САиПР. Разработка системы управления автозаправочной станцией

Курсовая работа

Актуальность темы курсовой работы.

Применение системного анализа позволяет:

— построить систему управления для наиболее важных процессов предприятия — правильно планировать и осуществлять проведение сложных организационных изменений — правильно выбрать необходимый подход к управлению организацией для конкретных условий и ситуаций(функциональный, процессный, проектный)

Основной целью курсовой работы является применение системного анализа на примере процесса приёма нефтепродуктов на автозаправочную станцию.

Главными задачами,

2. Построение графической модели процесса;

3. Выявление факторов влияющих на систему в целом;

1 История развития АЗС

Автозаправки стали неотъемлемой частью нашего городского и загородного пейзажа, став символом доминирования автомобиля в обществе двадцатого столетия. Как фаст-фуд, мотели и гипермоллы, бензоколонки являются порождением новой культуры – культуры мобильности. Сегодня бензоколонки встречаются на дорогах чаще , чем посты ДПС, а для первых автомобилей приобрести топливо можно было лишь в скобяных или галантерейных лавках в ведрах или бутылях. Первые станции были разношерстными лачугами с бочками с топливом и ручными насосами. Однако владельцы таких АЗС быстро поняли, что для дальнейшего развития бизнеса без стандартизации и маркетинга уже не выиграть нарастающую конкурентную борьбу, поэтому уже с начала двадцатых годов на АЗС стали активно внедряться единые корпоративные стандарты оформления станций с помощью ярких и запоминающихся логотипов владельцев и единых сервисов. Автомобилисты, где бы они не встретили АЗС одной фирмы, могли судить о качестве бензина и уровне обслуживания по марке нефтяной компании. Поэтому розничная торговля нефтепродуктами сразу стала активно использовать весь арсенал маркетинговых и бизнес инструментов для повышения лояльности покупателей: фирменный стиль, реклама, развитие дополнительных сервисов и т.п.

АЗС — это доходный бизнес, рентабельность которого во многом складывается из, казалось бы, побочных факторов. Интересна история сервисов на АЗС и в первую очередь, магазинов при АЗС. В России магазины при АЗС стали массово появляться только в конце двадцатого столетия и до сих пор рассматриваются как приложение к основному бизнесу, пришедшее к нам с Запада. На Западе ситуация развивалась с точностью наоборот – АЗС начала века начинались именно как «АЗС при магазине». Дальнейшая история привела к выделению АЗС из связки с магазином в самостоятельный бизнес. Это было связано с бумом строительства междугородних шоссе, где профессиональным автомобилистам и путешественникам не нужен был «городской» сервис, а требовался особый «трассовый» — автосервис, мотели для отдыха, фаст-фуд или просто заправка — «наливайка». Сейчас можно четко разделить все мировые АЗС на «городские» и «трассовые» по перечню предоставляемых услуг. Стандартизация и унификация, естественно, требовала от владельцев АЗС дополнительных инвестиций в унификацию бизнес-процессов и автоматизацию управления растущим хозяйством, особенно с учетом специфики роста фирм на рынке АЗС – не за счет укрупнения АЗС, а за счет роста их числа на строящихся автодорогах. Сегодня уже невозможно представить себе успешную сеть АЗС без использования автоматизации и современных информационных технологий. Технологии также активно подтягивались к потребностям. В двадцатых годах появись первые механические дозирующие колонки, а в тридцатых — колонки с электрическими дозаторами, а затем и первые управляющие отпуском топлива системы и системы контроля за процессами АЗС.

80 стр., 39681 слов

Разработка бизнес-плана парикмахерской

... рост рынка в последние годы составляет 25-30%. И этот рынок растет год от года. В связи с этим приобретают особую актуальность вопросы, связанные с разработкой бизнес-плана ... парикмахерской. Настоящие салоны красоты, предлагающие широкий ассортимент процедур для волос, лица или тела, в нашей стране первыми стали ... квалификационной работы нас будет интересовать методика составления бизнес-плана и ...

