I. Теоретические основы разработки фирменного стиля
1.1 Понятие фирменного стиля и его роль в создании благоприятного имиджа компании
1.2 Ключевые аспекты разработки фирменного стиля
II. Исследование процесса создания фирменного стиля и его этапов
III. Разработка элементов фирменного стиля кафе BOTANIQUE
3.1 Идея и дизайн (концепция дизайна и ее психологическое описание)
3.2 Нейминг и создание слогана
3.3 фирменные цвета
3.4 Разработка логотипа
3.5 Разработка дополнительных графических элементов
3.6 Разработка фирменной документации
В условиях современного рынка, когда потребитель постоянно испытывает непрерывное давление со стороны дизайна, именно фирменный стиль играет ключевую роль в успешности бренда и узнаваемости фирмы.
Понятие фирменный стиль прочно вошло в среду делового общения, все большее количество фирм и предприятий осознают выгоду, которую они могут получить при правильном использовании темы фирменного стиля.
Основное цивилизованное средство достижения коммерческого успеха для предприятия любой сферы деятельности — это устойчивый и постоянно растущий спрос на его продукцию, который в немалой степени обеспечивается наличием фирменного стиля. Тема дипломной работы — «Разработка фирменного стиля для чайной «Botanique». Айдентика является лицом компании и во многом определяет первоначальное отношение потребителей к компании. Фирменный стиль усиливает эффективность контактов с потребителями.
Актуальность этой темы заключается в том, что на сегодняшний день корпоративный стиль повышает доверие партнеров и способствует продвижению общего имиджа и репутации компании на рынке. Особенно велика роль фирменного стиля для компании, работающей на быстро растущем рынке услуг.
Цель дипломной работы — разработать фирменный стиль кафе — чайной «Botanique».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть возникновение и формирование фирменного стиля;
- выделить его основные элементы;
- Проанализировать примеры удачных проектов;
- Исследовать процесс создания фирменного стиля и его этапов;
фирменный стиль кафе слоган
- разработать фирменный стиль чайной «Botanique». Обозначить визуальный ряд основных носителей фирменного стиля в единой композиции, цветовой гамме, шрифтовом исполнении.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, а также приложений.
Разработка дизайна логотипа как элемента фирменного стиля
... Основа этого процесса обеспечивается фирменным стилем. Он делает постоянным и понятным представление компании. Размер и положение компании не имеет значения: разработка фирменного стиля - это масштабный, ... сценического ансамбля «Грозный». Объектом данной курсовой работы является фирменный стиль. Предмет -- логотип, как элемент фирменного стиля. Степень разработки темы. 1) Курушин Владимир в книге ...
В первой главе мы рассмотрим теоретические основы фирменного стиля. Во второй главе проанализируем на примере нескольких компаний создание фирменного стиля и вычленим технологии.
Третья глава посвящена непосредственно разработке фирменного стиля «Botanique»
Фирменный стиль является сегодня основой всей коммуникационной политики фирмы, одним из главных средств борьбы за покупателя, важной составляющей брендинга. Его использование предполагает единый подход к оформлению, цветовым сочетаниям, образам в рекламе, деловых бумагах, технической и деловой документации, упаковке продукции и пр. Фирменный стиль — это один из наиболее современных и актуальных видов рекламы.
Фирменный стиль — это один из наиболее современных и актуальных видов рекламы. Многими исследователями он рассматривается как особый вид маркетинговых коммуникаций.
Под фирменным стилем понимают набор цветовых, графических, словесных и прочих постоянных элементов, обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров (услуг), всей исходящей от фирмы информации, ее внутреннего и внешнего оформления. Использование фирменного стиля предполагает единый подход к оформлению, цветовым сочетаниям, образам в рекламе, деловых бумагах, технической и деловой документации, упаковке продукции и пр.
Фирменный стиль в жизни организации выполняет следующие важные функции.
Имиджевая функция. Формирование и поддержка быстро узнаваемого, оригинального и привлекательного образа компании, что способствует повышению ее престижа и репутации. Положительное восприятие фирмы целевой аудиторией переносится и на ее продукцию. Многие люди считают качество товаров с известным товарным знаком намного превосходящим качество анонимных изделий и готовы заплатить за них больше.
Идентифицирующая функция. Фирменный стиль способствует идентификации товаров и рекламы, указывает на их связь с фирмой и их общее происхождение.
Дифференцирующая функция. Выделение товаров и рекламы фирмы из общей массы аналогичных. Он является определенным «информационным носителем» и помогает потребителю ориентироваться в потоке товаров и рекламы, облегчает процесс выбора.
Когда целевая аудитория знает данный фирменный стиль, она с большей долей вероятности обратит внимание на знакомый логотип, цвета, шрифты, выделит конкретное рекламное сообщение из общего рекламного шума, который становится с каждым днем все более интенсивным. Использование единого фирменного стиля во всех формах рекламной кампании сделает рекламу более целостной. Кроме того, значение фирменного стиля состоит в том, что он позволяет фирме с меньшими затратами выводить на рынок свои новые товары, повышает эффективность рекламы и улучшает ее запоминаемость.
Фирменный стиль упрощает разработку маркетинговых коммуникаций, сокращает время и расходы на их подготовку, способствует повышению корпоративного духа, объединяет сотрудников, вырабатывает «фирменный патриотизм», положительно влияет на визуальную среду фирмы и эстетическое восприятие ее товаров (красивый, привлекательный стиль повышает эстетическую ценность продукции).
Оценка конкурентоспособности товара и фирмы
... продукции и максимизацию прибыли, снижение издержек производства, важное значение приобретает комплексная оценка конкурентоспособности товара, К основным факторам этой оценки ... оценка конкурентоспособности подменяется сравнительной оценкой качества конкурирующих аналогов. Практика же мирового рынка наглядно доказывает неверность такого подхода. Более того, исследования многих товарных ... или фирмы ...
Таким образом, фирменный стиль является сегодня основой всей коммуникационной политики фирмы, одним из главных средств борьбы за покупателя, важной составляющей брендинга.
К системе фирменного стиля относят следующие основные элементы:
- товарный знак;
- логотип;
- фирменный блок;
- фирменный лозунг (слоган);
- фирменная гамма цветов;
- фирменный комплект шрифтов;
- прочие фирменные константы.
Товарный знак. Центральным элементом фирменного стиля является товарный знак (торговая марка, знак обслуживания).
Он представляет собой зарегистрированное в установленном порядке изобразительное, словесное, объемное, звуковое обозначение или их комбинацию, которое используется владельцем товарного знака для идентификации своих товаров. Это обозначение, способное отличить товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц. Кроме того, товарный знак выполняет вторую важную функцию — защищает товар от недобросовестной конкуренции и устанавливает юридический приоритет пользователя товарной марки.
Выделяют пять основных типов товарных знаков: словесный, изобразительный, объемный, звуковой, комбинированный.
Словесный товарный знак — может быть зарегистрирован как в обычном, так и в оригинальном графическом написании. Словесный товарный знак, зарегистрированный в оригинальном шрифтовом (графическом) исполнении, называют логотипом. Понятие «логотип» может относиться к полному названию фирмы (Sony, Yandex, Coca-Cola), ее сокращенному названию, аббревиатуре (IBM, МТС), товарной группе или названию конкретного товара (Fanta).
Логотип — это самый распространенный тип товарных знаков (до 80% товарных знаков регистрируют в виде словесного знака, а приблизительно четыре товарных знака из пяти регистрируются именно в форме логотипа).
Изобразительный товарный знак представляет собой оригинальный рисунок, эмблему фирмы. В качестве изобразительного товарного знака могут регистрироваться изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, фигуры любых форм, абстрактные изображения, композиции орнаментного характера, символы.
Объемный знак — это знак в трехмерном измерении в виде трехмерного объекта, фигуры, комбинации линий. Как правило, наиболее распространенными объемными товарными знаками являются разнообразные оригинальные упаковки товаров: бутылки, флаконы, коробки, а также формы самих изделий (шоколада, мыла).
К таким знакам относится, например, стилизованная бутылка Coca-Cola (ее форма обеспечена правовой защитой) или корпус электробритвы Philips.
Звуковой товарный знак — это зарегистрированные мелодии, шумы, звуки. Такой товарный знак характерен для радиостанций и телекомпаний (например, вступительный такт музыки к песне «Подмосковные вечера» — товарный знак радиостанции «Маяк»).
Комбинированные товарные знаки представляют собой сочетания приведенных выше типов (чаще всего — это комбинации слов и изображений).
