного применения в ссузах, поэтому и соответствующие контрольные материалы еще не накоплены в значимых количествах и не выверены должным образом. [30]

Резидуальныйконтроль – это контроль остаточных знаний, рассматривающийся в двух аспектах: как завершающее звено в образовательном процессе на определенном этапе и как первое звено (пропедевтический контроль) для последующего этапа. Он направлен на выявление сохранившейся у обучающихся информации в определенной области научного знания по истечении определенного времени после изучения.

К видам контроля можно отнести: устный опрос, письменные работы, контроль с помощью технических средств и информационных систем.

Каждый из перечисленных видов контроля выделяется по способу выявления формируемых компетенций:

  •  в процессе беседы преподавателя и обучающегося – устный опрос;
  •  В процессе создания и проверки письменных материалов – письменные работы;
  •  Путем использования компьютерных программ, приборов, установок и т.п.

контроль с помощью технических средств и информационных систем. [7]

Плюсами произносимого выборочного опроса (УО) возможно рассматривать в таком случае, то что некто дает возможность дать оценку познания и круг интересов обучающегося, способность закономерно создать результат, обладание монологической информацией и другие коммуникативные способности, имеет крупными способностями воспитательского влияния педагога.

К плюсам писчих трудов (ПР) необходимо относить экономию периода педагога; вероятность установить абсолютно всех обучающихся в похожие требование, справедливо дать оценку решения присутствие нехватке поддержки педагога; проконтролировать аргументированность балла; вероятность исследования равносильных согласно проблемы альтернатив проблем; вероятность снижения субъективности присутствие балле подготовки обучающегося.[26]

Используя контроль с помощью технических средств и информационных систем (ТС) и (ИС), преподаватель может оценить следующие достоинства этого вида контроля — оперативное получение объективной информации об усвоении обучающимися контролируемого материала, возможность детально и персонифицировано представить эту информацию преподавателю, формирование и накапливание накопленных (рейтинговых) оценок достижений обучающихся согласно абсолютно всем дисциплинам и модулям просветительной проекты, прививание фактических умений и способностей деятельность с информативными ресурсам и орудиями, вероятность самоконтроля и мотивировки обучающихся в ходе независимой деятельность.[14]

Все виды контроля осуществляются с помощью определенных форм, которые могут быть как одинаковыми для нескольких видов контроля, так и специфическими. Так, в рамках некоторых форм контроля могут сочетаться несколько его видов (например, экзамен по дисциплине может включать как устные, так и письменные испытания).

К формам контроляотносятся:

  •  Собеседование;
  •  Коллоквиум;
  •  Тест;
  •  Контрольная работа;
  •  Лабораторная, расчетно-графическая и т.п. работа2;
  •  Эссе и иные творческие работы*;
  •  Реферат*;
  •  Отчет (по практикам, научно-исследовательской работе обучающихся и т.п.) *;
  •  Зачет;
  •  Экзамен (по дисциплине, модулю, итоговый государственный экзамен);
  •  Выпускная дипломная работа*.

Цель каждой формы контроля – зафиксировать приобретенные обучающимся в результате освоения теоретических курсов и полученные при прохождении практики знания, умения, навыки, способствующие формированию профессиональных и общекультурных компетенций.

Формы устного контроля:

Коллоквиум (УО-2) (лат.colloquium – разговор, беседа) может служить формой не только проверки, но и повышения знаний обучающихся. На коллоквиумах обсуждаются отдельные части, разделы, темы, вопросы изучаемого курса, обычно не включаемые в тематику практических учебных занятий, а также рефераты, проекты и иные работы обучающихся.

2 Отмечены формы контроля, одновременно являющиеся реализацией образовательных технологий.

Собеседование (УО-1) — специальная беседа преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, рассчитанная на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п.

Зачеты (УО-3) служат формой проверки качества выполнения обучающимися лабораторных работ, усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, успешного прохождения производственной и преддипломной практик и выполнения в процессе этих практик всех учебных поручений в соответствии с утвержденной программой.

Экзамен (УО-4) Экзамен по дисциплине (модулю) служит для оценки работы обучающегося в течение семестра (года, всего срока обучения и др.) и призван выявить уровень, прочность и систематичность полученных им теоретических и практических знаний, приобретения навыков самостоятельной работы, развития творческого мышления, умение синтезировать полученные знания и применять их в решении практических задач. [6]

Формы письменного контроля:

Рефераты (ПР-4) — форма письменной работы, которую рекомендуется применять при освоении вариативных (профильных) дисциплин профессионального цикла. Представляет собой краткое изложение содержания научных трудов, литературы по определенной научной теме.