1.1 Классификация АЗС

Сегодня определяющими факторами при выборе конкретной станции или сети становятся сервис и дополнительные услуги. Проблема качества топлива (особенно дизельного) на отечественных АЗС хоть и не решена полностью, но все-таки не стоит столь остро. Можно утверждать, что вопрос, как заправиться нормальным бензином и при этом не залить в бак «левый», для автовладельцев, особенно в крупных городах, практически не актуален. По уровню предлагаемого сервиса все АЗС условно можно разделить на три класса: Econom, Medium и Premium. Заправки Econom-класса — это почти полное отсутствие дополнительного сервиса либо его необходимый минимум в виде будки, где можно купить жвачку и тосол. Собственно, еще лет 10-15 назад такими были все АЗС, поэтому останавливаться подробно на них смысла нет. На более высокой ступени стоят станции Medium-класса, которые предлагают посетителям уже «сервис первой необходимости», отдельную оплату каждой услуги и принцип самообслуживания. Станции Medium-класса развивают все более разностороннее обслуживание клиентов. Однако, несмотря на всю готовность автовладельцев потреблять услуги «по евростандартам люкс», станции Premium-класса оказались для нашего рынка очень новы и даже неожиданны.

Говоря о брендах и количестве станций, которые представлены в сегменте Premium, нужно заметить, что их гораздо меньше, чем всех остальных. Ключевой момент сервиса этих станции — полное отсутствие участия клиента в заправке и в обслуживании своего автомобиля. С каждым персонально работает специально подготовленный сотрудник — стюард. Он не только заправит бак, протрет стекла и фары, подкачает шины, но даже сходит в магазин или оплатит услуги мобильной связи. Еще одна особенность элитной АЗС Premium — наличие т. н. «зоны отдыха». Здесь можно перекусить в кафе, выйти в Интернет или просто посмотреть телевизор. В это время машину обслужат по полной программе: вымоют кузов и уберут салон, накачают шины, дольют воду в бачок омывателя. В магазине представлен не просто широкий, а очень широкий ассортимент товаров — по сути, это настоящий универсам, предлагающий как продовольственные, так и бытовые товары. Также на АЗС расположен пункт приема коммунальных платежей. Интересно, что все станции Medium-класса, принадлежащие крупным топливным брендам , предлагают практически одинаковый уровень сервиса — очевидно, конкуренция заставляет их постоянно «подтягиваться», к улучшениям, введенным другими. Впрочем, потребителю-автовладельцу это только на пользу.

13 стр., 6252 слов

Проектирование и изготовление моделей кораблей

... модели судов и кораблей условно разделены на 8 классов. В первых двух классах собраны самоходные модели военных кораблей ... Наконец, вероятностный автомат - устройство (система), автоматически изменяющее свое состояние в зависимости от последовательности ... знаковые, абстрактные модели), так и экспериментальный (использующий предметные модели). Построение моделей как одна из сторон диалектической ...

2 Системный анализ предприятия

2.1 Общие понятия системного анализа, Системный анализ

Система

Подсистема

Элемент

Связь – ограничение степени свободы элементов.

Цель, понятие «цель»,

Структура

Окружающая среда, Структура.

Структура системы

Структура

Модель — некий объект-заместитель, который в определенных условиях может заменять объект-оригинал, воспроизводя интересующие нас свойства и характеристики оригинала, причем имеет существенные преимущества удобства. Модель можно также определить как способ существования знаний.

В результате деятельности математиков, логиков и философов была создана теория моделей. Согласно ей модель —это результат отображения одной абстрактной материальной структуры на другую, также абстрактную, либо результат интерпретации первой модели в терминах и образах второй.

Модели могут быть качественно различными, они образуют иерархию, в которой модель более высокого уровня (например, теория) содержит модели нижних уровней (скажем, гипотезы) как свои части, элементы.

Целесообразная деятельность невозможна без моделирования. Сама цель уже есть модель желаемого состояния. И алгоритм деятельности—также модель этой деятельности, которую еще предстоит реализовать.

аналитико-механистического подхода

С помощью таких подходов можно правильно объяснить явления, связанные с системами неживой природы. Однако для исследования систем в биологии, бихевиоризме, социологии они не подходят.

Аналитико-механистическим подходам свойственны следующие недостатки:

  • Они не могут дать объяснения сущности таких понятий, кик организация, самосохранение, регулирование, характеризующих живые системы.

  • Аналитический метод непригоден для изучения систем, которые должны рассматриваться неделимыми: существование неделимых целых делает разложение на составные части бессмысленным или невозможным. Важным предположением аналитико-механистического подхода является тот факт, что свойства всей системы не могут быть выведены из свойств ее частей.

  • Механистические теории были построены не для изучения сложных организованных систем со сложными структурами и сильными взаимосвязями, а с другой целью.