Технологии создания фирменного стиля
... фирменного стиля компанией, совсем положительно влияет на фактор доверия к данной фирме. Объект исследования курсовой работы - фирменный стиль. Цель данной курсовой работы - исследование технологии создания фирменного стиля. Задача курсовой работы - Охарактеризовать понятия фирменного стиля, охарактеризовать элементы фирменного стиля, рассмотреть подходы к разработке фирменного стиля, ...
Пример комбинированного товарного знака, включающего изобразительную и словесную части, — товарный знак компании «Адидас» в виде треугольника с тремя полосами и подписью Adidas.
Фирменный блок. Этот следующий элемент фирменной символики представляет собой традиционное, часто употребляемое сочетание нескольких элементов фирменного стиля (двух или более двух).
Чаще всего это изобразительный товарный знак (или эмблема) и логотип. Например, четыре соединенных кольца и надпись компании Audi — ее фирменный блок. К этим элементам часто добавляют фирменный лозунг.
Иногда фирменный блок также может содержать полное официальное название компании, ее почтовые и банковские реквизиты, рекламный символ компании, перечень товаров и услуг, разного рода графические декоративные элементы, отдельные фразы. Так, на рекламных материалах и иногда даже вывесках Сбербанка России в фирменном блоке присутствует фраза: «Основан в 1841 году».
Требования к блоку аналогичны требованиям, предъявляемым к фирменному знаку. Он должен быть оригинальным, эстетичным, заметным, легко читаться и хорошо запоминаться, должен хорошо без изменений и искажений передаваться на всех носителях.
Фирменный блок удобно использовать в качестве постоянного элемента на деловой документации, на бланке делового письма в виде «шапки», в рекламе, в оформлении визитной карточки, на упаковке продукции. Он должен хорошо вписываться во все формы рекламы. Удачный блок состоит из самостоятельных частей, которые можно использовать и независимо друг от друга. Но при этом каждая часть должна восприниматься как часть целого и идентифицироваться в сознании адресата рекламы со всем блоком и компанией в целом.
Фирменный лозунг (слоган).
Слоган может создаваться не только как фраза, передающая в яркой и образной форме основную идею конкретной рекламной кампании, но и как постоянно используемый, оригинальный девиз компании. В этом случае он становится важной составляющей фирменного стиля (может даже регистрироваться как товарный знак).
В отличие от товарного знака, слоган — это и визуальный, и аудиообраз компании, что придает ему исключительную значимость. Фирменный слоган как элемент фирменного стиля должен отражать специфику компании, способствовать выделению компании среди ее конкурентов, поддерживать ее реноме. Он должен в концентрированной форме передавать идею, основную мысль фирменного стиля. Удачный слоган органично вписывается в фирменный стиль владельца, гармонично согласуется с другими элементами стиля, краток, звучен, ритмичен, запоминаем. Многие удачные фирменные слоганы живут десятилетиями.
Фирменная гамма цветов. Многие компании можно мгновенно узнать по характерному сочетанию цветов. Их рекламные объявления выделяются из множества других и остаются в памяти. В качестве примеров наиболее запоминающихся фирменных цветов можно назвать желтый и черный — компании » Билайн», красный и желтый — сети ресторанов » Макдональдс», желтый и золотистый — фирмы » Кодак».
Фирменный цвет должен вызывать конкретные ассоциации с деятельностью компании, ее продукцией и образом, должен нести определенную информацию и отражать идею фирменного стиля. В связи с этим при выборе фирменных цветов важно изучать эмоциональное воздействие и ассоциации, которые вызывает тот или иной цвет у потенциальных покупателей.
Особенности разработки фирменного стиля и его элементов на компьютере
... использования фирменного стиля компании, носит название LOGOBOOK либо Corporate Style Guidelines. Особое внимание разработке фирменного стиля ... фирменного стиля; 6. рассмотрение примера создания элемента фирменного стиля логотипа. Глава 1. Фирменный стиль 1.1 Возникновение и формирование фирменного стиля ... фирмы информации, ее внутреннего и внешнего оформления. Именно через фирменный стиль происходит ...
Помимо эмоционального воздействия цвета важно проанализировать, с каким видом деятельности он ассоциируется. Так, обычно деятельность страховых и финансовых секторов связывают со спокойными и консервативными цветами: синими, зелеными. Для компаний, предлагающих массовые товары и услуги, более подходят яркие и энергичные цвета (как, например, у Benetton).
Деятельность, связанную с морем или водой, обычно символизирует голубой цвет, с растениеводством — зеленый, с молоком — белый, с кофе и шоколадом — коричневый и т.д.
Кроме того, цвет воспринимается по-разному в зависимости от того, какую форму и площадь он занимает. Необходимо учитывать и то, какие цвета будут окружать выбранный вами цвет, т.е. психологическую сочетаемость цветов.
В фирменном стиле нежелательно многоцветие, если это не продиктовано спецификой бизнеса. Хороший фирменный стиль содержит обычно не более двух цветов. Это обусловлено следующим:
- цветовой хаос не воспринимается гармонично и даже может раздражать;
- могут возникнуть проблемы цветопередачи на разных носителях;
— При выборе цветов в качестве фирменных необходимо учитывать возможности их адекватной передачи в типографии и на компьютере. Не всегда можно воспроизвести оттенки того или иного цвета, особенно, если это касается газет, где, как правило, используются несмешанные красители.
Фирменные цвета лучше не менять в разных рекламных объявлениях. Фирменный цвет может иметь правовую защиту в случае, если товарный знак зарегистрирован в этом цвете. При этом надо учитывать, что если товарный знак зарегистрирован в цветном исполнении, то он будет защищен только в этом цвете. При регистрации знака в черно-белом варианте он имеет защиту при воспроизведении в любом цвете.
Фирменный комплект шрифтов. Важной частью фирменного стиля являются постоянно используемые шрифты в оформлении текстовых материалов. Они, как и другие элементы фирменного стиля, должны соотноситься с его стержневой идеей, подчеркивать особенности образа марки, соответствовать специфике деятельности компании.
Шрифт может восприниматься как «детский», «мужественный» или «женственный», «легкий» или «тяжелый», «элегантный» или «грубый», «прочный», «деловой», «современный», «консервативный» и т.д. Задача разработчиков фирменного стиля — найти «свой» шрифт, который «вписывался» бы в образ марки. Например, для косметики выбирают легкие, округлые, «женские» шрифты (как логотип у фирмы Oriflame), ассоциирующиеся с женственностью и изяществом. Шрифты для фирменных стилей банков и страховых компаний — прямые, жирные, символизирующие прочность, надежность.
При выборе шрифта необходимо учитывать четыре условия: читаемость, уместность, гармоничность и внешний вид, акцент.
— Читаемость. Она зависит от гарнитуры шрифта, его размера, жирности. Фактическую информацию (наименование товара, цена, адрес и пр.) всегда следует набирать максимально простым, четким, хорошо читаемым, видным издалека шрифтом, поэтому такой шрифт обязательно должен быть среди фирменных Следует отметить такой термин, как неудобочитаемость, которая очень влияет на восприятие фирменного стиля и рекламной продукции. Неудобочитаемые шрифты можно использовать лишь для создания спецэффектов.
Создание фирменного стиля для центра здоровья и красоты «Лотос»
... поскольку разработка фирменного стиля - длительный и сложный процесс. Сегодня разработка и использование собственного фирменного стиля становится все более популярным атрибутом стратегии развития возрастающего числа компаний. Кто-то разрабатывает фирменный стиль по принципу «иметь фирменный стиль - модно ...
— Уместность. При современном изобилии шрифтов, как по стилю, так и по размеру, весь комплекс настроений и ощущений можно передать как бы отдельно от значений слов. Одни шрифты могут передавать ощущение стойкости и мужественности, другие — хрупкости и женственности. Например, шрифт, вызывающий ощущение старомодности, недопустим в рекламе современной техники. Следует учесть и тип аудитории, на которую направлено объявление. Если речь идет о людях старшего поколения, можно выбрать оформление в стиле «ретро», для молодежи — наоборот, упор на престиж, моду, современность.
- Гармоничность. Нельзя допускать смешения шрифтов. Это приводит к дисгармонии и ощущению хаоса. Шрифты должны гармонировать с другими элементами рекламного объявления, включая иллюстрации и композицию, и быть близкородственными.
— Акцент. Акцент может быть достигнут за счет контраста (несколько стилей одного и того же шрифта, курсив против прямого, прописные буквы против строчных и т.д.).
При этом надо быть осторожным, иначе в попытке акцентировать все вы не сможете выделить ничего.