Тесты (ПР-1) – это простейшая форма контроля, направленная на проверку владения терминологическим аппаратом, современными информационными технологиями и конкретными знаниями в области фундаментальных и прикладных дисциплин.

Отчеты по практикам (ПР-6) позволяют студенту обобщить знания, умения и навыки, приобретенные за время прохождения базовых и профильных учебных производственных, научно-производственных практик. Отчеты могут составляться коллективно с обозначением участия каждого обучающегося в написании отчета. Отчеты по производственным, научно-производственным практикам готовятся индивидуально. Объем отчетов может составлять 20–25 страниц.

Контрольные работы (ПР-2) могут применяться для оценки знаний по базовым дисциплинам. Контрольная работа, как правило, состоит из небольшого количества средних по трудности вопросов, задач или заданий, требующих поиска обоснованного ответа. Может занимать часть или полное учебное занятие с разбором правильных решений на следующем занятии. Рекомендуемая частота проведения – не менее одной перед каждой промежуточной аттестацией.

Эссе (ПР-3) — одна из форм письменных работ, наиболее эффективная при освоении базовых дисциплин и формировании общекультурных компетенций выпускника. Небольшая по объему самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных умозаключений.

Курсовая работа (ПР-5)– более сложный, чем реферат, вид самостоятельной письменной работы, направленный на творческое освоение общепрофессиональных и профильных профессиональных дисциплин (модулей) и выработку соответствующих профессиональных компетенций. В зависимости от объема времени, отводимого на выполнение задания, курсовая работа может иметь различную творческую направленность.

Отчеты по научно-исследовательской работе обучающихся (ПР-7) — НИРС выполняется на старших курсах и, как правило, способствует выполнению выпускной квалификационной работы (ВКР).

При оценивании результатов выполнения НИРС целесообразно использовать критерии, аналогичные оцениванию ВКР. [10]

Технические формы контроля:

Данные формы контроля осуществляются с привлечением разнообразных технических средств. Технические средства контроля (ТС) могут содержать: программы компьютерного тестирования (ТС-1), учебные задачи (ТС-2), комплексные ситуационные задания (ТС-3).

В понятие технических средств контроля может входить оборудование, применяемое студентом присутствие лабораторских трудах и других типах трудов, призывающих фактического использования познаний и способностей в учебно-производственной условия, освоения техникой опыта. В различие с производственной практики лабораторские и аналогичные им разновидности трудов никак не подразумевают отрыва с тренировочного хода, предполагают собою прогнозирование производственной условия и предполагают представление студентом фактических итогов персональной либо общественной работы.

Однако, контроль с применением технических средств имеет ряд недостатков, т.к. не позволяет отследить индивидуальные способности и креативный потенциал обучающегося. В этом он уступает письменному и устному контролю. Как показывает опыт — технические средства контроля должны сопровождаться устной беседой с преподавателем. [13]

Информационные системы и технологии (ИС) оценивания качества учебных достижений обучающихся являются важным сегментом информационных образовательных систем, которые получают все большее распространение в ссузах при совершенствовании (информатизации) образовательных технологий. Программный инструментарий (оболочка) таких систем в режиме оценивания и контроля обычно включает: электронные обучающие тесты (ИС-1), электронные аттестующие тесты (ИС2), электронный практикум (ИС-3), виртуальные лабораторные работы (ИС-4) и др.

Режим обучающего, так называемого репетиционного, тестирования предназначается, в первую очередь в целом, с целью исследования использованных материалов выдержки и подготовке обучающегося к аттестующему испытанию, некто дает возможность учащемуся правильнее дать оценку степень собственных познаний и установить, которые проблемы имеют необходимость в добавочной проработке.

Электронные обучающие и аттестующие тесты (ИС-1) и (ИС-2)являются эффективным средством контроля результатов образования на уровне знаний и понимания.

Аттестующее тестирование знаний обучающихся предназначено для контроля уровня знаний и позволяет автоматизировать процесс текущего контроля успеваемости, а также промежуточной аттестации.