Системный подход

Цель ОТС заключается в построении концептуальной и диалектической основы для развития методов, пригодных для исследования более широкого класса систем, чем те, которые связаны с неживой природой. Общая теория систем лишена отмеченных выше недостатков и обладает следующими достоинствами:

10 стр., 4503 слов

Рынка бытового газового оборудования

... В качестве метода коммуникации выбираем наиболее универсальный метод исследования - личное интервью, т.к. интервьюер не только имеет возможность ... группировка, составление карт). Анализ полученных данных При проведении исследования было уделено внимание следующим вопросам: 1. Из ... марка газового оборудования, что говорит о том, что потребители уже знают и различают марки представленных моделей, и ...

  • Использует «целостный» подход к системам (в соответствии с которым все явления рассматриваются как «целостности») при сохранении идентичности систем и свойств неделимых элементов.

  • Повышает общность частных законов посредством нахождения подобных структур в системах (изоморфизм) независимо от того, к каким дисциплинам и специальным наукам относятся эти законы.

  • Побуждает к использованию математических моделей, которые описаны с помощью языка, не зависимого от конкретного смысла; эти модели благодаря свойственной им общности помогают установить аналогию (или ее отсутствие) между системами. С помощью математических моделей мы переходим «от анализа содержания к анализу структуры», что «позволяет избежать многих ненужных исследований». Недостаток такого подхода заключается в том, что реальные системы не полностью поддаются описанию с помощью математических моделей.

  • Способствует единству науки, являясь «связующей основой для систематики знаний». Общую теорию систем можно рассматривать как «систему систем», указывающую на расхождение и на сходство между различными дисциплинами .

  • Улучшение систем основано на аналитическом методе, когда условия работы данной системы и соответствующих элементов изучаются методами дедукции и редукции, чтобы определить причину отклонений от нормы. При системном подходе идут от частного к общему, а проект наилучшей системы определяется методами индукции и синтеза.

  • Проектирование системы в целом означает создание оптимальной конфигурации (структуры) системы.

Говоря иными словами, для «мягких» систем неприменим подход который успешно реализуется для «жестких». При работе с «жесткими» системами обычно оперируют со следующими понятиями:

в то время, как для «мягких» систем более характерны понятия

Также при исследования мягких систем, очень широко используются следующие методы:

  • дельфийский метод;

  • теория катастроф;

  • многопараметрические модели принятия решений;

  • теория размытых множеств (метаязык неопределенности).

При анализе мягких систем широко используется эвристическое программирование. К нему прибегают при решении слабо формализуемых задач.

Важнейшим инструментом системного анализа является использование подобия (на языке ОТС «изоморфизма») систем из различных областей. Так У.Р. Эшби впервые ввел в практику системного анализа понятие и модель гомеостата, которую современные экономисты успешно используют для исследования рынка, как состоящего из рынка денег, товарного рынка, рынка труда и рынка ценных бумаг.

Еще одним примером успешного использования изоморфизма является модель нервной системы , которую составил С. Бир и успешно применял при анализе организаций, и даже предпринял попытку внедрения в экономике целого государства (Чили, правительство Альенде), которая принесла некоторые результаты, однако программа не была окончательно реализована по политическим причинам.

15 стр., 7458 слов

Безопасность и экологичность производственных процессов при строительстве ...

... осматривают представители заказчика или представители газового хозяйства по окончании основных строительно-монтажных ... в процессе эксплуатации подвергаются техническому освидетельствованию лицом, ответственному за их исправность, в сроки, установленные требованиями. Правила, устройство и безопасность ... производстве работ по реконструкции системы газоснабжения возникают постоянно действующие опасные ...

Однако, применяя изоморфизм систем, необходимо помнить принцип эмерджентности, суть которого заключается в том, что то, что истинно в малом, может оказаться ложным в большом и наоборот. Таким образом, на сравнении механистического и системного подходов, а также на кратком описании некоторых методов была очертана методология системного анализа, которая все еще окончательно не сформировалась, но уже известны основные направления ее развития.

2.2 Основные цели, достигаемые предприятием.

Дерево целей.

Миссия:

Удовлетворение потребности населения качественными нефтепродуктами с высокой скоростью обслуживания.