Прочие фирменные константы. К фирменному стилю могут быть отнесены и некоторые другие элементы, постоянно используемые в сфере коммуникаций компании и играющие важную роль в формировании ее образа.
Таким элементом могут быть, например, различные эмблемы фирмы, не получившие в силу каких-либо причин правовую защиту и не являющиеся товарным знаком.
Схема верстки также может являться элементом фирменного стиля. Используемая постоянно, привычная для покупателей форма верстки рекламных объявлений, определенная компоновка элементов печатной продукции (например, одинаковые размеры и число колонок) намного повышает их узнаваемость и запоминаемость. Любое рекламное объявление помимо своей основной функции формирует у потребителя образ компании. Конечно, эту задачу в объявлении выполняет товарный знак. Но он это делает навязчиво. А постоянный способ организации пространства объявлений (компоновка) заставляет работать каждое объявление на образ компании более тонко.
Форматы изданий. На всю печатную продукцию можно распространить оригинальный формат, что также способствует лучшей узнаваемости информационных материалов.
Компания может разработать оригинальные сигнатуры и пиктограммы — абстрактные графические символы, обозначающие товарные группы, размещение служб и другую информацию. Они также могут быть составляющими фирменного стиля.
При разработке ФС необходимо учитывать характер деятельности компании.
Если это финансовая структура, то важнее всего устойчивость, стабильность, надежность. Такой символической и энергетической нагрузкой обладают квадрат, прямоугольник, куб, пирамида, отчасти ромб.
Если фирма торговая — необходима некоторая гибкость. Лучше подойдет круг, колесо, восьмигранник. О ваших чистых помыслах скажет белый цвет, изображение лилии. Намерение стать мощной структурой в бизнесе покажут золотой и красный цвет, любая фигура с 9-ю частями (3 треугольника, 9-лучевая звезда и т.д.).
Дипломная работа разработка конкурентной стратегии
... выявлен ряд задач, которые будут решены в работе: 1. исследовать основные теоретические аспекты разработки конкурентной стратегии предприятия; 2. проанализировать организационно-экономическую деятельность ... экспертных оценок. Практическая значимость. В рамках данной работы обобщены имеющиеся научные подходы к разработке конкурентной стратегии предприятия. Авторами была проанализирована внутренняя и ...
Если вы хотите работать тихо и стабильно, выберите голубой или зеленый цвета. Всех возможностей не перечислить. Постарайтесь понять одно: любой символ несет в себе вполне определенную смысловую нагрузку и навязывает ее вашим клиентам помимо вас.
Носителями фирменного стиля могут выступать все виды полиграфической продукции, все виды рекламы.
Для разработки фирменного стиля данный этан имеет фундаментальное значение. То есть «подготовка» становится базисом объективной системы данных, которая, в свою очередь, направлена на удовлетворение критерия органичности будущего фирменного стиля.
Общее описание в исходной модели предлагает два фактора подготовительной стадии генерации идеи: изучение данных о проблеме, ее логический анализ и бессознательное «вынашивание» идеи.
Подобное сегментирование подготовительной стадии креативной стратегии в разработке фирменного стиля не оправдано. Цель данного этапа: объективно систематизировать данные доступной коммерческой информации. Поэтому допущение бессознательного (которое непременно влечет воздействие на аналитический процесс субъективного отношения к торговой марке) в контексте проектирования имиджа предприятия неуместно. Более того, возникновение креативной идеи эффективного фирменного стиля (в отличие от творческого озарения) не может произойти случайно. Причина тому кроется в самой сущности фирменного стиля. Именно необходимость строгого отражения объективной информации диктует структуру подготовительного этапа креативной стратегии в разработке системы фирменного стиля: сбор доступной маркетинговой информации, структурирование полученных данных о заказчике, его конкурентах, развитии соответствующего рынка товаров или услуг; структурирование полученных данных методологическими средствами теории позиционирования.
Цель подготовительной стадии креативной стратегии состоит в генерировании рекламной стратегии. Главная роль позиции торговой марки как основной составляющей рекламной стратегии при разработке фирменного стиля состоит в грамотном вычленении из массива собранной информации той, которая способна эффективно обеспечивать реализацию продукции.
Итак, для проведения процедуры позиционирования необходимо наличие следующих данных:
- а) о компании-носителе проектируемого фирменного стиля — основные вехи исторического пути развития предприятия, приоритетные и сопутствующие направления деятельности, реально существующий имидж компании, конкурентные преимущества, ценовая стратегия, поведенческие модели лояльных и непостоянных клиентов, имеющаяся в наличии система фирменного стиля;
- б) оценка ситуации на рынке в целом — подробное описание конкурентной среды, существующих креативных стратегий сильнейших конкурентов.
Подобные данные получают совмещением методов внутренней «диагностики» предприятия, посредством сбора доступной вторичной информации (через средства массовой информации, Интернет) и проведения собственных маркетинговых исследований рынка. В российской действительности обычно используют лишь один из приведенных источников, так как проведение собственных исследований оказывается слишком дорогостоящей и продолжительной процедурой.
Разработка стратегии маркетинга
... точки зрения прибыльности. Актуальность рассматриваемой проблематики заключается в целесооб-разности не только разработки маркетинговой стратегии компании, но и успешного ее внедрения, возможности гибкого подхода в достижении поставленных главенствующих ...
Очень полезным источником информации на данной стадии может стать бриф. (приложении № 1) Главное при работе над брифом — задать правильные вопросы. Нужную информацию получить нетрудно, нужно лишь спросить.
Далее предлагается примерный список вопросов, от которого можно отталкиваться. Однако помните, создавая свой собственный список, что нужды каждой отрасли и каждой компании различны.
«Что заботит ваших клиентов?»
Этот вопрос не только помогает сконцентрироваться и направить творческие усилия на то, что привлекает клиентов вашего заказчика, но также показывает, что вы заинтересованы в этих клиентах, а не просто хотите угодить чьим-то личным вкусам.
«Как люди узнают о вашем продукте, организации, услугах?»
Зная, как ваш заказчик налаживает связь со своей клиентурой, вы сможете представить, как и где будет использоваться новый логотип. Это знание повлияет на то, какого рода дизайн вы предложите и в конечном счете создадите. Если компания распространяет листовки на торговых мероприятиях, можете напомнить ответственному за принятия решения, что многоцветный радужный эффект потребует более серьезных затрат, чем строгий серый однотонный дизайн. Понимание рекламных стратегий заказчика не только позволит вам помочь компании не сбиться с пути, но и даст возможность создать окупающий себя дизайн, работающий на многих уровнях.
«Зачем вашему заказчику нужен новый фирменный стиль?»
Отвечая на этот вопрос, ваш заказчик будет вынужден четко проговорить, зачем ему новый фирменный стиль. Иногда компании реагируют на ходы конкурентов: например, соперник ввел новую визуальную систему, и компания хочет ответить тем же. В этом случае поощряйте заказчика не торопиться, быть осмотрительным и воздерживаться от поспешной реакции. Компания, возможно, уже выработала яркий и долговечный фирменный стиль, и теперь жизненно важно не пренебречь им под влиянием минутного решения. Возможно, лучше будет внести уточнения, освежить существующую систему, а не начинать все заново. Об этом подробнее поговорим в следующей главе.
«Какие слова должны ассоциироваться с вашей компанией?»
Можете для начала сами предложить несколько прилагательных: «творческий», «профессиональный», «традиционный» или «веселый». Ответы направят вас к определенным стилям дизайна.
«Как вы думаете, какого рода логотипы могут привлечь ваших клиентов?»
Переключив внимание с индивидуальных вкусов заказчика на запросы его клиентов, вы сможете направить процесс на благо компании в целом, а не на удовлетворение личных предпочтений одного человека.
«Сколько людей отвечают за использование фирменного стиля?»
Вашему клиенту важно строго контролировать использование вашего произведения. Вот крайний пример: вам не хочется, чтобы файл с логотипом низкого разрешения, пригодный для использования на сайте, увеличили и использовали на обложке печатного руководства по продажам. Зачем тогда нанимать специалиста? Задав этот вопрос, вы побудите собеседника к диалогу о важности брендбуков. В какой-то момент вы можете даже предложить создать брендбук, показывающий компании, как можно и как нельзя использовать дизайн.
Систематизированные данные обеспечивают основу для составления заявления о позиции торговой марки, а также базу для разработки всего фирменного стиля.
«Проектирование фирменного стиля»
... горячего, так постараемся сделать тоже самое с красивое/некрасивое. Разработка фирменного стиля и общая концепция будущего логотипа не должна вызывать отторжения. Она должна быть гармоничной, ... поэтому в данной курсовой работе будут затронуты все главные аспекты подготовки и проведения выставки. Все вышесказанное дает возможность считать выбор темы курсового проекта: «Разработка и проектирование ...