Виртуальные лабораторные работы (ИС-4) — комплекс связанных анимированных изображений, моделирующих опытную установку. Специальная система виртуальных переключателей, окон для задания параметров эксперимента и манипуляции мышью позволяют студенту оперативно менять условия эксперимента и производить расчеты или строить графики. [14]

1.3 Технологии формирования фонда оценочных средств по

дисциплинам профессионального цикла

Современная педагогическая наука, впрочем, как и любая другая, не стоит на месте и развивается в соответствии с требованиями времени и потребностями нового поколения учащихся, учеников и студентов. На определенном этапе большое значение начинает играть в свете возможно необходимой корректировки образовательного процесса контроль знаний учащихся. При этом существенным является тот факт, что на современном этапе развития педагогической мысли непосредственно контроль знаний учеников, студентов или учащихся не является в первую очередь стимулирующим фактором для детей и подростков, как это было, предположим в Советском Союзе. В соответствии с последними веяниями времени актуальными становится современные средства оценивания результатов обучения именно в проекции корректировки деятельности преподавателя, по крайней мере, на этапах текущего и промежуточного контроля. [9,с 214]

Текущий и промежуточный контроль Имеющиеся в арсенале преподавателя средства оценивания результатов обучения, должны позволять осуществлять так называемый текущий контроль знаний, умений и навыков. Осуществляется он постоянно на протяжении изучения всей темы или определенного раздела. При этом современные средства оценивания результатов обучения позволяют преподавателю развернуто, аргументировано разъяснять ученику те аспекты, в которых он имеет определенные пробелы знаний. Как правило, даже сегодня основным способом осуществления текущего контроля является самостоятельная работа. Безусловно, данный вариант зарекомендовал себя на протяжении многих лет в качестве эффективного средства оценивания результатов обучения. Но в современных условиях актуально стоит проблема экономичного использования учебного времени, поскольку с каждым годом объемы информации постоянно растут. В этой связи самостоятельная работа в классическом ее понимании (выполнение определенных заданий на уроке в течение короткого промежутка времени, например, 10 минут) трансформировалась в более масштабные по объемам задания на дом на относительно длительный промежуток времени, например, на 2 недели. В данной ситуации кроме актуализации познавательной, исследовательской и творческой деятельности учащегося, данные современные средства оценивания результатов обучения позволяют преподавателю в полной мере контролировать усвоение учащимся большого интервала программы (так называемый промежуточный контроль).

Последний вариант очень часто используют средства дистанционного обучения. [18]

Как известно, компетенцию нельзя наблюдать непосредственно: о ней можно сделать заключение только на основании осуществляемой деятельности, поэтому при проектировании инновационных оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности к творческой деятельности, готовности к поиску решения новых задач. В этой связи при оценивании необходимо определить некий набор различных видов деятельности, который позволит сделать достоверные выводы или заключения о компетенции обучающегося.

Наилучшим может являться курс развития балла компетенций в комбинации с способностями классического расклада. Присутствие данном классические оценивающие ресурсы обязаны являться переосмыслены и переделаны в русле компетентностного расклада. Классические виды контролирования существовали нацелены в большей степени в диагностику и оценку свойства ЗУН. Они согласно-старому имеют все шансы благополучно использоваться с целью нынешной и переходной аттестации обучающихся, в случае если совершить упор никак не в демонстрируемых студентом познаниях и умениях, а в этом, равно как данные познания и мастерства вделываются в общую концепцию создаваемой зоне ответственности. В таком случае ведь период компетентностная форма преподавания подразумевает исследование и применение новейших конфигураций контролирования равно как в стадии окончательной, таким образом и в абсолютно всех иных типах аттестаций. Другими текстами, современные оценивающие ресурсы создаются в основании применения инноваторских способов преподавания, обладающих выявленный безупречно направленный вид. Подобным способом, обязаны формироваться требование с целью наибольшего приближения концепции оценивания и контролирования компетенций обучающихся к обстоятельствам их предстоящей высококлассной практики – с целью чего же помимо педагогов определенной выдержки в свойстве наружных специалистов обязаны стремительно привлекаться работодатели, учащиеся вузов выхлопных направлений, педагоги, разбирающие соседние выдержки и т.п.[12]

К новейшей компетентностной модификации равно как фигуре преподавания и контролирования более приспособлена окончательная национальная переаттестация (ИГА) правительственный госэкзамен, организация и охрана выходной искусной деятельность (ВКР).

Отчасти компетентностный аспект способен являться выполнен присутствие оценивании тренировочных курсовых трудов, тренировочных и производственных практик и ученоэкспериментальной деятельность обучающегося (НИР).

Важным обстоятельством эффективной осуществлении упомянутых конфигураций контролирования считается их совокупность и работоспособность, допускающая взаимосвязь покупаемых компетенций с определенными разновидностями и проблемами высококлассной работы и общественной деятельный обучающегося и выпускника.[8]

Оценивание результатовобучения и компетенций выпускника, осуществляется как в ходе мониторинга учебного процесса по формированию компетенций обучающегося, так и по результатам демонстрирования выпускником освоенных компетенций в ходе итоговой аттестации выпускников (ИГА).

Поэтому и фонд оценочных средств, как правило, состоит из двух частей: средств для промежуточной аттестации студентов и средств для ИГА.