  1. Увеличение доли рынка на 5-10% ежегодно

    1. Маркетинговые исследования

      1. Сегментация рынка

      2. Анализ конкурентов

      3. Изучение спроса

    2. Разработка концепции рекламы

      1. Участие в конкурсах

      2. Разнообразные эксклюзивные эмблемы и слоганы

      3. Массовые рекламные акции

    3. Привлечение новых клиентов

      1. Контроль качества продукции

      2. Повышение качества обслуживания в виде снижения жалоб на обслуживающий персонал

  2. Максимизация прибыли

    1. Ввод нового оборудования и технологий

      1. Проведение собственных исследований

      2. Отслеживание перспективных разработок НТП

    2. Повышение производительности труда на 15% ежеквартально

    3. Сохранение постоянных клиентов

      1. Предоставление различных скидок

    4. Усовершенствование процесса управления

      1. Обеспечение постоянного потока информации

  3. Формирование положительного имиджа АЗС

    1. Благотворительные акции, спонсорство

      1. Публичное отчисление средств на благотворительные нужды(детские дома, детские сады, малоимущие семьи)

        10 стр., 4639 слов

        Основные составляющие мониторинга процессов управление, анализ и улучшение

        ... процесса Рассмотренные выше группы показателей качества процесса определяют три уровня управления процессом: управление результативностью выполнения процесса; управление результативностью управления процессом; управление эффективностью процесса. Цели процесса ... и улучшению» организация должна планировать применять процессы мониторинга, измерения, анализа и улучшения, необходимые для: демонстрации ...

      2. Учреждение стипендий и грантов

АЗС

Формирование положительного имиджа

Максимизация прибыли

Увеличение доли рынка на 5-10% ежегодно

Ввод нового оборудования и технологий

Маркетинговые исследования

Благотворительные акции, спонсорство

Повышение производительности труда на 15% ежеквартально

Разработка концепции рекламы

Привлечение новых клиентов

Усовершенствование процесса управления

Сохранение постоянных клиентов

Рисунок 1 —

2.3 Факторы, влияющие на систему.

Как и любая сложно-структурированная система, система управления АЗС зависит от внешних и внутренних факторов, влияющих на характер поведения и функционирования процессов предприятия.

Конкуренция

Внутренние факторы

Внешние факторы

АЗС

Маркетинг и его исследование

Налоговая система

Финансовые ресурсы

Взаимоотношение с поставщиками

Законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность

Стратегия развития

Экономическая обстановка в стране

Политическая обстановка в стране

Стихийные бедствия

Рисунок 2 –

2.4 Схема управления предприятием.

«Чёрный ящик»:

Независимые факторы

Входы Выходы

  1. Входы:

  • Автоцистерна
  • Резервуар
  • Нефтепродукты
  • Оборудование для контроля

2. Выходы:

  • Заполненный резервуар
  • Оформление накладной

3. Независимые факторы:

  • Климатические условия
  • Выполнение техники безопасности
  • Настроение оператора

Структурная схема:

Закон

управления

Объект

управления

Субъект

управления

1

2

Субъект управления:

  • оператор
  • водитель автоцистерны

Объект управления:

  • оборудование автоцистерны
  • резервуар и его оборудование
  • документация (накладные и др.)

1. Управляющее воздействие:

  • проверка исправности резервуара и его оборудования
  • проверка накладных
  • проверка исправности оборудования автоцистерны
  • входной контроль нефтепродуктов
  • контроль за сливом нефтепродуктов

2. Обратная связь:

  • исправность оборудование автоцистерн
  • исправность резервуара и его оборудования
  • точные данные накладных
  • нефтепродукты соответствующего качества

2.5 Разработка алгоритма процесса приёма нефтепродуктов из автоцистерны в резервуар АЗС.

НАЧАЛО

Устранить неполадки

Проверка исправности резервуара и его оборудования

Оборудование исправно?

6 стр., 2814 слов

Нормирование работ по обслуживанию торгового процесса и управлению им

... с теоретическими аспектами нормирования работ по обслуживанию торгового процесса и управлению им. Для достижении цели поставлены задачи: рассмотреть нормирование труда на работах по обслуживанию торгового процесса, изучить нормирование труда служащих. 1. Нормирование труда на работах по обслуживанию торгового процесса труд производительность затрата торговый ...

Открыть задвижку для приёма в резервуар аварийного пролива

Обеспечить место слива первичными средствами пожаротушения

Проверка товарно-транспортной накладной

Отметка о прибытии автоцистерны в табелях

Накладные в норме?

Б

Прекратить приём нефтепродуктов

В

А

Рисунок 3 — Алгоритм процесса приёма нефтепродуктов

В

Б

А

Проверка пломб на горловине

Проверка исправности оборудования автоцистерны

Оборудование исправно?