Рассмотрим влияние грамотного и полноценного сбора информации на формирование фирменного стиля и успешность бренда в целом, на примере американской компании FedEx.
Federal Express
Прежний фирменный стиль компания явно нуждалась в том, чтобы лучше передать информацию о широком спектре предоставляемых ею услуг и заново утвердить свою позицию лидера отрасли. В 1994 году было принято решение обратиться во всемирное дизайнерское бюро Landor , чтобы создать новый фирменный стиль, который помог бы заново позиционировать корпорацию.
Для Landor исследование рынка было ключевым фактором в разработке действенного и долговечного дизайна. Landor и FederalExpress назначили свои внутренние исследовательские группы для сотрудничества в ходе продлившегося девять месяцев глобального исследования, которое показало, что предприятия и отдельные потребители были не в курсе глобального охвата и широчайшего диапазона услуг, предоставляемых FedEx , и полагали, что эта компания занимается только перевозками «за одну ночь» исключительно в пределах Соединенных Штатов.
Landor провел дополнительное исследование относительно самого названия корпорации. Обнаружилось, что у многих людей слово «federal» («федеральный») ассоциируется не самым приятным образом с правительством и бюрократией, а слово «express» слишком затертое. В одних лишь соединенных Штатах оно входило в названия более чем 900 компаний.
Federal Express
На начальной стадии было создано свыше 300 вариантов дизайна — от эволюционных (развивающих исходную концепцию) до революционных (носящих принципиально иной характер).
: варианты логотипа.
Новый фирменный стиль и сокращенное название компании, предложенные дизайнерским бюро, предполагают большую целостность и более сильное воздействие при различных способах применениях.
Данная ситуация как нельзя лучше демонстрирует важность планомерного сбора информации, а также правильного нейминга.
Рассмотрим дальнейшие этапы. Предписанное общей моделью разработки идеи «сосредоточение умственных усилий на системе фактов» в контексте креативной стратегии проектирования фирменного стиля необходимо характеризовать более подробно. Концентрация на системе фактов, определяемая заявлением о позиции торговой марки, принимается нами как непременная движущая сила любого творческого поиска. Перевод вербального описания рекламной стратегии на художественный язык образов, символов, метафор требует полного сосредоточения, что само по себе уже составляет некоторые временные издержки. Именно необходимостью сведения таких затрат к минимуму обусловлена необходимость конкретизации данной стадии поиска идеи.
Важная отличительная черта концентрации при проектировании фирменного стиля состоит в необходимости подключения подсознательного опыта исполнителей: креативный поиск питается яркими впечатлениями, занимательными событиями, поведенческими клише и другими типичными и необычайными фактами, неизменно присутствующими на различных уровнях памяти.
Если функции по проектированию фирменного стиля заказчик предполагает доверить подрядчику, то именно на данной стадии следует произвести выбор между отдельными дизайнерами, креативными группами и дизайнерскими бюро, тем самым, сняв с себя нагрузку по выполнению следующих двух этапов разработки.
На данной же стадии мы считаем вполне уместным использование категории «описания проблемной ситуации в терминах какого-либо условного языка», предлагаемой современной методологией изучения творческих механизмов. Например, следуя теории решения изобретательских задач Г. Альтшуллера, при разработке фирменного стиля следует изучить внутренние ресурсы и внешние условия заказчика. Сопоставление настоящих возможностей с потенциальными потребностями определяет структуру будущего стиля: обязательный комплект элементов и набор требующихся носителей.
Теория Г. Альтшуллера представляет собой вариант направленного поиска решений, но, на наш взгляд, применение ее в развернутом варианте или на следующих стадиях не целесообразно. Причина тому в свойственной теории общности и псевдоуниверсальности. Решение же проблемы фирменного стиля есть выбор эффективного инструмента для конкретной задачи формирования имиджа.
Итак, период концентрации в разработке фирменного стиля наиболее короткий по продолжительности этан, суть которого состоит в ознакомлении участников процесса с рекламной стратегией и сосредоточении на проблеме перевоплощения позиции торговой марки в художественную систему символов. В то же время, это наиболее уязвимый этап: эффективность концентрации в значительной степени зависит от внешних условий среды, прямо и косвенно воздействующей на агентов проектирования.
Здесь же, исходя из рекламной стратегии, следует определить предположительную структуру будущего фирменного стиля: набор элементов, комплект носителей. На следующих стадиях данная структура будет уточняться.
В отличие от базовой модели творческого процесса, мы не предписываем указанной стадии наплыв идей как итоговый показатель эффективного завершения. Мы свидетельствуем лишь о возможности появления в такой период отдельных ассоциаций, развитие которых до уровня креативной идеи является задачей уже следующей ступени. Цель же данного этапа — ознакомление всех участников креативного поиска решения фирменного стиля с сущностью рекламной стратегии предприятия, последующее сосредоточение их на проблеме создания или перепозиционирования имиджа, разделении обязанностей между отдельными агентами проектирования. Форма данного этапа предстает преимущественно в управленческой работе по организации креативного процесса (выбор группы исполнителей, создание оптимальных условии для продуктивной работы).
Сложность в том, чтобы обеспечить оптимальные условия, которые будут оцениваться разными исполнителями субъективно.
Если общая модель разработки идей описывает представленную стадию как подсознательную работу, то креативная стратегия должна зафиксировать вербальные процедуры вычленения стилистических решений фирменной атрибутики.
Цель инкубации фирменного стиля состоит в определении необходимого имиджа предприятия. Основой для данной процедуры является заявление о позиции торговой марки, процесс же концентрации креативного мышления служит своеобразным связующим проводником к итоговому определению имиджа. Вербализация эффективного имиджа приводит к определению состава элементов и достаточного набора носителей фирменного стиля, заданию цветового решения, выбору семейства шрифтов, наиболее полно описывающих имиджевую суть конкретного учреждения. Таким образом, задается необходимый уровень сложности комплекта фирменных атрибутов. Имиджевая стилизация коммерческой деятельности повседневного спроса (низкововлеченная целевая аудитория, трансформационная мотивация покупки) соответствует минимальному уровню сложности фирменной стилистики, узкоспециальное предпринимательство (высокововлеченная целевая аудитория, информационная мотивация) — высокой концептуальности структуры стиля, сложного взаимодействия элементов в системе носителей.
Определенная степень сложности задает критерии выразительности, то есть степень достаточной иллюстративности будущего фирменного стиля. При этом взаимосвязь между указанными критериями прямо пропорциональна.
Генерирование идей не может быть предписано на данной стадии, однако появление нескольких десятков идей посредством установления ассоциативных связей исходит из описания желаемого результата. Форма появляющихся идейна данной ступени принимает вид метафоры, определения, гиперболы, сравнения, олицетворения, аргументации в пользу характеристик объекта разрабатываемого фирменного стиля. Для олицетворения энергетически мощного имиджа необходимо остановиться на минимальном количестве художественных определений (на наш взгляд, их продуктивное число не может превышать пяти).
Так как в настоящей работе мы излагаем сущность креативной стратегии построения фирменного стиля, первостепенную основу которого составляют элементы графического исполнения, то инкубация идей подразумевает дизайнерскую работу над набросками. Здесь уже могут появляться отдельные наброски, символьные атрибуты, которые на последующей стадии будут сводиться в систему или самоустраняться.
Далее такие формы следует сгруппировать методом установления логических взаимосвязей между различными ассоциативными характеристиками. В числе составленных комплектов выделяются консервативные и демократичные, яркие и «серые».
Данная стадия характеризуется ускорением процесса художественного творчества. Волновая цикличность процесса генерирования идей набирает амплитуду. Пики умственной активности соответствуют появлению идей, спады — возвращению к изучению итоговых показателей предыдущих стадий. Во-первых, идет проработка описательных эскизов, иллюстрирующих определение желаемого имиджа предприятия; во-вторых, необходимо генерирование самостоятельных идей. Цель данной ступени состоит в выявлении символа, отражающего позицию торговой марки посредством имиджевого аппарата. Впоследствии такой символ требуется только изобразить в стилистически интересной форме.
Среди первых эскизных набросков профессиональный взгляд специалиста по рекламе легко выявляет достойные, интересные. Таким образом осуществляется первичный отбор. Вербализация причин несоответствия идеи отдельных набросков позволяет генерировать новые варианты. Такими причинами на данной стадии могут быть несоответствие общего настроения эскиза, подтверждения существования подобного. Впоследствии новые варианты также подвергаются первичной оценке и включаются в дальнейшую проработку.