ИГА выпускников представляет собой технологический аспект «алгоритма аттестации», который рассматривается как система выбора и применения оценочных средств, шкал оценки и правил принятия решения по результатам оценивания. При этом оценочное средство выступает в качестве совокупности методическихматериалов, обеспечивающих «оценку соответствия» в ходе государственных аттестационных испытаний (государственного экзамена и защиты выпускной квалификационной работы (ВКР)) требованиям, отраженным в образовательной программе (компетентностной модели выпускника (КМВ)).

КМВ — это набор характеристик, позволяющий обучающемуся успешно выполнять функции, соответствующие этапам его обучения или деятельности. Модель должна иметь простую структуру, быть ясной и легкой для понимания. По структуре модели компетенций разделяются на простые без уровней и сложные, в которых компетенции распределены по уровням. [15]

Родственные компетенции могут быть объединены в кластеры. Кластер компетенций – это набор тесно связанных между собой компетенций (обычно от трех до пяти в одной группе).

Увеличение численного состава компетенций при описании компетентностной модели выпускника (что имеет место в ФГОС СПО), усложняет процедуры формирования и применения оценочных средств в процессе итоговой аттестации выпускников. Кластеры работают в рамках одного оценочного средства. Их формирование должно учитывать иерархию внутри каждой группы кластеров по важности указанных компетенций, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к подготовленности студентов на той или иной стадии обучения. [17]

Большинство моделей компетенций включают кластеры, относящиеся к разным видам деятельности, например:

  •  Интеллектуальной, например, к анализу проблем и принятию решений;
  •  Действиям, например, к достижению конкретных результатов;
  •  Взаимодействию, например, к работе с людьми.

Каждая компетенция может быть описана, начиная с основных блоков – индикаторов поведения. Но когда модель компетенций охватывает широкий спектр видов деятельности с различной категоричностью требований, поведенческие индикаторы в рамках каждой компетенции можно сгруппировать в отдельные перечни или разделить по «уровням», что позволяет целый ряд элементов разных компетенций сводить под один заголовок.

Кластерам компетенций обычно даются названия, чтобы модель компетенций понимали все:

  •  Работа с людьми;
  •  Решение проблем;
  •  Работа с информацией;
  •  Коммуникации;
  •  Достижение результатов и др.

Практика демонстрирует, то что развитие и применение модификаций компетенций обучающихся и выпускников никак не только лишь увеличивает результативность способов и технологий их формирования, однако кроме того фокусирует в основных задачках этой либо другой работы. По этой причине с целью любого периода преподавания необходимо формировать надлежащую форма компетенций, в каковой станут презентованы их список и контурные профили, важность и довольные с целью постановления проблем последующего преподавания степени сформированности, вследствие чему увеличивается результативность в целом образовательного хода.Для определения уровня формирования компетенций обучающегося, прошедшего соответствующую подготовку, в настоящее время разработаны новые методы, среди которых наиболее распространенными можно назвать:

  •  Модульно-рейтинговая система;
  •  Тесты;
  •  Кейс-метод (ситуационные задачи);
  •  Портфолио (оценка собственных достижений);
  •  Метод развивающейся кооперации (групповое решение задач с распределением ролей);
  •  Проектный метод (научные, учебные, производственные и рекламные проекты);
  •  Деловая игра (приближение к реальной производственной ситуации);
  •  «Метод Дельфи» («мозговая атака»).

К числу наиболее признанных способов контроля результатов обучения в мировой практике относится тестирование. [19,с165]

Кейс-метод. Этот метод как образовательная технология был нами подробно рассмотрен в Рекомендациях по использованию инновационных образовательных технологий в учебном процессе.

Гуманитарное образование является одной из сфер применения кейсметода. Оно ориентировано на обучения знаниям о человеке и среде его обитания, для него свойственна неоднозначность и ситуативность. Благодатным полем ситуационного обучения выступают науки об обществе: философия, социология, политология и история. [9]

Рассказ «кейса» должен развиваться по канонам классического повествования: иметь экспозицию, завязку, развязку, вызывать чувство сопереживания с главными действующими лицами. Проблема должна быть понятной, связанной с будущей профессиональной деятельностью обучающихся. Обсуждением проблемы, представленной в кейсе, руководит преподаватель.

Структура и содержание кейса:

  •  Предъявление темы программы и учебного занятия, проблемы, вопросов, задания;
  •  Подобное описание практических ситуаций;
  •  Сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;

Учебно-методическое обеспечение:

  •  Наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал;
  •  Рекомендации «Как работать с кейсом»;
  •  Литература основная и дополнительная;
  •  Режим работы с кейсом;
  •  Критерии оценки работы по этапам.