Проверка уровня наполненности цистерны «по планку»

Входной контроль нефтепродуктов

Соответствие результатов проб и данных в накладной

Г

Рисунок 3 – Продолжение

Г

Соединить рукава автоцистерны со сливным устройством

Слив нефтепродуктов из цистерны

Контроль за сливом

Нефтепродукты слиты полностью?

Отсоединить рукава

Произвести измерение уровня и определить объем фактически принятого продукта по градуировочной таблице

Отсутствие расхождений с накладной

Составить акт о недостаче

Внести данные в журнал

КОНЕЦ

Рисунок 3 – Продолжение

Данная система процесса имеет свои входные и выходные параметры , которые для наглядности можно показать с помощью построения графической модели процесса.

2.6 Графическая модель процесса.

Прежде чем построить графическую модель системы необходимо определить параметры процесса, его входы и выходы, воздействие внешней среды. Необходима оценка степени их влияния на процесс.

Модель системы

Блок-схема

Представление технологических систем графическими моделями – блок-схемами, позволяет описать их связи с окружением, сравнить друг с другом.

Расчленение системы на подсистемы, позволяет построить развёрнутую блок-схему, проанализировать взаимодействие составных частей и, при необходимости, выявить причину неисправности.

ВХОД

ВЫХОД

ПРОЦЕСС

Рисунок 4 —

Вход. На входе организация получает от окружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду.

Выход .Если организация управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие возможные дополнительные выходы, такие как прибыль, увеличение доли рынка, увеличение объема продаж (в бизнесе), реализация социальной ответственности, удовлетворение работников, рост организации и т.п.

Процесс – совокупность операций, выполнение которых необходимо для получения результата.

  • Нефтепродукты;
  • Анализ полученных данных;
  • Оформление накладной;
  • Репутация
  • Доля рынка
  • Обслуживание АЗС и автоцистерны;
  • Слив нефтепродуктов в резервуары;
  • Входной контроль параметров нефтепродуктов;
  • Запрос на поставку нефтепродуктов;
  • Оформление и регистрация заявки;
  • Денежные средства;
  • Трудовые ресурсы;
  • Нефтепродукты (АИ 92, АИ 95 и др.);

Рисунок 5 –

Так как основной целью предприятия является получение максимальной прибыли, то каждый процесс, действующий на нём должен быть максимально эффективен, поэтому на основе данных полученных с помощью системного анализа выбранного процесса можно вынести варианты решений , при которых выбранный процесс будет максимально эффективен.

28 стр., 13813 слов

Разработка технологии процесса управления

... анализ технологии управления персоналом на ОАО «Мценский литейный завод» разработать рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления исследуемого предприятия. Объектом исследования курсовой работы является ОАО «Мценский литейный завод». 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ... инструкций и правил является определяющим при выполнении подчинёнными своих обязанностей; ...

Варианты решений, при использовании которых могут быть достигнуты поставленные цели:

  • Новые методы управления;
  • Использование новейших технологий и средств информатизации;
  • Эффективное управление.

Разработав данный алгоритм, который устанавливает последовательность действий и учитывает возможные ограничения, мы достигли главной цели данной работы, а именно, применение системного анализа для процесса приёма нефтепродуктов на автозаправочную станцию.

При этом использовав основные методы системного анализа:

  • Построение алгоритма процесса;
  • Построение графической модели процесса;
  • Структурную схему целей предприятия (Дерево целей);
  • Схему управления предприятием;

Заключение

В ходе выполнения данной курсовой работы мы убедились, что системный анализ является эффективным инструментом управления предприятием. Решив поставленные перед нами задачи с помощью системного анализа : 1. Разработка алгоритма процесса приёма нефтепродуктов на АЗС; 2. Построение графической модели процесса; 3. Выявление факторов влияющих на систему в целом;

  • Мы тем самым добились решения основной цели курсовой работы. Проведя системный анализ мы систематизировали процесс приёма нефтепродуктов на автозаправочную станцию.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/avtomatizatsiya-azs/

1 Правила технической эксплуатации стационарных, контейнерных и передвижных автозаправочных станций.

2 Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления, учебник для ВУЗов. — М.: Изд. Дом ВПГУ, 2004.- 400с

3 Якимович Б.А., Тенев В.А., Методы анализа и планирования систем – Ижевск: издательство ИжГТУ, 2001 – 152 с.

4 www.personalazs.ru