Обязательное правило рекламного дизайна: графическая атрибутика съедобных символов должна проектироваться вкусной, технологий — фантастическими, финансовая сфера — престижной и стабильной в развитии и т.д.
Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, любой объект рекламы на основе его позиционирования можно описать одним — тремя основополагающими словами-символами, грамотная отрисовка которых неизбежно приведет к созданию комплекта элементов фирменного стиля, который будет отвечать критериям органичности, выразительности и соответствующей сложности. Наличие определенного общего для предприятия ассоциативного символа позволяет методом переноса характеристик данного знака на объект разработки фирменного стиля определить настроение, мастерство исполнения констант. Кроме того, непосредственная генерация идеи в рамках креативной стратегии может быть осуществлена только на данном этапе.
Настоящий культовый дизайн таков, что его запоминают с первого взгляда. Довольно часто на то, чтобы произвести впечатление, у вас есть лишь время, не превышающее долей секунды.
Своеобразным методом для выработки идей может послужить проведение процедуры мозгового штурма, цель которого и направлена на выработку большого количества случайных идей. Отметим, что появление нескольких десятков идей, может быть обусловлено лишь пробуждением ассоциаций, что свидетельствует об эффективном прохождении предыдущего этапа концентрации. При механической наработке креативных идей влияние личностной цензуры как фактора субъективной оценки объекта стилизации так или иначе будет присутствовать. Но следующий этап «просветления» должен вычленить все личностное и оставить только объективное. Причина тому — изначальная определенность отношения к будущему обладателю фирменного стиля, деформация которого не допустима. Наработанные идеи также должны быть переведены на художественный графический язык.
Далее эскизные наброски, прошедшие критический тест на соответствие современному уровню дизайна, должны быть подвергнуты качественной оценке на оригинальность, органичность, привлекательность.
Удовлетворение критерия оригинальности требует проведения исследования соответствующего рынка на предмет наличия схожих до степени смешения элементов фирменного стиля других организаций. Разрабатываемый проект не должен иметь какого-либо сходства с чужой фирменной символикой. Если подобие неизбежно, то проект должен быть заведомо и существенно лучшим в исполнении.
Органичность предполагает соответствие эскизов заявленной позиции торговой марки. Оценка привлекательности подразумевает выявление степени соответствия набросков шаблону восприятия потребителей и ожидаемой модели — целевой аудитории. Фирменный стиль должен привлекать внимание или, хотя бы, обеспечивать необходимую скорость восприятия.
Рассмотрим еще один красноречивый пример, в основе которого лежит успешная визуализация образа — Музей китобойного промысла в Нью-Бедфорде.
Malcolm Grear Designers работали над фирменным знаком Музея китобойного промысла в Нью-Бедфорде. Это крупнейший в Америке музей, посвященный китобойному промыслу того времени, когда торговые и охотничьи суда были в основном парусными. Объединяя паруса с хвостовым плавником кита и уникальным образом используя пустое пространство, получившийся в итоге дизайн отражает идею китобойного промысла в парусный век.
Мы видим, как удачно в данном товарном знаке нашла свое выражение основная идея организации.
И вот мы подошли к завершающему этапу — эскизы должны быть отрисованы и доведены до состояния завершенного проекта. Здесь происходит дизайнерская работа над эскизами в наиболее удобном для их реализации программном пакете графических редакторов.
Составляются комплекты из элементов и соответствующих им необходимых для коммерческой деятельности носителей фирменного стиля. Идеальный итог данной стадии — завершение разработки двух — трех равнозначных (по критериям оригинальности, органичности, адекватности, привлекательности и степени сложности), но различных по знаковой атрибутике или художественной стилизации символьного описания предприятия, дизайн-проектов.
Также очень важную роль играет выбор цвета. Здесь существуют два способа выбора. Первый — прямой. Он подходит в том случае, когда профиль деятельности компании непосредственно связан с каким-либо цветом. Например, если вы занимаетесь воздушными или морскими перевозками — идеально подойдут синий и голубой цвета, а для обработки дерева — зеленый. Однако «профильный» цвет уместен не всегда: если фирма оказывает ритуальные услуги — не стоит делать черный логотип, это будет попросту отталкивать от вашей компании. Гораздо лучше сделать логотип с использованием синих или зеленых тонов — они на подсознательном уровне вселят в ваших потенциальных клиентов спокойствие и надежду.
Второй способ подбора цветов для логотипа: ассоциативному. Если речь идет о банковских услугах — необходимо ощущение уверенности и надежности, которое дают оттенки синего цвета. Желтый — «солнечный» цвет — прекрасно подойдет для турфирм. Сочетание белого и зеленого (чистота + спокойствие и уверенность) — для компаний, оказывающих медицинские услуги. Если мы хотим мотивировать на немедленную покупку — подойдут энергичные цвета: красный (но не в слишком больших количествах), оранжевый, серебристый.
Давайте рассмотрим сочетание цветов в логотипах известных компаний: перенимать успешный опыт всегда полезно. «Пепси»: синий, белый и красный. Спокойствие и уверенность, чистота и энергия. «Форд» и «Фольксваген»: белые буквы на синем фоне. Уверенность и надежность — именно те качества, которые требуются автомобилю. «Google» — казалось бы, безумное сочетание цветов: синий, красный, желтый, зеленый. А с точки зрения цветопсихологии — здесь и надежность, и уверенность в результате, и побуждение к действию. (приложение №)
Резюмируем: при разработке логотипа вначале нужно понять, какие эмоции мы хотим вызвать у потенциального покупателя. От этого и отталкиваться при выборе цвета.
Исследование результатов креативного мышления на уровне логического анализа. Данный этап предполагает проведение заключительной оценки проектов фирменного стиля на соответствие необходимому уровню выразительности, универсальности, гибкости и адекватности.
Критерий выразительности требует проведения следующей аналитической работы. Предоставляемый для оценки проект фирменного стиля методом построения ассоциативных рядов проходит сопоставление графического исполнения с той позицией торговой марки, которую выражает.
Оценка универсальности требует соответствия колористического исполнения нормам изготовления полиграфической продукции и, одновременно, web-графики; элементы должны идеально вписываться в любые форматы современных носителей рекламы; масштабирование элементов не может приводить к качественным изменениям восприятия фирменного стиля.
Гибкость подразумевает возможность внесения дополнений как в основополагающие элементы, так и, соответственно, в их носители, или дальнейшей их стилизации согласно новейшим требованиям рекламного дизайна в будущем. Необходимость соответствия фирменного стиля данному критерию обусловлена возможностью выхода предприятия на новые рынки, появлением новых стандартов оформления деловой документации или производимой продукции. Проект должен допускать некоторые модифицирующие изменения, не теряя при этом своей смысловой нагрузки.
Проектирование рекламного продукта начинается с исходных материалов и требований, полученных от заказчика, если таковые имеются. Затем необходимо разработать идею, от которой можно оттолкнуться, и концепцию дизайна.
Концепция компании:
«BOTANIQUE» — концептуальное кафе-чайная, особенностью которой является наличие сопутствующей библиотеки. Каждый гость может приятно провести время за чашкой чая, с понравившейся книгой. Эта особенность будет отличать кафе от конкурентов и должна быть отражена в фирменном стиле. «BOTANIQUE» кафе представляет довольно современный рыночный сегмент. Кафе такого типа популярны среди людей, ценящих натуральность и естественность, желающих просто встретиться и пообщаться в уютной обстановке, за чашкой чая. К категории таких граждан относятся современная молодежь, студенты, как правило, а также люди в возрасте до 30-35лет.
Сам бренд по своей стилистике соответствует лучшим современным мировым трендам, он отличается экологичностью и эргономичностью, высоким сервисом обслуживания и функциональностью.
Первостепенная задача состояла в том, чтобы создать четкий образ, с намеком на природные растительные мотивы, свежесть и натуральность. Разработать имя будущего кафе-чайной, подобрать слоган, создать все элементы фирменного стиля, подобрать фирменные цвета.
Анализ рынка (конкуренты)
В условиях господства рыночных отношений планирование бизнеса теснейшим образом связано с предвидением возможностей сбыта предпринимательского продукта на рынке товаров и услуг. Чтобы прогнозные оценки предпринимателя наиболее соответствовали реальной ситуации будущего спроса и объема продаж, необходимо тщательно изучить и проанализировать рынок сбыта.
Самыми первыми сведениями, которые могут потребоваться, является информация о конкурентах.
На данный момент количество кафе в Москве постоянно растет в связи с увеличением спроса.