Цели кейс-метода состоят в следующем:

 Активизация обучающихся, что, в свою очередь,

повышает эффективность профессионального обучения; повышении мотивации к учебному процессу;

  •  Приобретение навыков четкого и точного изложения собственной позиции в устной и письменной форме, защиты собственной точки зрения;
  •  Приобретение навыков принятия наиболее эффективного решения на основе коллективного анализа ситуации;
  •  Приобретение навыков анализа различных профессиональных ситуаций;
  •  Отработка умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;
  • моделирование решений, представление различных планов действий;
  •  Приобретение навыков критического оценивания различных точек зрения, самоанализа, самоконтроля и самооценки.

Важный аспект кейса, как оценочного средства: преподаватель должен до начала работы над ситуационной задачей обязательно разъяснить не только правила работы над кейсом, но самое главное — систему его оценивания преподавателем. [4]

Метод проектов — представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, связанную с будущей профессиональной деятельностью обучающегося, формирующую профессиональные, коммуникативные, социальные компетенции, с обязательной оценкой — творческим отчетом (презентацией).

В основании проектной технологии лежит проблема, изучение каковой заканчивается конкретным итогом, совместная работа, деятельность в группах, в каком месте у педагога консультационно-координирующая роль. Задача плана и методы еѐ свершения формируются лично обучающимся в основании его заинтересованностей, личных отличительных черт, нужд, тем, возможностей. План – данное намеренно упорядоченный педагогом и независимо исполняемый обучающимися совокупность операций, завершающихся формированием креативного провианта. План значим этим, то что в процессе его исполнения обучающийся обучается независимо обретать познания, приобретать практика тренировочной и высококлассной работы.Каждый проект как средство оценки качества подготовки выпускников должен отвечать следующим требованиям:

  •  Соответствие современному уровню (культуре) оценки – оценивается по сравнению с лучшими примерами аналогичных отечественных и зарубежных оценочных средств, и технологий оценки, их состава, структуры и содержания;
  •  Комплексность оценки – обеспечение оценки всех качеств профессиональной и общекультурной подготовки выпускника, определенных в ФГОС и ООП.

 Валидность – направленность на оценку степени достижения конечных целей обучения;

  •  Экономичность;
  •  Надежность – достоверность, объективность оценок;
  •  Полихронность – учет распределѐнности результатов, эффекта образования во времени – в течение всей жизни выпускника;
  •  Полнота оценки – полнота предметов оценки: охват оценочными средствами всей системы (или подсистемы) задач профессиональной деятельности;
  •  Технологичность – удобство использования, эксплуатации оценочных средств и технологии, удобство оценок, сбора и хранения полученной в системе информации;
  • Оценка результатов проектной деятельности разрабатывается преподавателями, критерии оценки должны быть представлены в Рабочей программе дисциплины/модуля.

Общие требования к проекту как форме учебной деятельности и оценки компетенций. [23]

Для проекта одним или несколькими преподавателями разрабатывается отдельная Рабочая программа, которая включается в описание ООП и в которой должны быть отражены следующие аспекты:

 Актуальность проекта

 Отчетная документация

 Практическая значимость

 Технический уровень проекта

 Новизна проекта

 Организационный уровень проекта

 Эффективность и слаженность работы участников проекта

 Профессиональный уровень проекта).

 Публичность проекта

Критерии оценки работы участника проекта:

  • профессиональные теоретические знания в соответствующей области;
  • умение представлять результаты собственной деятельности в СМИ и публично;
  • умение работать со справочной и научной литературой;
  • коммуникабельность, инициативность, творческие способности.
  • умение составлять и редактировать тексты;
  • умение работать в команде;
  • умение пользоваться информационными технологиями;
  • Портфолио – это комплект документов, представляющий совокупность индивидуальных образовательных достижений обучающегося.

Слово «портфолио» возникло в эпоху Возрождения, так итальянские архитекторы называли папки, в которых приносили на суд заказчика свои строительные проекты. В наше время портфолио называется альбом с фотографиями, которые призваны показать мастерство фотохудожника или фотомодели.

Стратегическая цель портфолио: — Сод6ействовать личностно-профессиональному самоопределению обучающихся и способности к адекватной оценке результатов собственной деятельности и проектированию на этой основе жизненной и профессиональной карьеры.

  • Объективно и максимально полно выявить актуальные и перспективные возможности и способности обучающегося, продемонстрировать его наиболее сильные стороны, раскрыть его человеческий, профессиональный и творческий потенциал;
  • Сформировать у будущего специалиста навыки анализа собственной деятельности, самоорганизации, самоконтроля, самооценки, а также позитивного и конструктивного отношения к внешней критике;
  • Сод6ействовать личностно-профессиональному самоопределению обучающихся и способности к адекватной оценке результатов собственной деятельности и проектированию на этой основе жизненной и профессиональной карьеры.

Существует несколько видов портфолио:

  • Тематический
  • Практико-ориентированный
  • Проблемно-ориентированный
  • Рефлексивный портфолио

В учебные портфолио могут быть включены следующие категории и наименования продуктов учебно-познавательной деятельности обучающегося:

1. Работы обучающегося:

2. Заметки преподавателя, одногруппников, идр.:

Особого внимания требует механизм оценки портфолио.

В педагогической практике существуют различные варианты оценивания портфолио:

  • Оценка по заданным критериям только отдельных частей портфолио (например, оцениваются обязательные рубрики);
  • Оцениваются все рубрики, общая оценка выводится как среднее арифметическое;
  • Оценивается окончательный вариант портфолио по заранее определенным критериям;
  • Оценивается не только само портфолио, но и качество его презентации;
  • Портфолио не оценивается, а обучающийся выбирает отдельные его части для презентации на итоговом занятии, что является допуском к зачету или экзамену.[11, с145]

Вывод по ГЛАВЕ 1

Исходя из поставленных задач, мы рассмотрели сущность и классификацию оценочных средств в процессе проверки компетентности студентов и узнали что, формы контроля должны еще более чем раньше, стать своеобразным продолжением методик обучения, позволяя обучающемуся более четко осознавать его достижения и недостатки, корректировать собственную активность, а преподавателю – направлять деятельность обучающегося в необходимое русло.

Основой проектирования и разработки оценочных средств могут служить структурные матрицы оценочных средств текущего, промежуточного (рубежного) и итогового контроля уровня освоения компетенций обучающихся и выпускников. Структурные матрицы содержат информацию в столбцах об учебных циклах ООП и соответствующих им базовых и вариативных дисциплинах (включая практики, НИР и др.) и виды ИГА (госэкзамен и ВКР), а в строках – индексы компетенций в соответствии с ФГОС по данному направлению подготовки и соответствующие им виды и формы оценочных средств

ФГОС СПО устанавливают, что среднее специальные учебные заведения при подготовке профессионалов должны гарантировать обязательства свойства создания, содержащиеся в исследованию и использовании справедливых операций балла степени познаний и умений обучающихся, компетенций выпускников в основании конкретных скоординированных критериев. Присутствие данном анализ свойства подготовки обучающихся и выпускников обязана содержать итоги их нынешного контролирования, переходной и окончательной общегосударственной аттестации.

Типы контроля успешности освоения обучающимся и выпускником:

  • внешний
  • взаимный
  • самоконтроль

Глава 2. Практическая работа по формированию фонда

оценочных средств по дисциплинам профессионального цикла на

(примере Бюджетного учреждения профессионального образования

ХМАО-Югры «Урайского политехнического колледжа»)

2.1. Анализ эффективности фонда оценочных средств по дисциплинам

профессионального цикла (на примере Бюджетного учреждения

профессионального образования ХМАО-Югры «Урайского

политехнического колледжа»)

Рабочей программой дисциплины предусмотрено формирование следующих компетенций:

ПК-36: знанием основ проведения и методов оценки экономической и социальной эффективности инвестиционных проектов в области управления персоналом при различных схемах и условиях инвестирования и финансирования программ развития персонала

ПК-14: владением навыками анализа экономических показателей деятельности организации и показателей по труду (в том числе производительности труда), а также навыками разработки и экономического обоснования мероприятий по их улучшению и умением применять их на практике

ПК-26: знанием основ проведения аудита и контроллинга персонала и умением применять их на практике, владением важнейшими методами экономического и статистического анализа трудовых показателей, методами бюджетирования затрат на персонал

ПК-25: способностью проводить анализ рыночных и специфических рисков, связанных с деятельностью по реализации функций управления персоналом, использовать его результаты для принятия управленческих решений

Этапы формирования компетенций

Конечными результатами освоения программы дисциплины являются сформированные на трех уровнях когнитивные дескрипторы «знать», «уметь», «владеть», расписанные по отдельным компетенциям. Формирование этих дескрипторов происходит в течение всего семестра по этапам в рамках различного вида занятий и самостоятельной работы (таблица 3).

В таблице 4 представлен паспорт оценочных средств, в таблице 5 критерии оценивания уровней знаний.