Кафе «BOTANIQUE» будет находится в центре города. В этом месте очень много магазинов, салонов, офисов, то есть ежедневная проходимость людей очень большая, поэтому и различных заведений питания также много.
Конкуренция в сфере питания в центре города по определению большая. Чаще всего это небольшие ларьки с пирожками и шавермой либо фаст фуд. Ни то, ни другое нельзя отнести к конкурентам, так как это заведения абсолютно другой тематики.
На сегодняшний день к конкурентам кафе «BOTANIQUE» относятся: «Чайная на Бакунинской и Чистых Прудах» и «Клуб чайной культуры».
Для начала рассмотрим главного конкурента — «Клуб чайной культуры».
Информацию кафе «Клуб чайной культуры» можно найти на их сайте. На главной странице сформулирована «миссия» клуба: «познакомит с традиционной культурой чаепития всех желающих» особый акцент уделяя восточным традициям чаепития и восточным сортам чая. В Клубе помимо чая, гости могут познакомиться с традиционным китайским ушу, искусством каллиграфии, китайским календарём, фэн-шуй.
Из этого можно сделать вывод, что данное заведение позиционирует себя как клуб Восточной культуры.
Но данное превосходство является недостатком с другой стороны: не каждый потенциальный клиент расположен к тонкостям и сложностям японских чаепитий. В «» более свободная атмосфера, большой выбор китайских сортов чая (и не только) сочетается с привычной каждому гостю европейской подачей.
Главным минусом кафе «Клуб чайной культуры», является не современный фирменный стиль. Таким образом, у кафе есть сильные стороны по отношению к «BOTANIQUE», но также есть и недостатки. Этот кафе является основным и самым сильным конкурентом.
«Чайная на Бакунинской и Чистых Прудах». У данного заведения нет фирменного стиля, и это значительно понижает его позиции. Данное кафе не пользуется большой популярностью, и акцент заведения поставлен на продажу (в т. ч. через интернет) весового чая.
Кафе «Чайная на Бакунинской и Чистых Прудах» явный пример того, что без фирменного стиля на настоящий момент на рынке невозможно пользоваться спросом, а, следовательно, иметь хороший доход.
Отсутствие фирменного стиля вызывает недоверие у предполагаемых посетителей, поэтому кафе «Чайная на Бакунинской и Чистых Прудах» является очень слабым конкурентом.
Создание фирменного стиля, ярко заявляющего о «BOTANIQUE» поможет укрепить позиции по отношению к имеющимся конкурентам.
Разработка названия кафе:
Кафе-чайная «BOTANIQUE». Название «BOTANIQUE» будет сочетать в себе образ чая как элемента ботанического мира, а также каламбур жаргонного употребления в русской речи слова «Ботаник», как прозвища человека, умного и читающего. Такой ход усилит узнаваемость и запоминаемость бренда среди клиентов, а также вызовет дополнительный интерес.
Разработка слогана.
Слоган компании является неотъемлемой и важной частью фирменного стиля. Поэтому, необходимо максимально просто и емко выразить в нем всю специфику и эксклюзивность кафе. Был разработан слоган «Clever tea» — Умный чай. Слоган является наиболее звучной вариацией словосочетания «чай для умных людей» или «чай с умом». Слоган отражает ключевую особенность бренда, тем не менее не используя прямого упоминания книг. Образ складывается на уровне восприятия и подразумевает признание особого уважения к каждому клиенту чайной, как к эрудированному и образованному. В данном слогане звучит качественная характеристика продукта и компании в целом, ориентированность на интеллектуальных и современных клиентов. Образ компании уверенный и провоцирующий.
Для формирования благоприятного имиджа компании, и позиционирования ее как современной, прогрессивной и работающей на европейском уровне, будет использоваться только версия на английском языке.
Выбор цветового решения фирменного стиля — один из важнейших этапов его формирования.
Основной фирменный цвет, Дополнительные фирменные цвета
Темно зеленый цвет (зеленого папоротника) будет вносить акценты. Более темный оттенок хорошо гармонирует с основным цветом. Уверенный, уравновешенный.
Серо-зеленый цвет (серой спаржи) будет использоваться в основном для надписей. Более контрастный и активный, в отличие от предыдущих. Ассоциируется со спокойствием, статичностью.
Бежевый цвет будет давать композиции легкость и чистоту. Рядом в ним зеленые цвет будет выглядеть выразительнее и свежее. В отличие от белого, он будет давать более мягкое и деликатное сочетание с остальными фирменными цветами.
Ассоциации — чистота, воздух, свежесть.
Первым делом были исследованы более сотни логотипов и десяток фирменных стилей представителей отрасли: кафе, ресторанов, чайных, интернет магазинов чая. (приложение №3) Проанализированы цвета, символы, шрифты. Также изучены носители стилей: визитки, брошюры, каталоги, всё, до чего была возможность «дотянуться». Очень важно на данном этапе знать, какие решения использованы конкурентами, не повторять их и ориентироваться на создание более узнаваемого и более качественного фирменного стиля.
Следующим этапом разработки было создание эскизов. Поддерживая тему ботаники как основную, было разработано несколько вариантов логотипа (см. Приложение 4).
Все они подвергнуты качественной оценке на оригинальность, органичность и привлекательность.
Как наиболее соответствующий концепции заведения, и его специфике, соблюдению стандартов и психофизиологических основ восприятия элементов фирменного стиля, а также философии бренда, был выбран текстовый логотип. Отсутствие резких острых линий делает логотип спокойным и приятным к восприятию, а теплый насыщенный оттенок зеленого оказывает смягчающее, расслабляющее действие. Композиция логотипа статична.
В основе логотипа лежит гротескный шрифт, подчеркивающий простоту и дающий намек на натуральность бренда. Буква «i», выполненная в виде ростка также символизирует чистоту, натуральность и развитие, а также, дополнительно указывает на принадлежность к миру ботаники.
В качестве базы использован шрифт Franklin Gothic Demi. Особый акцент поставлен на наличие в слове ассендера (Ascender) у буквы «b» и десендера (Descender) у буквы «q». Это улучшит восприятие логотипа, повысив его читабельность.
В дальнейшем я внесла изменения в исходный шрифт:
- удлиняем «q» и «b»
- выравниваем расстояния между буквами
- сглаживаем острые углы у символов «b», «t», «q», «e».
- Овалы «b», «o», «q» делаем более округлыми
Черным контуром обозначен исходный шрифт.
Слоган выполнен шрифтом Hipster Script Pro. Современный, стильный рукописный шрифт добавляет элемент изящества к аскетичному и лаконичному шрифту Franklin Gothic Demi. Вместе они создают выигрышную гармоничную и простую шрифтовую композицию.
Логотип удобен и прост, в то же время он полностью соответствует значению слова «Ботаника». При разработке, я старалась учесть, что использование логотипа в дальнейшем будет очень обширным (клише для термопечати и тиснение на коже, вышивка, световая вывеска, и пр.), поэтому он должен быть разряженным. (приложение №5)
Возможно использование логотипа в 4х вариантах цвета. (приложение №6)
Поддерживая общую тему растительности, в качестве дополнительных элементов, были отрисованы веточки зелени, которые могут формировать фирменный орнамент, и, дополнительно круги из листьев, объединённых вместе, которые можно компоновать с текстовым логотипом, а также использовать как самостоятельные элементы (Приложение №7).
Данные элементы могут использоваться в оформлении интерьера, а также мелких носителей фирменного стиля (значки, наклейки, подставки под кружки)
Фирменный фон (паттерн)
Одним из самых востребованных и удобных элементов фирменного стиля могут стать фоны. Область их использования в дизайне очень велика.
В нашем случае они не должны перегружать макет и соответствовать стилистическому направлению общей концепции стиля. Для кафе BOTANIQUE было разработано 3 фирменных фона:
Чтобы не упускать «книжную идею» основным паттерном будет текстура мятой бумаги, выполненная полигонами. Такой фон будет смотреться спокойно и неброско, а также хорошо сочетаться с основными графическими элементами, в т. ч. с логотипом. (приложение №8).
Вторая версия фирменного фона — орнамент из зеленых листьев (приложение №8).
Использование такого паттерна должно сводить к минимуму присутствие в макете других элементов, в частности мелких деталей, пиктограмм, мелких текстов.
Третья версия — паттерн «Горох» (приложение №8).
Разряженный, свободный легкий паттерн. Предназначен для использования небольшими вставками на полиграфических материалах и упаковке. Не является активным элементом стиля. Используется в том же цвете что и логотип, только на белом фоне.