Таблица 3

Формирование компетенций в процессе изучения дисциплины ПК-14 Знать:

Уровень 1 экономические показатели деятельности

организации;

  • Уровень 2 показатели по труду;
  • Уровень 3 показатели производительности труда.

Уметь:

  • Уровень 1 обобщать экономическую информацию;

Уровень 2 проводить анализ экономических

показателей деятельности предприятия;

  • Уровень 3 анализировать трудовые показатели.

Владеть:

Уровень 1 навыками анализа экономических

показателей деятельности предприятия;

Уровень 2 методами анализа экономических

показателей деятельности предприятия;

  • Уровень 3 навыками обобщения экономической информации.

ПК-25 Знать:

  • Уровень 1 методы экономического анализа;
  • Уровень 2 методы статистического анализа;
  • Уровень 3 методы анализа трудовых показателей.

Уметь:

Уровень 1 проводить экономический анализ трудовых

показателей;

Уровень 2 проводить статистический анализ трудовых

показателей;

Уровень 3 предлагать варианты улучшения трудовых

показателей.

Владеть:

  • Уровень 1 методом горизонтального анализа показателей;

Уровень 2 методом вертикального анализа

показателей;

Уровень 3 инструментами повышения эффективности

деятельности персонала. ПК-26 Знать:

Уровень 1 источники информации для анализа деятельности

персонала

Уровень 2 основы проведения аудита

Уровень 3 основы контроллинга

Уметь:

Уровень 1 пользоваться информацией с учетом целей и

объектов анализа

Уровень 2 оценить полученные результаты по аудиту

персонала

Уровень 3 оценить полученные результаты по контроллингу

персонала

Владеть:

Уровень 1 основами проведения аудита персонала

Уровень 2 основами контроллинга персонала

Уровень 3 навыком оценки результатов в контексте целей

организации

ПК-36 Знать:

Уровень 1 показатели экономической эффективности в

области управления персоналом

Уровень 2 показатели социальной эффективности в области

управления персоналом

Уровень 3 источники инвестирования и финансирования

программ развития персонала

Уметь:

Уровень 1 проводить оценку экономической эффективности в

области управления персоналом

Уровень 2 проводить оценку социальной эффективности в

области управления персоналом

Уровень 3 выбирать условия финансированияпрограмм

развития персонала

Владеть:

Уровень 1 методами оценки экономической эффективности в

области управления персоналом

Уровень 2 методами оценки социальной эффективности в

области управления персоналом

Уровень 3 основами проведения финансирования программ

развития персонала

Таблица 4

Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине «Экономика управления персоналом»

Форма Объекты оценивания Контролируемые разделы Наименование оценочного средства контроля и темы дисциплины Традиционный Инновационный 1 2 3 4 5 Текущий Знает предмет и задачи дисциплины; Раздел 1. Методология Устные и Разбор контроль — объект экономики управления экономики письменные практических R1 персоналом; управления опросы; ситуаций

  • экономические методы управления персоналом Тесты;
  • персоналом; Теоретические основы самостоятельн
  • задачи и источники информации экономики управления ые работы;
  • анализа трудовых ресурсов; персоналом. расчетные
  • классификацию трудовых ресурсов Экономический задания

предприятия; механизм управления

  • показатели качественного состава персоналом

персонала; организации.

  • показатели движения рабочей силы; Экономическая оценка
  • показатели профессионального и трудового потенциала

квалификационного уровня организации

работающих;

  • показатели использования рабочего

времени;

  • показатели производительности труда;
  • показатели фонда заработной платы

Умеет — выбирать методы оценки

персонала;

  • рассчитывать состав и структуру

работников организации;

  • проводить оценку качественного

состава персонала;

  • рассчитывать показатели движения

рабочей силы;

  • рассчитывать показатели

профессионального и

квалификационного уровня

работающих;

  • рассчитывать показатели

использования рабочего времени;

  • рассчитывать показатели

производительности труда;

  • рассчитывать показатели фонда

заработной платы Текущий Знает — сущность и классификацию Раздел 2. Устные и Разбор контроль расходов на персонал; — элементы Направления письменные практических

нормирования расходов на персонал; — экономики опросы, тесты, ситуаций R2 показатели планирования расходов на самостоятельн

управления

персонал;

  • бюджетирование расходов на персоналом ые работы, персонал;
  • показатели окупаемости и Расходы на развитие расчетные рентабельности расходов на персонал;
  • персонала Оценка и задания сущность, цели, задачи и технология методы повышения организации аудита персонала;
  • эффективности сущность, цели, задачи и функции управления контроллинга персонала;
  • персоналом. Аудит и содержательную структуру контроллинг персонала. контроллинга;
  • модель контроллинга Оценка экономической персонала;
  • показатели оценки и социальной экономической и социальной эффективности эффективности управления персоналом совершенствования организации;
  • показатели управления эффективности проектов по персоналом.