В данной работе так же была разработана документация фирмы:
- Визитка;
- Бейдж;
- Фирменный бланк;
- Фирменная папка;
- Фирменная сувенирная продукция;
- Рекламная листовка.
Вся документация выдержана в едином стиле.
Визитные карточки
Визитные карточки двухсторонние. На лицевой стороне содержится контактная информация сотрудника, дополненная логотипом. Логотип подчеркнуто небрежно смещен вниз и выходит за рамки печатной области. Это придает запоминаемость и креативность макету. В то же время дизайн в целом прост и хорошо воспринимается.
На обороте акцент поставлен на имя компании — крупно расположенный по центру визитки логотип, вместе со слоганом и подписью. В качестве дополнительной информации, добавлен адрес сайта. Все элементы скомпонованы четко, чисто и просто.
Для набора визитки использован фирменный шрифт Pragmatica Cyrillic. В оформлении лицевой стороны визитки присутствует линия-указатель, которая используется практически на всей печатной продукции (реклама, флаер, меню, постер)
Бейдж
Так как деятельность кафе подразумевает непосредственное общение с клиентами, для сотрудников предусмотрены бейджи.
Бейдж представляет собой пластиковую табличку белого цвета, размером 65х36 мм.
В вырезанном окошке вставляется имя сотрудника, выполненное фирменным шрифтом, фирменным серо-зеленым цветом («серой спаржи»), предпоследняя буква имени зеленого цвета («фисташковый цвет»).
Таким образом будет создаваться параллель с логотипом кафе, (как на визитке).
Внизу бейджа написано: «прочел Войну и мир», «дочитал Булгакова», «читаю Пришвина», «зачитываюсь Шекспиром».
Таким образом, бейдж будет помогать установлению контакта между сотрудником и клиентом, помогать идентифицировать образ бренда и способствовать его запоминанию.
Фирменный бланк
Бланк выполнен в соответствии с фирменным стилем, в верхней части расположен логотип (справа) и фирменный орнамент (приложение №9.)
Снизу выходные данные компании (справа), так же с фирменным орнаментом.
Расположение элементов стиля создано с учетом психологии восприятия и прочтения информации — начиная с верхнего левого угла, заканчивая нижним правым. Все элементы фирменного зеленого цвета.
Так как общая композиция получается легкой чистой и свободной — бланк будет хорошо смотреться в монохромной версии (например, черно-белая ксерокопия бланка/документа)
Фирменная папка
Фирменная папка с нанесенными на нее элементами стиля является незаменимым инструментом деловой и рекламной коммуникации.
Папка выполнена в минималистическом оформлении. Фоном служит основной фирменный цвет, на лицевой стороне крупно обозначен логотип компании. На задней стороне папки вертикально расположен орнамент, который при складывании, переходит на внутреннюю сторону. Контактные данные компании присутствуют на задней стороне, завершая композицию.
Неброские градиенты на фоне папки от темного к светлому визуально делают цвет насыщение и глубже. Минимум элементов, использованных в дизайне макета, подчеркивают простоту, лаконичность и чистоту.
Папка будет выполнена из плотного картона, на лицевой стороне логотип может быть покрыт глянцевым уф лаком, улучшая тактильное восприятие изделия.
Папка — счет
( Приложене №10)
Счет выполнен в виде папки фирменного цвета снаружи, растительного фирменного паттерна в кармане (внутри справа) и цитат великих классиков о чаепитии и чае (внутри слева).
В оформлении текста использованы шрифты, не входящие в фирменные. Такой шаг обусловлен идеей создать имитацию вырезок из различных изданий, подчеркнуть разноплановость авторов, а также указать на стилистическое разнообразие и широкий ассортимент представленной в кафе литературы.
Оформленный таким образом, счет привлекает дополнительное внимание клиента, и является запоминающимся и ярким.
Основной цвет фона — фисташковый с использованием слабого градиента от светлого к темному. Логотип и текст выполнены бежевым цветом.
Размер счета в сложенном виде 200мм х 90мм. Счет выполнен на плотном картоне, на лицевой стороне логотип, поверх печати, покрыт глянцевым УФ лаком, для улучшения тактильного восприятия у клиента.
Дизайн сувенирной продукции.
В качестве сувенирной продукции предусмотрены: фирменные кружки, которые могут использоваться в самом кафе. Подготовлено 2 версии кружек: с растительным орнаментом на белом фоне и с логотипом. Они выглядят просто, стильно, лаконично — в духе компании.
Фирменные футболки
Футболки используются только белого цвета, сохраняя образ чистоты, свободы, ясности и натуральности. Логотип на футболках сочетается с графическим элементом, чтобы быть более узнаваемым и запоминающимся. Слоган отвечает тем же требованиям. (Приложение №11)
Печатная рекламная продукция
В качестве примера применения и использования фирменного стиля, были разработаны сезонные рекламные таблички. (Приложение №12)
Цель — информировать потенциального клиента о текущей рекламной акции, проходящей в кафе. Также реклама должна привлечь внимание к бренду «BOTANIQUE» закрепить образ компании в подсознании будущего клиента.
Суть акции: кафе «BOTANIQUE» предлагает своим гостям и клиентам попробовать сезонное предложение — различные виды icetea.
Чтобы максимально усилить психологические воздействие рекламного материала, решено использовать фотографии с продукцией как основную составляющую макета. Из ряда фотографий напитков, была выбрана одна, соответствующая поставленной задаче. Отдельное внимание уделялось тому, чтобы фотографии гармонично сочетались со стилем «BOTANIQUE» — теплая гамма, присутствие травяных зеленых оттенков, перекликающихся с фирменными цветами компании.
Так как важной задачей являлось составить макет таким образом, чтобы реклама легко идентифицировалась с самим кафе-чайной, решено, логотип разместить по центру. Для набора текста использован фирменный шрифт Pragmatica Cyrillic, так же использованы пиктограммы социальных сетей, стилизованные под фирменный тиль кафе.
Фирменная упаковка
Т. к кафе предоставляет возможность взять чаи и десерт на вынос, предусмотрена фирменная упаковка. В нее входят бумажные стаканчики под напитки, коробки под десерты и фирменные пакеты.
Ввиду того, что одной из черт фирменного стиля является натуральность и экологичность, в качестве материалов будет использоваться только бумага.
Стаканчики
В оформлении пакетов предусмотрено 3 варианта (приложение №14):
зеленый круг на белом фона
инверсия (зеленый фон, белый логотип
белый фон, логотип выполненный текстурой газонной травы. Такой вариант добавит упаковке живости, натуральности и свежести.
На торцах пакетов использован паттерн «горох», для того, чтобы упаковка выглядела целостнее.
Коробка (приложение№ 15) для десертов выполнена в фирменных цветах.
На боковой части размещается текстовый логотип с подписью «первая интеллектуальная чайная. В нижней части размещены контактные данные кафе и небольшая рекламная вставка. Все тексты набраны шрифтом Pragmatica Cyrillic.
На торцевой части на фисташковом фоне крупно размещен инверсию логотипа в круге, что будет гармонично смотреться с боковой частью упаковки.
Фирменный сайт.
В настоящее время создание фирменного сайта — это неотъемлемая часть фирменного стиля. Любая уважающая себя компания не только разрабатывает свой сайт, но и выводит его на лидирующие позиции в поисковых Интернет-системах. Желание выглядеть в глазах клиента престижной компанией подталкивает к созданию своего неповторимого сайта. Клиентам будет интересно узнать о продукции фирмы, а владельцу сайта удастся приобрести лояльного потребителя товара или услуги. Одной из главных задач при разработке данного сайта стояло формирование позитивного восприятия покупателями и партнерами. Дополнительно, сайт формирует впечатление о компании, как о стабильной, надежной и современной.
Учитывая все вышесказанное был разработан сайт кафе-чайной BOTANIQUE (приложение№ 17).
Главным принципом в создании макета остается лаконичность, ясность, простота. В оформлении использован фирменный шрифт, вся акциденция в тексте создается за счет использования заглавных символов и изменением цвета шрифта. Все фотографии, которые использованы в оформлении сайта. отвечают общей стилистике бренда.
Вверху, в шапке сайта размещен логотип компании на белом фоне, для идентификации сайта с брендом. Под ним идет горизонтальное кликабельное меню, состоящее их пяти кнопок, каждая из которых соответствует своему разделу и запускает переход на соответствующую страницу. В центре слайдер — интерактивная галерея, рассчитанная на 5 фотографий, которые будут меняться.