совершенствованию управления персоналом. Умеет — пользоваться источниками информации для проведения оценки эффективности управления персоналом; классифицировать расходы на персонал;

  • рассчитывать показатели планирования расходов на персонал;
  • рассчитывать показателиокупаемости и рентабельности расходов на персонал;
  • применять технологию организации аудита персонала;
  • -определять задачи и

функции контроллинга персонала; составлять структуру контроллинга; рассчитывать показатели оценки

экономической и социальной

эффективности управления персоналом

организации; -рассчитывать показатели

эффективности проектов по

совершенствованию управления

персоналом; Промежут Обобщенные результаты обучения по Все разделы РПД Вопросы к

дисциплине. Знание методов оценки очный экзамену

персонала; состава и структуры контроль работников организации; оценки

качественного состава персонала;

  • показателей движения рабочей силы;

показателей профессионального и

квалификационного уровня

работающих; показателей

использования рабочего времени;

  • показателей производительности труда;
  • показателей фонда заработнойплаты;

проведения оценки эффективности

управления персоналом; расходов на

персонал; показателей планирования

расходов на персонал; технологий

организации аудита персонала; задач и функций контроллинга персонала; характеристик балла финансовой и общественной производительности управления персоналом компании; характеристик производительности планов согласно совершенствованию управления персоналом. Обладать способности умозаключительной деятельность (рассмотрения финансовых характеристик работы персонала и характеристик согласно труду; исследования и финансового объяснения событий согласно их улучшению; выполнения изучения согласно целому окружению проблем собственной высококлассной сфере и рассмотреть их итоги в контексте полнее и проблем собственной компании).

Таблица 5

Показатели и критерии оценивания компетенций на различных этапах формирования Компетенции Показатели сформированности компетенции Критерии оценивания Способы оценки

ПК-14 Владение навыками анализа экономических Знает основные направления анализа Посещаемость занятий.

показателей деятельности организации и экономических показателей Подготовка к

показателей по труду (в том числе деятельности организации. Умеет практическим

производительности труда), а также навыками рассчитать и провести анализ занятиям и активность

разработки и экономического обоснования показателей по труду, знает варианты на практических

мероприятий по их улучшению их улучшения занятиях. Тесты

ПК-25 Способность проводить анализ рыночных и Знает основные рыночные и Посещаемость занятий.

специфических рисков, связанных с специфические риски, связанные с Подготовка к

деятельностью по реализации функций персоналом, способы, их минимизации. практическим

управления персоналом, использовать его Знает варианты принятия занятиям и активность

результаты для принятия управленческих управленческих решений по на практических

решений результатам оценки рисков. занятиях Тесты

ПК-26 Знание основ проведения аудита и контроллинга Знает источники информации для Посещаемость занятий.

персонала и умением применять их на практик проведения аудита и контроллинга,

ПК-36 Знание основ проведения и методов оценки Знает показатели экономической и Подготовка к

экономической и социальной эффективности социальной эффективности в области практическим

инвестиционных проектов в области управления управления персоналом, методы оценки занятиям и активность

персоналом при различных схемах и условиях расчета эффективности управления на практических

инвестирования и финансирования программ персоналом, условия инвестирования занятиях.

развития персонала ифинансирования программ развития

персонала.

Шкалы оценивания

Шкала оценивания (за правильный ответ дается 1 балл)

«2» – 60% и менее «3» – 61-74% «4» – 75-84% «5» – 85-100%

Выполненное студентом расчетное задание сдается для проверки преподавателю и последующей защиты.

Высшую оценку «отлично» (85-100 баллов) получают те работы, в которых помимо правильных арифметических расчетов содержатся аргументированные комментарии, делаются самостоятельные выводы, в которых присутствуют элементы творческого подхода, критического осмысления и проводится самостоятельный анализ фактического материала на основе обширных знаний нормативно-правовой базы и экономической литературы по данной дисциплине.

Оценка «хорошо» (75-84 балла) ставится в случаях:

  • неполного выполнения отдельных заданий;
  • использования устаревшей литературы;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/diplomnaya/razrabotka-fonda-otsenochnyih-sredstv/

  • невыполнении рекомендаций по написанию комментарий, заключения;
  • отсутствии или неправильном оформлении ссылок или библиографического описания используемых источников;
  • при частичном несоблюдении требований к оформлению работы.

Оценка «удовлетворительно» (61-74 баллов) может быть поставлена:

  • за работу, не сданную в установленный срок;