Далее есть раздел с новостями. Выходная информация с контактами, адресом в футере (footer) сайта. Также, учитывая, что в настоящее время очень большой популярностью пользуется реклама в социальных сетях Интернет, на сайте предусмотрены кнопки перехода Twitter, Вконтакте, Гугл+ и Facebook, адаптированные под фирменный стиль компании (в фирменном цвете)
Дополнительные материалы. Фирменный постер.
Для стилизации интерьера заведения, были разработаны постеры (приложение № 18).
Цель постера — стать ярким эмоциональным элементом интерьера. Он должен вызывать интерес у клиента, а также способствовать запоминаемости всего бренда в целом.
В качестве главной детали были созданы стилизованные портреты литературных классиков. Данная идея поможет укрепить связь литературного образа с самим заведением. Портрет расположен на фирменном фоне, все оформление плаката соответствует концепции фирменного стиля.
Брендбук
Для систематизации всей информации по разработанному фирменному стилю и в целях его грамотного использования в дальнейшем, было разработано руководство по фирменному стилю. (Приложение№20)
Данное руководство составлялось как брендбук компании, на основании маркетинговых исследований и философии бренда «BOTANIQUE».
В нем подробно излагаются все ключевые аспекты работы с фирменным стилем. Разработаны правила и рекомендации по использованию логотипа и основных графических элементов, случаи и способы их совмещения и компоновки.
Рекомендации по масштабированию элементов фирменного стиля, минимальные и максимальные ограничения размеров.
Так же представлены примеры использования фирменного стиля в оформлении кафе и полиграфических материалах. Для кафе «BOTANIQUE» разработана чайная карта, плакаты для оформления интерьера, рекламная печатная продукция.
Соблюдение всех правил и рекомендаций, изложенных в брендбуке, является обязательным условием для успешного формирования положительного образа в глаза потребителя.
Использованные технические и программные средства
При проектировании данного рекламного продукта использовался Adobe Photoshop — программа для работы с растровым изображением. Также был использован Adobe Illustrator — векторный графический редактор, разработанный и распространяемый фирмой AdobeSystems.
Для печати текста — MicrosoftOfficeWord 2013, который является текстовым редактором, т.е. программным средством, предназначенным для создания, редактирования, форматирования простых и комплексных текстовых документов.
В данной части дипломной работы приведена смета затрат на разработку фирменного стиля для кафе BOTANIQUE
Смета — документ, представляющий собой расчёт (план) предстоящих доходов и расходов на осуществление какой-либо деятельности. Существуют сметы на финансирование деятельности какого-либо предприятия, учреждения, на выполнение каких-либо работ.
Смета затрат — полный свод затрат предприятия на производство и реализацию продукции за определенный календарный период (год, квартал), составленный по экономическим элементам расходов.
Смета затрат составляется по типовым элементам: сырье и основные материалы, возвратные отходы (вычитаются); вспомогательные материалы, топливо и энергия со стороны; заработная плата основная и дополнительная; отчисления на социальное страхование, прочие расходы.
Смета затрат рассчитывается путем прямого суммирования отдельных экономических элементов и смет комплексных расходов или смет отдельных подразделений предприятий; она исключает вторичный учет продукции собственного изготовления для собственных производственных потребностей. В смете затрат учитываются затраты на изменение остатков незавершенного производства, капитальное строительство, капитальный ремонт и пр.
Смета затрат позволяет определить общую потребность предприятия в денежных ресурсах, сумму материальных затрат, провести расчеты по балансу расходов предприятия на планируемый период.
Расчет сметы затрат начинается с расчета рабочего времени.
Для разработки фирменного стиля компании мне понадобится 2 месяца (в период с апреля по май 2014 года).
В день я буду работать по 3 часа, 5 дней в неделю, таким образом, количество рабочих дней составляет 24 дня или 72 рабочих часа.
Деятельность /Рабочее время (часы)
Ознакомление с компанией 2 ч.
Подбор материала 4 ч.
Разработка логотипа 15 ч.
Разработка визиток 5 ч.
Разработка фирменного бланка 1 ч.
Разработка сувенирной продукции 3 ч.
Разработка упаковки 13 ч.
Итого: 72 часов
Итоговая смета затрат дипломного проекта
Расходы на материальные затраты 10 600 рублей
Трудовые затраты 57 600 рублей
Итого: 69 578 рублей
Во время разработки сметы затрат были учтены все затраты на изготовление диплома, а именно фирменного стиля компании, такие как материальные затраты, трудовые затраты, амортизация и т.д.
Фирменный стиль — это набор цветовых, графических, словесных, типографских, дизайнерских постоянных элементов (констант), обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров (услуг), всей исходящей от фирмы информации, ее внутреннего и внешнего оформления.
Основные функций фирменного стиля — функции доверия, идентификации и эффективности рекламы. Постоянные элементы фирменного стиля экономят время потребителя, упрощают для него процесс совершения покупки или потребления услуг и вызывают положительные эмоции, ассоциирующиеся с именем и образом предприятия.
Создание фирменного стиля делится на стадии. Разбиение на стадии позволяет более гибко использовать бюджет на разработку фирменного стиля и контролировать этапы его формирования.
Уточнение стратегии.
Прежде чем приступить к созданию фирменного стиля, нужно иметь четкое представление о характере бренда и окружающей его конкурентной среде. После детального изучения самого бренда, его целевой аудитории и выразительных приемов конкурентов — обсуждаются пожелания заказчика и согласуются начальные идеи.
Концепция фирменного стиля.
На данном этапе разрабатывается основная идея / тема фирменного стиля. Но даже на уровне концепции фирменный стиль должен убедительно раскрывать преимущества бренда и формировать положительное к нему отношение.
Комплексная разработка фирменного стиля.
Выбранная концепция дорабатывается — одобренные визуальные принципы распространяются на различные носители и форматы.
После осуществления заказа не обязательным, но желательным этапом является создание брендбука. В брендбуке прописываются правила по использованию различных элементов фирменного стиля и указываются недопустимые варианты их использования. Брендбук создается для правильного воспроизведения и использования фирменного стиля.
Данная дипломная работа посвящена разработке фирменного стиля кафе — чайной «Botanique». В процессе работы были сначала рассмотрены теоретические аспекты разработки фирменного стиля, особенности и порядок выполнения, анализ рынка, выявление конкурентов, затем был разработан логотип, после чего были разработаны остальные элементы фирменной документации (фирменные визитки (именная и корпоративная), фирменный бланк, фирменные конверты, фирменные папки).
Для продвижения своего бренда заказчиком было принято решение о проведении рекламной компании, для начала достаточно простой и наиболее экономичный вариант — распространение листовок, поэтому создание рекламной листовки также входило в заказ.
После анализа существующего рынка было выявлено два основных конкурента. Были рассмотрены преимущества и недостатки конкурентов, рассмотрены их ошибки, им на основе полученного материала были созданы элементы фирменного стиля кафе «Botanique»
В процессе выполнения дипломной работы были решены следующие задачи:
- Рассмотрены процесс возникновение и формирование фирменного стиля;
- выделены основные элементы фирменного стиля;
- Проанализировны примеры удачных проектов;
- Исследован процесс создания фирменного стиля и его этапов;
- разработн фирменный стиль кафе «Botanique». Обозначить визуальный ряд основных носителей фирменного стиля в единой композиции, цветовой гамме, шрифтовом исполнении.
При создании фирменного стиля кафе «Botanique» были учтены стандарты и нормы создания фирменного стиля, а также использованы на практике знания, полученные в период обучения.
1. Заенчик В.М., Карачев А.А., Шмелев В.Е., «Основы творческо — конструктивнойдеятельности. Предметная среда и дизайн», Москва: Издательский центр «Академия», 2006г. — 315 с.
2. Борисов Б.Л. «Технологии рекламы и PR», Москва: Издательский дом «ФАИР — ПРЕСС», 2005г. — 624 c.
- Васильев М. «Бренд. Сила личности», Москва: 2008г. — 130 с.
- Гольман И.А., Добробабенко Н.С.
«Практика рекламы», Новосибирск: СП «Интербук», 1991г. — 380 с.
- Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.К., Серегина Т.К., Шахурин В.Г., «Рекламная деятельность», Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006г. — 159с.
- Рубинштейн С.Л., «Основы общей психологии», Санкт — Петербург: Издательский дом «Питер» 2002г.
— 720с.
- Федько В.П. «Основы Маркетинга», Ростов — на — Дону: Издательский дом «Феникс», 2002г. — 480 с.
- Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.02.2006) (действующая редакция)
- Чумиков А.Н., Бочарев М.П., «Связи с общественностью: теория и практика», Москва: Издательский дом «Дело», 2009г.
— 496 с.